Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа содержит характеристику основных разделов курса истории 6 класс и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_6_klass.doc | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«История», 6класс.
Составитель программы –Коноводченко О. В. ,
учитель 2 квалификационной категории
город Курск
2015– 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «История России» для 6 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классы для образовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы «История России» 6-9 классы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. -М.; Просвещение,2012, допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Рассчитана в соответствии с учебным планом ОУ в 6 классе на 40 учебных часа в год или 2 час в неделю в 3 и 4 учебных четвертях.
Рабочая программа содержит:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- требования к уровню усвоения предмета;
- учебно-тематический план;
- содержание тем учебного курса;
- календарно-тематическое планирование;
- контроль уровня обученности;
- перечень литературы и средств обучения. Актуальность состоит в том, что данная рабочая программа предусматривает приведение учебно-методического комплекта по истории России для 6 класса автора А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной в соответствие с примерной программой по истории России на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная программа составлена для класса 7 вида (ЗПР). Она отличается от аналогичной программы тем, что здесь учитываются психологические особенности детей 7 вида (ЗПР). Общим в своеобразии всех психических функций и процессов детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция. Каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик.
Восприятие детей с ЗПР отличается недостаточностью произвольного выделения деталей, неполноценной дифференциацией информационной структуры воспринятого, низкой произвольной регуляцией способа восприятия. Оказание помощи в виде дополнительных комментариев в процессе восприятия облегчает детям объединение отдельных элементов воспринимаемого материала в интегральный образ. У таких детей отмечается неустойчивость и неравномерность внимания , низкая степень концентрации на воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключения внимания. Основные особенности памяти при ЗПР характеризуются недостаточной продуктивностью, низкой активностью, замедленной скоростью, сниженным объемом. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения детей с ЗПР при воспроизведении больших по объему текстовых сообщений. Эти же недостатки присущи и кратковременной памяти. Мыслительную деятельность детей с ЗПР характеризуют: инертность, низкая продуктивность и самостоятельность, неустойчивость. Дети плохо справляются с заданиями проблемного характера, у них низкий уровень мотивации, недостаточность организованности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок. Вышеизложенные особенности детей с ЗПР учитывались при составлении программы, отражены в тематическом планировании, в объеме домашнего задания. В остальном программа соответствует образовательному стандарту.
Основные цели курса:
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- развитие способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
- изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
-
- индивидуальные карточки, диктанты (используется текст с ошибками), анализ схем, таблиц,
фронтальный устный опрос, понятийные диктанты,
тематические тесты по изученному блоку; самостоятельная работа с рабочей тетрадью, картой, иллюстративным материалом.
-
Результаты изучения курса истории приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, высказывать собственное суждение об историческом наследии народов России.
Используемый учебник:
∙ Данилов, А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2013.
Содержание программы учебного курса
Введение. (1ч)
Раздел 1. Русь Древняя. (12 ч)
Народы и государства нашей страны в древности: государства Северного Причерноморья, Скифское Царство, Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, кочевые народы Степи. Восточные славяне в VI - IX веках. Новгород и Киев- центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. « Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международние связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Культура и быт Древней Руси.
Обучающийся должен знать.
- понятия: род; племя; язычество; вервь; идол; капище; летопись; народное ополчение; вече; государство; князь; варяги; норманнская теория; полюдье; христианство; православие; закуп; смерд; холоп;; «Русская Правда»; феод; вотчина; береста; житие; икона; фреска; летопись.
- даты:882-912; 912-945; 945-957;957-972; 980-1015; 988; 1019-1054; 1113-1125;
- имена: князь Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах.
Обучающийся должен уметь.
- Соотносить даты с веком;
- Определять значение принятия христианства, первых законов Руси;
- Показывать на исторической карте границы Руси, торговые пути;
Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси. (11 ч)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Экспансия на Западе. Золотая Орда и Русь. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII веках.
Обучающийся должен знать.
- понятия: феодальная раздробленность; усобицы; уделы; Любечский съезд; бояре; Боярская дума; дворяне; посадник; тысяцкий; архимандрит; ярлык; баскаки; улус; орден крестоносцев; резеденция; «ордынский выход»; численники; уния; храм; поучение;
- даты: 1125-1157; 1147; 1157-1174; 1176-1212; 1223; 1237-1242; 1240;1242;
- имена: Юрий Долгорукий; Андрей Боголюбский; Всеволод Большое Гнездо; Ярослав Осмомысл; Александр Невский; Гедимин;
Обучающийся должен уметь.
- определять последовательность и длительность таких событий, как монгольское завоевание Руси, экспансию с Запада;
- показывать на исторической карте направление походов Батыя, ливонских и немецких рыцарей; рассказывать об особенностях развития русских земель;
- оперировать терминами;
- объяснять своё отношение к таким личностям как А.Невский, Евпатий Коловрат, Юрий Всеволодович;
- характеризовать достижения культуры по представленным в учебнике источникам;
Раздел 3. Русь Московская. (15 ч)
Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Предпосылки образования Российского государства.
Иван III. Василий III. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Русская культура второй половины XIII-XV веков. «Задонщина». Теория «Москва- Третий Рим». Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Условия развития страны XVI века: территория, население, экономика. Предпосылки централизации страны. Иван Грозный. Реформы 50-60-х годов XVI века. Земские соборы. Опричнина. Становление сословно-
представительной монархии.
Русская литература XVI века. Публицистика. Летописи. Начало русского книгопечатания. Оборонительное зодчество. Шатровые храмы. Живопись. Быт и нравы. «Домострой». Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века».
Обучающийся должен знать.
- понятия: централизованное государство; предпосылка; полк; рать; манёвр; Золотая Орда; Судебник 1497 г.; ересь; стригольники; иосифляне; нестяжатели; регент; царь; сословие; сословная монархия; волость; стрельцы; Избранная рада; Речь Посполитая; держава; ясак; засечная черта; острог; опричнина; земщина; приказы; крепостное право; опала; посад; челобитная;
- даты: 8 сентября 1380 г.; 1359-1389;1462-1505; 1410; 1497; 1485;1505-1533; 1514; 1533-1584; 1547; 1549; 1550; 1552; 1556; 1558-1583; 1565-1572; 1581-1584; 1581;
- имена: Иван Калита; Иван III; Василий III; Иван Грозный;
Обучающийся должен уметь.
- называть причины возвышения Москвы и образования единого государства;
- давать краткую характеристику личностям;
- рассказывать об изменениях в управлении государства;
- называть предпосылки централизации страны;
- оперировать понятиями;
- показывать на карте направление походов ИванаIV ;
- соотносить с изученными событиями даты;
- характеризовать исторические источники.
Итоговое повторение. (1 ч)
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Раздел 1. Русь Древняя. | 12 |
3 | Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси. | 11 |
4 | Раздел 3. Русь Московская. | 15 |
5 | Итоговое повторение. | 1 |
ИТОГО | 40 |
Календарно-тематическое планирование история России 6 класс (а,б)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата | |
план. | факт. | |||||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | Введение. История России – часть всемирной истории | 1 | Вводный урок | Историческое время и пространство. Предмет изучения истории Отечества. История России – часть всемирной истории. Многонациональный характер нашего государства. История региона – часть истории России. Исторические источники о нашей Родине. Вспомогательные исторические дисциплины. Основные понятия: историческое время, историческое пространство, историчес- кий источник, летопись, археология, лингвистика, фольклористика, нумизматика - | Иметь представление о том, что Россия является частью мировой истории, понять значимость изучения отечественной истории и истории своего региона. Знать хронологические рамки, основные события и персоналии изучаемого курса, иметь представление об исторических источниках и науках, помогающих изучать историю | Введение, с. 4–6 |
| |
Раздел 1. Русь Древняя. 12 час | ||||||||
2 | Древнейшие народы на территории России | 1 | Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя. Основные понятия: государство | § 1, вопросы и задания, с. 14 |
| |||
3 | Восточные славяне | 1 | Комбинированный урок | Заселение Евразии. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Происхождение и расселение восточных славян. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни и верования древних славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования славян. Язычество. Общественный строй и управление. Основные понятия: род, родовая община, соседская община, племя, подсечно-огневая и переложная система земледелия, язычество, вервь, вече, народное ополчение | Иметь общее представление о предках славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их основных занятиях, быте, нравах, верованиях, об особенностях общественного строя и управления (вечевая организация). Знать происхождение названия «Русь»Великое переселение народов. Праславяне. Города-государства северного Причерноморья | § 2, стр. 14-20 вопросы и задания, с. 21-22; работа с документом и вопросы к документу , с. 21-22 |
| |
4 | Соседи восточных славян | 1 | Урок-беседа | Жители лесной полосы Восточной Европы. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Византия. Скифское царство. Кочевые народы Степи. Распространение христианства, иудаизма, ислама на территории нашей страны | Иметь представление об образе жизни соседних славянам народов и государств. Уметь раскрыть процесс взаимовлияния восточных славян и их соседей. Знать многонациональную основу древнерусской государственности | § 2, стр20-21 вопросы и задания, с. 21-22; работа с документом и вопросы к документу , с. 21-22 | ||
Основные понятия: колонизация, союзы племен, кочевники, каган, каганат, дань | ||||||||
5 | Формирование Древнерусского государства, предпосылки создания Древнерусского государства | 2 | Комбинированный урок | Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. Образование государственных центров (Киев, Новгород). Образование государства, его внутренняя организация. «Повесть временных лет» о начале Руси Основные понятия: государство, дружина, князь, варяги, воевода | Знать понятие государства. Уметь раскрывать предпосылки и причины образования Древнерусского государства, иметь представление о закономерностях образования государства, его исторической обусловленности независимо от происхождения правящей династии. Знать этапы становления Древнерусского государства и особенности управления в нем, хронологические рамки образования Древнерусского государства. Знать о призвании Рюрика и появлении варяжских князей в Киеве- | § 3 стр23-26, вопросы и задания, с. 31-32 |
| |
6 | Формирование Древнерусского государства, Образование государственных центров | Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. Образование государственных центров (Киев, Новгород). Образование государства, его внутренняя организация. «Повесть временных лет» о начале Руси Основные понятия: государство, дружина, князь, варяги, воевода | Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. Образование государственных центров (Киев, Новгород). Образование государства, его внутренняя организация. «Повесть временных лет» о начале Руси Основные понятия: государство, дружина, князь, варяги, воевода | § 3 стр28-31, вопросы и задания, с. 31-32 док. Стр 32 и заз к нему стр 32 |
| |||
7 | Первые киевские князья | 1 | Урок-исследование | Деятельность князя Олега. Правление Игоря и Ольги. Древлянское восстание. Реформы княгини Ольги. Основные походы князя Святослава. Эволюция системы управления в Древнерусском государстве. | Знать хронологические рамки правления первых киевских князей, иметь представление о деятельности первых киевских правителей: Олега, Игоря, Ольги, Святослава, об их внутренней и внешней политике | § 4, вопросы и задания, с. 39; работа с документами и вопросы к документам, с. 39-40 |
| |
Основные понятия: погосты, полюдье, уроки, реформа | ||||||||
8 | Владимир Святославич. Принятие христианства | 1 | Школьная лекция | Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская Православная Церковь. Значение принятия христианства. Роль князя Владимира Крестителя в русской истории. Основные понятия: монотеизм, христианство, ислам, иудаизм, монастыри | Знать дату Крещения Руси. Уметь раскрывать причины и значение принятия Русью христианства, понимать место князя Владимира и значение его деятельности в русской истории | § 5, вопросы и задания, с. 47; работа с документами и вопросы к документам, с. 47 термины стр 47р.т. зад.1,2. |
| |
9 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром .Внешняя и внутренняя политика. | 1 | Комбинированный урок | Борьба за власть сыновей Владимира. Причины и основные события усобицы Владимировичей. Правление Ярослава Мудрого. Внутренняя политика Ярослава. Общая характеристика Русской Правды. Основные направления внешней политики Ярослава Мудрого. | Знать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, иметь представление о системе управления Древнерусским государством. Знать особенности социально-экономического развития Руси. Знать пути формирования феодальной собственности на землю и ее формы | § 6,стр47-54 вопросы и задания, с. 58; работа с картой, работа с документами и вопросы к документам, с. 59, таблица «Категории зависимого населения на Руси» термины стр 59 |
| |
10 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Формирование древнерусской народности | 1 | Формирование древнерусской народности. Земельные отношения, основные слои древнерусского населения. Основные понятия: княжеские усобицы, Русская Правда, князья-наместники, династические браки, древнерусская народность, общинная собственность на землю, феодальные владения, вотчина, бояре, смерды, закупы, рядовичи, холопы | § 6,стр54-59 вопросы и задания, с. 58; работа с картой, работа с документами и вопросы к документам, с. 59, таблица «Категории зависимого населения на Руси» термины стр. 59р.т. зад 2,3 |
| |||
11 | Культура Древней Руси | 1 | Комбинированный урок | Особенности культуры Древней Руси. Языческая культура восточных славян. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Берестяные грамоты. Кирилл и Мефодий – славянские просветители. | соседних народов и византийских культурных традиций. Знать о выдающихся достижениях древнерусской культуры | § 7, вопросы и задания, с. 68термины стр. 68 р. Т. Зад1-3 | 1 | |
12 | Быт и нравы Древней Руси | 1 | Урок-исследование | Повседневная жизнь земледельцев. Система семейного воспитания в Древней Руси. Особенности древнерусского жилища и одежды. Древнерусский костюм. Повседневная жизнь горожан. Военное дело. | Иметь представление о жизни и нравах жителей Древней Руси, об особенностях древнерусского жилища и одежды, основных занятиях населения, предметах быта, оружии того времени | |||
Основные понятия: образ жизни, хоромы, слобода, изба, горница, сени, гридница, зипун, онучи, лапти |
| |||||||
13 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Русь Древняя» | Знать материал раздела «Русь Древняя», основные понятия | Задание к главе 1 стр 78-79 |
| |
Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси. (11 ч) | ||||||||
14 | Начало раздробления Древнерусского государства | 1 | Комбинированный урок | Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Экономические и политические причины раздробленности Древнерусского государства. Любечский съезд князей. Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Государственное управление в период политической раздробленности. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Основные понятия: политическая раздробленность, удел, эксплуатация | Уметь анализировать причины раздробленности Древнерусского государства. Знать события, последовавшие после смерти Ярослава Мудрого, решения и значение Любечского съезда князей. Уметь характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха. Знать систему государственного управления в период политической раздробленности | § 9, вопросы и задания, с. 90; работа с картой, работа с документам с. 91. Термины стр 91 р.т. зад 2-4 |
| |
15-16 | Главные политические центры Руси | 2 | Комбинированный урок | Освоение Северо-Восточной Руси. Рост числа городов. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Политические особенности управления в Новгороде. Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Основные понятия: монархия, республика, аристократия, вече, посадник, тысяцкий, владыка | Знать о формировании трех типов государственности: республики (в Новгородской земле), монархии (во Владимиро-Суздальском княжестве) и аристократии (в Галицко-Волынском княжестве), об особенностях управления в этих княжествах, политическом и экономическом развитии русских земель в период раздробленности | § 10–11, вопросы и задания, с. 102; работа с документами и вопросы к документам, с. 102-103, творческое задание: мини-сочи- нение «Путешествие по русским княжествам» |
| |
17 | Нашествие с Востока | 1 | Школьная лекция | Создание державы Чингисхана. Особенности управления в раннемонгольском государстве. Причины монгольской экспансии. Первые походы монгол на Русь. Сражение на Калке. Вторжение Батыя в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Основные понятия: найон, курултай | Знать причины монгольской экспансии, даты и основные направления походов монгол на Русь. Уметь показывать героический характер сопротивления русских людей монгольским завоевателям, понимать историческое значение завоевания монголами Руси - | § 12, вопросы и задания, с. 112; работа с картой, работа с документами и вопросы к документам, с. 113 р.т. зад 1-4 |
| |
18-19 | Борьба Руси с западными завоевателями | 2 | Комбинированный урок | Походы шведов на Новгородские земли. Рыцарские ордена. Походы крестоносцев. Александр Ярославич. Невская битва и ее значение. Ледовое побоище и его значение. Основные понятия: рыцарский орден, крестовые походы, агрессия | Уметь рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов. Знать об одном из величайших полководцев России – Александре Невском, его роли в русской истории. Знать основные даты сражений Уметь раскрывать историческое значение победы русских воинов в Невской битве и Ледовом побоище. Знать основную канву этих событий | § 13, вопросы и задания, с. 120-121; работа с документами и вопросы к документам, с. 121 |
| |
20 | Русь и Золотая Орда | 1 | Комбинированный урок | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Основные понятия: Золотая Орда, вассалитет, баскак, владычество, резиденция, ярлык | Уметь анализировать формы зависимости от ордынцев, рассказывать о борьбе русского народа против ордынского владычества. Уметь пояснять позицию, занятую Александром Невским по отношению к Орде, анализировать последствия ордынского владычества на Руси | § 14, вопросы и задания, с. 127; работа с документами и вопросы к документам, с. 128 р т зад1-3 |
| |
21 | Русь и Литва | 1 | Школьная лекция | Формирование Русско-Литовского государства. Гедимин. Характерные особеннос ти Русско-Литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Значение присоединения русских земель к Литве. Основные понятия: католицизм - | Иметь представление о формировании, характере и особенностях Русско- Литовского государства. Уметь раскрывать значение присоединения русских земель к Литве | § 15, вопросы и задания, с. 134; работа с картой р.т. зад 2-3 |
| |
22-23 | Культура русских земель XII– XIII вв. | 2 | Урок-исследование | Особенности культуры XII–XIII вв. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Накопление научных знаний. Литература. Литературные жанры: поучение, слово. Фольклор. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Основные понятия: культурные традиции, поучение, слово, архитектурный ансамбль, канон, аскетизм | Иметь представление об особенностях русской культуры периода политической раздробленности. Знать о выдающихся достижениях русской культуры XII–XIII вв. в литературе, зодчестве, изобразительном искусстве | 16 документ стр 145-146 |
| |
24 | Повторительно-обобща- ющий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Политическая раздробленность на Руси» | Знать материал раздела «Политическая раздробленность на Руси» | вопросы и задания, с. 146-147; |
| |
Раздел 3. Русь Московская. 15 час | ||||||||
25 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества | 1 | Урок-беседа | Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV в. Предпосылки и причины объединения русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Развитие городов и их роль в объединении русских земель. Политическая система Руси. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Основные понятия: вотчина, поместье, черносошные крестьяне | Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, иметь представление о политической системе Руси в XIV в., определять причины возвышения Москвы и превращения ее в центр объединения Руси. Знать о рациональной политике московских князей | § 17, вопросы и задания, с. 156; р т зад1-3 |
| |
26 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством | 1 | Комбинированный урок | Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Борьба Москвы за политическое первенство. Основные вехи борьбы московских и тверских князей. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Основные понятия: удельные княжества, ярлык | Иметь представление о политической ситуации на Руси в данный период. Знать о главенствующей роли Москвы в борьбе за столичный статус, исторические особенности развития отношений Руси и Золотой Орды в данный период | § 18, вопросы и задания, с. 164-165; работа с документами и вопросы к документам, с. 165-166 р т зад1-3 |
| |
27 | Куликовская битва | 1 | Урок-исследование | Военно-политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы. Московский князь Дмитрий Иванович. Битва на поле Куликовом. | Иметь представление о военно-политическом состоянии Руси накануне Куликовской битвы. Знать дату, ход сражения на Куликовом поле. Уметь раскрывать историческое значение Куликовской битвы и роль Дмитрия Донского в истории русского народа | § 18 вопросы и задания, с. 164-165; работа с документами и вопросы к документам, с. 165-166 р т зад4-5 творческое задание |
| |
28 | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV в. | 1 | Комбинированный урок | Внутренняя и внешняя политика Василия I. Причины московской усобицы, ее основные участники. Распад Золотой Орды. Причины и этапы сближения Литвы и Польши. Грюнвальдская битва и ее значение. Изменения в положении русского населения после принятия Литвой католичества. Образование русской, белорусской, украинской народностей Основные понятия: диалект, уния, народность | Иметь представление о внутренней и внешней политике Василия I. Знать два принципа престолонаследия: по старшинству в роде и от отца к сыну, за которыми стояли различные варианты развития страны. Знать причины распада Золотой Орды, причины и этапы сближения Литвы и Польши, дату и ход Грюнвальдской битвы, ее значение | § 19, вопросы и задания, с. 174-175; работа с документами и вопросы к документам, с. 175-176 р т зад1-3 |
| |
29 | Создание единого русского государства. Конец ордынского владычества | 1 | Комбинированный урок | Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Великое противостояние на реке Угре. Ликвидация ордынского владычества. Завершение объединения русских земель. Значение образования единого русского государства. Основные понятия: суверенитет, стояние на Угре | Знать событийную канву последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства, иметь представление о том, что ликвидация ордынской зависимости в 1480 г. явилась результатом длительных исторических процессов. Уметь анализировать причины и выделять значение образования единого Русского государства | § 20, вопросы и задания, с. 184 работа с картой р т зад2-3 |
| |
30 | Московское государство в конце XV – начале XVI в. | 1 | Школьная лекция | Возвышение великокняжеской власти. Появление символов государственной власти. Органы управления Изменения в порядке владения землей Зарождение казачества. Ограничение свободы крестьян. Судебник 1497 г. Основные понятия: скипетр, держава, шапка Мономаха, чин, Боярская дума, боярин, окольничий, налоги, дворец, казна, уезд, , наместник, кормление, местничество, судебник, Юрьев день, казаки | Иметь представление о системе управления единым государством, о возвышении великокняжеской власти Знать о взаимосвязанных процессах в политической, экономической и социальной сфере. Знать о начале формирования крепостной зависимости, о категориях русских крестьян | § 21, вопросы и задания, с. 192; работа с документами и вопросы к документам, с. 192-193 термины стр. 193 |
| |
31 | Церковь и государство в конце XV–начале XVI в | 1 | Школьная лекция | Изменения в положении Русской Православной Церкви. Монастыри. Ереси. Еретические движения. Нестяжатели и иосифляне Разработка теории «Москва – третий Рим». Основные понятия: монастырь, ереси, стригольники, благотворительность, нестяжатели, иосифляне, дьяк | Иметь представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества, характеризовать монастырскую жизнь.Уметь сопоставлять взгляды нестяжателей и иосифлян. Знать понятие «Москва – третий Рим» | Схема «Москва – третий Рим» § 22, вопросы и задания, с. 201-202; работа с документами |
| |
32 | Условия развития страны в XVI в. | 1 | Комбинированный урок | Условия развития страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти | Знать экономические, политические и социальные условия развития страны в XVI в. Уметь анализировать предпосылки централизации страны. Уметь давать характеристику Ивана Грозного как исторической личности | Работа с документами по группам, составление опорного конспекта р.т. зад 1-4 |
| |
33 | Реформы Избранной рады. Становление сословно- представительной монархии | 1 | Школьная лекция. Комбинированный урок | Боярское правление. Укрепление центральной власти. Избранная рада. Земский собор. Становление сословно-представительной монархии. Судебник Ивана IV 1550 г. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Отмена кормлений. Приказная система. Военная реформа. Основные понятия: Избранная рада, Земский собор, приказы, централизованное государство, губные старосты, земские старосты, стрельцы | Иметь представление о реформах Избранной рады, направленных на централизацию страны и согласование интересов государства с интересами населения. Уметь анализировать Судебник Ивана IV 1550 г. Знать значение первого Земского собора. Знать причины и значение складывания в России сословно-представительной монархии | § 23, вопросы и задания, с. 210; работа с документами |
| |
34 | Внешняя политика Ивана IV | 1 | Комбинированный урок | Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Завоевание Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Покорение Западной Сибири. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Основные понятия: засечная черта, ясак, острог | Иметь представление об основных направлениях внешней политики Ивана Грозного, о складывании многонациональной основы Российского государства. Знать основные даты, характер, ход и результаты Ливонской войны, причины и значение присоединения Казанского, Астраханского, Сибирского ханств | Работа с контурной картой § 24, вопросы и задания, с. 223; работа с картой, работа с документами и вопросы к документам, с. 224 |
| |
35 | Опричнина | 1 | Урок-исследование | Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного. Последствия опричной политики. Основные понятия: деспотизм, террор, опричнина, земщина, «заповедные лета» | Знать причины, характер, основные этапы, результаты и последствия опричнины | § 25, вопросы и задания, с. 231; работа с документами и вопросы к документам, с. 231-233 термины стр 233 |
| |
36 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV–XVI вв. | 1 | Комбинированный урок | Особенности развития русской культуры XIV–XVI вв. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Просвещение и публицистика. Летописные своды. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература XIV–XVI вв. Основные понятия: полуустав, эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, энциклопедия | Знать о значении образования единого государства как факторе складывания национальной русской культуры. Уметь определять уровень развития культуры XIV– XVI вв. Знать достижения русского просвещения, особенности развития русской литературы XIV– XVI вв. Знать дату начала российского книгопечатания и значение этого события | § 26, вопросы и задания, с. 242-243; работа с документами и вопросы к документам, с. 243–244, разработка творческих проектов «Русская культура XV–XVI вв.» |
| |
37 | Архитектура и живопись в XIV–XVI вв. | 2 | Комбинированный урок | Зодчество XIV–XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись XIV в. Феофан Грек. Русская живопись XV–XVI вв. Андрей Рублев. Основные понятия: шатровый стиль, иконостас, фреска, икона, юродивый Развитие городов. Изменения в городской жизни. Русская изба. Особенности русского костюма и русской трапезы. Основные понятия: административные здания, харчевня, изба, сруб, лежанка, лавка, полати, лампада, кафтан, тулуп, сарафан, душегрея, козырь, летник | Иметь представление о развитии русского каменного зодчества XIV–XVI вв., формировании национальной живописной школы. Знать о выдающихся достижениях русской архитектуры и живописи Иметь представление об общих составляющих быта русского человека в XIV–XVI вв., о сословных особенностях и имущественном различии городского и сельского жителя. Знать структуру русских городов. Уметь описать русскую избу. Знать особенности русского костюма и русской трапезы | Сообщения на тему «Шедевры русской культуры XIV – § 27, вопросы и задания, с. 255 работа с документами и вопросы к документам, с. 256–257.сообщение по теме подготовка |
| |
38 | Быт15-16 веков | 1 | Комбинированный урок | § 27, вопросы и задания, с. 266-256–подготовка к тесту стр. 267-268 |
| |||
39 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Московская» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Русь Московская» | Знать материал раздела «Русь Московская» | Подготовка |
| |
к итоговой контрольной работе по итогам года | ||||||||
40 | Итоговый повторительно-обобщающий урок Русь с древности до современности» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал курса «История России с древнейших времен до конца XVI в.» | Знать основные вопросы курса «История России с древнейших времен до конца XVI в.» | |||
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать:
∙ основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
∙ важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
∙ изученные виды исторических источников;
уметь:
∙ соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
∙ использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
∙ показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
∙ рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
∙ соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
∙ объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
∙ для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
∙ высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
∙ объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
∙ общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Методическое обеспечение
1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2014
2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2014
1.Программа общеобразовательных учреждений «ИСТОРИЯ» «Академический школьный учебник» 5-11 классы М,, Просвещение 2013 .
2 Федеральная Примерная программа основного общего образования по истории.
3. Рабочие программы по истории 5-11 классы. М., «Просвещение» 2012 г.
4. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2014
5. .Н.Ю.Колесниченко. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные планы, 2013
6.Таблицы «История России».
7. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2014
Литература
1. Колесниченко Н. Ю. История России конец XVI- XVIII в.в. Дидактический материал. «Учитель», 2014
2. Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века».) «Учитель», 2012.
3. Атлас: История России: IX-XVI вв.с контурными картами : 6 класс Изд. 7-е, пер ераб., доп. М.: Дрофа, 2014.
4. Электронное приложение к учебнику История России : с древнейших времен до конца XVI века : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение,
5Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 2012
6Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М., 2012
7Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – ВЛАДОС, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...