Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа по Всеобщей истории, Истории Древнего мира 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_5_klass.docx | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования.
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с..
- Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2013. – 94 с..
- Программа курса «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.-сост. Ф.А.Михайловский. – М.: ООО «Русское слово» – учебник, 2013. – 40 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Программа ориентирована на УМК: Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово – учебник, 2013. – 296 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях - «ступень развития» и «культурная общность»).
Рабочая программа содержит 68 уроков, включая тему «Счет лет в истории». Кроме того, отдельный урок составляет Введение.
При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности, для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения Истории в 5 классе:
Цели курса:
1. Сформировать у учащихся целостное представление об истории древнего мира, как закономерном и необходимом периоде всемирной истории.
2. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.
3. Охарактеризовать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.
4. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства).
5. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Основными образовательными задачами курса являются:
1. Формирование исторического мышления учащихся.
2. Развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом.
- Формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы.
- Формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий.
- Формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи.
6. Формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире.
7. Формирование представлений о политических институтах и умений
оперировать основными понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
Основными воспитательными задачами курса являются:
1. Формирование правовой культуры школьников.
- Формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях; формирование уважения к достижениям древности в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д..
- Развитие эстетического восприятия обучающихся, их способностей видеть красоту в культуре, архитектуре.
4. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
5. Развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира; свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
1. Целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории.
2. Способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально - этических вопросов далекого прошлого.
3. Представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого.
4. Умение датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра».
5. Уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты.
6. Уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам.
7. Уметь сравнивать простые, однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.
8. Умение давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации.
9. Умение различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира.
10. Умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами.
11. Готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
- входной контроль – тестовая работа;
- промежуточный контроль – индивидуальные карточки диктанты (используется текст с ошибками), анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос, понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку; самостоятельная работа с рабочей тетрадью, картой, иллюстративным материалом.
- итоговый контроль – тестовая работа.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Содержание курса «История Древнего мира», 5 класс (68 часов)
Введение (1 час)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
РАЗДЕЛ I. Жизнь и открытия первобытных людей (6 часов)
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Повторение. Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
РАЗДЕЛ П. Древний Восток (16 часов)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.
Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой СфиАсс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный катендарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров — Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш. Син. Эа, Иш-тар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководст-во. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства, в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные» полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа;
нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая.
Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь.
Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении: каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
РАЗДЕЛ Ш. Древняя Греция (19 часов) Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города
— Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта. Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя
— военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинсаде гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасня, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Г'раник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. Древний Рим (24 часа)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье, Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземно-морье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх—продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причийь» поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). /Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий, трибуна консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея н Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Таллия. Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами, Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Повторение по теме Древний Рим ( 1 час).
Вклад древних римлян в мировую культуру. Сопоставление управления в полисах Древней Греции с управлением в Древнем Риме.
Итоговое повторение (1 час) Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народоправстве. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру.
Структура программы (68 ч)
№ | Раздел, название урока в поурочном планировании | Кол-во часов по рабочей программе | |
1 | Введение. Удивительный мир ис- Тории | 1 час | |
Раздел 1. Жизнь и открытия первобытных людей | 6 часов | ||
2 | Собиратели и охотники каменного Века | 3 часа | |
3 | У истоков цивилизации | 3 часа | |
Раздел II. Древний Восток | 16 часов | ||
4 | Цивилизации речных долин | 4 часов | |
5 | Древний Египет | 5 часов | |
6 | Западная Азия в век железа | 4 часа | |
7 | Великие державы Древнего Востока | 3 часа | |
Раздел III. Древняя Греция | 19 часов | ||
8 | Древнейшая Греция | 3 часа | |
9 | Рождение античного мира | 3 часа | |
10 | Восток против Запада: Греко-персидские войны | 2 часа | |
11 | Могущество и упадок Афин | 3 часа | |
12 | Греческая культура | 3 часа | |
13 | Македонские завоевания | 5 часов | |
Раздел IV. Древний Рим | 24 часа | ||
14 | Образование Римской республики | 3 часа | |
15 | Римские завоевания в Средиземноморье | 5 часов | |
16 | Гражданские войны в Римской республике. | 6 часов | |
17 | Расцвет и могущество Римской империи | 4 часа | |
18 | Поздняя римская империя. Закат античной цивилизации | 6 часов | |
19-20 | Заключение: (повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Рим»; итоговый обобщающий урок) | 2 часа | |
ИТОГО | 68 часов |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен знать:
- основные этапы и ключевые события истории России до XV века и мира в Средние века и выдающихся деятелей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;
- читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и Средневекового мира, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений
Учебно-методические материалы по курсу.
Список литературы для учителя
- Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2013-23 с.
- Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 КЛ.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение); Ф.А Михайловского (М.: Русское слово). М.: ВАКО, 2013- 304 с.
- Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2011-302с.
- Быльева В. и др. История Древнего мира: Пособие для учителя истории. 5 КЛ. Брянск, 2003-144 с.
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,2011-76с.
- Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278с.
- Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998-123с.
- С.В Колпаков. Н.А. Селунская «История древнего мира» 5 класс М. Дрофа 2003 год
- Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000-173с.
- Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.
- История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М.. 1 999. История Древней Греции / Под ред. В.И.Кузищина. М, 1999. История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1998. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998. Хрестоматия по истории Древнего Рима. М, 1996. Справочники
- Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.
- Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь.
Иллюстрированная энциклопедия в 3 т. М, 1998. Т. 1: Классическая древность (до IV в. н.э.).
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.
Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1996.
Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.
Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. СА.Токарева. Т. 1 -2. М, 1991.
Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М, 1990.
Санчурский Н.Б. Римские древности. СПб., 1886; М., 1995.
Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989.
Хроника человечества. М., 1996.
Дополнительная литература ' - Вейнберг Й.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., 1986.
- Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1988.
- Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М, 1995; 1996.
- Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / Пер. с англ. М., 1998.
- Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. М., 1998.
- Грант М. Двенадцать цезарей / Пер. с англ. М., 1998.
- Грант М. Крушение Римской империи / Пер. с англ. М., 1998. * 0
- Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М.. 1985.
- Джонс А.Х.М. Гибель античного мира / Пер. с англ. Ростов н/Д, 1997.
- Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., 1994.
- Крамер СИ История начинается в Шумере. М., 199Г
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М.. 1992.
- Кун НА., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб.,
- 2000.
- Кьера Э. Они писали на глине / Пер. с англ. М., 1984.
- Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., 1972.
- Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.
- Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966.
- Свенцщкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М.. 1988.
- Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М., 1989.
- Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» римской республики. М., 1986. Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992. Утченко СЛ. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1979.
Список литературы для обучающихся
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.
- Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977-148с.
- Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278 с.
- Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 КЛ.: Методическое пособие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005- 191 с.
- Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.
- Ко всем разделам
- Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность, В 2 ч.К разделу «Жизнь и открытия первобытных людей
Каратов СЮ. Быстроногий Джар Каратов СЮ. Земля мамонтов Каратов СЮ. Каменный исполин Рони Старший Ж. Борьба за огонь Рони Старший Ж. Пещерный лев Рони Старший Ж. Вамирэх
- Д'Зрвтъи. Приключения доисторического мальчика
- Покровский СВ. Охотники на мамонтов
- К разделу «Древний Восток»
- Воронкова Л. Ф. След огненной жизни
- Матье М.Э. День египетского мальчика
- Матье М. Э. Кари, ученик художника
- Рубинштейн Н.И. Глиняный конверт
- Ян В. Г. Финикийский корабль
- К разделу «Древняя Греция»
- Воронкова Л. Ф. Мессенские войны
- Воронкова Л. Ф. Герой Саламина
- Воронкова Л. Ф. Сын Зевса. В глуби веков
- Говоров А.А. Алкамен - театральный мальчик
- Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции
- Лурье С.Я. Заговорившие таблички
- Остроменская Н.Ф. Олимпийские игры
- ТризД. Фиалковый венец
- К разделу «Древний Рим»
- Джованьоли Р. Спартак
- Езерский М. Аристоник
- Линдсей Дж. Беглецы
- Немировский А. И. Слоны Ганнибала
- Остроменская Н.Ф. Ветеран Цезаря
- Ян ВТ. Спартак
Интернет – ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира
- А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен>, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)
- История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)
- Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам-
- Античная мифология ( http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.
Перечень карт по истории Древнего мира
Название | Период | |
1 | Междуречье и Восточное Средиземноморье | История Древнего мира, 5 кл. Всемирная история с древнейших времен |
2 | Древняя Греция (до середины Vb. до н.э.) | История Древнего мира, 5 кл. |
З | Греция в IV в. до н.э. | История Древнего мира, 5 кл. |
4 | Завоевания Александра Македонского в IV в. до н.э. | История Древнего мира, 5 кл. |
5 | Образование и распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства. | История Древнего мира, 5 кл. |
1 6 | Древняя Италия | История Древнего мира. 5 кл. |
середины III века до н.э.) | ||
7 | Индия и Китай в древности | История Древнего мира, 5 кл. |
8 | Древняя Палестина (Палестина во времена Иисуса Христа и апостолов) | История Древнего мира, 5 кл. |
9 | Восточное Средиземноморье в I в. н.э. | История Древнего мира, 5 кл. |
10 | Римская империя в IV -V в.в. Падение Западной Римской империи | История Древнего мира, 5 кл. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...