ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ ОБРАЗ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЁВА В ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Образ Емельяна Пугачева в истории и художественной литературе /опыт историко-художественного анализа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 24.18 КБ |
integrirovannyy_urok_elkin-shved.ppt | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ гимназия № 37 г.Екатеринбурга
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ПО ТЕМЕ
ОБРАЗ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЁВА
В ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ
(8-с класс)
учителя истории,
Елькин Максим Геннадьевич
учителя литературы высшей квалификационной категории
Швед Светлана Александровна
Тема урока: Образ Емельяна Пугачева в истории и художественной литературе /опыт историко-художественного анализа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»/
Цель урока: 1. Ознакомить учащихся с причинами, характером, составом войны под предводительством Е.Пугачева /1773-1775гг/;
2. Развивать умение создавать письменный образ исторического лица на основе художественного произведения.
3. Воспитание патриотизма, интереса к истории нашего народа и русской художественной литературе.
Наглядные пособия: исторические карты, слайды, опорный конспект, исторические картины.
Эпиграф к уроку: «Гордиться славою своих предков не только можно, и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
А.С.Пушкин
Ход урока:
Учитель истории: Наше время с его бурно протекающими изменениями и острыми конфликтами как бы заново открывает ту простую истину, что человек живет историей, что все происходящее с ним уходит корнями в прошлое и имеет продолжение в будущем. Оглядываясь назад, история воссоздает уже ушедший мир, возрождая его для новой жизни в наших мыслях и воображении. История – это постоянная перекличка эпох.
На сегодняшнем уроке вы узнаете о крупнейшей классовой битве 18 столетья – крестьянской войне 1773-1775 годов, о ее прославленном предводителе Емельяне Пугачеве, его сподвижниках, об эпохе, в которой он жил. Мы надеемся, что исторический материал и художественное произведение поможет увидеть и услышать живых людей той далекой поры, почувствовать тревожную неустойчивость, незащищенность жизни простого народа от феодального произвола.
Наш разговор мы начнем с определения, что такое крестьянская война. Крестьянская война – это организованная, вооруженная борьба между крестьянами, с одной стороны, и феодалами, с другой. Крестьянские волнения в истории России – явление довольно частое. Особенно ярко проявились они в 17 и 18 веках. За этот период произошли четыре крестьянских войны и несколько десятков крестьянских восстаний.
Учитель литературы: Тема народных волнений, крестьянских бунтов, издавна занимавшая А.С.Пушкина, в 1832-1836 годах становится важнейшей в кругу его творческих интересов. У Пушкина возникает замысел «Капитанской дочки» - романа о пугачевском восстании. В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращаясь к разным людям с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. «Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, проверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь проверяя их дряхлеющую память историческою картиною. …Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высшего соизволения», - писал в последствии А.С.Пушкин. Величайшая и грозная эпоха захватывает его. Пушкин откладывает планы и наброски романа и целиком отдается историческим занятиям. Осенью 1833 года он предпринимает поездку по местам, когда-то охваченным пугачевским движением. Он проезжает через Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, работает в местных архивах, останавливается в казачьих станциях, расспрашивает очевидцев. Из разговоров с народом Пушкин вынес важнейшее впечатление: « Уральские казаки /особливо старые люди/ доныне привязаны к памяти Пугачева» , « Грех сказать,- говорила мне 80-летняя казачка,- на него мы не жалуемся; он нам зла не сделал».- «Расскажи мне,- говорил я Д.Пьянову,- как Пугачев был у тебя посаженным отцом». - « Он для тебя Пугачев, - отвечал мне сердито старик, - а для меня он был великий государь Петр Федорович».
Итогом всех этих изысканий явилась «История Пугачева» /1834 /, или как приказал назвать ее император, «История Пугачевского бунта» - научный труд, «образцовое произведение и со стороны исторической и со стороны слога»,/В.Г.Белинский./
Теперь Пушкин- историк мог уступить место Пушкину-художнику: он возвращается к «Капитанской дочке» и в 1836 году оканчивает роман. Таким образом, Пушкин сначала узнал Пугачева, то есть изучил его как историк, а потом вообразил как поэт. Недаром Пушкин определил «Капитанскую дочку» как «историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».
Учитель истории: Происходившие изменения в жизни России все отчетливее и неизбежнее приводили к началу крестьянской войны. Выясним, какие это изменения?
Обратимся к слайдам и историческим фрагментам:
- Слайд с изображением дворянского поместья;
- Слайд с изображением крестьянской избы: обратите внимание на контрастность в условиях жизни крестьян и феодалов.
3,4,5 слайды – наказание крестьян.
В 1762 году согласно императорскому указу дворянство было освобождено от военной и государственной службы, до того считавшейся обязательной. Теперь помещики в любое время могли уволиться со службы и уйти в отставку. По этому указу в угоду помещикам крепостные крестьяне были изведены до положения рабов. Им представлялось право ссылать крестьян в Сибирь, отправлять их на каторжные работы. Крестьянам категорически запрещалось жаловаться на своих господ. Помещики торговали крестьянами /№6/, детей разлучали с родителями, мужей с женами. Крестьян не только подавали, но и меняли на борзых собак, породистых скакунов, проигрывали в карты, дарили. Безмерны были истязания, которым подвергали крестьян помещики. Дворянка Дарья Салтыкова / «Салтычиха»/ замучила до смерти десятки крестьян, самыми жестокими, изуверскими пытками и издевательствами /№7/. Произвол помещиков достиг крайних пределов. Каплей, переполнившей чашу терпения народа, явилась крестьянская война, возглавленная донским казаком Емельяном Пугачевым.
Емельян Пугачев/1742-1775/ был родом из простых казаков с Дона. Юношей он помогал отцу обрабатывать пашню. Затем участвовал в семилетней войне с Пруссией, а также в русско-турецкой войне, где приобрел богатый боевой опыт. Особенно он знал артиллерийское дело. Смелый, инициативный, умный, Пугачев повсюду в России сталкивался с народным горем нуждой, произволом помещиков. Он говорил: «не мог я вытерпеть притеснений народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения».
Учитель литературы: Один из современников Пугачева так говорил о его внешности: «Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и суховатое, нос с горбом… левый глаз щурит и часто им моргает. Волосы на голове черные, борода черная же, но с небольшою сединою. Платье имеет: шубу плисовую, малиновую, да и шаровары такие ж; шапку казачью». Другой отмечал: «Лицо имеет он смуглое, но чистое, глаза острые и взор страховитый; борода и волосы на голове черные; рост его средний или менье; в плечах хотя и широк, но в пояснице очень тонок». Сравним эти описания с деталями портрета Пугачева в главах 7,8,11: «Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза»; «Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого»; «Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся с такой непритворной веселостью, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему»; «Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики…Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась». Интересен тот факт, что вопреки существовавшим в то время официальным представлением о Пугачеве как изверге и злодее, Пушкин показывает нам человека, уже при первом знакомстве внушающем симпатию не только главному герою, но и читателям.
Учитель истории: Пугачев принял имя Петра 3 и привлек на свою сторону группу казаков. Это случилось в сентябре 1773 года. Отряд Пугачева быстро увеличивался. Под знамена восстания отовсюду стекались крестьяне, казаки, работные люди заводов. Приходили большие группы башкир, татар, калмыков. Царская администрация не сразу поняла опасность положения. А у Пугачева оказались уже тысячи людей, его войско одну за другой брало крепости на границы со степью. Их гарнизоны часто сами переходили в стан пугачевцев. Район восстания быстро расширялся. Тогда-то власти забили тревогу. Против Пугачева двинулись регулярные войска.
Тем временем Пугачев подступил к Оренбургу и начал его осаду. Однако шестимесячные усилия осаждающих не принесли успеха. Высланные на подавление восстания воинские части дважды претерпели сокрушительное поражение. Враги удивлялись тому мужеству, с которым сражались пугачевцы против регулярных войск. Ведь к немногих повстанцев было огнестрельное оружие. Большинство имели самодельные пики, крестьяне приходили к Пугачеву с топорами, вилами, косами, дубьем. Работные люди и приписные крестьяне уральских заводов отправляли в стан Пугачева пушки, ядра и другое вооружение. В Оренбургском крае, на Урале, в Башкирии разгоралось пламя крестьянской войны. Там действовали большие отряды сподвижников Е.И.Пугачева, И.Н.Зарубина - Чики, И.Н.Белобородова.
Весной 1774 года повстанцы понесли тяжелые поражения от царских войск. Пугачев из Оренбургского края ушел на Урал. Здесь к нему примкнули новые отряды восставших. Его армия опять стала грозной силой. Многие заводы с их населением присягнули Пугачеву. Еще шире развернулось движение в Башкирии, где во главе восставших сражались Князь Арсланов и юный Салават Юлаев, бесстрашный воин и талантливый поэт. Пугачеву сдались крепость Магнитная, он занял Ижевский и Воткинский заводы. Население Удмуртии активно включались в восстание.
Учитель литературы: Быстрое распространение восстания, захват многих крепостей, создание большого войска, насчитывающего десятки тысяч человек, победы над правительственными войсками, хорошо вооруженными и действующими под руководством опытных офицеров,- все это свидетельствует о незаурядных военно-организаторских способностях Пугачева. Он выступает перед читателями «Капитанской дочки» как одаренный полководец, внушающий страх правительству и царице.
Дворянские историки и писатели, ослепленные классовой неновистью, не способны были к объективному, реалистическому изображению своего классового врага. Они отказывали Пугачеву в праве называться человеком. По Бронскому, редакционному дворянскому историку, «Емелька Пугачев» бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне закона природы рожденным. Пушкин как великий народный писатель сумел стать выше классовых дворянских интересов при изображении великого народного движения и его вождей. Пугачев в его изображении выступает как человек великодушный, гуманный, заботящийся о справедливости. Великодушие и гуманизм вождя восстания обнаруживается, прежде всего, в его борьбе за интересы народных масс, за их освобождение. Но эти высокие моральные качества Пугачева проявляются и в его отношении к отдельным людям. Он помиловал Гринева, несмотря на нежелание последнего признать в нем государя. При отправлении Гринева в Оренбург посылает ему с казаком тулуп и полтину денег. Когда же Гринев отказывается служить у Пугачева, последний все же не преследует непокорного офицера.
Возмущение несправедливостью Швабрина, поездка в Белогорскую крепость для освобождения Маши, умение вовремя остановит своих соратников от проявления ненужной жестокости и другие поступки вождя народного восстания опровергают клеветнические измышления дворянских писателей о Пугачеве как изверге и в то же время свидетельствуют о симпатии Пушкина к вождю крестьянской революции.
«Я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братия…» - заявляет Пугачев Гриневу.
Учитель истории: С Урала армия Пугачева, теснимая царскими войсками, направилась к Волге. В июле 1774 года городская беднота и крепостные слуги господ с нетерпением ожидали его прихода. Правительственные войска поспешили под Казань. Здесь Пугачеву нанесли жестокое поражение. К лету 1774 года относятся самые замечательные указы Пугачева. Они были адресованы крестьянам и возвещали об освобождении их от крепостной воли. Дворяне объявлялись вне закона и т.д. /слайд/. Эти приказы имели сильное воздействие, в них была сконцентрирована вся ненависть народная к своим поработителям.
Двигаться на Москву Пугачев не стал, он повел свое войско на юг. Следом шли правительственные войска. Близь Черного Яра на волге произошло кровопролитное сражение. Войско Пугачева было разбито. Сам он в результате заговора зажиточных казаков был схвачен царскими войсками.
Закованного в кандалы Емельяна Пугачев посадили в железную клетку и привезли в Москву.
Учитель литературы: сказка об орле и вороне, рассказанная Пугачевым в ответ на предложение Гринева прибегнуть к милосердию государыни, говорит о героическом характере крестьянского восстания. /Звучит запись сказки/. В аллегорических образах орла и ворона даны два типа, два человеческих характера. Один тип /образ ворона/ мириться с существующим порядком вещей, живет как все, думая лишь о сохранении своей жизни. Этот тип мещанина, обывателя, чуждого всему новому, необычному. Другой тип /образ орла/ является выразителем героического характера. Он не может мириться с существующим состоянием неволи, рабства. Все его помыслы направлены на борьбу за лучшие, свободные формы жизни. Он предпочитает недолгую, но свободную жизнь жизни продолжительной, но рабский.
Гринев понял калмыцкую сказку по-своему: «Жить убийством и разбоем значит, по мне клевать мертвечину». Но Пугачев вкладывает в нее другой смысл. Вот почему в ответ на это замечание Гринева Пугачева посмотрел на него с удивлением.
Конечно, этот эпизод Пушкиным полностью придуман. Однако фантазия художника не исказила исторической правды. Много десятилетий спустя после смерти Пушкина были опубликованы протоколы допросов Пугачева. И неожиданно там оказались слова Пугачева, близкие по духу к калмыцкой сказке. Протоколист записывал:
«Что ж до намерения его /Пугачева/ идти на Москву и далее, то других видов не имел, как-то: если пройдет в Петербург – там умереть славно, имея всегда в мыслях, что царем быть не мог, а когда не удается того сделать, то умереть на сражении: «Ведь все равно я смерть заслужил, так похвальней быть со славою убиту…»
Учитель истории: Пугачев выдержал жестокие пытки и допросы. Холодным ветреным днем 10 января 1775 года его и других предводителей восстания казнили на Болотной площади.
Крестьянская война 1773-1775 года, несмотря на небывалый размах и упорство потерпело поражение, как и все предыдущие восстания.
Рассмотрим схему причин поражения /см. схему/
Несмотря на поражение крестьянской войны, ее историческое значение было велико. Она нанесла удар по крепостнической системе, содействовала развитию в России новым капиталистическим отношениям. Из поколения в поколение передавались рассказы, песни, легенды о Пугачеве. Не одно имя человека из далекой эпохи не овеяно народной любовью, не воспето в прекрасных песнях, не окружено славой как имя Емельяна Пугачева. В каждом ударе сердца Пугачева отдавались жалобы и стоны сотен тысяч запоротых, обиженных, обездоленных соотечественников, чьими страданиями была удобрена и чьими слезами обильно смочена русская земля. Поэтому Пушкин считал Емельяна Пугачева единственным поэтическим лицом русской истории.
Учитель литературы: Повесть Пушкина «Капитанская дочка»; несмотря на то, что основное действие ее развертывается на небольшом пространстве и в сравнительно короткое время, воссоздает сложную картину жизни России в 18 веке.
Перед нами проходят исторические лица: Пугачева, Хлопуша, Белобородова, Екатерины 2. Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачева.
Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются с эпизодами, созданными творческим воображением писателя. Без этих вымышленных героев и событий мы не могли бы не только ярко представить себе Пугачева – наши знания о жизни в 18 веке были бы существенно обеднены. Художественный вымысел помог поэту оживить картины далекого прошлого.
Огромной заслугой Пушкина было создание образа Емельяна Пугачева. Вождь кровопролитной и длительной войны впервые был изображен не злодеем и извергом, а красивым могучим человеком, вызывавшим не просто сочувствие, а «пиитический восторг». Пушкинский Пугачев воплощает в себе многие черты русского национального характера: мятежную жажду воли, широкую удаль, живой несмышленый ум.
Далее учитель дает учащимся задание: письменный ответ на тему «Каким я представляю себе Емельяна Пугачева».
План:
- В чем проявляется незаурядный ум, личное мужество и военно-организаторские способности Пугачева?
- Какие поступки Пугачева рисуют его как человека великодушного, гуманного, справедливого?
- Как относиться к нему народ?
- Благодаря каким личным качествам Пугачев стал главою восстания?
- В каких чертах дан портрет Пугачева? Какие внутренние качества раскрываются в этих чертах?
- Как относиться к Пугачеву Пушкин? Мое отношение к историческому и литературному персонажу?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Урок проводится по слайдам презентации. Надеюсь, что мои труды будут полезны коллегам....
Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Презентация демонстрируется в течение всего урока,слайды иллюстрируют работу по этапам урока. Надеюсь, что моя работа будет полезна коллегам. Хотелось бы услышать Ваши отзывы....
Интегрированный урок по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачёва", 8 класс
Данный урок поможет учащимся сопоставить образ Емельяна Пугачёва в истории и повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
Интегрированный урок "Рабство и крепостное право через призму истории и литературы"
Интегрированный урок истории и литературыТема: "Рабство и крепостное право через призму истории и литературы"Цель: ввести понятия "рабство" и "крепостное право", познаком...
Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"
В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...
Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро
Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...
Интегрированный урок по теме "Образ Родины в творчестве С.А.Есенина. Имя прилагательное.
Интегрированный урок по русскому языку и литературе для учащихся 6 класса разработан по обновленным ФГОС ООО. Тема урока: Тема Родины в творчестве С.А. Есенина (на примере стихотворения «Низкий ...