рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа Всеобщей истории составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по истории с учетом авторской программы по истории: История: программа : 5–9 классы общеобразовательных учреждений / [Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлёва, А.Н. Майков]. — М. : Вентана-Граф, 2013. — 251с.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК, включающего:
1) учебник «История Средних веков»: 6 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений/ под общей редакцией академика РАН В.С.Мясникова. Авторы
– Л.В.Искровская, С.Е.Федоров, Ю.В.Гурьянова. Москва, «Вентана-Граф», 2008. 304 страницы.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов
основного общего образования (2004),2) учебник «История России: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений/ под общей редакцией чл.-корр. РАН Р.Ш.Ганелина. Авторы – П.А.Баранов,
Л.К.Ермолаева, И.М.Лебедева и др. Москва, «Вентана-Граф», 2009. 288 страниц. Соответствует
федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего
образования (2004).
Количество учебных часов, на которое рассчитана программа. Рабочая программа
конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение
учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в
неделю).
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения истории на ступени основного образования:
-определение для учащихся исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, формирование у них российской гражданской идентичности;
-овладение учащимися знаниями об основных этапах развития народов нашей страны и всего человечества с древнейших времен и до наших дней;
-приобретение опыта активного освоения российского и мирового культурно-исторического наследия;
-воспитание патриотизма и гражданственности, приверженности к идеям гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей;
-усвоение базовых общечеловеческих ценностей на основе изучения мирового исторического опыта;
-формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных явлений и их оценки;
-развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
-выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и реалий общественной жизни;
История и относится к общественно-научным (социальным) дисциплинам.
Содержание курса нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными (методологическими) подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия для приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.
В процессе изучения курсов «История средних веков» и «История России» соблюдается преемственность в хронологии, терминологии и понятийном аппарате, в формировании умений. Обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии России и других стран и народов мира. Особое значение авторы придают реализации огромного воспитательного потенциала курса «История России», позволяющего развивать у школьников патриотические чувства, формировать у них гражданские качества и гуманитарные свойства личности.
Гуманитарно-аксиологическая направленность курса заключается в следующем:
неоднозначность оценок исторических событий и результатов деятельности исторических персоналий;
введение сюжетов о жизни типичных представителей различных социальных слоев – создателей историко-культурного наследия прошлого, благодаря чему у учащихся формируются представления о мире человека данной эпохи и эмоционально-ценностное отношение к свершениям предыдущих поколений;
наличие развернутых характеристик культурных достижений народов мира данной эпохи, что позволяет оценить их вклад в становление современной цивилизации.
Содержание курса ориентировано на системно-деятельностную организация процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений учащихся с опорой на использование современных технологий обучения.
В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования 2010г. содержание и методический аппарат направленны на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты обучения:
-воспитание гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как многонациональному и мультикультурному образованию;
-развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
-формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.
Метапредметные результаты обучения:
-освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и реальной жизни;
-развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
-умение формулировать, аргументировать и отстаивать сое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
-умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.
Предметные результаты обучения:
-усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
-расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
-приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
-освоение приемов установления причинно-следственных связей.
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
-факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;
-принципы и способы периодизации всеобщей и отечественной истории;
-важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;.
-особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
-историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
-взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;
уметь:
-проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
-осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
-классифицировать исторические источники по типу информации;
-использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
-различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
-использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
-систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
-формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
-участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
-представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
-учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание программы «История Средних веков» 28 часов
Введение. Происхождение и содержание термина «Средние века». Представления об эпохе Средневековья в разные времена. Хронологические рамки и периодизация Средневековья. Источники по истории Средних веков.
Средневековый мир в V-XI вв. (13 часов)
Рождение средневековой Европы.
Древние германцы. Занятия, общественное устройство, верования древних германцев.
Варварские королевства. Падение Западной Римской империи. Великое переселение народов. Остготское королевство. Теодорих. Вестготское королевство. Варварские королевства Британии. Образование Франкского королевства. Хлодвиг.
Западная Европа в V-XI вв.
Природа и человек в первой половине Средневековья. Природно-климатические условия. Хозяйственная жизнь. Земледелие и скотоводство в средневековом обществе. Развитие ремесла и техники.
Христианство христианская церковь в первой половине Средневековья. Христианская религия и её распространение. Формирование церковной организации. Григорий Великий. Возникновение монашества. Разделение церкви на православную и католическую.
Средневековая картина мира. Религия и церковь в жизни средневекового человека. Представление о природе, времени, пространстве и собственности. Обычаи и традиции.
Империя Карла Великого.Государство франков при Меровингах,его подъем и упадок. Династия Каролингов. Реформы КарлаМартелла. Карл Великий. Образование империи. «Каролингское возрождение».
Возникновение и развитие феодальных отношений в Западной Европе. Вассалитет. Феодальная иерархия. Формирование сословий феодального общества: духовенство, рыцарства, крестьянства. Феодальная зависимость.
Феодальная раздробленность. Франция и Германия. Распад империи Каролингов, его причины. Феодальная раздробленность во Франции. Германские герцогства. «Римская империя» Оттонов.
Викинги. Норманны: занятия и культура. Завоевание Англии: волны нашествий. Образование Скандинавских государств.
Культура Западной Европы V-XI вв. Истоки средневековой культуры: наследие античности и варварства; христианство. Образование. «Семь свободных искусств». Рождение средневековой литературы. Героический эпос. Памятники романского стиля в художественной культуре.
Византия и славяне.
Византийская империя. Образование Восточной Римской империи. Население и хозяйство Византии. Власть императоров –василевсов. Юстиниан. «Золотой век» Византии. Византия в VII-XI вв. Константинополь-центр православия.
Славянские земли в VI-XI вв. Славяне: расселение, общественный строй, хозяйственная жизнь, быт. Образование раннеславянских государств. Первое Болгарское царство. Великоморавская держава. Чехия. Польша.
Культура Византии и славянских государств. Истоки и своеобразие византийской культуры. Архитектура. Базилика. Иконопись. Развитие славянской культуры. Деятельность Кирилла и Мефодия.
Арабы в VI-XI вв.
Аравия в V-XI вв. Арабские племена Аравийского полуострова. Верования древних арабов.
Зарождение и распространение ислама. Рождение ислама. Мухаммад. Коран. Сунна. Шариат. Арабский халифат: возникновение, расцвет и распад. Завоевательные походы арабов.
Культура исламских стран. Мусульманские города. Развитие наук. Арабская литература. Архитектура мечети. Каллиграфия. Арабеска.
Средневековый мир в XII-XV вв. (12 часов)
Европейское общество в XII-XV вв.
Природа и человек во второй половине Средневековья. Изменение природно-климатических условий. Хозяйственная жизнь. Труд крестьянина. Конец крестьянской зависимости. Развитие ремесла и торговли.
Рыцарство. Роль рыцарства в средневековом обществе. Феодальные замки (архитектура, жизнь, быт). Посвящение в рыцари. Турниры. Куртуазность.
Средневековый город. Возникновение городов. Роль городов в средневековом обществе как ремесленных, торговых и культурных центров. Ремесленные цехи. Развитие торговли и банковского дела. Городской театр и представления.
Изменения в средневековой картине мира в XII-XV вв. Новые ценности. Новые представления о природе, времени, пространстве, богатстве и собственности.
Развитие европейских государств в XII-XV вв.
Католическая церковь в борьбе за власть. Соперничество пап и императоров. Григорий VII и Генрих IV. Монашеские ордена. Францисканцы. Доминиканцы. Ереси. Инквизиция.
Крестовые походы. Причины крестовых походов. Первый крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Итоги и значение движение крестоносцев.
Англия. Англия при норманнских королях. «Книга страшного суда». Династия Плантагенетов. Реформы Генриха II. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей. Возникновение английского парламента. Восстание Уота Тайлера. Война Алой и Белой розы. Начало формирования абсолютной власти.
Франция. «Собирание» Франции при Капетингах в XII-XIII вв. Укрепление власти короля. Филипп IV. Генеральные штаты и складывание сословной монархии во Франции.
Столетняя война. Причины войны и начало военных действий. Битва при Пуатье. Успехи английской армии в начале XV в. Жанна д” Арк и успехи французской армии. Завершающий этап войны. Жакерия. Объединение Франции. Людовик XI и Карл Смелый.
Священная Римская империя. Фридрих I Барбаросса. Укрепление самостоятельности территориальных княжеств. Карл IV. «Золотая булла». Рейхстаг.
Итальянские города-государства. Становление городов-коммун. Итальянские морские республики: Генуя и Венеция. Флорентийская республика. Козимо и Лоренцо Медичи.
Государства Пиренейского полуострова. Мусульманская Испания. Реконкиста. Формирование сословной монархии. Кортесы. Укрепление королевской власти. Образование Испанского королевства. Фердинанд и Изабелла.
Византия в XIII-XV вв. Империя Палеологов. Усиление турецкой опасности. Взятие Константинополя турками и падение Византийской империи.
Славяно-балканские земли в XIII-XV вв. Болгария: Второе Болгарское царство. Сербия: первое сербское государство. Установление османского господства над балканскими странами. Развитие культуры в балканских странах.
Государства Центральной Европы. Польша. Казимир III. Кревская уния Польши и Литвы. Великая война и Грюнвальдская битва. Становление сословно-представительной монархии в Польше. Сейм. Чехия. Ян Гус и гуситское движение. Венгрия. Становление сословно-представительной монархии. «Золотой век» Венгрии.
Культура средневековой Европы в XII-XV вв. Теология и схоластика. Развитие научных знаний. Роджер Бэкон. Образование. Школы и университеты. Литература: трубадуры, труверы, басни, сатирический эпос. Поэзия вагантов. Книгопечатание. Памятники готического стиля в художественной культуре.
Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV-XV вв. Понятие «возрождение». Гуманизм и гуманисты. Литература Возрождения. Данте Алигьери. Франческо Петрарка. Джованни Бокаччо. Архитектура и изобразительное искусство. Развитие наук.
Государства и народы Азии, Африки и Америки в эпоху Средневековья (3 часа).
Держава турок-сельджуков и образование Османской империи. Образование государства. Завоевания на Балканах. Образование Османской империи. Мехмед II завоеватель.
Империя Чингисхана и держава Тимура. Образ жизни и занятия монгольских племен. Образование, расцвет и распад империи Чингисхана. Держава Тимура.
Китай. Император и подданные. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура Китая.
Япония. Государство Ямато. Сегунат. Синтоизм. Японское государство.
Африка. Природные условия и хозяйство африканских племен. Судан. Мали. Страны Магриба. Культура народов Африки.
Доколумбова Америка. Майя, ацтеки, инки. Особенности развития: государства, верования, хозяйственная жизнь, материальная и духовная культура.
Основные итоги, характерные черты развития стран и народов мира в эпоху Средневековья (итоговое повторение) (1 час).
Основные понятия курса: Средневековье, Варварский мир, Великое переселение народов. Феодализм, феодальные отношения, вассалитет, феодальная иерархия. Феодальная раздробленность, централизованное государство, империя, города-коммуны. Халифат. Монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, парламент. Сословие, рыцарство, духовенство, крестьянство. Натуральное хозяйство, торговые гильдии, цех, мануфактура, ярмарка. Христианская церковь, церковная иерархия, церковный собор. Католицизм, православие, ислам, индуизм, буддизм, синтоизм. Монашество, духовно-рыцарский орден, ересь, индульгенция, инквизиция, хиджра, шариат, Библия, Коран. Крестовый поход. Картина мира. Куртуазность. Возрождение, гуманизм, романский стиль, готический стиль, эпос, фольклор, университет, теология, схоластика.
Учебно-тематический план по курсу истории Средних веков
Дата | Тема урока и основные вопросы содержания | Средства обучения | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Раздел I. Средневековый мир в V–XI вв. (14 часов) | |||
Рождение средневековой Европы (2 часа) | |||
Урок 1. Древние германцы. 3. Древнегерманские верования | § 1 Иллюстрации из учебника | Раскрывать связь между природными условиями, хозяйственной жизнью и общественным устройством древних германцев. Выявлять причины изменений в хозяйственной и общественной жизни германцев. Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка. Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта | |
Урок 2. Варварские королевства. 5. Франкское королевство | § 2 Иллюстрации из учебника | Устанавливать причины падения Западной Римской империи. Выявлять особенности политического и социального устройства варварских королевств. Высказывать своё отношение к личности короля остготов Теодориха и короля франков Хлодвига. Показывать по карте основные направления движения варварских племён в эпоху Великого переселения народов и границы варварских королевств | |
Западная Европа в V–XI вв. (7 часов) | |||
Урок 3. Труд средневекового человека. 3. Развитие ремесла и техники | § 3 Иллюстрации из учебника | Различать типы земледелия: мотыжное, подсечно-огневое, пашенное | |
Урок 4. Распространение христианства. 5. Разделение церквей | § 4 Иллюстрации из учебника | Различать три основных значения понятия «церковь». Раскрывать значение церкви в жизни средневековых людей. Составлять схему церковной иерархии | |
Урок 5. Империя Карла Великого. 4. «Каролингское возрождение» | § 6 Иллюстрации из учебника | Характеризовать государственное устройство Франкского королевства. Раскрывать причины превращения Франкского королевства в империю. Давать, опираясь на памятку, характеристику Карла Великого. Оценивать историческое значение «Каролингского возрождения». Показывать по карте процесс создания империи Карла Великого | |
Урок 6. Крестьяне и феодалы. 5. Сословия: духовенство, рыцарство, крестьянство | § 7 Иллюстрации из учебника | Различать признаки феодального строя. Давать характеристику сословия, опираясь на памятку. Воспроизводить схему, данную в учебнике. Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера | |
Урок 7. Феодальная раздробленность. Франция и Германия. 4. «Римская империя» Оттонов | § 8 Карты из учебника «Раздел Франкской империи», «Феодальная Франция в начале XI в.». Иллюстрации из учебника | Выявлять причины распада империи Карла Великого. Показывать по карте процесс распада империи Карла Великого | |
Урок 8. Викинги. Образование новых европейских государств. 5. Образование скандинавских государств | § 9 Иллюстрации из учебника | Раскрывать историческое значение эпохи викингов в Европе | |
Урок 9. Культура Западной Европы. 6. Живопись | § 10 Иллюстрации из учебника | Осуществлять анализ иллюстративного материала учебника по теме «Культура Западной Европы». Находить в современности следы средневекового западноевропейского культурного наследия | |
Византия и славяне (3 часа) | |||
Урок 10. Византийская империя. 5. Византия в VII–XI вв. | § 11 Карта из учебника «Византийская империя в VI–XI вв.». Иллюстрации из учебника | Сравнивать системы управления Византийской империей и империей Карла Великого. Оценивать историческое значение Византийской империи. Показывать по карте территорию Византийской империи в различные периоды её существования. Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера | |
Урок 11. Образование славянских государств. 5. Польша | § 12 Иллюстрации из учебника | Раскрывать характер влияния Византийской империи на политическое развитие славянских государств. Рассказывать, используя карты учебника, о процессе образования славянских государств | |
Урок 12. Культура Византии и славянских государств. 3. Развитие славянской культуры | § 13 Иллюстрации из учебника | Выявлять характерные особенности византийской культуры путём анализа иллюстративного ряда учебника. Различать архитектурные особенности базилики и крестово-купольного храма | |
Арабы в IV–XI вв. (2 часа) | |||
Урок 13. Зарождение и распространение ислама. 6. Распад арабского халифата | § 15 Иллюстрации из учебника | Раскрывать причины зарождения и распространения ислама. Сравнивать системы управления халифатом и империей Карла Великого. Устанавливать причины распада халифата. Показывать по карте направления завоевательных походов арабов. Воспроизводить схему «Система управления халифатом» | |
Урок 14. Культура исламских стран. 4. Арабская литература | § 16 Иллюстративный материал параграфа | Выявлять характерные особенности культуры исламских государств. Составлять устный рассказ об арабском городе. Сравнивать особенности исламской и христианской культур. Извлекать информацию из фрагмента литературного сочинения | |
Раздел II. Средневековый мир XII–XV вв. (14 часов) | |||
Средневековое общество Европы (3 часа) | |||
Урок 15. Европа XII–XV вв.: природа и человек. 3. Труд ремесленника | § 17 Иллюстративный материал параграфа | Устанавливать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием европейских государств. Отмечать на ленте времени периоды всеобщей истории | |
Урок 16. Рыцарство. 4. Рыцарские турниры | § 18 Иллюстративный материал параграфа | Выявлять специфику и оригинальность средневековой рыцарской культуры. Составлять под руководством учителя сложный план по теме «Рыцарство» | |
Урок 17. Город и горожане. 6. Изменения в средневековой картине мира | § 19 Иллюстративный материал параграфа | Раскрывать причины возникновения средневековых городов. Составлять рассказ об облике средневекового города. Находить отрицательные и положительные стороны цеховой организации ремесленников. Выявлять причины изменений в ценностях и взглядах средневекового человека. Показывать по карте важнейшие торговые пути, сферы влияния Венеции, Генуи и Ганзы, крупнейшие ярмарки | |
Развитие европейских государств в XII–XV вв. (5 часов) | |||
Урок 18. Католическая церковь в борьбе за власть. Крестовые походы. 4. Крестовые походы (1096–1270) | § 20 Иллюстративный материал параграфа | Выявлять предпосылки и последствия крестовых походов. Определять роль монашеских орденов в жизни средневекового европейского общества. Прослеживать по карте направления крестовых походов | |
Урок 19. Англия. 5. От сословно-представительной монархии к неограниченной королевской власти | § 21 Иллюстративный материал параграфа | Выявлять особенности процесса образования централизованного государства в Англии. Определять историческое значение появления английского парламента. Давать оценку исторических личностей, опираясь на материал учебника: Уот Тайлер. Различать сословно-представительную и абсолютную монархию | |
Урок 20. Франция. Столетняя война. 6. Завершение объединения Франции | § 22 Иллюстративный материал параграфа | Выявлять особенности процесса образования централизованного государства во Франции. Определять историческое значение появления Генеральных штатов. Давать оценку исторических личностей, опираясь на материал учебника: Филипп IV, Жанна д’Арк. Составлять сравнительную таблицу «Народные движения в Средние века». Рассказывать по карте о ходе Столетней войны | |
Урок 21. Государства Пиренейского полуострова. 5. Укрепление власти католической церкви | § 24 Иллюстративный материал параграфа | Выявлять причины объединения Испании. Раскрывать особую роль католической церкви в жизни Испанского королевства. Рассказывать по карте о ходе Реконкисты и процессе объединения Испании | |
Урок 22. Государства Юго-Восточной и Центральной Европы в XII–XV вв. 5. Венгрия | § 25 (разделы), § 26 Иллюстративный материал параграфа | Устанавливать особенности политического развития государств Центральной и Восточной Европы в XI–XV вв. Оценивать значение героической борьбы балканских стран за свою независимость. Извлекать информацию из документа литературного характера | |
Культура средневекового мира (3 часа) | |||
Урок 23. Наука, образование, литература. 4. Литература и книгопечатание | § 27 Иллюстративный материал параграфа | Уметь давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. Выявлять специфику средневековой науки | |
Урок 24. Расцвет средневекового искусства. Искусство стиля готики | § 28 Иллюстративный материал параграфа | Уметь различать романский и готический стили | |
Урок 25. Раннее Возрождение и гуманизм в Италии в XIV–XV вв. 6. Развитие наук | § 29 Иллюстративный материал параграфа | Раскрывать причины появления гуманизма в Италии в XIV–XV вв. Выявлять особенности гуманистического миросозерцания на основе анализа художественных произведений представителей гуманизма. Составлять под руководством учителя сложный план раздела параграфа | |
Государства Азии в эпоху Средневековья (3 часа) | |||
Урок 26. Византия и Османская империя. 5. Падение Византийской империи | § 25 (разделы), § 30 Иллюстративный материал параграфа | Раскрывать причины политического и экономического кризиса Византийской империи в XIII–XV вв. Выявлять причины возвышения Османской империи в XIV–XV вв. Рассказывать с опорой на карту о территориальном росте Османской империи | |
Урок 27. Империя Чингисхана 3. Держава Тимура | § 31 Карты из учебника: «Империя Чингисхана», «Держава Тимура». Иллюстративный материал параграфа | Выявлять причины распада империи Чингисхана и державы Тимура. Прослеживать по карте направления завоевательных походов Чингисхана и Тимура | |
Урок 28. Китай, Япония, Индия. 7. Завоевание мусульманами Северной Индии | § 32 Иллюстративный материал параграфа | Раскрывать систему государственного управления в Китае и Японии в Средние века. Определять значение конфуцианства в жизни средневекового Китая. Давать сравнительную характеристику культуры Китая, Японии и Индии |
Итоговое обобщение: «Основные итоги и характерные черты развития стран и народов
мира в эпоху Средневековья». Проводится после завершения изучения курса «История
России»
Содержание курса «История России с древнейших времен до начала XVI вв.» (40часов).
Введение. (1 час) Россия на современной карте мира. Россия-Родина, Отечество россиян. Россияне – представители разных народов, национальностей. Исторические периоды в развитии России.
Народы и государства на территории России с древнейших времен до середины XI в. до н.э. (4 часа).
Исторические процессы, происходившие в этот период в мире. Источники по истории России данного периода. Влияние природных условий на занятия и жизнь людей. Освоение человеком территорий Восточной Европы, Сибири. Первобытные стоянки. Греческие города-полисы. Скифы. Предки современных народов России в середине 1-го тыс. н.э. Великое переселение народов. Праславяне, славяне, восточные славяне. Расселение восточных славян. Взаимоотношения восточнославянских племени и их соседей. Значение этого периода в истории России.
Древняя Русь (середина IX-XIII в.) (15 часов).
Исторические процессы, происходившие в Евразии. Путь из «варяг в греки». Территория Руси. Источники по истории Древней Руси. Восточнославянские племенные союзы (серединаIX в.). Города Киев, Новгород, Ладога. Призвание князя Рюрика.
Древнерусское государство (вторая половина IX- начало XII в.)
Политическая жизнь. Образование Древнерусского государства. Правление первых Рюриковичей. Направления внутренней и внешней политики князей. Русь и Византия. Система управления государством в середине XI в. Порядок престолонаследия. Дружина. Полюдье. «Русская Правда». Принятие христианства. Христианская церковь на Руси. Русь и государства Европы.
Жизнь и деятельность различных слоев общества. Землевладельцы (бояре), земледельцы(общинники, «люди»), горожане (ремесленники), холопы. Разноэтнический состав. Хозяйственная деятельность: земледелец, горожанин, торговый человек. Повседневная жизнь: представления людей Древней Руси о времени(календарь земледельца), о пространстве, о природе и человеке. Былинные герои, первые святые и святыни Руси. Облик древнерусских городов. Быт: жилище, домашняя утварь, одежда, украшения. Праздники.
Особенности развития культуры и культурное наследие. Былинный фольклор. Письменность. Начало летописания (Нестор). Литературные памятники. Изделия декоративно-прикладного искусства. Развитие каменного зодчества. Первые храмы на Руси. Живописные произведения: иконы, фрески, мозаика. Формирование культуры древнерусской народности. Памятники культурного наследия Древней Руси: их роль в жизни человека того времени и значение для людей XXI в.
Удельная Русь (середина XII-XIII в.)
Рост самостоятельности отдельных княжеств. Междоусобные войны. Любеческий съезд. Владимир Мономах. Раздробленность на Руси. Особенности развития русских земель-княжеств. Расцвет хозяйства. Художественные школы разных земель. Киевское княжество. Территория. Борьба князей за великокняжеский престол в Киеве. Владимиро-Суздальское княжество. Территория. Княжение Юрия Долгорукого и его сыновей. Хозяйственные и культурные особенности развития княжества. Новгородская земля. Особенности политического устройства. Хозяйственные и культурные особенности развития Новгородской земли.
Борьба русских земель за сохранение самостоятельности в XIII в.
Русские земли на карте Евразии. Соседи: ордены крестоносцев на северо-западе; монгольские племена на юго-востоке.
Борьба с нашествием монгольских племен. Нашествие Батыя на Русь. Падение Рязани, Владимира, Киева. Героизм защитников Руси.
Борьба с крестоносцами. Битва со шведскими рыцарями на реке Неве. Битва с немецкими рыцарями на Чудском озере. Значение этих битв в условиях нашествия монгольских племен. Александр Невский.
Зависимость русских земель от Золотой Орды. Борьба русских князей за ярлык на княжение. Взаимоотношения русских князей и ордынских ханов. Жизнь разных слоев русского общества.
Образование Литовско-Русского княжества (первая половина XIII в.) Объединение западных русских княжеств с литовскими племенами. Территория Литовско-Русского княжества. Военные успехи княжества.
Значение периода середины IX-XIII в. в истории России (итоговое обобщение). (1 час).
Московская Русь в XIV-начале XVI в. (14 часов).
Важнейшие исторические процессы и явления, происходившие в Евразии. Рост территории Московского княжества в XIV- начале XVI в. Источники по истории Московской Руси.
Политическая жизнь. Причины объединения русских земель., возможные центры объединения. Причины возвышения Московского княжества. Политика московских князей: расширение территории княжества, взаимоотношения с Ордой, борьба с соперниками за великое княжение, приглашение митрополита в Москву. Иван Калита- великий князь московский и владимирский. Преемники Ивана Калиты.
Превращение Московского княжества в центр политической жизни Северо-Восточной Руси. Деятельность князя Дмитрия Ивановича (Донского). Куликовская битва. Сергий Радонежский. Иван III –государь «всея Руси». Первый сод законов единого государства-Судебник 1497г. Налоги, система кормления, местничество. Православная церковь. Защита рубежей государства.
Жизнь и деятельность различных слоев общества, их взаимоотношения. Земледельцы (бояре-вотчинники, помещики, монастыри). Земледельцы (свободные и зависимые крестьяне). Горожане. Представители белого и черного духовенства. Казаки. Народности, населявшие Российское государство. Права и обязанности разных слоев населения. Хозяйственная жизнь. Традиционный быт различных слоев населения. Облик деревень, городов, монастырей. Представления об устройстве мира, общества и о человеке. Нравственные ценности. Святые. Праздники.
Особенности развития культуры Московской Руси и культурное наследие XIV- начала XVIв. Литературные памятники. Изделия декоративно-прикладного искусства. Памятники архитектуры (крепости, Московский Кремль). Произведения живописи (иконы, фрески). Феофан Грек. Андрей Рублев. Памятники культурного наследия Московской Руси: их роль в жизни человека того времени и значение для людей XXI в.
Значение данного периода в истории России.
Наш край с древнейших времен до начала XVI в.
Общие и особенные черты в истории Западной Европы и России. Основные периоды истории России с древнейших времен до начала
XVI.
Памятники России, включенные ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия (итоговое обобщение). ( 1 час).
Резерв 2 часа.
Основные понятия курса: Евразия. Россия.
Соседская община, племя, союз племен, государство, княжество, единое государство, политическая раздробленность, Древнерусское государство, Московское государство. Князь, династия, ярлык на великое на великое княжение, удельные князья, государь, самодержец, царь, престол, престолонаследие. Дружина, вече, дань, полюдье, налоги, Боярская дума, местничество, система кормления. Политика, внутренняя политика, междоусобные войны, закон. Международные отношения, внешняя политика государства, путь « из варяг в греки», ордены крестоносцев, Золотая Орда. Состав населения: земледельцы-бояре, дворяне; земледельцы-общинники, «люди», крестьяне, крепостные крестьяне; горожане-ремесленники, торговые люди; посадские люди; холопы.
Народы, древнерусская народность, национальность. Хозяйственное развитие, сельское хозяйство, ремесленное производство, внутренняя и внешняя торговля. Язычество, христианство, православие, церковь, патриарх, митрополит, черное и белое духовенство, монастыри, священнослужители, святые. Культура, культурное наследие, памятники культурного наследие, быт, повседневная жизнь, традиции, обычаи, обряды, нравственные ценности, произведения искусства, виды искусства, литературные памятники, фольклор, летописание, храмы, иконы, фрески.
Тематическое планирование по курсу «История России»
6 класс. Учебно-тематический план по курсу «История России с древнейших времён до начала XVI в.»
Дата | Тема урока и основные вопросы содержания | Средства обучения | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Урок 1. Введение. 5. Историческая карта — важный помощник в изучении истории | Урок проводится с опорой на материалы курса «История. Введение». Подготовка учащихся к изучению отечественной истории. Повторение основных понятий, связанных с изучением исторического прошлого | Знать определение исторической науки. | |
Тема 1. Народы и государства на территории России (с древнейших времён до середины IX в.) (5 часов) | |||
Урок 2. Древнейшее население на территории нашей страны. 5. Первые земледельцы и скотоводы | § 1 Лента времени | Называть основные занятия людей | |
Урок 3. Древнейшие культуры. 4. Культура Великой степи | § 2 Карта «Северное Причерноморье в V в. до н. э.» | Называть единицы измерения времени, которыми пользуются историки. Знать, что основной единицей измерения времени в древнейший период истории человечества является тысячелетие. Давать характеристику исторических источников различных археологических культур | |
Урок 4. Славянский мир. 2. Славяне и Великое переселение народов | § 3 | Изучение фрагментов письменных исторических источников. Понимать, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники, от иллюстраций, созданных художественным вымыслом автора | |
Урок 5. Восточные славяне и их соседи. 6. Устройство восточнославянского общества | § 4 | Называть племена восточных славян | |
Урок 6. Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории России (с древнейших времён до середины IX в.)». Следует помнить, что знание хронологии и знание понятий являются важными элементами, позволяющими выявить усвоение базового исторического материала | Лента времени. Схема «Исторические источники» | Использовать при ответах понятия, определяющие специфику исторической науки: «факт», «исторический источник», «документ», «памятник». Знать, что восточные славяне заложили основы государства Русь, России | |
Тема 2. Древняя Русь (середина IX — первая треть XII в.) (10 часов) | |||
Урок 7. Основание Древнерусского государства. 5. Поход Олега на Византию | § 5 Репродукции картин художников Н.К. Рериха и В.М. Васнецова, воссоздающие события эпохи образования Древнерусского государства | Знать время возникновения Древнерусского государства. Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений, путь «из варяг в греки» | |
Уроки 8–9. Русь становится великой. 5. Войны на Дунае | § 6–7 Изображения князя Игоря, княгини Ольги, князя Святослава | Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений. Находить правильный ответ на поставленный вопрос в тексте учебника и среди предложенных вариантов ответов | |
Уроки 10–11. Русь на рубеже X–XI вв. Принятие христианства. 5. Распространение христианства на Руси | § 8–9 Репродукция картины художника С.В. Иванова «Христиане и язычники» | Выделять наиболее характерные признаки славянского язычества, христианской религии, принятой князем Владимиром. Выделять в тексте учебника, рассказе учителя сведения, помогающие понять причины и последствия принятия христианства | |
Урок 12. Расцвет Древнерусского государства. 4. Древнейший свод законов на Руси — «Русская Правда» | § 10 Ярослав Мудрый. Фрагмент памятника «Тысячелетие России» | Понимать, для чего необходимы законы. Знать важнейшие положения первого свода законов — «Русской Правды» и историю её создания | |
Урок 13. Земледельцы и землевладельцы. 3. Кто работал на вотчинной земле | § 11 Репродукция картины А.М. Васнецова «Двор удельного князя» | Знать, на какие социальные группы делилось население Древней Руси. Находить ответ на поставленный в тексте документа вопрос | |
Урок 14. Города и горожане. 3. Назначение древнерусского города | § 12 Современные рисунки, воссоздающие облик древнерусского города | Знать, какую роль играли города в жизни Древней Руси и чем занимались их обитатели. Представлять облик древнерусского города | |
Уроки 15–16. Культура. Мир людей Древней Руси. 8. Древнерусская архитектура | § 13–14 Современный рисунок, воссоздающий занятия сельского населения | Знать памятники культуры Древней Руси, исторические памятники этого периода в родном крае. Представлять, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники и памятники прошлого, от репродукций картин художников | |
Урок 17. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь (середина IX — первая треть XII в.)». На этом уроке основное внимание уделяется проверке знания фактов, позволяющих определить уровень усвоения базового исторического материала | Лента времени. Работа с тестами на выявление знания дат, фактов | Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Представлять, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники и памятники прошлого, от репродукций картин художников | |
Тема 3. Раздробленность на Руси (вторая треть XII — XIII в.) (9 часов) | |||
Урок 18. Появление самостоятельных княжеств. 4. Власть великих киевских князей в раздробленной Руси | § 15 Современный рисунок «Замок в Любече». Реконструкция | Объяснять, почему Русь распалась на самостоятельные княжества. Знать последствия распада Руси на отдельные княжества | |
Урок 19. Владимиро-Суздальское княжество. 3. Управление Владимиро-Суздальским княжеством | § 16 Гербы г. Владимира и г. Суздаля — в том виде, как они были утверждены в 1781 г. | Знать, что, несмотря на раздробленность Руси, у русских людей того времени сохранялось ощущение своего единства. Составлять рассказы о деятельности князей, используя памятки и планы ответов | |
Урок 20. Господин Великий Новгород. 5. Соперничество Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества | § 17 Герб Великого Новгорода — в том виде, как он был утверждён в 1781 г. | Сравнивать положение князя во Владимиро-Суздальском княжестве и в Великом Новгороде. Объяснять роль веча в Великом Новгороде, используя схему. Использовать схему при объяснении устройства системы управления в Новгороде | |
Урок 21. Культура. Мир людей Руси XII — начала XIII в. 3. Повседневная жизнь | § 18 Современные рисунки «Онфим и боярин» и «Масленица» | Знать памятники материальной культуры изучаемой эпохи. Понимать значение понятия «повседневность» | |
Урок 22. Культурное наследие времён раздробленности. 3. Памятники архитектуры и иконописи | § 19 Современный рисунок «Битва русских с половцами» | Уметь разделять исторические источники на письменные и вещественные. Знать названия наиболее известных литературных памятников эпохи раздробленности: Поучение Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве» | |
Урок 23. Русь «между двух огней». XIII в. 4. Вооружённые силы Руси | § 20 Современные рисунки, воспроизводящие внешний вид русских, европейских и монгольских воинов | Объяснять, на какие интересующие историков вопросы помогает ответить историческая карта | |
Урок 24. Нашествие Батыя на Русь. 3. Поход на южную Русь (второй поход Батыя) | § 21 Репродукция диорамы Е.И. Дюшалыта «Оборона Рязани» | Приводить примеры героизма народа при защите своего Отечества. Составлять рассказ о событиях прошлого, используя картину художника | |
Урок 25. Победы над шведами и ливонским орденом. 3. Значение побед над шведами и крестоносцами | § 22 Репродукция картины П.Д. Корина «Александр Невский» (фрагмент). Изображение Александра Невского | Знать даты воинской славы России: 1240 г., 1242 г. Использовать схему при описании сражения | |
Урок 26. Зависимость русских земель от Золотой Орды. 5. Политика великого князя Александра Невского | § 23 Репродукция картины Г.И. Семирадского «Приём Александром Невским папских послов в Новгороде» | Составлять рассказ о событиях прошлого, используя картину художника. Использовать схему при объяснении управления русскими землями во времена монгольского ига | |
Урок 27. Практическое занятие. Работа с историческими источниками. 3. Работа с иллюстрациями учебника, воспроизводящими вещественные исторические источники | Иллюстрации учебника, изображающие вещественные исторические источники. Работа над проблемой: какую информацию даёт вещественный исторический источник исследователю. | Группировать даты и имена исторических деятелей по предложенным признакам. Использовать терминологию историка в практической работе: «исторический источник», «документ», «памятник», «остатки прошлого» | |
Урок 28. Повторительно-обобщающий урок «Раздробленность на Руси (вторая треть XII — XIII в.)». На этом уроке основное внимание уделяется формированию умения выявлять характерные признаки явлений | Лента времени. Работа с тестами на установление характерных признаков явлений | Знать даты важнейших исторических событий. Знать важнейшие понятия, характеризующие эпоху | |
Тема 4. На пути к единому государству. XIV — начало XVI в. (11 часов) | |||
Урок 29. Первые шаги на пути объединения русских земель. 3. Укрепление Московского княжества | § 24 Репродукция картины А.М. Васнецова «Москва при Иване Калите» | Показывать в хронологическом порядке на исторической карте, как шло объединение русских земель. Используя памятки, составлять рассказ об Иване Калите | |
Урок 30. Московское княжество при Дмитрии Донском. 4. Набег хана Тохтамыша на Москву | § 25 Репродукция картины В.М. Васнецова «Оборона Москвы от хана Тохтамыша» | Знать, какие изменения в облике Московского Кремля произошли при Дмитрии Ивановиче. | |
Урок 31. Политика преемников Дмитрия Донского (первая половина XV в.). 2. Междоусобная война на Руси во второй четверти XV в. | § 26 Герб средневековой Москвы. Всадник с копьём или мечом изображался на монетах московских великих князей с XV в. | Знать основных участников междоусобной войны во второй четверти XV в. | |
Урок 32. Объединение русских земель (вторая половина XV — начало XVI в.). 3. Московская Русь и её соседи | § 27 Изображение Ивана III и Марфы Посадницы на памятнике «Тысячелетие России» | Понимать значение терминов «внутренняя политика» и «внешняя политика». Понимать, почему Москва стала центром объединения русских земель | |
Урок 33. Московская Русь — единое государство. 6. Церковь и государство | § 28 Репродукция картины А.М. Васнецова «Московский Кремль при Иване III» | Оценивать значение принятия Иваном III титула «Государь всея Руси». Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей | |
Урок 34. Люди Московской Руси. 6. Россия — многонациональное государство | § 29 Современный рисунок, воссоздающий средневековую русскую одежду | Объяснять значение важнейших понятий темы. Объяснять, почему введение Юрьева дня было необходимым явлением для того времени | |
Уроки 35–36. Быт наших предков в XIV — начале XVI в. 6. Монастыри Московской Руси | § 30–31 Репродукция картины А.М. Васнецова «На крестце в Китай-городе» | Знать, какие изменения в облике Московского Кремля произошли при Дмитрии Ивановиче. Использовать иллюстрации учебника при рассказе о быте людей разных социальных групп | |
Урок 37. Культурное наследие Московской Руси. 4. Иконы и фрески | § 32 Фрески Дионисия и Феофана Грека | Группировать исторические памятники эпохи. Знать имена выдающихся деятелей эпохи: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия и их важнейшие достижения в культуре России | |
Урок 38. Практическое занятие. Работа с письменными историческими источниками. 5. Работа с письменными историческими источниками. Поиск информации в источнике | Оценивать содержащуюся в историческом документе информацию. С помощью исторического документа добывать новые знания об описываемых в учебнике событиях | ||
Урок 39. Повторительно-обобщающий урок по теме «На пути к единому государству. XIV — начало XVI в.». На этом уроке основное внимание уделяется формированию умения выявлять причины и следствия исторических событий | Лента времени. Работа с тестами на определение причин и следствий исторических событий | Понимать необходимость объединения Руси. Знать, какие условия способствовали объединению. Рассказывая об исторических событиях, уметь ответить на три важнейших вопроса историка: что произошло, где произошло, когда произошло | |
Урок 40. Родной край с древности до начала XVI в. | Уметь составлять синхронистическую таблицу «История России — история родного края». — факты из истории развития ремесла и др. |
Литература и средства обучения
Л.В. Искровской, С.Е. Федорова, Ю.В. Гурьяновой «История Средних веков. 6 класс». М.: «Вентана-Граф», 2010 г
П.А. Баранова, Л.К. Ермолаевой, И.М.Лебедевой, «История России. 6 класс». М.; «Вентана-Граф», 2010 г
Проектировние учебного курса. «История средних веков. 6 класс», А.М.Лебедков. М., «Вентана-Граф», 2009 год.
Проектировние учебного курса. «История России. 6 класс», А.Н.Майков. М., «Вентана-Граф», 2009 год.
Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2011 г.
Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2011 г.
О.В. Арасланова. Поурочные разработки по истории средних веков 6 класс. М., «ВАКО», 2004 г.
П.А.Баранов. Рабочая тетрадь «История средних веков». 6 класс, М., «Вентана-Граф», 2010 год
П.А.Баранов. Рабочая тетрадь «История России». 6 класс, М., «Вентана-Граф», 2010 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...