Индустриализация_в_СССР
презентация к уроку по истории (9 класс) на тему
Презентация к уроку истории России в 9, 11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
industrializatsiya_v_sssr.ppt | 2.62 МБ |
urok_sotsialisticheskaya_industrializatsiya.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Определить причины, цели и источники индустриализации. Рассмотреть возможные варианты проведения индустриализации. Изучить итоги и последствия индустриализации. Выяснить истоки трудового героизма советских людей в годы индустриализации.
Познакомимся с особенностями индустриализации в СССР в 30-е годы гг. Рассмотрим социальные проблемы первых пятилеток. Система ГУЛАГ. Какой ценой достигнуты успехи индустриализации? Каковы итоги индустриализации?
НА УРОКЕ!!! Вопрос урока!!! Что помогло Советскому Союзу провести индустриализацию в сжатые сроки? В тетради указать!!! Годы, события, факты в виде таблицы!!!
Прав ли был Сталин? «Задержать темпы- значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми.Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут.» И.В.Сталин.
Положение в экономике СССР в к.20-х.годов. Необходимость индустриализации.
Обеспечить экономическую независимость Советского Союза от зарубежных стран. Создать базу для развития Вооружённых сил. Увеличить численность промышленного рабочего класса—основной опоры правящей партии. Повысить уровень жизни населения. Цели индустриализации:
Задача: «Превратить СССР из страны ввозящей машины и оборудования, в страну производящую их.» И.В.Сталин XIV съезд партии 1925год.
Альтернативные подходы к проведению индустриализации Сталин и Бухарин Кто прав?
Хлебозаготовительный кризис: причины и пути выхода Вопросы Сталин И.И . Бухарин Н.И . Причины кризиса Слабая промышлен-ность порождает товарный голод. Ошибки в реализации экономического курса. Главный виновник Кулак-саботажник Политический руководитель страны. Пути выхода Индустриализация и коллективизация. Поиск экономических рычагов. Кто прав?
И.В.Сталин Н.И.Бухарин Принятие чрезвычайных мер: ускоренные темпы развитие тяжелой промышленности коллективизация крестьянских хозяйств ликвидация кулачества как класса централизованное планирование Включение экономических рычагов : постепенные темпы развитие лёгкой промышленности. развитие кооперативного движения в деревне усиление налогообложения кулаков рыночные элементы. Две точки зрения на проведение индустриализации. .
Торжество "Сталинской альтернативы" Почему? Сталинский вариант индустриализации - результат субъективных причин или объективная закономерность?
СССР в годы первых пятилеток
Экономическое развитие СССР к 1940г.
«Нет таких крепостей, которые бы большевики не взяли» «Работа шла по линии исправления и уточнения пятилетнего плана в смысле увеличения темпов и сокращения сроков…Люди, болтающие о необходимости снижения темпа развития нашей промышленности, являются врагами социализма, агентами наших классовых врагов» И.В.Сталин.
Произведено Чугун млн.т. Тракторы тыс.шт. Автомобили тыс.шт. Произведено в 1928г. 3,3 1,8 0,8 План на 1932г. 10 53 100 Поправки Сталина к плану 15-17 170 200 Фактически произведено в 1932г. 6,1 50,8 23,9
Промышленное производство в годы первых пятилеток Произведено в 1928 г. План на 1932 г. Произведено в 1932 г.
Итоги пятилеток Первая пятилетка 1928-1932г. Вторая пятилетка 1933-1937г. Азовсталь, запорожсталь Днепрогэс Магнитогорский, Кузнецкий металлургические комбинаты Шахты Донбасса и Кузбасса Сталинградский , Харьковский тракторные заводы. Московские, Горьковские автомобильные заводы Челябинский тракторный Уральский, Крамоторский заводы тяжелого машиностроения. Авиационные заводы в Харькове, Москве, Куйбышеве.
Займы у населения Хлебный экспорт Продажа сырья(нефть, лес) золота, сокровищ музеев Организация соревнования и ударничества Рабочий энтузиазм Источники индустриализации
Бывшие крестьяне в одночасье стали рабочими . Рабочие оказывались в полной зависимости от труда-не поработал- голодаешь. Тысячи заключенных ГУЛАГА – жертвы репрессий-трудились и гибли на строительстве индустриальных гигантов «Человек-самый ценный капитал», «Кадры решают все!» И.В.Сталин
“ Энтузиазм, … а к годам первой пятилетки другого слова не подберёшь, именно энтузиазм вдохновлял молодёжь на ежедневные подвиги». И.Эренбург Социалистическое соревнование. Пятилетку в 4 года!
В1935 году угольщик А.Стаханов превысил норму добычи угля в 14 раз. Его почин распространился и на другие отрасли. Стахановское движение М.Мазай Н.Изотов П Кривонос А.Бусыгин П.Ангелина Е.Виноградова Алексей Стаханов
Итоги индустриализации показатели по отраслям Фактическая мощность в 1913г. Введено мощностей в ходе индустриализации Уголь, млн. т. в год Железная руда, млн. т. Чугун, млн. т. в год Сталь, млн. т. в год Автомобили тыс. шт. Тракторы, тыс. шт. Комбайны, тыс. шт. 29 9 4,2 4,3 0 0 0 189 29 14,6 13,9 200 100 45 Ввод в действие важнейших производственных мощностей
Страны 1918–1929 г. 1930–1941 г. 1. СССР Вся пром-ть Крупная пром-ть 2. США 3. Англия 4. Франция 6,9 9,7 3,1 1,2 7,9 16,5 18,0 1,2 2,1 – 2,2 Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции 1.Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации? 2.Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе индустриализации? 3.Какие отрасли индустриализации развивались наиболее успешно?
СССР - индустриально-аграрная страна Созданы новые отрасли промышленности Достигнута экономическая независимость страны Создан мощный военно-промышленный комплекс Реконструирована материально-техническая база народного хозяйства Ликвидирована безработица Достижение целей
Система ГУЛАГ. (главное управление лагерей.)
снижение жизненного уровня населения отставание легкой промышленности голод 1932-33 г. ограбление деревни массовые репрессии 1935г.Сталин И.В .:«Жить стало лучше, жить стало веселей» Цена индустриального рывка Так ли это было на самом деле? Какой была плата за успехи?
«Сталинская индустриализация на основе закрепощения крестьянства, массовых репрессий, принудительного труда, государственного гнёта- это хотя и быстрая, но очень однобокая и поверхностная модернизация». Л.М.Баткин.
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Социалистическая индустриализация в СССР" 9-й класс
Цели. 1. Обучающая: познакомить учащихся с особенностями индустриализации в СССР в 30-е годы гг. В связи с противоречивыми оценками процесса индустриализации в СССР выяснить, каковы итоги индустриализации, какой ценой достигнуты успехи индустриализации? 2. Развивающая: способствовать формированию у учащихся коммуникативных компетенций: работа с текстами учебника и документов, интернетресурсами, критический анализ исторической информации, умение высказывать свою точку зрения, делать сообщения, систематизировать материал (в виде таблицы), взаимодействие с участниками учебного процесса. 3. Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся гражданской позиции, уважения к истории своей родины, патриотизма.
Задачи:
- Помочь учащимся выявить причины, цели и итоги индустриализации в СССР в 1928-1937 гг.;
- Познакомить с источниками и особенностями проведения индустриализации в СССР. Способствовать развитию у школьников навыков анализа исторических документов и статистических данных.
- Сформировать представление об истоках трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток.
Основные понятия: индустриализация, форсирование, пятилетка, трудовой героизм, стахановское движение, социалистическое соревнование.
Средства обучения: учебник, презентация «Индустриализация в СССР», раздаточный материал - документы: “Источники индустриализации”, “Итоги социалистического соревнования”
План изучения нового материала.
1. Особенности индустриализации в СССР:
а) причины и цели индустриализации;
б) пути и методы индустриализации;
в) источники индустриализации.
2. Первые пятилетки: проблемы и достижения.
3. Положение рабочих. Стахановское движение.
4. Итоги первых пятилеток. Цена индустриализации.
Проблемное задание: Что способствовало проведению индустриализации в СССР
в сжатые сроки?
II. Изучение нового материала.
1. Особенности индустриализации в СССР:
а) причины и цели и методы индустриализации;
Вводное слово учителя
(Сообщение темы, целей урока)
? Что такое индустриализация? (учащиеся отвечают)
Проблема индустриализации страны стояла перед Россией еще в конце 19-начале 20 века. Т.к. Россия относилась ко 2 эшелону стран капиталистического развития, главная задача - догнать страны 1 эшелона, т.е перейти к индустриальному обществу в более короткие сроки. Модернизация экономики требовала напряжения всех сил общества. Она проходила по инициативе государства и под его контролем и охватывала в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны, т.е. отрасли тяжелой промышленности.
И хотя уже в начале века достаточно быстрыми темпами развивалась промышленность, темпы роста самые высокие в мире- до 8% в год, но Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Элементы индустриального производства были ослаблены сначала Первой мировой, а затем гражданской войнами. Уже к 1925 году страна была поднята из руин, был восстановлен довоенный уровень производства благодаря успехам нэпа. Но мы не должны забывать, что это был уровень 1913 г. За это время страны Запада шагнули далеко вперед, и в очередной раз власть столкнулась с необходимостью индустриализации.
В 1925 г. состоялся 14 съезд партии (запись на доске и в тетрадях: 1925г. – XIV съезд ВКП(б) – курс на индустриализацию), который вошел в историю как съезд индустриализации, хотя слово индустриализация на съезде даже не прозвучало. Была провозглашена как важнейшая задача “Превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование в страну, производящую их”.
Работа с документом №1. “Причины и цели индустриализации”
Причины и цели индустриализации
1. К 1926 году были в основном восстановлены легкая и пищевая промышленность, но тяжелая индустрия не достигла уровня 1913 года. В 1928 году вся страна за день выпускала 2 грузовика и 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков и тракторов. По производству промышленной продукции на душу населения СССР отставал от передовых стран Запада в 5-30 раз.
2. Сталин говорил “мы отстали от передовых стран на 50-100лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет…либо нас сомнут”.
3. На пленуме ЦК ВКП (б) в 1928 году отмечалось “ Тяжелая индустрия и производство средств производства являются основным ключом социалистического преобразования всего народного хозяйства, в том числе и сельского хозяйства”
4. В 1927 году между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу помощи, оказываемой английским горнякам со стороны СССР. Англия обвинила СССР во вмешательстве во внутренние дела и разорвала с ним дипломатические отношения.
В 1927 году в Варшаве был убит советский полномочный представитель Войков.
В 1927 году Франция потребовала отозвать советского посла Раковского.
Все эти разрозненные события советское государство расценило как заговор “империалистических держав” против СССР, целью которого является война.
Вопросы к тексту:
- Какие причины делали индустриализацию необходимой?
- Каковы могли быть ее объективные цели?
«Цели индустриализации» (см. 1 абз. учебника-стр.166):
- ликвидация технико-экономической отсталости СССР;
- экономическая независимость от стран Запада: превратить СССР из страны ввозящей машины в страну производящую их;
- создание мощной оборонной промышленности и развитие базовых отраслей промышленности (металлургической, топливной, химической, машиностроения).
б) пути и методы индустриализации. Форсированная индустриализация. (Что это значит?)
Итак, в 1925г. на 14 съезде партии была обозначена необходимость индустриализации, а в 1927г. разразился хлебозаготовительный кризис, вызвавший новую волну разногласий в руководстве партии и государства. На этот раз разногласия между И. Сталиным и Н. Бухариным по вопросу причины кризиса и путях его преодоления.
Сущность политического | Позиция Сталина | Позиция Бухарина |
Оценка кризиса | Кризис носит структурный характер, так как недостаточно быстрое развитие индустрии порождает товарный голод, а мелкотоварное крестьянское хозяйство неспособно обеспечить промышленность. Кризис носит классовый характер, так как “кулаки” сознательно тормозят социалистические перемены в стране. | Кризис вызван ошибками в экономической политике, отсутствие резервного фонда промышленных товаров и продовольствия, разрыв цен на зерновые и технические культуры. |
Пути преодоления | Форсированная индустриализация и коллективизация крестьянских хозяйств, сопровождающиеся “раскулачиванием”, чтобы взять под партийно-государственный контроль крестьянство. | Не замедляя темпы индустриализации, увеличивать выпуск промышленных товаров, сбалансировать цены на зерно и технические культуры, усилить налогообложение кулаков. |
Вопросы к таблице:
1. Какая точка зрения вам кажется более верной и почему?
2. Почему победила точка зрения Сталина?
Итак, И.Сталин предлагает начать форсированную индустриализацию.
в) источники индустриализации
Для проведения индустриализации в любой стране нужны источники финансирования.
Самостоятельная работа с текстом учебника. Параграф 23, стр. 166-167.
Задание:
- Назовите источники финансирования индустриализации для западных стран.
- По ходу изучения темы выделите и запишите источники индустриализации в СССР.
Вопросы об источниках и методах проведения индустриализации, а также об итогах первой и второй пятилеток изучаются (записываются) школьниками самостоятельно в виде следующей таблицы.
Источники индустриализации | Итоги 1-ой пятилетки (1928-1932) | Итоги 2-ой пятилетки (1928-1932) |
|
|
|
2. Первые пятилетки: проблемы и достижения. Заполняется таблица.
Этот пункт раскрывается в ходе сообщений учащихся и работы с учебником, со статистическими данными и документами.
3. Положение рабочих. Стахановское движение.
В ходе урока необходимо сформировать у школьников представления об истоках трудового героизма в годы первых пятилеток. Для этого можно использовать следующее задание: Ознакомьтесь с воспоминаниями писателей о 30-х г.г. в истории нашей страны.
1. “Энтузиазм, … а к годам первой пятилетки другого слова не подберёшь, именно энтузиазм вдохновлял молодёжь на ежедневные и малоприятные подвиги ”. И.Эренбург
2. “Зажженные огнем революции, мечтой о близком рае равенства и братства, о коммунизме, жили в бараках, или на работу с песнями, возводили могучую индустрию пылко и самоотверженно. Романтику тех лет нельзя обесценить никакими пересмотрами и пересчётами. Она была всенародной, исполненной глубокой верой, и люди трудились, делая чудеса. Гранин Д. Дорога к здравому смыслу // Правда. 1988. 5 августа
Вопросы к заданию:1) Выделите то общее, что, по мнению писателей, характеризует атмосферу жизни общества 30-х г.г.2) Какую роль атмосфера 30 – х г.г. сыграла в проведении индустриализации? 3) Можно ли на основе этих воспоминаний сделать вывод о сложном и противоречивом периоде в истории СССР?
Сообщения учащихся о Стахановском движении. Вопросы к классу: 1) Назовите новый источник ресурсов? 2)Назовите причины стахановского движения? 3)Перечислите источники социалистической индустриализации.
4. Итоги первых пятилеток. Цена индустриализации. Работа с последним пунктом параграфа «Итоги первых пятилеток» или с документами:
Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции
Страны | 1918–1929 г. | 1930–1941 г. |
1. СССР Вся пром-ть 2. США 3. Англия 4. Франция |
6,9 3,1 1,2 7,9 |
16,5 1,2 2,1 –2,2 |
Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий
Годы | Число предприятий |
1918–1929 1-я пятилетка (1928–1932) 2-я пятилетка (1933–1937) | 2200 1500 4500 |
Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей
| Фактическая мощность в 1913 г. | Введено мощностей в |
Уголь, млн. т. в год | 29 | 189 |
Вопросы к таблицам:
- Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?
- Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе индустриализации?
- Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и почему?
Работа с учебником: параграф23, последний пункт.
1. Были ли реализованы цели индустриализации в СССР? (см. запись в тетради «Цели индустриализации»)
2. Какова цена индустриализации? (см. мультимедийную презентацию)
Ответ на проблемное задание. Учащиеся высказывают свою оценку социалистической индустриализации в СССР.
III. Завершающий контроль.
1. Главными источниками проведения индустриализации в СССР были:
а) иностранные займа и инвестиции;
б) эксплуатации национальных окраин страны;
в) энтузиазм советских людей;
г) перекачка средств из деревни.
2. Укажите главную особенность индустриализации в СССР:
а) комплексное развитие народного хозяйства;
б) высокие темпы развития тяжёлой промышленности;
в) интенсивное развитие лёгкой промышленности.
3. Главными итогами индустриализации в СССР были:
а) создание мощного военно-промышленного комплекса;
б) значительное повышение уровня жизни населения;
в) интеграция страны в мировую экономическую систему;
г) превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу;
д) обретение экономической независимости.
5. Стахановское движение в СССР началось в:
а) 1932 г.;
б) 1935 г.;
в) 1939 г.
6. Характерными чертами экономического развития СССР в 30-е гг. были:
а) катастрофическое отставание от развитых стран мира в сфере производства промышленной продукции;
б) самые высокие в мире темпы роста промышленного производства;
в) налаженное производство основных видов промышленной продукции, что позволяло обходиться практически без импорта товаров;
г) преимущественное развитие лёгкой промышленности;
д) второе место в мире по абсолютным объёмам промышленного производства;
е) первое место в мире по производству сельскохозяйственной продукции.
IV. Домашнее задание может быть альтернативным:
1. §23
2. Подготовить сообщения:
1. “Крупные стройки первых пятилеток”
2. “Наш край в 30-е годы”.
3. “Стахановское движение”.
V. Этап рефлексии.
Литература.
1. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику “История России ХХ век” (9 класс) книга для учителя – М.: Просвещение, 1999.
2. Данилов А.А. История России, ХХ век: справочные материалы. – М.: Гуманитарное издания центр ВЛАДОС; 1996.
3. Колосов А.Г. История России ХХ век 11 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2000.
4. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России, ХХ век: Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
Тема урока: "Социалистическая индустриализация в СССР"
План изучения новой темы:
1. Особенности индустриализации в СССР:
а) причины и цели индустриализации;
б) пути и методы индустриализации;
в) источники индустриализации.
2. Первые пятилетки (1928-1932, 1933-1937): проблемы и достижения.
3. Положение рабочих. Стахановское движение.
4. Итоги первых пятилеток. Цена индустриализации.
Проблемное задание. Что способствовало проведению индустриализации в СССР
в сжатые сроки?
1. Особенности индустриализации в СССР.
Запись и в тетрадях: 1925г. – XIV съезд ВКП(б) – курс на индустриализацию.
а) причины и цели индустриализации
Документ №1.
1. К 1926 году были в основном восстановлены легкая и пищевая промышленность, но тяжелая индустрия не достигла уровня 1913 года. В 1928 году вся страна за день выпускала 2 грузовика и 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков и тракторов. По производству промышленной продукции на душу населения СССР отставал от передовых стран Запада в 5-30 раз.
2. Сталин говорил “мы отстали от передовых стран на 50-100лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет…либо нас сомнут”.
3. На пленуме ЦК ВКП (б) в 1928 году отмечалось “ Тяжелая индустрия и производство средств производства являются основным ключом социалистического преобразования всего народного хозяйства, в том числе и сельского хозяйства”
4. В 1927 году между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу помощи, оказываемой английским горнякам со стороны СССР. Англия обвинила СССР во вмешательстве во внутренние дела и разорвала с СССР дипломатические отношения.
В 1927 году в Варшаве был убит советский полномочный представитель Войков.
В 1927 году Франция потребовала отозвать советского посла Раковского.
Все эти разрозненные события советское государство расценило как «заговор империалистических держав» против СССР, целью которого является война.
Вопросы к тексту:
1. Какие причины делали индустриализацию необходимой? (устно)
2. Каковы могли быть ее объективные цели? (записать в тетрадь)
Запись в тетрадь: «Цели индустриализации» (см. 1 абзац учебника-стр.166).
б) пути и методы индустриализации
Документ №2
Сущность политического | Позиция Сталина | Позиция Бухарина |
Оценка кризиса | Кризис носит структурный характер, так как недостаточно быстрое развитие индустрии порождает товарный голод, а мелкотоварное крестьянское хозяйство неспособно обеспечить промышленность. Кризис носит классовый характер, так как “кулаки” сознательно тормозят социалистические перемены в стране. | Кризис вызван ошибками в экономической политике, отсутствие резервного фонда промышленных товаров и продовольствия, разрыв цен на зерновые и технические культуры. |
Пути преодоления | Форсированная индустриализация и коллективизация крестьянских хозяйств, сопровождающиеся “раскулачиванием”, чтобы взять под партийно-государственный контроль крестьянство. | Не замедляя темпы индустриализации, увеличивать выпуск промышленных товаров, сбалансировать цены на зерно и технические культуры, усилить налогообложение кулаков. |
1. Какая точка зрения вам кажется более верной и почему? 2. Почему победила точка зрения Сталина? Что такое форсированная индустриализация? (ускоренные темпы проведения)
в) источники индустриализации (самостоятельная работа с учебником – стр. 166-167) 1.Назовите источники финансирования индустриализации для западных стран. 2. Запишите источники индустриализации в СССР в таблицу (в ходе изучения темы дополните перечень источников индустриализации).
Источники индустриализации | Итоги 1-ой пятилетки (1928-1932) | Итоги 2-ой пятилетки (1933-1937) |
|
|
|
2. Первые пятилетки (1928-1932, 1933-1937): проблемы и достижения. На основе сообщений и материала учебника (стр.167, 169-170) заполняется таблица.
3. Положение рабочих. Стахановское движение.
Документ №3 Об истоках трудового героизма в годы первых пятилеток. Задание: Ознакомьтесь с воспоминаниями писателей о 30-х гг. в истории нашей страны.
1. «Энтузиазм, … а к годам первой пятилетки другого слова не подберёшь, именно энтузиазм вдохновлял молодёжь на ежедневные и малоприятные подвиги» (писатель Илья Эренбург)
2. «Зажженные огнем революции, мечтой о близком рае равенства и братства, о коммунизме, жили в бараках, или на работу с песнями, возводили могучую индустрию пылко и самоотверженно. Романтику тех лет нельзя обесценить никакими пересмотрами и пересчётами. Она была всенародной, исполненной глубокой верой, и люди трудились, делая чудеса» (писатель Даниил Гранин. Дорога к здравому смыслу // Правда. 1988. 5 августа.
1. Выделите то общее, что, по мнению писателей, характеризует атмосферу жизни общества 30-х гг. 2. Какую роль атмосфера 30-х гг. сыграла в проведении индустриализации? 3. Можно ли на основе этих воспоминаний сделать вывод о сложном и противоречивом периоде в истории СССР?
Сообщение о стахановском движении. Вопросы: 1. Назовите новый источник индустриализации? Ничего подобного на Западе не было и быть не могло! 2.Назовите причины стахановского движения? 3.Перечислите источники социалистической индустриализации (пользуйтесь записями в таблице)
4. Итоги первых пятилеток. Документ №4 Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции
Страны | 1918–1929 г. | 1930–1941 г. |
1. СССР Вся промышленность 2. США 3. Англия 4. Франция | 6,9 3,1 1,2 7,9 | 16,5 1,2 2,1 –2,2 |
Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий
Годы | Число предприятий |
1918–1929 1-я пятилетка (1928–1932) 2-я пятилетка (1933–1937) | 2200 1500 4500 |
Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей
| Фактическая мощность в 1913 г. | Введено мощностей в |
Уголь, млн. т. в год | 29 | 189 |
Цена индустриализации. Ответ на проблемное задание. Что способствовало проведению индустриализации в СССР в сжатые сроки?
- Закрепление изученного материала: тестирование.
- Домашнее задание: §23, сообщения «Индустриализация в нашем крае», «Стахановское движение в нашем крае»
- Рефлексия учебной деятельности.
____________________________________________________________________
1. Главными источниками проведения индустриализации в СССР были:
а) иностранные займа и инвестиции;
б) эксплуатации национальных окраин страны;
в) энтузиазм советских людей;
г) перекачка средств из деревни.
2. Укажите главную особенность индустриализации в СССР:
а) комплексное развитие народного хозяйства;
б) высокие темпы развития тяжёлой промышленности;
в) интенсивное развитие лёгкой промышленности.
3. Главными итогами индустриализации в СССР были:
а) создание мощного военно-промышленного комплекса;
б) значительное повышение уровня жизни населения;
в) интеграция страны в мировую экономическую систему;
г) превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу;
д) обретение экономической независимости.
5. Стахановское движение в СССР началось в:
а) 1932 г.;
б) 1935 г.;
в) 1939 г.
_______________________________________________________________
1. Главными источниками проведения индустриализации в СССР были:
а) иностранные займа и инвестиции;
б) эксплуатации национальных окраин страны;
в) энтузиазм советских людей;
г) перекачка средств из деревни.
2. Укажите главную особенность индустриализации в СССР:
а) комплексное развитие народного хозяйства;
б) высокие темпы развития тяжёлой промышленности;
в) интенсивное развитие лёгкой промышленности.
3. Главными итогами индустриализации в СССР были:
а) создание мощного военно-промышленного комплекса;
б) значительное повышение уровня жизни населения;
в) интеграция страны в мировую экономическую систему;
г) превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу;
д) обретение экономической независимости.
5. Стахановское движение в СССР началось в:
а) 1932 г.;
б) 1935 г.;
в) 1939 г.
6. Характерными чертами экономического развития СССР в 30-е гг. были:
а) катастрофическое отставание от развитых стран мира в сфере производства промышленной продукции;
б) самые высокие в мире темпы роста промышленного производства;
в) налаженное производство основных видов промышленной продукции, что позволяло обходиться практически без импорта товаров;
г) преимущественное развитие лёгкой промышленности;
д) второе место в мире по абсолютным объёмам промышленного производства;
е) первое место в мире по производству сельскохозяйственной продукции.
6. Характерными чертами экономического развития СССР в 30-е гг. были:
а) катастрофическое отставание от развитых стран мира в сфере производства промышленной продукции;
б) самые высокие в мире темпы роста промышленного производства;
в) налаженное производство основных видов промышленной продукции, что позволяло обходиться практически без импорта товаров;
г) преимущественное развитие лёгкой промышленности;
д) второе место в мире по абсолютным объёмам промышленного производства;
е) первое место в мире по производству сельскохозяйственной продукции
Тема урока: «Социалистическая индустриализация в СССР»
(с использованием мультимедийной презентации)
Действия учителя | Действия учащихся |
1. Слайд №1. Называет тему. 2. Определение цели изучения темы. Вопросы: 1) Что такое индустриализация? 2) Как вы думаете, каковы цели изучения темы? 3) Сейчас подвергается критике оценка индустриализации в советской исторической науке. Существуют противоречивые оценки итогов индустриализации. Наша цель? Слайд № 2. (3) Вы правильно определили цели изучения темы. 3. Слайд №3. (2) Называет задачи изучения темы. Просит одного из учащихся прочитать план изучения темы (раздаточный материал к уроку). 4. Слайд №4. (4)Зачитывает проблемное задание: Что способствовало проведению индустриа-лизации в СССР в сжатые сроки? 5. Вводное слово учителя. Проблема индустриализации страны стояла перед Россией еще в конце 19-начале 20 века. Т.к. Россия относилась ко 2 эшелону стран капиталистического развития, главная задача - догнать страны 1 эшелона, т.е перейти к индустриальному обществу в более короткие сроки. Модернизация экономики требовала напряжения всех сил общества. Она проходила по инициативе государства и под его контролем и охватывала в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны, т.е. отрасли тяжелой промышленности. И хотя уже в начале века достаточно быстрыми темпами развивалась промышленность (темпы роста были самые высокие в мире-до 8% в год), но Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Индустриальное производство было ослаблено сначала Первой мировой, а затем гражданской войнами. Уже к 1925 году страна была поднята из руин, был восстановлен довоенный уровень производства благодаря успехам нэпа. Но мы не должны забывать, что это был уровень 1913г. За это время страны Запада шагнули далеко вперед, и в очередной раз власть столкнулась с необходимостью индустриализации. В 1925 г. состоялся 14 съезд партии (запись на доске и в тетрадях: 1925г. – XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию), который вошел в историю как съезд индустриализации, хотя слово индустриализация на съезде даже не прозвучало. Была провозглашена как важнейшая задача “Превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование в страну, производящую их» 6. Давайте выясним, каковы причины и цели индустриализации. Познакомьтесь с Документом №1 (раздаточный материал) и ответьте на вопросы к нему. Причины индустриализации (1 вопрос). Слайд№5. (5) Слайд №6. (6) Просит ответить на второй вопрос и записать в тетради «Цели индустриализации», пользуясь документом и текстом пункта 1 параграфа23 (стр.166). «Цели индустриализации»: 1) ликвидация технико-экономической отсталости; 2) достижение экономической независимости от стран Запада; 3) создание мощной оборонной промышленности; 4) развитие базовых отраслей промышленности (тяжёлая, химическая) 7. Итак, в 1925г. на 14 съезде партии была обозначена необходимость индустриализации, а в 1927г. разразился хлебозаготовительный кризис, вызвавший новую волну разногласий в руководстве партии и государства. На этот раз разногласия между И. Сталиным и Н. Бухариным по вопросу о причинах кризиса и путях его преодоления. Познакомьтесь с Документом №2. Слайд №7. (8) Как оценивали кризис и какие пути его преодоления видели Сталин и Бухарин? Слайд №8 (9 и 10 переделать в соответствии с раздаточным материалом) Слайд №9. (11) Почему победила точка зрения Сталина? Как вы понимаете, что такое форсированная индустриализация? 8. Источники индустриализации. Для проведения индустриализации нужны источники финансирования. В СССР индустриализация могла быть проведена только за счёт внутренних резервов. Прочитайте текст параграфа 23 на стр. 166-167 и выпишите в таблицу основные источники индустриализации. Вопросы: 1.Назовите источники финансирования индустриализации для западных стран. 2. Запишите в таблицу и назовите источники индустриализации в СССР (в ходе изучения темы дополните перечень источников индустриализации). 9. Слайд №10. (12) План индустриализации реализовывался в виде пятилетних хозяйственных планов (Запись на доске: 1928-1932гг. – I пятилетка; 1933-1937гг. – II пятилетка). Слайд№11. Вся страна превратилась в одну большую стройку. (Можно раздать атласы на каждую парту) 10. Слушая сообщения (и пользуясь учебником – стр. 167-168, пункты 2-3 и стр.169-170, пункт 4), укажите в таблице результаты пятилеток). В ходе первого сообщения учитель комментирует факт сталинских поправок к I пятилетнему плану – Слайды №12-13(14 и 15, 21, 22) После сообщения о II пятилетки – Слайд №14 (17) – учащиеся уточняют выписанные в таблицу стройки первых пятилеток. 11. Учитель: Вторая пятилетка была объявлена временем «поворота к человеку». «Человек – самый ценный капитал», «Кадры решают всё», - провозгласил Сталин. С 1 января 1935г. были отменены карточки на продовольствие. Люди верили в лучшую жизнь, мирились с трудностями: нехваткой жилья, бытовыми неудобствами, низкой зарплатой. Рабочие в принудительном порядке должны были подписаться на государственный заём в размере 2-4 недельного заработка. Но вера в светлое будущее помогала совершать трудовые подвиги. Познакомьтесь с Документом №3 и ответьте на вопросы. Слайд №15 (20) 12. Учитель: Одним из эффективных источников индустриализации стало Стахановское движение. Послушайте сообщение о стахановском движении и ответьте на вопросы: 1) Каковы причины стахановского движения? 2) Как вы думаете, почему ничего подобного не могло быть ни в одной стране Запада? Иллюстрация к сообщению – Слайд №16(23). После ответов – итог: Перечислите источники индустриализации (после ответа – Слаайд№17 (18) 13. Каковы итоги первых пятилеток? Прочитайте материал учебника: два первые абзаца пункта «Итоги первых пятилеток»-стр.171-172, посмотрите Слайды №18-19 (25-26) и ответьте на вопрос. 14. Какой ценой были достигнуты цели индустриализации? Учащиеся читают последние два абзаца пункта «Итоги первых пятилеток»-стр.172 и смотрят Слайды №20-21 (27-28) 15. Проблемное задание: Что способствовало проведению индустриализации в СССР в сжатые сроки? Ваша оценка социалистической индустриализации в СССР? После ответов: Слайд №22 (29) Узнай, кто такой Л.М.Баткин. 16. Закрепление изученного материала – тестирование (3-4 минуты). Учащиеся подписывают свои фамилии на листочках и выполняют тесты. Можно проверить вслух (они ставят + и -, сдают учителю листочки. 17. Рефлексия учебной деятельности. | 1. Записывают тему в тетрадь. 2. Дают ответы: 1) Индустриализация – 2) Узнать об особенностях индустриализации в СССР. 3) Дать объективную оценку итогов индустриализации в СССР. 3. Один из учащихся зачитывает план изучения темы. 4. Находят проблемное задание в раздаточном материале. 5. Записывают в тетради: 1925г. - XIV съезд ВКП(б): курс на индустриализацию. 6. Учащиеся читают документ(2-3минуты) и отвечают на вопросы к нему. 1)Причины индустриализации: 1) экономические: СССР отставал от передовых стран Запада по производству промышленной продукции, приходилось закупать за границей машины и оборудование; 2) политические: СССР находился во враждебном окружении, возникали конфликты, которые могли перерасти в войну, значит, надо было укреплять обороноспособность. Учащиеся называют и записывают в тетради «Цели индустриализации», пользуясь документом и учебником (страница 166): 1) ликвидация технико-экономической отсталости; 2) достижение экономической независимости от стран Запада; 3) создание мощной оборонной промышленности; 4) развитие базовых отраслей промышленности (тяжёлая, химическая) 7. Учащиеся работают с Документом №2 (можно прочитать вслух) и отвечают на вопросы к документу. Учащиеся отвечают на вопросы Форсированная индустриализация – индустриализация, которая осуществляется ускоренными темпами. 8. Учащиеся читают, оформляют таблицу, отвечают на вопросы к таблице. Источники индустриализации: 1) вывоз хлеба и других с/х продуктов; 2) вывоз сырья, природных богатств (нефть, лес); 3) вывоз золота, распродажа сокровищ (позже таблица пополнится записями: 4) трудовой энтузиазм и героизм рабочих; 5) стахановское, ударническое движение; 6) труд заключённых ГУЛАГа; 7) займы у населения) 9. У учащихся эти даты записаны в таблице. 10. Учащиеся делают сообщения о первых пятилетках (можно разделить пункты параграфа на 2 или 3 сообщения), остальные заполняют таблицу. Учащиеся уточняют записи в таблице о стройках первых пятилеток, пользуясь информацией слайда №14 11. Учащиеся читают документ №3 и отвечают на вопрос об истоках трудового энтузиазма трудящихся в СССР. 12. Сообщение о Стахановском движении. Записи в тетрадях: 1935г. – начало стахановского движения. Стахановцы: А. Стаханов, Н.Изотов, М.Мазай, П.Кривонос, А.Бусыгин, П.Ангелина, Е.В. и М.И. Виноградовы (в учебнике мало, нужен дополнительный материал!) Учащиеся сверяют со слайдом №17 сверяют записи в таблице, если надо, дописывают. 13. Учащиеся читают два первые абзаца пункта «Итоги первых пятилеток»-стр.171-172 и смотрят слайды №18-19. Отвечают на вопрос: Каковы итоги первых пятилеток? 14. Учащиеся читают последние два абзаца пункта «Итоги первых пятилеток»-стр.172 и смотрят слайды №20-21. Отвечают на вопрос: Какова цена индустриализации? 15. Учащиеся обобщают материал об источниках, методах, результатах индустриализации. Высказывают свою точку зрения: одобряют, критикуют, некоторые вспоминают, что в 1941 году началась ВОВ и без форсированной, проведённой даже такими жёсткими методами индустриализации СССР не смог бы противостоять армиям захватчиков. 16. Тестирование. Учащиеся подписывают свои фамилии на листочках и выполняют тесты. Можно проверить вслух (они ставят + и -, сдают учителю листочки. 17. Рефлексия учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания - верификатор "Индустриализация в СССР"
материал предназначен для текщего контроля знаний в 9, 11 классе...
презентация по теме "Социалистическая индустриализация в СССР"
Презентация подготовлена по теме "Срциалистическая индустриализация в СССР". Презентация подходит как для использовании ее во время изучения данной темы в 9 классе, так и в 11 классе....
Социалистическая индустриализация В СССР.
презентация к уроку...
Презентация Индустриализация в СССР. Часть 1.
Мультимедийное пособие по теме "Социалистическая индустриализация" содержит основные информативные блоки, понятия, таблицы и иллюстративный материал. Может использоваться для урока и самостоятельной п...
Презентация к уроку "Индустриализация в СССР". Часть2.
Мультимедийное пособие по теме "Социалистическая индустриализация". Содержит основные информативные блоки, понятия, таблицы и иллюстрации. Можно использовать для урока и для самостоятельной подготовки...
урок Индустриализация в СССР
конспект урока...
конспект урока по истории в 9 классе по теме "Индустриализация в СССР"
Конспект можно использовать на уроке истории по теме "Индустриализация"...