Конспект урока. 6 класс. Татаро -монгольское нашествие на Русь
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Сапега Татьяна Викторовна

Урок построен на основе технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Начало монголо-татарского вторжения на Русь.

Цели: 

  • познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, выявить  причины покорения Руси монголо-татарами;
  • совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.

Оборудование: карта, учебник, информационный лист,

Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока: 

  1. Постановка целей и задач.
    II. Изучение нового материала.
    1. Образование державы Чингисхана.
    2. Завоевания монголов. Битва на Калке.
    3. Нашествия Батыя на Русь.
    4. Причины поражений.
    5. Патриотизм русских людей.
    IV. Домашнее задание.
  2. ТЕРМИНЫ тьма, тумен, Чингисхан –  Великий хан, закон ЯСА – коллективная ответственность за поведение в бою

Ход урока.

  1. Постановка целей и задач. Приём «Яркое пятно»

"О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."

                         Слово о погибели Русской земли 
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."  

(Учитель зачитывает оба высказывания)

Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке.

 Об этом пойдет речь на  уроке, тема которого «Монголо-татарское нашествие на Русь».

На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

 Кто такие монголо –татары?    Почему  монголо -татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

   Почему  это  произошло, в чем причины этой трагедии, кто виноват ?  Как происходило подчинение? ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ ВОПРОСЫ.

II. Изучение нового материала. 

Предположим, определим причины. (посмотрим правы ли вы были высказывая свои предположения). Записать гипотезы на доске.

  1. Давайте дадим краткую характеристику Древнерусского государства:

-  ГОСУДАРСТВО –  (ЧТО ТАКОЕ ?)

- посмотрите на карту  - о чем она нам говорит? (Феодальная раздробленность??) «Пошли дети на отцов,а отцы на детей и братья на братью»

- «+» и «-».

- русское войско:

Князь

Передовой полк

Полк левой руки                         большой полк                     полк  правой руки

Засадный полк

Начнем  с вопроса: Что мы знаем о монголо-татарах?

Задание 1. По группам:

 1 группа : Читать стр. 96. До абзаца   … В 1223г.  

Кто такие монголо –татары,  где жили, чем занимались? Стр. 96 -97 рисунки

 Почему называли татарами?  

Основные занятия  - скотоводство, охота, земледелия они не знали. Жилище монголов – юрта войлочный шатер,сборная конструкция, собиралась не более часа, разбиралась быстрее.

2 группа    Кто и как управлял монголо –татарами? Система управления.  Какова главная

Племена         подчиняются нойону Темучину        на курултае (Съезд монгольской знати) провозглашен Чингисханом великого монгольского государства.

Чингисхан создал мощную армию.

3 группа       составить структуру  монгольского войска.

Читать стр 56 учебник Рыбакова Абзац Огромное войско… Стр. 96 Данилова и стр.58 рис Рыбакова. (ДОСПЕХИ) 

Десяток (десятник )-   Сотня (сотник ) – Тысяча (тысячник)- тумен10 тыс. (Темник)     САМОЕ ГЛАВНОЕ – Конница.

Разведка, железная дисциплина, технические средства, жестокость. 

Созданный Чингисханом закон — яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.

Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука — для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.

Вывод: монголо-татары к концу ХII века находились на стадии разложения первобытно-общинного строя, возникновение и развития  государственности носило военизированный характер. В начале ХII века главной задачей было провозглашено завоевание мирового господства.

Образ  Чингисхана  стр.97 изображение.

Каким вы видите этого человека? Опишите его.

 Инф. Лист ДОК №1   зачитать стр. 215 конспект .

Сравнить сего с как правителя с одним из правителей Руси

Стр. 32 князь Святослав.

Мировое господство.

Дата

Направление 

Последствия 

1206- 1211 гг.

Восточная Азия

Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром Тангутского царства.

1211-1215 гг.

Китай

Захват Северного Китая.

1218 г.

Корея

Завоевание государства.

1219-1221 гг.

Средняя Азия

Завоевание.

Обратимся к карте –  с кем придется встретится монголо – татарм до того как они нападут  на русские земли?  (с половцами)

ЧИТ.  ДОК.№2

 В 1223 г. Они вторглись в половецкие степи …

Половцы обратились за помощью к русским князьям :

 «нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра придя возьмут».

Татары узнав что русские князья выступили против них  отправили посольство которое заявило: «Мы слышим, что вы идете против нас, послушав половцев, а мы ни вашей земли не заняли, ни городов ваших, не на вас мы пришли, но на холопов и на конюхов своих, на поганых половцев. А вы возьмите с нами мир».

Съезд в Киеве принял решение объединить русские рати (15 князей ) и дать бой на чужой земле.

31 мая 1223г на реке КАЛКА. Первое столкновение с татарами.(Только один тумен.)

чит. Стр.97 -98. Учебник.

Читать стр. 227. Пир татар.

Каковы причины поражения Русских войск?

- несогласованность действий русских князей

- Отсутствие единого командования

- Незнание монгольской тактики ведения боя

 - Недооценка противника.

Какой важный вывод должны были сделать русские князья после поражения в битве на Калке?

Даже перед лицом угрозы князья не прекратили междоусобные войны, а это подрывало силы русской армии, обороноспособность государства.

В 1227 году умер Чингисхан, осталось 4 сына. Оставил завещание: покорить землю вплоть до моря франков на западе.

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
(Нашествие Батыя)

1237-1238 год первый поход Батыя на Русь

1239 -1242 г – второй поход Батыя на Русь.

Почему монголо -татары смогли покорить Русь?

Просмотреть предположения    

 НА ДОСКЕ.ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.

 1 я группа  - Вторжение на Рязанскую землю.

 В  1237 году  Батый нанес первый удар по  Рязанскому княжеству. ДОК.№3

О Евпатии  ДОК №4.  Единичны ли такие случаи? 

 2 группа   Карта

Куда направились после взятия Рязани?  ( во Владимир.) Док №5

Битва на реке СИТь. Док. №6

 ? Имели ли русские дружины  шансы на победу в данном сражении?

Битва за Торжок  2 недели  Ждали помощи от Новгорода.

 3 группа   Поход на Новгород

ДЗ §12,вопросы ,слова, документ,

«Тогда каждый о себе пекся и на всех страх и трепет был, и все в недоумении были и в неустроении.»

НА доске

Темучин      Чингисхан

Курултай

Десяток (десятник )-   Сотня (сотник ) – Тысяча (тысячник)- тумен10 тыс. (Темник)

закон — яса

31 мая 1223г битва  на реке КАЛКА

В 1227 году умер Чингисхан

1237-1238 год первый поход Батыя на Русь

1239 -1242 г – второй поход Батыя на Русь.

Почему??

«Тогда каждый о себе пекся и на всех страх и трепет был, и все в недоумении были и в неустроении.»

 Соотношение сил  таблица стр. 232 конспект.

? для сравнения

Монголы

Русская армия

Численность армии

37 – 75 тыс.

Около 30 тыс.

Рода войск.

Тяжелая и легкая конница

Конная дружина, пешее ополчение

Организация войска.

Единое командование, четкая  структура власти, дисциплина

Отсутствие единого командования, разрозненность сил армии.

 При таком расчете сил какую тактику ведения войны должны были выбрать русские князья?

Известно, что Русь постоянно подвергалась набегам кочевников.

 Как нужно было вести себя русским князьям во время вторжения монголо –татар на Русь:

  • помогать осажденным городам;
  • изматывать врага по лесам, не встречаясь в генеральном сражении,
  • или наоборот, дать генеральное сражение;
  • выжидать в надежде ,что зимой конное войска татар не решится на  вторжение.

ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, КАКУЮ ТАКТИКУ ИЗБРАЛИ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ.

Вывод: Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища. Но не все города постигла подобная участь. Не дошли монголо-татары до Новгорода, не решились взять Смоленск. Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.

Учитель: Монголо-татарское нашествие завершилось установлением владычества, сущность которого можно определить следующими понятиями и суждениями:

Запись в тетрадях. Данная запись на этом уроке не рассматривается. Она служит основой для работы на следующем уроке. Содержание монголо-татарского владычества: номинальная (только называющаяся) независимость русских княжеств; княжение по ярлыку; контроль баскаков за деятельностью князей; выплата дани Золотой Орде; террор как метод управления.

IV. Домашнее задание. (слайд 15) Завершить подготовку к уроку-семинару, подготовить  сообщение об Александре Невском, учебник с. 123-129; ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории России "Монгольское нашествие на Русь", 6 класс

На уроке  организуется  самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части.  В первой  представлен проек...

Урок в 6 классе по теме: Татаро-монгольское нашествие на Русь

Актуальность урока – воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.На этом уроке учащиеся знакомятся с нашествием Батыя на Русь   и  получают зада­ния на следующий, ...

Урок истории в 6 классе по теме «Монгольское нашествие на Русь»

Тема урока: «Монгольское нашествие на                            Русь»...

Тест к уроку истории России 6 класс "Монгольское нашествие на Русь"

Тест "Монгольское нашествие на Русь" позволяет проконтролировать знания содержания параграфа. Может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности...

Конспект урока "Борьба с монгольским нашествием"

Конспект урока "Борьба с монгольским нашествием"...