Образование централизованного государства. Конец ордынскому владычеству.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке применяются новые технологические приемы: "Гроздь", "Синквейн", "Фишбоун" и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока | 182.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Создание единого русского государства. Конец ордынского владычества". 6-й класс.
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.
Задачи:
- Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.
- Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; картографические умения и навыки работы с историческими источниками.
- Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.
Оборудование:
- Карта “Образование русского централизованного государства”.
- Атласы по истории России для 7-го класса.
- Раздаточный материал.
- Презентация по теме урока.
ХОД УРОКА
- Организационный этап. Деление учеников на группы.
- Исследователи ( заполнение кластера по вопросу – Образование централизованного государства).
- Аналитики ( решение проблемы освобождения от ордынского владычества методом «Фишбоун»)
- Летописцы-архивисты (работа с источником и определение основных мероприятий по вопросу освобождения от зависимости)
- Историки - поэты ( систематизируют материал и составляют Синквейн по личности Ивана 3)
II. Повторение и проверка знаний
Задание учащимся: Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.
В течение 2 минут учащиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов.
Варианты ответов учащихся:
Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.
III. Изучение нового материала
Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.
Варианты ответов учащихся:
- Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель.
- Мы должны узнать, как возникло единое русское государство.
- Мы должны узнать, когда завершился процесс объединения русских земель.
- Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение русских земель.
Задание учащимся: Для начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.
Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина вывешены на доске.
Варианты ответов учащихся:
– Иван Ш, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже.
Комментарий учителя: Да, это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км2, а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км2.
Вопрос учащимся: во сколько раз увеличилась территория?
Ответ: в 5 раз.
Задание учащимся: Представьте себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить?
Варианты ответов учащихся:
– Нужно было завершить процесс объединения и избавить стану от монголо-татарского ига.
Каждая группа получает задание:
- Группа работает с учебником и атласом стр.166-167, 171-173 – составляют кластер- гроздь по вопросу образования централизованного государства Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?
учащиеся работают с атласами и текстом учебника.
Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.
- Ярославское княжество – 1463 год.
- Ростовское княжество – 1474 год.
- Новгородская земля – 1478 год.
- Тверское княжество – 1485 год.
- Псков – 1510 год.
- Смоленск – 1514 год.
- Рязань – 1521 год.
- Группа, работает с проблемным заданием по вопросу – предпосылки, причины освобождения от ордынской зависимости.(Фишбоун)
- Группа работает с документом и отвечают на поставленные вопросы к нему.
- Группа подводит итоги правления Ивана 3 и составляют синквейн непосредственно ознакомившись с материалом учебника и ответами одноклассников.
Справочный материал: Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.
Осенью 1475 года московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и ослабляя новгородскую вольницу.
В 1477 году новгородские послы признали Ивана III “государем”. Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.
Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В 1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству.
Во время рассказа учеников 1 группы учащиеся записывают в тетради даты основных событий:
- 1478 год – присоединение Новгорода к Москве.
- 1485 год – присоединение Твери к Москве.
Задание учащимся: Посмотрите на карту и на схему. Сделайте вывод, на каком этапе находился процесс объединения к 1485 году?
Варианты ответов учащихся: Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.
После ответа схема дополняется: вместо “?” учитель вывешивает на доску карточку с текстом “единое русское государство”. Учащиеся записывают эту схему в тетради.
Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения?
Варианты ответов учащихся: К свержению монголо-татарского ига.
Слово предоставляется 2 группе, учащиеся методикой Фишбоун определяют причины и факты, которые привели к необходимости избавления от монгольской зависимости.
Вопрос учащимся: Предпринимались ли ранее такие попытки, и чем они завершались?
Физкультминутка
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Слово з группе учащихся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.
Фрагмент Никониановской летописи:
“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к Угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”
Вопросы к документу:
- Когда и где произошла встреча противников?
- Покажите на карте это место.
- Почему монголо-татары отступили?
- Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
- Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?
После анализа документа учащиеся записывают в тетради:
1480 год – свержение монголо-татарского ига.
В качестве подведения итогов учащиеся 4 группы представят свою работу по сочинению синквейна , где ключевым словом будет Иван3.
IV. Закрепление новых знаний
Беседа с учащимися по вопросам:
- Сделайте вывод о завершении объединения русских земель, используя карту и схему.
- Проследите связь между завершением процесса объединения и свержением монголо-татарского ига.
V. Подведение итога урока
Задание учащимся: Закончите предложение.
- Я узнал…
- Я понял…
- Я удивлен…
VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс:6«Б»
Тема урока: « Создание единого русского государства и конец ордынскому владычеству»
Тип урока – урок получения новых знаний - Урок решения частных задач с применением открытого способа
- Данный урок является 4 в теме Русь Московская, и с предыдущим уроком имеет непосредственную связь, которую ученики установили на начальном этапе урока методом кластера, в ходе чего была установлена проблема, которую предстояло решить в ходе урока.
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
В 6 «Б» классе 25 человек. В классе много хорошистов, есть отличники. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, но часто отвлекаются на посторонние темы, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Однако, учащиеся не всегда умеют терпеливо и внимательно выслушать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел. При планировании урока группы были образованы с учетом равновесности. К этому ребята уже привыкли, бывают единичные случаи, когда просятся в другую группу по личным мотивам.
- Какие УУД формировались в процессе урока?
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД
- Личностные - у учащихся появится возможность сориентироваться в данном историческом временном пространстве, в нравственных нормах, правилах и оценках. Выработать свое отношение к Ивану 3.
- Познавательные –
- Должны знать:
- -как шёл процесс образолвания централизованного государства;
- - какова роль Ивана 3;
- - что способствовало освобождению от ордынской зависимости;
- Должны уметь:
- - характеризовать деятельность Ивана 3;
- - использовать усвоенный материал при выполнении заданий.
- Регулятивные УУД: получить возможность управлять познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий.
- Познавательные УУД: методом поиска, отбора, структурирования информации учащиеся могут моделировать учебное содержание.
Коммуникативные УУД: Появится возможность сотрудничества. Продолжат вырабатывать умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласовывать совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга. Эффективно сотрудничать с учителем и с одноклассниками.
- Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности были предприняты на первом этапе урока, методом наглядного кластера, была выявлена проблема.
- Для достижения поставленных целей была осуществлена групповая работа, с разными методическими приемами, что повышало интерес познавательной деятельности учащихся.
- Постаралась рационально распределить время на все этапы урока, но в качестве дополнительно бонуса на случай оставшегося времени, для ребят был подготовлен фрагмент документального исторического фильма «Иван3».
- При подготовке к уроку использовался компьютер, мультимедийная установка и презентация к уроку.
- контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся – первичный был проведен по средствам вопросов, а на следующем уроке планируется фронтальный письменный опрос в виде тестов.
- Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества"
Разработка урока для 6-го класса по теме:« Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества».Тип урока: комбинированныйЦель урока:подвести учащихся к пониманию необходимости ...
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
конспект урока...
"Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества"
Педлагается методическая разработка урока по теме "Создание единого Русского гоударства и конец ордынского владычества" с использованием технологии развития критического мышления...
Конспект урока истории по теме "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества" с применением здоровьесберегающих технологий
Представлен конспект открытого урока по истории в школе для слабослышащих детей....
тест по теме «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества»
тест по теме «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества»...
Разработка урока по теме "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества"
Конспект урока 6 класс...