Образование централизованного государства. Конец ордынскому владычеству.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Малышева Наталия Александровна

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке применяются новые технологические приемы: "Гроздь", "Синквейн", "Фишбоун" и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий урока182.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Создание единого русского государства. Конец ордынского владычества". 6-й класс.

Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.

Задачи:

  • Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.
  • Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; картографические умения и навыки работы с историческими источниками.
  • Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.

Оборудование:

  • Карта “Образование русского централизованного государства”.
  • Атласы по истории России для 7-го класса.
  • Раздаточный материал.
  • Презентация по теме урока.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап. Деление учеников на группы.
  1. Исследователи ( заполнение кластера по вопросу – Образование централизованного государства).
  2. Аналитики ( решение проблемы освобождения от ордынского владычества методом «Фишбоун»)
  3. Летописцы-архивисты (работа с источником и определение основных мероприятий по вопросу освобождения от зависимости)
  4. Историки - поэты ( систематизируют материал и составляют Синквейн по личности Ивана 3)

II. Повторение и проверка знаний

Задание учащимся: Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.

В течение 2 минут учащиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов.

Варианты ответов учащихся:

http://festival.1september.ru/articles/314243/img1.gif

Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.

III. Изучение нового материала

Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.

Варианты ответов учащихся:

  • Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель.
  • Мы должны узнать, как возникло единое русское государство.
  • Мы должны узнать, когда завершился процесс объединения русских земель.
  • Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение русских земель.

Задание учащимся: Для начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.

Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина вывешены на доске.

Варианты ответов учащихся:

– Иван Ш, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже.

Комментарий учителя: Да, это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км2, а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км2.

Вопрос учащимся: во сколько раз увеличилась территория?

Ответ: в 5 раз.

Задание учащимся: Представьте себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить?

Варианты ответов учащихся:

– Нужно было завершить процесс объединения и избавить стану от монголо-татарского ига.

Каждая группа получает задание:

  1. Группа работает с учебником и атласом стр.166-167, 171-173 – составляют кластер- гроздь по вопросу образования централизованного государства Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?

учащиеся работают с атласами и текстом учебника.

Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.

  • Ярославское княжество – 1463 год.
  • Ростовское княжество – 1474 год.
  • Новгородская земля – 1478 год.
  • Тверское княжество – 1485 год.
  • Псков – 1510 год.
  • Смоленск – 1514 год.
  • Рязань – 1521 год.

  1. Группа, работает с проблемным заданием по вопросу – предпосылки, причины освобождения от ордынской зависимости.(Фишбоун)
  2. Группа работает с документом и отвечают на поставленные вопросы к нему.
  3. Группа подводит итоги правления Ивана 3 и составляют синквейн непосредственно ознакомившись с материалом учебника и ответами одноклассников.

Справочный материал: Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.

Осенью 1475 года московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и ослабляя новгородскую вольницу.

В 1477 году новгородские послы признали Ивана III “государем”. Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.

Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В 1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству.

Во время рассказа учеников 1 группы учащиеся записывают в тетради даты основных событий:

  • 1478 год – присоединение Новгорода к Москве.
  • 1485 год – присоединение Твери к Москве.

Задание учащимся: Посмотрите на карту и на схему. Сделайте вывод, на каком этапе находился процесс объединения к 1485 году?

http://festival.1september.ru/articles/314243/img2.gif

Варианты ответов учащихся: Процесс объединения фактически был завершен. При Иване III было создано единое русское государство с центром в Москве.

После ответа схема дополняется: вместо “?” учитель вывешивает на доску карточку с текстом “единое русское государство”. Учащиеся записывают эту схему в тетради.

Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения?

Варианты ответов учащихся: К свержению монголо-татарского ига.

Слово предоставляется 2 группе, учащиеся методикой Фишбоун определяют причины и факты, которые привели к необходимости избавления от монгольской зависимости.

Вопрос учащимся: Предпринимались ли ранее такие попытки, и чем они завершались?

http://fs00.infourok.ru/images/doc/254/259126/img7.jpg

Физкультминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

  Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

  Теперь в океане дельфином плывете,  

  Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

  Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Слово з группе учащихся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.

Фрагмент Никониановской летописи:

“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.

И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к Угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”

Вопросы к документу:

  • Когда и где произошла встреча противников?
  • Покажите на карте это место.
  • Почему монголо-татары отступили?
  • Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
  • Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?

После анализа документа учащиеся записывают в тетради:

1480 год – свержение монголо-татарского ига.

В качестве подведения итогов учащиеся 4 группы представят свою работу по сочинению синквейна , где ключевым словом будет Иван3.

IV. Закрепление новых знаний

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Сделайте вывод о завершении объединения русских земель, используя карту и схему.
  • Проследите связь между завершением процесса объединения и свержением монголо-татарского ига.

V. Подведение итога урока

Задание учащимся: Закончите предложение.

  • Я узнал…
  • Я понял…
  • Я удивлен…

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

http://3.bp.blogspot.com/-U2cH2g-sRFc/VQa7RcYV3ZI/AAAAAAAAATg/3i7HZm9xLqo/s1600/19219_html_m65c3dd1d.png

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс:6«Б»
Тема урока: « Создание единого русского государства и конец ордынскому владычеству»
Тип урока – урок получения новых знаний - Урок решения частных задач с применением открытого способа

  1. Данный урок является 4 в теме Русь Московская, и с предыдущим уроком имеет непосредственную связь, которую ученики установили на начальном этапе урока методом кластера, в ходе чего была установлена проблема, которую предстояло решить в ходе урока.
  2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

В 6 «Б» классе 25 человек. В классе много  хорошистов, есть отличники. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, но часто отвлекаются на посторонние темы, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности,  ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Однако, учащиеся не всегда умеют терпеливо и внимательно выслушать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел. При планировании урока группы были образованы с учетом равновесности. К этому ребята уже привыкли, бывают единичные случаи, когда просятся в другую группу по личным мотивам.

 

  1. Какие УУД формировались в процессе урока?

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД

  • Личностные - у учащихся появится возможность сориентироваться в данном историческом временном пространстве, в нравственных нормах, правилах и оценках. Выработать свое отношение к Ивану 3.
  • Познавательные –
  • Должны знать:
  • -как шёл процесс образолвания централизованного государства;
  • - какова роль Ивана 3;
  • - что способствовало освобождению от ордынской зависимости;
  • Должны уметь:
  • - характеризовать деятельность Ивана 3;
  • - использовать усвоенный материал при выполнении заданий.
  • Регулятивные УУД: получить возможность управлять познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий.
  • Познавательные УУД: методом поиска, отбора, структурирования информации учащиеся могут моделировать учебное содержание.

Коммуникативные УУД: Появится возможность сотрудничества. Продолжат вырабатывать умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласовывать совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга. Эффективно сотрудничать с учителем и с одноклассниками.

  1. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности были предприняты на первом этапе урока, методом наглядного кластера, была выявлена проблема.
  2. Для достижения поставленных целей была осуществлена групповая работа, с разными методическими приемами, что повышало интерес познавательной деятельности учащихся.

  1.  Постаралась рационально распределить время на все этапы урока, но в качестве дополнительно бонуса на случай оставшегося времени, для ребят был подготовлен фрагмент документального исторического фильма «Иван3».

  1. При подготовке к уроку использовался компьютер, мультимедийная установка и презентация к уроку.

  1. контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся – первичный был проведен по средствам вопросов, а на следующем уроке планируется фронтальный письменный опрос в виде тестов.

  1. Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества"

Разработка урока для 6-го класса по теме:« Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества».Тип урока: комбинированныйЦель урока:подвести учащихся к пониманию необходимости ...

"Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества"

Педлагается методическая разработка урока по теме "Создание единого Русского гоударства и конец ордынского владычества" с использованием технологии развития критического мышления...

тест по теме «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества»

тест по теме «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества»...