Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
план-конспект урока (история, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
«Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества».
ФИО (полностью) | Кучина Мария Ивановна | |
Место работы | МОУ «ООШ № 12» город Котлас, Архангельская область | |
Должность | Учитель | |
Предмет | История | |
Класс | 6 класс | |
Тема и номер урока в теме | «Русь Московская»; 6 урок | |
Базовый учебник | История России с древнейших времен до конца 16 века 6 класс Данилов А.А. Косулина Л. Г. М.2010г. |
8. Цель урока: опираясь на исторические документы и фактический материал, способствовать получению учащимися понятия о необходимости объединения страны для свержения монголо-татарского владычества.
9. Задачи:
- обучающие: выявить личностные характеристики Ивана 3, органически завершившего объединение русских земель;
показать процесс формирования единого Российского государства с центром в Москве;
- развивающие: продолжить формирование умений учащихся анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;
-воспитательные: воспитание чувства уважения и гордости за свой народ, прошедший трудный путь объединения в единое государство, сопровождавшийся огромным напряжением сил в многовековой борьбе с монголо-татарским игом.
10. Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.
11.Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, экран,
ХОД УРОКА
Проверка домашнего задания проводится в форме беседы с учащимися:
1. Назовите основные направления политики Василия I.
2. Феодальная война второй четверти XV в., причины, ход, итоги, значение.
В конце урока можно выборочно собрать тетради с письменным домашним заданием.
План изучения нового материала:
I. Правление Ивана III.
II. Подчинение Новгорода.
III. Свержение ига.
IV. «Государь всея Руси» (самостоятельно).
I. Правление Ивана III.
Вводная беседа с классом по вопросам:
1. Когда началось объединение земель в единое государство?
2. Какие земли вошли в состав Московского княжества до 1462 г.?
3. Какие города оставались независимыми?
По ходу рассказа заполняется таблица.
Ученики находят на карте и обозначают с помощью заранее изготовленных стрелок все присоединенные территории. Таким образом учащиеся наглядно могут видеть, как увеличилась территория Московского княжества при Иване III.
При рассмотрении внешней политики необходимо организовать работу с картой (можно использовать аппликации).
Золотая Орда (Большая Орда) | |||
Крымское | Казанское | Астраханское | Сибирское |
Дополнительный материал для учителя:
ИСТОРИК Н. М. КАРАМЗИН ОБ ИВАНЕ III
Иван III принадлежал к числу весьма немногих государей, избираемых Провидением (Богом) решать надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории… История не есть похвальное слово и не представляет самых великих мужей совершенными. Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на вышней степени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть вообще благоразумие: оно не пленяет нас подобно великодушной смелости; но успехами медленными, как бы неполными, дает своим творениям прочность. Что оставил миру Александр Македонский? — славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов: Россия нынешняя образована Иоанном; а величие державы образуется не механическим сплетением частей, как тела минеральные, но превосходным умом державных.
II. Подчинение Новгорода.
Вопрос о присоединении Новгорода может быть изучен школьниками самостоятельно по учебнику, § 22, пункт 2, документ (ученики должны также ответить на вопросы в конце параграфа).
Дополнительные материалы для учителя:
ИСТОРИК Н. С. БОРИСОВ О БИТВЕ НА ШЕЛОНИ
5 ноября 1470 г. умер авторитетный и мудрый архиепископ Иона — глава новгородского боярского правительства. А уже 8 ноября в город прибыл на княжение посланный польским королем и великим князем литовским Казимиром IV князь Михаил Олелькович. Вскоре новгородцы совершили еще один вызывающий шаг: отправили своего кандидата на пост архиепископа на поставление в сан не к московскому митрополиту, как обычно, а к литовскому православному митрополиту, находившемуся в Киеве. Одновременно они начали тайные переговоры с Казимиром IV о поддержке на случай войны с Иваном III.
В Москве действия новгородцев были расценены как «измена православию». И хотя князь Михаил Олелькович в марте 1471 г. покинул Новгород и уехал в Киев, пути назад уже не было. Иван III принял решение организовать общерусский «крестовый поход» на Новгород. Религиозная окраска предстоящего похода должна была сплотить его участников, заставить всех князей прислать свои войска на «святое дело».
В начале июня 1471 г. первым выступило из Москвы на Старую Руссу и далее на Новгород 10-тысячное войско под началом Даниила Холмского и князя Федора ДавыдовичаПестрого-Стародубского. Вскоре туда же двинулись со своими полками братья Ивана III удельные князья Юрий и Борис. В середине июня пошло из Москвы другим путем — на Вышний Волочек и далее по реке Мете — второе войско под началом князя Ивана Стриги-Оболенского и татарского царевича Даньяра. Наконец, 20 июня двинулись основные силы, с которыми шел и сам Иван III. Согласно общепринятой в то время военной практике московские воеводы, вступив в новгородскую землю, принялись уничтожать все на своем пути. По свидетельству летописи, Холмский и Федор Пестрый «распустили воинов своих в разные стороны жечь, и пленить, и в полон вести, и казнить без милости жителей за их неповиновение своему государю великому князю. Когда же дошли воеводы те до Руссы, захватили и пожгли они город; захватив полон и спалив все вокруг, направились к Новгороду, к речке Шелони».
III. Свержение ига.
При Иване III в истории Руси произошло важнейшее событие — свержение ига монголо-татар.
В начале своего рассказа учитель ставит перед классом проблемный вопрос: «События осени 1480 г. были названы Стоянием на реке Угре. Со стороны может показаться, что ничего особенного не произошло: постояли друг против друга, постреляли, помокли в осеннюю слякоть, а как ударили морозы — разошлись. Но так ли все просто было на самом деле?» Слушая рассказ учителя, ученики должны дать оценку этим событиям.
Дополнительные материалы для учителя:
СТОЯНИЕ НА УГРЕ
Международная обстановка в то время была очень сложной. Против Русского государства сразу ополчилось несколько врагов: с юга угрожало многочисленное войско хана Ахмата, с северо-запада — Ливонский орден, с запада — польско-литовский король Казимир IV, заключивший союз с ханом. В свою очередь великий князь, используя междоусобную борьбу в Орде, сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, противника Золотой Орды.
Внутри страны младшие братья Ивана III выступили против политики централизации. Со своими боярами и дружинниками они ушли к литовским рубежам и просили покровительства у польско-литовского короля.
В этих условиях Иван III показал себя как искусный дипломат и военный организатор. С братьями он примирился, а крымский хан напал на южные владения Польши. Войско Казимира IV, приготовившееся для нападения на Русь в помощь ордынцам, было вынуждено повернуть на юг для защиты своих владений.
Ордынский хан Ахмат двинулся в поход на Русь летом 1480 г. При первом же известии о готовящемся ордынском вторжении Иван Васильевич выдвинул свои войска к укрепленным линиям, заранее подготовленным на степной границе. В летописи указывается, что численность войска Ивана Васильевича достигала 180 тысяч человек.
Прибыв к войску, Иван III остановился в городе Кременце, примерно в Хан Ахмат не решился идти прямо на Москву, а пошел в Литовскую землю. Из Коломны и Тарусы русское войско подошло к Угре и остановилось на берегу против ордынского лагеря. Началось знаменитое Стояние на реке Угре, когда противники встали друг против друга на противоположных берегах реки и ни один из них не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Король Казимир не пришел к Ахмату, потому что у него были свои усобицы. Тогда же Менгли-Гирей, «царь крымский, воевал королевскую Подольскую землю, дружа великому князю».
Приближалась зима. Стычки передовых отрядов русского и ордынского войск на речных переправах проходили с переменным успехом, не дав перевеса войскам Ахмата.
У брода на Калугу ордынцев встретила огнем русская артиллерия. Это дало возможность надежно оборонять брод: «И отбили их от берега, и много дней они отступали с боем». Так прошло 4 дня. По словам летописца, «татары начали стрелять в наших», а «наши начали стрелять из луков и из пищалей и многих татар побили, и от берега отбили, и много дней, сходясь, через реку бились». Русская оборона на берегах Угры оказалась непреодолимой.
11 ноября 1480 г. принято считать днем освобождения Русской земли от ордынского ига.
ЛЕТОПИСЬ О ПОВЕДЕНИИ МОСКВИЧЕЙ
НАКАНУНЕ ПАДЕНИЯ ИГА (ПЕРЕВОД А. Ю. КАРПОВА)
И когда был великий князь на Посаде возле Кремля, горожане, устремлявшиеся в Кремль, в осаду, увидели его и начали стыдить, так говоря ему:
— Когда ты, государь, князь великий, над нами в тихости и кротости правишь, тогда разоряешь нас непомерно. А нынче сам разгневал царя, дань ему не платишь, а нас выдаешь царю и татарам!
Великий князь въехал в Кремль, и встретил его митрополит, а с ним владыка Вассиан Ростовский. И стал владыка Вассиан со злостью выговаривать великому князю, называя его беглецом. Оттого великий князь не остался в Кремле на своем дворе, но, опасаясь горожан, остановился в Красном сельце. А к сыну своему, великому князю Ивану Ивановичу, послал грамоты, веля ему тотчас быть в Москве. Но тот проявил мужество, принял на себя гнев отцовский, а от берега не уехал… И повелел великий князь сжечь Посад у Москвы.
А свою великую княгиню, Римлянку, и с нею казну послал на Белоозеро. А если случится, что, по Божьему гневу, переправится царь через Оку и возьмет Москву, то бежать им к Окиану-морю. Мать же великого князя, великая княгиня, не захотела бежать, но пожелала в осаде сидеть. А на Москве оставил великий князь Ивана Юрьевича2 да дьяка Василия Мамырева. Да еще сидел тут владыка Ростовский Вассиан.
Из «Повести о стоянии на Угре» (XV в.)
Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, да еще в соглашении с королем Казимиром — ибо король и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство. Князь великий пошел на Коломну и стал у Коломны, а прочих князей и воевод в иных местах, а других — по берегу.
Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды.
Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку. И пришли татары, начали стрелять, а наши — в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие — на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон — одни других боялись. Когда же река стала, тогда князь великий повелел всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар, чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. Тогда-то и свершилось преславное чудо Пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Так и случилось чудо Пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.
Закрепление материала по третьему вопросу плана:
1. Сколько лет продолжалось иго?
2. Какова роль Ивана III в свержении ордынского ига?
IV. «Государь всея Руси» (самостоятельно по учебнику).
Домашнее задание: § 22
Дополнительные задания:
1. Перечислите современников Ивана III в Западной Европе и в России.
2. Подготовить сообщение на тему «История Новгородского вечевого колокола».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества"
Разработка урока для 6-го класса по теме:« Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества».Тип урока: комбинированныйЦель урока:подвести учащихся к пониманию необходимости ...
"Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества"
Педлагается методическая разработка урока по теме "Создание единого Русского гоударства и конец ордынского владычества" с использованием технологии развития критического мышления...
Конспект урока истории по теме "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества" с применением здоровьесберегающих технологий
Представлен конспект открытого урока по истории в школе для слабослышащих детей....
тест по теме «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества»
тест по теме «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества»...
Разработка урока по теме "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества"
Конспект урока 6 класс...
Методическая разработка "Создание единого государства и конец ордынского владычества"
урок истории...
Самоанализ урока. 6 кл тема урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества"
Самоанализ урока в 6 классе "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества"...