Рабочая программа по истории 8 класс с УУД
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Рабочая программа по истории 8 класс с УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istoii_8_klass_s_uud.docx | 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по истории в 8 классе составлена на основе:
- Федерального Закона № 273 от 29.11.12 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
- федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 года,
- авторской программы «Новая история» А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной «Просвещение» 2011г.,
- авторской программы «История России» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «Просвещение» 2011г.,
- примерной основной образовательной программой образовательного учреждения (Стандарты второго поколения) «Просвещение» 2011 г.,
- программы основного общего образования МБОУ СОШ № 40.
Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 8 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «история» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет « История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
В учебном плане по истории отводится 68 часов (2 часа в неделю), из них 28 часов – Новая история, 40 часов включает в себя История России. 2/3 от учебного времени занимает изучение Истории России в связи с тем, что учащиеся сдают единый государственный экзамен в 11 классе по истории России.
Учитывая календарные праздничные дни, возможен перенос учебного часа на другой день недели или объединение двух тем.
В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий (в календарно-тематическом планировании), программа воспитания и социализации обучающихся (темы уроков на которых реализуется программа, отмечены *) на ступени основного общего образования для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.
Цель изучения курса в 8 классе: показать становление индустриальной цивилизации, период ее утверждения и расцвета, периодизацию Нового времени, особенности ментальности человека Нового времени; причины революции и реформы как альтернативный путь развития общества; знать исторические процессы, факты, явления, существенные черты социально-экономического и политического строя в России в XIX- начале XX вв., положение разных слоев населения, внутренней и внешней политики самодержавия, идеологии и практики общественных движений; отработать на уроке такие умения и навыки как сравнение, систематизация и анализ информации, оценка исторических деятелей, событий, явлений, аргументированность и доказательность ответа.
Основная функция курса: формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющих учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умения анализировать и описывать события с разных часто противоположных точек зрения.
Задачи:
1) воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
2) освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
3) овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
4) формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
5) применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место предмета «История» в базисном учебном плане
Согласно федеральному учебному плану для образовательных учреждений на изучение предмета «История» отводится 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 68 часов.
Курсы «История России» и «Новая история» изложены в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, в 8 классе изучаются синхронно-параллельно. В ряде случаев применяется объединенное изучение сюжетов отечественной и всемирной истории, истории мировых войн, отдельных вопросов истории.
Виды контроля:
Рабочей программой предусмотрен текущий, итоговый контроль.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, хронологический диктант, тестирование, работа с персоналиями, контрольная работа, терминологический диктант, анализ источников, эссе, исторический диктант, решение познавательных задач, работа с документами.
Формы организации образовательного процесса:
При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников. В 8 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение; дают возможность проявить творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности; формируют первичные исследовательские способности: урок - ролевая игра, урок-путешествие, урок-викторина, урок-аукцион, урок – исторический театр, интервью с историческим героем, урок-съезд, интерактивный урок. Вместе с тем необходимо применение и традиционных форм урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок.
Планируемые результаты освоения материала
Личностные результаты, формируемые при изучении содержания курса по истории в 8 классе:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 8 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:· читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5.Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Используемые УМК:
- Учебник. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина Новая история 8 класс: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 270 с.
- К.А. Соловьев. Универсальные поурочные разработки по новой истории: 8 класс. -М.: ВАКО, 2010. – 192 с.
- Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России, XIX век: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 10-е изд._М.: Просвещение, 2011.-254 с.
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX в. 8 кл./Под науч. ред. Б.Н. Серова – М.: ВАКО, 2009. – 288 с.
- Настенные исторические карты.
Экранно-звуковые пособия.
1. Уроки истории с применением информационных технологий 8 класс (Разработано в соответствии с требованиями ФГОС);
2. Новая история. 1800-1913 гг.. 8 класс.
3. История России, XIX век, 8 класс.
Содержание курса
История 8 класс (68 ч)
Новая история (1800-1913) (28 часов)
Введение (1 ч.) Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ вв.
Глава 1. Становление индустриального общества (2 ч.)
Индустриальная революция. Индустриальное общество. Либералы, консерваторы и социалисты.
Глава 1. (подтема) Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв. (4 ч.)
Наука: создание научной картины мира. Искусство XIX века
Глава 2. Строительство новой Европы (8 ч.)
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш.М. Талейран. Священный союз.
Сложный путь Англии к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
Глава 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества (4 ч.)
Германская империя в конце XIX- начале XX вв. Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.
Глава 4. Две Америки (3 ч.)
США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в конце XIX- начале XX вв.: время перемен.
Глава 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (3 ч.)
Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.
Глава 6. Международные отношения в конце XIX- начале XX вв. (2 ч.)
Внешнеполитические интересы держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира.
Итоговое повторение (контроль знаний) 1 ч.
История России XIX в. (40 часов)
Введение (2ч.)
Российская Империя на рубеже XVIII-XIX вв.
Глава 1. Россия в первой половине XIX века. (17 ч.)
Внутренняя и внешняя политика Александра I. Реформы М.М. Сперанского. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход.
Общественное движение при Александре I.
Внутренняя и внешняя политика Николая I. Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.
Образование, наука, художественная культура. Быт и обычаи.
Русские первооткрыватели и путешественники.
Глава 2. Россия во второй половине XIX века. (21ч.)
Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы 60-70х гг. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.
Общественное движение: либералы и консерваторы. Зарождение революционного народничества и его идеология.
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Внутренняя и внешняя политика Александра III. Положение основных слоев общества.
Просвещение и наука. Литература и искусство. Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Быт: новые черты в жизни города и деревни.
Итоговое повторение (контроль знаний) 1 час.
Требования к результатам обучения выпускника 8 класса:
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и всеобщей истории XIX начала XX века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития изучаемого периода;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Критерий оценки знаний учащихся.
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)
Критерии оценки тестового задания:
- 90-100% - отлично «5»;
- 70-89% - хорошо «4»
- 50-69% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
В случае если оценка является спорной, то для повышения результата учитель вправе учитывать выполнение следующих требований к учащимся:
- ведение тетради (наличие в ней материала)
- активное или безактивное участие учащихся в общешкольных мероприятиях на историческую и обществоведческую тематику (это касается и классных часов если классный руководитель посчитает необходимым отметить учащихся)
- участие в самостоятельной или общешкольной экскурсионной деятельности
- готовность к уроку (выполнение домашних заданий)
График контрольных работ.
Контрольная работа | Дата |
Контрольно-обобщающий урок «Новая история» (контрольная работа) | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Закат крепостной эпохи» (контрольная работа) | |
Итоговая контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...