Обычаи, традиции корейцев на Дону
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Интерактивный урок "Культура корейцев на Дону"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koreya2.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Я - человек!

 хоть мал еще и млад,

но собственное место в мире этом уже имею,

не велик мой вклад,

тружусь пока что над  автопортретом,

меня уже заботит естество

познать себя, кто в этом мире  я?

ЭдуардасМежелайтис

Учитель: "Кто в этом мире  я?" -, как только человек начинает осознавать себя и выделять среди окружающих, он начинает задавать себе этот вопрос.

Все мы являемся частью мировой культуры, носителями ценнейшей информации, которую перенимаем у наших предков. Если представить культуру народа, как организм человека, то каждый из нас является маленькой клеточкой этого организма.

Сегодняшний наш урок посвящен знакомству с культурой народов, проживающих на Донской земле, а именно, с культурой, традициями и обычаями корейцев.


На территории России проживает свыше ста наций и народностей. Каждой нации присущи свои черты материальной и духовной культуры, отражающие конкретные природно-исторические и социально- экономические условия ее развития. Каждая из этих наций сохраняет и передает многовековую культуру следующим поколениям.

Я предлагаю вам вспомнить откуда берем корни мы, донские армяне. Какова история наших предков?

Выступление ученицы 7 «А» класса – Айдинян Светланы:

Уже более двух столетий проживают на Дону армяне. В 1779 г. был основал город Нор-Нахичеван по указу императрицы Екатерины II армянами-переселенцами из Крыма. Донские армяне в основной своей массе являются потомками жителей города Ани. Этот город являлся столицей средневековой Армении. Для тех времен город очень большой и крупный. В нем-то и в окрестных селах и жили далекие предки донских армян. Армения на протяжении всей своей истории постоянно подвергалась варварским захватническим нападениям. Практически все завоеватели прошли по армянской земле: киммерийцы, мидийцы, персы, Александр Великий, селеквиды, римляне, византийцы, арабы, турки, и этот скорбный список можно было бы, к сожалению, продолжать. Особый взор анийские армяне обратили в сторону Южного Поволжья. Эта территория славилась своими торговыми путями и привлекала внимание армян еще задолго до их массового переселения. Они вели интенсивную торговлю с татарами, проживающими в этих местах. Ввиду этого часть переселенцев продвинулась на север, к берегам Волги, в места, занятые татарами. И в середине XIII века обосновались в татарском городе Аксарай (севернее г. Астрахани). Армяне-переселенцы сосредоточили почти всю торговлю края в своих руках, завязав торговые отношения с Персией, Крымом и т. д. Несмотря на всю свою предприимчивость и материальное благополучие, армяне тяготились своим бесправным положением. Огромные налоги, преследование христианской религии, частые набеги ногайцев — все это склонило армян к решению покинуть Аксарай. Несмотря на угрозы и запугивания татар, аксарайские армяне в начале XIV века с оружием в руках проложи- ли себе дорогу в Крым. Куда они и прибыли в 1ЗЗ0 году после долгих и мучительных скитаний по диким, безлюдным и необжитым степям. В 1774 году в результате войны с Турцией русским правительством был заключен Кучук-Кайнарджийский мир, по которому татарское ханство в Крыму признано было независимым от Турции. Россия усиливает свое влияние в Крыму и серьезно начинает претендовать на то, чтобы стать могучей морской державой. В частности, контролировать Черное море. Правительство Екатерины II задумало экономически ослабить ханство, выселив из Крыма греков и армян, так как уплачиваемые ими подати составляли главную статью доходов хана, они держали в своих руках почти всю торговлю, земледелие и ремесленное дело полуострова. Другой немаловажной причиной, побудившей российское правительство организовать переселение армян и греков, было стремление поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края. Многие армянские купцы по своим торговым делам имели деловую связь с населенными пунктами Южной России и, конечно, не прочь были переехать в новые края и здесь широко развернуть свою коммерческую деятельность, тем более в христианском окружении. Слухи о переселении христианского населения Крыма дошли до хана и его мурз. Татары были очень взволнованы. По их признанию они теряли христиан «как душу из тела». Переселение армян осуществлялось в несколько партий. Первая партия переселенцев, под командованием донских казаков, пустилась в путь 18 августа 1778 года, вторая — 22 августа, третья — 18 сентября. В Крыму христианского за- селения, преимущественно состоящего из армян и греков, не осталось. Достоверно не зная о месте своего поселения, о привилегиях, обещанных царским правительством от имени Екатерины II, армяне столкнулись с большими трудностями, к которым они не были готовы. Суровая природа, холодная зима, необжитые, без- жизненные степи, холодные пронизывающие ветры и долгая дорога, а также крайний недостаток в топливе, продовольствии, лекарствах. Можно представить себе страдания и лишения, которые пришлось пережить и преодолеть несчастным переселенцам. Голод, холод, различные заболевания унесли многие жизни армян, в основном стариков и детей. Умер также и предводитель крымских армян архимандрит Петрос Маркосян. Но нельзя сказать, что организаторы переселения были вообще глухи к страданиям людей. Трогательную заботу о крымских армянах проявлял лично генерал А. В. Суворов. Он неоднократно обращался к Потемкину по поводу бедственного положения переселенцев. Им оказывалась помощь: выдавались продукты, одежда, выделялся транспорт, деньги. Хотя, к сожалению, этого было не- достаточно. К концу 1779 года переселенцы дошли до низовий Дона. К тому времени подоспела и грамота (Указ) императрицы Екатерины II от 14/25 ноября 1779 года. По этому указу армянам отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью Святого Дмитрия Ростовского, разрешалось основать один город (Нахнчеван) и пять селений (Чалтырь, Крым, Большие Салы, Малые Салы, Не- свитай). Так завершилось это драматическое переселение. Из Крыма выехало З1 З86 человек. Генерал А. В. Суворов еще долгое время проявлял заботу об армянах-переселенцах.

Для нынешнего поколения донских армян Россия стала их родиной, и их судьба неразрывно связана с матушкой Русью.

Учитель:  Весьма многообразен национальный состав и нашей малой родины. Вы знали, ребята, что на территории Ростовской области проживают представители более 150 национальностей и народностей? 90,3% населения области составляют русские; 2,6% - армяне; 1,9% - украинцы; 0,9% - турки; 0,4 % - азербайджанцы. Взаимное уважение народов, традиционно крепкие хозяйственные и культурные связи - главные ценности, которые берегут на Дону. Также по соседству с нами проживают давние переселенцы из Кореи.

Сегодня я бы хотела вам рассказать об истории их появления на донской земле, об их обычаях, праздниках и традициях.

Люди часто переселяются с одного места жительства в другое. Как вы думаете, почему люди покидают свою родину и переселяются в новые места?

Ответы детей…

Учитель: Молодцы! В основном это происходит под давлением каких-либо неблагоприятных обстоятельств (война, голод, насильственная депортация). Все это порождает у людей особое чувство национального унижения, обиды, отчаяния, иначе говоря, наносит им психологическую травму. Чтобы сохранить свою культуру,  язык, обычаи,  переселенные народы образовывают диаспоры. Россию и Корею связывают давние близкие отношения.  Большая корейская диаспора в Ростове всегда способствовала сближению наших культур.

Дать точное определение тем корейцам, которые ныне проживают на территории  России трудно. В самом деле, кто же они - 450 тыс. этнических корейцев, волею судеб оказавшихся далеко за пределами своей исторической родины? Полнокровные корейцы?

Корейцы - основное население Корейского полуострова. История государства насчитывает около 5 тысяч лет. Раньше корейцы были единым народом. А сегодня все знают о существовании двух корейских государств и о том, насколько разный у них общественно-политический строй и жизненный уклад. Это Северная Корея и Южная Корея.

Каждый из  российских корейцев хотя бы раз в жизни задумывался над тем, почему  предки покинули свою Родину и перебрались в  Российское Приморье. Историки сухо констатируют - японское колониальное господство, гнет местных феодалов, голод и лишения. Люди просто уставали от нищеты, а рядом, по слухам, через границу, уже существовали обжитые корейские посёлки, где  крестьяне выращивали  рис, занимались  разведением птиц и прочей живности. И кто-то решался уехать. И так семья за семьей, поселок за поселком корейцы стали покидать историческую Родину. Корейские иммигранты  поселились на Дальнем Востоке. Согласно данным переписи 1926 г., на советском Дальнем Востоке проживало 168009 корейцев.  

Как  жилось корейским   переселенцам на Дальнем Востоке? Трудно. Очень трудно… Климат был суровый. На несколько сотен километров не было других поселений. Жили в землянках. Царские власти не препятствовали приходу и расселению корейцев на совершенно свободных землях. Они и начали экономически осваивать Южное Приморье: поднимали целину и собирали немалые урожаи, обеспечивали российские войска мясом и крупами, сеном и овсом, участвовали в строительстве и содержании дорог, в предоставлении гужевого транспорта для казённых нужд. Чиновники с восторгом писали в своих отчетах о трудолюбии корейских крестьян, об огромной урожайности на осваиваемых ими землях, о честности и законопослушности новых переселенцев.

На Дону корейцы проживают с 50-х годов прошлого столетия. Это произошло после Великой Отечественной войны, когда на Дон и, в частности, в Ростов для восстановления разрушенного войной хозяйства двинулись рабочие по организованному набору со всей страны.

У русских и корейцев разные культуры, разная история. Но неоспорим тот факт, что за всю тысячелетнюю историю единственное государство, с которым Россия никогда не воевала и от которого никогда не исходила война - это Корея. Видимо, есть некие глубинные моменты менталитета, позволяющие корейцу легко адаптироваться к жизни русских и интегрироваться в ней. Именно через синтез культур российские корейцы как раз и добиваются прорыва во многих областях - в науке, искусстве, производстве и бизнесе. В то же время, они сохраняют  свою историческую культуру, соблюдают традиции и обычаи.

Особенности быта корейской диаспоры Ростова

В жизни  корейкой диаспоры до сих пор сохраняются элементы традиционного быта в семейных отношениях, например, своеобразная система отношений между родственниками, называемая по-корейски пон(корень, основа). Члены каждой такой группы считаются близкими родственниками. Браки между ними в прошлом были строго запрещены, сейчас – не рекомендуются. В прошлом родители оставались жить в семье старшего сына, сейчас это  правило часто нарушается.

Отличительной чертой корейской семьи является уважительное отношение к старшим, особенно к родителям; после их смерти – к старшему брату. В свою очередь старшие опекают младших, заботятся о них.

  В корейских семьях детям всегда стараются дать хорошее образование, это связано с тем, что с давних времен люди в Корее, которые сдали экзамены на должность государственного чиновника, были обеспечены материально на всю жизнь.

        За 150 лет проживания этого народа  на территории Донского края многие особенности быта видоизменились и упростились. Большое влияние на них оказала русская культура.

Рассказать о культуре корейцев на Дону я пригласила ученицу нашей школы, представительницу корейской диаспоры на Дону – Мун Анастасию. 

Выступление Анастасии:

              Корейские обычаи и обряды, праздники жизненного цикла

        Для нас корейцев Ростова, до сих пор, история наших обычаев и обрядов, полна загадок и тайн, передаваемых из поколения в поколение, секрет некоторых держат отдельные представители нашего народа. Конечно, если бы нас этому учили с детства, наверное, не было бы такой путаницы и загадки во всем этом. Казалось бы, зачем в третьем тысячелетии, когда человечество вот-вот откроет тайну возникновения самой жизни, знать все эти старинные обычаи и обряды?

У нас, российских  корейцев, очень прочны семейные традиции. Дети всегда воспитываются в большом уважении к родителям. Недаром в корейских народных сказках рассказывается о самоотверженной любви родителей к детям и заботливых и преданных дочерях и сыновьях. В корейских семьях рождение каждого ребенка - всегда праздник. Младшие к старшим обращаются вежливо и почтительно, называя их не по имени, а по степени родства - дядя, тетя, дедушка, старший брат.

У нас много национальных праздников, посещать которые обязательно, а для этого надо ознакомиться заранее с этикетом, чтобы не оскорбить родных и близких.

Мой самый любимый праздник -ассянди- - день, когда ребенку исполняется один год. Малыша с утра купают, одевают в новые одежды (во многих семьях стараются сшить национальную одежду). Родители приглашают гостей. Совершается обряд «угадывания судьбы» ребенка. Перед ребенком бабушка или дедушка ставят столик. На столе раскладывают различные предметы: ножницы, книгу, тетрадь, ручку, деньги, чашку с рисом, 3 чашки с отбитым рисом (чхальттоги), чашку с фасолью (чтобы легче переносил корь) и другие предметы. Считается, за что ребенок прежде всего схватится, тем он будет «заниматься» в будущем. Так, если девочка возьмет ножницы, то значит, она будет хорошей портнихой, если книгу, тетрадь или карандаш, то будет хорошо учиться, если чашку с рисом, то будет богато жить. В наши дни этот праздник отмечают в деревнях и в городах. Отмечают его и в смешанных семьях.

Очень важным праздником в жизни каждого корейца является юбилей -хвангапчанхчи, отмечаемый по случаю шестидесятилетия. Юбилей торжественно отмечается, как для мужчин, так и для женщин. Гостям рассылают красочные пригласительные билеты. На праздник съезжаются все родные из других городов и районов Ростовской области. Подготовка праздника начинается задолго до дня юбилея. Нередко из-за недостаточной подготовки пиршество переносится на несколько дней, месяцев. Главные расходы по проведению юбилея родителей несут дети, прежде всего сыновья. Они договариваются между собой, за что каждый из них отвечает. Например, один из сыновей закупает  спиртное, другой - мясо, говядину, кур, свинину, третий - овощи и фрукты. Утром в день праздника юбиляр, одетый в новый костюм в окружении своих родственников принимает первые поздравления от детей и внуков. В сельской местности на улице (если тепло), или под специально установленным тентом, куда проводят электричество, или в самой большой комнате дома расставляют столы для юбиляра и гостей. В центре садятся юбиляр и его жена (или муж). По правую и левую сторону - ровесники юбиляра и вообще старшие по возрасту из пришедших гостей. За остальными столами - все другие гости. На праздник приглашаются родственники, соседи, друзья. Праздник начинает и ведет специально выбранный для этой роли один из родственников. Им бывает человек, умеющий красочно и образно говорить и по-корейски, и по-русски. Он рассказывает биографию юбиляра. Говорит о трудностях, которые встречались на его жизненном пути и о том, как он сумел их преодолеть. Особенно подробно говорится о том, сколько детей юбиляр воспитывал, какое дал им образование. Приветственная речь заканчивается восхвалением юбиляра и сообщением о том, что этот праздник устроили отцу (или матери) благодарные сыновья и дочери. Затем вперед выходит старший сын. Вместе с женой он подходит к юбиляру, кланяется, поздравляет и желает ему долгой жизни. После этого кто-нибудь из присутствующих вносит подаренный сыном стол с угощениями» и другие подарки. Эта традиция широко бытовала в конце 70-х годов. «Столы с угощениями» должны были быть преподнесены юбиляру всеми его детьми - и сыновьями и дочерьми (каждым в отдельности). На «столе» обязательно были такие угощения, как вино, шампанское, печенье, конфеты, колбаса, рыба, орехи, фрукты, виноград и, непременно, курица.

Как и  в глубокой древности, все родственники, поздравляющие юбиляра,  обязательно становятся  на колени и кланяются, касаясь лбом земли (обряд сэбэ). «Столы с угощениями», поднесенные юбиляру его детьми и другими родственниками ставились перед его столиком и сохранялись нетронутыми до конца праздника. По окончании торжеств юбиляр одаривает своих внуков сладостями («с юбилейного стола»). Количеством поднесенных юбиляру «столов с угощениями» определялся размах и богатство этого праздника. Кроме того, каждый из детей юбиляра, еще 20 лет тому назад дарил ему по два-три отреза (каждый отрез 2-3 м.) шелковой или шерстяной ткани. Отрезы еще недавно являлись основным видом подарков, подносимых юбиляру его родственниками и знакомыми. После подношения подарков начинается гуляние. В прошлом торжества продолжались 2-3 дня. Присутствующие на празднике женщины берут с юбилейного стола угощение для своих детей, оставленных дома. Считается, что угощения со стола юбиляра приносят здоровье и счастье детям. Во многих семьях сегодня эти праздники снимают на видео, фотографируют.

У нас продолжают сохраняться и бытовать традиционные календарные праздники. Этнографические материалы о  жизни корейской диаспоры свидетельствуют о том, что наиболее стойко сохраняется празднование Нового года по лунному календарю (дата которого каждый год меняется, но приходится на период с конца января по середину февраля). В новогодний праздник обязательным считается подношение подарков и поздравления родителям и старшим родственникам.

Осенью (обычно в августе) празднуется Чусок («Осенний вечер»). Это праздник урожая и поминовения усопших родственников. Повсеместно, и в сельской местности, и в городах корейцы посещают кладбища, приносят поминальную пищу. По традиции в этот день на могилах можно убирать только сухую траву, землю трогать не разрешается. Праздник Чусок - важная дата в жизни земледельцев. Это время сбора урожая, подведение итогов сельскохозяйственного года.

Проведение наиболее значимых семейных и календарных праздников, обычаев и обрядов, как показывают этнографические материалы, сопровождается обязательным приготовлением разнообразных блюд национальной кухни. Словом, подготовка, проведение и воспоминание о таком событии, как семейный или календарный традиционный праздник, каждый раз как бы является возрождением целого комплекса традиционной культуры, утверждением этнической значимости, национального достоинства, укреплением самосознания. Так как на эти праздники (особенно на свадьбу и на празднование шестидесятилетнего юбилея) приезжают родные и знакомые, они становятся своеобразными «съездами родственников». Здесь происходит обмен информацией о жизни семей, родственных групп, всего народа.

Несмотря на всю динамичность нашего современного мира: полеты к другим планетам, раскрытие генома человека, проникновение в тайны мироздания, открытие параллельных миров, каждый из нас живет в реальном мире обычаев и обрядов, которые мы соблюдаем независимо от того, какого уровня знания и культуры мы достигли. Ведь в них сосредоточена 5000-летняя мудрость наших предков.

        Знание об исполнении обрядов и соблюдении обычаев передавалось из поколения в поколение. Сегодня, иногда, мы уже не в силах объяснить те или иные детали обычаев и обрядов. С течением времени детали исполнения обрядов менялись, но оставалась их суть, их дух. Миграция людей, изменение среды обитания, быта, современные средства общения, передвижения, проживания изменили и меняют на наших глазах детали многих обычаев и обрядов. Появляются новые обычаи и обряды, а не соблюдаемые отбрасываются.

В заключении хотелось бы сказать, что для меня Родина – Россия, я родилась  в Ростове – многонациональном южном  городе. Я говорю  и думаю  на русском языке, а Корея остается для меня всего лишь исторической родиной. Я с удовольствием слушаю рассказы своих родственников о корейских обычаях, обрядах, праздниках!

Конечно,  почти за 150 лет с момента проживания в России, многие обычаи и обряды, праздники видоизменились и упростились, исчезли. Кроме того, на них оказала влияние русская культура. Многие корейцы приняли крещение. У русских и корейцев разные культуры, разная история. Но неоспорим тот факт, что за всю тысячелетнюю историю единственное государство, с которым Россия никогда не воевала и от которого никогда не исходила война - это Корея.

Таким образом, мне удалось доказать, что  нам, российским корейцам,  не обойтись без наших истоков. Зная обычаи, обряды и праздники моих предков, я сроднилась с ними. Появилось  желание  быть достойной  их, оставив добрый след на Донской земле для блага своей малой и большой Родины. Наши родители прививают нам традиционную корейскую любовь к образованию, уважение к другим нациям, умение собраться с силами в самые трудные минуты и бороться до конца. И я поддерживаю обычаи своих предков: стараюсь учиться только на «отлично», не огорчаю родителей, не ссорюсь с одноклассниками, уважаю старших.

Учитель: Давайте поблагодарим Настю за интересный и познавательный рассказ.

Сегодня мы с вами вспомнили историю наших далеких предков, познакомились с историей переселения корейцев на донские земли, с их культурой, традициями и обычаями.

Завершить наш урок я бы хотела следующими словами:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенние традиции на Дону. Сценарий праздника

За основу взят сценарий из Интернета «Здравствуй, осень золотая!»  Адаптирован к требованиям школы неслышащих детей, музыкально оформлен, расширена идея ярмарки....

Законы семьи: обычаи, традиции

Законы семьи: взаимоотношения, обычаи, традиции...

Социальный проект на тему: Обычаи, традиции и обряды коренных народов крайнего Севера как символ культурного наследия Югры

Обычаи, традиции и обряды коренных народов  крайнего Севера как символ культурного наследия Югры...

План-конспект урока : «Культурное наследие: церемонии, обычаи, традиции в осенних праздниках».

Приводится урок обществознания "Культурное наследие: церемонии, обычаи, традиции в осенних  праздниках"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Традиции казаков Тихого Дона"

Курс «Традиции казаков Тихого Дона» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности.  В данной программе выделяет­ся восемь основных т...

Беседа "Жаворонушек лети, Холод зимний унеси! (История праздника, обычаи, традиции)"

Цель: Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.Задачи: Познакомить детей с обычаями, традициями, праздниками русского...

Казахи: обычаи, традиции, культура.

Сообщение подготовлено к уроку краеведения учеником 6 класса.В сообщении рассматриваются традиции,обычаи и культура казахов.Согласно переписи 2010 года, в России живет 647 тысяч казахов. Эта внушитель...