«Коллективизация сельского хозяйства в СССР».
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Тарасенко Алёна Витальевна

 Конспект урока истории «Коллективизация сельского хозяйства в СССР».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektivizatsiya_selskogo_hozyaystva_v_sssr.docx44.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по Новейшей  истории

 9 класс

Тема: «Коллективизация сельского хозяйства в СССР».

Педагогические цели: создать условия, при которых ученик сможет:

- усвоить причины, методы проведения «нового курса» в деревне; экономические, социальные и политические итоги и последствия «великого перелома»

- высказать собственное суждение о соотношения целей и средств коллективизации, цене и последствиях «великого перелома»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знают, события, которые привели к коллективизации сельского хозяйства, ход проведения коллективизации, значение и последствия; продолжают обучение работе с документами разного характера,

умения анализировать реальные исторические события, делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, структурируют знания, находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, принимают учебные задачи для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем, отрабатывают умение работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать исторические документы, выделять главное, существенное в тексте, понимать его информационное содержание; сравнивать, составлять таблицы, давать оценку историческим событиям

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, формирование развитой, социально-активной, творческой  самостоятельной личности

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Методы, используемые на уроке:

  • проблемное обучение
  • дифференцированное обучение
  • задания творческого характера
  • метод  взаимоконтроля и самоконтроля
  • самостоятельная работа, (работа с фрагментами документов)работа в группе  

Основное содержание темы, даты, понятия и термины:

  • коллективизация, колхоз, кулак, раскулачивание
  • 1927г. - начало хлебозаготовительного кризиса
  • 1929г. декабрь - переход к политике сплошной коллективизации и ликвидации  кулачества как класса
  • 1930г., 2 марта - статья Сталина «Головокружение от успехов»
  • 1932-1933 г.г .- массовый голод в зерновых районах СССР

Оборудование:  

Раздаточный материал - пакеты  документов для работы в группах, в парах;

Материалы презентации « Коллективизация в СССР»

План урока.

1.Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации.

2.Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации.

3.Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.

4.Итоги коллективизации.

5.Д.З.§24 ;Написать эссе (по выбору):
а) Голод и коллективизация рукотворная трагедия?

б) Мои мысли о сплошной коллективизации.

Эпиграф:

За каждый стог, что в поле лежал,
За каждый рог, что в хлеву держал, 
За каждый воз, что с поля привёз, 
За собачий хвост, за кошачий хвост, 
За тень от избы, за дым от трубы, 
За свет и за мрак, и за просто, так...

А.Твардовский. «Страна Муравия».

1этап  Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

2 этап Проверка домашнего задания

Учитель: В конце 20-х годов, когда советская власть вела отсчёт второго десятилетия своего существования, перед страной встали вопросы проведения модернизации страны.

  • Что такое модернизация? Почему она была необходима?

  • Какую задачу модернизации страна решала в годы первых пятилеток?

3 этап Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка учебных задач

Вступление

  В конце 20-х годов, когда Советская власть вела отсчёт уже второго десятилетия после победы Великого Октября, перед нашей страной встали со всей остротой вопросы принципиального, поворотного значения. На повестку дня сама жизнь поставила задачи индустриализации страны и реконструкции экономики, социалистических преобразований в деревне.

Каким путём, на какой основе шла коллективизация крестьянских хозяйств,
какую роль в жизни страны, в судьбах миллионов людей она сыграла?
Задача нашего урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации: выяснить то, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл;
подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации

 4 этап Изучение нового материала

Учитель: Проблемы развития нашей страны в 20-30-е г.г. ХХ века вызывают интерес не только у специалистов – историков, но и у людей  самых разных возрастов и профессий. Сегодня на уроке мы всесторонне обсудим одну из ключевых проблем того времени – проблему сплошной коллективизации и раскулачивания крестьянства и определим свое отношение к ней, попытаемся установить, соответствовали ли средства проведения коллективизации ее целям.  Процесс превращения крестьян - индивидуальных тружеников и собственников в класс социалистического общества будет в центре нашего внимания.

 Проблемное задание: О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми.

  • Определите, насколько  это соответствовало действительности и что на практике означали эти слова. В конце урока мы должны будем опровергнуть или доказать правомерность этих слов.

1.Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации.

Учитель: Решение об индустриализации неизбежно повлекло за собой перелом политики в деревне. Что же представляла она в это время?

В 1928 г. на селе проживало более 80% населения СССР, сельское хозяйство давало более половины всего произведённого продукта в экономике. Сельское хозяйство было мелкокрестьянским (около 25 млн. крестьянских хозяйств). Из-за грубой политики правительства крестьяне не были заинтересованы в продаже зерна и другой продукции государству.

В результате в 1927-1928, 1928-1929 гг. возникли кризисы хлебозаготовок, во много раз снизился объём экспорта, в городах стали вводиться карточки. Большевистское руководство всегда рассматривало основу нации – крестьянство – как реакционный класс, делая исключение для бедноты.

Основную часть деревни составляли середняки, даже по официальным подсчетам, кулацких хозяйств насчитывалось около 5%.

Первичное усвоение новых знаний.

Работа с документами. Обучающиеся работают с Приложением 1 и отвечают на вопросы:

  • Определите отношение крестьян к коллективизации.
  • Чего ждала беднота от коллективизации?

2.Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации.  

Учитель: Сталин видел выход из кризиса в необходимости форсированной индустриализации, производственном кооперировании, свёртывании рынка, а значит, в ликвидации многоукладности экономики и нажиме на кулака. Правая оппозиция во главе с Бухариным Н.И. видела выход в нормализации рынка, гибкости заготовительных цен, увеличении выпуска промтоваров. Не отрицая необходимости коллективизации, они отводили ей вспомогательную роль, считая, что ещё долгое время основой сельскохозяйственного производства будет оставаться индивидуальный производитель.  В ноябре 1929г. бухаринцы потерпели поражение. Бухарин Н.И. как руководитель       «правых уклонистов» выведен из состава Политбюро. Томский и Рыков предупреждены. Репрессированы учёные-аграрники Чаянов, Кондратьев, Челинцев.

А.В.Чаянов - российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно признанный основатель междисциплинарного  крестьяноведения, писатель-фантаст и утопист Он думал о том, как приобщить деревню к цивилизации. Для Чаянова путь решения этого вопроса в особой экономической природе трудовой крестьянской семьи и в присущей ей в силу этого способности вступить в кооперативные связи. В 1930 году он был арестован по делу так называемой «Трудовой крестьянской партии». Расстрелян в 1937 году.

Во второй половине 20-х годов богатеть было очень сложно:
у крестьян принудительно изымали зерно, судили, как спекулянтов и т.д.
В ответ зажиточные крестьяне стали весной 1928 г. сокращать посевные площади. Многие кулаки «самоликвидировались» – продавали машины, деньги и ценности прятали.
У середняков не было стимула расширять производство, т.к. они боялись попасть в разряд кулаков, которым партия грозила ликвидацией.

  Богатеть стало опасно в самом буквальном смысле. Усиление «антикулацкой линии» во второй половине 20-х годов ставило кулака перед вопросом: зачем разводить скот, зачем расширять запашку, если «излишки» в любой момент могут отобрать?
Хлебозаготовительный кризис ставил под угрозу планы индустриализации. Выход из сложившейся ситуации руководство видело в нажиме на кулака и опоре на бедняцкую массу.

Учитель:

  • Какая дискуссия проходила в руководстве партии по вопросу коллективизации?
  •  Какая точка зрения победила понятно. Почему?

  • 1927 г. – XV съезд партии: начало коллективизации (запись в тетрадь).

3. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.

Учитель: Отправной точкой для начала коллективизации стал ХV съезд ВКП (б), проходивший в декабре 1927 года, где был взят курс на коллективизацию крестьянства и ликвидацию кулачества как класса (записать в тетрадь). Подтверждением выбранного курса стал Vсъезд Советов (май 1929г.), одобривший пятилетний план, подготовленный Госпланом, в котором показатели были завышены на 20%, где закладывался небывалый рост с упором на производство средств производства, а также увеличение сельскохозяйственной продукции, рост заработной платы и др. Зная события предшествующие этому процессу, мы можем назвать причины коллективизации.

Самостоятельная работа с учебником истории 9 класс стр.: 176-177.
Запись результатов в тетрадь. (Учебник А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 9 класс»)

  • Подумайте, какие причины коллективизации вы бы записали туда?

Ответы обучающихся, (запись в тетрадь).

Причины коллективизации:

1. Набиравшая силу индустриализация. 
2. Сверхиндустриализация за счёт деревни.
3. Создание опоры в деревне в лице бедняцкой массы.
4. Обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового ухода крестьян из деревни.
5. Ликвидация кулачества как класса.

Учитель: Зная причины коллективизации и мотивы руководства, сформулируйте определение коллективизации.

Коллективизация – это процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные кооперативные социалистические хозяйства. (запись в тетради).

Кооперативные хозяйства хоть и в малом количестве уже существовали в СССР, в трёх  формах: коммуны, артели, ТОЗы. Приложение Таблица «Формы коллективных хозяйств»

1929 г. – выход статьи Сталина «Год великого перелома». 

После этого намечаются совсем другие сроки. В статье утверждалось, что в колхозы якобы пошли основные середняцкие массы крестьян, что в социалистическом преобразовании одержана «решающая победа». Статья Сталина «Год великого перелома» (ноябрь 1929г.) стала теоретическим обоснованием форсированной коллективизации. С этого года запрещалось принимать в колхозы кулацкие семьи. В статье говорилось « о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию».В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа ,переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». В 1927 г. коллективизация рассматривалась как длительный процесс. По первому пятилетнему плану предполагалось закончить коллективизацию лишь к 1933 г.,охватить кооперацией 85% крестьянских хозяйств ( из них 18-20% колхозами).После статьи Сталина « Год великого перелома» намечены были совсем иные сроки.  Этот факт указывает на использование принципа сплошной коллективизации.

 

Работа с учебником: Найти в учебнике 9 класс на стр.: 182 задание № 1.
Определить на основе документа, на какой принцип указывает этот факт.

  

Ответы обучающихся: Этот факт указывает на принцип ликвидации кулачества.

Учитель. 30 января 1930г. принято Постановление « О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в рамках сплошной коллективизации» в котором ставилась задача: хозяйства кулаков – конфисковать.
Все кулаки делились на три категории (документ в учебнике стр.182).
Ни о каких подкулачниках или зажиточных середняках в инструкциях и постановлениях тогда речи не было.
Ликвидацию кулачества проводили в два этапа.
1 этап – 1930г. – в северные районы выслано 115231 семейство кулаков.
2 этап – раскулачено 265795 семейств. Эти данные не включают тех. кто был расстрелян в районах сплошной коллективизации, а также сотен тысяч середняков и бедняков, высланных как подкулачников.
Руководитель орг.группы ЦК ВКП (б), посланы в Вологодский округ Северного края, на заседании контрольной комиссии указывал: « Перегибов в отношении середняка бояться нечего, так как остальные середняки скорее пойдут в колхоз и будут бояться выходить из колхозов». В результате этого уровень коллективизации, например, в Сухонском районе округа за неделю поднялся с 6 до 87%.

К началу марта 1930г. в колхозах числилось свыше 50% крестьянских хозяйств. В спешном порядке ТОЗы стали преобразовываться в коммуны. Для оказания «помощи» в коммунистическом преобразовании деревни руководство послало туда 25 тысяч промышленных рабочих, в первую очередь, коммунистов. Началось принудительное обобществление домов, мелкого скота и даже домашней птицы. - Вот как описывают это в романах Шолохов и Платонов (чтение отрывков из произведений).

Статья Сталина положила начало и еще одному процессу – раскулачиванию.

 Как определить кулака? В перечне признаков кулацких хозяйств, опубликованном в 1930 году, были записаны такие «критерии»:
наличие мельницы, крупорушки, маслобойни и др. орудий, в которых применялся механический двигатель; систематическая сдача в наём сельхозмашин с механическим двигателем; сдача в наем оборудованных помещений под жильё или предприятие; занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством. Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулацкому. За отказ вступать в колхоз человека лишали избирательного права (такая категория крестьян получила название «лишенцы».)

Форсированная коллективизация и массовое раскулачивание вызвало недовольство крестьян. В 1930 г. по стране прокатилась волна восстаний.

1930 г. – статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой осуждались перегибы (отток из колхозов).

 Сплошная коллективизация вызвала недовольство крестьян.

Обучающиеся анализируют документ, содержащий высказывания крестьян (Приложение 2,3).

4.Итоги коллективизации.

Учитель:

  • Каковы результаты коллективизации для страны в целом?
  • Каково отношение крестьян к коллективизации?

Сплошная коллективизация вызвала массовый голод  1932-1933 г.г.

     После провозглашения начала сплошной коллективизации зимой 1929—1930 г.г. в УССР начался массовый забой скота. Зимой-весной 1930—1931г.г. скот массово погибал уже в колхозных стадах из-за бесхозяйственного отношения к коллективной собственности. Аналогичные единичные факты регистрировались и зимой 1932—1933 г.г. Подобные  действия происходили и в отношении сельхозинвентаря, передаваемого в устав колхозов. Интенсивность труда и заинтересованность в его результате  тоже были низки, что в значительной мере было результатом низкой мотивации труда и запутанности в расчётах. Весной и в начале лета 1932 года  в ряде районов голодающими колхозниками и единоличниками выкашивались несозревшие озимые, выкапывался посаженный картофель и т. д. Интенсивность уборки и обмолота урожая 1932 года  была крайне низкие — «всё равно отберут».

 В результате коллективизации наиболее работоспособная масса здоровых и молодых крестьян бежала в города. Кроме того, около 2 млн.крестьян, попавших под раскулачивание, были выселены в отдаленные районы страны. Поэтому к началу весенней посевной 1932 года деревня подошла с серьезным недостатком тягловой силы и резко ухудшившимся качеством трудовых ресурсов. В итоге поля, засеянные хлебами в 1932 году на Украине, на Северном Кавказе и в других районах, зарастали сорняками. На прополочные работы были направлены даже части РККА. Но это не спасало, и при урожае 1931/32 года, достаточном, чтобы не допустить массового голода, потери зерна при его уборке выросли до беспрецедентных размеров. В 1931 году, по данным Народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции, при уборке было потеряно более 15 млн.тонн (около 20% валового сбора зерновых), в 1932-м потери оказались еще большими.

Это  привело к массовому голоду  в СССР на территории УССРБССРСеверного КавказаПоволжьяЮжного УралаЗападной Сибири, Казахстана. В ходе  массового  голода и болезней, связанных с недоеданием ,погибло около 7 млн. человек.

Крестьяне так определяли причины голода : «Голод был потому, что хлеб сдали», «весь, до зерна, под метелку государству вывезли», «хлебозаготовками нас мучили», «продразвёрстка была, весь хлеб отняли». Сёла были ослаблены раскулачиванием и массовой коллективизацией, лишившись тысяч репрессированных хлеборобов-единоличников. Ситуация была значительно исправлена введением жесткого партийного контроля над сельским хозяйством и реорганизацией управленческого и обеспечивающего аппарата сельского хозяйства. Это позволило в начале 1935 года отменить карточки на хлеб, к октябрю того же года были ликвидированы карточки и на прочие продовольственные продукты.

Физкультминутка

5 этап Первичная проверка понимания и закрепление знаний

Учитель: Проанализируйте документ (Приложение  5,6)и ответьте на вопросы:

  • Как повлияла коллективизация  на крестьян, их настроение?
  • Каково отношение интеллигенции к раскулачиванию? Одобряла ли она его? Почему?

Переход к крупному общественному сельскохозяйственному производству означал революцию во всём укладе жизни крестьянства. В короткие сроки в деревне была в основном ликвидирована неграмотность, проведена работа по подготовке сельскохозяйственных кадров (агрономов, зоотехников, трактористов, шофёров и других специалистов). Для крупного сельскохозяйственного производства была подготовлена новая техническая база; развернулось строительство тракторных заводов и сельскохозяйственного машиностроения, что позволило наладить массовое производство тракторов и сельскохозяйственных машин. В целом всё это позволило создать управляемую, в ряде областей прогрессивную систему сельского хозяйства, обеспечившую сырьевую базу промышленности.

6 этап Подведём итоги  

Учитель: Проверяем проблемное задание: 
О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она                сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми. Определите, насколько соответствовало это действительности?

Рефлексия

Выполнить кластер со словом – коллективизация (работа в парах – на отдельном альбомном листе).
На работу отводится 5 минут, затем три пары по желанию озвучивают выполненную работу.

Домашнее задание: §24;Написать эссе (по выбору):
а) Голод и коллективизация рукотворная трагедия?

б) Мои мысли о сплошной коллективизации.

Заключительное слово учителя. После завершения коллективизации вся экономическая жизнь страны оказалась полностью в руках Сталина, все граждане были целиком зависимы от государства и в политическом и в экономическом отношении. Одновременно была завершена и монополизация духовной жизни.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Приложение 1.Социальный состав крестьянства Урала в 1927-1929гг.

Год

Число хозяйств, вошедших в разработку

Батраки

Бедняки

Середняки

Кулаки

1927

34252

12,9

25,7

57,0

4,4

1929

30667

10,1

22,5

65,8

1,6

Приложение 2.Число сельскохозяйственных предприятий и хозяйств до начала массовой коллективизации и по ее завершении.

Показатели

1927г.

1940г.

Колхозы,( тыс).

14,8

236,9

В них колхозных дворов,( млн).

0,2

18,7

Совхозы, (тыс.)

1,4

4,2

Единоличных крестьянских хозяйств, (тыс.)

23,7

3,6

Кулацкие хозяйства, (млн.)

1,1

-

Приложение 3

Из высказываний

Крестьян-бедняков:

1. «Чего тут разговаривать. Сейчас же надо гнать в три шеи кулаков.»

2. «Мы не грабим, а изымаем у змеи жало, обезвреживаем ее».

Крестьян-середняков:

1. «Если  пришло время раскулачивать, так раскулачивайте, а мы-то тут причем?»

2. «Как бы после ликвидации кулака не стали выселять и середняков».

3. « Все деревни хотят очистить, всех выселяют, видимо, и нам этого не миновать. Придется ждать голодной смерти».

Кулаков:

1. «Будут выселять в Нарым, на север, а бывших участников бандитского движения будут расстреливать».

2. «Пусть расстреливают на месте, а мы с детьми никуда не поедем».

3. «Я ли не помогал Советской власти – всем, чем мог?

А за все это оставляют нищим и ссылают. Жизнь становится недорога, решишься на все, что  придет в голову».

Приложение 4.Крестьянские выступления в 1930г. и их причины.

В связи с выселением кулаков

В связи со сбором семфонда и обобществлением

В связи с гонениями на церковь

Прочие

Кол-во выс

туплений

Число участников

Кол-во выступ

лений

Число участни

ков

Кол-во выступ

лений

Число участников

Кол-во выступле

ний

Число участ

ников

15

2360

74

4232

27

4310

2

65

Приложение 5.

1.Из сводки НКВД:

«Саратовская область, Макаровский район. В колхозе «12 лет РККА» трупы павших животных вырывались колхозниками из земли на скотомогильниках и употреблялись в пищу. В колхозе «Ленинский путь» колхозница Морозова ходила по селу и собирала падаль. Ее дети от недоедания опухли. Полученный ею хлеб 99кг на 99 трудодней был израсходован раньше. Колхозница Жижина беременная, больная, ее двое детей находились в опухшем состоянии. Старшая дочь ходила по селу, собирала падаль. Завхоз Юдин  отпустил для питания Морозовой и Жижиной голову павшей лошади…

Балтайский район. В колхозе им. Кагановича колхозница Графина А.Я.,60лет, имеющая 2 детей, за неимением хлеба убивала кошек, мясо которых употребляла в пищу. Клинаев Г.Г.также за отсутствием продуктов питания  с семьей в 4 человека употреблял в пищу павших кур, которых собирал по селу. Семья сильно истощена, один ребенок болен».

Приложение 6.

2.Из дневника учителя Покровского, Курская область (он описывает свое участие в выселении кулаков): «Посмотрел я на них: обыкновенные русские крестьяне и крестьянки в зипунах, полушубках, поддевках. Многие в лаптях…

Рассказывали, что забрали их врасплох, ночью. Некоторые даже не захватили необходимых пожитков. Кругом стон и плач. Кричат навзрыд, как по покойнику. Из арестантского помещения всех повели на станцию. Здесь кулаков посадили в товарные вагоны- теплушки ,человек по сорок. В вагонах – теснота, духота, вонь. Мы стояли в карауле. Было нелепое распоряжение коменданта – людей из вагона не  выпускать. Я лично этому делу не сочувствовал. Кулаки – кулаками, а люди все-таки – людьми…Первые приведенные на станцию просидели в закрытых вагонах двое суток. Наконец сформировали состав – 12 вагонов, человек, вероятно, пятьсот. Ночью  

их куда-то отправили».

Таблица «Формы коллективных хозяйств»

Коммуна

Артель

ТОЗ

Максимальная степень обобществления, включавшего в себя землю, тягловую силу и инвентарь, а также и усадьбу, всю живность (вплоть до мелкой птицы). Распределение излишков производственной продукции осуществлялось уравнительно – по числу «едоков».

Обобществление основных средств производства (земля, скот, инвентарь, включая мелкий скот и птицу). При этом оставалось право личной собственности, которое распространялось на жилище, приусадебный участок, крупный рогатый скот, домашнюю птицу и т.д.

Общий труд по обработке земли.
Объединялись лишь полевые наделы.
Средства производства оставались в личной собственности.

Источники

1. Данилов А.А., Косулина Л. Г, Брандт М.Ю. История России 20 – начало 21 века. 9 класс. М. Просвещение, 2007г..
2. 
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику 9 класс «История России 20 век» М. Просвещение. 2000 г.
3. 
Данилов А.А. История России в таблицах 20 век. 9-11 класс. Справочное пособие. М. Дрофа. 1999г.
4. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927-1932 гг. М. 1989 г.
5. 
Осокина Е.А. За фасадом « сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941 гг. МЛ 997 г.
6.Судьбы российского крестьянства. Под общей редакцией академика Афанасьева Ю.Н. Российский государственный гуманитарный университет. МЛ 996г. с.249-435.

7.http://images.yandex.ru

8.http://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коллективизация сельского хозяйства».

Конспект  урока содержит основные этапы работы на уроке, вопросы и задания к текстам, указание к слайдам презентации....

Презентация к уроку в 9 классе "Коллективизация сельского хозяйства".

Презентация к уроку истории в 9 классе пожет учителям разнообразить урок,сделать его более занимательным....

Урок Коллективизация Сельского хозяйства.

Урок объяснения нового материала.На уроке дается краткая характеристика состояния сельского хозяйства и положения крестьян накануне коллективизации.Выясняются причины,этапы и тоги коллективизации.Чере...

План-конспект урока истории "Коллективизация сельского хозяйства" в 9 классе

Разработка урока составлена по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной "История России, ХХ – начало XXI века"...

Урок истории по теме "Коллективизация сельского хозяйства в СССР"

Данный урок позволяет обобщить и закрепить знания обучающихся по проблеме коллективизации;развивать умения формировать и отстаивать свою точку зрения на основе изучения и анализа различных источников....

Коллективизация сельского хозяйства в СССР

1. Дискуссии о развитии сельского хозяйства.2. Политика сплошной коллективизации.3. Методы осуществления коллективизации.4. Результаты коллективизации.5. Последствия коллективизации...