«Коллективизация сельского хозяйства».
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Конспект урока содержит основные этапы работы на уроке, вопросы и задания к текстам, указание к слайдам презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivizaciya_selskogo_hozyaystva.docx | 52.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Марий Эл
Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4
городского округа «Город Йошкар-Ола».
«Коллективизация сельского хозяйства.»
(открытый урок в 9 д классе)
Подготовила и провела:
Шолнерова Г.А.,
учитель истории и
обществознания.
Йошкар-Ола,2011
Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока
- знать о состоянии сельского хозяйства и положении крестьян накануне коллективизации;
- выяснить причины коллективизации, этапы и итоги;
- воссоздать объективную картину коллективизации через исторические документы ;
- знать понятия: « репрессия», «коллективизация», «раскулачивание», «кулаки».
Задачи урока
1.Обучающие:
- способствовать усвоению обучающимися основного фактического и понятийного материала о коллективизации сельского хозяйства ;
2.Образовательные :
- изучить события, которые привели к коллективизации сельского хозяйства, ход проведения коллективизации, значение и последствия;
- продолжить обучение работе с документами разного характера;
- продолжить формирование умения анализировать реальные исторические события, делать выводы.
3.Воспитательная:
- формирование развитой, социально-активной, творческой самостоятельной личности;
- продолжить формирование у обучающихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения в процессе познания.
4. Развивающие:
- развитие умения аргументировать, делать выводы (текст учебника, документы, воспоминания;)
- развитие умения слушать;
- развитие умения применять полученные знания в нестандартных
ситуациях;
- развитие абстрактного и наглядно-образного мышления ;
- активизация познавательной деятельности в группе .
Оборудование:
- на каждой парте – пакеты документов для работы в группах, в парах;
- компьютерная презентация.
Педагогические технологии:
проблемное обучение, педагогическое проектирование, интерактивное обучение, личностно-ориентированное обучение,ИКТ.
Методы, используемые на уроке:
- проблемное обучение;
- дифференцированное обучение ;
- задания творческого характера ;
- метод взаимо- и самоконтроля;
- самостоятельная работа (работа с фрагментами документов).
Структура урока:
- Организационный момент.(2 мин.)
- Этап проверки домашнего задания. (5 мин. )
- Этап изучения нового материала. (18 мин.)
- Этап закрепления материала. ( 8 мин.)
- Рефлексия урока.(5 мин.)
- Домашнее задание.( 2 мин.)
Определения и даты:
- коллективизация, колхоз, кулак, раскулачивание.
- 1927г. - начало хлебозаготовительного кризиса;
- 1929 г.,декабрь - переход к политике сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса;
- 1930г., 2 марта - статья Сталина «Головокружение от успехов» ;
- 1932-1933 г.г .- массовый голод в зерновых районах СССР.
План урока.
I. Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации.
II. Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации.
III. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.
IV. Итоги коллективизации.
Ход урока.
1. Организационный момент.
(Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение целей урока и плана работы, запись темы урока .)
2. Проверка домашнего задания .
Учитель : В конце 20-х годов, когда советская власть вела отсчёт второго десятилетия своего существования, перед страной встали вопросы проведения модернизации страны.
- Что такое модернизация? Почему она была необходима?
- Какую задачу модернизации страна решала в годы первых пятилеток ?
3. Изучение нового материала.
3.1. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
Учитель : Проблемы развития нашей страны в 20-30-е г.г. ХХ века вызывают интерес не только у специалистов – историков, но и у людей самых разных возрастов и профессий. Сегодня на уроке мы всесторонне обсудим одну из ключевых проблем того времени – проблему сплошной коллективизации и раскулачивания крестьянства и определим свое отношение к ней, попытаемся установить, соответствовали ли средства проведения коллективизации ее целям. Процесс превращения крестьян - индивидуальных тружеников и собственников в класс социалистического общества будет в центре нашего внимания.
Проблемное задание : О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми.
- Определите, насколько это соответствовало действительности и что на практике означали эти слова. В конце урока мы должны будем опровергнуть или доказать правомерность этих слов.
3.2. Изучение нового материала.
I. Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации.(Слайд 6.)
Учитель : Решение об индустриализации неизбежно повлекло за собой перелом политики в деревне. Что же представляла она в это время?
В 1928 г. на селе проживало более 80% населения СССР, сельское хозяйство давало более половины всего произведённого продукта в экономике. Сельское хозяйство было мелкокрестьянским (около 25 млн. крестьянских хозяйств). Из-за грубой политики правительства крестьяне не были заинтересованы в продаже зерна и другой продукции государству.
В результате в 1927-1928, 1928-1929 гг. возникли кризисы хлебозаготовок, во много раз снизился объём экспорта, в городах стали вводиться карточки. Большевистское руководство всегда рассматривало основу нации – крестьянство – как реакционный класс, делая исключение для бедноты.
Основную часть деревни составляли середняки, даже по официальным подсчетам, кулацких хозяйств насчитывалось около 5%.
Работа с документами. Обучающиеся работают с Приложением 1 и отвечают на вопросы:
- Определите отношение крестьян к коллективизации.
- Чего ждала беднота от коллективизации?
II. Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации. (Слайд 7.)
Учитель : Сталин видел выход из кризиса в необходимости форсированной индустриализации, производственном кооперировании, свёртывании рынка, а значит, в ликвидации многоукладности экономики и нажиме на кулака. Правая оппозиция во главе с Бухариным Н.И. видела выход в нормализации рынка, гибкости заготовительных цен, увеличении выпуска промтоваров. Не отрицая необходимости коллективизации, они отводили ей вспомогательную роль, считая, что ещё долгое время основой сельскохозяйственного производства будет оставаться индивидуальный производитель. В ноябре 1929г. бухаринцы потерпели поражение. Бухарин Н.И. как руководитель «правых уклонистов» выведен из состава Политбюро. Томский и Рыков предупреждены. Репрессированы учёные-аграрники Чаянов, Кондратьев, Челинцев.
(Слайд 8.)Чаянов - российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно признанный основатель междисциплинарного крестьяноведения, писатель-фантаст и утопист Он думал о том, как приобщить деревню к цивилизации. Для Чаянова путь решения этого вопроса в особой экономической природе трудовой крестьянской семьи и в присущей ей в силу этого способности вступить в кооперативные связи. В 1930 году он был арестован по делу так называемой «Трудовой крестьянской партии».Расстрелян в 1937 году.
Во второй половине 20-х годов богатеть было очень сложно:
у крестьян принудительно изымали зерно, судили, как спекулянтов и т.д.
В ответ зажиточные крестьяне стали весной 1928 г. сокращать посевные площади. Многие кулаки «самоликвидировались» – продавали машины, деньги и ценности прятали.
У середняков не было стимула расширять производство, т.к. они боялись попасть в разряд кулаков, которым партия грозила ликвидацией.
Богатеть стало опасно в самом буквальном смысле. Усиление «антикулацкой линии» во второй половине 20-х годов ставило кулака перед вопросом: зачем разводить скот, зачем расширять запашку, если «излишки» в любой момент могут отобрать?
Хлебозаготовительный кризис ставил под угрозу планы индустриализации. Выход из сложившейся ситуации руководство видело в нажиме на кулака и опоре на бедняцкую массу.
Учитель : (Слайд 9.)
- Какая дискуссия проходила в руководстве партии по вопросу коллективизации?
- Какая точка зрения победила понятно. Почему?
- 1927 г. – XV съезд партии: начало коллективизации (запись в тетрадь).
III. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.
(Слайд 10.)
Учитель : Отправной точкой для начала коллективизации стал ХV съезд ВКП(б), проходивший в декабре 1927 года, где был взят курс на коллективизацию крестьянства и ликвидацию кулачества как класса (записать в тетрадь). Подтверждением выбранного курса стал Vсъезд Советов ( май 1929г.), одобривший пятилетний план, подготовленный Госпланом, в котором показатели были завышены на 20%, где закладывался небывалый рост с упором на производство средств производства, а также увеличение сельскохозяйственной продукции, рост заработной платы и др. Зная события предшествующие этому процессу, мы можем назвать причины коллективизации.
(Слайд 11.)
Самостоятельная работа с учебником истории 9 класс стр.: 176-177.
Запись результатов в тетрадь. (Учебник А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 9 класс»)
- Подумайте, какие причины коллективизации вы бы записали туда?
Ответы обучающихся, (запись в тетрадь).
Причины коллективизации :
1. Набиравшая силу индустриализация.
2. Сверхиндустриализация за счёт деревни.
3. Создание опоры в деревне в лице бедняцкой массы.
4. Обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового ухода крестьян из деревни.
5. Ликвидация кулачества как класса.
Учитель : Зная причины коллективизации и мотивы руководства, сформулируйте определение коллективизации.
Коллективизация – это процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные кооперативные социалистические хозяйства. (запись в тетради).
Кооперативные хозяйства хоть и в малом количестве уже существовали в СССР, в трёх формах: коммуны, артели, ТОЗы.
(Слайд 11.)1929 г. – выход статьи Сталина «Год великого перелома».
После этого намечаются совсем другие сроки. В статье утверждалось, что в колхозы якобы пошли основные середняцкие массы крестьян, что в социалистическом преобразовании одержана «решающая победа». Статья Сталина «Год великого перелома» (ноябрь 1929г.) стала теоретическим обоснованием форсированной коллективизации.С этого года запрещалось принимать в колхозы кулацкие семьи. В статье говорилось « о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию».В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа ,переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». В 1927 г. коллективизация рассматривалась как длительный процесс. По первому пятилетнему плану предполагалось закончить коллективизацию лишь к 1933 г.,охватить кооперацией 85% крестьянских хозяйств ( из них 18-20% колхозами).После статьи Сталина « Год великого перелома» намечены были совсем иные сроки. Этот факт указывает на использование принципа сплошной коллективизации.
Работа с учебником : Найти в учебнике 9 класс на стр.: 182 задание № 1.
Определить на основе документа, на какой принцип указывает этот факт.
Ответ обучающихся: Этот факт указывает на принцип- ликвидации кулачества. (Слайд 12.)
Учитель. 30 января 1930г. принято Постановление « О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в рамках сплошной коллективизации» в котором ставилась задача: хозяйства кулаков – конфисковать.
Все кулаки делились на три категории (документ в учебнике стр.182).
Ни о каких подкулачниках или зажиточных середняках в инструкциях и постановлениях тогда речи не было.
Ликвидацию кулачества проводили в два этапа.
1 этап – 1930г. – в северные районы выслано 115231 семейство кулаков.
2 этап – раскулачено 265795 семейств. Эти данные не включают тех. кто был расстрелян в районах сплошной коллективизации, а также сотен тысяч середняков и бедняков, высланных как подкулачников.
Руководитель орг.группы ЦК ВКП (б), посланы в Вологодский округ Северного края, на заседании контрольной комиссии указывал: « Перегибов в отношении середняка бояться нечего, так как остальные середняки скорее пойдут в колхоз и будут бояться выходить из колхозов». В результате этого уровень коллективизации, например, в Сухонском районе округа за неделю поднялся с 6 до 87%.
К началу марта 1930г. в колхозах числилось свыше 50% крестьянских хозяйств. В спешном порядке ТОЗы стали преобразовываться в коммуны. Для оказания «помощи» в коммунистическом преобразовании деревни руководство послало туда 25 тысяч промышленных рабочих, в первую очередь, коммунистов. Началось принудительное обобществление домов, мелкого скота и даже домашней птицы. - Вот как описывают это в романах Шолохов и Платонов (чтение отрывков из произведений).
Статья Сталина положила начало и еще одному процессу – раскулачиванию.
(Слайд 13.) Как определить кулака? В перечне признаков кулацких хозяйств, опубликованном в 1930 году, были записаны такие «критерии»:
наличие мельницы, крупорушки, маслобойни и др. орудий, в которых применялся механический двигатель; систематическая сдача в наём сельхозмашин с механическим двигателем; сдача в наем оборудованных помещений под жильё или предприятие; занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством. Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулацкому. За отказ вступать в колхоз человека лишали избирательного права (такая категория крестьян получила название «лишенцы».)
Форсированная коллективизация и массовое раскулачивание вызвало недовольство крестьян. В 1930 г. по стране прокатилась волна восстаний.
(Слайд 14.) 1930 г. – статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой осуждались перегибы (отток из колхозов).
Сплошная коллективизация вызвала недовольство крестьян.
Обучающиеся анализируют документ, содержащий высказывания крестьян (Приложение 2,3).
Учитель :
- Каковы результаты коллективизации для страны в целом?
- Каково отношение крестьян к коллективизации?
(Слайд 15.) Сплошная коллективизация вызвала массовый голод 1932-1933 г.г.
После провозглашения начала сплошной коллективизации зимой 1929—1930 г.г. в УССР начался массовый забой скота. Зимой-весной 1930—1931г.г. скот массово погибал уже в колхозных стадах из-за бесхозяйственного отношения к коллективной собственности. Аналогичные единичные факты регистрировались и зимой 1932—1933 г.г. Подобные действия происходили и в отношении сельхозинвентаря, передаваемого в устав колхозов. Интенсивность труда и заинтересованность в его результате тоже были низки, что в значительной мере было результатом низкой мотивации труда и запутанности в расчётах. Весной и в начале лета 1932 года в ряде районов голодающими колхозниками и единоличниками выкашивались несозревшие озимые, выкапывался посаженный картофель и т. д. Интенсивность уборки и обмолота урожая 1932 года была крайне низкие — «всё равно отберут».
В результате коллективизации наиболее работоспособная масса здоровых и молодых крестьян бежала в города. Кроме того, около 2 млн.крестьян, попавших под раскулачивание, были выселены в отдаленные районы страны. Поэтому к началу весенней посевной 1932 года деревня подошла с серьезным недостатком тягловой силы и резко ухудшившимся качеством трудовых ресурсов. В итоге поля, засеянные хлебами в 1932 году на Украине, на Северном Кавказе и в других районах, зарастали сорняками. На прополочные работы были направлены даже части РККА. Но это не спасало, и при урожае 1931/32 года, достаточном, чтобы не допустить массового голода, потери зерна при его уборке выросли до беспрецедентных размеров. В 1931 году, по данным Народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции, при уборке было потеряно более 15 млн.тонн (около 20% валового сбора зерновых), в 1932-м потери оказались еще большими.
Это привело к массовому голоду в СССР на территории УССР, БССР, Северного Кавказа, Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири,Казахстана. В ходе массового голода и болезней,связанных с недоеданием ,погибло около 7 млн. человек.
Крестьяне так определяли причины голода : «Голод был потому, что хлеб сдали», «весь, до зерна, под метелку государству вывезли», «хлебозаготовками нас мучили», «продразвёрстка была, весь хлеб отняли». Сёла были ослаблены раскулачиванием и массовой коллективизацией, лишившись тысяч репрессированных хлеборобов-единоличников. Ситуация была значительно исправлена введением жесткого партийного контроля над сельским хозяйством и реорганизацией управленческого и обеспечивающего аппарата сельского хозяйства. Это позволило в начале 1935 года отменить карточки на хлеб, к октябрю того же года были ликвидированы карточки и на прочие продовольственные продукты.
Учитель : Проанализируйте документ (Приложение 5,6 )и ответьте на вопросы :
- Как повлияла коллективизация на крестьян, их настроение?
- Каково отношение интеллигенции к раскулачиванию? Одобряла ли она его? Почему?
(Слайд 16.) Переход к крупному общественному сельскохозяйственному производству означал революцию во всём укладе жизни крестьянства. В короткие сроки в деревне была в основном ликвидирована неграмотность, проведена работа по подготовке сельскохозяйственных кадров (агрономов, зоотехников, трактористов, шофёров и других специалистов). Для крупного сельскохозяйственного производства была подготовлена новая техническая база; развернулось строительство тракторных заводов и сельскохозяйственного машиностроения, что позволило наладить массовое производство тракторов и сельскохозяйственных машин. В целом всё это позволило создать управляемую, в ряде областей прогрессивную систему сельского хозяйства, обеспечившую сырьевую базу промышленности.
4.Закрепеление материала.
(Слайд17.)Учитель:Проверяем проблемное задание:
О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми. Определите, насколько соответствовало это действительности?
5.Стадия рефлексии.
(Слайд 18.) Выполнить кластер со словом – коллективизация (работа в парах – на отдельном альбомном листе).
На работу отводится 5 минут, затем три пары по желанию озвучивают выполненную работу.
(Слайд 19.)6.Домашнее задание.
1.Параграф 17-18 ;
2.Написать эссе на выбор : а) «Коллективизация в судьбе моей семьи».
б) «Мои мысли о сплошной коллективизации».
Заключительное слово учителя. После завершения коллективизации вся экономическая жизнь страны оказалась полностью в руках Сталина, все граждане были целиком зависимы от государства и в политическом и в экономическом отношении. Одновременно была завершена и монополизация духовной жизни.
Приложение 1.Социальный состав крестьянства Урала в 1927-1929гг.
Год | Число хозяйств, вошедших в разработку | Батраки | Бедняки | Середняки | Кулаки |
1927 | 34252 | 12,9 | 25,7 | 57,0 | 4,4 |
1929 | 30667 | 10,1 | 22,5 | 65,8 | 1,6 |
Приложение 2.Число сельскохозяйственных предприятий и хозяйств до начала массовой коллективизации и по ее завершении.
Показатели | 1927г. | 1940г. |
Колхозы,( тыс). | 14,8 | 236,9 |
В них колхозных дворов,( млн). | 0,2 | 18,7 |
Совхозы, (тыс.) | 1,4 | 4,2 |
Единоличных крестьянских хозяйств, (тыс.) | 23,7 | 3,6 |
Кулацкие хозяйства, (млн.) | 1,1 | - |
Приложение 3
Из высказываний
Крестьян-бедняков:
1. «Чего тут разговаривать. Сейчас же надо гнать в три шеи кулаков.»
2. «Мы не грабим, а изымаем у змеи жало, обезвреживаем ее».
Крестьян-середняков:
1. «Если пришло время раскулачивать, так раскулачивайте, а мы-то тут причем?»
2. «Как бы после ликвидации кулака не стали выселять и середняков».
3. « Все деревни хотят очистить, всех выселяют, видимо, и нам этого не миновать. Придется ждать голодной смерти».
Кулаков:
1. «Будут выселять в Нарым, на север, а бывших участников бандитского движения будут расстреливать».
2. «Пусть расстреливают на месте, а мы с детьми никуда не поедем».
3. «Я ли не помогал Советской власти – всем, чем мог?
А за все это оставляют нищим и ссылают. Жизнь становится недорога, решишься на все, что придет в голову».
Приложение 4.Крестьянские выступления в 1930г. и их причины.
В связи с выселением кулаков | В связи со сбором семфонда и обобществлением | В связи с гонениями на церковь | Прочие | ||||
Кол-во выс туплений | Число участников | Кол-во выступ лений | Число участни ков | Кол-во выступ лений | Число участников | Кол-во выступле ний | Число участ ников |
15 | 2360 | 74 | 4232 | 27 | 4310 | 2 | 65 |
Приложение 5.
1.Из сводки НКВД:
«Саратовская область, Макаровский район. В колхозе «12 лет РККА» трупы павших животных вырывались колхозниками из земли на скотомогильниках и употреблялись в пищу. В колхозе «Ленинский путь» колхозница Морозова ходила по селу и собирала падаль. Ее дети от недоедания опухли. Полученный ею хлеб 99кг на 99 трудодней был израсходован раньше. Колхозница Жижина беременная, больная, ее двое детей находились в опухшем состоянии. Старшая дочь ходила по селу, собирала падаль. Завхоз Юдин отпустил для питания Морозовой и Жижиной голову павшей лошади…
Балтайский район. В колхозе им. Кагановича колхозница Графина А.Я.,60лет, имеющая 2 детей, за неимением хлеба убивала кошек, мясо которых употребляла в пищу. Клинаев Г.Г.также за отсутствием продуктов питания с семьей в 4 человека употреблял в пищу павших кур, которых собирал по селу. Семья сильно истощена, один ребенок болен».
Приложение 6.
2.Из дневника учителя Покровского, Курская область (он описывает свое участие в выселении кулаков): «Посмотрел я на них: обыкновенные русские крестьяне и крестьянки в зипунах, полушубках, поддевках. Многие в лаптях…
Рассказывали, что забрали их врасплох, ночью. Некоторые даже не захватили необходимых пожитков. Кругом стон и плач. Кричат навзрыд, как по покойнику. Из арестантского помещения всех повели на станцию. Здесь кулаков посадили в товарные вагоны- теплушки ,человек по сорок. В вагонах – теснота, духота, вонь. Мы стояли в карауле. Было нелепое распоряжение коменданта – людей из вагона не выпускать. Я лично этому делу не сочувствовал. Кулаки – кулаками, а люди все-таки – людьми…Первые приведенные на станцию просидели в закрытых вагонах двое суток. Наконец сформировали состав – 12 вагонов, человек, вероятно, пятьсот. Ночью
их куда-то отправили».
Источники
Литература:
1. Аринин. В. «Тень генералиссимуса» Архангельск. Северо-Западное книжное издательство. 1991г...
2. Гордон Л.А.Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40ые годы. М. 1989 год. с. 52-82, с. 155-169.
3. Данилов А.А., Косулина Л. Г, Брандт М.Ю. История России 20 – начало 21 века. 9 класс. М. Просвещение, 2004г..
4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику 9 класс «История России 20 век» М. Просвещение. 2000 г.
5. Данилов А.А. История России в таблицах 20 век. 9-11 класс. Справочное пособие. М. Дрофа. 1999г.
6. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927-1932 гг. М. 1989 г.
7. Зевелев A.M. Истоки сталинизма. М.1991 г.
8. Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивление не свободе в СССР. М. 2002 г. с.118-148, 306-319, 394-404.
9. Кириллов В.В. Отечественная история 20 – начало 21 века в схемах, таблицах и диаграммах. Пособие для абитуриентов и студентов. М. 2004 г.
10. Майсурян А. Коллективизация. Энциклопедия для детей: история России. М. 1995 г., т.3.
11. Наше Отечество. Опыт политической истории в 2-х томах, т.2. МЛ 1991 г.
12. Неизвестная Россия, 20 век. М. 1992г. с. 206-207, 221-222, 228.
13. Осокина Е.А. За фасадом « сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941 гг. МЛ 997 г.
14. Осколков Е.Н. Голод 1932 – 1933 гг. Хлебозаготовки и голод в 1932-1933 годах в Северо-Кавказском крае. Ростов-на-Дону, 1991г. с.24.
18. Судьбы российского крестьянства. Под общей редакцией академика Афанасьева Ю.Н. Российский государственный гуманитарный университет. МЛ 996г. с.249-435.
19. http://images.yandex.ru
20. http://ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест"Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в СССР"
тест содержит два варианта...
Презентация к уроку в 9 классе "Коллективизация сельского хозяйства".
Презентация к уроку истории в 9 классе пожет учителям разнообразить урок,сделать его более занимательным....
Урок Коллективизация Сельского хозяйства.
Урок объяснения нового материала.На уроке дается краткая характеристика состояния сельского хозяйства и положения крестьян накануне коллективизации.Выясняются причины,этапы и тоги коллективизации.Чере...
План-конспект урока истории "Коллективизация сельского хозяйства" в 9 классе
Разработка урока составлена по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной "История России, ХХ – начало XXI века"...
Коллективизация сельского хозяйства, 9 класс
Презентация к уроку истории , 9 класс...
Коллективизация сельского хозяйства - методическая разработка урока на основе ИКТ-презентации
Презентация к уроку истории в 9 классе по теме "Коллективизация сельского хозяйства"...
Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане
урок по истории Казахстана 9 класс...