Рабочие программы по предметам
рабочая программа по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2006 г., Программы общеобразовательных учреждений. История. - М.: Просвещение, 2010.
Количество часов на учебный год 70, в неделю 2ч.
1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | |
учебных недель | 12 | 11 | 12 |
общее кол – во часов | 24 | 22 | 24 |
адм. к/р | 1 | ||
тестов | 2 | 1 | 1 |
план. к/р | 1 |
УМК:
1.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.В.Пыжиков. История России XX - начало XXI века.
9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение» 2011.
2. О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. Новейшая история. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение» 2010.
3. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Поурочные разработки по истории России 20- начало 21 века.
9 класс. М. «Просвещение» 2009.
4. К.А. Соловьев Поурочные разработки по новейшей истории. 9 класс. М, «ВАКО», 2009.
5. Новейшая история. Дидактические материалы. Саратов. «Лицей» 2007.
Дополнительная литература:
1. Е.В. Симонова. Тесты по истории России 20 век. М, «Экзамен», 2010.
2. О.Н. Журавлёва. История России 20 век. Контрольные и проверочные работы. «Астрель». М.,2009.
3. Г.А. Борознина. История России. Вторая половина 20 века. Проверочные тесты. Волгоград, «Учитель», 2010.
4.С.В. Агафонов История России в таблицах и схемах. М. «Астрель» 2009.
Электронные учебные пособия:
1. «Энциклопедия истории России 862-1917». М. «Интерактивный мир».
2. Учебное электронное издание. Всеобщая история.
Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные знания основных событий, фактов и явлений истории России и зарубежных странXX и начала XXIвека, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, отрывки из документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.
Общая характеристика учебного предмета
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно - хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Кроме того, изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный план МБОУ Игримская СОШ №1 отводит для обязательного изучения учебного предмета История в 9 классе 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Основной задачей курса является формирование исторического мышления:
- дать представление учащимся об общем и особенном при характеристике российского общества XX века
- показать, чем отличается мир России начала XX в. от мира современного.
Цели:
- воспитывать патриотизм, уважение к истории и традициям нашей Родины, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, толерантное отношение к представителям других народов и стран;
- формировать представления о важнейших событиях, процессах всеобщей истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- способствовать овладению элементарными методами исторического познания, формированию умения работать с различными источниками исторической информации, участию в межкультурном взаимодействии;
- формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- обучать применению знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
- умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;
- умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельное! искать оригинальные решения;
- умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитаны; и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать, аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
- умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интерн ресурсы и другие базы данных;
- умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её резу таты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.
Основные содержательные линии базового уровня исторического образования на ступениосновного общего образования реализуются в рамках двух основных курсов истории –«Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их модульное изучение с возможностьюинтеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основываетсяна проблемно – хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного своспитательными и развивающими задачами.
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории России, даннаяпрограммаустанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 9класса:
Класс | Объем учебного времени | История России | Всеобщая история |
9 класс | 70 часов | История России XX - началоXXIвека - 53 часа | Новейшая история - 17 часов |
Прогнозируемый результат обучения:
- Учащиеся должны называть даты российских революций XX века, создания Государственной Думы, реформ П.А.Столыпина, русско-японской, Первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований 20-30-х гг., крупнейших сражений Великой Отечественной войны, «Оттепели», перестройки, распада СССР;
- Называть место, обстоятельства, участников определенных событий мировой и отечественной истории, крупнейших государственных и общественных деятелей XX века, основные политические течения, партии, организации и их наиболее известных представителей; достижения отечественной науки и культуры XX века; знать известных полководцев и участников военных и политических событий;
- Показывать на исторической карте территория России, СССР и ее изменения на протяжении XX века; крупнейшие промышленные центры, места военных сражений;
- Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках при работе с документами другими историческими материалами; сравнивать данные разных источников, выявлять общее и различия, давать оценку;
- Рассказывать о наиболее значимых событиях отечественной истории, их участниках; описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории; составлять описание памятников художественной культуры;
- Соотносить факты, общие процессы и явления во всеобщей и отечественной истории; называть характерные, существенные черты политических режимов, наиболее значимых событий;
- Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы; уметь использовать различные исторические источники, дополнительную литературу, словари и справочники; объяснять исторические понятия и термины, оперировать ими;
- Сравнивать развитие России, СССР и стран мирового сообщества в разные периоды истории, политические режимы, исторические явления и процессы;
- Излагать суждения о причинах и последствиях наиболее значимых явлений и процессов мировой и отечественной истории; объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки, культуры;
- Высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий , личностей, явлений, излагать приведенные в учебной литературе оценки поворотных, ключевых событий отечественной и мировой истории, известных исторических личностей.
Контрольно-измерительные материалы.Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, контрольные работы.
Учебно-тематический план
Распределение учебного материала в 9 классе по курсу «История».
№ | Учебная тема | Количество часов | ||
всего | теоретические | проверочные работы | ||
1 | Россия на рубеже XIX-XX веков | 11 | 10 | 1 |
2 | Мир после Первой мировой войны | 3 | 3 | |
3 | Великая российская революция. 1917-1921 гг. | 7 | 7 | |
4 | СССР на путях строительства нового общества | 10 | 8 | 2 |
5 | Мир в 30-ые годы | 2 | 2 | |
6 | Вторая мировая война. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. | 5 | 5 | |
7 | СССР и мир в 1945—1953 гг. | 4 | 3 | 1 |
8 | СССР и мир в 1953—середине 60-х гг. XX в. | 7 | 7 | |
9 | СССР и мир в середине 60-х— середине 80-х гг. XX в. | 8 | 7 | 1 |
10 | Перестройка в СССР (1985—1991 гг.) | 3 | 3 | |
11 | Россия и мир в конце XX - начале XXI в. | 10 | 9 | 1 |
Всего | 70 | 64 | 6 |
Основное содержание курса
«История». 9 класс (70 ч.)
Тема 1. Россия на рубеже XIX-XX веков. (11ч.)
Российское общество на рубеже XIX–XX вв. Территория Российской империи. Административное деление и управление. Численность населения, его этнический и конфессиональный состав. Городское и сельское население. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.
Социально-экономическое развитие России. Уровень социально-экономического развития. Многоукладность российской экономики.
Внутренняя политика Николая II в 1894–1904 гг. Личность Николая II. Преемственность политического курса. Зубатовский социализм. Национальная политика.
Внешняя политика России в 1894–1914 гг. Основные направления внешней политики России на рубеже XIX–XX вв. Мирные инициативы России. Гаагская конференция (1899). Русско-японская война: причины, ход, значение. Причины поражения России. Портсмутский мир. Россия и Антанта.
Общественно-политические движения в начале XX в. Организационное оформление политических течений, начало формирования российской многопартийности.
Начало первой российской революции. 1905 г. Причины революции. Кровавое воскресенье. Восстание на броненосце «Потемкин». Булыгинская дума. Деятельность Советов.
Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября и отношение к нему различных политических сил. Декабрьское вооруженное восстание.
Политические реформы 1906–1907 гг. «Основные законы» 1906 г. Выборы в I и II Государственную думу. Партии и думские фракции. Деятельность I и II Государственной думы. Назначение П.А. Столыпина на пост премьер-министра. Результаты первой российской революции.
Реформы П.А. Столыпина. Первые результаты реформ и их противоречивость.
Серебряный век русской культуры (начало XX в.). Развитие системы образования и рост грамотности населения. Вклад русской литературы начала XX в. в мировую культуру.
«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. Новый империализм. Африка. Азия. Центральная Америка. Южная Америка. Протекционизм. Происхождение Первой мировой войны. Смена военно-политических союзов. Франко-русский союз и Антанта. Соглашение 1904 г. Англо-русская конвенция 1907 г. Тройственная Антант
Первая мировая война. 1914—1918 гг. Июльский кризис. 1 августа 1914 г. Цели и планы участников войны. Франция. Великобритания. Австро-Венгрия. Германия. Россия. Провал плана Шлифена. Битва на Марне. Военные действия в 1915 г. Италия. Болгария. Четверной союз. Верденская<мясорубка> и военные действия в 1916 г. Битва на Сомме. Брусиловский прорыв. Ютландское сражение. Неограниченная подводная война. Внутреннее положение в воюющих странах. Военно-государственно-корпоративный капитализм. Революция 1917 г. в России. Брестский мир. Военные действия на Западном фронте в 1917 г. Бойня Нивеля1918 г. Поражение Четверного союза. Революции. Сражение под Амьеном. Итоги Первой мировой войны.
Тема 2.Мир после Первой мировой войны.(3ч.)
Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система. Парижская мирная конференция. Версальский мирный договор. Лига Наций. Вашингтонская конференция 1921—1922 гг. договор четырёх держав.договор девяти держав. договор пяти держав. Непрочность системы.
Последствия войны: революции и распад империй. Последствия Первой мировой войны. Раскол в рабочем и социалистическом движении. Распад империй и образование новых государств. Революция в Германии 1918—1919 гг. Распад Австро- Венгерской империи. Австрийская революция. Венгерская революция. Образование Чехословакии. Образование Югославии. Распад Российской империи. Восстановление независимости Польши. Провозглашение независимости Финляндии. Утверждение независимости прибалтийских республик.
Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы. Особенности экономического восстановления 1920-х гг. План Дауэса. Экономическое восстановление.Международные отношения в 1920-е гг. США и страны Европы в 1920-е гг. США: процветание по-американски. Германия: кризис Веймарской республики. Период Веймарской республики. Путчи и восстания. Великобритания: коалиционные правительства. Особенности политического процесса. Первое лейбористское правительство. Всеобщая стачка 1926 г. Франция в 1920-е гг. Политическая неустойчивость. Национальный блок. Левый блок левых либералов и социалистов. Национальное единение. В поисках безопасности.
Восток в первой половине ХХв. Традиции и модернизация. Япония. Китай. Исторические ступени Китая на пути к модернизации. Первые попытки реформ. Буржуазная революция 1911—1912 гг. Национальная великая революция 1920-х гг. Поражение движения под лозунгом Советов. Гражданская война 1928—1937 гг. Агрессия Японии и единый национальный фронт. Индия. Гандизм. Кампании ненасильственного сопротивления.
Тема 3. Великая российская революция. 1917-1921 гг. (7ч.)
Россия в Первой мировой войне. Роль Восточного фронта в войне.
Начало революции 1917 г. Революционные события февраля 1917 г. в Петрограде. Отречение Николая II, падение монархии. Образование Временного правительства. Формирование Советов. Двоевластие в центре, в провинции, в армии.
Кризис государственной власти весной-осенью 1917 г. Апрельский кризис Временного правительства Создание правительственной коалиции. А.Ф. Керенский. I Всероссийский съезд Советов.
Курс большевиков на вооруженный захват власти. Выступление генерала Корнилова.
Установление власти большевиков (октябрь 1917 – январь 1918 г.). II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти.
Созыв и роспуск Учредительного собрания. III Всероссийский съезд Советов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Принятие Конституции РСФСР.
«Военный коммунизм». Влияние Гражданской войны на социальную и экономическую политику большевиков.
Начало Гражданской войны в России. Причины и основные этапы Гражданской войны. Первые столкновения между новой властью и ее противниками. Создание Красной Армии. Красный и белый террор.
Кризис конца 1920-х – начала 1921-го г. Кронштадтское восстание. X съезд РКП(б)..
Тема 4. СССР на путях строительства нового общества.(10ч.)
Переход к нэпу. Образование Союза Советских Социалистических Республик.
Социально-экономическое развитие СССР в годы нэпа. Основные направления нэпа.
Политическая жизнь СССР в 20-е гг. Противоречия между экономической и политической системами СССР в период нэпа.
Индустриализация. Первые итоги индустриализации, цена успехов.
Коллективизация сельского хозяйства. Причины, цели и способы проведения коллективизации.
Результаты и последствия сплошной коллективизации.
Конституция 1936 г.: несоответствие демократического характера. Конституции и социально-политических реалий советского общества.
Духовная жизнь СССР, культура 20–30-х гг.
Внешняя политика СССР в 30-е гг. Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Заключение пакта о ненападении с Германией.
Тема 5.Мир в 30-ые годы.(2ч.)
Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Пути выхода. Особенности мирового экономического кризиса 929—1933 гг. Социальные последствия кризиса. Причины экономического кризиса. Пути выхода из кризиса. Либерально-демократические режимы. Тоталитарные режимы: общее и особенное. Авторитарные режимы.
США: «новый курс» Ф. Рузвельта. Особенности экономического кризиса в США. Политика президента Г. Гувера. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Сельскохозяйственная политика. Массовые социальные движения. Движения панацей. Рост профсоюзного движения. Социальные реформы «нового курса . Внешняя политика США.
Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция. Великобритания: национальное правительство. Экономическая политика. Внешняя политика Великобритании. Франция в 1930-е гг.: политическая неустойчивость, народный фронт. Парламентский кризис и угроза фашизма. Формирование антифашистского фронта.деятельность правительства народного фронта.
Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия, Испания. Италия: фашизм и корпоративизм. Установление фашистского тоталитарного режима. Особенности итальянского фашизма. Создание корпоративной системы. Внешняя политика Италии.
Германия: нацизм и тоталитарная диктатура. Пропаганда и теория национал-социализма. Установление тоталитарной диктатуры. Милитаризация немецкой экономики. Внешняя политика Германии.
Испания: революция, гражданская война, франкизм. Левый лагерь. Правый лагерь. Победа Народного фронта. Гражданская война 1936—1939 гг. Испанский фашизм. Особенности франкизма.
Тема 6. Вторая мировая война.Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг.(5ч.)
Международные отношения в 1930-е гг. Крах Версальско— Вашингтонской системы. Несостоятельность Лиги Наций. Военно-политический блок «Берлин — Рим — Токио». Чехословацкий кризис. Мюнхенский сговор 1938 г. Провал идеи коллективной безопасности.
Вторая мировая война. 1939—1945 гг. Наступление агрессоров. Канун войны. Начало Второй мировой войны. Политика СССР. Поражение Франции. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны.
Военные действия на других театрах войны. Пёрл-Харбор и война на Тихом океане. Боевые действия в Северной Африке. Антигитлеровская коалиция, движение союзников Сопротивления.
Завершающий период Второй мировой войны. Крымская конференция. Берлинская операция и капитуляция Германии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Капитуляция Японии. Жертвы. Потери. Итоги Второй мировой войны.
СССР на начальном этапе Второй мировой войны.
Советско-финская война 1939–1940 гг.
Советско-японский конфликт в районе реки Халхин-Гол. Договор о ненападении с Японией.
Начало Великой Отечественной войны. Периодизация Великой Отечественной войны. Неудачи Красной Армии летом и осенью 1941 г. Оборона Москвы.
Начало формирования антигитлеровской коалиции. Немецкое наступление в 1942 г. и предпосылки коренного перелома.
Начало Сталинградской битвы. Образование антигитлеровской коалиции. Итоги начального периода войны. Советский тыл в Великой Отечественной войне. Людские и экономические потери СССР в первые месяцы войны.
Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Тыл в годы Великой Отечественной войны.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва.
Наступление Красной Армии зимой 1942 – весной 1943 г.: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках фронта.
Битва на Курской дуге и ее значение.Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.
Стратегическая обстановка к началу 1944 г. Изгнание врага с территории СССР.Освобождение стран Восточной Европы.
Крымская (Ялтинская) конференция.Берлинская операция. Капитуляция Германии. Окончание Великой Отечественной войны.
Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.Потсдамская конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Итоги Второй мировой войны.
Тема 7. СССР и мир в 1945–1953 гг. (4ч.)
Внешняя политика СССР в 1945–1953 гг.: начало «холодной войны». Положение СССР на международной арене после Второй мировой войны. СССР и Организация Объединенных Наций. Социально-экономическое развитие СССР в 1945–1953 гг.
Экономические последствия войны. Восстановление экономики. Политическое развитие СССР в 1945–1953 гг.
Духовная жизнь советского общества в первые послевоенные годы. Развитие науки и культуры.
Послевоенное мирное урегулирование. Начало холодной войны. Последствия Второй мировой войны. Распад Атлантической коалиции. Мирное урегулирование. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. «Холодная война». Военно-политические блоки. Гонка вооружений. План Маршалла. Организация Североатлантического договора (НАТО). Варшавский договор.
Тема 8. СССР и мир в 1953– середине 60 гг. XX в. (7ч.)
Изменения в политической системе в 1953–1964 гг.
Проблема выбора пути после смерти И.В. Сталина. Борьба за власть, победа Н.С. Хрущева. XX съезд КПСС, критика сталинизма.
Заговор и снятие Н.С. Хрущева с партийных и государственных постов. Приход к власти Л.И. Брежнева.
Перемены в социально-экономической системе в 1953–1964 гг.
Научно-техническая революция и развитие наукоемких отраслей. Научные и технические успехи СССР в 50–60-е гг.: освоение космического пространства, развитие атомной энергетики, авиа- и судостроения.
Сельское хозяйство – преобладание экстенсивных методов хозяйствования. Освоение целины: успехи и неудачи.
Социальная политика: рост заработной платы, массовое жилищное строительство, повышение уровня жизни населения, реформа образования. Противоречивость результатов экономической политики Н.С. Хрущева.
Духовная жизнь страны в середине 50 – начале 60-х гг.
Внешняя политика СССР в 1953–1964 гг. Смена ориентиров советской внешней политики. Поиск диалога со странами Запада.
Политика СССР в отношении стран Восточной Европы. Создание Организации Варшавского Договора.
Кризисы 1970—1980-х гг. Становление информационного общества. Экономические кризисы 1970—1980-х гг. Научно-техническая революция. Третья промышленно-технологическая революция. Постиндустриальное
Тема 9.СССР и мир в середине 60-х— середине 80-х гг. XX в.(8ч.)
Политическое развитие СССР. Л.И. Брежнев.
Конституция 1977 г. Концепция развитого социализма. Закрепление руководящей роли коммунистической партии в жизни советского общества.
Экономическое развитие СССР в середине 60–80-х гг. Экономическая реформа 1965 г. Начало активной разработки нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири.
Советское общество в 60-е – начале 80-х гг. Кризисные явления в экономике и их влияние на социальную политику.
Духовная жизнь советского общества в 60-е – начале 80-х гг.
Внешняя политика СССР в середине 60–80-х гг. Международная обстановка в середине 60-х гг. Достижение военно-стратегического паритета с Западом. Начало разрядки международной напряженности. Ввод советских войск в Афганистан. Окончание разрядки.
Германия: раскол и объединение. Оккупационный режим в Германии (1945—1949). Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Экономическое и политическое развитие ФРГ. 1949— 1990 гг. Социальное рыночное хозяйство. Экономическое и политическое развитие ГДР. 1949—1990 гг. Строительство основ социализма в ГДР. Гельмут Коль. Кризис режима. «Бархатная революция» в ГДР. Объединённая Германия в 1990-е гг. Развитие
объединённой Германии. Социал-демократы и «зелёные. Г. Шрёдер. Большая коалиция» и правительство А. Меркель.
Преобразования и революции в странах Восточной Европы. 1945—2007 гг. Становление тоталитарного социализма и его кризис. Общие черты строительства социализма. Кризис тоталитарного социализма. Революций 1989—1991 гг. Реформы в странах Восточной Европы. Основные направления социально-экономических преобразований. «Шоковая терапия». Последствия «шоковой терапии». Аграрный сектор. Социальное расслоение. Этнические конфликты. Страны ДВЕ и Европейский союз.
Латинская Америка во второй половине ХХ—начале ХХI в. Национал-реформизм и модернизация 1940—1950 п.
Латинская Америка в 1970—2000 гг. Поворот к неоконсерватизму. Переход к демократизации в 1980-е гг.
Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Выбор путей развития. Азиатско-Тихоокеанский регион. Мусульманский мир. Первая модель. Вторая модель. Япония. Китай. Гражданская война и победа народной революции 1946—1949 гг. Выбор пути развития. 1949—1957 гг. Попытка реализации маоистской утопии. 1957—1976 гг. «Культурная революция». 1966—1976 гг. Китай в эпоху реформ и модернизации. Индия. Преобразования и реформы. Реформы М. Сингха. Реакция на реформы и современные проблемы Индии.
Тема 10. Перестройка в СССР (1985—1991 гг.) (3ч.)
Экономические эксперименты Ю.В. Андропова. Осознание властью необходимости экономических реформ. М.С. Горбачев. Апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС. Провозглашение политики перестройки и гласности.
Перемены в духовной жизни в годы перестройки. Особенности политики гласности.
Борьба реформаторских и консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Б.Н. Ельцин.
XIX партийная конференция. Политическая реформа 1988 г.
I Съезд народных депутатов СССР. Развитие начал парламентаризма. Изменения в советской Конституции. Введение поста президента СССР. Возрождение многопартийности.
Августовский политический кризис 1991 г. Крушение КПСС.
Внешняя политика СССР. «Новое политическое мышление.
Тема 11. Россия и мир в конце XX - начале XXI в.(10ч.)
Экономические реформы в России. Выбор пути экономических преобразований. Е.Т. Гайдар.
Изменение социальной структуры российского общества. Социальные последствия экономических реформ. Появление новых социальных групп.
Реформа политической системы. Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства.
Октябрьские события 1993 г. Выборы в Государственную думу и принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.
Внешняя политика России. Прекращение «холодной войны».
Духовная жизнь российского общества. Влияние социально-экономических и политических преобразований на духовную жизнь общества.
Международные отношения. Биполярный мир: от конфронтации к разрядке. 1960—1970 гг. Гонка ядерных вооружений. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Движение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980-е гг. Международные и региональные конфликты. Ирано-Иракская война (1980—1988). Агрессия Ирака против Кувейта. Роль Организации Объединённых Нации. Западноевропейская интеграция. Североамериканская интеграция. Расширение и трансформация НАТО. Конфликты на Балканах. Американо-российские отношения.
Глобализация в конце ХХ — начале ХХI в. Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации.
Основные требованияк знаниям и умениям учащихся по курсу
Должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- Овладение элементами философско - исторических и методологических знаний об историческом времени и пространстве; об общей периодизации исторического процесса; о концессиях исторического движения, смены эпох; о возможностях социологического, культурологического и антропологического подходов к объяснению истории.
- Развитие способностей осмысливать явления и события отечественной и всеобщей истории в широком историческом контексте, на разных уровнях (история России и мира, история государств и народов, история региональная, этнонациональная, история человека и т. п.).
- Систематизирование знания об истории России – основных периодах; процессах социально-экономического и политического развития; особенностях отношений власти, общества и личности; политических и общественных движениях; роли духовной культуры в общественном развитии; о человеческом факторе в российской истории; о проблемах модернизации, опыте реформаторского и революционного преобразования России.
- Освоение начала историковедческих и историкографических знаний; овладение приёмами критики источника, умениями рассматривать его в общем контексте исторических знаний; сопоставлять исторические версии и оценки, выявляя составляющие их основу мировоззренческие подходы.
- Приобретение навыков исследовательской деятельности по изучению прошлого, опыт поисковой работы, собирания источников (краеведческих материалов), написания рефератов.
- Формирование
- умения определения и аргументации своей позиции в ситуациях исторического диалога, диалога культур, обсуждения дискуссионных проблем истории и современности;
- умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;
- умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;
- умение передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прочитанную и прослушанную информацию с заданной степенью свёрнутости, составлять планы, тезисы конспекта;
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
- умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих возможностей и соотносить их со своими учебными достижениями.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
- Мультимедийный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран проекционный
- Компьютерный стол
Перечень нормативных документов и методических пособий,
используемых при составлении рабочей программы по истории
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования России от 09.02 98. № 322);
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 1276);
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО от 30.06.99 № 56);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;
- Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- Примерная программа основного общего образования по истории Министерства образования РФ 2006 года;
- Обязательный минимум знаний по истории;
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Дрофа, 2005 год (базовый уровень, Министерство образования);
- Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. - М.: Просвещение, 2010 год (базовый уровень, Министерство образования);
- Образовательный стандарт. Рабочие программы по истории. 5-11 классы. (Линии учебников издательств «Просвещение», «Русское слово»). - Москва: «Глобус», 2009 год;
- Тематическое планирование. История России. Развёрнутое тематическое планирование. 5-11 классы. Авторы-составители Н.Н. Бузюмова, Н.А. Солодовская, О.А. Божескова. - Волгоград: «Учитель», 2011 год;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Компьютерное делопроизводство (в рамках предмета Технология) 2 часа в неделю, 11 класс
Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой. Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства. Дл...
Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"
Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...
Рабочая программа по предмету "Естествознание (Введение в естественно-научные предметы. Физика и химия)" (ФГОС ООО)
Рабочая программа по предмету "Естествознание (Введение в естественно-научные предметы. Физика и химия)" разработана в соответствии с ФГОС ООО. В программе определены планируемые предметные и ме...
Рабочая программа элективного предмета предмета "Математика на практике" в 10 классе физико - математического профиля на 2014-2015
Данная работа содержит программу элективного предмета "Математика на практике" для 10 класса...
Рабочая программа по предмету "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности...
Рецензия на рабочую программу "Рабочая программа по предметам учебного плана для обучающихся 8 класса"
Одним из основных достоинств представленной автором программы является и то, что она ориентированна не только формирование трудовых умений и навыков, но и на проведение профориентационной работы с обу...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......