Программа элективного курса "По следам прошлого"
элективный курс по истории (5 класс) по теме
Программа элективного курса "По следам прошлого"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_sledam_proshlogo._5_kl._2013._.doc | 461 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа факультативного курса «По следам прошлого» рассчитана на 35 учебных часов и предназначена для учащихся 5-х классов.
Актуальность курса: сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Целью данного курса является формирование личности, способной ценить исторический вклад народов мира, в том числе и народов России, в мировую культуру.
Задачи курса:
1.Способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке;
2.Способствовать формированию умения видеть красоту и художественные особенности произведений искусства, созданных в прошлом;
3.Сформировать у учащихся уважительное отношение к мировой истории;
4.Сформировать у учащихся умения и навыки, такие как:
- умение в связной монологической форме воспроизводить прочитанный текст;
- умение сравнивать исторические явления, происходившие в разных странах;
- умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, при этом высказывая собственную точку зрения и отстаивая свои взгляды;
- умение анализировать исторический источник;
- умение оперировать историческими датами;
- умение читать историческую карту.
Целесообразность курса: предлагаемый материал предполагает изучение исторических явлений и фактов, не затрагиваемых при изучении основного курса истории Древнего мира, углубляет знания учащихся по предмету.
Для повышения эффективности занятий предполагается сочетание различных методов их проведения:
- Беседа.
- Работа с документом
- Работа с картой и графическим материалом
- Решение кроссвордов.
- Решение творческих задач.
- Интеллектуальная игра.
- Использование тестовых заданий для контроля знаний учащихся.
- Составление схем и таблиц.
- Выполнение творческих заданий (сообщения, презентации учащихся).
Основные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Тематическое планирование.
№ п\п | Тема | Количество часов | Дата | Деятельность учащихся | ||||||
Введение. 6 часов | ||||||||||
1 | Что такое история? | 1 | Беседа. Схема. | |||||||
2 | Что такое архивы? | 1 | Работа с документом | |||||||
3 | Первые люди на Земле | 1 | Карта. Кроссворд «Первобытные охотники и собиратели» | |||||||
4 | Возникновение искусства. | 1 | Беседа. Иллюстративный материал. Творческая задача. | |||||||
5 | Кто придумал алфавит? | 1 | Работа с документом, картой. Беседа. | |||||||
6 | Счёт лет в истории. | 1 | Беседа. Решение задач. | |||||||
Тема 1. Древний Египет. 4 часа | ||||||||||
7 | Египет – дар Нила. | 1 | Решение творческих задач. Карта. | |||||||
8 | Боги древних египтян. | 1 | Составление таблицы. Иллюстративный материал. | |||||||
9 | Египетские фараоны. | 1 | Работа с документом. Творческая задача. | |||||||
10 | Искусство Древнего Египта. | 1 | Решение кроссвордов. | |||||||
Тема 2. Индия и Китай в древности. 4 часа | ||||||||||
11 | Древнейшие книги. | 1 | Иллюстративный материал. Беседа. | |||||||
12 | Великий Конфуций. | 1 | Работа с документом. Беседа. | |||||||
13 | Великая Китайская стена. | 1 | Беседа. Карта. | |||||||
14 | Аукцион «Что дал Древний Восток миру?» | 1 | Интеллектуальная игра. | |||||||
Тема 3. Древняя Греция. 8 часов | ||||||||||
15 | Боги Древней Греции. | 1 | Таблица. Решение творческих задач. | |||||||
16-17 | Мифы Древней Греции. | 2 | Сообщения уч-ся. | |||||||
18 | Троянская война. | 1 | Работа с картой | |||||||
19 | Спартанское воспитание. | 1 | Беседа. Тест. | |||||||
20 | Олимпийские игры. | 1 | Решение кроссвордов. | |||||||
21 | Александр Македонский. | 1 | Работа с картой | |||||||
22 | Турнир любознательных. | 1 |
| Интеллектуальная игра. | ||||||
Тема 4. Древний Рим. 5 часов | ||||||||||
23 | «Вечный город» Рим. | 1 | Беседа. Сообщения уч-ся. | |||||||
24 | Гладиаторы. | 1 | Работа с документом. | |||||||
25 | Восстание Спартака. | 1 | Работа с картой | |||||||
26 | Юлий Цезарь. | 1 | Работа с документом. Тест. | |||||||
27 | Помпеи. | 1 | Иллюстративный материал. | |||||||
Тема 5. Семь чудес света. 8 часов | ||||||||||
28 | Египетские пирамиды. | 1 | Творческое задание | |||||||
29 | «Висячие сады» Семирамиды. | 1 | Творческое задание | |||||||
30 | Зевс Олимпийский. | 1 | Творческое задание | |||||||
31 | Фаросский маяк. | 1 | Творческое задание | |||||||
32 | Храм Артемиды Эфесской. | 1 | Творческое задание | |||||||
33 | Мавзолей в Галикарнасе. | 1 | Творческое задание | |||||||
34 | Колосс Родосский. | 1 | Творческое задание | |||||||
35 | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов |
Содержание курса
Введение. (6 ч.)
Что такое история? Исторические памятники, их виды. Археология и археологи. Что такое архивы? Первые люди на Земле. Территория расселения, занятия, орудия труда первобытных людей. Овладение огнём. Возникновение искусства. Загадки древнейших рисунков. Религиозные верования. Кто придумал алфавит? Города и занятия финикийцев. Счёт лет в истории. Измерение времени по годам. Как в древности считали года? Лента времени.
Тема 1. Древний Египет. (4 ч.)
Египет – дар Нила. Разливы Нила. Труд земледельцев и ремесленников. Боги древних египтян. Боги и жрецы. «Царство мёртвых» Египетские фараоны. Обожествление фараонов. Военные походы фараонов. Искусство Древнего Египта. Первое из чудес света. Храмы – жилища богов. Музеи Египта.
Тема 2. Индия и Китай в древности. (4 ч.)
Древнейшие книги. Египетские иероглифы. Папирус. Глиняные таблички. Древнеиндийские книги. Бамбуковые дощечки. Великий Конфуций. Чему учил китайский мудрец? Великая Китайская стена. Гунны. Великий шелковый путь. Аукцион «Что дал Древний Восток миру?»
Тема 3. Древняя Греция. (8 ч.)
Боги Древней Греции. Главные боги. Гора Олимп. Мифы Древней Греции. Миф о Прометее. Миф о Деметре. Подвиги Геракла. Троянская война. Малая Азия. Город Троя. Миф о начале Троянской войны. Спартанское воспитание. Спарта – военный лагерь. Олимпийские игры. Праздник, объединяющий эллинов. Пять незабываемых дней. Легендарные рассказы о знаменитых атлетах. Александр Македонский. Приход к власти. Первые победы. Держава Александра Македонского. Турнир любознательных.
Тема 4. Древний Рим. ( 5 ч.)
«Вечный город» Рим. Особняки, многоэтажные дома, термы. Пантеон. Гладиаторы. Амфитеатр Колизей. Большой цирк. Восстание Спартака. Капуя. Везувий. Армия Спартака. Рабы в ловушке. Юлий Цезарь. Возвышение Цезаря. Гибель Цезаря. Помпеи. Гибель города и его раскопки.
Тема 5. Семь чудес света. (8 ч.)
Египетские пирамиды. «Висячие сады» Семирамиды. Зевс Олимпийский.
Фаросский маяк. Храм Артемиды Эфесской. Мавзолей в Галикарнасе.
Колосс Родосский.
Ожидаемый результат:
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
- читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Литература для учителя:
- История. Внеклассные мероприятия. / Сост. И.В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2009.
- История Древнего мира и средних веков: Дидактические материалы. 5-6 класс / В.В. Сухов и др. М.: Дрофа, 2008.
- Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. Часть 1,2. М. «Просвещение», 2013.
- Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах. М.: Дрофа, 2002.
- Мифы Древней Греции. Екатеринбург, С-У изд.1992.
Литература для учащихся:
1. Герои Эллады. Екатеринбург, С-У изд.1992
2. Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. Часть 1,2. М. «Просвещение». 2013
3. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История. / Сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов. М.: ТКО «АСТ».
Электронные пособия:
1. Всемирная история в датах. Интерактивный справочник. Древний мир и средние века. ЗАО «Новый диск»
2. Большая детская энциклопедия: интерактивное путешествие в мир знаний. Dorling Kindersly
3. Православная икона: крупнейшее собрание репродукций икон, фресок и книжной миниатюры Византии, Руси, стран Восточной Европы, Армении и Грузии с 5 по 20 вв. Директ Медиа Паблишинг
Интернет Ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс элективного курса "Историческое прошлое России в художественных кинофильмах"
В рамках предпрофильной подготовки девятиклассники осуществляют занятия на элективных курсах. Одним из курсов по выбору является курс по истории: "Историческое прошлое России в художественных кинофиль...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса "Шаг в прошлое"
Календарно-тематическое планирование развивающего факультатива «Шаг в прошлое» в 9 классе...
Рабочая программа элективного курса в 8 классе «Мой дом, родная школа, мой город в прошлом, настоящем и будущем »
рабочая программа элективного курса по истории...
Из опыта работы в общеобразовательной школе, дополнительное образование: клубная школа «По следам прошлого…»
Клубная школа "По следам прошлого..." как дополнительное образование по предмету "История". Направлена на занятия со средним звеном обучающихся в общеобразовательной школе. (из опыта работы в МБ...
По следам прошлого
Программа для учащихся 5-х классов....
Конкурс "Давсн цагин хаалгар" ("По следам прошлого")
В данном мероприятии"Давсн цагин хаалгар" ("По следам прошлого") принимают участие родители с детьми...