Метод проектов как способ формирования познавательного интереса учащихся 5 класса (на материале истории древнего мира)
статья по истории на тему
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания
МКОУ «Новоярковская СОШ»
А.А. Терешина
Метод проектов как способ формирования познавательного интереса учащихся 5 класса
(на материале истории древнего мира)
В настоящее время методу проектов придается большое внимание в связи с переходом к новым образовательным парадигмам, подразумевающим приобщение учеников к поиску информации и самостоятельному анализу ее содержания. Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в практическую и научно-исследовательскую деятельность.
Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею “обучения посредством делания”. Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности, а также этот метод является хорошим стимулом для повышения интереса к предмету. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.
Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.
В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.
По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей– индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения –краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.
В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом:
- Организационный;
- Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
- Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
- Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
- Работа над проектом;
- Подведение итогов, оформление результатов;
- Презентация проекта.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени[1, c.116-119].
В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся.
В 5-м классе учащиеся начинают систематическое изучение истории. Важно, чтобы с первых занятий у них возник интерес к предмету. А этот интерес может возникнуть, только если ребенок будет понимать тот материал, который он изучает. Ведь очень часто детское “не интересно” обозначает “не понимаю”. Изучение истории начинается с очень интересного, но и очень сложного курса “Древний мир”. Во – первых, десятилетнему человеку трудно представить себе столь далекое время. Во вторых, сложно представить технологии ведения хозяйства в древности. В третьих, устройство древних обществ и мировоззрение древних людей очень отличались от современности.
Для реализации метода проектов нужно учитывать психолого-физиологические особенности учащихся 5 класса. По принятой в нашей стране возрастной периодизации учащиеся 5-6 классов (10-12 лет) относятся к младшему подростковому возрасту.
Младший подростковый возраст – это время для овладения самостоятельных форм работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности школьников, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Это фундамент всего образования, что повышает ответственность учителей за формирование знаний, умений, навыков, и такого качества как творческая активность, в младшем подростковом возрасте. От того, как проходит этот этап обучения, во многом будет зависеть и успешность перехода младших подростков к качественно новой учебной мотивации, направленной не только на получение новых сведений, новых разнообразных знаний, но и на поиски общих закономерностей, а главное, на освоение самостоятельных способов добывания этих знаний[2, c.23].
Определяющую роль в процессе обучения учащихся играет учебник. Он должен обеспечивать соответствующий уровень развития учащихся. Очень важно, чтобы его содержание содействовало формированию у них интереса к предмету.
Учебник истории Древнего мира группы авторов А.А. Вигасина, Г.И. Годера, С.С. Свенцицкой, который имеет положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования действительно отвечает всем требованиям, проверен временем, в 2010 г. выпущено 17-е издание, в котором коллектив авторов учел все замечания учителей[3,с.289]. Содержание учебника предполагает создание учащимися различных типов проектов по каждой теме.
Таблица
№ | Тип проекта | Возможности содержания учебника | Название проекта |
1 | Прикладной проект | Глава 1. Первобытные собиратели и охотники, §3. Возникновение искусства и религиозных верований | 1.Как первобытные люди рисовали на скалах? 2. По следам древних людей |
2 | Творческий + исследовательский проект | Глава 1. Первобытные собиратели и охотники(обобщение) | Пишем учебник сами. История первобытного общества |
3 | Исследовательский проект | Глава 4. Древний Египет, § 11. Искусство Древнего Египта | Свойства пирамиды |
4 | Творческий + исследовательский проект | Глава 4. Древний Египет (обощение) | Пишем учебник сами. История Древнего Египта |
5 | Прикладной проект | Глава 5. Западная Азия в древности | Письмена на глиняных табличках |
6 | Творческий + исследовательский проект | Глава 5. Западная Азия в древности § 14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Если бы я был царем Хаммурапи… |
7 | Творческий + исследовательский проект | Глава 6. Индия и Китай в древности, § 20. Природа и люди Древней Индии | Портрет жителя Древней Индии (по мифологии, верованиям, и другим историческим источникам) |
8 | Творческий + исследовательский проект | Древний Восток (обобщение) | Пишем учебник сами. Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай |
9 | Ролево-игровой проект | Глава 7. Древнейшая Греция, § 30. Зарождение демократии в Афинах | Афинская демократия |
10 | Ролево-игровой проект | Глава 7. Древнейшая Греция, § 39. В театре Диониса | В древнегреческом театре |
11 | Информационный | Глава 7. Древнейшая Греция, § 33. Олимпийские игры в древности | Олимпийские игры в Греции |
12 | Исследовательский | Древний Рим | Современно ли римское право? |
13 | Информационный | Семь чудес света | Семь чудес света |
В 5-м классе при изучении истории Древнего мира учащимся можно предложить после изучения соответствующих разделов выполнить дома следующее задание: изготовить из различных материалов, имитирующих настоящие, образцы древней письменности: глиняных таблички ( можно использовать пластилин, покрытый лаком), папирус ( на особой бумаге, которую можно предварительно искусственно состарить), пальмовые листья( можно использовать засушенные листья комнатных растений), шелковая ткань, бамбуковые дощечки( в качестве заменителя моно использовать скрепленные линейки), навощенные таблички, берестяная кора и т.д. На уроке учащимся предлагается самостоятельно составить и проиллюстрировать сводную таблицу применяемых в Древнем мире систем счета и фиксирования цифр, оформлять сборники задач по счету лет в истории.
После изучения темы “Счет лет в истории” ученики самостоятельно составляют сложные задачи на хронологию, включая их в определенный исторический контекст, иллюстрируя их с помощью собственных рисунков.
В 5-х классах хорошие результаты дает использование кроссворда, в котором часть вопросов заменяется на рисунки, фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому правильнее ее организовать в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки.
Пятиклассники с большим интересом работают над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.
Таким образом, метод проектов имеет прикладное значение. Метод проектов – один из методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. В методологическом аспекте метода проектов важен деятельностный подход; потребность в самоактуализации, самореализации личности. Например, если у ребенка есть задатки, а деятельности нет, то задатки не проявляются. Обучение – это тоже деятельность. Потребность в самоактуализации – это реализация потенциала, заложенного природой. Проектная деятельность – («проектирование» - прорыв)- развивает критическое мышление ребенка.
Библиографический список
- .Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.
- Психология подростка. Полное руководство. СПб., 2003. С. 23
- Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательские ученические проекты как способ активизации познавательных интересов учащихся.
Особое значение в стандартах второго поколения придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. Необходимо готовить ребенка к пр...
Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся с использованием интернет-энциклопедии "Britannica"
научно-практическая статья...
Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии
Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....
Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...
Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации регионального образования
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом осно...
Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене Описание опыта работы
В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от выпускников школы жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноце...
Метод проектов как способ формирования межкультурной толерантности у обучающихся на уроках истории
Из опыта работы учителя. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но сегодня, его относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий, умение ада...