Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Рабочая программа по истории 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_7_klass_beketova_o.s.docx | 106.72 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 7 класса на 2016-2017 учебный год составлена на основе примерной программы по учебным предметам история 5 - 9 классы / М.: Просвещение, 2012г., допущенной Министерством образования и науки РФ; учебника «История Нового времени 1500-1800, авторы А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина7 класс»,и учебника «История России» авторы А.А. Данилов, Л..Г.. Косулина, издательство «Просвещение», 2014 г.; в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №15, утвержденной приказом директора от 30 мая 2016 года № 375;в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, базисным учебным планом, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312» (в ред. от 23 июня 2012г.).
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена для преподавания истории в 7-х классах по модели первого концентра школьного исторического образования. В основу предлагаемого планирования положено сочетание двух курсов- всеобщей истории и истории России.
Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса всеобщей истории и история России конец XVI- XVIII вв. 7 класс.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе с конца XVI века до начала XIXв.; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории до XIX века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений по истории.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения истории в 7 классе отводится 70 часов (2 учебных часа в неделю).Курс «Истории» в 7 классе общеобразовательных учреждений является продолжением системного изучения всеобщей и отечественной истории начатой в 6 классе.
Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 7 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Новая история». Предполагается их последовательное изучение. В первом полугодии изучается новая (всеобщая) история, во втором полугодии история России. На изучение истории отводится 28 часов, истории России 42 часа.
Распределение часов между курсами всеобщей и истории Россиисоставлено с учетом используемых учебников, содержание которых соответствует государственному минимуму содержания исторического образования. Наряду с федеральным, в программу включен региональный компонент- История ХМАО-Югры. История края рассматривается как часть истории России. Соответствующий материал выносится на специальные уроки.
Цели и задачи изучения данного курса.
Цель изучения курса истории в 7 классесостоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями о всеобщей истории и историческом пути нашей страны в период раннего нового времени (ХVI – ХVIII вв.), его социальном, духовном, нравственном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Цель курса по истории Нового времени в 7 классе:
-усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии, и России, в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Формирование представлений о прошлом человечества, которые будут служить одной из основ для повышения их общей культуры, ключевых компетентностей.
Задачи курсапо истории Нового времени:
-формирование личности,способной к национальной,культурной самоиндефикации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;
- овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны;
- воспитание толерантности,уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы,Азии,Африки и Америки,их взаимодействию в Новое время;
- воспитание гражданских, демократических и патриотических представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения,взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения;
-развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени.
-формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности.
Цель курса по истории России с конца XVI в. - XVIII в. в 7 классе:
Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России конца XVI - XVIII вв.,целостного представления об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории России.
Задачи курсапо истории России:
-продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоиндефикации на основе усвоения исторического опыта народов России;
-овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. И Российской империи XVIII в. Во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;
-развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII-XVIII вв.-воспитание учащихся в духе уважения к истории РоссииXVII-XVIII вв. и гордости за героические свершения предков.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
Знание хронологии, работа с хронологией:
-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; основные этапы и ключевые события истории России и мира периода раннего нового времени (XVI-XVIII вв.);
- выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории изученного периода;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в период раннего нового времени;
- изученные виды исторических источников;
Учащиеся должны уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий изученного периода;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений);
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- определять и объяснять понятия.
- выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе.
- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма.
- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства.
- анализировать исторические явления, процессы, факты.
- обобщать и систематизировать полученную информацию.
- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними.
- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе и на основе анализа действительности и собственного социального опыта.
- определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения.
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, проектами.
- определять цели своей деятельности и представлять её результаты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
- Содержание учебного предмета.
Курс новой истории рассматривает основные вехи мировой истории с 1500 по 1800гг. Он содержит четыре раздела:
1.Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.
2.Первые революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях).
3.Эпоха Просвещения. Время преобразований.
4.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
1.Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие.Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Европа В Начале Нового Времени
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание национальных государств. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму. Бродяжничество. Законы о нищих.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Художественная культура и наука Европы Эпохи Возрождения
От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Франсуа Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения»: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в. Искусство Северного Возрождения.
Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Ренэ Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Реформация и Контрреформация в Европе. Укрепление Абсолютизма
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
2.Первые революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях).
Революция в Англии. Установление парламентской монархии
Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения в XVI—XVIII вв.
Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная «система». Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военнойсистемы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя война, ее участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.Западноевропейская культура XVIII в.
Просветители XVIII в. — наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека новой эпохи в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хоггарт, Ж. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
3.Эпоха Просвещения. Время преобразований.
Промышленный переворот в англии. Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — «дешевая рабочая сила». Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Североамериканские колонии в борьбеза независимость. Образование соединенных штатов америки
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. «Билль о правах». Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция XVIII в.
Франция в середине XVIII в. Характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. — начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света»генерал Лафайет.
Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт как военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Величие и трагедия Французской революции. Французская революция в мировой истории.
4.Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. Закрытие Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
История России.
Курс истории России рассматривает развитие России в конце XVI-XVIII вв. Он содержит пять разделов:
- Россия на рубеже XVI-XVII вв.
- Россия в XVII веке
- Россия при Петре I. Образование Российской империи.
- Россия в 1725-1762 гг.
- Россия в 1762-1801 гг.
1.Россия на рубеже XVI-XVII вв.
Смутное время. Царствование Федора Иоанновича. Царствование Федора Иоанновича. Царствование Бориса Годунова. Правление Лжедмитрия I. Царствование Василия Шуйского. Начало иностранной интервенции. Первое ополчение. Второе ополчение. Конец Смуты. Смутное время, начало 17 в.
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий П. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
Основные понятия темы
Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванчество, интервенция, Семибоярщина.
2.Россия в XVII веке
17 век. Царствование Михаила Романова. Царствование Алексея Михайловича. Воссоединение Украины с Россией. Раскол. Народные восстания в 17 в. Восстание под предводительством Степана Разина. Внешняя политика России. Дальнейшая колонизация Сибири и Дальнего Востока. Р.К. Русско-хакасские отношения. Наследники Алексея Тишайшего. Хозяйство России в 17в. Р.К. Социально-экономическое развитие Хакасии. Просвещение, наука, литература, искусство. Россия в 17 веке.
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.
Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.
Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири.
Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.
Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653 —1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы.
Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемя-кином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.
Основные понятия темы
Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.
3.Россия в первой четверти XVIII века.
Эпоха Петра I. Начало царствования Петра I. Начало Северной войны. Первые реформы Петра. Народные восстания в петровское время. Реформы Петра I. Внешняя политика России в 1705-1725гг. Просвещение, наука, литература, искусство. Р.К. Роль изучения Хакасского края. Эпоха Петра I.
Преобразования Петра I. Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 1697— 1698 гг.
Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.
Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.
Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов.
Цена и последствия реформ Петра I.
Внешняя политика Петра I. Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузил». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.
Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход.
Итоги внешней политики Петра I.
Народные движения. Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов.Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Основные понятия темы
Рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, голут-венное казачество, прелестные письма.
4.Россия в 1725-1762 гг.
Российская империя в 1725-1796гг. Эпоха дворцовых переворотов (1725-1730 гг.). Царствование Анны Иоанновны и Ивана Антоновича. Царствование Елизаветы Петровны. Внешняя политика России в 1730-1761 гг. Царствование Петра III и его свержение. Начало царствования Екатерины II. Пугачевщина.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.
Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757—1762 гг. П.А.Румянцев. П. С. Салтыков.
5.Россия в 1762-1801 гг.
Внутренняя политика Екатерины II после пугачевщины. Внешняя политика России в 1762-1796 гг. Царствование Павла I. Просвещение, наука, литература, искусство. Миссионерская деятельность в Хакасии. Россия в середине и второй половине 18в.
Екатерина П. Внутренняя политика Екатерины П. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70—90-е гг. XVIH в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством.
Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Внешняя политика Павла I.
Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.
Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковс-кий. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.
Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова.
Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.
Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.
Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
Основные понятия темы. Просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дворянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комиссия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентиментализ
Прохождение практической части программы
Четверть | Раздел | Всего часов | Практическая часть | |
1 четверть | Раздел I.Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 13 | ||
1 четверть | Раздел II.Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях). | 3 | ||
2 четверть | Раздел II.Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях). | 1 | ||
2 четверть | Раздел III. Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 8 | ||
2 четверть | Раздел IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 2 | ||
2 четверть | Итоговое повторение. Мир в эпоху раннего Нового времени. | 1 | ||
Всего: | 28 ч | 27 | 1 | |
2 четверть | Введение. Россия в конце XVI- начале XVII вв. | 1 | ||
2 четверть | Раздел I. Россия на рубеже XVI-XVII вв. | 3 | ||
3 четверть | Раздел I. Россия на рубеже XVI-XVII вв. | 1 | ||
3 четверть | Раздел II. Россия В XVII веке. | 9 | 1 | |
3 четверть | Раздел III. Россия в первой четверти XVIII века. | 7 | ||
3 четверть | Раздел III. Россия в первой четверти XVIII века. | 1 | 1 | |
3 четверть | Раздел IV.Россия в 1725-1762 гг. | 5 | 1 | |
4 четверть | Раздел V.Россия в 1762-1801 гг. | 11 | 1 | |
Всего: | 42 ч | 37 | 5 |
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Номер урока | Раздел | Тема урока | План | Факт | Планируемое домашнее задание |
1 | Раздел I. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | Технические открытия и выход к Мировому океану. | §1 | ||
2 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | §2 | |||
3 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. | §3 | |||
4 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | §4 | |||
5 | Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. | §5-6 | |||
6 | Великие гуманисты Европы. | §7 | |||
7 | Мир художественной культуры | §8 | |||
8 | Мир художественной культуры | §9 | |||
9 | Рождение новой европейской науки. | §10 | |||
10 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | §11 | |||
11 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | §12 | |||
12 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | §13 | |||
13 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | §14 | |||
14 | Раздел II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях). | Освободительная война в Нидерландах.Рождение Республики Соединенных провинций. | §15 | ||
15 | Парламент против короля. Революция в Англии. | §16 | |||
16 | Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. | §17 | |||
17 | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | §18-19 | |||
18 | Раздел III. Эпоха Просвещения. Время преобразований. | Великие просветители Европы. | §20 | ||
19 | Мир художественной культуры Просвещения. | §21 | |||
20 | На пути к индустриальной эре. | §22 | |||
21 | Английские колонии в Северной Америке. | §23 | |||
22 | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. | §24 | |||
23 | Франция в XVIII веке. Причины и начало Французской революции. | §25 | |||
24 | Французская революция. От монархии к республике. | §26 | |||
25 | Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. | §27 | |||
26 | Раздел IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | §28 | ||
27 | Государства Востока. Начало европейской колонизации. | §29-30 | |||
28 | Итоговое повторение. Мир в эпоху раннего Нового времени. | §1-30 | |||
29 | История России | Введение. Россия в конце XVI- начале XVII вв. | Опорный конспект | ||
30 | Раздел I. Россия на рубеже XVI-XVII вв. | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. | §1 | ||
31 | Смута. | §2 | |||
32 | Окончание Смутного времени. | §3 | |||
33 | Обобщение по теме: Россия на рубеже XVI-XVII веков. | §1-3 | |||
34 | Раздел II. Россия В XVII веке. | Новые явления в экономике. | §4 | ||
35 | Оформление сословного строя. | §5 | |||
36 | Политическое развитие страны. | §6 | |||
37 | Власть и церковь. Церковный раскол. | §7 | |||
38 | Народные движения. | §8 | |||
39 | Внешняя политика России в XVII веке. | §9 | |||
40 | Образование и культура в XVII веке. | §10 | |||
41 | Сословный быт. Обычаи и нравы. | §11 | |||
42 | Наш край в XVII веке. | Опорный конспект | |||
43 | Итоги развития России в XVII веке. | §4-11 | |||
44 | Раздел III. Россия в первой четверти XVIII века. | Предпосылки петровских преобразований. | §12 | ||
45 | Петр I. Россия на рубеже веков. | §13 | |||
46 | Северная война. | §14 до стр.120 | |||
47 | Северная война. | §14 | |||
48 | Реформы Петра I. | §15 | |||
49 | Экономика России в первой четверти XVIII века. | §16 | |||
50 | Социальные движения первой четверти XVIII века. | §17 | |||
51 | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. | §18-19 | |||
52 | Обобщение по теме: Россия в первой четверти XVIII века. | §12-19 | |||
53 | Раздел IV.Россия в 1725-1762 гг. | Дворцовые перевороты. | §20 | ||
54 | Дворцовые перевороты. | §21 | |||
55 | Внутренняя политика в 1725-1762 годах. | §22 | |||
56 | Внешняя политика России в 1725-1762 годах. | §23 | |||
57 | Наш край в первой половине XVIII века. | Опорный конспект | |||
58 | Итоги развития России в первой половине XVIII века. | §20-23 | |||
59 | Раздел V. Россияв 1762-1801 гг. | Внутренняя политика Екатерины II. | §24 | ||
60 | Восстание под предводительством Е.И.Пугачева. | §25 | |||
61 | Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. | §26 | |||
62 | Внешняя политика Екатерины II. | §27 | |||
63 | Внешняя политика Екатерины II. | §28 | |||
64 | Российская империя в конце XVIII века. Внутренняя и внешняя политика Павла I. | §29 | |||
65 | Наука и образование. | §30 | |||
66 | Художественная культура. | §31 | |||
67 | Художественная культура. | §32 | |||
68 | Быт и обычаи. | §33 | |||
69 | Наш край в XVIII веке. | конспект | |||
70 | Итоговое повторение: История России конца XVI-XVIII вв. | §1-33 |
5. Учебно-методическое обеспечение
Предмет | История |
Класс | 7 |
Учебники |
|
Рабочие тетради | Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь «Новая история 1500 – 1800 гг.». 7 кл., М., «Просвещение», 2012г. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России конец XVI - XVIII в». 7 кл. М., «Просвещение», 2012г. |
Учебные пособия для обучающихся | Атлас и контурные карты по Истории России 7 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010г.Атлас История Нового времени XVI - XVIII век. 7 класс, Москва «Дрофа» 2011 г. Атлас. История России XVII - XVIII век.. 7 класс, Москва «Дрофа» 2011 г. Контурные карты. История России XVII - XVIII век.. 7 класс, Москва «Дрофа» 2011 г. Контурные карты. Новая история XVII - XVIII век.. 7 класс, ФГУП ПКО «Картография» 2012 г. |
Контрольно-измерительные материалы | К.В. Волкова. Контрольно-измерительные материалы История Нового времени 7 кл. ООО «ВАКО» 2011 К.В. Волкова. Контрольно-измерительные материалы История России 7 кл. ООО «ВАКО» 2012 История Нового времени 1500 – 1800 гг. 7 кл:экспресс-диагностика/В.А.Рогожкин.- М.:Издательство «Экзамен», 2014. История России.XVII-XVIII века.7 класс:экспресс-диагностика/Е.В.Симонова.-М.:Издательство «Экзамен», 2014. |
Цифровые образовательные ресурсы | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -http://school-collection.edu.ru/ Перечень видео – и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет). |
Интернет ресурсы | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки всемирной истории. Новое время», 2009 |
Методические пособия для учителя | Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. К учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. 7 кл. М. «Экзамен» 2006 г. Поурочные разработки.7 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций/ Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.,Т.В.Коваль.-М.:Просвещение, 2013. Поурочные разработки.7 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций/ДаниловА.А.., Л.Г.Косулина.-М.:Просвещение, 2013. |
Таблицы, плакаты | Мир в начале XVII в. Россия в начале XVII в. Смутное время (I-II) Законодательное оформление крепостного права Соборное уложение царя Алексея Михайловича Кризис традиционализма1730 год: упущенный шанс |
Информационно – коммуникационные средства: |
|
Экранно – звуковые пособия: |
|
Технические средства обучения |
|
Приборы, приспособления |
|
Натуральные объекты | - |
Модели | - |
Цифровые образовательные ресурсы
www.Wikipedia.ru Русская Википедия
http://www.eor.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...