Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Разработка урока. Предназначена для использования при изучении курса История России в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskva_tsentr_borby_s_ordynskim_vladychestvom.docx | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. |
Тип урока | Комбинированный |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | Цель урока: Дать полное представление о этапах возвышения Московского государства. Раскрыть его роль в борьбе с ордынским владычеством. Сформировать представление о ходе Куликовской битвы, уяснить её значение в формировании сплочённости русского народа в борьбе против внешних врагов. Задачи урока: 1.Образовательные: Научить рассказывать о Куликовской битве на основе учебника. Отрывков из летописей. Раскрыть значение великого сражения. 2. Развивающие: Развивать умение работать с текстом параграфа, картой, историческим источником; Развивать логическое мышление и способность выстраивать доказательные цепочки; Развивать способность давать оценочные характеристики историческим личностям и событиям.. 3. Воспитательные: Воспитывать чувство сопереживания и сопричастности к судьбам выдающихся деятелей и страны, побуждать патриотический настрой у детей. |
Необходимое оборудование | 1.Учебник и рабочая тетрадь А.А Данилов, Л.Г.Косулина «История России с древнейших времён до конца 17 века» 2.Карточки с дифференцированными заданиями. 3.Тест по теме «Предпосылки объединения русских земель» 4.Презентация «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством» 5.Фрагмент мультимедийного урока № 21 «Уроки отечественной истории до 19 века» ( «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»). 6.Интерактивная доска. |
Планируемые результаты урока | |
личностные | Формирование ценностных суждений по изучаемой проблеме. Уважительное отношение к прошлому. Обсуждение и оценивание своих результатов |
предметные | Определение исторических процессов во времени. Установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии. Определение и использование исторических понятий. |
метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) | Формирование при поддержке учителя учебной задачи, планирование и достижение образовательных целей, анализировать текстовую информацию. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Устный – рассказ материала .учебника. Письменные задания – «Мини тест» и задания с различным уровнем сложности. Контроль с использованием учебных электронных изданий. |
Этап урока | Как реализованы требования ИКС | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации |
1.Оргмомент. | Приветствие, отметка в журнале об отсутствующих, подготовка к опросу. | Приветствие. Подготовка к опросу. | |
2.Проверка домашнего задания. | Многоаспектный подход в изучении истории (Экономические предпосылки, социальные отношения, влияние религиозной культуры на ход исторических событий. Историко-антропологический подход | 2.1 Мини- -тест. Учитель даёт мини – тест для всего класса (приложение 1); после выполнения предлагает проверить у соседа по парте. 2.2Дифференцированное задание. Ученикам предложены задания с различным уровнем сложности.
(приложение 2) 2.3 Фронтальная беседа. После выполнения письменных заданий проводится фронтальная беседа. Вопросы к беседе: 1) Назовите предпосылки способствующие объединению русских земель. 2) Какие слои населения и почему были заинтересованы в объединении русских земель? 3) Расскажите о политической системе управления на Руси. Князь какого княжества считался главным? Назовите самые сильные княжества, носившие титул великих. 4) Какие факторы помогли Москве в соперничестве с Тверью? 5) Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю политику Ивана Калиты. 6) Назовите причины возвышения Москвы среди других княжеств. | Дети выполняют тест. Обмениваются с товарищем и проверяют друг у друга. Предполагаемые ответы. 1) Возрождение С\Х и ремесла, расширение торговых связей между княжествами, заинтересованность многих слоёв населения в объединении страны. 2) Крестьяне и ремесленники, т.к. страдали от разорительных набегов. Землевладельцы – т.к. хотели иметь возможность приобретать земли в соседних княжествах. Православная церковь выступала за объединение и поддерживала князей , стремившихся к этому. 3) Главным был князь владимирский, назначаемый Золотой Ордой. Самые сильные княжества – Московское, Тверское, Суздальско- Нижегородское, Рязанское. 4) Москва быстро расширяла владения (у рязанского – Коломну, у Смоленского – Можайск, за счет Перяславского княжества). Юрий Данилович расположил к себе Орду (женился на сестре хана Узбека) 5) Иван Калита умело использовал политическую ситуацию. Восстание Твери против орды самолично подавил, но с наименьшими потерями, как для самой Твери, так и для Руси в целом, заполучив при этом доверие со стороны ордынских ханов. 6) Умелая политика московских князей, поддержка РПЦ, малочисленные потомки московских князей, следовательно, и отсутствие большого дробления. |
3.Изучение нового материала. | Историко-антропологический подход Раскрытие различных сторон исторического процесса: -внутренняя и внешняя политика государства -социальные взаимоотношения, экономические составляющие. Историко-культурологический подход. | 3.1 Вступительное слово учителя. Ребята давайте сейчас послушаем сообщение, которое приготовила для нас Бурова Надежда. Внимательно следите за рассказом и впоследствии попробуйте дать оценку личности Дмитрия Ивановича. 3.2 Выступление с сообщением, предварительно подготовленным одним из учеников. (на слайде № 2 -презентация, показывается портрет Дмитрия Донского)
Какие качества, Дмитрия Ивановича вы считаете особенно ценными?
Предлагаю вам, ребята, рассмотреть, как во время великого княжения Дмитрия, Московскому княжеству удалось возвыситься среди прочих Рассказ учителя. Обратимся к следующему вопросу плана. 3.3 Борьба Москвы за политическое первенство. В 1359 г. не московском престоле оказался Дмитрий Иванович, 9-летниий внук Ивана Калиты. Князья тверские и рязанские назывались великими и не хотели уступать старшинство московским князьям. Поясните, что означает слово «великие». Дмитрий Константинович нижегородский тоже пробовал отнять у Дмитрия Ивановича Владимир. Но получил в удел Суздаль, и в последствии помирившись с Дмитрием Ивановичем, отдал за него дочь Евдокию. Основным противником Москвы в борьбе за великое княжение стал тверской князь Михаил Александрович. Он заключил союз с литовским князем Ольгердом, склонил на свою сторону с помощью даров Орду, но цели своей не добился. Митрополит Алексий очень много сделал для московских князей – не только добыл ярлык для Дмитрия, но и убедил Орду изменить систему престолонаследия, что явилось важнейшим делом для создания централизованного государства. Жители Владимира поддержали Дмитрия Ивановича, который на великое княжение более ни кого не пустил. Дмитрий Иванович собрал войска и осадил Тверь, в московско-тверском договоре признавалось право на владимирский престол за московскими князьями. Вопрос: О чём свидетельствует тот факт, что проблему кому занять великокняжеский престол решали сами русские князья? 3.4 Русь и Орда перед столкновением. Действительно в Орде с конца 50-х годов 14 века начались усобицы. Как усобицы влияют на государство? Та к случилось и в Орде. За 20 лет сменилось 25 ханов. В результате орда разделилась на две части, и стала уже не такой всемогущей. В западной части власть захватил военачальник Мамай, который не имел права на ханский престол, следовательно, желал укрепить своё положение походом на Русь. Найдите в учебнике слова подтверждающие необходимость самоутверждения Мамая.
Верно. Мамай официально имел должность только «тёмника» - воеводы, хотя и распоряжался в Орде. На какое-то время Мамаю удалось укрепить Орду. Но и Дмитрий Иванович, также стал готовиться к решающей схватке. Были заключены военные соглашения с другими князьями, хорошо работала разведка, увеличивалась численность постоянного русского войска. Русские воины овладевали техникой боя противника – прекрасно работали круто загнутыми саблями и луком. К 1376 г. русское войско отличалось дисциплиной. В 1376 г. Дмитрий отказался подчиниться Мамаю , и не пропустил генуэзских купцов в Великий Устюг. Хотя в первом столкновении на р. Пьяне русскую рать побили, Н.Новгород разграбили, Дмитрий Иванович извлёк из этого большой урок. Встреча русских и ордынских войск в 1378г. на Рязанской земле у р. Вожи закончилась победой руссов и отказом выплачивать дань Орде. Впереди была великая битва. 3.5Битва на поле Куликовом. Дмитрий благодаря своим бесстрашным сторожам хорошо знал о действиях Мамая . имел он сведения и о союзниках Мамая – литовском великом князе Ягайле, и рязанском князе Олеге. Стараясь не допустить соединения рязанских и литовских полков с ордынским войском, Дмитрий ускорил своё продвижение к Дону, навстречу Мамаю. На военном совете было решено переправиться через Дон и принять бой на Куликовом поле, у впадения в Дон р. Непрядвы. Оставляли Дон и глубокие овраги у себя в тылу. Как это могло повлиять на сражение? Большую поддержку ополчению оказала православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троице-Сергиев монастырь. Он получил благословение на борьбу у основателя этого монастыря Сергия Радонежского. (показ слайда №3-презентация) Сергий отправил с князем монахов-богатырей Александра Пересвета и Родиона Осляблю. Это показывало насколько важно дело освобождения Родины даже для иноков покинувших мирскую жизнь и давших клятву не брать в руки оружие. Найдите в словаре значение слова «инок» Дмитрий расположил свои войска в следующем порядке: в центр поставил большой полк, впереди передовой полк, по флангам – полки правой и левой руки, в лесу засадный полк. Во главе засадного полка поставил опытного полководца Дмитрия Боброка. Сам Дмитрий Иванович переоделся в доспехи простого ратника , стал в ряды большого полка. (Просмотр фрагмента Мультимедийного урока № 21, слайд 6 «Уроки отечественной истории») Уточните что обозначает слово «манёвр» в конце параграфа. Запишите в тетрадь. Ребята, кто запомнил и сможет показать, как располагались русские войска и войска Мамая? Прошу к доске. (Слайд 4 –презентация) Русское войско одержало полную победу. Много погибло воинов. Семь дней хоронили героев. Много воевод и князей пало. Но Дмитрий Иванович уцелел, хотя так устал в битве, что даже сознание потерял и не руководил преследованием врага. В честь победы народ прозвал князя Дмитрия ДОНСКИМ. Куликовская битва явилась одним из важнейших этапов большой войны между Русью и Ордой. (Слайды 5,6,7 – презентация.) 3.6 Набег Тохтамыша. Куликовская битва истощила силы Московского княжества. Этим воспользовался ха восточн6ой части Золотой Орды Тохтамыш. Он в 1382 г двинулся на Москву. Дмитрий узнав о походе пошёл собирать войска. Но большинство русских князей не поддержали Дмитрия. Ханские войска подошли к Москве и обманом взяли её. Опасаясь подхода войск Дмитрия, ордынцы повернули на юг. Дмитрий Донской чтобы дать возможность передохнуть Руси возобновил выплату дани. Но и Орда признавала Москву политическим центром. Битва ускорила распад Золотой Орды. Важным следствием этой победы было дальнейшее усиление Москвы, сделало её центром освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества. | Доклад ученика «Дмитрий Иванович Донской» Примерные высказывания: -отвага -человеколюбие -самоотверженность -целеустремлённость Великие – управляющие самыми могущественными княжествами ( поделёнными на более мелкие – удельные) Возможно, Орда уже была не в силах повлиять на расстановку сил на Руси. Усобицы ослабляют страну, разоряют её и лишают военной мощи. Анализируют текст учебника, находят ответ на поставленный вопрос «…Западную часть Орды захватил военачальник Мамай. … Он не имел права на ханский престол, так как не был потомком Чингисхана» Делают вывод: Войско должно было сражаться до последнего. Были отрезаны пути к отступлению. Находят и записывают в тетрадь: ИНОК- монах, отшельник покинувший мирскую жизнь. Ученики получают информацию средствами ИКТ Записывают словарное слово. Манёвр – передвижение войск. Дети показывают ход битвы на схеме |
| Реализация историко –антропологического подхода | . 4.1 Работа с документом. Прочитай те документ на стр.155 учебника. - кто является автором документа? - когда документ был написан? - где произошли события, о которых идёт речь? - какие исторические факты и события описываются в документе? -что изучаемый документ помог узнать? Приведите пример из документа. Ребята, мы видим, что текст документа подтверждает информацию, изложенную в параграфе. А что мы можем сказать о позиции автора, написавшего документ? 4.2 Работа в рабочей тетради. Выполните задания § 18 Задан.1,5 | Дети изучают документ на с.155 учебника и устно отвечают на вопросы к нему. - неизвестный летописец, современник тех событий -за Доном в устье р. Непрядвы -описывается подготовка к Куликовской битве и сама битва. -документ иллюстрирует великую битву «…от начала мира сечи такой не бывало у князей русских…и падало тело татарское на тело христианское» - автор считает, что целью похода Мамая на Русь была месть за прошлые неудачи и погибших товарищей. В действительности ещё прилагалось желание утвердиться в Орде и по-прежнему держать Русь в зависимости. Письменно выполняют в рабочей тетради задания. |
| Многоаспектный подход в изучении истории | Вывод по уроку. -Ребята, как, по-вашему, нужна ли была Куликовская битва, ведь и после таковой Русь была вынуждена платить дань Орде. | Предполагаемые высказывания: Битва имела большое значение, т.к. показала наличие воли , целеустремлённости у русского народа в борьбе с врагами. Куликовская битва сплотила русский народ. Битва сделала Москву центром борьбы с игом, подняла |
| Домашнее задание. § 18 учебника. В рабочей тетради задания 2, 3, 4. | Записывают Д/з |
Приложение 1.
1. Выбери НЕ правильный ответ.
Самыми сильными княжествами на Руси были :
А) Московское
Б) Тверское
В) Ярославское
Г) Суздальско-Нижегородское
Д) Рязанское
2. Вставь пропущенное слово.
Всё больше появлялось людей заинтересованных в объединении страны.
____ объединение позволило бы покупать земли в соседних княжествах. Тоговым людям мешали в развитии ____и ___ .
3. Выбери правильные ответы.
К причинам возвышения Москвы можно отнести:
__ Церковь освятила Московское княжество своим авторитетом – митрополит переехал в Москву.
__Москва находилась на перекрёстке торговых путей.
__В возвышении Москве помогли соседние княжества.
__ Княжество избежало сильного дробления.
Приложение 2.
Задание с минимальным уровнем сложности.
Дополни .
Удельное княжество – это ___________________________________
Ивана Даниловича называли КАЛИТОЙ, так как _______________
Усобица – это _____________________________________________
Задание со средним уровнем сложности.
Назовите действия Ивана Калиты способствующие возвышению Московского княжества.
1._______
2._______
3._______
Задание с высоким уровнем сложности.
Назовите и расставьте причины возвышения
Московского княжества в порядке их значимости.
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
Литература.
- А.А Данилов , Л.Г. Косулина «Уроки истории»
- А. Ишимова «История России для детей»
- И.Н. Кузнецов «Школьный справочник по истории Отечества»
- А.П. Тропцев «Рюриковичи от Ивана Калиты до Ивана Грозного»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс
Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Презентация содержит карту Московского княжества и схему Куликовской битвы; репродукции картин, посвященных данной теме, основной вывод по уроку, для закрепления - текст с ошибками. К презентации прил...
Урок истории в 6 классе "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."
Урок помогае топределить факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы...
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва 2 урок
конспект урока с применением ЭОР. тип урока - урок-проект...
Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Вашему вниманию предлагается презентация к уроку по теме: "Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва". Цель: показать преимущество Московского княжества над Тверским. Оцени...
Технологическая карта урока истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
Урок представлен в технологической форме, разработан в соотвнтствии с требованиями ФГОС....
Приложение к уроку истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
Презентация к к уроку истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»...