План-конспект урока по истории России Тема. Переход от родовой общины к общине соседской. Класс: 8
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Кузнецова Мария Александровна

План-конспект урока по истории России

Тема. Переход от родовой общины к общине соседской.

Класс: 8

   Учитель: Кузнецова Мария Александровна

   Школа: МОУ Удельнинская гимназия

   Базовый учебник: Российская история. XVI-XVIII века, 8 класс, А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение 2014.

 

Цель:1)обучающая: показать, как в результате изменений в жизни людей- появлении металлов и более усовершенствованных орудий труда - произошел переход от родовой общины к общине соседской;

определить черты сходства и различия родовой и соседкой общин.

2)коррекционно-развивающая: на основе анализа исторического материала, составления сравнительной таблицы развивать логическое мышление, умение делать обобщения и формулировать выводы;

формирование навыков самостоятельной работы;

развитие познавательного интереса.

3)воспитательная: воспитание уважения к историческому прошлому.

 

Оборудование:

 1. Карточки-задания для повторения изученной терминологии (№1).

1.  Набор карточек для составления логических цепочек (№2).

2.  Набор карточек для повторения признаков родовой общины (№3)

3.  Лист - задание для изучения нового материала (№4).

4.  Лист-задание для составления сравнительной таблицы (№5).

5.  Аппликация для работы с меловой схемой.

6.  Схематический рисунок «Начало превращения родовой общины в соседскую».

7.  . Лента времени.

 

Технические средства обучения: проектор.

 

Новые понятия: медь, плуг, век металлов, соседская община, крестьянин общинник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_8.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории России

Тема. Переход от родовой общины к общине соседской.

Класс: 8

   Учитель: Кузнецова Мария Александровна

   Школа: МОУ Удельнинская гимназия

   Базовый учебник: Российская история. XVI-XVIII века, 8 класс, А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение 2014.

Цель:1)обучающая: показать, как в результате изменений в жизни людей- появлении металлов и более усовершенствованных орудий труда - произошел переход от родовой общины к общине соседской;

определить черты сходства и различия родовой и соседкой общин.

2)коррекционно-развивающая: на основе анализа исторического материала, составления сравнительной таблицы развивать логическое мышление, умение делать обобщения и формулировать выводы;

формирование навыков самостоятельной работы;

развитие познавательного интереса.

3)воспитательная: воспитание уважения к историческому прошлому.

Оборудование:

 1. Карточки-задания для повторения изученной терминологии (№1).

  1. Набор карточек для составления логических цепочек (№2).
  2. Набор карточек для повторения признаков родовой общины (№3)
  3. Лист - задание для изучения нового материала (№4).
  4. Лист-задание для составления сравнительной таблицы (№5).
  5. Аппликация для работы с меловой схемой.
  6. Схематический рисунок «Начало превращения родовой общины в соседскую».
  7. . Лента времени.

Технические средства обучения: проектор.

Новые понятия: медь, плуг, век металлов, соседская община, крестьянин общинник.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

Задание 1. Используя карточки-задания №1, установите соответствие между термином и соответствующим ему определением.

1.Человеческое стадо.

2.Род.

3.Племя.

4.Родовая община.

5.Земледелие.

6.Скотоводство.

а) несколько родов, живших в одной местности;

б) постоянный коллектив родственников;

в) первый человеческий коллектив.

г) коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество.

д) древнейшие занятия людей.

Проверка результатов: 1в;  2б; 3а;  4г; 5 6 д.

Задание 2. Набор карточек №2. Из набора терминов составьте логические цепочки:

Собирательство, земледелие, скотоводство, оседлость ремесло.

Задание 3. Набор карточек №3. Из предложенных понятий необходимо выбрать те, которые характеризуют родовую общину.

  1. Временный коллектив.
  2. Родственники.
  3. Совместный труд.
  4. Коллектив людей, объединившихся для охоты.
  5. Общие результаты труда.
  6. Общее имущество.
  7. Неравенство.
  8. Равенство.
  9. ? Почему в родовой общине не было неравенства. (совместный труд- общее имущество- общие результаты труда- равенство.)
  1. Изучение нового материала.

План.

1. Начало обработки металлов, появление плуга.

2. Переход от родовой общины к соседской.

  1. Начало обработки металлов, появление плуга.

а) учитель: в местностях, где были богатые месторождения меди, она нередко попадала вместе с камнями в очаг.

Задание 4.

 Медь- это металл.

Медь была найдена человеком примерно 7 тысяч лет назад.

Задание 5. Отметьте на линии времени.

Задание 6. Учебник, стр. 27, п.1, абз., абз.3. Прочитайте, определите свойства меди. (чтение вслух)

Запишите в лист-задание №4.

Итак, каковы свойства меди?

 Отметьте знаком + преимущества меди перед камнем, -недостатки.

Проверка ответов с помощью проектора:

Свойства меди:

а)плавится на огне; +

б) застывая, принимает новую форму; +

в) можно изготовить предметы любой формы; +

г) можно заточить; +

д) мягкий металл; -

е) встречается редко. -

? Каким орудием: каменным или медным быстрее можно срубить дерево.

(медным, так как острее лезвие, кроме того, медь тяжелее -сильнее удар.)

Задание 7. Выпишете из учебника, какое время историки называют веком металлов.

Век металлов- время, когда люди стали использовать медь для изготовления орудий труда.

б) учитель: ?Какое орудие труда являлось основным при обработке земли.

( мотыга ).

Постепенно земледельцы увеличили размер мотыги и приделали к ней ручки.

Так появился плуг- орудие для распашки земли.

? Как вы думаете, повлияло ли появление металлических орудий труда и плуга на то, сколько человек мог произвести в определенное время. ( люди за одно и то же время производили больше, чем раньше).

Задание 8. Сформулируйте вывод.

Вывод: с обработкой металлов и появлением плуга труд людей стал более производительным, чем раньше.

  1. Переход от родовой общины к соседской.

а) учитель: улучшение орудий труда ( металл + плуг) привело к тому, что для распашки земли не требовались усилия всего рода. Общине стала распадаться на семьи.

Представим себе, что ваш ученический коллектив, который раньше был родовой общиной, разделился на семьи, каждая из которой стала вести свое самостоятельное хозяйство.

 Что вам было бы необходимо, для того, чтобы выжить? (земля, орудия труда).

? Какие орудия труда вам необходимы. (мотыга, плуг, топор. серп и т.д.)

Земля продолжала оставаться собственностью всей общины, но она делилась на наделы- участки земли, которые перешли в пользование семей.

Работа с меловой схемой и аппликацией.

б) работа со схематическим рисунком «Начало превращения родовой общины в соседскую».

Задание 9. Сравнить рисунки. В чем различие между ними? Какие выводы следуют из этих различий?

Задание 10. Заполняем таблицу.

Родовая община

Соседская община

Различия

1. Какой коллектив?

Родственники

2. Как трудились?

Сообща

3. Орудия труда?

Общие

4. Было равенство или неравенство?

Равенство

Сходство

Что оставалось в совместном пользовании?

Сохранялся ли совместный труд?

Задание 11. Сформулируйте вывод.

Вывод: в результате улучшения орудий труда родовая община постепенно превратилась в соседскую. Появилось неравенство.

  1. Закрепление.

1. Назовите известные вам человеческие коллективы.

( человеческое стадо, родовая община ,соседская община )

2.Почему стал возможен переход к соседской общине?

3.Почему это ото община?

4.Назовите черты сходства и различия.

V. Домашнее задание. Учебник, стр. 27-29; знать содержание таблицы; новые

                                       понятия.

Самоанализ открытого урока на тему:

«Переход от родовой общины к соседской».

  1. Данный урок –один из уроков раздела «Распад родовых общин».Он является логическим продолжением ранее изученного материала.
  2. Изучение данной темы урока-« Переход от родовой общины к соседской»-позволяет проследить изменения, происходившие в жизни людей в результате развития орудий труда- от человеческого стада- к родовой и соседской общинам.
  3. Выбранная структура урока- комбинированный урок-  и его содержание наиболее рациональны для изучения данной темы и реализации поставленных задач.
  4. Все приемы ,использованные на уроке, способствуют коррекции психических познавательных процессов умственно отсталых учащихся- внимания, памяти, мышления.
  5. Все этапы урока были связаны между собой и имели логическую завершенность.
  6.  С целью подготовки учащихся к восприятию нового материала в начале урока были предложены задания:
  • на повторение изученных терминов;
  • на повторение признаков родовой общины.
  1. При изучении нового материала был использован лист с заданием, который заполнялся учащимися под контролем учителя.
  2. В зависимости от возможностей учащихся задания были дифференцированы.
  3. С целью поддержания внимания и интереса задания были подобраны таким образом, чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроке.
  4. При изучении вопроса «Начало обработки металлов. Появление плуга» учащиеся выполняли самостоятельную работу с текстом учебника (задание №5).
  5. При изучении вопроса «Переход от родовой общины к соседской» объяснение

  1. материала сопровождалось работой с меловой схемой и аппликацией, был использован схематический рисунок «Начало превращения родовой общины в соседскую». Определение отличительных особенностей соседской общины велось на основе сравнения . Поиск этих особенностей осуществлялся учащимися самостоятельно (задание №7). Данный вид работы направлен на коррекцию внимания и формирование логического мышления.
  2. Отличительные особенности и черты сходства родовой и соседской общины были занесены в сравнительную таблицу (лист с заданием №5)
  3. После изучения каждого вопроса, анализа исторического материала учащиеся с помощью учителя делали обобщения и формулировали выводы.
  4. При проверке заданий, которые учащиеся выполняли в ходе урока, был применен проектор.
  5. Все поставленные цели были реализованы на уроке.
  6. Комфортный микроклимат, высокая работоспособность и активность школьников обеспечивались за счет того, что учитывались психофизические особенности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...