«КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ в.»
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Цель урока: познакомить учащихся с основными достижениями русской
культуры первой половины Х1Х века, воспитать у учащихся
чувство гордости за отечественную культуру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «КУЛЬТУРА РОССИИ
ВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х в.»
(урок - воображаемая экскурсия, с элементами игры)
Цель урока: познакомить учащихся с основными достижениями русской
культуры первой половины Х1Х века, воспитать у учащихся
чувство гордости за отечественную культуру
Опережающее задание: прочитать материалы учебника и дополни-
тельную литературу, подготовить сообщения о каком-либо
произведении культуры первой половины Х1Х века
ПЛАН:
- Подготовительный этап экскурсии.
- Ход экскурсии.
- Подведение итогов экскурсии.
1.Подготовительный этап экскурсии.
Класс заранее разбивается на группы, каждая из которых готовит «экскурсию» по определенной тематике:
- великие художники;
- архитектура России первой половины Х1Х века;
- выдающиеся скульпторы России;
Один человек от группы проводит экскурсию о деятелях культуры, избирается экскурсовод, который и связывает воедино выступления участников.
2. Ход занятия.
Перед классом выходит экскурсовод:
«Уважаемые господа! Мы приглашаем Вас на экскурсию по картинной галерее. Здесь вы познакомитесь с лучшими образцами изобразительного искусства первой половины Х1Х в., узнаете о жизни выдающихся художников этого периода, проходим в первый зал. (далее учащиеся по очереди рассказывают о своих произведениях, на доске демонстрируется наглядный материал). Одно из выступлений Клименко Виктории, ученицы 10 «Б» класса. Демонстрируется репродукция картины Тропинина «Кружевница».
Выступление Клименко Виктории: «Нам представлена репродукция Тропинина «Кружевница». Художник Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родился в семье крепостных графа И.И.Моркова. Хозяин позволил Тропинину посещать классы Академии художеств в Петербурге. Первые известные работы Тропинин написал на Украине, в имении Моркова. В это время он был уже зрелым мастером, написавшым работы «Старик нищий» и «Кружевница». В 20-40 годы он пишет множество портретов, в том числе портрет Пушкина А.С. Всего художник создал более семисот работ»
Экскурсовод представляет выступление Горбуной Екатерины, с демонстрацией картины К.П.Брюллова «Последний день Помпеи».
Выступление Горбуновой Екатерины: «Нам представлена картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Он написал ее в 1830-1833 гг., после того как посетил раскопки римского города Помпеи, погребенного под лавой и пеплом вулкана Везувия в 79 г. нашей эры. В картине нет главного героя, но в каждой из фигур – волнение и ужас. Себя Брюллов изобразил в виде художника, несущего ящик с красками.
Карл Павлович Брюллов (1799-1852гг.) был потомственным художником. В 1809-1821 гг. он учился в Петербургской академии художеств. В 1822 г. общество поощрения художников направило Брюллова за границу. В Италии он написал множество картин, таких , как «Итальянский полдень», «Всадница», «Последний день Помпеи». Известной картиной является его автопортрет.»
Экскурсовод представляет выступление Чеботаревой Маргариты с демонстрацией картины «Явление Христа народу» А.А.Иванова.
Выступление Чиботаревой Маргариты: «Картина называется «Явление Христа народу». Ее написал художник Александр Андреевич Иванов. Он родился в 1806 году в семье профессора Академии художеств. Уже первые работы привлекли внимание Общества поощрения художников, которое направляет его за границу. В 30-е годы Х1Х века художник обращается к библейской теме. За картину «Явление Христа Марии Магдалине», написанную в 1834-1836 гг., Иванов получает звание академика. Над картиной «Явление Христа нороду» Иванов работал 20 лет, с 1837 по 1857 гг. Он создал множество набросков и этюдов, в деталях выписывая каждый образ. Размер картины -5,5 на 7,5 метра. Особенностью композиции является то, что Христа – смысловой центр картины, он расположил в отдалении. В 1858 году Иванов привез свою картину в Петербург. В этом же году художник скончался»
Экскурсовод представляет выступление Чернецовой Виктории с демонстрацией картины «Сватовство майора».
Выступление Чернецовой Виктории: «Представленная картина называется «Сватовство майора». Ее написал художник Павел Андреевич Федотов. На картине изображена сцена появления жениха-офицера в купеческом доме. Купец, видимо, рад породниться с дворянством, смущенная же невеста пытается убежать. Майор находится в соседней комнате и виден только зрителям. Он стоит в бравой позе, подкручивая усы. Можно предположить, что женитьбой на дочери богатого купца майор хочет поправить пошатнувшееся из-за карточных проигрышей материальное положение.
Павел Андреевич Федотов родился в семье отставного офицера в 1815 году. Окончил кадетский корпус. Во время учебы посещал рисовальные классы Академии художеств. Рисовал портреты однополчан и сцены из армейской жизни. В 1844 году Федотов выходит в отставку и полностью отдается рисованию. Он стал основоположником нового жанра – бытовой сатирической картины. Из-под его пера вышли картины «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», Анкор, еще анкор!», «Игроки». Последняя картина была написана художником незадолго до смерти в 1952г»
Далее экскурсовод приглашает Кочурова Илью с демонстрацией фотографии здания Адмиралтейства в Петербурге.
Выступление Кочурова Ильи: « На фотографии изображено здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В 1806-1823 гг. здание Адмиралтейства было перестроено по проекту Аверьяна Захарова (1761-1811гг.). Захаров родился в семье мелкого чиновника. В 1782 году закончил Академию художеств с большой золотой медалью. Затем стал преподавать архитектуру в Академии художеств, а в 1794 году получил звание академика. Построенное по его проекту здание Адмиралтейства состоит из двух корпусов, разделенных водным каналом, по которому в верфь заходили корабли. Главный фасад Адмиралтейства имеет протяженность более четырехсот метров. В центре здания находится башня, над которой возвышается купол и золотая «адмиралтейская игла». Здание украшено скульптурами и рельефами».
Экскурсовод приглашает Олейникову Татьяну с демонстрацией фотографии Казанского собора.
Выступление Олейниковой Татьяны: «На фотографии изображен Казанский собор. В 1799г., по указу Павла 1, был проведен конкурс на проект храма на Невском проспекте. Конкурс выиграл Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814 гг.). Воронихин был крепостным графа А.С.Строганова – президента Академии художеств. Он рано проявил художественные способности, и его отправили в Москву, а затем в Петербург. Воронихин получил типичное для дворянских детей образование. В 1786 году ему дали вольную. Во время путешествия по Европе Воронихин изучал архитектуру. Строительство Казанского собора началось в 1801 году. Собор вытянут вдоль Невского проспекта, но удален от него. Площадь перед собором окружена колоннами. Вход в собор выполнен в виде шестиколонного портика с треугольным фронтоном. Над портиком возвышается купол, в перекрытии которого Воронихин впервые в России использовал чугун и железо. Собор был закончен и освящен в 1811 году. Позже в композицию площади были включены памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли работы скульптора Б.И.Орловского»
Экскурсовод приглашает Коржанову Татьяну с изображением Большого театра.
Выступление Коржановой Татьяны: «На фотографии изображен Большой театр. Он был построен в 1821-1824 гг. архитектором Осипом Бове. (1734-1884 гг). Он спроектировал прямоугольную площадь, вглубь которой поставил театр. Здание выполнено в стиле ампир. Фасад с колоннадой портика обращен к площади. Над треугольным фронтоном установлена квадрига Аполлона. Изветными творениями Бове являются Александровский сад и триумфальные ворота в Москве в честь победы над Наполеоном».
Экскурсовод приглашает Жигунову Татьяну с фотографией храма Христа Спасителя.
Выступление Жигуновой Татьяны: «На фотографии изображен храм Христа Спасителя. Храм был построен в 1837-1889 гг. архитектором Константином Тоном в честь победы над Наполеоном. Тон использовал мотивы русского средневекового зодчества. Архитектор выбрал эффектное место – излучину Москвы-реки недалеко от кремлевского ансамбля. Огромный храм с пятью главами, аркатурно-колончатым поясом дополняет собой исторический центр города. Храм был взорван большевиками в начале ХХ века, и восстановлен на народные средства в конце ХХ века».
Экскурсовод приглашает Морозова Игоря с фотографией памятника Минину и Пожарскому.
Выступление Морозова Игоря: «На фотографии изображен памятник Минину и Пожарскому. Памятник выполнен скульптором Иваном Мартосом (1754-1835гг.) в 1804-1818гг. Он изначально стоял напротив Кремля. Минин стоит, указывая Пожарскому на Кремль и вручая ему меч. Постамент памятника украшен рельефами, один из которых изображает сбор пожертвований по призыву Минина, а другой – победоносное сражение ополчения под предводительством Пожарского. В конце Х1Х века памятник был перенесен к Покровскому собору, где и стоит по сей день».
3.Подведение итогов.
В конце урока учитель оценивает выступления каждого докладчика, целесообразно поставить положительные оценки («хорошо», «отлично»).
Затем учитель, подводя итоги, предлагает сыграть в игру по культуре первой половины Х1Х века , каждый правильный ответ оценивается в 3 балла, набравшие более 10 баллов также получают положительные оценки.
- Кто был автором «Философских писем»:а) П.Я.Чаадаев; б)В.Г.Белинский; в)Н.Г.Чернышевский; г) А.С.Грибоедов.
- Высший церковный сан в православии: а) патриарх; б)митрополит; в)архимандрит; г) инок.
- Кого готовили в лицеях: а) штабных офицеров; б) придворных; в) высших государственных чиновников; г)разведчиков.
- Кто является архитектором Казанского собора в Петербурге: а)А.Н.Воронихин; б) О.Монферран; в) Дж.Кваренги; г)К.И.Росси.
- Крупнейший русский математик первой половины Х1Х века: а)П.Л.Чебышев; б) Н.И.Лобачевский; в) Ф.К.Магницкий; г) В.С.Якоби.
- Кто из этих путешественников участвовал в первом в истории России кругосветном путешествии: а) Ф.Ф.Беллинсгаузен; б)М.П.Лазарев; в) В.М.Головнин; г)Ю.Ф.Лисянский.
- Кто из известных русских литераторов одновременно был выдающимся дипломатом и талантливым композитором: а) А.И.Герцен; б) М.Ю.Лермонтов; в) А.С.Грибоедов; г)А.С.Пушкин.
- Где был открыт в России первый ботанический сад: а) в Москве; б) в Крыму; в) в Одессе; г) в Петербурге.
- Кто был крупнейшим в России историком и еще был писателем: а) В.Н.Татищев; б) М.М.Щербатов; в) Н.М.Карамзин; г) Т.Н.Грановский.
- Русский художник, автор картины «Явление Христа народу»: а) А.А.Иванов; б) О.А.Кипренский; в) К.П.Брюллов; г)П.А.Федотов.
Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Мое любимое произведение русской культуры первой половины Х1Х века».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура России в первой половине XIX века
Данный урок проведён в форме игры-викторины, как вариант - можно разделить класс на мини-группы или провести игру между классами одной параллели....
Тесты по теме "Культура России в первой половине XIX века"
Тесты позволят быстро и эффективно проверить и закрепить знания по данной теме. Вопросы составлены с учетом требований подготовки к ГИА....
Культура России в первой половине XIX века
Культура России в первой половине XIX века...
Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»
Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....
Презентация к уроку истории в 9 классе по теме "Российская культура России в первой половине XIX в. Русский ампир"
Данная презентация рекомендуется к использованию на уроках истории в 9 классе при изучении темы "Российская культура России в первой половине XIX в",по учебнику "История России. 9...
Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века"
Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века". Тип урока - изучение нового материала...
Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс
Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...