рабочая программа по истории , 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Данная программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_7_klass.docx | 99.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Преподавание предмета «Истории» в 2016-2017 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по истории, утвержденной приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года, №1089.
3. Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 N 68-ЗРТ (ред. от 23.07.2014) "Об образовании" (принят ГС РТ 28.06.2013)
4. Учебный план МБОУ «Верхнесуньская ООШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2017 учебный год
5. Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения Верхнесуньская ООШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан(введена в действие приказом № 46 от 26.08.2016года)
6. Примерная программа основного общего образования по истории «Примерные программы по истории». Составители: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, М: ООО «Дрофа», 2007 г
7. Программа курса и тематическое планирование «Всеобщая история. История нового времени» для 7 класса. .Агафонов,О.В.Дмитриева
М., «Русское слово»,2007 ,программа курсов “История России с древнейших времен до конца XVIII века”для 6-7 классов основной
школы ,М.»Русское слово»,2006
8 Инструктивно – методических рекомендаций МО и Н РТ «Особенности преподавания учебного предмета «История» в 2014/2015 учебном году» /сост.И.М.Фокеева.-Казань:ИРО РТ, 2014
9..Положение о рабочей программе учебного предмета ,курса дисциплина в образовательной организации общего образования МБОУ «Верхнесуньская ООШ»
Цели и задачи учебного курса
Рабочая программ имеет направление на достижение следующих целей при обучении семиклассников:
Цели курса:
- Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
- Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Задачи курса:
-Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
-Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
-Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
-Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
-В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
-формирование правовой культуры школьников;
-формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
-развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
-формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения истории учащийся должны:
знать/понимать:
-даты основных событий
-термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников,
-результаты и итоги событий с древнейших времен до XVIв;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVI в.;
-изученные виды исторических источников(хроники, летописи)
уметь:
-сравнивать исторические явления и события
-объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий
-уметь дискутировать, анализировать исторический источник;
-самостоятельно давать оценку историческим явлениям,
-высказывать собственное суждение
-читать историческую карту
-группировать ( исторические события и явления по указанному признаку.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи:
-высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России,
Использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- высказывать собственных суждений об историческом наследии народов России;
- использовать знаний об историческом пути и традициях народов России в
общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира.
Общая характеристика учебного предмета
Курс 7 класса является продолжением курса «История», который учащиеся изучали в 6 классе. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 6 классе.. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, имеющихся в учебниках по предмету «история»; характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся
В результате обучения учащиеся должны владеть следующими умениями и навыками:
—воспроизводить знания, т. е. называть исторические термины и понятия, знать важнейшие даты исторических событий.
—различать и сравнивать социально экономическую и культурную характеристику средневекового мира и истории России и Татарстана в средние века
—приводить примеры исторических и культурных памятников , достопримечательностей, произведений литературы и живописи.;
—решать учебные и практические задачи, т. е. определять последовательность исторических событий (раньше — позже); соотносить год с веком;
— находить на исторической и современной картах России территорию изученных стран, крупные города, места исторических событий; рассказывать стране, личностях.
Места предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования.в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерное распределение часов: «Всеобщая история» - 24 часа, «История России»-36 часов, «история Татарстана»- 10 часов
Содержание учебного предмета (курса, модуля).
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
по прмерной программе | по рабочей программе | корректировка на укрупнение дидактических единиц (или) дополнительные часы | ||
1 | История нового времени | не менее 24 | 24 | |
2 | История России ( 16-начало 20в.) | не менее 30 | 38 | 2 часа из истории родного края |
3 | История родного края | 10 | 8 |
Содержание образование
Великие географические открытия и их последствия
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Колониальные захваты..Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Эпоха Возрождения.
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в XVI–XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Начало процесса модернизации в европе XVI - XVII ВВ Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. Утверждение абсолютизма .Реформация и Контрреформация.. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.Европейские государства в XVI–XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.Тридцатилетняя война и Вестфальская система. Первые буржуазные революцииНидерланды под властью Испании. Нидерландская и английская буржуазные революции Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения
Эпоха Просвещения Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия.. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк. Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.-Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII–XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.-П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
II. История России (46 часов), включая историю Татарстана и татарского народа (10 часов)
Иван Грозный — первый русский царь
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Венчание Ивана Грозного на царство. Начало русского самодержавия.
Личность Ивана Грозного, её противоречивость. Реформы «Избранной рады». Государственное управление:
земские соборы, Боярская дума, приказы. «Судебник» 1550 года.
Внешняя политика России при Иване Грозном
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество..
Традиционный характер экономики Основные задачи внешней политики того времени. Борьба с татарскими ханствами. Взятие Казани. Ликвидация Астраханского ханства. Ливонская война Ливонская война: её причины, ход и итоги. Начало освоения Сибири. Поход Ермака.
Опричное лихолетье
Опричнина Крах «Избранной рады». Введение опричнины. Опричный
террор. Разорение Новгорода.
Отмена опричнины, её результаты для русской истории. Внутренняя политика последних лет правления Ивана Грозного. Семейная жизнь царя. Правление Федора Иоанновича.
Русская православная церковь в XVI веке
Нестяжатели и иосифляне. Отношение церкви и государства. Ереси.
Стоглавый собор 1551 года. Митрополит Макарий. Митрополит Филипп, противодействие политике опричнины. Учреждение патриаршества.
История России. XVII-XVIII века Структурно курс разделён на пять разделов:
I. Смутное время.
II. Россия при первых Романовых.
III. Эпоха реформ Петра 1.
IV. Россия после Петра Великого.
V. «Золотой век» Екатерины Великой.
Они, в свою очередь, подразделяются на параграфы, соответствующие школьным урокам. Отдельный урок отводится на введение, и по одному уроку — на повторение четырёх частей курса истории в VII классе. .
Введение СМУТНОЕ ВРЕМЯ
Раздел посвящен периоду между пресечением московской династии Рюриковичей и восшествием на престол первого царя из династии Романовых. Эту эпоху традиционно называют в историографии Смутным временем. Материал раздела даёт представление о причинах и предпосылках Смуты, об основных событиях Смутного времени — переворотах и войнах, народных движениях, иноземных вторжениях. Большое внимание уделено личностям наиболее ярких деятелей Смуты. Учащиеся узнают о путях выхода страны из кризиса, о восстановлении государства и последствиях «великого разорения».
История Смутного времени позволяет понять, что даже в самые сложные и тяжёлые годы, когда перед страной стояла угроза потери независимости, представители разных сословий народа смогли объединиться для возрождения государственности.
Основные понятия и термины: Смутное время, самозванство, междуцарствие. Семибоярщина, ополчение, «прелестные письма». Земский собор.
Персоналии: Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Марина Мнишек, Василий Шуйский, патриарх Гермоген, Иван Болотников, Лжедмитрий II, Филарет Романов, Прокопий Ляпунов, Иван Заруцкий, князь Дмитрий Трубецкой, Козьма Минин, князь Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин, Михаил Романов.
В преддверии Смуты
Смутное время. Установление крепостного права. Царь Федор Иванович. Прекращение династии Рюриковичей. Династические, социальные и международные причины Смуты.
Экономические и политические причины Смуты. Кризис власти. Нарастание противоречий в обществе.
Проблема престолонаследия. Гибель царевича Дмитрия. Пресечение московской династии Рюриковичей.
Избрание Бориса Годунова на царство. Его политика. Опала Романовых. Великий голод. Причины самозванства.
Россия на рубеже XVI–XVII вв.
Лжедмитрий 1 Самозванцы.
Легенда о спасшемся царевиче Дмитрии. Личность первого самозванца. Отрепьев в Речи Посполитой.
Начало похода Лжедмитрия 1. Неудачи и успехи. Смерть Бориса Годунова. Царь Федор Борисович. Гибель династии Годуновых. Лжедмитрий 1 — московский царь.
Политика Лжедмитрия 1, её противоречивый характер. Причины недовольства новым царём. Заговор Василия Шуйского. Гибель Лжедмитрия 1.Царь Василий ШуйскийВ. Шуйский. Избрание Василия Шуйского царём. «Крестоцеловальная запись». Личность царя Василия. Его политика. Восстание И. БолотниковаБолотников. Причины его движения. Основные цели и задачи болотниковцев. Участники движения и его характер. Ход войны Болотникова с царём Василием Шуйским. Лжепётр. Причины поражения Болотникова. Разгром движения.. ЛжедмитрийIIПоявление Лжедмитрия II, происхождение и личность самозванца. Его поддержка поляками. Состав участников его движения. Тушинский лагерь.Вера народа в «доброго» и «справедливого» царя. Появление новых самозванцев.
Договор России со Швецией. Начало открытого вторжения войск Речи Посполитой на территорию России. Осада Смоленска. Князь М.В.Скопин-Шуйский. Поражение царских войск у Клушино.
Междуцарствие
Агрессия Речи Посполитой и Швеции. СемибоярщинаСвержение царя Василия Шуйского. Семибоярщина. Договор о призвании на русский трон польского принца Владислава. Гибель Лжедмитрия II. «Ворёнок». Развал Семибоярщины.
Роль Русской православной церкви в отпоре врагам. Деятельность патриарха Гермогена. Формирование Первого ополчения. Деятельность «Совета всей земли». Начало освобождения Москвы. Развал Первого ополчения. Результаты его деятельности.
Авантюра Лжедмитрия III. Присяга «Совета всей земли» новому «царю».
Второе ополчение и освобождение Москвы. Борьба против внешней экспансии. К. Минин, Д. Пожарский. Положение России. Захват шведами Новгорода. Угроза потери независимости. Возникновение Второго ополчения. Личности князя Пожарского и Кузьмы Минина. Освобождение Москвы Земский собор для выборов царя. Основные кандидаты и группировки. Избрание Михаила Романова на царство.Судьба Михаила Романова во время Смуты. Подвиг Ивана Сусанина. Приезд Михаила в Москву и его венчание на царство. Начало династии Романовых.
РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ
В разделе рассматривается история России при первых царях династии Романовых- Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Учащиеся приобретают знания по следующим проблемам: а) пути преодоления Смуты и возрождения российского государства; б) основные направления и задачи внешней политики России и пути их реализации; в) внутриполитическая ситуация, законодательство, народные движения; г) экономическое развитие; д) раскол в Русской православной церкви; е) развитие русской культуры, новые тенденции в ней.
Основные понятия и термины:Земский собор, Боярская дума, приказы, дьяки, подьячие, воеводы, стрельцы, раскол, старообрядцы, мануфактура, приписные крестьяне, всероссийский рынок, казаки, землепроходцы, ясак.
Персоналии:Михаил Федорович, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум, Богдан Хмельницкий, Степан Разин, Семен Дежнев, Иван Москвитин, Ерофей Хабаров, Симон Ушаков.
Правление Михаила Федоровича Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г. Россия при первых Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Пути выхода страны из кризиса. Объединение государства. Территориальные потери.Экономическое положение. Развитие торговли. Земские соборы. Деятельность патриарха Филарета. Личность Михаила Федоровича.Смоленская война. Азовское взятие. Основные результаты внешней политики при Михаиле Федоровиче. Царь Алексей МихайловичЛичностьцаря.Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. ПриказнаясистемаОкончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам..Причины Соляного бунта, состав участников. Последствия бунта — начало работы над новым Уложением.Разработка и принятие Соборного Уложения 1649 года. Его основные положения. Значение царской власти. Окончательное оформление крепостного права. Положение посадских. Соборное Уложение — свод законов нового Московского царства.
. Россия в XVII веке
Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.Территория страны. Население. Города. Административно-территориальное деление.Государственное управление. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Приказы. Местное управление. Армия. Стрелецкое войко. «Полки нового строя».Положение сельского хозяйства. Ремесленное производство. Складывание всероссийского рынка. Торговля. Развитие промышленности. Мануфактуры. Приписные крестьяне.
Присоединение Украины к России Внешняя политика России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии..Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в.
Положение украинцев в Речи Посполитой. Национальные и религиозные отношения. Казачество. Запорожская Сечь, её самоуправление. Гетман Богдан Хмельницкий. Причины его выступления. Борьба Хмельницкого с Речью Посполитой.
Обращение к России. Переяславская Рада. Присоединение Украины к России и его условия.
Война с Речью Посполитой. Война со Швецией. Политика украинских гетманов. Результаты войны с Речью Посполитой. Значение вхождения Украины в состав Московского царства.
Раскол в Русской православной церкви
Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Причины церковных реформ. Никон, его личность. Сущность и ход проводимых им реформ.
Возникновение старообрядчества. Личность протопопа Аввакума.
Деятельность старообрядцев. Соловецкое восстание. Дальнейшая судьба старообрядчества.. Народные волнения в 1660-1670-е годы
Медный бунт. Его причины, характер, участники. Донское каза
Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С. Разиначество. Его жизнь, занятия и порядки.Степан Разин, его личность.
Начало движения Разина. Его ход, характер, движущие силы. Цели восставших. Разинское движение в Поволжье. Подавление восстания. Его место в истории России.
. Сибирь в XVII веке Завершение присоединения Сибири.
Территория и климатические условия. Народы Сибири, их занятия и быт.
Начало колонизации Сибири. Её причины, участники этого процесса. Формы зависимости народов Сибири от России. Ясак. Система управления Сибирью. Значение освоения Сибири для России и для сибирских народов.
Иван Москвитин и открытие русскими Тихого океана. Экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова. Исследования Камчатки В.В. Атласовым. Освоение Приамурья и Приморья В.Д. Поярковым и Е.П. Хабаровым. Значение открытий русских землепроходцев.
Просвещение и литература в XVII веке
Распространение грамотности среди различных слоев населения. Значение книгопечатания. Рукописная книга. Столбцовое делопроизводство в приказах. Система образования. Буквари, грамматики. Училища. Славяно-греко-латинская академия.
Традиционные и новые жанры литературы. Хронографы и летописи. Исторические сказания и повести. Народно-бытовые повести. Поэзия. СимеонПолоцкий. Первая газета «Куранты». Зарождение русского театра при Алексее Михайловиче.
Культура и быт в XVII веке Русская культура XVII в.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Основные черты русской архитектуры XVII века. Деревянное зодчество. Дворец в Коломенском. Каменное строительство. Теремной и Потешный дворцы. «Московское барокко».
Появление реалистических черт в иконописи. Новые направления изобразительного искусства. Деятельность Симона Ушакова. Парсуны.
Повседневная жизнь различных слоев общества. Одежда. Пища. Дома. Семья. Труд и отдых.
Повторение и проверка знаний
ЭПОХА РЕФОРМ ПЕТРА 1
Материалы данного раздела рассматривают сложный и переломный исторический период, Россия в XVIII - середине XIX вв.
Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. ЗАВОДСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. Создание регулярной армии и флотакогда преобразования, начатые Петром 1, затронули практически все сферы жизни тогдашнего общества. В темах раздела охарактеризованы реформы в области экономики и государственного управления, военного дела и культуры, быта. Показано сопротивление проходившим изменениям, представлена сложность и неоднозначность реформационного процесса. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К. Булавина. Образование России империей. Абсолютизм. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.Светский, рациональный характер культуры: наука и образование, литература и искусство. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.Внимание учащихся обращено на следующие вопросы: а) причины и предпосылки петровских преобразований; б) пути и методы проведения реформ; в) значение реформ Петра 1 в истории России.
Основные понятия и термины: местничество, стрелецкие бунты, реформы, абсолютизм, флот, гвардия, рекруты, подушная подать, ревизия, губернии, коллегии, Сенат, Синод, Табель о рангах, ассамблея.
Персоналии: Федор Алексеевич, царевна Софья, Петр 1, царевич Алексей Петрович, Екатерина 1, Ф.Я.Лефорт,Ф.Ю.Ро-модановский,А.Д.Меншиков,Б.П. Шереметев, Карл XII, П.А. Толстой, Демидовы, К.А.Булавин.
Тема 16. Наследники Алексея Михайловича Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Юридическое оформление крепостного права. Развитие торговых связей. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи
Семья Алексея Михайловича. Правление Федора Алексеевича. Внешняя и внутренняя политика. Уничтожение местничества. Династический кризис. Стрелецкие бунты. Правление царевны Софьи. «Вечный мир» с Речью Посполи-
той. Крымские походы.
. Начало правления Петра 1 Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.)
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии ВеликоепосольствоЖизнь Петра в Преображенском. Формирование его личности. Военные забавы. Немецкая слобода. Влияние европейцев. Переворот 1689 года.
Сподвижники Петра. Азовские походы и строительство флота в Воронеже.
«Великое посольство». Петр в Голландии и Англии. Стрелецкий бунт 1698 года. Расправа со стрельцами.
Начало Северной войны Северная война. Основание Петербурга
Складывание антишведской коалиции. Начало Северной войны. Личность Карла XII. Поражение под Нарвой.
Преобразование армии. Рекрутская система. Создание регулярных частей. Первые победы.
Основание Петербурга.
Перелом в войне
Разгром Карлом XII армии Августа II. Карл поворачивает на Украину. Измена гетмана И.С. Мазепы. Битва при Лесной.
Полтавское сражение. Военное искусство Петра 1. Разгром армии Карла XII. Значение Полтавской победы. Захват Прибалтики. Прутский поход Петра.
Конец Северной войны
Вторжение в Финляндию. Морские победы России. Ништадтский мир. Его значение. Превращение России в империю. Принятие Петром императорского титула. Каспийский поход и его результаты.
Тема 21. Государственные преобразования Петра 1 Преобразования первой четверти XVIII в.Петр I Предпосылки реформ первой четверти XVIII вМануфактуры. ПРИКАЗНАЯ СИСТЕМА. ОТМЕНА МЕСТНИЧЕСТВА.
Причины петровских реформ. Их ход, методы проведения. Учреждение Сената. Образование коллегий. Упразднение патриаршества и учреждение Синода. «Генеральный регламент». Формирование системы абсолютизма. Образование губерний. Местные органы власти. Введение подушной подати. Ревизии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Система российских сословий.
Тема 22. Экономика при Петре 1 Строительство мануфактур и заводов..
Экономический подъём и его причины. Рост мануфактурного производства. «Берг-привилегия». Работные люди. Приписные и посессионные крестьяне. Характер труда на промышленных предприятиях.
Новые порты и торговые пути. Рост внутренней и внешней торговли. Таможенный тариф. Политика протекционизма.
Тема 23. Народные движения при Петре 1
Причины народного недовольства в разных слоях общества. Восстание в Астрахани.
Положение казачества при Петре 1. Причины движения Булавина. Ход восстания, его разгром и последствия.
Тема 24. Преобразования в области культуры
Развитие системы образования. Начальное обучение. Подготовка специалистов. Введение гражданского шрифта, современных цифр, реформа летосчисления. Новые учебные пособия. Газета «Ведомости». Первая публичная библиотека. Кунсткамера. Указ о создании Академии наук.
Новые веяния в живописи, скульптуре, архитектуре. Появление светской живописи. Творчество Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Бартоломео Карло Растрелли. ДоменикоТрезини. Архитектура петровского времени.
Изменения в быту. Новые обычаи. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Быт дворянства и быт других сословий.
Тема 25. Династия Романовых в первой четверти XVIII века
Семья Петра 1.
Личность царевича Алексея. Причины разлада с отцом. Сыск по делу об измене царевича. Его гибель.
Причины принятия «Устава о наследии престола», его сущность, последствия. Новый порядок престолонаследия — один из факторов политической жизни последующей эпохи.
Повторение и проверка знаний (1 час)
РАЗДЕЛ IV
РОССИЯ ПОСЛЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
В данном разделе рассматривается период, условно именуемый в историографии эпохой дворцовых переворотов. Трудности изучения этого периода обусловлены частой сменой лиц, стоявших во главе государства, и сложностью династической ситуации в то время. Учащиеся ориентируются на освоение следующих проблем: а) причины и сущность государственных переворотов; б) внутренняя и внешняя политика в тот период; в) развитие культуры и науки в середине XVIII века, достижения в этой области. Дворцовые перевороты. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земельОсобо выделяется значение петровских реформ как залог поступательного развития государства — изменения в этом развитии или, наоборот, возвращение к петровскому наследию.
Основные понятия и термины: междуцарствие, временщик, фаворит, гвардейский переворот. Верховный тайный совет, кондиции, заговоры, кабинет министров, регентство, Академия наук, Академия художеств.
Персоналии: Екатерина 1, А.Д.Меншиков, Петр II, Долгорукие, Анна Иоанновна,Э.И.Бирон,АннаЛеопольдовна, Иоанн Антонович, Елизавета Петровна, И.И. Шувалов, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский,А.П. Сумароков, Ф.Г. Волков, Ж. Делиль,Л.Эйлер, В. Беринг, В.В. Растрелли.
Наследники Петра 1
Правление Екатерины 1. Положение Меншикова. Верховный тайный совет.
Правление Петра II. Падение Меншикова. Долгорукие. Смерть Петра II и пресечение рода Романовых.
Приглашение на престол Анны Иоанновны. Кондиции. Попытка ограничения самодержавия.
Правление императрицы Анны Иоанновны
Ликвидация кондиций и упразднение Верховного тайного совета. Восстановление самодержавия.
Окружение императрицы. Внутренняя политика. Кабинет министров. Заговор Волынского.
Внешняя политика. Вмешательство в войну за «польское наследство». Война с Турцией, возвращение Азова. Результаты внешней политики.
Брауншвейгекое семейство
Завещание Анны Иоанновны.Брауншвейгекое семейство. Иоанн Антонович. Регентство Бирона. Регентство Анны Леопольдовны.
Елизавета Петровна. Переворот 25 ноября 1741 года. Судьба Брауншвейгского семейства. Заточение и гибель Иоанна Антоновича.
Тема 29. Императрица Елизавета Петровна
Личность императрицы. Её влияние на политику страны. Внутренняя политика. Возвращение к «петровским традициям». Деятельность Шуваловых и Разумовских.
Внешняя политика. Участие России в Семилетней войне. Победы русского оружия. Выход России из войны, её результаты.
Русская культура в середине XVIII века
Наука и просвещение. Петербургская Академия наук. Деятельность Ж. Делиля,Л.Эйлера и других учёных. «История» В.Н. Татищева. Основание Московского университета. Географические открытия. Экспедиция Беринга и Чирикова. Великая Северная экспедиция.
Русская литература. Поэзия. А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаков-ский,А.П. Сумароков. Ф.Г. Волков и основанный им театр. Творчество В.В. Растрелли. Основание Академии художеств.
Жизнь и труды М.В. Ломоносова. Многогранность его личности. Значение всего, им сделанного для российской и мировой науки и культуры.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
Раздел посвящен эпохе правления Екатерины II. Существенное внимание в материалах раздела сосредоточено на основных направлениях внешней и внутренней политики её царствования, отведено место и личности самой императрицы, её влиянию на политический, экономический и культурный курс. •Важное значение имеют и темы, рассматривающие науку и культуру того времени, обогатившиеся многими выдающимися открытиями и творениями. Учащиеся получают представление: а) о реформах в области внутренней жизни; б) о достижениях внешней политики; в) о развитии науки и культуры. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения . Е.И. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А. Радищев.Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине. Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Присоединение новых территории.Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Раздел заканчивается главой о правлении Павла 1, где основное внимание уделено, с одной стороны, непоследовательности его политики, а с другой — военным подвигам А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова.
Основные понятия и термины: просветители, Уложенная комиссия, Жалованные грамоты, ассигнации, народное восстание, народные училища, барокко, классицизм.
Персоналии:Петр III, Екатерина II, Павел 1, А.В. Суворов, братья Орловы, Г.А. Потемкин, Ф.Ф. Ушаков, П.А. Румянцев, Е.И. Пугачев, А.Н. Радищев, И.И. Ползунов, И.П.Кулибин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, Д.С.Бортнянский,Ф.И. Шубин, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.П. Лосенко,Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л.Боровиковский.
Происхождение и личность Петра III. Его женитьба на Екатерине.
Правление Петра III: Манифесте вольности дворянства, выход России из Семилетней войны, попытка секуляризации. Причины недовольства Петром III и его политикой.
Происхождение Екатерины II. Её жизнь в России. Переворот 1762 года. Свержение Петра III и его гибель.
. Екатерина II — личность и эпоха
Личность императрицы. Влияние идей французских просветителей.
Первые годы правления. Уложенная комиссия и её работа. «Наказ» Екатерины. Роспуск Уложенной комиссии, её значение. Сподвижники Екатерины. Принципы общения Екатерины с людьми, «работа с кадрами». Личность и дела Г.А. Потемкина.. Внешняя политика при Екатерине II
Задачи внешней политики. Война с Турцией 1768—1774 годов. Кючук-Кайнарджийский мир. Присоединение Крыма. Путешествие Екатерины в Новороссию. Выход России к Чёрному морю.
Русско-турецкая война 1787—1791 годов. Взятие Измаила. Ясский договор и его условия.
Внутренний строй Речи Посполитой. Причины разделов Речи Посполитой. Первые два раздела. Война с Т. Костюшко. Взятие Варшавы. Третий раздел Речи Посполитой. Земли, присоединённые к России.
Причины восстания. Фактор самозванства. Начало движения. Осада Оренбурга. Состав участников восстания. Внутреннее управление повстанцев. Их цели, призывы, идеология. Отход на Урал. Новое наступление.
Взятие поволжских городов. Крестьянская война. Манифест Пугачева об отмене крепостного права. Причины поражения восстания. Арест Пугачева, расправа над ним и его сторонниками. Значение Пугачевского движения.
Внутренняя политика Екатерины II
Причины реформ. Губернская реформа. Рост числа городов. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам.
Сельское хозяйство. Помещичье землевладение. Положение крестьян. Развитие промышленности. Торговая политика. Выпуск ассигнаций.
Влияние французской революции на события в России. Изменение политического курса. Последние годы правления Екатерины II.
Правление Павла 1
Личность императора. Противоречивость его характера. Новый закон о престолонаследии. Указ о трёхдневной барщине. Активность законотворчества. Регламентация и усиление дисциплины. Положение в армии. Непредсказуемость действий Павла 1. Рост дворянского недовольства. Переворот 1801 года.
Борьба с влиянием идей Французской революции. Вступление России в антифранцузскую коалицию. Военные победы Ушакова. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Значение их побед. Полководческое искусство Суворова и Ушакова — вершина военного искусства России.
Просвещение и наука во второй половине XVIII века Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М. В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.Политика государства в области просвещения. Создание новых учебных заведений. Народные училища.
Русская наука и её достижения. Русские астрономы и их открытия. Развитие химии и медицины. Гуманитарная мысль. Князь М.М. Щербатов.
Русские механики-самоучки И.И. Ползунов и И.П.Кулибин, их изобретения. Вклад русских учёных в мировую науку.
Литература и искусство во второй половине XVIII века
Классицизм как направление в литературе и искусстве, его основные черты.
Литература. Творчество Г.Р. Державина. Русская драматургия того времени. Начало сентиментализма.
Российская Академия. Первый толковый словарь русского языка.
Русская опера. Другие музыкальные жанры. Творчество Д.С.Бортнянского. Русский театр. Крепостные театры. П.С.Ковалёва-Жемчугова.
Классицизм в архитектуре. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. Петербургское зодчество.
Э.-М.Фальконе,М.И. Козловский. Творения Ф.И. Шубина. Классицизм в живописи. А.П.Лосенко. Начало русского пейзажа — С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Портретное искусство. Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л.Боровиковский. Основание Эрмитажа. Значение русской культуры второй половины XVIII века.
История Татарстана
Освободительная борьба народов края во второй половине XVI в.
"Казанская война" 1552-1557 гг. Руководители повстанцев, главные очаги восстания, основные события и итоги. Восстания 70-80-х гг. XVI в. Исторические последствия завоевания Казанского ханства.
Система управления Казанским краем во второй половине XVI в.
Формирование системы управления Казанским краем. Воеводы, воеводства, "дороги". Приказ Казанского дворца. Татарская судная изба. Строительство городов, засечных черт.- опорных пунктов новой власти, колонизации в Поволжье. Казань во второй половине XVI в.
Социально-экономическая и религиозная политика царизма в Среднем Поволжье во второй половине XVI - начале XVII вв.
Формирование сословия служилых татар. Старотатарская слобода. Положение ясачных людей. Изменение социального и национального состава населения. Русские помещики, церковь и монастыри в крае. Русское трудовое население.
Политика христианизации в крае. Казанская епархия. "Наказная память" Ивана IV. "Новокрещены". Указ Федора Иоанновича.
"Крестьянская война" начала XVII в. в Среднем Поволжье. Причины, особенности и ход крестьянского движения в крае. Авантюра Н. Шульгина. Еналеевское восстание..
Экономическое и социальное развитие края в XVII в. Религиозная политика правительства
Занятия и положение основных групп населения. Ясачное крестьянство. Русское сельское зависимое население. Изменения в положении служилых татар. Ремесленники, торгово-промышленное население. Служилые новокрещены и расширение их прав. Усиление политики христианизации.
Народы Среднего Поволжья в движении С. Разина: причины участия и многонациональный состав участников. Прелестные грамоты С. Разина. X. Карачурин. Очаги восстания в крае. Последствия движения для народов Среднего Поволжья.
Край в период петровских преобразований
Создание Казанской губернии. Податная реформа и ее социальные последствия, перевод ясачных крестьян в разряд государственных. Создание мануфактур. Суконная мануфактура, Адмиралтейство, пумповый завод. Лашманы. Петр I в Казани. Сокращение татарского землевладения/Промыслы. Торговля.
Религиозная политика царизма в крае в ХУШ в.
Новый этап христианизации. Создание и деятельность Конторы новокрещенских дел. Лука Конашевич. Разрушение мечетей. Ослабление религиозных притеснений иноверцев во второй половине XVIII в. Посещение Екатериной II Казани и Булгар. Указ 1783 г. о веротерпимости. Создание мусульманского Духовного собрания.
Социально-экономическое развитие края в послепетровскую эпоху
Изменения в сельском хозяйстве и их социальные последствия. Основные категории крестьянства, процесс имущественного расслоения. Развитие промышленности, появление капиталистических мануфактур и мастерских. Крестьянские промыслы. Татарские промышленные предприятия и предприниматели-татары. Расширение торговых связей внутри края и с другими регионами страны. Казань - один из крупнейших торгово-экономических центров России. Татарские купцы. Казанская городовая ратуша татарских слобод.
Народы края в восстании Е.И. Пугачева
Причины участия народов Среднего Поволжья в выступлении Е.И. Пугачева. Манифесты "Петра III", обращенные к нерусским народам. Татарские соратники Е.И. Пугачева. Битва за Казань. Последствия крестьянской войны в крае. Правительственная политика лавирования.
Культура края в XVIII в.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории обучающийся должен:
знать/понимать:
-даты основных событий
-термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников,
-результаты и итоги событий с древнейших времен до XVIв;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVI в.;
-изученные виды исторических источников(хроники, летописи)
уметь:
-сравнивать исторические явления и события
-объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий
-уметь дискутировать, анализировать исторический источник;
-самостоятельно давать оценку историческим явлениям,
-высказывать собственное суждение
-читать историческую карту
-группировать (классицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи:
-высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России,
Использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- высказывать собственных суждений об историческом наследии народов России;
- использовать знаний об историческом пути и традициях народов России в
общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира.
Система оценивания:
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, исторические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия -самостоятельные работы;
Для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации применяются следующие формы: тесты, зачет, административная контрольная работа. (комплектация оценочных и методических материалов прилагается)Работа учащихся оценивается в соответствии с положением «Об оценки качества общеобразовательной подготовке учащихся МБОУ «Олуязский лицей»
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Оценка выполнения практических работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии оценивания результатов:
80-100% - оценка «5»
60-79 % - оценка «4»
40-59% - оценка «3»
0-39% - оценка «2»
Контрольно-оценочные материалы для 7 класса по истории
№ п.п | № урока | Тема | Форма текущего контроля | Оценочные средство |
1 | 15 | Срез по теме «Смутное время» | Тест | Контрольно-измерительные материалы. ИсторияРоссии:7 класс.Сост.К.В.Волкова.-М.:ВАКО,2012,стр. 46-51 |
2 | 27 | Срез «Россия при первых Романовых» | Тест | Контрольно-измерительные материалы. История России:7 класс.Сост.К.В.Волкова.-М.:ВАКО,2012,стр. 62,63 |
3 | 36 | Контрольная работа по теме «Начало нового времени» | Тест | Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени:7 класс.Сост.К.В.Волкова.-М.:ВАКО,2011,стр.8-14 |
4 | 47 | Срез по теме «Эпоха реформ Петра 1» | Тест | Контрольно-измерительные материалы. История России:7 класс.Сост.К.В.Волкова.-М.:ВАКО,2012,стр. 114-119 |
5 | 62 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Золотой век Екатерины Великой» | Тест | Контрольно-измерительные материалы. История России:7 класс.Сост.К.В.Волкова.-М.:ВАКО,2012,стр. 126 |
6 | 70 | Промежуточно-итоговая аттестация | Тест | Приложение |
Тематическое планирование курса « История» 7 класс
№ | Тема урока | К/ч | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||
1.В | Техническое открытие и выход к Мировому океану. Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. Великие географические открытия и их последствия. | 1 | 3.09 | ||
2 Р | Иван Грозный – первый русский царь. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы.
| 1 | 7.09 | ||
3.Р | Внешняя политика при Иване Грозном. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). КАЗАЧЕСТВО. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА. | 1 | 10.09 | ||
4Р | Опричное лихолетье. Опричнина | 1 | 14.09 | ||
5 Р | Русская культура и быт XVI в. Книгопечатание. Иван Федоров. ОБМИРЩЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В XVII | 17.09 | |||
6В | В.Начало создания колониальной империи. КОЛОНИАЛЬНЫЕ ЗАХВАТЫ. НАЧАЛО ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ В ЕВРОПЕ XVI - XVII ВВ. | 21.09 | |||
7В | Повседневная жизнь в XVI-XVII веках. | 24.09 | |||
8Т | Развитие страны в XVI веке: территория, население и хозяйственная жизнь страны. | 28.09 | |||
9Р | В преддверии Смуты Смутное время. Установление крепостного права. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ. | 1 | 1.10 | ||
10 | Лжедмитрий I САМОЗВАНЦЫ. | 1 | 5.10 | ||
11р | Царь Василий Шуйский | 1 | 8.10 | ||
12Р | Лжедмитрий II Появление Лжедмитрия II, происхождение и личность самозванца. Его поддержка поляками. Состав участников его движения. Тушинский лагерь. | 1 | 12.10 | ||
13. Р | Междуцарствие. | 1 | 15.10 | ||
14. Р | Второе ополчение и освобождение Москвы. Борьба против внешней экспансии.К. Минин. Д. Пожарский. | 1 | 19.10 | ||
15. Т | Срез по теме «Смутное время»Утверждение новой власти в Казанском крае. Народные волнения начала XVII века. | 1 | 22.10 | ||
16. В | Технический прогресс, предпринимательство, капитализм. Зарождение капиталистических отношений. | 1 | 26.10 | ||
17. В | Европейское Возрождение. Эпоха Возрождения. Гуманизм | 1 | 29.10 | ||
18. В | Эпоха титанов. Искусство Высокого Возрождения. | 1 | 9.11 | ||
19. Р | Правление царя Михаила Федоровича. Россия при первых Романовых. Ликвидация последствий Смуты | 1 | 12.11 | ||
20. Р | Царь Алексей Михайлович. . Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. | 1 | 16.11 | ||
21. Р | Россия в XVII веке. Развитие торговых связей | 1 | 19.11 | ||
22 Р | Присоединение Украины к России. Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии | 1 | 23.11 | ||
23 Р | Раскол в Русской Православной Церкви. Церковный раскол. Никон и Аввакум | 1 | 26.11 | ||
24. Р | Народные волнения в 1660-1670-е годы. Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин | 1 | 30.11 | ||
25. Р | Сибирь в XVII веке. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СИБИРИ | 1 | 3.12 | ||
26. Р | Просвещение, литература и театр в XVII веке. БЫТ И НРАВЫ ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ. | 1 | 7.12 | ||
27 Р | Архитектура, живопись и повседневная жизнь в XVII веке. Срез « Россия при первых Романовых» | 1 | 10.12 | ||
28. В | Реформация в Германии. Реформация и Крестьянская война Реформация и Контрреформация. | 1 | 14.12 | ||
29 В | Борьба за души и умы.М. Лютер. Ж. Кальвин. И. Лойола. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ | 1 | 17.12 | ||
30. В | Подъем и закат империи, в которой «никогда не заходило солнце». | 1 | 21.12 | ||
31. В | Нидерланды против Испании. | 1 | 24.12 | ||
32. В | Англия при Тюдорах. Британия – владычица морей. | 1 | 11.01 | ||
33. В | Франция на пути к абсолютизму. Утверждение абсолютизма. | 1 | 14.01 | ||
34. В | Международные отношения в XVI-XVII веках. | 1 | 18.01 | ||
35 В | Европейская культура в конце XVI – первой половине XVII века. | 1 | 21.01 | тест | |
36В | Контрольная работа по теме « Россия и Мир вXVI-XVII веках » | 25.01 | |||
37. Р | Наследники Алексея Михайловича. | 1 | 28.01 | ||
38 Р | Начало правления Петра I. | 1 | 1.02 | ||
39. Р | Начало Северной войны. Северная война. | 1 | 4.02 | ||
40 Р | Перелом в войне. | 1 | 8.02 | ||
41 Р | Конец Северной войны ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Абсолютизм | 1 | 11.02 | ||
42 Р | Преобразования первой четверти XVIII Государственные преобразования Петра I. Мануфактуры. ПРИКАЗНАЯ СИСТЕМА. ОТМЕНА МЕСТНИЧЕСТВА. Россия в XVIII - середине XIX вв. в. Петр I. ЗАВОДСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. Создание регулярной армии и флота ТАБЕЛЬ О РАНГАХ. ПОДЧИНЕНИЕ ЦЕРКВИ ГОСУДАРСТВУ | 1 | 15.02 | ||
43Р | Экономика при Петре I. | 1 | 18.02 | ||
44 Р | Народные движения при Петре I. | 1 | 22.02 | ||
45 Т | Край в XVII столетии. Во времена петровских преобразований | 1 | 25.02 | ||
46 Т | Преобразования в области культуры. | 1 | 3.03 | ||
47. Р | Срез по теме «Эпоха реформ ПетраI » Династия Романовых в первой четверти XVIII века. | 1 | 7.03 | ||
48 Р | Наследники Петра I. | 1 | 10.03 | ||
49. Р | Правление императрицы Анны Иоанновны. Брауншвейгское семейство. Дворцовые перевороты. ФАВОРИТИЗМ. | 1 | 14.03 | ||
50 Р | Императрица Елизавета Петровна. | 1 | 17.03 | ||
51. Т | Социально – экономическое развитие края в послепетровскую эпоху. | 1 | 31.03 | ||
52 Т | Религиозная политика в крае: от принуждения к веротерпимости. | 1 | 4.04 | ||
53. Р | Наука, просвещение и культура России в середине XVIII века. Повторение по теме «Россия после Петра Великого» | 1 | 7.04 | ||
54В | Французская монархия в зените. | 11.04 | |||
55. В | Становление парламентской монархии в Англии. Нидерландская и английская буржуазные революции. | 1 | 14.04 | ||
56Р | Император Петр III. | 1 | 18.04 | ||
57Р | Екатерина II. Личность и эпоха.Внешняя политика Екатерины II. | 1 | 21.04 | ||
58Р | Движение Е.И. Пугачева. | 1 | 25.04 | ||
59Т | Вместе с «мужицким» царем: за волю и землю. | 1 | 28.04 | ||
60Р | Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И. Пугачев.Расширение прав и привилегий дворянства | 1 | 2.05 | ||
61Р | Правление Павла I. Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков. ПРИСОЕДИНЕНИЕ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ. | 5.05 | |||
62Р | Срез знаний«Золотой век Екатерины Великой»Просвещение, наука, культура и искусство во II половине XVIII века. Культура края в XVIII столетии. | 1 | 9.05 | ||
63В | Эпоха Просвещения. | 1 | 12.05 | ||
64В | Просвещенный абсолютизм. | 1 | 16.05 | ||
65В | Итоговая промежуточная аттестация. | 1 | 19.05 | ||
66В | Борьба за передел Европы и мира | 1 | 23.05 | ||
67В | Промышленный переворот в Англии Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. | 1 | 26.05 | ||
68В | Война за независимость и образование США. Гражданская война в США | 1 | 26.05 | ||
69В | Великая французская революция. ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ XIX В. | 1 | 26.05 | ||
70. | Восток и Запад: две стороны единого мира. | 1 | 30.05 |
Литература:
1. Всеобщая история .История Нового времени .КонецXV-XVIIIвек: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений : О.В. Дмитриева.. Москва. «Русское слово». 2014.
2. Е.В. Пчелов. История России. XVI – XVIII века:Учебникдля 7 класса общеобразовательных учреждений. Москва. «Русское слово». 2010.
3. Учебник: И.А. Гилязов, В.И. Пискарёв. История Татарстана. Вторая половина XVI – XVIII век. 7 класс. Казань. «ТаРИХ.,2012
4. Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени:7 класс.Сост.К.В.Волкова.-М.:ВАКО,2011 5.Контрольно-измерительные материалы. История России:7 класс.Сост.К.В.Волкова.-М.:ВАКО,2012 |
Электронные ресурсы:
1.Digital.september.ru
2.www.nsportal.ru
ОсновныеInternet-адреса:
- http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;
- http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
- http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
- http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
- http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
- http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
Тест для итоговой (промежуточной) аттестации. 7 класс.
Часть А.
1) Предприятие, основанное на разделение труда и ручной технике:
А. мастерская Б. цех В. мануфактура Г. фабрика
2) В каком городе было создано Второе ополчение в период Смуты:
А. в Рязани Б. в Ярославле В. в Смоленске Г. в Нижнем Новгороде
3) Кто был избран новым царём на Земском соборе 1613г.:
А. Василий Шуйский Б.Михаил Фёдорович Романов В. польский королевич Владислав Г. Алексей Михайлович Романов
4) Как называлось торгово-промышленное население городов в XVIIв.:
А. приказные люди Б. ясачные люди В. посадские люди
Г. приборные люди
5) Свод законов, принятый в правление Алексея Михайловича, получил название:
А. Судебник Б. Закон государства Российского В. Русская правда
Г. Соборное уложение
6) Выберите из списка события, произошедшие в правление Петра I:
А. учреждение Сената, Синода, коллегий Б. Крымские и Азовские походы
В. Семилетняя война, учреждение Московского университета Г. раскол Русской Православной церкви, восстание С.Разина
7) Северная война закончилась мирным договором, который получил название:
А. Прутский Б. Ништадский В. Каспийский Г. Балтийский
8) Для социально-экономического развития России в XVIII веке не характерно:
А. сохранение и укрепление крепостного права Б. активная внешняя торговля
В. введение подушной подати Г. ослабление абсолютизма
9) Какое учебное заведение было открыто в 1687г.:
А. Славяно-греко-латинская академия Б. Академия наук В. Московский университет Г. первая цифирная школа
10) В чём выражалось отставание России от передовых стран Запада в начале XVIIIв.:
А. отсутствие регулярной армии Б. слабое развитие мануфактурного производства
В. отсутствие флота Г. всё перечисленное
11) Какой документ при Петре I определял продвижение по службе за счёт личной выслуги:
А. ревизия Б. новый военный устав В. табель о рангах Г. духовный регламент
12) После смерти Елизаветы Петровны российский престол перешёл к:
А. Петру III Б. Екатерине I В. Петру II Г. Анне Иоанновне
13) Россия стала называться империей с:
А. 1709г. Б. 1714г. В. 1721г. Г. 1725г.
14) Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов в России:
А. прекращение деятельности земских соборов Б. создание карательных государственных органов – фискалов прокуратуры В. ликвидация патриаршества на Руси Г. изменение традиционной системы престолонаследия
15) Кто из названных лиц мог стать российской императрицей, лишь подписав «кондиции»:
А. Екатерина I Б. Екатерина II В. Анна Иоанновна Г. Анна Леопольдовна
16) Кто из русских полководцев особенно отличился в русско-турецкой войне 1787-1791гг.:
А. Д.Пожарский Б. А.В.Суворов В. М.И. Кутузов Г. А.Д.Меньшиков
17) Какое сословие в 18в. было фактически бесправным:
А. мещанство Б. крепостные крестьяне В. наёмные рабочие Г. духовенство
Часть В.
1) Установите соответствие между именами деятелей XVII века и родом из занятий
2) Вставьте пропущенное слово: Главную роль в дворцовых переворотах XVIIIв. играл определённый слой населения - _________________, элита русских войск.
3) Установите в хронологической последовательности события Северной войны (запишите буквы в последовательном порядке): _____________________________
А. Полтавская битва Б. Гангутское сражение В. сражение у деревни Лесной
Г. Нишатдский мирный договор
Тест для итоговой (промежуточной) аттестации. 7 класс.
Вариант II
Часть А.
1) Мануфактура - это:
А. сельскохозяйственное предприятие Б. предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике В. объединение цехов Г. объединение ряда владельцев ремесленных мастерских
2) Что из названного относится к итогам Смуты:
А. ослабление государственных структур Б. установление урочных лет
В. начало создания банковского дела Г. начало созыва Земских соборов
3) Освобождение Москвы от польских интервентов удалось благодаря действиям:
А. Семибоярщины Б. Первого ополчения В. Второго ополчения
Г. Михаила Фёдоровича Романова
4) Какое из названных понятий характеризует социально-экономическое развитие России в XVIIв.:
А. промышленный переворот Б. мануфактура В. монополия Г. фабрика
5) Окончательное закрепощение крестьян было юридически оформлено в:
А. «Соборном уложении» Алексея Михайловича Б. «Судебнике» Ивана III
В. «Судебнике» Ивана IV Г. «Наказе» Екатерины II
6) Выберите из списка события, произошедшие в правление Петра I:
А. Великое посольство, Азовские походы Б. Крымские походы, учреждение Славяно-греко-латинской академии В. Семилетняя война, учреждение Московского университета Г. раскол Русской Православной церкви, восстание С.Т.Разина
7) Полтавская битва в ходе Северной войны состоялась в:
А. 1721г. Б. 1714г. В. 1720г. Г. 1709г.
8) Пётр I ввёл:
А. прогрессивный налог Б. подоходный налог В. подушную подать
Г. посошное обложение
9) В систему государственного управления Петром I были введены:
А. Верховный тайный совет, Канцелярия Б. приказы, Дворец, Казна
В. Сенат, Синод, коллегии Г. Земский собор, Боярская дума
10) Кто из русских первооткрывателей открыл Берингов пролив:
А. С.Дежнев Б. В.Атласов В. Е.Хабаров Г. В.Поярков
11) Выберите из предложенного списка черты, характеризующие эпоху дворцовых переворотов:
А. гражданская война и интервенция Б. частая смена правителей, опора на гвардию
В. мятежи в армии, недовольной петровскими реформами Г. ограничение дворянских привилегий
12) После смерти Петра II российский престол перешёл к:
А. Петру III Б. Екатерине I В. Елизавете Петровне Г. Анне Иоанновне
13) Кто из названных лиц возглавил восстание в 1707-1708гг.:
А. Степан Разин Б. Емельян Пугачёв В. Кондратий Булавин
Г. Иван Болотников
14) Воцарение на российском престоле Елизаветы Петровны было результатом:
А. приглашения её на престол членами Верховного тайного совета Б. дворцового переворота В. назначения её наследницей престола по завещанию Петра I
Г. особого решения Сената
15) Эпоха дворцовых переворотов в России закончилась с началом царствования:
А. Петра II Б. Анны Иоанновны В. Петра III Г. Екатерины II
16) Какую турецкую крепость, считавшуюся неприступной, захватил А.В. Суворов:
А. Очаков Б. Азов В. Измаил Г. Кинбурн
17) Сколько состоялось разделов Речи Посполитой (Польши):
А. один Б. два В. три Г. четыре
Часть В.
1) Установите соответствие между именами деятелей XVII века и родом из занятий
2) Вставьте пропущенное слово: В XVIIв. впервые появились крупные всероссийские торговые ___________________ - Архангельская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская.
3) Установите в хронологической последовательности события Северной войны (запишите буквы в последовательном порядке): _____________________________
А. Гангутское сражение Б. битва под Нарвой В. битва при Лесной
Г. Основание Санкт-Петербурга
Ключи для тестов по итоговой (промежуточной) аттестации, 7 класс,
2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...