Древняя Италия
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Современный урок, построенный и проведённый в рамках ФГОС второго поколения, направлен на формирование универсальных учебных действий.
- Личностные УУД: ориентировать учащихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учёбе.
- Познавательные УУД: самостоятельная работа с информационными источниками; путём анализа и логических выводов ответить на вопросы.
- Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся.
- Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
Приёмы и методы, используемые на уроке, позволяют сделать его эмоциональным, вызвать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях. Применение современных образовательных технологий, смена видов деятельности стимулируют мотивацию, активизируют познавательную деятельность учеников.
Оборудование урока: учебник «История Древнего мира. 5 класс»/ Вигасин А.А.,
Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – М.: изд. «Просвещение», компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 35.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: история
Класс:5
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема урока: Древняя Италия
Технология урока: урок-практикум
Цель урока: Развитие способностей обучающихся сравнивать, анализировать и обобщать учебный материал при изучении особенностей Древней Италии
(Развитие умения
- давать природно-географическую характеристику по содержанию исторической карты, тексту документа и учебника;
- анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного;
- делать выводы о схожести или различии цивилизаций;
- аргументировать свою точку зрения)
Основные термины и понятия: Апеннинский полуостров, Италия, Рим, латины
Средства обучения: ПК, проектор, презентация, карта, учебник, рабочая тетрадь
№ п/п | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (универсальные учебные действия) | |||||||||
Организация начала урока (3 мин) | Создать благоприятную психологическую атмосферу и условие для определения учащимися цели и задач урока, ожидаемых результатов | Приветствие учеников. К нам на урок прилетела Сова. -Как вы думаете, почему именно Сова? -Как вы думаете, из какой страны древнего мира она могла к нам прилететь? - Передавая Сову из рук в руки, пожелайте друг другу что-нибудь хорошее. | Настраиваются на работу. Говорят друг другу приятные пожелания на урок | Коммуникативные: умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем | ||||||||||
Актуализация опорных знаний (5мин) | Создать условия ДЛЯ воспроизведения учениками знаний из истории Древнего мира | Вы уже обратили внимание, что кроме Совы у нас на столе лежит много других предметов, которые вы принесли сегодня на урок. - Давайте вспомним, откуда в нашу жизнь пришли эти вещи? (Компас, шахматы, хлопок, бумага, чай, | Выходят по очереди к столу, выбирают предмет и объясняют из какой страны он прибыл. | Коммуникативные: умение слушать собеседника, строить высказывания, аргументировать свою точку зрения. Познавательные: | ||||||||||
сахар, рис, стеклянные бусы, папирус, монеты, спагетти, модель автомобиля Феррари) | умение актуализировать полученные ранее знания | |||||||||||||
Мотивация учебной деятельности (3 мин) | Подготовить учеников к сознательному восприятию материала, стимулировать познавательный интерес | Формулирование темы урока
-Что вы знаете об этой стране? Учитель выводит на экран первый слайд презентации Мотивация Что за памятник изображен на слайде? В конце урока мы с вами узнаем, кто был прав. | Учащиеся формулируют тему урока. В результате «мозгового штурма », наполняется «корзина идей», учащиеся вспоминают, что им известно Высказывают предположения. | Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: прогнозирование | ||||||||||
Получение и первичное закреплений новых знаний и способов действий (20 мин) | Создать условия для усвоения учащимися новых знаний и способов действий |
- природно-географическая характеристика Учитель дает задание: заполнить сравнительную таблицу по разделу Древняя Греция. 3.Заполнение сравнительной таблицы (графа древняя Италия): работа с раздаточным материалом (3-5 минут) Все ли графы вы смогли заполнить? Где вы можете найти недостающую | 1 .Работают с картой- находят греческие колонии и обосновывают происхождение названия страны
| Регулятивные: Умение находить информацию по карте, по тексту, умение осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий Коммуникативные: Умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, строить речевое высказывание, в соответствие с поставленной задачей. Познавательные: Поиск и выделение информации; умение структурировать знания, умение оценивать правильность | ||||||||||
информацию? (слайд 3) 4. В чём сходство и различия природногеографического положения Древней Греции и Древней Италии? Где были более благоприятные условия для проживания людей - в Италии или Греции? | карта). 4.Отвечают на вопросы учителя | выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, смысловое чтение | ||||||||||||
5. Учитель обращает внимание учащихся на название параграфа учебника («Древнейший Рим») и просит разъяснить несоответствие, используя карту (Италия - Рим?) | 5.Ученики высказывают предположения (Рим - главный город Италии) | |||||||||||||
Физкультминутка | ||||||||||||||
6. Кто из вас знает, когда основан Рим? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, используя подсказку на доске (даты: 490 г до н.э., 776 г. до н.э., 753 г до н.э., 594 г до н.э., 480 г до н.э.) Разместите предложенные даты на ленте времени.
| 6.Находят неизвестную для них дату, выполняют задание с лентой времени (в тетради и на доске). Проверка в парах. | |||||||||||||
* |
Прочитайте легенду об основании Рима и ответьте на вопросы.
| 7.Работают индивидуально, отвечают на вопросы. | ||||||||||||
современного Рима. Объясните туристу, почему в центре Рима стоит такой странный памятник (слайд 4) Вспомните, кто же из вас был прав в начале урока. | ||||||||||||||
Подведение итогов урока (7 мин) | установить соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внести необходимые коррективы | Любимая спортивная игра Итальянцев? 1 .Игра «Футбол» 2. Учебник с. 219, задание «Подумайте» - На каком языке говорили римляне? | 1 .Класс делится на команды (2-4), учащиеся готовят вопросы выбираются вратари, которые будут отвечать на вопросы. | Регулятивные: умение принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия, Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи | ||||||||||
Информация о домашнем задании (2 мин) | сообщить объем и содержание домашнего задания, в том числе и варианты домашнего задания по выбору учащихся, инструктаж по его выполнению | Д/3 - §44, вопрос 3 (Какое управление было в Древнейшем Риме?); Р/т. задание 47 (вставить пропущенные термины) или 48 (контурная карта) | Выбирают уровень для выполнения домашнего задания | Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с самооценкой. | ||||||||||
Рефлексия (5 мин) | * | Слайд 6 | Оценивают свою работу на уроке | Регулятивные: Осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить(оценка и коррекция) |
Природа и занятия жителей
В Италии, расположенной в южной части Европы на Апеннинском полуострове, сложились благоприятные условия для жизни людей. Вдоль всего полуострова тянутся старые горы Апеннины, а с севера полуостров защищают от холодных ветров высочайшие горы Европы Альпы. Полуостров с 3-х сторон омывается водами тёплого Средиземного моря. В году здесь много теплых солнечных дней, но и дождей выпадает достаточно. Самые большие реки Италии - Тибр и По, разливались на сотни метров , принося с собой плодородный ил. Именно в долинах этих рек были самые плодородные почвы. Местные жители выращивали просо, ячмень, пшеницу, садили оливковые деревья и выращивали виноград. Юг полуострова славился своими прекрасными пастбищами, на которых паслись многочисленные стада скота: овец и коров и быков.
Апеннинские горы были богаты строительным камнем, металлами, что позволяло ремесленникам изготавливать орудия труда, оружие, посуду и украшения. Склоны гор были покрыты лесами. Дерево использовалось для строительства домов и кораблей. Реки и прибрежные морские воды изобиловали рыбой, что способствовало развитию рыболовства и торговли.
В I тысячелетии до н.э. народы, населяющие Италию, создали здесь свою цивилизацию.
Древняя Греция | Вопросы для сравнения | Древняя Италия |
1 местоположение | ||
2 горы | ||
3 реки | ||
4 моря | ||
5 климат | ||
6 основные занятия | ||
7 полезные ископаемые | ||
8 племена |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рим завоевывает Италию
Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Рим завоевывает Италию"....
Урок- презетация по истории древнего мира в 5 классе по теме "Завоевание Римом Италии"
Урок изучения нового материала. План: 1.Нашествие галлов на Рим; 2.Набор римского войска и его подготовка; 3.Состав войска и его вооружение;4. Тактика боя римлян; 5.Война Рима с соседями....
Разработка урока по истории Древнего мира на тему: «Рим от его возникновения до установления господства над Италией».
Цели урока: Повторить и закрепить изученный материал по теме «Древний Рим»;Развитие внимания, умения выявлять логические связи, строить аргументированные умозаключения, развитие памяти учащихся...
Древняя Италия. Древний мир
Урок по проблемной технологии 5 класс...
Тест по истории древнего мира " Завоевание Римом Италии" .5 класс
Тест для проверки усвоения темы "Завоевание Римом Италии" для 5 класса по Древнему миру....
Тест № 1 "Завоевание Римом Италии"по Истории Древнего мира для 5 класса.
Тест № 1 «Завоевание Римом Италии» (§ 45) по истории Древнего мира для 5 класса. Автор:А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.Задание – тест – опрос по прочитанному парагр...
План-конспект по истории Древнего мира 5 класс. Тема: " Завоевание Римом Италии
План- конспект урока. ( тхологическаякарта)...