«И мы в историю заглянем снова…» (путешествуя по страницам истории и литературы)
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Бинарный урок по истории и литературе с применением технологии " 1 ученик - 1 компьютер".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.docx | 27.04 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.86 МБ |
krepostyu_v_dnevnerusskom_prave_nazyvalsya_akt.docx | 13.17 КБ |
zadaniya_gruppam.docx | 13.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: история, литература.
Класс: 5
УМК: Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012;
Всеобщая история Древнего мира.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. А.А.Вигасин,Г.И.Годер.М,»Просвещение»,2012.
Тема урока: «И мы снова в историю заглянем» ( путешествуя по страницам истории и литературы).
Цели урока:
Предметные:
познакомить учащихся с положением рабов в древнем Риме, с повестью С.П.Алексеева «История крепостного мальчика»,
продолжить формирование умений работать с историческими источниками, с текстом учебника,
воспитывать негативное отношение к любому виду рабства.
Метапредметные:
Познавательные: понимать информацию, читать и слушать, самостоятельно находить ее в материалах учебника.
Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами,вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности. Работать по плану урока..
Личностные:
совершенствование духовно- нравственных качеств, воспитание уважительного отношения к русской литературе и истории.
Деятельность учащихся:
Индивидуальная: пересказ, выразительное чтение, работа с текстом.
Тип урока:
Открытие новых знаний
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
Портреты, слайды, мобильный класс, м/м проектор, компьютер.
Вступление
1.Вступительное слово учителя (литературы)
Размышляя над широко известной мыслью Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять, аршином не измерить..», понимаешь: для того , чтобы узнать свое Отечество, необходимо его хорошо знать.(слайд1)
Поэтому мы сегодня в историю заглянем снова… (слайд2)
2. Инсценировка
-Сколько стоит мальчик?
-Разве мальчики продаются?
-Разве можно торговать людьми?
3. Учитель: Ребята, как вы думаете, было такое в жизни нашего народа? Когда?
ответы учащихся: (раньше, в прошлом..)
Учитель: Да, это было. Было во времена крепостного права, когда помещики могли продавать и покупать людей, как вещи.
Учитель: А как вы думаете, что такое крепостное право?
Выберите из ряда слов то, которое ярко характеризует это понятие ( работа по карточкам ) (слайд 3)
Зло, Добро, Свобода, Зависимость, Унижение, Милосердие.
Крепостное право-зло?- вот главный вопрос, на который мы должны ответить сегодня. (слайд 4)
История
Работа над определением понятия «крепостное право».
Учитель: Давайте заглянем в исторический словарь. Внимательно прочитайте статью.
(учитель отправляет информацию ученикам на персональный компьютер.)
Крепостью в дневнерусском праве назывался акт, символический или
письменный, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная
таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом
крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие крепостные назывались
холопами и робами. На древнерусском юридическом языке холопом
назывался крепостной мужчина, рабой — крепостная женщина.
-Выделите ключевые слова, характеризующие крепостное право.( выделяют, т.е.подчеркивают) Слайд 5
Учитель: Крепостное право характерно для Руси.
-А с каким подобным явлением мы уже встречались на уроках истории?
(ответы: рабство)
-Где оно было?
(ответ: в Греции, вместе)
-А как вы понимаете рабство?(чат)Напишите.
(ответы: зависимость, угнетение, унижение, несвобода, порабощение) Слайд6
Учитель: Рабство существовало и в Древнем Риме.
-Ребята, нам предстоит определить источники рабства в Др. Риме. Для этого нам нужно поработать с документами. У каждой пары свой документ. Прочитайте, посоветуйтесь, сделайте выводы.
Ответы учащихся: (ответы групп: завоевания, долгов.рабство, дети рабов)
-Зная особенности римской истории, как вы считаете, какой из источников рабства в Древнем Риме был основным? Почему? Докажите свою точку зрения, используя историческую карту( с.233)
(ответы групп= пленные)
-Как к рабству относились в Др.Риме и Греции, например, ученые?
(слайд 6,7 )
а) Римский ученый Варрон писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие – рабы, мычащие-быки, немые-повозки, лопаты, плуги..)(Слайд 6)
б) Греческий ученый Аристотель писал: « Одни орудия являются одушевленными, другие-неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие- рабами. Тем людям , которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо» (Слайд 7)
- Сравните взгляды ученых. Справедливо ли рабство? Почему?
( нет, потому что несет зло, подавление личности, унижение)
Учитель: Можно ли поставить знак равенства между крепостным правом и рабством?
(ответы учащихся)
Учитель : Да, и при рабстве, и при крепостном праве жизнь людей трудная, невыносимая. Так не должно быть. Поэтому эта тема волновала и волнует и историков и философов…
Литература
Учитель: К проблеме тяжелого положения людей, особенно детей, при крепостном праве обращались и многие писатели.
- Вспомните, в каких произведениях мы это видим?
(Тургенев «Муму», Чехов «Ванька) Слайд 8,9
Учитель:Вот и для С.П. Алексеева, известного детского писателя, главной темой творчества стало историческое прошлое нашей Родины. (Слайд 10,11,12))
- А почему он в своем творчестве обращался именно к прошлому нашей страны?
- Что повлияло на формирование его творчества?
Выступления учащихся:
1)Из автобиографии: «Мое детство прошло среди долин и холмов подольской земли. Это удивительный край, полный грозных исторических событий, примечательных легенд преданий».
2)Страсть к истории пробудилась в детские годы, когда Сережа жил у сестер своей мамы, в доме, где уважали книги, историческую культуру. В мальчике воспитывались понимание свободы и чувства собственного достоинства.
3)Сергей Петрович всегда сдержан, дружелюбен, в то же время решителен в доказательстве правды. Он правдолюбивый. Поэтому и предан истории.
4)Сергей Петрович более 30 лет руководил редакцией журнала «Детская литература». За книгу «Сто рассказов из русской истории» был удостоен высокой награды.
Учитель: Перед нами повесть С.П. Алексеева «История крепостного мальчика», с первой главой которой вы познакомились дома.(Слайд 10)
-Какую цель каждый из вас поставил перед чтением?
(узнать, как жили при крепостном праве)
Работа по 1 главе.
- А как жили в родном селе?
(живут в семье, с родителями, но постоянно слышат разговоры о продаже людей)
- Теперь обратимся к сцене торговли людьми.
- Где происходит торговля?
(на ярмарке)
- А что на ярмарке продают?
( гусей , овощи и т.д)
Выразительно прочитаем сцену торговли людьми (с.213)
Учитель: Так Митя Мышкин попал к новым хозяевам.
- А как жилось крепостным в этом доме? Опишите субботний день. (стр.215.)
(Сначала обед, баня, порка, церковь)
Учитель: Так было не только в доме барыни Мавры Ермолаевны. Послушайте отрывок из «Рассказов о Суворове» С. Алексеева же. (с.83)
(чтение учителем отрывка из книги)
Заключение
Учитель литературы:
- А теперь какой вывод можем сделать? (и при крепостном праве, и при рабстве люди бесправны)
- Как вы ответили бы на поставленный в начале урока вопрос?
1) Крепостное право – зло? (это зло, это плохо…)
Учитель истории:
- А как вы думаете, явление рабства полностью исчезло из нашей жизни? (нет)
- Что нужно делать, чтобы не оказаться в опасности? (воспитывать себя, свой характер)( слайд 13)
Учитель литературы:
- Какие черты характера в себе нужно воспитывать, чтобы этого зла не было?
( Слайд14)
- К чему же нужно стремиться в жизни?( Слайд15)
(к свободе, воле, независимости) (Слайд16)
Домашнее задание
Учитель литературы: Вот и герой повести С. Алексеева Митя Мышкин сумел обрести достоинство гордость. Кто помог крепостному мальчику? Как это произошло? Решите эту задачу (вопрос 2, стр. 245).
Учитель истории: Параграф 49, составить рассказ по рисунку на стр. 241.
(Слайд 17)
Рефлексия. Подведение итогов.
Я понял…(что рабство и крепостное право-зло)
Я затрудняюсь…(ответить , как окончательно избавиться от рабства)
Я могу…(объяснить, какие черты характера нужно воспитывать в себе и к чему стремиться в жизни)
Объявление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(путешествуя по страницам истории и литературы) И мы в историю заглянем снова….
з ло д обро с вобода у нижение м илосердие з ависимость
Крепостное право-зло?
К репостью в дневнерусском праве назывался акт, символический или письменный , утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие крепостные назывались холопами и робами. На древнерусском юридическом языке холопом назывался крепостной мужчина, рабой — крепостная женщина.
Римский ученый Варрон писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие-рабы, мычащие-быки, немые-повозки, лопаты, плуги».
Греческий ученый Аристотель писал: «Одни орудия являются одушевленными, другие-неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие-рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо».
Иван Сергеевич Тургенев
Антон Павлович Чехов
Сергей Петрович Алексеев (1922-2008)
1) Крепостное право-зло? 2) Как вы думаете, явление рабства полностью исчезло из нашей жизни? 3) Что нужно делать, чтобы не оказаться в опасности? 4) Какие черты характера в себе нужно воспитывать, чтобы этого зла не было?
у важение к себе у важение друг к другу ч увство собственного достоинства д обро с острадание м илосердие бдительность гордость соучастие
5) К чему же стремиться в жизни?
в оля с вобода независимость
По литературе: вот и герой повести С. Алексеева Митя Мышкин сумел обрести достоинство и гордость. Кто помог крепостному мальчику? Как это произошло? Решите эту задачу(вопрос 2, страница 245) По истории: параграф 49,составить рассказ по рисунку на странице 241. Домашнее задание
Я понял… Я затрудняюсь… Я могу…
Предварительный просмотр:
Крепостью в дневнерусском праве назывался акт, символический или
письменный, утверждавший власть лица над известной вещью. Власть, укрепленная
таким актом, давала владельцу крепостное право на эту вещь. Предметом
крепостного обладания в Древней Руси были и люди. Такие крепостные назывались
холопами и робами. На древнерусском юридическом языке холопом
назывался крепостной мужчина, рабой — крепостная женщина.
Предварительный просмотр:
1 группа «Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов»
Назовите источник рабства?
2 группа «В неурожайный год приходилось брать земледельцам в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг – отберут у него участок. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство»
Назовите источник рабства?
3группа «Во II и особенно в I в. до н. э. Рим превращается в наиболее развитое рабовладельческое государство древности. Труд рабов полностью оттеснил свободный труд; рабы стали играть роль основной производительной силы. Общее количество рабов в Древнем Риме не поддается точному определению. Рабами становились дети рабов, то есть распространилось наследственное рабство»
Назовите источник рабства?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для 4-го класса "Путешествие по страницам истории"
Урок завершает изучение первого раздела программы "Страницы всемирной истории". Занятие построено в форме игры-викторины с использованием ИКТ технологий....
Классный час ко Дню народного единства "Путешествие по страницам истории России"
Только 1 из 100 жителей России знает,в честь каких событий учрежден День народного единства. Это говорит о том, что большая часть граждан оказались оторванными от русской духовной традиции, что являет...
« Путешествие» по страницам истории»
Эта презентация поможет классным руководителям провести классный час по теме:День народного единства....
Классный час "Заочное путешествие по страницам истории Нижегородской губернии"
В данном материале представлена презентация на тему "Заочное путешествие по страницам истории Нижегородской губернии", посвященная 300-летию образования Нижегородской губернии.В ней отражены история в...
Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»
Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....
Мастер-класс "«Путешествие по страницам истории Древнего мира» "
мастер- класс...