"НЭП - выбор пути"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Проанализировать положение Советской России в начале 1920-х годов; Показать проявления кризиса политики военного коммунизма; Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике; научить обучающихся в определении правильности выбранного большевиками путей развития страны, познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neeep.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Хасанов Венер Фазлыевич, учитель истории и обществознания
Филиал МОБУ СОШ д. Корнеевка им. Б. Рафикова - ООШ д. Даниловка
Тема урока: «НЭП – ВЫБОР ПУТИ»
9 класс
Цели и задачи урока:
1) Образовательная цель: Проанализировать положение Советской России в начале 1920-х годов; Показать проявления кризиса политики военного коммунизма; Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике; научить обучающихся в определении правильности выбранного большевиками путей развития страны, познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны; Установить причины свертывания НЭП. а также проанализировать изменения в политическом курсе большевиков в новых условиях.
2)Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности, развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; формирование навыков работы с текстом учебника, документами; развитие навыков грамотной устной речи.
3)Воспитательная цель:
воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.
воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.
Задачи:
1)выявить причины перехода от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике, уяснить, что нэп – это российский вариант стабилизации 20-х годов;
2) раскрыть цели нэпа, его специфику (основные мероприятия), результаты;
3)выработать у учащихся умение сравнивать нэп с «красногвардейской атакой на капитал» и политикой «военного коммунизма»
4) выявить и раскрыть основные противоречия нэповской экономики, их причины и социально – экономические последствия.
5)формировать критическое отношение к исторической действительности, анализировать ее, давать оценку и вырабатывать определенную социальную позицию.
Основные понятия: нэп, продналог, аренда, концессия, хозрасчет.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (с познавательными материалами и документами).
Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, групповая работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, общее обсуждение проблемных заданий,
Средства обучения: карточки-задания с познавательными материалами и заданиями, раздаточный материал, презентация.
Представленный урок объединяет в себе использование нескольких образовательных технологий: информационно-коммуникативные, проблемное обучение, коллективные способы обучения, также методов исторического моделирования, конструирования. Данный урок способствует развитию таких умений как прогностические, аналитические, а также формированию основных компетентностей – коммуникативных, политических, социальных.
План:
- Положение России в 1920-1921 годах. Основные проблемы
- Переход к новой экономической политике
- Результаты НЭПа и его противоречия
- Командные высоты компартии
- Путь Сталина к высшей власти
Проблема: НЭП – выбор пути? Нужен ли был переход к новой экономической политике? Определить перспективы новой экономической политики в будущем.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Постановка цели
- Тема сегодняшнего урока «НЭП – выбор пути».
Ученик: Я предлагаю тему сегодняшнего урока обозначить как НЭП – выбор пути? Это необходимо для того, чтобы определить, чем был обусловлен выбор большевиками данного пути развития, или это был единственный путь.
Проблема: Нужен ли был переход к новой экономической политике? Определить перспективы новой экономической политики в будущем.
- В течении урока все вопросы мы проанализируем придерживаясь решения данной проблемы. Рассмотрим изменения в политическом курсе большевиков в новых условиях.
Давайте размышлять, НЭП – выбор пути? Или НЭП – выбор пути. Т.е., это был правильный путь развития.
Актуализация знаний.
- Объясните выражение «Политика военного коммунизма»
Ученик: это политика советской власти в годы гражданской войны. В эти годы государство выступало единственным хозяином, и все мероприятия, проводимые большевиками, нужны были для достижения единственной цели – победы в гражданской войне и для того, чтобы накормить горожан и армию.
- Перечислите мероприятия военного коммунизма (слайд)
- Расскажите о сложившейся ситуации, о событиях 1920-1921 годов (ученик анализирует происходившие восстания и другие события в указанные годы) (слайд)
- Проанализируйте следующую таблицу:
Производство важнейших видов продукции | ||
1913г. | 1921г. | |
Электроэнергия (млрд.квт.ч.) | 2,0 | 0,5 |
Нефть, включая газовый конденсат (млн.т.) | 10,2 | 3,8 |
Уголь (млн.т.) | 29,1 | 8,6 |
Сталь (млн.т.) | 4,2 | 0,19 |
- Какой вывод можно заключить по этой таблице, каково было положение экономики? (Падение промышленного производства 5-6 раз, отток населения из городов, бедность, сокращение на треть сельскохозяйственного производства, голод в некоторых регионах)
Таким образом, Россия катилась в пропасть. Что делать?
Переход к изучению новой темы.
Вступительное слово учителя
Ученик: При принятии решений надо было учитывать личную заинтересованность крестьян, рабочих, бывших собственников предприятий, да и всех слоев населения. И такой политикой был НЭП.
- Перечислите мероприятия НЭП. Слайд
Основные черты политики военного коммунизма и НЭП | |
Военный коммунизм (1918-1920) | НЭП (1921-1928) |
Продовольственная разверстка | Натуральный, затем денежный налог |
Национализация всей промышленности и банков | А) передача мелких и средних предприятий в частные руки; Б) разрешение аренды предприятий частным лицам; В) допущение концессий, совместных предприятий. |
Запрещение торговли | Свобода торговли, восстановление рыночных отношений |
Всеобщая трудовая повинность | Отмена принудительного труда, разрешение найма рабочей силы |
Уравниловка в оплате труда | Тарифная система оплаты труда |
Обесцененные деньги | Денежная реформа, введение твердой денежной единицы |
Командные методы руководства промышленностью | Самостоятельность промышленных предприятий, хозрасчет, самоокупаемость |
Уравнительное распределение | Распределение в соответствии с количеством и качеством труда, допущение арендной платы, процентов на вложенный капитал |
- Прокомментируйте мероприятия НЭПа.
Ученик: Продразверстку заменили продовольственным налогом. Он был вдвое меньше, имел чётко установленный размер и объявлялся до начала сева. Крестьяне получали право на свободную торговлю излишками.
Проведена частичная денационализация мелких предприятий. Было разрешено создавать мелкие и средние частные предприятия, государство предоставляло предприятию в аренду своим предпринимателям и зарубежным (концессия). Горожанам и крестьянам вернули право нанимать работников, конкурировать на рынке, получать прибыль, предприятия переводились на хозрасчет. Была восстановлена свобода торговли, возрождено денежное обращение, проведена денежная реформа, советский червонец стал конвертируемым. Государственные предприятия стали работать на началах хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования.
Учитель: В чём принципиальное различие между военным коммунизмом и новой экономической политикой?
Ученик: Если при военном коммунизме все должны были выполнять приказы большевиков, то целью НЭПа стало стимулирование материальной заинтересованности россиян в результатах своего труда.
Вывод: в рамках НЭПа начался переход от централизованных, строго регламентированных отношений к восстановлению нормальной рыночной экономики с развитыми товарно-денежными отношениями.
- Каковы результаты НЭПа?
Сообщение ученика о положительных изменениях в годы НЭПа. Выводы.
- Экономика восстановлена.
- Восстания прекратились.
- К 1923 году восстановились дореволюционные посевные площади, производство хлеба превысило довоенный уровень на 20%.
- В 1921 году капиталистический сектор производства составляет 27%. В1923 году в розничной торговле нэпманы контролировали 75% товарооборота, в оптовой – 18%.
- К 1928 году страна достигла довоенного уровня по основным экономическим показателям и национальному доходу.
- Продолжительность рабочего дня составила 7 часов при шестидневной рабочей неделе.
- Заработная плата составила 94% довоенного уровня.
- Основные социальные проблемы:
- безработица
- перенаселение деревни
- резкая нехватка промышленных товаров
-социальное расслоение
Таким образом, курс, принятый большевиками, был правильным, они вывели страну из кризиса.
Учитель: Итак, кризис был преодолён. Вы сказали, что был достигнут уровень 1913 года. А уровень 1913 года – это высочайший уровень для того времени. Зарубежные государства, например, Германия затем другие, начали признавать Советскую Россию. Значит, они начали считаться с Россией. А ведь стабильно развивающаяся Россия Европе нужна была и как сырьевая база.
- Крестьяне начали обрабатывать пахотные земли больше, выгодно было иметь излишки, чтобы продать. Разве он мог продать при продразверстке? Страна разделилась на кулаков, середняков, бедняков. А кто такие бедняки? (лентяи)
А кто такие кулаки? (те, кто накормил страну) Ведь торговый хлеб у кулака был.
- Ребята, а как рядовые большевики отнеслись к НЭПу?
Сообщение ученика. (слайд)
-Комментарии учителя.
- А почему рядовые большевики так относились к новой экономической политике? Для этого нам надо сравнивать социализм и капитализм.(слайд)
Капитализм | Социализм |
- общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности, на средства производства и эксплуатацией наёмного труда капиталом. | - общественный строй, исключающий эксплуатацию человека человеком и планомерно развивающийся в интересах народа. |
- Как мы знаем, большевики хотели строить коммунистическое общество. Какое противоречие сложилось? (между целью борьбы большевиков, и тем курсом, той политикой, которую они выбрали при НЭП
Работа с учебником – чтение отрывка на странице 143(слайд «Карикатура на нэпмана»)
- Работа с документом. (слайд «письмо») Объяснение учащихся (при социализме исключена эксплуатация человека человеком, большевики не хотели, чтобы кулаки и нэпманы стали хозяевами жизни)
- Случай из жизни (разговор бабушки с внучкой); о Павлике Морозове.
-Вывод. Еще раз обращаю внимание на противоречие.
- Как вы думаете, как поступили большевики в данной ситуации?
-Они укрепляли свою политическую власть. (слайд)
А как?
- Совместно с обучающимися анализируем то, как сложилась политическая система в годы НЭПа
Политическая система в годы НЭПа
Авторитарный политический режим
1. Утверждение однопартийной политической системы:
- Запрещение фракций, единомыслие внутри РКП(б)
- Суд над эсерами (1922)
- Кампания по шельмованию меньшевиков
2. Упразднение свободы слова и печати (создание цензурных ведомств Главлит, Главрепетком)
3. Насаждение идеологического единомыслия, выдворение из страны 160 крупнейших российских учёных и философов (1922), преследование церковных служителей
4. Полное господство коммунистической партии, роль Советов номинальная
5. Централизация власти, командный метод руководства
6. Вождь партии и государства
- С какой целью большевики проводили эти мероприятия, принимали эти меры? (Укрепляли свою власть, и чтобы не допустить победы капиталистического уклада)
Какие еще мероприятия проводили большевики для укрепления своей власти?
(ликбез, создание пионерской и комсомольской организаций. Цель: коммунистическое воспитание подростков. Партия готовила себе кадры с самого детства. «октябрята→пионеры→комсомольцы→коммунисты»
- Противоречия НЭПа (слайд)
1.Нэп – малоустойчивая рыночно-административная конструкция.
2.Приоритет отдавался промышленности, для реконструкции которой средства извлекались из сельского хозяйства (через налоги и искусственную ценовую политику: низкие цены на сельхозпродукцию и высокие на промышленные товары)
3.Правительство поддерживало бедняка и середняка и сдерживало инициативу кулака
В апреле 1925 г. Был взят курс на развитие НЭП – “Новый курс в НЭП”. Предполагалось развитие товарности, строительство социализма в рамках НЭПа. Но фактически новый курс был сорван после принятия на XIV съезде в 1925 г. курса на индустриализацию. 1926 г. – фактическое завершение НЭП.
-Причины свертывания НЭП
Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены.
Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство.
Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма.
Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг.
Закрепление.
- Решение тестовых заданий
Проблемный вопрос на экране, заданный в начале урока
Примерные ответы:
1. Нэп – без сомнения был необходим России в тот период, так как такая экономическая политика вывела государство из кризиса. Поэтому НЭП – выбор пути. Переход к новой экономической политике был острой необходимостью.
2.Рассматривать нэп как долговременную перспективу, наиболее желательную для России после Октябрьской революции нельзя. Эта политика имела огромное количество противоречий.
3.Если постепенно менять тактику экономической политики, она помогла бы вывести страну на более высокий уровень развития.
4.Подобные меры в любом случае привели бы Россию к капитализму
Выставление оценок. Итог урока
Задание на дом, параграф 13, выполнить задания на стр.150-151, начинать заполнять таблицу на стр.151.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выбор профессионального пути –начало жизненного успеха"
Тема: "Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха".Цели:- помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии;- оказать помощь школьникам в про...
Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.
На примере работы проекта "Время выбирать профессию" поднята проблема проориентации подростков с ОВЗ....
Занятие для детей среднего школьного возраста 5-8 класса "Меньше мусора - меньше проблем" (в форме игры - научной конференции «Выбор пути в будущее»)
Задачей занятия является знакомство учащихся с различными проблемами, связанными с отходами и мусором.Внеклассное занятие проводится с целью формирования представления учащихся о проблеме тверды...
Выборы - путь к демократии
Материал подготовлен с использованием фотографий с выборов в школьный молодежный парламент МОУ "Любомировская СОШ"...
Притча о выборе пути
Притча - одна из форм воздействия на сознание человеа, поэтому я часто использую ее в своей работе....
Мастер-класс "Современные образовательные технологии:осознанный выбор пути инновционного развития"
Данный мастер-касс знакомит с одними из популярных среди интерактивных технологий обучения ,кейс-технологиями. Кейс-технологии способствуют развитию навыков анализа и критического мышления, демо...
Профессиональное самоопределение старшеклассников «Осознанный выбор – путь к успеху!»
Цель: развитие психологической компетентности старшеклассников в области профессионального самоопределения. Приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей...