Древний Восток
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Повторительно-обобщающий урок по истории в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoritelno-obobshchayushchiy_urok_po_teme_drevniy_vostok.docx | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории Древнего мира 5 класс
Тема урока: Древний Восток
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель урока - достичь образовательных результатов:
1. Предметный результат - обобщить, систематизировать и закрепить ранее изученный материал.
2. Метапредметный результат – научить работать с исторической картой, тетрадью; анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать ранее полученную информацию.
3. Личностный результат - воспитывать чувство уважения к истории и культуре других народов.
Задачи урока:
1. Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
2. Выделить особенности географического положения ,природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.
3. Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
– находить в различных источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
– устанавливать причинно-следственные связи на простом сложном уровне -- представлять информацию в разных формах (текст, таблица, тезисы).
Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли,
задавать вопросы, вырабатывать решения);
– различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
– преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в учебной деятельности;
– выдвигать версии;
– планировать учебную деятельность;
– работать по плану, сверяясь с целью;
– находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Личностные УУД:
– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Технология: проблемного обучения
Оборудование урока:
Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Ф.А.Михайловский; под ред. Г.М.Бонгард-Левина. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 296с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).; CD-R «История Древнего мира» мультимедийное приложение к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»; карта «Государства Древнего Востока»; рабочий лист.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас повторительно-обощающий урок по теме «Цивилизации Древнего Востока».
2. Получение нового знания на основе ранее изученного материала.
- Начнем мы с того, что вспомним признаки цивилизации, отличающие её от первобытного состояния.
Один из учеников выполняет индивидуально задание на CD-R «История Древнего мира» мультимедийное приложение к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»:
- Задание № 6 (вариант 1) – Рассмотрите схему «Что такое цивилизация». Уберите черты не характерные для цивилизации.
- Задание № 6 (вариант 2) – Рассмотрите схему «Что такое первобытность». Уберите черты не характерные для первобытного периода истории.
- Назовите цивилизации Древнего Востока, с которыми мы познакомились и покажите их на карте.
Один из учащихся работает с настенной картой, остальные фронтально называют страны.
- Откройте рабочий лист. Подпишите его. Прочитайте проблему, которую мы будем решать в течение урока.
- Каждая цивилизация Древнего Востока уникальна. Докажите это, заполняя таблицу «Различия цивилизаций Древнего Востока» в рабочем листе.
Фронтально устно: - Назовите реки, на берегах которых возникли древневосточные цивилизации.
Индивидуально по карте: - Покажите эти реки на карте. Назовите страны, находящиеся на их берегах.
Фронтально устно: - Назовите города, которые нам встречались при изучении цивилизаций Древнего Востока.
Индивидуально по карте: - Покажите эти города на карте. Назовите страны, в которых они находятся.
Фронтально устно: - Назовите имена правителей древневосточных государств.
Индивидуально по карте: - Покажите государства, в которых правили эти люди.
Фронтально устно: - Вспомните важнейшие открытия и достижения древневосточных цивилизаций.
Индивидуально по карте: - Покажите на карте цивилизации, в которых были сделаны эти открытия.
- Ещё раз посмотрите в таблицу. Можно ли говорить об уникальности, неповторимости каждой цивилизации?
- А теперь, давайте найдем общие черты всех цивилизаций Древнего Востока. Поможет нам в этом задание № 2 в рабочем листе.
- Сформулируйте вывод по проблеме.
3. Закрепление.
- Выполните задание № 3 в рабочем листе.
4. Рефлексия.
- Ответьте на вопросы:
- Было интересно …
- Было трудно …
- Я понял, что …
- Меня удивило …
- Мне захотелось …
5. Домашнее задание.
Выполните задание № 4 в рабочем листе.
Рабочий лист
по истории Древнего мира
ученика(цы) ________________________ 5 «___» класса
Тема урока: Цивилизации Древнего Востока
Проблема урока:
Одни ученые считают, что каждая цивилизация уникальна и неповторима. Другие считают, что во всех цивилизациях есть общие черты. Какова ваша точка зрения?
Задание 1. Заполните таблицу.
Таблица «Различия цивилизаций Древнего Востока»
страна | реки | города | правители | открытия, достижения |
Египет | ||||
Междуречье | ||||
Финикия | ||||
Палестина | ||||
Ассирия | ||||
Индия | ||||
Китай | ||||
Персия |
Задание 2. Заполните таблицу.
Таблица «Общие черты цивилизаций Древнего Востока»
Природные условия | |
Главное занятие | |
Верховным собственником земли и воды было | |
Кто руководил государством | |
Имела ли ограничения его власть | |
Все свободные граждане государства были одинаково равны в основных правах или бесправны перед государством? | |
Что больше влияло на положение человека в обществе: его происхождение или личные заслуги? | |
Люди ценили прежде всего общественный порядок или личную свободу? | |
Для большинства цивилизаций характерна вера в одного или множество богов? |
Задание 3. Ответьте на вопросы.
1. По какому принципу образован ряд:
1) Хеопс, Тутмос III, Эхнатон, Тутанхамон; __________________________________________________________________________________
2) Шамаш, Син, Эа, Иштар. ________________________________________________________________________________________________
2. Кто (что) лишнее в ряду, объясните, почему:
1) Папирус, иероглифы, клинопись, «красная строка»; __________________________________________________________________________
2) Ур, Урук, Вавилон, Сидон; _______________________________________________________________________________________________
3. Назовите имя по описанию.
1) Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нем – второй, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвертом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона. __________________
2) Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной. ____________________
3) Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания. ____________________
4. О каких изобретениях народов Древнего Востока идет речь.
1) Когда путешественники попробовали это, они удивились, по цвету, этот продукт отличался от меда, а по вкусу он был слаще его.
Родина этого продукта – Индия. ___________
2) Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. ____________
3) То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. ___________
4) Смешав песок с содой, финикийцы плавили его, как медную руду, а потом из этой массы получали то, что держали в секрете от всех. _________
5) Их родина - Индии, весь мир использует их, но почему - то все думают что их родители арабы. ____________
6) Эту игру придумали индийцы, правила которой напоминают правила индийской военной науки. В первом ряду стоит пехота, в центре - царь и его советник, далее - боевые слоны, конницы и колесницы. _____________
5. Решите задачи:
1) Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в древнем Египте или мальчику из Финикии? Объясните, почему вы так думаете.
_________________________________________________________________________________________________________________________
2) В Междуречье в глубокой древности богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь. Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь?
_________________________________________________________________________________________________________________________
3) В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили названия Ханаан. Название “Финикия” этой стране дали греки. “Финикийцы” по гречески означает “красноватые”, или, точнее, “красящие в багряный цвет”. Почему именно так называли греки финикийцев?
_________________________________________________________________________________________________________________________
6. Соотнесите события и даты (при ответе укажите цифру и соответствующую букву):
события | даты |
1. Постройка пирамиды Хеопса | А. 538 г до н.э. |
2. Правление Хаммурапи | Б. 1792 – 1750 гг до н.э. |
3. Захват Египта персами | В. около 1500 г до н.э. |
4. Завоевательные походы Тутмоса III | Г. около 2600 г до н.э. |
Д. 525 г до н.э. |
Выбранные даты нанесите на ленту времени:
до нашей эры наша эра
2013 год
Задание 4. С каким из древневосточных правителей вы хотели бы встретиться? Подготовьтесь к беседе с ним: напишите 10 вопросов, которые вы ему зададите:
1._______________________________________________________________________________________________________________________2._______________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________4._______________________________________________________________________________________________________________________5._______________________________________________________________________________________________________________________6._______________________________________________________________________________________________________________________7._______________________________________________________________________________________________________________________8._______________________________________________________________________________________________________________________9._______________________________________________________________________________________________________________________10.______________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и
Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....
Игра- путешествие по истории Древнего мира "Древний Восток"
Материал предназначен для повторения пройденного материала по истории 5 класс...
Контрольная работа по истории Древнего мира по теме Древний Восток
Проверка знаний, умений и навыков предметного характера....
Контрольное тестирование по истории древнего мира. Раздел «Древний Восток». 5 класс.
Контрольное тестирование по истории древнего мира. Раздел «Древний Восток». 5 класс....
Тест по истории Древнего мира по теме Египет и Древний Восток.
Тест по истории Древнего мира по теме Египет и Древний Восток можно использовать на закреплении....
Тест по истории Древнего мира для обучающихся 5 класса по теме "Древний Восток"
Тестовые задания для самоконтроля по учебному курсу "История Древнего мира" Г.И.Годера . 5 класс. Тема "Древний Восток"....
Презентация "Своя игра" Древний Восток. История Древнего мира -5 класс.
Презентация используется в качестве мультимедийного сопровождения проведения урока обобщения и закрепления знаний раздела «Древний Восток» по истории в 5 классе. Форма проведения: викторина, пост...