Информационно-компьютерные технологии на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

Сидоренко Оксана Михайловна

Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Поэтому во ФГОС фигурируют новые образовательные результаты, в частности, ИКТ-компетентности. В публикации рассказывается о применении ИКТ на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОДАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 «Информационно-компьютерные технологии на уроках истории и обществознания»

Подготовила:

учитель истории и обществознания

Сидоренко Оксана Михайловна

Пос.Володарского

2016 г.

В связи с вступлением в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кардинально меняется роль учителя в образовательном процессе. В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, а он может быть обеспечен лишь при организации субъект-субъектных отношений. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Поэтому во ФГОС фигурируют новые образовательные результаты, в частности, ИКТ-компетентности. Использование ИКТ на уроках направлено на формирование информационной компетентности учащихся, повышение познавательной активности и учебной мотивации, что особенно важно в современной школе, где все чаще отмечается отсутствие у большинства школьников стойкого интереса к учебе. Систематическое использованиt ИКТ способствует    развитию познавательной активности обучающихся.

К наиболее часто используемым элементам   ИКТ в учебном процессе относятся:

1.Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

2.Электронные энциклопедии и справочники;

3.Тренажеры и программы тестирования;

4.Образовательные ресурсы Интернета;

5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

6.Видео и аудиотехника;

7.Иинтерактивные конференции и конкурсы;

8.Материалы для дистанционного обучения;

9.Научно-исследовательские работы и проекты.

Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:

1) урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу с текстом, аудио- и видеоматериалы);

2) комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках презентации;

3) урок-семинар и урок-конференция (учащиеся готовят собственные выступления с использованием презентаций, видеофильмов);

4) защита рефератов и проектных работ учащимися.

5) подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

Что же нужно для того, чтобы урок прошел с использованием ИТ? Как минимум, 1 компьютер, проектор и учитель, владеющий необходимыми навыками. Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому проводить уроки, использовать самые различные источники информации: текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.  В своей работе использую мультимедийный учебно-методический комплекс «История Отечества. 882 – 1917», электронное издание «Отечественная история до начала XX века», библиотека электронных наглядных пособий «История России XVII – XIX веков», электронные приложения к учебникам.  Решается и еще одна важная проблема – наличие исторических карт. Не надо заботливо реставрировать, искать, а можно и свои карты создавать.

С помощью информационных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и практические работы.

В своей  практике  использую  решение с детьми разного рода тестов с помощью компьютера. Подготовить тематические тесты можно с помощью программы «Конструктор тестов».  Работа учащихся с тестами, самопроверка, работа над ошибками с использованием теоретического материала дают неплохие результаты.

На уроках истории и обществознания с использованием ИКТ широко применяются презентации. Зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Практикую создание презентаций учащимися для творческого представления своего интеллектуального продукта (реферата, доклада, сообщения и т. п.). Для подготовки презентации ученик должен отобрать и использовать большое количество источников информации, при этом слайды должны быть максимально информативными и наглядными, быть не только красивыми, но и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу. В процессе презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, включается соревновательный элемент, что позволяет превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества и повысить самооценку ученика.

Еще одна форма использования ИКТ – это музейные интернет-ресурсы. Ресурсы музеев содержат изображения экспонатов, как представленных в действующей экспозиции, так и из музейных фондов, информацию о научной деятельности музея. Некоторыми ресурсами обеспечивается организация виртуальных экскурсий по разным маршрутам, в том числе и в трехмерном пространстве.

На мой взгляд, из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся на уроке, повысилась активность, произошло более осмысленное понимание многочисленных исторических процессов.

К положительным сторонам применения информационных  технологий в преподавании истории и обществознания можно отнести:

1) обеспечить положительную мотивацию обучения;

2) хорошее развитие  познавательных навыков учащихся;

3) формирование умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;

4) формирование умения увидеть и сформулировать проблему.

В результате  дети  овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует «компетенцию» современного школьника.
Обратной стороной применения компьютерных технологий в образовании являются:

  • возросшие требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ);
  • неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;
  • неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку;
  • исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:
  • множество уже готовых рефератов в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;
  • технология самообразования для учащихся не разработана;

Вывод:

Использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению предметов, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволит увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний обучающимися.

Полезные советы.

1. Компьютер – не замена учителя на уроке, а составляющая урока.

2. Не перегружайте презентацию, за урок в  ней не используйте более 15 слайдов.

3. Устанавливайте подходящий фон для слайдов с контрастом цвета фона и текста.

4. Презентация должна быть выполнена в едином стиле.

5. Слайд, на котором только текст, малоинтересен.

6. Не увлекайтесь анимациями. Это очень интересно,  но сильно отвлекает учащихся и увеличивает объем   презентации.

7. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.                                                                    

И в заключении хочется сказать, что любой метод, технология признаются прогрессивными, если они дают оптимальные результаты независимо от того, когда их впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно.


Список литературы:

1. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.  – Москва, «Просвещение»  2008г.

2. Мелешко В. От доски до доски. Интерактивные устройства способны     изменить мир.  Учительская газета, №37 (10170) / 2007-09-11

  1. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46

 

Ресурсы Интернета:

  1. http://school-collection.edu.ru/
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" http://www.consultant.ru
  3. Жалейко Т.Н. Использование ИКТ на уроках истории обществознания.http://zhaleiko-59.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в условиях сельской школы.

Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в условиях сельской школы....

"Использование информационно-компьютерных технологий на уроках истории и обществознания". Обобщение опыта.

В статье подчеркивается возросшая роль использования ИКТ на уроках истории и обществознания, которые  позволяют более эффективно решать целый ряд образовательных и воспитательных задач. Рассматри...

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...

Серия уроков с использованием проблемно-поисковой технологии на уроках истории и обществознания

Актуальность проблемно-поисковой технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возмо...