Информационно-компьютерные технологии на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему
Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Поэтому во ФГОС фигурируют новые образовательные результаты, в частности, ИКТ-компетентности. В публикации рассказывается о применении ИКТ на уроках истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОДАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Информационно-компьютерные технологии на уроках истории и обществознания»
Подготовила:
учитель истории и обществознания
Сидоренко Оксана Михайловна
Пос.Володарского
2016 г.
В связи с вступлением в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кардинально меняется роль учителя в образовательном процессе. В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, а он может быть обеспечен лишь при организации субъект-субъектных отношений. Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Поэтому во ФГОС фигурируют новые образовательные результаты, в частности, ИКТ-компетентности. Использование ИКТ на уроках направлено на формирование информационной компетентности учащихся, повышение познавательной активности и учебной мотивации, что особенно важно в современной школе, где все чаще отмечается отсутствие у большинства школьников стойкого интереса к учебе. Систематическое использованиt ИКТ способствует развитию познавательной активности обучающихся.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
1.Электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
2.Электронные энциклопедии и справочники;
3.Тренажеры и программы тестирования;
4.Образовательные ресурсы Интернета;
5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
6.Видео и аудиотехника;
7.Иинтерактивные конференции и конкурсы;
8.Материалы для дистанционного обучения;
9.Научно-исследовательские работы и проекты.
Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:
1) урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу с текстом, аудио- и видеоматериалы);
2) комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках презентации;
3) урок-семинар и урок-конференция (учащиеся готовят собственные выступления с использованием презентаций, видеофильмов);
4) защита рефератов и проектных работ учащимися.
5) подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
Что же нужно для того, чтобы урок прошел с использованием ИТ? Как минимум, 1 компьютер, проектор и учитель, владеющий необходимыми навыками. Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому проводить уроки, использовать самые различные источники информации: текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. В своей работе использую мультимедийный учебно-методический комплекс «История Отечества. 882 – 1917», электронное издание «Отечественная история до начала XX века», библиотека электронных наглядных пособий «История России XVII – XIX веков», электронные приложения к учебникам. Решается и еще одна важная проблема – наличие исторических карт. Не надо заботливо реставрировать, искать, а можно и свои карты создавать.
С помощью информационных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и практические работы.
В своей практике использую решение с детьми разного рода тестов с помощью компьютера. Подготовить тематические тесты можно с помощью программы «Конструктор тестов». Работа учащихся с тестами, самопроверка, работа над ошибками с использованием теоретического материала дают неплохие результаты.
На уроках истории и обществознания с использованием ИКТ широко применяются презентации. Зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Практикую создание презентаций учащимися для творческого представления своего интеллектуального продукта (реферата, доклада, сообщения и т. п.). Для подготовки презентации ученик должен отобрать и использовать большое количество источников информации, при этом слайды должны быть максимально информативными и наглядными, быть не только красивыми, но и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу. В процессе презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, включается соревновательный элемент, что позволяет превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества и повысить самооценку ученика.
Еще одна форма использования ИКТ – это музейные интернет-ресурсы. Ресурсы музеев содержат изображения экспонатов, как представленных в действующей экспозиции, так и из музейных фондов, информацию о научной деятельности музея. Некоторыми ресурсами обеспечивается организация виртуальных экскурсий по разным маршрутам, в том числе и в трехмерном пространстве.
На мой взгляд, из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся на уроке, повысилась активность, произошло более осмысленное понимание многочисленных исторических процессов.
К положительным сторонам применения информационных технологий в преподавании истории и обществознания можно отнести:
1) обеспечить положительную мотивацию обучения;
2) хорошее развитие познавательных навыков учащихся;
3) формирование умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;
4) формирование умения увидеть и сформулировать проблему.
В результате дети овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации. Именно это и формирует «компетенцию» современного школьника.
Обратной стороной применения компьютерных технологий в образовании являются:
- возросшие требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ);
- неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;
- неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку;
- исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:
- множество уже готовых рефератов в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;
- технология самообразования для учащихся не разработана;
Вывод:
Использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению предметов, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволит увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний обучающимися.
Полезные советы.
1. Компьютер – не замена учителя на уроке, а составляющая урока.
2. Не перегружайте презентацию, за урок в ней не используйте более 15 слайдов.
3. Устанавливайте подходящий фон для слайдов с контрастом цвета фона и текста.
4. Презентация должна быть выполнена в едином стиле.
5. Слайд, на котором только текст, малоинтересен.
6. Не увлекайтесь анимациями. Это очень интересно, но сильно отвлекает учащихся и увеличивает объем презентации.
7. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
И в заключении хочется сказать, что любой метод, технология признаются прогрессивными, если они дают оптимальные результаты независимо от того, когда их впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно.
Список литературы:
1. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – Москва, «Просвещение» 2008г.
2. Мелешко В. От доски до доски. Интерактивные устройства способны изменить мир. Учительская газета, №37 (10170) / 2007-09-11
- Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46
Ресурсы Интернета:
- http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" http://www.consultant.ru
- Жалейко Т.Н. Использование ИКТ на уроках истории обществознания.http://zhaleiko-59.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в условиях сельской школы.
Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания в условиях сельской школы....
"Использование информационно-компьютерных технологий на уроках истории и обществознания". Обобщение опыта.
В статье подчеркивается возросшая роль использования ИКТ на уроках истории и обществознания, которые позволяют более эффективно решать целый ряд образовательных и воспитательных задач. Рассматри...
Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока
Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...
«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»
Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...
Серия уроков с использованием проблемно-поисковой технологии на уроках истории и обществознания
Актуальность проблемно-поисковой технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возмо...
Выступление по теме "Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории и обществознания"
Выступлении на РМО учителей истории и обществознания...