Возникновение искусства и религиозных верований
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Урок истории в 5 классе на тему " Возникновение искусства и религиозных верований" 


Учебник Ф.А.Михайловский Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс, М. « Русское слово» 2014

Скачать:


Предварительный просмотр:

§3ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

Дата

Педагогическая цель

Создать условия для раскрытия причин появления у древних людей религиозных верований, процесса зарождения искусства, описания первых произведений искусства, созданных человеком

Тип и вид урока

Усвоение навыков и умений / урок-беседа

Планируемые
результаты
(предметные)

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные
результаты

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты

Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

Первые произведения искусства древних людей. Представления об окружающем мире. Верования первобытных людей. Существование души. Причины появления первых религиозных верований. Зарождение веры в богов. Оборотни, душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство

Образовательные ресурсы

Учебник Ф.А.Михайловский Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс, М. « Русское слово» 2014
С.А.Жукова рабочая тетрадь  к учебнику ФА .Михайловский Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс, М. « Русское слово» 2014, презентация power point « Религия и искусство первобытных людей»


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный
момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Сообщение, работа с хронологией

  1. Что такое великое оледенение .как оно повлияло на жизнь человека? (устно)
  2.  Открытия и изобретения каменного века ( у доски письменно)

оценка одноклассниками
оценка учителя

Выступают с сообщениями о находках мамонтов на территории России

Познавательные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других

Беседа по вопросам

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя работа с иллюстрациями стр 22-23

Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Мы  познакомились с открытиями и изобретениями первобытных людей.
Но природные изменения заставляли его приспосабливаться к новым условиям, Способствовали его  развитию.

 Обратите внимание: Стр23 рисунок в пещере Альтаира,

Вывод: Первобытный человек думал не только о том, как ему добыть пищу, выжить.
Он начинает « украшать» но и вкладывать в свои рисунки определенный смысл, т е начал верить во что-то.

из слов на доске(составьте одно ключевое слово –  (идея,стихотварение,картины,ум,совершенство,создание чего-либо,танец,вдохновение,опера= ИСКУССТВО))

Сформулируйте тему урока
На какие вопросы мы должны ответить?

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

Беседа по вопросам

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка

фронтальная. Словесный, исследовательский.
Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией

Организует работу с п. 1, 2 § 3 и беседу по вопросам: 

Как была открыта пещерная живопись?

Стр26 история возникновения

-найдите на карте эту пещеру тр

– Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо передавали облик и характер зверей?

– Почему первобытные художники
изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

- чем можно доказать что пещерная живопсиь была создана в каменном веке?

-можно ли назвать пещерную живопись искусстовм?
- А что такое искусство? Приведите примеры

Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника, иллюстрациях. Характеризуют пещерную живопись Записывают определение в тетрадь. Излагают суждения о причинах событий

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе

Работа с текстом, беседа по вопросам

Человек «заколдовывает» зверя

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с иллю-

страцией, беседа

Рассказывает, опираясь на иллюстрации,

Знакомит с терминами:  душа. Смерть духи, боги.колдовство, оборотни

Богов представляли  в ивиде животных или людей- Идолы стр 23

Шаманы. Колдуны. Обряды

С помощью учителя раскрывают смысл, значения терминов

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Беседа по вопросам

Религиозные

верования

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный.

Рассказывает о зарождении веры в души, «страну мертвых». Формулирует определение понятия «религиозные верования»

С помощью учителя раскрывают смысл, значения важнейших исторических пон. п

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

Беседа по вопросам

V. Контроль

знаний и способов действий

Парная работа с карточками в паре

В паре выполнить задания

  1. Вставить слова вместо пропуска ( души)
  2. Выбрать ответ (колдовской обряд)
  3. ( первобытные верования)
  4. Приведите соответствие
    Самоценивание

Самостоятельно работают с компакт-диском, выполняют дифференцированную работу по карточкам

Познавательные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме

Работа по карточкам

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

– Смогли ли вы их достичь?

Продолжи фразы:
Сегодня на уроке я узнал…

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

S 3. Читаем, вопросы устно
р.т- № 9-10, стр 9-10

На дополнительную оценку: найти миф о происхождении человека

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Задание в рабочей
тетради

Устный ответ

Карточки для работы в паре

  1. Вставьте слова вместо пропуска

«Размышляя над причинами тех явлений.

Которые происходят в них самих.

 Пытаясь объяснить свои сны, первобытные люди пришли к вер

е в существование________________».

  1. Действия при помощи которых первобытные
  2.  люди могли добиться успеха на охоте:

а) колдовской обряд     б) обращение к священнику

  1. Дух. душа, мир мертвых это все
    а)научные представления о природе человека
    б) первобытные верования
  2. Приведите соответствия:

а)жертвы     1) дары приносимые идолам
б) молитвы  2) изображение богов

в) идол          3) обращение к богам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории Древнего мира на тему "Возникновение искусства и религиозных верований"

Презентация составлена по истории Древнего мира. 5 класс. ВигасинА.А., ГодерГ.И.  На слайдах можно увидеть материал, которого недостаточно в учебном пособии по предмету....

Возникновение искусства и религиозных верований

Конспект урока истории в 5 классе по теме Возникновение искусства и религиозных верований.Тип урока: урок изучения нового материала.Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусст...

§3. Возникновение искусства и религиозных верований.

Разработка урока по истории Древнего мира в 5 класса по учебнику А.А. Вигасина....

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение искусства и религиозных верований

Тема: Возникновение искусства и религиозных верований.·        Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;·...

Мотивация на уроках истории через творческую работу учащихся на примере темы «Возникновение искусства и религиозных верований»

В условиях глубоких преобразований различных сфер общественной жизни страны, возрастает необходимость в знание истории подрастающего поколения, способного понять, оценить и преобразовать в своей практ...