Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе учебников по Всеобщей истории и Истории России, издательства "Просвещение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_8_klass.docx | 59.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании образовательной программы (ООП ООО) с учетом авторской программы: «Рабочая программа к учебнику «История России XIX век» А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, автор-составитель М.Б.Новожилова, Издательство «Учитель», Волгоград 2014 г., а так же «Рабочие программы по Всеобщей истории. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы. 5-9 классы.», Издательство «Просвещение», Москва, 2014 год и в соответствии с годовым календарным планом-графиком лицея на 2015-2016 учебный год.
Обучение проводится по учебникам А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной «Всеобщая история, 1800-1900 гг.» - М.: Просвещение, 2014 и А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России XIX в.» – М.: Просвещение, 2014.
Основная цель курса«Всеобщая история, 1800-1900 гг.»: формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющих учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
Задачи:
- учащиеся должны получить знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в мире в 1800-1917гг., о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества.
- учащиеся должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
- учащиеся должны приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
- учащиеся должны научиться анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- учащиеся должны научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки.
В результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.:
- периодизация Нового времени;
- особенности менталитета человека Нового времени;
- преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным;
- причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества;
- дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации;
- бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма;
- новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий;
- дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»;
- использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй;
- международные конфликты, приводившие к войнам;
- особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости;
- важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Основная цель курса «История России XIXв.»: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории; воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся.
Задачи:
- учащиеся должны получить знания о развитии России XIXв.
- учащиеся должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа;
- учащиеся должны приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;
- учащиеся должны научиться анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- учащиеся должны научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки.
Основное содержание
Курс «Всеобщей истории» см. на стр.41-47 «Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы». Издательство: Просвещение, М.2014 г.
Курс «Истории России» см. на стр.8-11 «Рабочая программа к учебнику «История России XIX век» А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, автор-составитель М.Б.Новожилова, Издательство «Учитель», Волгоград 2014 г.
Планируемые результаты изучения программы
Курс «Всеобщей истории» см. на стр.9-12 «Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы». Издательство: Просвещение, М.2014 г.
Курс «Истории России» см. на стр.11-12«Рабочая программа к учебнику «История России XIX век» А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, автор-составитель М.Б.Новожилова, Издательство «Учитель», Волгоград 2014 г.
Календарно-тематическое планирование по истории 8 «А» класс 2 часа в неделю.
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме, УУД | Примечания |
Введение (1 час). | |||||
1 | 02.09 – 07.09 | Введение. Мир на рубеже ХVIII – XIX вв. Учебник стр. 5-8. | Основные понятия: Капиталистическое общество, индустриальное общество; Репродуктивные: Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, утверждение законности и прав человека, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, монополизация, непрерывный технический прогресс. | ||
Тема 1. Становление индустриального общества (7 часов). | |||||
2 | Индустриальная революция: достижения и проблемы. Учебник П.1-2, стр.10-26. | Репродуктивные: называть новые черты в развитии капиталистического производства в Европе; оперировать основными понятиями. Продуктивные: сравнивать индустриальную и доиндустриальную эпоху; решать проблемные задания. Творческие: моделировать последствия индустриального развития. С помощью фактов доказывать, что промышленный переворот завершился. Группировать достижения по рейтингу социальной значимости. Рассказывать об открытиях и их практической значимости для общества. | |||
3 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Учебник П.3, стр. 26-37. | Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения. Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения. Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников. | |||
4 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Учебник П.4, стр.37-46. | Выявлять социальную сторону технического прогресса. Доказывать, что среда обитания человека стала разнообразнее. Рассказывать об изменении отношений в обществе. Технический прогресс и повседневность. Газета в городе. Новое в представлении о комфорте быта. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в моде. Новые развлечения. | |||
5 | Наука и создание научной картины мира. Учебник П.5, стр. 46-54. | Создание научной картины мира. Развитие образования. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека. Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки. | |||
6 | ХIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство. Учебник П.6-8, стр.54-78. | Литература и искусство Нового времени. Романтизм, критический реализм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм, карикатура. Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры. | |||
7 | Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство. Учебник П.9-10, стр.79-91. | Консервативное и либеральное течения в общественно-политической жизни. Социалистические учения, марксизм. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм – марксизм. К.Маркс и Ф.Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. I Интернационал. Либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, анархизм. Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения. Решать познавательные задачи. Беседа, составление таблицы, решение логических задач. | |||
8 | Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа №1: «Становление индустриального общества». | Урок контроля и коррекции знаний, тест на знание основных понятий темы. | |||
Тема 2. Строительство новой Европы. (8 часов). | |||||
9 | Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Учебник П.11-12, стр.92-113. | Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений. Наполеон Бонапарт. Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, рекрутский набор. Называть основные черты режима Наполеона. Называть причины завоевательных войн (показывать на карте). Высказывать оценочные суждения исторической личности. Уметь работать с историческим документом. Работа с исторической картой, сравнительный анализ. | |||
10 | Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Учебник П.13, стр.113-122. | Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Социально-экономические отношения и государственный строй. Общественные движения: чартисты, тред-юнионы. Англия – «мастерская мира». Внешняя политика Англии. Хартия, чартизм, тред-юнион, «мастерская мира». Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческим документом. Проблемная беседа: почему чартистское движение не переросло в революцию? | |||
11 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Учебник П.14, стр.123-131. | Революция 1830 г. Июльская монархия. Кризис июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Финансовая аристократия, луидор, дублон. Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса; решать познавательные задания. Познавательное задание: почему во Франции вспыхивали вооруженные восстания. | |||
12 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Учебник П.15, стр.131-141. | Революция 1848 г. Вторая республика. Режим Второй империи. Авторитарный режим. Объяснять причины европейских революций; называть причины изменений в политическом строе; умение устанавливать причинно-следственные связи. | |||
13 | Германия на пути к единству. Учебник П.16, стр.141-148. | Вильгельм 1. Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза. Национальное объединение Италии Канцлер, Северогерманский союз, карбонарий. Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Называть правителей и государственных деятелей. Проблемная беседа: как следует оценивать чувство верноподданничества? | |||
14 | «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?». Учебник П.17, стр.148-158. | Объяснять причины раздробленности Италии. Оценивать поступки национальных лидеров Италии. Выделять факторы, обеспечившие национальное объединение Италии. Раздробленность Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Начало революции. Поражение итальянской революции и его причины. | |||
15 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Учебник П.18, стр.159-168. | Падение Второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Франко-прусская война. Парижская Коммуна. Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш, мобилизация. Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений. Алгоритм военных действий. | |||
16 | Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа №2: «Строительство новой Европы». | Урок контроля и коррекции знаний, тест на знание основных понятий темы. | |||
Тема 3. Страны Западной Европы в конце ХIХ в. Успехи и проблемы индустриального общества. (6 часов). | |||||
17 | Германская империя: борьба за «место под солнцем». Учебник П.19, стр.169-178. | Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. Особенности индустриального развития. Либеральные реформы. Вильгельм II – человек «больших неожиданностей». Национализм. Подготовка к войне. Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм. Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Аргументировать и высказывать свою точку зрения. Показывать на карте колонии. Тест, беседа с элементами дискуссии. | |||
18 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. Учебник П.20, стр.178-188. | Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития. Колониальные захваты. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Внешняя политика. Бенджамин Дизраэли. Фунт стерлингов, гомруль, лейбористская партия, джингоизм, Антанта. Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей. Беседа; сравнительная таблица. | |||
19 | Франция: третья республика. Учебник П.21, стр.188-196. | Франция – светское государство. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Коррупция государственного аппарата. Создание колониальной империи. Реваншизм. Радикал, коррупция, атташе. Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей. Экспресс-опрос. | |||
20 | Италия: время реформ и колониальных захватов. Учебник П.22, стр.196-201. | Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эра либерализма. Переход к реформам. Колониальные войны. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Начало промышленной революции. Внешняя политика. Арбитр, национальное возрождение, двуединая монархия, империя. Называть особенности развития и характер внешней политики Италии, особенности развития Австро-Венгрии. Уметь составлять таблицы, показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей. Взаимопроверка таблиц. | |||
21 | От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Учебник П.23, стр.202-213. | Объяснять причины революционной ситуации в Австрийской империи. Характеризовать «лоскутную империю». Выделять особенности промышленной революции. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание учебника. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрию. | |||
22 | Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа №3: «Страны Западной Европы в конце ХIХ в. Успехи и проблемы индустриального общества». | Урок контроля и коррекции знаний, тест на знание основных понятий темы. | |||
Тема 4. Две Америки. (3 часа). | |||||
23 | США в ХIХ в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Учебник П.24, стр.213-223. | Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С.Маккормик. Идеал американского общества – фермер, «человек, у которого нет хозяина». Положение негров-рабов. Движение протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. А.Линкольн – президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Победа северян. | |||
24 | США: империализм и вступление в мировую политику. Учебник П.25, стр.224-231. | Причины быстрого экономического развития США после Гражданской войны. Отношение к образованию и труду. Структура неоднородного американского общества. Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ по укреплению гражданского общества и правового государства. | |||
25 | Латинская Америка в ХIХ – начале ХХ в.: время перемен. Учебник П.26, стр.231-241. | Показывать на карте страны Латинской Америки и давать им общую характеристику. Выделять особенности развития Латинской Америки в сравнении с Северной Америкой. Выделять цели и средства национально-освободительной борьбы. | |||
Тема 5. Традиционные общества в ХIХ в.: новый этап колониализма. (2 часа). | |||||
26 | Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Учебник П.27-28, стр.243-259. | Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Поворот к национализму. Колониальная политика. Ямато, Мэйдзи. «Закрытие» страны, «открытие» страны, экстерриториальность, сегун. Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности осуществлять самоконтроль и самооценку. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900гг. превращение Китая в полуколонию индустриальных держав. Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления. Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности осуществлять самоконтроль и самооценку. | |||
27 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Учебник П.29-30, стр.259-277. | Особенности колониального режима Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение, голод, эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». БалгангадхарТилак. Сипаи, индийский национальный конгресс, «крайние», «умеренные». Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности осуществлять самоконтроль и самооценку. Традиционое общество на африканском континенте. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства: Либерия и Эфиопия – необычные судьбы для африканского континента. | |||
Тема 6. Международные отношения: обострение противоречий. (2 час). | |||||
28 | Международные отношения: дипломатия или войны? Учебник П.31, стр.278-288. | Отсутствие системы европейского равновесия в 19в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу 20в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Пацифистское движение. 2 интернационал против войн и политики гонки вооружений. Знать причины усиления международной напряженности в конце 19 в. Объяснять противоречия между ведущими капиталистическими державами. Уметь работать с картой. | |||
29 | Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа №4: «История Нового времени. 1800-1900». | Урок контроля и коррекции знаний, тест на знание основных понятий темы. |
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России» 8 «А» класс, 2 часа в неделю.
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме, УУД | Примечания |
30 | Россия на рубеже веков. Учебник стр.5-6. | Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. Определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения. Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности. | |||
Тема 1. Россия в первой половине ХIХ в. (18 часов). | |||||
31 | Внутренняя политика Александра I в 1801-1806гг. Учебник П.1, стр.7-12. | Переворот 11 марта 1801г. и первые преобразования. Александр 1. Проект Ф.Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М.М.Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия. Знать годы царствования Александра 1; называть основные события внутренней политики Александра1. Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М.Сперанского; причины их неполной реализации. | |||
32 | Внешняя политика в 1801-1812гг. Учебник П.2, стр.12-19. | Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза. Называть основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценивать результативность внешней политики. | |||
33 | Реформаторская деятельность М.М. Сперанского. Учебник П.3, стр.19-24. | Научаться определять термины: разделение властей, ветви власти, либерализм. Получат возможность научиться: анализировать деятельность М.М. Сперанского, давать собственную характеристику его реформам. Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи, мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | |||
34 | Отечественная война 1812г. Учебник П.4, стр.24-33. | Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812г., планы сторон, характер войны, ее основные этапы, полководцев и участников войны. Анализировать исторически явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию. Работать с картой. | |||
35 | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825гг. Учебник П.5, стр.33-39. | Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия – мировая держава. Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814гг., называть основные направления внешней политики страны в новых условиях. | |||
36 | Внутренняя политика в 1815 – 1825 гг. Учебник П.6, стр.40-46. | Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I. Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра 1 в 1815-1820гг. | |||
37 | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г. Учебник П.7, стр.46-52. | Экономический кризис 1812 – 1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли. Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812г., объяснять причины кризиса 1812-1815гг. | |||
38 | Общественные движения при Александре 1. Учебник П.8, стр.52-59. | Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. Власть и общественные движения. Называть причины возникновения общественного движения, основы идеологии, основные этапы развития общественного движения. Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе. | |||
39 | Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Учебник П.9, стр.59-64. | Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов. Знать основные события. Объяснять цели и результат деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов. Определять и объяснять понятия. Анализировать исторически явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию. | |||
40 | Внутренняя политика Николая I. Учебник П.10, стр.64-70. | Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская Православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии. Знать основные события внутренней политики Николая 1. | |||
41 | Социально-экономическое развитие в 20-50гг. Учебник П.11, стр.70-79. | Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева. Рост городов. Называть характерные черты социально-экономического развития, знать финансовую политику Канкрина Е.Ф. Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе. | |||
42 | Внешняя политика в 1826 – 1849 гг. Учебник П.12, стр.79-85. | Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826 – 1828 гг. Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. (Движение Шамиля). Называть основные направления внешней политики, события и итоги. | |||
43 | Общественное движение 30-50-х гг. Учебник П.13, стр.85-94. | Особенности общественного движения 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С. Уварова. Либеральное движение. Западники. (Т.Н. Грановский.С.М. Соловьев). Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские). Революционное движение (А.И. Герцен и Н.П. Огарев). Петрашевцы. Теория «общинного социализма». Называть особенности общественного движения 30-50 гг., сравнивать позиции направлений. Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе. | |||
44 | Крымская война 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя. Учебник П.14, стр.94-102. | Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир1856 г. Итоги войны. Знать хронологические рамки войны, ее причины и характер, итоги, показывать на карте места сражений. Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе. | |||
45 | Образование и наука. Учебник П.15, стр.102-108. | Золотой век русской культуры. Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер. Научные открытия (главные открытия российских ученых и их влияние на жизнь общества; историческая наука). Называть выдающихся представителей и достижения науки. Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе. | |||
46 | Русские первооткрыватели и путешественники. Учебник П.16, стр.108-112. | Русские первооткрыватели и путешественники. (Кругосветные экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г.И. Невельского и Е.В. Путятина. Русское географическое общество. Называть выдающихся представителей и достижения науки. Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе. | |||
47 | Художественная культура. Быт и обычаи. Учебник П.17-18, стр.112-131. | Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература ((В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев). Золотой век русской поэзии (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов). Критический реализм Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева)). Драматургические произведения А.Н. Островского. Театр. Музыка (становление русской национальной музыкальной школы). Живопись (К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, А.А. Иванов). Архитектура (Русский ампир.Ансамблевая застройка городов). Культура народов российской империи, взаимное обогащение культур. Называть выдающихся представителей и достижения культуры. Определять и объяснять понятия. Уметь выделять главную мысль, идею в рассказе, тексте, докладе. | |||
48 | Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа № 1 «Россия в первой половине ХIХ в.» | Урок контроля и коррекции знаний, тест на знание основных понятий темы. | |||
Тема 2. Россия во второй половине ХIХ в. (19 часов). | |||||
49 | Накануне отмены крепостного права. Учебник П.19, стр.134-140. | Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Давать характеристику социально-экономическому развитию страны перед отменой крепостного права. Называть предпосылки отмены крепостного права, итоги и значение реформы. | |||
50 | Крестьянская реформа 1861 г. Учебник П.20, стр.140-145. | Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Знать, как развивалось с/х, причины перестройки помещичьих хозяйств, финансовые реформы. | |||
51 | Либеральные реформы 60 – 70-х гг. Учебник П21-22, стр.146-159. | Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70 – 80-х гг. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова. Знать основные положения реформ, оценивать реформы. | |||
52 | Национальная политика Александра I. Учебник П.23, стр.159-166. | Понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; осмысливают гуманистические традиции и ценности российского общества. Составляют план и последовательность действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполнения действий. | |||
53 | Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Учебник П.24, стр.166-175. | Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Знать, как развивалось с/х, причины перестройки помещичьих хозяйств, финансовые реформы. | |||
54 | Общественное движение: либералы и консерваторы. Учебник П.25, стр.175-183. | Особенности российского либерализма середины 50-х – начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма. | |||
55 | Зарождение революционного народничества и его идеология. Учебник П.26, стр.184-190. | Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г.Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачев. Народнические организации второй половины 1860-начала 1870-х гг. С.Г.Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ». «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II. Называть существенные черты идеологии и практики радикального общественного движения. | |||
56 | Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. ХIХ в. Учебник П.27, стр.190-197. | Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г.Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачев. Народнические организации второй половины 1860-начала 1870-х гг. С.Г.Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ». «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II. Называть существенные черты идеологии и практики радикального общественного движения. | |||
57 | Внешняя политика Александра II. Учебник П.28, стр.198-206. | Основные направления внешней политики России 1860-1870-х гг. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Называть цели, основные направления и события внешней политики России 60-70-х гг. XIX в. | |||
58 | Русско-турецкая война 1877-1878гг. учебник П.29, стр.206-214. | Причины, ход военных действий, итоги. М.Д. Скобелев. И.В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига. Знать даты, причины войны, характер, показывать на карте места военных действий, называть полководцев, причины победы России Определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения. Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности. | |||
59-60 | Внутренняя политика Александра III. Учебник П.30-31, стр.214-226. | Начало правления Александра III. Укрепление государственной власти. Попытки контрреформ (земские начальники, земская контрреволюция и др.). Ограничения в сфере просвещения и печати. Попечительская политика. Начало рабочего законодательства. Знать об основных событиях внутренней политики и общественном движении в период царствования Александра III. Анализировать исторически явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию. | |||
61 | Экономическое развитие в 80-90-е гг. Учебник П.32, стр. 226-233. | Общая характеристика экономической политики Александра 111. Деятельность Н.Х.Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Называть основные черты экономической политики Александра 111. Определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения. Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности. | |||
62-63 | Положение основных слоев российского общества. Учебник П.33-34, стр.233-248. | Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Процесс расслоения русского крестьянства. Казачество. Пролетариат. Характеризовать положение основных слоев общества. | |||
64 | Общественное движение в 80-90-х гг. Учебник П.35, стр.248-255. | Особенности общественного движения. Кризис революционного народничества. Либеральное народничество. Рабочее движение. Группа «Освобождение труда». Г. В. Плеханов. Проникновение марксизма в Россию. Российская социал-демократия. Начало политической деятельности В. И. Ленина. Либеральное движение, его представители. Называть организации и участников общественного движения, называть черты идеологий. Определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения. Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности. | |||
65 | Внешняя политика Александра III. Учебник П.36, стр.255-261. | Александр III — миротворец. Обострение противоречий между Россией и Германией в 80—90-е гг. XIX в. Русско-французское сближение. Присоединение Казахстана и Средней Азии к России: ход событий и результаты для Российского государства и азиатских народов. Влияние внешнеполитической деятельности российского государства на развитие экономики и культуры страны. Знать об основных событиях внешней политики России. | |||
66 | Просвещение и наука. Учебник П.37, стр.261-268. | Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине 19 в. Школьная реформа. Развитие наук. Географы и путешественники. Называть выдающихся представителей и достижений российской науки. | |||
67 | Литература и изобразительное искусство. Учебник П.38, стр.268-274. | Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Называть выдающихся представителей и достижений российской литературы и живописи. | |||
68-69 | Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Быт: новые черты в жизни города и деревни. Учебник П.39-40, стр. 274-292. | «Могучая кучка» и П.И.Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан.. Изменения в деревенской жизни. Называть выдающихся представителей и достижения в области архитектуры, музыки, театра. Характеризовать жизнь и быт горожан и сельских жителей. | |||
70 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XIX в.». Контрольная работа № 2. | Урок контроля и коррекции знаний, тест на знание основных понятий темы. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Рабочая программа к учебнику «История России XIX век» А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, автор-составитель М.Б.Новожилова, Издательство «Учитель», Волгоград 2014 г.
- Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы». Издательство: Просвещение, М.2014 г.
- Оценка качества знаний подготовки учащихся в основной школе. - М.: Просвещение, 2010 г.
- А. Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина «Всеобщая история. История нового времени 1800-1900 гг.»Учебник для 8 класса. - М.: Просвещение, 2014 г.
- А.А.Данилов и Л.Г.Косулина. История России с конца XIX век.». – М.: Просвещение, 2014 г.
- Атласы по истории.
- Трещеткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб, 2009.
- Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по Новой истории. – М., 2008.
- Ивашко М.И. История в таблицах и схемах. – М.: Материк, 2005.
- Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...