Внутренняя политика Александра III
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Тодорова Анастасия Николаевна

Разработка учебной темы в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennyaya_politika_aleksandra_iii.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Внутренняя политика Александра III"

8 класс, история России, 2 часа

Цель: Учащийся должен овладеть способностью использовать приобретенные знания и умения путем приведения аргументов  своей позиции на основе:

Знания о деятельности Александра III

Понимания установления взаимосвязи между внутренней политикой Александра II и Александра III

Умения определять роль личности в историческом процессе.

Личностный

проявлять интерес к учебной теме;

- проявлять творчество при выполнении задания;

Планируемые результаты

Метапредметный

Познавательные умения: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

причинно-следственные связи, логически рассуждать и делать выводы.

Коммуникативные умения: слушать, слышать, работая в парах и в группах.

Регулятивные умения: адекватно оценивать себя и друг друга при выполнении заданий.

Предметный

- умение оперировать историческими фактами для собственной оценки значимости

данного периода, понимать место изучаемой эпохи в истории России

Содержание темы

Блок А. Начало царствования Александра III

Блок Б. Внутренняя политика Александра III

Термины и понятия (глоссарий) по теме :реформа, контрреформа, цензура, протекционизм

Организация образовательного пространства

Ресурсы учебник  Данилов А.А., Косулина Л.Г.,  История России, XIX век, 8 класс -  М.: Просвещение, 2013, тексты из разных источников.

Формы работы учеников: индивидуальная, парная, групповая

Технология освоения темы - Технология развития информационно- интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Учебные задания

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание

Приведите аргументы в поддержку  утверждения, что период правления Александра III был периодом контрреформте. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования?

Чтобы объективно оценить деятельность Александра III, высказать свое мнение в отношении оценки реформ,  мне необходимо ______________________ .

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

Блок А. Начало царствования Александра III

Содержание блока осваивается школьниками на основе & 29-30 (Внутренняя политика Александра III), схем и иллюстраций в презентации к року в формате Power Point.

1. Александр III

2. Начало нового царствования

3. К.П. Победоносцев – наставник Александра III

1. На основе п.  Александр III и Начало нового царствования (& 29-30, стр. 205-208)

Задание № 1 (З). Назовите имя наследника престола, названного императором после смерти Александра II.

Задание № 2 (З). Назовите причины различия в образовании Александра II и Александра III.  (в группе)

Задание  № 3 (П). Аргументируйте необходимость новой программы царствования Александра III. (в парах)

Задание № 4 (У). Дополните предложение.

«Программа царствования Александра III содержала две основные идеи ……………, возвращение к русским основам …………….

2. На основе п.  Начало нового царствования (& 29-30, стр. 206-208).

Задание № 1 (З). Перечислите конкретные меры, которые Александр III предпринял в первые дни своего правления.

Задание № 2 (П). Приведите аргументы в поддержку или опровержения проекта Лорис-Меликова. (в группе)

Задание № 3 (У). Дополните предложение.

Претворения в жизнь проекта Лорис-Меликова могло стать началом создания основ

3. К.П. Победоносцев – наставник Александра III

Задание № 1 (З). Назовите противника проекта Лорис-Меликова, который позже разработал манифест и на стороне которого выступил Александр III.

Задание № 2 (З). Назовите главные идеи манифеста 1881 г.  (в парах)

Задание № 3 (П). Докажите связь межу манифестом 1881 г. и отставкой трех министров ( М.Т. Лорис-Меликов, А.А. Абаза, Д.А. Милютин).

Задание № 4 (У). Дополните предложение.

Главной задачей своего правления  Александр III считал …………..

Диагностическое задание (слайд). Составьте хронологическую таблицу «Начало царствования Александра III ».

Дата

Событие

Значение

Блок Б. Внутренняя политика Александра III

Содержание блока осваивается школьниками на основе & 29-30  (стр. 208 - 214 ), презентации презентации к уроку в формате Power Point в соответствии с данной структурой:

1. Попытки решения крестьянского вопроса.

2. Начало рабочего законодательства.

3.  Конец «игнатьевского режима» и меры по борьбе с «крамолой».

4. Политика в области просвещения и печати.

5. Укрепление положения дворянства.

6. Национальная и религиозная политика Александра III.

1.На основе п. Попытки решения крестьянского вопроса. (стр. 208-209).

Задание № 1 (З). Назовите законы, принятые в правление Александра III для решения крестьянского вопроса.

Задание № 2 (П).  Приведите аргументы в поддержку реформ крестьянского вопроса при  Александре III. (в группах)

Задание № 3 (У). заполните таблицу «Крестьянская политика Александра III».

Дата

Событие

Значение

2. На основе п. Начало рабочего законодательства (стр. 209-210).

Задание  № 1 (З). Назовите законы, принятые в правления Александра III для решения рабочего вопроса.

Задание № 2 (П).  Приведите аргументы, обосновывающие необходимость проведения реформы рабочего законодательства.

Задание № 3 (У). Заполните таблицу

Дата принятия закона

Содержание

Значение

3. На основе п. Конец «игнатьевского режима» и меры по борьбе «крамолой». (стр. 210-211).

Задание №1 (З). назовите фамилий министров, которые были назначены на должности после опубликования манифеста 29 апреля 1881 г.

Задание № 2 (З). назовите причину смещения Н.П. Игнатьева с поста министра внутренних дел.

Задание № 3 (П).  Приведите аргументы подтверждающие усиление полицейского режима в стране. (в парах)

Задание № 4 (У). Предложите свой вариант по борьбе с «крамолой» во время правления Александра III. (в группах)

4. На основе п. Политика в области просвещения и печати. (стр. 211-212).

Задание № 1 (З). Назовите законы и мероприятия, которые проводились в области просвещения и печати во время правления Александра III.

Задание № 2 (П). Приведите примеры, подтверждающие  пересмотр реформ в области просвещения и печати во время  царствовония Александра III.

Задание № 3 (У).  Сравните реформы Александра II в области просвещения и образования  с реформами Александра III. Данный результат занесите в таблицу.

Александра II

Вопросы для сравнения

Александра III

1. Реформы в области печати

2. Реформы среднего и высшего образования

5. На основе п. Укрепление положения дворянства (стр. 212-213).

Задание № 1 (З). Назовите законы, принятые во время правления Александра III для укрепления положения дворянства.

Задание № 2 (П). Приведите аргументы, подтверждающие восстановление сословных преимуществ дворянства вовремя  правления Александра III.

Задание № 3 (У). Изобразите схематично органы местного управления вовремя правление Александра III.

6. На основе п. Национальная и религиозная политика Александра III.

Задание № 1 (З). Назовите главную задачу национальной религиозной политики Александра III.

Задание № 2 (П). Приведите примеры, подтверждающие нарушения прав на национальной почве.

Задание № 3 (У). Составьте список требований от имени социальных меньшинств, права которых нарушались вовремя правления Александра III. (в группах)

Диагностическое задание. Дополните предложение

Александр III отказался от продолжения начатых его отцом либеральных преобразований потому что …………………..

Новый император взял твердый курс на сохранение ………………………….

Блок В. Диагностика освоения содержания темы

Диагностическое задание составлено на основе: Данилова А. А., Косулина Л. Г  «Тесты по истории России к учебнику История России. XIX век» 8 класс,  . М.: Экзамен, 2013

1. Кто оказывал решающее влияние на внутреннюю политику Александра III:

а) М.Т. Лорис-Меликов; б) К.П. Победоносцев; в) императрица Мария Федоровна?

2.К.П. Победоносцев занимал должность:

а) министра внутренних дел; б) министра народного просвещения; в) обер-прокурора Синода.

2. О ком граф С. Г. Строганов сказал: «(Он) всегда отлично знает, что не надо, но никогда не знает, что надо»:

а) об Александре III;

б) о Н.П. Игнатьеве;

 в) о К.П. Победоносцеве?

3. Какие меры по крестьянскому вопросу были приняты в царствование Александра III:

а) прекращено временнообязанное состояние крестьян;

б) снижены выкупные платежи;

в) отменена подушная подать;

г) разрешен свободный выход крестьян из общины;

д) облегчена аренда государственных земель;

е) облегчена аренда помещичьих земель?

   4. Закон от 28 декабря 1881 г.:

а) отменял временнообязанное состояние крестьян;

б) регулировал арендные отношения;

в) отменял подушную подать.

5. Какие меры предусматривало рабочее законодательство:

а) запрещение труда детей до 12-летнего возраста;

б) запрещение ночного труда для женщин и подростков;

в) 8-часовой рабочий день;

г) запрещение штрафных санкций к рабочим со стороны хозяев;

д) запрещение стачек;

е) введение страхования рабочих?

6. 4 мая 1882 г. К. П. Победоносцев получил от Александра III документы, автором которых был министр внутренних дел Н. П. Игнатьев. В тот же день, вечером, он ответил царю: «Прочитав эти бумаги, я пришел вужас...» Что содержалось в этих документах:

а) проект созыва Земского собора;

 б) проект конституции;

в) план покушения на императора?

7. Основным направлением внутренней политики Александра III было:

1)        развитие местного самоуправления

2)        укрепление сословного строя и самодержавия

3)        ослабление репрессий в стране

4)        либеральное отношение к революционному движению

8. Проводившаяся в Российской империи в конце XIX в. политика русификации означала:

1)        предоставление нациям права на самоопределение

2)        разрешение на издание учебников и книг на национальных языках

3)        препятствие развитию национальных языков и культур

4)        увеличение числа школ с преподаванием на национальных языках

8. Отрывок, в котором учебному начальству предписывалось допускать в гимназии и прогимназии:

...Только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство о правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства... При неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, –

взят из циркуляра о «        ».

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Приведите аргументы в поддержку утверждения, что период правления Александра III был периодом контрреформ, т. е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования?

Задание А (информативный уровень)

Приведите аргументы в поддержку утверждения, что период правления Александра III был периодом контрреформ, т. е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования?

Время правления Александра III называется контрреформами, потому что……

Главными целями  деятельности Александра III были _____________________.

За время своего правления  он провел реформы в стране:

1.Социальные (крестьянство, рабочий класс, дворянство):______________________________.

2 В области образования и просвещения: ___________________________________

3. В области национальной и религиозной политики

результат ___________________________

6. Контрреформы – это

Вывод: Деятельность Александра III повлияла (не повлияла) на развитие страны в

__________ (лучшую, худшую, никакую) сторону, потому что ____________________ .

Задание Б (импровизационный уровень)

Приведите аргументы в поддержку утверждения, что период правления Александра III был периодом контрреформ, т. е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования, используя памятку.

1. Определение контрреформа

2. Назовите реформы, которые Александр III  провел в стране:

(Социальные, в области образования и просвещения и т.д.)

3. Сравните реформы Александра III и Александра II

4. Итоги реформ Александра III ……………………..

Задание В (эвристический уровень)

Приведите аргументы в поддержку утверждения, что период правления Александра III был периодом контрреформ, т. е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования?

IV этап. Рефлексивная деятельность

Задание 1(самоанализ)

Дополните предложение:

1. Я считаю, что изучение данной темы было нужно и полезно, потому что

2. Личность  Александра III в нашей истории имела ____ значение, потому что _______

Задание 2 (самооценка)

Дополните предложения.

1. Я доволен (льна) своей работой на уроке, потому что _____________ .

Я оцениваю свою работу по теме на ____(отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "

Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской  истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...

Внутренняя политика Александра 1

Урок для учащихся 8 класса...

Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.

План проведения открытого урока...

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Проект отмены крепостного права Аракчеева. Проект конституции  Николая Николаевича Новосильцева. Польский эксперимент. Военные поселения....

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Презентация может использоваться как опорный конспект урока в 8 классе...

Внутренняя политика Александра III

Презентация дает представление об историческое обстановке в которой Александр III начинает свое правление. Время получило название "контрреформ" и особенности данной политики отражены в работе....

Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 годах».

Цель урока: сформировать представления о личности Александра I, его внутренней политике,  причинах назначения «Негласного комитета» и характере первых преобразований в стране....