Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание рабочей программы соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы ОУ.
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (28 ч)
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
(1 час)
Требования к обучающимся
Уметь:
- называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком
Раздел I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Великие географические открытия и их последствия. Реформация. (13 час)
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.
Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.
Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.
Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
Требования к обучающимся
Уметь:
- характеризовать технические достижения европейцев в XVI в., раскрывать причинно-следственные связи межу техническими изобретениями и эпохой Великих географических открытий
- называть основные черты абсолютизма.
- характеризовать разнообразные формы европейского абсолютизма; сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и во Франции;
- определять основные причины реформации; выявлять основные цели участия в Реформации разных социальных слоев общества
- характеризовать особенности духовной жизни Европы в XVI-XVII в.; определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени
Раздел II. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ЕВРОПЕ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (5 ч)
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.
Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Требования к обучающимся
Уметь:
- объяснять значение понятий; называть основные события первых революций.
- выявлять причины революции; характеризовать основные события и значение революции;
- сравнивать политическое устройство Англии и Франции.
Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (9 ч)
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.
Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война.
Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.
Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.
Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
Требования к обучающимся
Уметь:
- называть характерные черты эпохи Просвещения.
- характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения;
- выявить тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения в XVIII в.
- объяснять значение понятий; называть условия промышленного переворота
- выявлять взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота; характеризовать значение промышленной революции для экономики и социального развития
ИСТОРИЯ РОССИИ В XVII– XVIII в. (40 ч)
Раздел I. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 часа)
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Требования к обучающимся
Уметь:
- называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком; показывать на исторической карте рост территории России в XVI-XVIII вв
- характеризовать причины, ход, основные этапы, итоги Смутного времени;
- раскрывать роль народных масс в процессе выхода из политического кризиса;
- выявлять основные причины Смутного времени; характеризовать внутреннюю политику Бориса Годунова
- описывать положение основных социальных слоев общества.
Раздел II. Россия в XVII в. (11 час)
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Требования к обучающимся
Уметь:
- черты экономического развития России в XVII веке; показывать на исторической карте крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства.
- характеризовать новые черты в экономике России; сравнивать экономическое развитие в XVII веке в странах Западной Европы и России
- описывать положение основных слоёв общества;
- характеризовать систему управления и самоуправления в России; раскрывать причины падения роли Земских соборов и Боярской Думы в XVII веке; соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма.
Раздел III. Россия в первой четверти XVIII в. (10 час)
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Требования к обучающимся
Уметь:
- выявлять предпосылки преобразований в России; анализировать проекты преобразований передовых людей того времени.
- соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма
- называть существенные черты экономического, политического, социального развития России в эпоху преобразований Петра I.
- выявлять главные причины народных волнений в начале XVII века
Раздел IV. Россия в 1725 – 1762 гг. (4 час)
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Требования к обучающимся
Уметь:
|
Раздел V. Россия в 1762 – 1800 г.
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.
Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
Требования к обучающимся
Уметь:
- объяснять значение понятий; называть характерные черты политического устройства России во II половине XVIII в
- характеризовать особенности внутренней политики России в данный период;
- раскрывать сущность политики «просвещенного абсолютизма»;
- анализировать изменения в системе управления, судопроизводства при Екатерине II.
Повторение (4 часа)
Учебно-тематическое планирование
Тема | Кол-во часов |
Вводная тема | 1 |
МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. РЕФОРМАЦИЯ | 28 ч 13 ч |
РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ЕВРОПЕ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | 5 ч. |
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ | 9 ч. |
ИСТОРИЯ РОССИИ В XVI-XVIII вв. | 40 ч. |
Вводная тема | 1 ч. |
Россия на рубеже XVI-XVII вв. | 4 ч. |
Россия в XVII веке | 11 ч |
Россия в I четверти XVIII века | 10 ч |
Россия в 1725-1762 гг. | 4 ч. |
Россия в 1762-1800 гг. | 11 ч. |
РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ | 4 ч. |
Итого | 70 ч. |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель реализации программы:
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
Место предмета в базисном учебном плане
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования,
- примерной программы по истории основного (общего) образования,
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
Логика изложения и содержание примерной программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования, поэтому в программу не внесено изменений. В программу входят два взаимосвязанных курса: История нового времени и История России.
Данный курс расширяет общий кругозор обучающихся, способствует развитию логического мышления и памяти, развивает патриотические чувства.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение истории в 7 классе отводится 70 часов из расчета: 2 часа (28 часов – новая история, 42 часа – история Россия)
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения, которые служат механизмом формирования ключевых компетенций обучающихся:
- традиционная классно-урочная
- игровые технологии
- элементы проблемного обучения
- технологии уровневой дифференциации
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
Виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.
Колендарно-тематический план для 7 классов по истории ориентирован на использование учебника:
- -«История России конца XVI-XVIII век» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, 2008;
- Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800 гг.: учебник общеобразовательных учреждений / А. Я. Юдовская, А. А. Баранов, Л. М. Ва-13-е изд. - М.: Просвещение, 2008.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории в 7 классе.
Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период Нового времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени; изученные виды исторических источников.
Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать.
Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.
Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.
Сравнивать оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.
Владеть компетенциями:
- коммуникативной компетенцией;
- смыслопоисковой компетенцией;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной компетенцией;
- учебно-познавательной компетенцией.
Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Литература и средства обучения
- -«История России конца XVI-XVIII век» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, 2008;
- Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800 гг.: учебник общеобразовательных учреждений / А. Я. Юдовская, А. А. Баранов, Л. М. Ва-13-е изд. - М.: Просвещение, 2008.
- История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -
Русской слово, 1997;
- В.В.Сухов и др. История России с древнейших времён до конца XVIII в.: дидактические материалы / В.В.Сухов и др. - М: Дрофа, 2000;
- Станов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся Ваасса / В. И. Буганов, А. И. Назарец. - М.: Просвещение, 1972;
- Шестаков, А. В. История России в художественно-исторических образах с древнейших
времён до конца XVIII в.: хрестоматия / А. В. Шестаков, 1989;
- Епифанов, П. П. Хрестоматия по России с древнейших времен до XVIII в. / П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. - М.: Просвещение, 1989;
- Всемирная история: энциклопедия в 14 т. / под ред. А. О. Чубарьяна. - М.: ОЛМА Медиа-группа, ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007;
- Антонов . А. Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: ст учащихся / А. Ф. Антонов. - М.: Просвещение, 1988;
- Хрестоматия по истории России. - М.: Просвещение, 1988;
- Данилов А. А. История России: конца XVI - XVIII век: рабочая тетрадь / А. А. Данилов, Косулина. - М.: Просвещение, 2008.
Рабочая программа по всеобщей истории разработана на основе Государственного обра-юго стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история», 2006 г. Преподавание все-тории ориентировано на использование учебников:
- Данилов, А. А. История России: конца XVI-XVIII век: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 7-е изд. - М.: Просвещение,
- Энциклопедия «Новая и новейшая история»;
- Всемирная история: энциклопедия в 14 т. / под ред. А. О. Чубарьяна. - М.: ОЛМА Медиа-группа; ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007;
- «От средних веков до 1914 года».
• Для учащихся:
- Юдовская, А. Я. Новая история 1500-1800 гг.: рабочая тетрадь / А. Я. Юдовская;
- Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1999.
Требования к обучающимся к концу 7 класса
Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий отечественной истории в период Нового времени; важнейшие достижения культуры и системы ценностей России и стран Европы в период Нового времени; изученные виды исторических источников.
Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать.
Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.
Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.
Сравнивать оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.
Владеть компетенциями:
- коммуникативной компетенцией;
- смыслопоисковой компетенцией;
- компетенцией личностного саморазвития;
- информационно-поисковой;
- рефлексивной компетенцией;
- учебно-познавательной компетенцией.
Способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема уроков | Содержание темы | Педагогические средства | Вид контроля | Планируемый результат | Кол-во час | День | ||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||
1 | Вводный урок. | Основные понятия: тради- | Вводная лекция | ИО, ФО | Репродуктивный: | ||||||||||||||
От Средневековья | ционное общество, индуст- | с элементами | называть хронологические | 1 | |||||||||||||||
к Новому времени | риальное, общество; предпринимательский дух. Основные вопросы: хронологические рамки периода Нового времени, основные черты индустриального общества | беседы | рамки изучаемого периода; соотносить год с веком. Продуктивный: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком | ||||||||||||||||
Раздел | I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. | ||||||||||||||||||
ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. РЕФОРМАЦИЯ (13 ч) | |||||||||||||||||||
2 | Технические от- | Основные вопросы: техни- | Урок изучения | ИО Работа в рабочей тетради | Репродуктивный уровень: | 1 | |||||||||||||
крытия и выход | ческие достижения и от- | и первичного за- | описывать технические от- | ||||||||||||||||
к Мировому | крытия, этапы Великих | крепления новых | крытия и изобретения; | ||||||||||||||||
океану | географических открытий, причины Великих геогра- | знаний | определять этапы Великих географических открытий. |
| |||||||||||||||
фических открытий. Основные понятия: Великие географические открытия, каравелла, конкистадоры | Продуктивный уровень: характеризовать технические достижения европейцев в XVI в., раскрывать причинно-следственные связи межу техническими изобретениями и эпохой Великих географических открытий | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||
Творческий уровень: подобрать адреса Интернет-ресурса по данной теме | |||||||||||||||||||
3 | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия | Основные понятия: колонизация, колония, метрополия, конкиста, мировой рынок. Основные вопросы: открытие Америки, кругосветное путешествие Магеллана, западноевропейская колонизация новых земель, последствия Великих географических открытий | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | ИО Работа с фрагментами исторического документа | Репродуктивный уровень: называть даты великих географических открытий; показывать на карте направления географических открытий. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в таблице; характеризовать сущность и значение географических открытий. Творческий уровень: излагать суждения о последствиях географических открытий для Европы и мира в целом | 1 | |||||||||||||
4 | Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе | Основные понятия: абсолютизм, капитализм, сословное представительство. Основные вопросы: основные черты абсолютизма, разнообразные формы абсолютизма | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | ФО | Репродуктивный уровень: называть основные черты абсолютизма. Продуктивный уровень: характеризовать разнообразные формы европейского абсолютизма; сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и во Франции; систематизировать исторический материал в таблице | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
5 | Дух предпринимательства преобразует экономику | Основные понятия: капитал, капиталист, наемный рабочий, торговая компания, монополия, биржа, мануфактура. Основные вопросы: развитие торговли, рынков, возникновение бирж и банков, отличительные признаки мануфактуры | Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся | ИО | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий данной темы; показывать тенденции развития экономики Европы. Продуктивный уровень: раскрывать связь между последствиями эпохи Великих географических открытий и формированием признаков капитализма; характеризовать новые явления в экономической жизни Европы | 1 | ||
6 | Новые ценности преобразуют общество | Основные понятия: дворяне, буржуазия, расслоение крестьянства. Основные вопросы: изменение социальной структуры европейского общества, привычки и быт европейского общества | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | ИО | Репродуктивный уровень: называть новые социальные слои общества; называть новые духовные ценности, характерные для разных общественных слоев. Продуктивный уровень: характеризовать изменения социальной структуры европейского общества в Раннее Новое время; сравнивать особенности жизни и быта разных общественных слоев в эпоху Средневековья и в период Нового времени | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Творческий уровень: излагать суждения о последствиях и разнообразных формах социального взаимодействия в Европе XVI-XVII вв. | ||||||||
7 | Высокое Возрождение | Основные понятия: Возрождение, культура, обмирщение сознания, искусство. Основные вопросы: философия гуманизма, основные идеи литературы, музыки, архитектуры эпохи Возрождения | Учебная лекция с элементами эвристической беседы | Работа в рабочей тетради | Репродуктивный уровень: называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения. Продуктивный уровень: характеризовать особенности духовной жизни Европы в XVI-XVII в.; определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о деятелях эпохи Возрождения | 1 | ||
8 | Рождение европейской науки | Основные понятия: бесконечность Вселенной, новая картина мира, естественные права человека. Основные вопросы: взгляды и открытия Н. Коперника, Дж. Бруно, И. Ньютона. Философы: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы | Работа в рабочей тетради | Репродуктивный уровень: называть имена представителей европейской науки и их открытия. Продуктивный уровень: определять основные направления и тенденции развития европейской науки; | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
характеризовать научные достижения и их последствия; систематизировать исторический материал в таблице. Творческий уровень: на основе дополнительных исторических и литературных источников подготовить сообщение деятельности представителей европейской науки | ||||||||
9 | Повторение | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Тестирование | 1 | ||||
10 | Начало Реформации в Европе | Основные понятия: Реформация, революция, протестантизм, лютеранство. Основные вопросы: причины и распространение Реформации в Европе, учение Мартина Лютера | Учебная лекция | ИО | Репродуктивный уровень: называть даты основных событий Реформации; называть имена идеологов и представителей реформа-ционного движения. Продуктивный уровень: определять основные причины реформации; выявлять основные цели участия в Реформации разных социальных слоев общества; охарактеризовать особенности лютеранского учения | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Творческий уровень: высказывать суждение о значении распространения лютеранского учения для европейцев | ||||||||
11 | Распространение Реформации в Европе. Борьба Католической церкви против Реформации | Основные понятия: кальвинизм, религиозные войны, контрреформация. Основные вопросы: учение Ж. Кальвина, кальвинистская церковь, орден иезуитов | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания | ИО, тестирование | Репродуктивный уровень: знать основные события Реформации в Европе; объяснять значение понятий. Продуктивный уровень: характеризовать основные положения учения Кальвина. Творческий уровень: на основе дополнительной художественной и исторической литературы подготовить сообщение об ордене иезуитов | 1 | ||
12 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях | Основные понятия: англиканская церковь, пуританизм, корсары. Основные вопросы: содержание и методы королевской Реформации, Мария Кровавая и контрреформация, укрепление англиканской церкви, борьба с Испанией за морское господство | Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся | ИО, ФО | Репродуктивный уровень: называть основные этапы религиозной истории королевства в XVI веке; объяснять устройство англиканской церкви. Продуктивный уровень: сравнивать устройство Католической церкви и англиканской церкви; характеризовать основные направления политики Англии в данный период | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях деятельности королевы Елизаветы для страны | ||||||||
13 | Религиозные войны во Франции и укрепление абсолютной монархии | Основные понятия: гугеноты, эдикт, гарант, компромисс, религиозные войны. Основные вопросы: причины религиозных войн, деятельность Ришелье и Генриха IV, складывание абсолютной монархии, французский вариант абсолютной монархии | Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Работа с фрагментами исторического документа. | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные этапы религиозных войн во Франции. Продуктивный уровень: раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции; сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и в Англии. Творческий уровень: на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ришелье и Генриха ГУ | 1 | ||
14 | Повторение | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Тестирование | 1 | ||||
Раздел II. РАННИЕ БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В ЕВРОПЕ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (5 ч) | ||||||||
15-16 | Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия | Основные понятия: революция, уния, гезы, иконоборцы, террор | Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Беседа по теме | Репродуктивный уровень: описывать географическое и экономическое положение Нидерландов | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||
Основные вопросы: причины, ход, итоги революции, рождение республики, значение Нидерландской революции | Называть основные этапы и события Нидерландской революции. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в таблице; раскрывать основные причины и значение революции в Нидерландах. Творческий уровень: подготовить электронный атлас исторических личностей ранних буржуазных революций в Европе | |||||||||||||
17-18 | Революция в Англии. Путь к парламентской монархии | Основные понятия: парламентская монархия, Долгий парламент, «круглоголовые», «кавалеры», левеллеры, диггеры, протектор, тори, виги. Основные вопросы: причины, ход, результаты революции, гражданская война, установление республики, протекторат Кромвеля, реставрация монархии | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы | ИО, тестирование | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные события Английской революции. Продуктивный уровень: выявлять причины революции; характеризовать основные события и значение революции; сравнивать политическое устройство Англии и Франции. Творческий уровень: высказывать суждение о роли О. Кромвеля в политической истории Англии | 2 | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||
19 | Международные отношения | Основные понятия: Тридцатилетняя война, коалиция. Основные вопросы: причины, ход Тридцатилетней войны, Вестфальский мир, новая система отношений | Учебная лекция | Исторический диктант | Репродуктивный уровень: называть существенные черты международных отношений данного периода. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в таблице; характеризовать систему международных отношений Европе в XVIII в. Творческий уровень: анализируя разные точки зрения о политическом устройстве Европы, высказывать свое суждение о том, какая точка зрения соответствует эпохе Нового времени | 1 | ||||||||
Раздел III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (9 ч) | ||||||||||||||
20 | Век Просвещения | Основные понятия: эпоха Просвещения, энциклопедисты, разделение властей. Основные вопросы: взгляды деятелей эпохи Просвещения, идеи Просвещения и их значение, взгляды Вольтера, Монтескье, Смита и других просветителей | Урок-практикум | Работа с фрагментами исторического документа и художественной литературы | Репродуктивны й уровень: называть характерные черты эпохи Просвещения. Продуктивный уровень: характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения; выявить тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения в XVIII в. | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Творческий уровень: на основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о деятелях эпохи Просвещения | ||||||||
21 | Промышленный переворот | Основные понятия: аграрная революция, промышленный Переворот, фабрика, луддизм. Основные вопросы: аграрный переворот, промышленная революция, положение рабочих | Изложение нового материала с постановкой проблемного задания | ИО, ФО | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть условия промышленного переворота. Продуктивный уровень: выявлять взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота; характеризовать значение промышленной революции для экономики и социального развития | 1 | ||
22 | Английские колонии в Северной Америке | Основные понятия: колонии, национальное самосознание. Основные вопросы: первые американские поселения, формирование новой нации, причины войны за независимость | Урок-практикум | Работа с фрагментом исторического документа | Репродуктивный уровень: описывать условия жизни в первых североамериканских колониях. Продуктивный уровень: выявлять причины конфликта между жителями колоний и метрополией; раскрывать характерные черты новой американской нации. Творческий уровень: подобрать электронный атлас знаменательных дат по данной теме | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
23 | Война за незави- | Основные понятия: патри- | Комбинированный | Работа с фрагмен- тами историче- ского документа | Репродуктивный уровень: | |||
симость. Создание | от, лоялист, суверенитет, | урок с элементами | называть основные черты | |||||
Соединенных | федерация, конституция. | самостоятельной | политического устройства | 1 | ||||
Штатов Америки | Основные вопросы: ход, | аналитической | США. | |||||
значение, итоги войны за | деятельности уча- | Продуктивный уровень: | ||||||
независимость, Декларация | щихся | выявлять причины победы | ||||||
независимости, Конститу- | североамериканских коло- | |||||||
ция 1787 года | нии; анализировать основные положения Декларации независимости и Конституции 1787 г. Творческий уровень: высказывать свое суждение о значимости Конституции 1787 г. в современную эпоху | |||||||
24 | Причины и начало | Основные понятия: третье | Изложение нового | ИО, ФО | Репродуктивный уровень: | 1 | ||
Великой француз- | сословие, Национальное | материала с поста- | объяснять значение поня- | |||||
ской революции | собрание, Учредительное | новкой проблем- | тий; называть этапы рево- | |||||
собрание, санкюлоты, дек- | ного задания | люции; описывать условия | ||||||
рет. | жизни разных сословии. | |||||||
Основные вопросы: | Продуктивный уровень: | |||||||
особенности политического | сравнивать экономическое | |||||||
и экономического развития | развитие Франции и Анг- | |||||||
Франции в конце ХУШ века, | лии в данный период; вы- | |||||||
причины революции, паде- | являть причины револю- | |||||||
ние Бастилии, от Генераль- | ции; характеризовать ос- | |||||||
ных штатов к Учредитель- | новные события первого | |||||||
ному собранию | этапа революции. Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях данных событий для истории Франции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
25 | Великая французская революция. От монархии к республике | Основные понятия: жирондисты, якобинцы, белая эмиграция Основные вопросы: ход французской революции, Декларация прав человека, Конституция 1791 г., якобинская диктатура, террор | Учебная лекция с элементами эвристической беседы | Работа с фрагментами исторического документа | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные события революции. Продуктивный уровень: систематизировать исторический материал в таблицу; анализировать основные положения Декларация прав человека и Конституции 1791 г.; характеризовать особенности якобинской диктатуры. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы составить политический портрет М. Робеспьера, Ж. П. Марата, Ж. Дантона | 1 | ||
26 | Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта | Основные понятия: революционная буржуазия, «умеренные», «снисходительные», «бешеные», термидорианцы, Директория. Основные вопросы: переворот 9 термидора, войны Директории, государственный переворот 18 брюмера | Комбинированный урок с элементами анализа учебного теста | ИО, ФО | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные события революции. Продуктивный уровень: раскрывать причины падения якобинской диктатуры; характеризовать режим Директории. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы составить политический портрет Наполеона Бонапарта | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
27 | Начало европейской колонизации | Основные понятия: колонизация, «закрытые страны», традиционное общество, западная цивилизация. Основные вопросы: особенности экономического и политического развития стран Востока, последствия вмешательства европейцев в жизнь стран Востока | Учебная лекция | ИО | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть характерные черты политического устройства и экономического развития стран Востока. Продуктивный уровень: выявлять последствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом. Творческий уровень: на основе дополнительной литературы подготовить сообщение об отношениях России со странами Востока в XVI-XVIII вв. | 1 | ||
28 | Повторение | Урок комплексного применения ЗУН | Тестирование | 1 | ||||
ИСТОРИЯ РОССИИ В XVI-XVIII вв. (40 ч) | ||||||||
29 | Введение. Историческое развитие Российской империи в XVI-XVIII вв. | Основные понятия: династия Рюриковичей; династия Романовых. Основные вопросы: итоги внутренней и внешней политики России; основные изменения в культуре и быте русского общества; | Вводная лекция | ИО | Репродуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком; показывать на исторической карте рост территории России в XVI-XVIII вв. | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
задачи России в данный период | Продуктивный уровень: называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком | |||||||
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 ч) | ||||||||
30 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | Основные понятия: «заповедные лета», дети боярские, крепостное право, урочные лета. Основные вопросы: экономическое развитие, Борис Годунов и его внутренняя и внешняя политика, причины Смутного времени | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с фрагментами исторического документа | Репродуктивный уровень: описывать положение основных социальных слоев общества. Продуктивны й уровень: выявлять основные причины Смутного времени; характеризовать внутреннюю политику Бориса Годунова. Творческий уровень: высказывать суждения о перспективах развития страны при правлении Б. Годунове | 1 | ||
31-32 | Смута в Российском государстве | Основные понятия: «смута», народное ополчение, интервенция, самозванец, гражданская война, национальное самосознание, Семибоярщина. Основные вопросы: царствование В. Шуйского, Лжедмитрий I, Лжедмит-рий II, восстание под руководством И. Болотникова, первое и второе народное ополчение, | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ИО, Тестирование | Репродуктивный уровень: называть даты основных этапов Смутного времени; называть существенные черты политического устройства станы. Продуктивный уровень: характеризовать причины, ход, основные этапы, итоги Смутного времени; раскрывать роль народных масс в процессе выхода из политического кризиса; | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Земский собор 1613 г. | систематизировать исторический материал о восстании И. Болотникова в таблице. Творческий уровень: на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение: «Политический портрет князя К. Минина, Д. Пожарского» | |||||||
Тема 2. Россия в XVII веке (11ч) | ||||||||
33 | Экономическое | Основные понятия: бар- | Урок комплексно- | ИО | Репродуктивный уровень: | |||
развитие России | щина, оброк, мелкое | го применения | называть существенные | |||||
в XVII веке | товарное производство, мануфактура, всероссийский рынок, ярмарка. Основные вопросы: экономические последствия Смутного времени, развитие сельского хозяйства, формирование всероссийского рынка, мануфактура-предприятие нового типа | ЗУН учащимися | черты экономического развития России в XVII веке; показывать на исторической карте крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства. Продуктивный уровень: характеризовать новые черты в экономике России; сравнивать экономическое развитие в XVII веке в странах Западной Европы и России | 11 | ||||
34 | Сословия россий- | Основные понятия: «белые» | Урок комплексно- | ИО, ФО | Репродуктивный уровень: | |||
ского общества | слободы, владельческие | го применения | описывать положение ос- | 1 | ||||
крестьяне, подворная по- | ЗУН учащимися | новных сословий в России | ||||||
дать, поземельная подать, | в XVII веке. | |||||||
приказные люди, служилые | ||||||||
люди, наемные работники. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Основные вопросы: социальная структура российского общества, экономическое и политическое положение разных сословий российского общества | Продуктивный уровень: раскрывать изменения, происшедшие в положении представителей разных сословий;сравнивать положение разных слоев одного сословия; систематизировать исторический материал в таблице | |||||||
35 | Политическое развитие России | Основные понятия: самодержавие, система приказов, Боярская дума, Соборное уложение 1649 г., полки «иноземного строя». Основные вопросы: первые Романовы, органы власти Российской империи, управление на местах | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Работа с фрагментами исторического документа. Работа в парах | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть существенные черты политического устройства России. Продуктивны й уровень: характеризовать систему управления и самоуправления в России; раскрывать причины падения роли Земских соборов и Боярской Думы в XVII веке; соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма. Творческий уровень: сравнивать процесс складывания абсолютной монархии в России и в странах Западной Европы | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
36 | Власть и церковь. Церковный раскол | Основные понятия: старообрядчество, раскол, протопоп. Основные вопросы: причины раскола, реформа Никона, конфликт между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, протопоп Аввакум, Церковный собор 1666-1667 г., христианство на территории Тамбовского края в 17 в. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Работа с фрагментами исторического документа. Работа по группам | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий. Продуктивный уровень: характеризовать сущность и результаты церковной реформы XVII века; выявлять основные причины разногласий между церковью и властью. Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях церковной реформы и деятельности патриарха Никона | 1 | |||
37 | «Бунташный век». Народные движения | Основные понятия: крепостное право, Соборное Уложение, секты, скиты, старообрядчество, «белые» слободы, крестьянская война. Основные вопросы: городские восстания в период царствования Алексея Михайловича, восстание Степана Разина, стрелецкое восстание 1682 г., народные выступления в Тамбовском крае. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Работа с фрагментами исторического документа. Работа по группам. | Репродуктивный уровень: называть даты, место, обстоятельства, участников народного движения. Продуктивный уровень: соотносить факты и общие явления: закрепощение крестьян и народные движения в XVII веке; анализировать основные положения Соборного уложения 1649 г.; сравнивать изменения в положении разных социальных слоев | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Творческий уровень: на основе дополнительной исторической и художественной литературы подготовить сообщение о роли личности в истории на примере Степана Разина | ||||||||
38-39 | Внешняя политика России в XVII веке | Основные понятия: рада, Запорожская Сечь, острог, ясак, реестровые казаки. Основные вопросы: Столбовский мир 1617 г., Деулинское перемирие 1618 г. Смоленская война 1632-1634 гг., освоение Сибири и Дальнего Востока, воссоединение Украины с Россией, Тамбовский край на страже южных рубежей России | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ИО, ФО | Репродуктивный уровень: называть основные направления внешней политики. Продуктивный уровень: характеризовать цели, средства, направления внешней политики России в XVII веке; сравнивать цели, результаты внешней политики царя Михаила Федоровича и Алексея Михайловича; систематизировать исторический материал в виде схемы и таблицы. Творческий уровень: подготовить электронный адрес основных событий по данной теме | 2 | ||
40- 41 | Культура России в XVII веке | Основные понятия: обмирщение, парсуна, изразцы, Славяно-греко-латинская академия, жанр | Урок закрепления знаний | Презентация сообщений | Репродуктивный уровень: называть характерные черты развития духовной жизни России в XVII веке | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 1 | 7 | |||
Основные вопросы: развитие образования и науки, жанры русской литературы, русский театр, архитектура, живопись | Продуктивный уровень: раскрывать многообразие, своеобразие и противоречивость русской культуры; выявлять сочетание старых и новых элементов русской культуры в XVII веке; характеризовать основные направления в развитии живописи, архитектуры, литературы, зодчества. Творческий уровень: подготовить презентации по данной теме | |||||||
42- 43 | Повторение «XVII век в историческом развитии России» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Зачет, Итоговое тестирование | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные даты, события, имена известных деятелей данного исторического периода. Продуктивны й уровень: соотносить факты и общие процессы в данный период; сравнивать развитие России и стран Западной Европы в данный период. Творческий уровень: высказывать суждение о значимости данного этапа для развития России в XVIII в. | 2 |
1 | 2 3 | 4 5 6 | 7 | |||||
Тема 3. Россия в I четверти XVIII века (10 ч) | ||||||||
44 | Россия на рубеже xvn-xvra вв. | Основные понятия: причины и предпосылки преобразований. Основные вопросы: внутреннее и международное положение России, предпосылки преобразований, планы будущих преобразований России в замыслах передовых людей этого времени (С. Полоцкий, Ордин-Нащокин, В. В. Голицын) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ИО, ФО | Репродуктивный уровень: называть причины социально-экономического отставания России от европейских стран; описывать политическое и экономическое положение России накануне преобразований. Продуктивный уровень: выявлять предпосылки преобразований в России; анализировать проекты преобразований передовых людей того времени. Творческий уровень: подобрать адреса Интернет-ресурсов по данной теме | 1 | ||
45 | Начало царствования Петра I | Основные понятия: регентство, стрельцы, лавра. Основные вопросы: характеристика личности Петра, двоевластие, царевна Софья, великое посольство 1697-1698 гг. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Работа с фрагментами исторического документа | Репродуктивный уровень: называть основные этапы жизни и деятельности Петра I в «начале славных лет». Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма. Творческий уровень: на основе дополнительного материала подготовить сообщение о личности Петра I | 1 |
1 | 2 | з | 5 | 6 | 7 | |||
46-47 | Внешняя политика Петра I | Основные понятия: верфь, гвардия, рекруты, регулярная армия, генеральное сражение, эскадра, фрегат, «нарвская конфузия». Основные вопросы: причины, ход, итоги Северной войны, азовские походы, Ништадский мир | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ИО, тестирование | Репродуктивный уровень: называть даты, основные сражения Северной войны; объяснять значение понятий. Продуктивный уровень: анализировать причины неудач и успехи русской армии в ходе Северной войны; выявлять причинно-следственные связи между проведением военной реформы и ходом Северной войны. Творческий уровень: высказывать суждение о последствиях внешнеполитической деятельности Петра I | 2 | ||
48-49 | Преобразования Петра I | Основные понятия: абсолютизм, коллегия, Синод, бюрократия, ратуши, магистраты, меркантилизм, подушная подать, приписные крестьяне, протекционизм, мануфактура, посессионные рабочие. Основные вопросы: преобразования в системе управления, изменения в сельском хозяйстве, промышленности, торговли, Тамбовский край в нач. 18 в. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | ФО | Репродуктивный уровень: называть существенные черты экономического, политического, социального развития России в эпоху преобразований Петра I. Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: реформы Петра I и развитие капиталистических отношений; | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
выявлять изменения в экономике, внутренней политике, социальном развитии, вызванные реформами Петра I; анализировать последствия реформ Петра I для России. Творческий уровень: на основе дополнительного материала подготовить сообщение о развитии стран Западной Европы и России в данный период | ||||||||
50 | Народные движения I четверти XVIII века | Основные понятия: работные люди, отходники, посессионные крестьяне. Основные вопросы: причины народных восстаний, общее и особенное в народных выступлениях, значение народных восстаний | Урок обобщения и систематизации знаний | ИО, ФО | Репродуктивны й уровень: называть даты народных движений; описывать положение разных социальных слоев в данный период. Продуктивный уровень: выявлять главные причины народных волнений в начале XVII века; сравнивать народные выступления начала XVII века; систематизировать новый исторический материал в таблице | 1 | ||
51 | Изменения в культуре и быте в I четверти XVIII века | Основные понятия: Академия наук, ассамблеи, летосчисление, Кунсткамера, развитие навигацких наук, гравюра | Урок обобщения и систематизации знаний | Тестирование | Репродуктивный уровень: описывать основные направления развития русской культуры; | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Основные вопросы: образование, наука, быт, книгопечатание | называть существенные черты духовной жизни России в I четверти XVIII века. Продуктивный уровень: характеризовать новые явления в области культуры и быта, введенные Петром; раскрывать значение преобразований в области культуры для дальнейшего развития России. Творческий уровень: высказывать суждение о значимости реформ для развития России | |||||||
52 | Повторение | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Зачет, тестирование | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть ключевые события данного исторического периода. Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы в данный период; раскрывать значимость событий этого этапа для дальнейшего развития России. Творческий уровень: высказывать суждение по спорным вопросам данной темы | 1 |
1 2 | 3 | 4 | 5 | 6 _^ | » | |||
Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч) | ||||||||
53 | Дворцовые пере- | Основные понятия: двор- | Урок изучения | ИО | Репродуктивный уровень: | |||
вороты | цовый переворот, консти- | и первичного | объяснять значение поня- | |||||
туционная монархия, | закрепления | тий; называть основные | 1 | |||||
Верховный тайный совет, | новых знании | этапы, даты и действующие | ||||||
временщики, «кондиции», | лица дворцовых перево- | |||||||
престолонаследник, фаво- | ротов. | |||||||
рит. | Продуктивный уровень: | |||||||
Основные вопросы: причи- | характеризовать основные | |||||||
ны дворцовых переворо- | направления внутренней | |||||||
тов, направления внутрен- | политики в эпоху дворцо- | |||||||
ней политики в эпоху | вых переворотов; выявлять | |||||||
дворцовых переворотов, | последствия дворцовых пе- | |||||||
последствия дворцовых | реворотов в социальном | |||||||
переворотов | - | и политическом развитии России. Творческий уровень: на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение об исторических персонажах эпохи дворцовых переворотов | ||||||
54 | Внутренняя поли- | Основные понятия: откуп, | Урок комплексно- | ФО | Репродуктивный уровень: | |||
тика России | подряд. | го применения | называть основные направ- | |||||
в 1725-1762 гг. | Основные вопросы: изменения в системе центрального и городского управления, укрепление позиций дворянства, положение крестьян и казачества | ЗУН учащимися | ления внутренней политики преемников Петра; описывать положение основных социальных групп населения в данную эпоху. | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Продуктивны и уровень: | ||||||||
выявлять изменения в по- | ||||||||
ложении разных социаль- | ||||||||
ных слоев; характеризовать | ||||||||
изменения в системе управ- | ||||||||
ления. | ||||||||
Творческий уровень: приво- | ||||||||
дить оценки деятельности | ||||||||
преемников Петра | ||||||||
55 | Внешняя полити- | Основные понятия: | Урок комплексно- | ФО | Репродуктивны и уровень: | |||
ка России в 1725- | Семилетняя война. | го применения | называть основные направ- | 1 | ||||
1762 гг. | Основные вопросы: основные направления внешней политики в данный период, участие России в русско-турецкой войне, в Семилетней войне, итоги внешней политики, полководческое искусство П. Я. Румянцева, П. С. Салтыкова | ЗУН учащимися | ления внешней политики преемников Петра. Продуктивный уровень: анализировать итоги внешней политики и последствия; систематизировать данный исторический материал в виде таблиц и схем; раскрывать основные черты полководческого искусства. Творческий уровень: высказывать суждение о значимости и последствиях военных кампаний России в XVIII в. | |||||
56 | Повторение | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Зачет, тестирование | 1 |
12 3 4 | 5 6 7 | ||||||||
Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. (11ч) | |||||||||
57-58 | Екатерина П. Внутренняя политика Екатерины П | Основные понятия: просвещенный абсолютизм, секуляризация, конституция, уложенная комиссия. Основные вопросы: особенности внутренней политики, изменения в городском управлении, работа Уложенной комиссии, Тамбовский край во второй пол 18 в., Г.Р.Державин – тамбовский губернатор | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Работа с фрагментами исторического документа | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть характерные черты политического устройства России во II половине xvm в. Продуктивный уровень: характеризовать особенности внутренней политики России в данный период; раскрывать сущность политики «просвещенного абсолютизма»; анализировать изменения в системе управления, судопроизводства при Екатерине П. Творческий уровень: составить политический портрет Екатерины П | 2 | |||
59 | Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева | Основные понятия: крестьянская война, самоуправление, самозванец. Основные вопросы: причины, особенности и этапы крестьянской войны | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Работа с фрагментами исторического документа | Репродуктивный уровень: называть место, имена, обстоятельства, участников крестьянской войны. Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: усиление крепостной зависимости и активизация народного движения; | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
анализировать причины, особенности и значение крестьянской войны; сравнивать народные восстания «бунташного времени» XVII века и восстания XVIII века. Творческий уровень: высказывать оценочное суждение о деятельности Емельяна Пугачева | ||||||||
60 | Экономическое развитие России 1762-1800 гг. | Основные понятия: экономика, мануфактура, денежный оброк, барщина, месячина. Основные вопросы: развитие промышленности и сельского хозяйства, подъем отечественной торговли, итоги экономического развития России в данный период | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Проблемные задания | Репродуктивны й уровень: описывать успехи и трудности развития экономики России в данный период; называть существенные черты экономического развития России в конце XVII -начале XVIII в. Продуктивный уровень: соотносить факты и общие процессы: крепостнический строй и разложение феодально-крепостнической системы. Творческий уровень: сравнивать экономическое развитие России и стран Западной Европы | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
61-62 | Внешняя политика Екатерины П. Русское военное искусство | Основные понятия: протекторат, коалиция, нейтралитет. Основные вопросы: основные направления внешней политики, борьба России за выход к Черному морю, война со Швецией, полководческое искусство А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова | Урок изучения и первичного закрепления знаний | ФО | Репродуктивный уровень: называть даты военных походов и кампаний. Продуктивный уровень: характеризовать основные направления внешней политики России во П половине ХУШ века; раскрывать последствия внешнеполитической деятельности Екатерины II. Творческий уровень: высказывать оценочное суждение о внешнеполитической деятельности Екатерины; на основе дополнительного исторического материала подготовить сообщение «Наука побеждать» А. В. Суворов; Ф. Ф. Ушаков | 2 | ||
63-64 | Россия при Павле I. Внешняя и внутренняя политика России в конце ХУШ в. | Основные понятия: коалиция, блокада, захватническая война, эскадра. Основные вопросы: основные направления внешней и внутренней политики Павла, противоречивость политики Павла, дворцовый переворот | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | . Работа с фрагментами исторического документа | Продуктивный уровень: характеризовать основные направления внутренней и внешней политики Павла I; выявлять особенности проводимой Павлом I политики. Творческий уровень: высказывать оценочное суждение о личности и деятельности Павла I | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
65 | Культура России во 2-й половине XVIII в. | Основные понятия: университет, духовная семинария, барокко, классицизм, реализм, идеология, паровая машина. Основные вопросы: становление системы российского образования, успехи отечественной науки, особенности развития искусства России, культура Тамбовского края | Урок обобщения и систематизации знаний | Презентация, сообщения | Репродуктивный уровень: составлять описание исторических памятников и произведений литературы; называть характерные черты духовной культуры России П половины ХУЩ в. Продуктивный уровень: характеризовать развитие просвещения и системы образования в России; выявлять особенности развития искусства и роль академических экспедиций в развитии отечественной науки. Творческий уровень: на основе литературных произведений выявлять ценности изучаемого периода | 1 | ||
66 | Повторение «История России XVII-XVIII вв.» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Зачет, тестирование | Репродуктивный уровень: объяснять значение понятий; называть основные даты, события, имена известных деятелей данного исторического периода. | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Продуктивный уровень: соотносить изученные факты и общие процессы; сравнивать социально-экономические, политические, духовные процессы в России с историческим развитием стран Западной Европы в XVII-XVIII вв.; структурировать изученный материал в виде таблиц, схем. Творческий уровень: презентовать проекты «Выдающиеся личности России XVII-XVIII вв.» | ||||||||
67-70 | Резервное время 4 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...