Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Зубкова Людмила Олеговна

Программа составлена на основе учебников издательства "Просвещение". История средних веков. История России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с ФГОС ООО, примерной программы основного общего образования по истории и программ ООО МБОУ «Старокупавинский лицей», федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования, представленных в ФГОС ООО рабочая  программа по истории для 6 класса составлена с учетом авторских программ: «Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы». Издательство: Просвещение, М.2014 г., а так же «Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г. и в соответствии с годовым календарным планом-графиком лицея на 2016-2017 учебный год.

Задачи и цели курса «История» в общеобразовательных учреждениях, см. стр.4 «Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы». Издательство: Просвещение, М.2014 г., а так же «Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г. стр. 3-11.

Общая характеристика предмета, см. стр.5-7 «Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы». Издательство: Просвещение, М.2014 г., а так же «Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г. стр.3-11.

Место предмета в базисном учебном плане, см. стр.9 «Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы». Издательство: Просвещение, М.2014 г, а так же «Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г. стр.3-8.

Содержание курса «Всеобщая история. История Средних веков» см. стр.24-30 «Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы». Издательство: Просвещение, М.2014 г. 

Содержание курса «История России» 6 класс, см. стр.27-31 «Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г.  

Образовательные результаты освоения предмета, см. стр.9-12 «Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы». Издательство: Просвещение, М.2014 г., а так же «Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г, стр.12-15.

Учебно-тематическое планирование

по истории в 6 классе (2 часа в неделю)

п/п

Наименование разделов

Всего

часов на раздел

Плановых контрольных работ

1

Введение.

1

2

Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

4

3

Византийская империя и славяне в (VI-XI вв.)

2

4

Арабы в VI - XI веках.

1

5

Феодалы и крестьяне.

2

6

Средневековый город в Западной и Центральной  Европе.

2

7

Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

3

1

8

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века)

6

9

Славянские государства и Византия в  XIV-XV веках.

2

10

Культура Западной Европы в XI – XV веках.

3

11

Народы Азии, Африки и Америки в средние века.

4

1

12

Введение.

1

13

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

4

14

Русь в IX — первой половине XII в.

11

1

15

Русь в середине ХII — начале XIII в.

5

1

16

Русские земли в середине XIII — XIV в.

10

1

17

Формирование единого Русского государства.

8

18

Итоговое повторение.

3

1

ИТОГО

72

6

Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс 2 часа в неделю.

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме, УУД

Примечания

Введение – 1 час.

1

01.09-03.09

Введение. Живое Средневековье.

Предметные: научатся определять термины: архивы, хроники, фрески. Получат возможность научиться: работать с учебником,  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) - 4 часа.

2

01.09-03.09

Образование варварских королевств.

Предметные: Раскрывать связь между природными условиями, хозяйственной жизнью и общественным устройством древних германцев. Коммуникативные: Выявлять причины изменений в хозяйственной и общественной жизни германцев. Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка. Регулятивные: Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта.

3

05.09-10.09

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

Предметные: Устанавливать причины падения Западной Римской империи. Выявлять особенности политического и социального устройства варварских королевств. Коммуникативные: Высказывать своё отношение к личности короля остготов Теодориха и короля франков Хлодвига. Регулятивные: Показывать по карте основные направления движения варварских племён в эпоху Великого переселения народов и границы варварских королевств.

4

05.09-10.09

Феодальная раздробленность в Западной  Европе в IX – XI вв.

Предметные: научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов. Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

5

12.09-17.09

Англия в раннее Средневековье.

Предметные: Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. Давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого. Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.

Тема 2.Византийская империя и славяне в (VI-XI вв.) - 2 часа.

6

12.09-17.09

Византия при Юстиниане. Культура Византии.

Предметные: Сравнивать системы управления Византийской империей и империей Карла Великого. Оценивать историческое значение Византийской империи. Коммуникативные: Показывать по карте территорию Византийской империи в различные периоды её существования. Регулятивные: Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера.

7

19.09-24.09

Образование славянских государств.

Предметные: Научатся определять термины: вече.

Называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, симпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Тема 3. Арабы в VI - XI веках- 1 час.

8

19.09-24.09

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Арабского халифата.

Предметные: Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират. Определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.  Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Тема 4.Феодалы и крестьяне-2 часа.

9

26.09-1.10

В рыцарском замке.

Предметные: Различать признаки феодального строя. Давать характеристику сословия, опираясь на памятку. Воспроизводить схему, данную в учебнике. Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера. Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре. Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

10

26.09-1.10

Средневековая деревня и ее обитатели.

Предметные: Различать признаки феодального строя. Давать характеристику сословия, опираясь на памятку. Воспроизводить схему, данную в учебнике. Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера. Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре. Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Выявлять причины распада империи Карла Великого. Показывать по карте процесс распада империи Карла Великого.

Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной  Европе – 2 часа.

11

03.10-08.10

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

Предметные: Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство. Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

12

03.10-08.10

Торговля в Средние века.

Предметные: С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. Ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы – 3 часа.

13

10.10-15.10

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Предметные: Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры. Называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Проявляют симпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. Выявлять предпосылки и последствия крестовых походов. Определять роль монашеских орденов в жизни средневекового европейского общества. Прослеживать по карте направления крестовых походов.

14

10.10-15.10

Крестовые походы.

Предметные: Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры. Называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Проявляют симпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. Выявлять предпосылки и последствия крестовых походов. Определять роль монашеских орденов в жизни средневекового европейского общества. Прослеживать по карте направления крестовых походов.

15

17.10-22.10

Контрольная работа №1: «Западная Европа в V–XI вв».

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

Находить в тексте учебника историческую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Тема 7.Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века) – 6 часов.

16

17.10-22.10

Как происходило объединение Франции.

Предметные: Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия. Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

17

24.10-29.10

Что англичане считают началом своих свобод.

Предметные: Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента.

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

18

24.10-29.10

Столетняя война.

централизованного государства во Франции. Определять историческое значение появления Генеральных штатов. Давать оценку исторических личностей, опираясь на материал учебника: Филипп IV, Жанна д’Арк. Коммуникативные: Составлять сравнительную таблицу «Народные движения в Средние века». Регулятивные: Рассказывать по карте о ходе Столетней войны.

19

31.10-03.11

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

Предметные: Устанавливать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием европейских государств. Коммуникативные: Отмечать на ленте времени периоды всеобщей истории. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

20

31.10-03.11

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Предметные: Выявлять причины объединения Испании. Раскрывать особую роль католической церкви в жизни Испанского королевства. Регулятивные: Рассказывать по карте о ходе Реконкисты и процессе объединения Испании. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

21

14.11-19.11

Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках.

Предметные: Устанавливать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием европейских государств. Коммуникативные: Отмечать на ленте времени периоды всеобщей истории. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Тема 8. Славянские государства и Византия в  XIV-XV веках-2 часа.

22

14.11-19.11

Гуситское движение в Чехии.

Предметные: Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм. Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского сражения. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий. Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, симпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

23

21.11-26.11

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Предметные: Научатся определять термины: турки-османы

Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Тема 9.Культура Западной Европы в XI – XV веках – 3 часа.

24

21.11-26.11

Образование, философия, литература  в  XI-XV вв.

Предметные: Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. Выявлять специфику средневековой науки.

25

28.11-03.12

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

Предметные: Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. Выявлять специфику средневековой науки.

26

28.11-03.12

Научные открытия и изобретения.

Предметные: Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. Выявлять специфику средневековой науки.

Тема 10. Народы Азии, Африки и Америки в средние века - 4 часа.

27

05.12-10.12

Средневековая Азия: Индия,  Китай, Япония.

Предметные: Раскрывать систему государственного управления в Китае и Японии в Средние века. Регулятивные: Определять значение конфуцианства в жизни средневекового Китая. Коммуникативные: Давать сравнительную характеристику культуры Китая, Японии и Индии.

28

05.12-10.12

Средневековая Азия: Индия,  Китай, Япония.

Предметные: Раскрывать систему государственного управления в Китае и Японии в Средние века. Регулятивные: Определять значение конфуцианства в жизни средневекового Китая. Коммуникативные: Давать сравнительную характеристику культуры Китая, Японии и Индии.

29

12.12-17.12

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

Предметные: Получат возможность научиться: называть народы Африки и Америки, особенности их цивилизаций.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий.

30

12.12-17.12

Контрольная работа № 2 «История Средних веков».

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

Находить в тексте учебника историческую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

История России – 42 часа.

31

19.12-24.12

Наша Родина – Россия. Введение.

Предметные: Научатся определять, что изучает история Отечества. Определять исторические источники по истории нашей Родины. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Знать определение исторической науки. Уметь разделять исторические источники по группам.
Называть способы и единицы измерения времени в исторической науке.
Объяснять, как пользоваться исторической картой.

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч).

32

19.12-24.12

Древние люди и их стоянки

на территории современной России.

Предметные: Называть основные занятия людей
в древности.
 Регулятивные: Показывать по карте древнейшие поселения человека на территории нашей страны.
Объяснять, почему не существует точных дат в древнейшей истории человечества.
 Коммуникативные: Использовать иллюстрации учебника в своём рассказе, при доказательстве своих суждений.

33

26.12-29.12

Неолитическая революция.

Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

Предметные: Называть единицы измерения времени, которыми пользуются историки. Регулятивные: Знать, что основной единицей измерения времени в древнейший период истории человечества является тысячелетие.
Правильно показывать объекты на исторической карте.
 Коммуникативные: Находить территории, где располагались греческие колонии. Давать характеристику исторических источников различных археологических культур.

34

26.12-29.12

Образование первых государств.

Предметные: Изучение фрагментов письменных исторических источников. Показывать по карте территорию расселения славянских племён. Регулятивные: Находить в документе ответы на поставленные вопросы. Коммуникативные: Понимать, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники, от иллюстраций, созданных художественным вымыслом автора

35

11.01-14.01

Восточные славяне и их

соседи.

Предметные: Называть племена восточных славян и показывать на карте места их расселения.
 Коммуникативные: Объяснять, как природные условия влияли на образ жизни и занятия восточных славян.
Характеризовать основные занятия восточных славян в древности.
Регулятивные: Отличать подсечно-огневую систему земледелия от переложной.

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч).

36

11.01-14.01

Первые известия о Руси.

Предметные: Использовать при ответах понятия, определяющие специфику исторической науки: «факт», «исторический источник», «документ», «памятник».
 Коммуникативные: Делать описание исторического памятника. Использовать рисунки, схемы в своём рассказе.
Понимать, чем иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники отличаются от иллюстраций, созданных художественным вымыслом автора.
Регулятивные: Знать, что восточные славяне заложили основы государства Русь, России.

37

16.01-21.01

Становление Древне-

русского государства.

Предметные: Знать время возникновения Древнерусского государства. Называть имена первых русских князей, важнейшие даты. Знать, что восточные славяне — предки трёх братских народов: русских, украинцев, белорусов. Коммуникативные: Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Регулятивные: Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений, путь «из варяг в греки».

38

16.01-21.01

Становление Древне-

русского государства.

Предметные: Знать время возникновения Древнерусского государства. Называть имена первых русских князей, важнейшие даты. Знать, что восточные славяне — предки трёх братских народов: русских, украинцев, белорусов. Коммуникативные: Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Регулятивные: Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений, путь «из варяг в греки».

39

23.01-28.01

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

Предметные: Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений. Выделять наиболее характерные признаки государства. Используя текст учебника, объяснять, для чего людям необходимо государство. Коммуникативные: Объяснять, что такое полюдье и с какой целью оно собиралось русскими князьями. Регулятивные: Находить правильный ответ на поставленный вопрос в тексте учебника и среди предложенных вариантов ответов.

40

23.01-28.01

Русское государство при

Ярославе Мудром.

Предметные: Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений. Выделять наиболее характерные признаки государства. Используя текст учебника, объяснять, для чего людям необходимо государство. Коммуникативные: Объяснять, что такое полюдье и с какой целью оно собиралось русскими князьями. Регулятивные: Находить правильный ответ на поставленный вопрос в тексте учебника и среди предложенных вариантов ответов.

41

30.01-04.02

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

Предметные: Выделять наиболее характерные признаки славянского язычества, христианской религии, принятой князем Владимиром. Коммуникативные: Сравнивать основные черты славянского язычества и христианства. Находить в тексте документа ответ на поставленный вопрос. Регулятивные: Выделять в тексте учебника, рассказе учителя сведения, помогающие понять причины и последствия принятия христианства.

42

30.01-04.02

Общественный строй и церковная организация на Руси.

Предметные: Выделять наиболее характерные признаки славянского язычества, христианской религии, принятой князем Владимиром. Коммуникативные: Сравнивать основные черты славянского язычества и христианства. Находить в тексте документа ответ на поставленный вопрос. Регулятивные: Выделять в тексте учебника, рассказе учителя сведения, помогающие понять причины и последствия принятия христианства.

43

06.02-11.02

Культурное пространство

Европы и культура Древней Руси.

Предметные: Понимать, для чего необходимы законы.
Коммуникативные: Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями.

Регулятивные: Знать важнейшие положения первого свода законов — «Русской Правды» и историю её создания.

44

06.02-11.02

Повседневная жизнь населения.

Предметные: Знать, на какие социальные группы делилось население Древней Руси. Коммуникативные: Делать описания вотчины, основных занятий земледельцев и ремесленников.
Составлять рассказ по картине.
Регулятивные: Находить ответ на поставленный в тексте документа вопрос.

45

13.02-18.02

Место и роль Руси в Европе.

Предметные: Знать, какую роль играли города в жизни Древней Руси и чем занимались их обитатели. Регулятивные: Представлять облик древнерусского города.

46

13.02-18.02

Контрольная работа №3: «Русь в IX — первой половине XII в.».

Предметные: Знать памятники культуры Древней Руси, исторические памятники этого периода в родном крае.
Называть материал, на котором писали в Древней Руси.
 Коммуникативные: Оценивать значение создания Кириллом и Мефодием славянской азбуки. Объяснять, почему с возникновением письменности единицы, используемые историками для измерения времени, становятся более точными: век, год, а нередко месяц и число. Понимать, какое значение имеет «Повесть временных лет» для изучения истории России.

Регулятивные: Представлять, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники и памятники прошлого, от репродукций картин художников.

Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч)

47

20.02-25.02

Политическая раздробленность в Европе и на Руси.

Предметные: Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы. Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Коммуникативные: Обосновывать необходимость государства для обеспечения внешней безопасности и поддержания согласия между людьми. Понимать, что главными причинами принятия христианства на Руси были: повышение престижа на международной арене, приобщение к более высокой культуре и нравственное развитие народа. Регулятивные: Представлять, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники и памятники прошлого, от репродукций картин художников.

48

20.02-25.02

Владимиро-Суздальское

княжество.

Предметные: Объяснять, почему Русь распалась на самостоятельные княжества. Знать последствия распада Руси на отдельные княжества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Проявляют симпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

49

27.02-04.03

Новгородская республика.

Предметные: Знать, что, несмотря на раздробленность Руси, у русских людей того времени сохранялось ощущение своего единства. Находить на карте княжества, на которые распалась Русь. Коммуникативные: Составлять рассказы о деятельности князей, используя памятки и планы ответов. Находить в тексте учебника сведения о выдающихся князьях: Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском, Всеволоде Большое Гнездо. Регулятивные: Составлять рассказы о деятельности князей, используя памятки и планы ответов.

50

27.02-04.03

Южные и юго-западные

русские княжества.

Предметные: Сравнивать положение князя во Владимиро-Суздальском княжестве и в Великом Новгороде. Коммуникативные: Объяснять роль веча в Великом Новгороде, используя схему. Регулятивные: Использовать схему при объяснении устройства системы управления в Новгороде.

51

06.03-11.03

Контрольная работа № 4: «Русь в середине ХII — начале XIII в.».

Предметные: Знать памятники материальной культуры изучаемой эпохи. Понимать значение понятия «повседневность» Уметь разделять исторические источники на письменные и вещественные. Коммуникативные: Использовать терминологию историка в практической работе: «исторический источник», «документ», «памятник», «остатки прошлого».
Объяснять, почему репродукции картин не являются историческими источниками. Составлять рассказ о событиях прошлого, используя картину художника. Объяснять отношение автора «Слова о полку Игореве» к княжеским усобицам.
Выделять среди иллюстраций те, которые воспроизводят вещественные исторические источники.
Регулятивные: Знать названия наиболее известных литературных памятников эпохи раздробленности: Поучение Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве».

Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч).

52

06.03-11.03

Монгольская империя и изменение политической картины мира.

Предметные: Научатся определять термины: нойон, фураж, стан.

Объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоевания Батыя. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. Объяснять, на какие интересующие историков вопросы помогает ответить историческая карта.

53

13.03-18.03

Батыево нашествие на Русь.

Предметные: Приводить примеры героизма народа при защите своего Отечества. Коммуникативные: Показывать по карте направления ударов иноземных захватчиков в XIII в. Регулятивные: Составлять рассказ о событиях прошлого, используя картину художника.

54

13.03-18.03

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

Предметные: Знать даты воинской славы России: 1240 г., 1242г.
Понимать, что нашествие немецких рыцарей являлось крестовым походом на Русь.
Коммуникативные: Выстраивать события данного периода в хронологическом порядке.
 Регулятивные: Установить, что современником Александра Невского был хан Батый. Использовать схему при описании сражения.

55

20.03-25.03

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.

Предметные: Составлять рассказ о событиях прошлого, используя картину художника. Коммуникативные: Знать примеры героизма народа в борьбе за свободу. Регулятивные: Использовать схему при объяснении управления русскими землями во времена монгольского ига.

56

20.03-25.03

Литовское государство и

Русь.

Предметные: Знать даты важнейших исторических событий. Выстраивать события данного периода в хронологическом порядке.
 Коммуникативные: Используя материалы темы, выявлять характерные черты эпохи политической раздробленности, особенности политического устройства Великого Новгорода, характеризировать систему монгольского ига.
 Регулятивные: Понимать, что, несмотря на раздробленность, у людей того времени сохранялось осознание своего единства.

57

03.04-08.04

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.

Предметные: Показывать в хронологическом порядке на исторической карте, как шло объединение русских земель.
Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали.
Коммуникативные: Объяснять, почему Москва стала центром объединения русских земель. Понимать, почему ханы Золотой Орды провоцировали усобицы между русскими князьями. Знать, чем завершилось соперничество Москвы и Твери. Регулятивные: Используя материалы рубрики «Мнение историка», извлекать необходимую информацию. Используя памятки, составлять рассказ об Иване Калите.

58

03.04-08.04

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская

битва.

Предметные: Знать, какие изменения в облике Московского Кремля произошли при Дмитрии Ивановиче.
Пользоваться схемой сражения при описании Куликовской битвы.
 Коммуникативные: Объяснять, используя схему сражения, в чём проявился полководческий талант князя Дмитрия Ивановича.
Находить информацию в «Сказании
о Мамаевом побоище».
Понимать, какое значение имело благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского накануне Куликовской битвы.
Понимать историческое значение Куликовской битвы.
 Регулятивные: Использовать репродукцию картины художника А.П. Бубнова «Утро на Куликовом поле» при описании сражения.

59

10.04-15.04

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

Предметные: Знать основных участников междоусобной войны во второй четверти XV в.
Понимать, что явилось причиной возникновения междоусобной войны во второй четверти XV в.
 Коммуникативные: Выстраивать события изученного периода в хронологическом порядке.
Используя материалы рубрики «Мнение историка», извлекать необходимую информацию.
 Регулятивные: Группировать имена, события по заданным признакам (партии, борющиеся за престол).

60

10.04-15.04

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

Предметные: Знать основных участников междоусобной войны во второй четверти XV в.
Понимать, что явилось причиной возникновения междоусобной войны во второй четверти XV в.
 Коммуникативные: Выстраивать события изученного периода в хронологическом порядке.
Используя материалы рубрики «Мнение историка», извлекать необходимую информацию.
 Регулятивные: Группировать имена, события по заданным признакам (партии, борющиеся за престол).

61

17.04-22.04

Контрольная работа №5: «Русские земли в середине XIII — XIV в.».

Предметные: Понимать значение терминов «внутренняя политика» и «внешняя политика». Коммуникативные: Определять основные черты единого (централизованного) государства. Оценивать историческое значение освобождения Руси от ига Золотой Орды. Регулятивные: Понимать, почему Москва стала центром объединения русских земель.

Тема V. Формирование единого Русского государства (8 ч).

62

17.04-22.04

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Предметные: Оценивать значение принятия Иваном III титула «Государь всея Руси». Объяснять, чем было вызвано составление Судебника 1497 г. и какую роль он играл в объединённом Русском государстве. Коммуникативные: Знать систему управления Русского государства во времена Ивана III. Что являлось совещательным органом при великом князе. Органы центрального управления. Кто такие окольничие и дьяки. Выявлять негативные стороны местничества и кормления. Регулятивные: Понимать, каким образом церковь поддерживала великого князя в борьбе за единство страны. Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей.

63

24.04-29.04

Московское княжество в

первой половине XV в.

Предметные: Объяснять значение важнейших понятий темы.
Сравнивать вотчину и поместье.
Коммуникативные: Объяснять, как вокруг города возникали слободы. Регулятивные: Объяснять, почему введение Юрьева дня было необходимым явлением для того времени.

64

24.04-29.04

Распад Золотой Орды и

его последствия.

Предметные: Группировать исторические памятники эпохи.

Знать имена выдающихся деятелей эпохи: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия и их важнейшие достижения в культуре России.

65

01.05-06.05

Московское государство и

его соседи во второй половине XV в.

Предметные: Понимать необходимость объединения Руси. Знать, какие условия способствовали объединению. Коммуникативные: Определять основные черты единого (централизованного) государства. Находить на карте места важнейших сражений. Используя историческую карту, показывать в хронологическом порядке, как шло объединение русских земель. Регулятивные: Рассказывая об исторических событиях, уметь ответить на три важнейших вопроса историка: что произошло, где произошло, когда произошло.

66

01.05-06.05

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

Предметные: Показывать на карте территории, вошедшие в состав единого Российского государства при Василии III.
 Коммуникативные: Оценивать значение венчания Ивана Грозного на царство. Знать имена выдающихся исторических деятелей. Регулятивные: Заполнять таблицу «Отношения с иностранными государствами и события во внутренней жизни страны».

67

08.05-13.05

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Предметные: Знать основные события внутриполитической жизни. Реформы Избранной рады и Ивана Грозного.
Понимать, что принятие Иваном Грозным титула царя — важный этап в укреплении российской государственности; что реформы Избранной рады укрепили Российское государство.
Коммуникативные: Оценивать Судебник Ивана Грозного как этап в закрепощении крестьян. Находить изменения в положении крестьян. Понимать, что введение Юрьева дня было вынужденной мерой государства, закреплявшего рабочую силу за дворянами-помещиками. Различать функции Боярской думы, Земского собора, приказов. Понимать, что, хотя Земский собор выражал мнение общества, он не являлся парламентом в западноевропейском понимании. Царь опирался на авторитет Земского собора в борьбе с противниками. Понимать, что опричнина стала средством борьбы с боярской вольностью в условиях Ливонской войны, направленным на укрепление центральной власти. Однако методы, применяемые опричниками, основывались на жестокости, насилии. Регулятивные: Сравнивать мероприятия, проводимые Иваном IV в 1550-е годы и во времена опричнины.

68

08.05-13.05

 Формирование культурно-

го пространства единого Российского государства.

Предметные: Понимать, что поражение в Ливонской войне лишило Россию удобного выхода к Балтийскому морю.
 Коммуникативные: Понимать, что походы казаков и стрельцов в Сибирь положили начало русской эпохе Великих географических открытий. Понимать, что ликвидация Казанского и Астраханского ханств была продолжением борьбы с воинственными «осколками» Золотой Орды. Регулятивные: Знать имена выдающихся исторических деятелей. Правильно показывать объекты на исторической карте.

69

15.05-20.05

 Формирование культурно-

го пространства единого Российского государства.

Предметные: Понимать, что поражение в Ливонской войне лишило Россию удобного выхода к Балтийскому морю.
 Коммуникативные: Понимать, что походы казаков и стрельцов в Сибирь положили начало русской эпохе Великих географических открытий. Понимать, что ликвидация Казанского и Астраханского ханств была продолжением борьбы с воинственными «осколками» Золотой Орды. Регулятивные: Знать имена выдающихся исторических деятелей. Правильно показывать объекты на исторической карте.

Итоговое повторение – 3 часа.

70

15.05-20.05

Итоговое повторение.

Предметные: Использовать иллюстрации учебника при составлении рассказов по материалу параграфа.
Понимать, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники, от иллюстраций, созданных художественным воображением автора.
Коммуникативные: работа в паре, обсуждение поставленных проблем курса истории. Регулятивные: составление исторических кроссвордов.

71

22.05-27.05

Итоговая контрольная работа.

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

Находить в тексте учебника историческую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

72

22.05-27.05

Анализ итоговой контрольной работы. Итоговое повторение.

Предметные: Использовать иллюстрации учебника при составлении рассказов по материалу параграфа.
Понимать, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники, от иллюстраций, созданных художественным воображением автора.
Коммуникативные: работа в паре, обсуждение поставленных проблем курса истории. Регулятивные: составление исторических кроссвордов.


Учебно-методическое обеспечение курса

Планирование составлено на основе:

«Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г.

«Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы». Издательство: Просвещение, М.2014 г.

Учебно-методический комплект для учителя: Учебник: Л.В. Искровская, С.Е. Федоров, Ю.В. Гурьянова «История Средних веков», Москва, «Вентана-Граф» 2013 г.

Учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений, М, Просвещение, 2014 г.

Дополнительная литература:

  1. Колесниченко Н.Ю. История средних веков. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского. Волгоград,  

      Издательство «Учитель» 2011 г.

  1. Алебастрова А.А. Проверочные материалы по всеобщей истории за 6 класс. Средние века. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 г.
  2. История средних  веков. 6 класс: поурочные планы по учебнику Агибаловой Е.В.(авт-сост. Колесниченко)-Волгоград, 2007г.
  3. История России . 6 класс: поурочные планы по учебнику Данилова А.А. (авт-сост. Колесниченко)-Волгоград, 2007г.
  4. История России . 8 класс: поурочные планы по учебнику Данилова А.А. (авт-сост. Кочетов Н.С.)-Волгоград, 2006г.
  5. Ляшенко Л.М. история России. Учебно-методическое пособие. Дидактические материалы. – М., Дрофа, 2001г.
  6. Новая история. 8 класс: поурочные разработки по учебнику Юдовской А.Я. (авт.-сост. Кочетов Н.С.)-Волгоград, 2006г.
  7. Плоткин Г.М. Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. 5-11 классы: Пособие для учителя.- М., Просвещение. 2002г.
  8. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков.- М., «Просвещение», 1995г.                  
  9. Степанова В.Е. Шевеленко А.Я. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя.- М., «Просвещение»,1981г.

Материально-техническое обеспечение курса

  1. Интерактивная доска, проектор, ноутбук.
  2. Электронные ресурсы: http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...