«Экономическое, политическоe и внешнеполитическое развития Италии во второй половине XIX в.»
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями экономического, политического и внешнеполитического развития Италии во второй половине XIX в.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока на тему:

«Экономическое, политического и внешнеполитического развития Италии во второй половине XIX в.»

Цели урока:

  1. Образовательная: познакомить с особенностями экономического, политического и внешнеполитического развития Италии во второй половине XIX в.
  2. Развивающая: формировать навыки самостоятельной работы с текстом, поиска информации, систематизации материала, умений делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи, характеризовать понятия и явления, приводить примеры.
  3. Воспитательная: способствовать формированию гражданского мышления, осознания опасности националистической пропаганд

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивный и частично-поисковый

Формы работы: опрос, познавательные задания, заполнение таблицы, анализ исторического источника

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания 
  1. Расскажите о ситуации во Франции после франко-прусской войны.
  2. Дайте характеристику внешней политики Франции
  3. Кем было представлено социалистическое и протестное движение во Франции?
  4. Почему в ходе политической борьбы победили республиканцы?
  5. Перечислите демократические реформы во Франции.


  1. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
  1. Эвристическая беседа по ранее изученному материалу, связанному с Италией

Какие события и когда привели к объединению Италии?

- Какие причины способствовали успеху борьбы за достижение этой цели?

- Назовите лидеров объединения Италии.


  1. Анализ высказывания историка начала 20 века Н.Н. Кареева об Италии: «Народ был беден до объединения и остался бедным после объединения»

Как вы думаете, на основании каких явлений в развитии Италии

Н. Н. Кареев мог сделать такой вывод?


4.Изучение нового материала.

Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет об Италии . Откройте тетради, запишите число и тему урока. Сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями экономического, политического и внешнеполитического развития Италии во второй половине XIX в. Материал очень объемный поэтому для его усвоения нам поможет таблица. Возьмите карандаш и линейку и начертите ее в тетрадь. 

Заполнять таблицу мы будем вместе в течение урока.

Экономическое развитие

Политическая система, реформы

Политические партии, рабочее движение

Внешняя политика

  • Италия – бедная страна. Не имела тяжелой промышленности
  • В деревне господствовали феодальные отношения
  • Север Италии - капиталистические отношения в деревне
  • Юг – латифундии
  • Идет обезземеливание и разорение крестьян
  • Главные отрасли экономики – производство зерна, оливок, винограда ит.п. , скотоводство.
  • Особенность Италии – активное вмешательство государства в экономическую жизнь
  • В н. ХХ века - появляются монополии

Италия – конституционная монархия

Законодательная власть – король Эммануил II и


  • Избирательное право – мужчины с 25 лет, умеющие писать и читать, + имущественный ценз.

Исполнительная власть – король

1903 – 1914 гг. – эра Джолитти

  • Развитие торговли и частного предпринимательства
  • Укрепил государственный бюджет, уменьшил внешний долг
  • Разрешены профсоюзы и стачки
  • Запрещен ночной труд женщин и подростков
  • Отменен имущественный и образовательный цензы
  • В результате нищеты в Италии часто возникали крестьянские восстания.
  • 1892 г. – создана ИСП - итальянская социалистическая партия (Филиппе Турати)
  • ЦЕЛЬ: колониальные захваты, превращение Италии в империю
  • 80е гг. – захваты в северо-восточной Африке (Эритрея, Сомали)
  • 1895 г. – война с Эфиопией – Италия потерпела поражение.

Был взят курс на мирное проникновение в страны Восточного Средиземноморья

  • Италия присоединилась к Тройственному союзу в 1882 г.
  • В то же время Италия заключала соглашения со странами Антанты.
  • 1911 г. – захват Триполи и Киренаики

  1. Экономическое развитие страны 
  2. Политическая система, реформы Физкультминутка
  3. Рабочее движение, партии Сравнительный анализ исторических документов Перед вами две выдержки из документов начала 20 века, сравните их по предложенному вам плану, который вы видите у себя на партах. Работать вы можете в паре с соседом по парте.

1.Выступая в парламенте в 1902 г., депутат де Мартино говорил: «Небо хмурится над Балканами, и события назревают в Северной Африке… В день, когда они произойдут… Италия не должна оказаться неподготовленной».


2.В 1904 г. в близкой к правительственным кругам газете «Трибуна» можно было прочитать: «Мы роковым образом заперты в Гибралтаре, на Мальте, в Египте хозяйничает Англия, в Алжире и Тунисе — Франция. Австро-Венгрия — почти что хозяйка Адриатики — господствует на всем побережье от Триеста до Фиуме… Мы скованы, с трудом шевелимся, не можем дышать».

6) Внешняя политика Италии

5.Подведение итогов урока.

- Какие же выводы мы можем сделать из нашей беседы?

(Политика правительства Италии, направленная на создание империи путем захватнических войн, ухудшало материальное положение личности и не гарантировало ей безопасного существования. Государственное вмешательство в экономику способствовало индустриализации страны. Население беднело из-за колониальных войн, а нищета населения приводила к росту насилия и эмиграции. Итальянское правительство проводило политику колониальных захватов и националистическую пропаганду, и тем самым подготовило вступление Италии в Первую мировую войну.)

6.Рефлексия 

  • Что на уроке вам показалось наиболее интересным?
  • Моё впечатление от урока…( оцените выбранным смайликом)
  • Мои знания на уроке…(оцените выбранным цветом квадрата: зеленый – все понял отлично; желтый – понял хорошо, но в некоторых вопросах понадобится помощь учебника; красный – материал не понял, буду изучать по учебнику и дополнительной литературе.)


7.Домашнее задание:

§ 22 пересказ, закончить таблицу, выполнить задания в рабочей тетради к параграфу 22. По желанию – сообщение об одной из колониальных войн Италии этого периода




Приложения

  1. Материал для рассказа учителя:

Цена объединения. После долгих лет самоотверженной борьбы итальянский народ завершил объединение своей страны.

Какую же цену заплатили итальянцы за создание единого национального государства?

Во-первых, две войны, которые пришлось вести с Австрией, а во-вторых, огромные расходы на содержание даже в мирное время достаточно внушительной армии и флота. К тому же государство взяло на себя долги упраздненных монархий, и эти суммы были значительны.

Так что свое объединение Италия встретила страной очень бедной. Она не имела тяжелой промышленности; в деревне господствовали феодальные отношения; огромная масса населения была неграмотна, а в политической жизни господствовали абсолютизм, церковь и аристократия. Необходимость модернизации была очевидна.

Правители Италии очень хотели сделать страну великой державой, похожей на Англию и Францию, и, конечно, иметь колонии. Но не все сторонники реформ понимали, как много денег требуют подобные преобразования.

Конституционная монархия. После объединения страна формировалась как конституционная монархия. По конституции король Виктор Эммануил II делил законодательную власть с двухпалатным парламентом (сенат и палата депутатов). Сенаторы назначались королем пожизненно, а в нижнюю палату депутаты избирались. Однако воспользоваться этим правом могли лишь 2% жителей страны: избирательное право предоставлялось только мужчинам старше 25 лет, к тому же умевшим читать и писать. Был еще и имущественный ценз.

Конституция провозглашала все демократические права, а исполнительная власть принадлежала монарху. Италия оставалась страной, где господствовала католическая религия. В 1871 г. король подписал закон, объявлявший папу личностью священной и неприкосновенной, но его территориальные владения ограничивались Ватиканом.

В Италии шел процесс создания политических партий.

Мучительный путь развития сельского хозяйства. К моменту объединения только на Севере страны сельское хозяйство развивалось как капиталистическое, крупные арендаторы использовали труд батраков и поденщиков. На Юге и в Центральной части страны господствовали латифундии. Здесь лишенные земли крестьяне, превращенные в арендаторов, отдавали землевладельцам до 3/4 урожая. Крестьяне-бедняки жили в условиях ужасающей нищеты.

В последующие десятилетия процесс обезземеливания продолжался и привел к полному разорению крестьян. Испольщики превращались в нищих батраков, карликовые крестьянские хозяйства тысячами шли с молотка за неуплату долгов. Город тоже не мог дать работу этим людям, и они вынуждены были эмигрировать.

И все-таки за время с 1896 по 1914 г. можно отметить некоторые успехи в развитии сельского хозяйства. В нем определились три главные отрасли: производство зерна; выращивание и переработка оливок, винограда, цитрусовых; скотоводство и связанные с ним промыслы.

Постепенно уменьшалась доля населения, занятого в сельском хозяйстве.

Роль государства в процессе индустриализации. Развитие монополистического капитализма. Процесс модернизации в Италии имел ряд особенностей. Из-за нищеты крестьяне, составлявшие большинство населения, не могли покупать промышленные товары, и это сужало внутренний рынок. Слаба и малочисленна была и промышленная буржуазия, а итальянские товары не могли конкурировать с товарами Англии, Франции и Германии. К тому же имелся недостаток природных ресурсов.

Мешали развитию экономики и политическая неустойчивость, кровавые бунты, вызванные бедностью, неграмотностью, общим озлоблением народа.

В этих условиях, когда частные предприниматели не могли своими силами задать нужный темп развитию промышленной революции, государству пришлось частично взять эту задачу на себя. При помощи иностранного капитала и льготных пошлин быстро развивалась тяжелая промышленность, выделились промышленные центры: Милан — Генуя — Турин. С 1900 г. и до начала Первой мировой войны вдвое увеличилось число промышленных предприятий и рабочих. Росли биржи, банки. Главной особенностью процесса индустриализации являлось активное вмешательство государства в экономическую жизнь.Государство владело монополией на обработку табака, добычу соли и пр., а также строило железные дороги, вводило государственное страхование. Возник государственный сектор экономики. Участие государства возмещало недостаток средств у частных предпринимателей.

Конкуренция с международными корпорациями ускорила концентрацию производства и создание акционерных обществ, прежде всего на Севере страны.

Здесь развиваются металлургическая, машиностроительная, судостроительная и текстильная отрасли. Самые крупные сталелитейные заводы принадлежали фирме «Фальк». В 1908 г. начала свою работу фабрика «Оливетти», продукцию которой составляли точные приборы, швейные машины и др. Италия стала производить свои турбины. В 1907 г. на воду было спущено около 300 судов.

В начале XX в. в машиностроении и металлургии идет процесс создания крупных корпораций, многие из которых заняли монопольное положение в своей отрасли. В электротехнической промышленности такой монополией стала корпорация «Эдисон», а в автомобилестроении — «Фиат», «Спа» и «Ланча». Крупнейшие банки страны подчинили себе ведущие отрасли экономики.

«Мирное экономическое проникновение». Вопросом жизни и смерти для молодой итальянской буржуазии стал вопрос о внешних рынках. Страна ввозила большое количество зерна, угля, промышленного оборудования, вывоз же товаров резко отставал. Поэтому в начале XX в. правительство и корпорации выдвинули лозунг «мирного экономического проникновения». Основная масса итальянских товаров и капиталов направлялась в Северную Африку, на Балканы, в Малую Азию и страны западного полушария.

И хотя к 1914 г. Италия была еще далека от того, чтобы догнать передовые индустриальные страны, все же выпуск промышленной продукции с 1900 по 1914 г. вырос почти в два раза. Из аграрной страны Италия стала превращаться в аграрно-индустриальную.

Плата за отсталость страны — эмиграция. В 1878 г. умер Виктор Эммануил II, «объединитель Италии». Короли Савойской династии не имели привычки при жизни приобщать наследников к государственным делам. Так случилось и на этот раз. Новый король Умберто I (1844—1900) был мало подготовлен к управлению страной, но, как и его отец, стремился к территориальным захватам. В надежде отобрать у Франции Савойю и Ниццу он присоединился к Тройственному союзу, что явилось шагом к мировой войне. В 1900 г. король был застрелен анархистом, считавшим Умберто I виновным в нищете итальянского народа.

Действительно, Италия стояла на одном из последних мест в Западной Европе по уровню доходов на душу населения, рабочий день продолжался 12—13 ч. Отсталый Юг был превращен в аграрный придаток северных провинций, своего рода «внутреннюю колонию». В серных рудниках Сицилии, лишенных механизации, плохо вентилируемых, надрывались от непосильного труда женщины и подростки. Но даже такой работы не хватало на всех. Особенностью жизни итальянского общества стала массовая эмиграция.

Движения протеста в стране. Но все уехать не могли, и в Италии часто вспыхивали крестьянские восстания и ширилось забастовочное движение. Массовое восстание крестьян потрясло Сицилию в конце 1893 — начале 1894 г.

В мае 1898 г., когда запасы зерна закончились, а до нового урожая было еще далеко, по стране прокатилась волна выступлений голодной бедноты, громившей хлебные лавки, а заодно разрушавшей телеграфные линии и железнодорожные пути. В Милане началась всеобщая стачка, переросшая в пятидневные баррикадные бои. В мятежный город правительство двинуло войска, подавившие восстание при помощи артиллерии. Во многих городах страны шли аресты, обыски, расстрелы. Было закрыто около 100 газет, состоялось 129 судебных процессов. Бедность, нищета рождают озлобление и жестокость.

В конце XIX в. в Италии в изобилии возникают рабочие кружки и союзы. В 1892 г. образовалась Итальянская социалистическая партия (ИСП). Большое участие в ее создании принял молодой миланский адвокат Филиппе Турати.

Виктор Эммануил III — сторонник нового курса. В течение 46 лет, наиболее бурных в истории страны и всего мира, в Италии правил единственный сын Умберто I Виктор Эммануил III (1869—1947). Разумный и хорошо образованный молодой король видел опасность растущего социального неравенства, понимал, что одними репрессиями проблемы не решить. Не могло не повлиять на него и убийство отца. Усиливая меры безопасности, он в то же время решил ослабить репрессии. Через несколько недель после вступления на престол Виктор Эммануил III заявил о намерении восстановить мир внутри страны и добиться «единения всех людей доброй воли».

Впереди была «эра Джолитти».

«Социализм может быть побежден только оружием свободы». Эти слова сказал в палате депутатов Джованни Джолитти, занимавший пост министра иностранных дел в 1901 — 1903 гг., а с 1903 по 1914 г. (с небольшими перерывами) являвшийся главой правительства.

Джованни Джолитти (1842—1928) прожил долгую жизнь, роль, которую он сыграл в истории Италии, так велика, что общепринятым является термин «эра Джолитти». По масштабу деятельности Джолитти часто сравнивают с графом Кавуром. Чем же заслужил он такое признание?

Джолитти происходил из семьи крестьян-горцев. Отец умер, когда мальчику был всего год, и воспитала его мать — трудолюбивая и упорная женщина. Способный юноша получил юридическое образование. В 1882 г. Джолитти был избран в парламент. Молодой политик считал, что пришло время политики реформ, которые превратили бы Италию в современное индустриальное государство, сгладили противоречия в обществе, — и все это в рамках существующей конституционной монархии.

Выполнению этих задач Джолитти и посвятил свою деятельность в правительстве. Он делал все для развития торговли и частного предпринимательства, одновременно добиваясь усиления роли государства в хозяйственной жизни (государство выкупило у частных компаний железные дороги). Ему удалось укрепить государственный бюджет и добиться уменьшения внешнего долга.

Сторонник классового мира, он считал, что государство должно быть арбитром между трудом и капиталом; призывал предпринимателей признать рабочие организации, а рабочих не покушаться на частную собственность. Джолитти выступал за введение общественных работ и трудового законодательства, за развитие системы образования и здравоохранения. «Итальянский Ллойд Джордж» — так называли его современники.

Джолитти удалось сделать многое. В результате проведенных им реформ были разрешены профсоюзы и стачки, запрещен ночной труд женщин и подростков. Две избирательные реформы отменили имущественный и образовательный цензы. К избирательным урнам впервые пришли крестьяне из центральных и южных районов страны. Шел процесс демократизации общества, и в этом имелась большая личная заслуга Джолитти.

В парламенте Джолитти умело маневрировал между политическими партиями, твердо проводя курс на модернизацию страны и укрепление конституционных основ государства.

Колониальные авантюры — «стать не хуже других». Отсутствие емкого рынка толкало правительство к захвату колоний. Еще в 70-е гг. XIX в. была сделана попытка овладеть Тунисом, но его захватила Франция. Очень хотелось итальянским правящим кругам превратить Италию в колониальную империю, «стать не хуже других». Страна встает на путь колониальных захватов. Срочно увеличивается численность армии и флота, строятся огромные броненосцы «Дулио» и «Лепанто».

В 80-х гг. главным направлением колониальных захватов стала Северо-Восточная Африка. В 1885 г. Италия захватила город Массауа на Африканском побережье Красного моря. Появилась первая колония — Эритрея. Еще через три года Италия объявила свой протекторат над Сомали. Но это было только начало. Захватчиков привлекала Эфиопия (Абиссиния). .В 1895 г. Италия напала на эту страну, и началась долгая колониальная война. 1 августа 1896 г. итальянцы потерпели сокрушительное поражение в бою с армией абиссинцев вблизи города Адуа. В Италии это восприняли как величайший национальный позор.

Италия приняла участие в подавлении боксерского восстания в Китае. Но теперь курс был взят на «мирное проникновение» (экономическое) в страны Восточного Средиземноморья.

Между двумя блоками. Эти планы вызывали недовольство в Германии и Австро-Венгрии, поскольку затрагивали сферу их интересов. Виктор Эммануил III не питал симпатий к Германии и Вильгельму II, но сохранил участие в Тройственном союзе.

В то же время Италия заключила соглашение со странами Антанты о разделе «свободных» земель Средиземноморского побережья. Такая дипломатия была очень затруднительна.

Колониальные захваты подогревались националистами. Они называли Италию «нацией-пролетаркой» (бедной, не имеющей колоний), которую «обидели» сильные соседи, «нации буржуазные», и призывали к созданию своей колониальной империи. В газетах писали: «Мы скованы, мы едва шевелимся, не можем дышать…» Это были призывы к войне.

В 1911 г. итальянское правительство решилось на захват Триполи и Киренаики и объявило войну Османской империи, в составе которой находились эти территории. Итало-турецкая война затянулась на целый год, но в итоге военные действия закончились победой Италии: Триполи и Киренаика стали итальянской колонией Ливией.

Колониальная война ухудшила финансовое положение страны, и это вызвало новую волну выступлений трудящихся в 1913— 1914 гг. Либеральная, реформистская политика Джолитти не устраивала ни народ, ни буржуазию. Весной 1914 г. он подал в отставку. «Эра Джолитти», эра итальянского либерализма, закончилась.


  1. Вопросы для сравнительного анализа исторических документов

  1. О каком историческом процессе идет речь?
  2. Что объединяет оба высказывания?
  3. Как вы понимаете выражения: «небо хмурится над Балканами», «мы заперты… в Гибралтаре», «мы скованы, с трудом шевелимся, не можем дышать»?

  1. О каком историческом процессе идет речь?
  2. Что объединяет оба высказывания?
  3. Как вы понимаете выражения: «небо хмурится над Балканами», «мы заперты… в Гибралтаре», «мы скованы, с трудом шевелимся, не можем дышать»?

  1. О каком историческом процессе идет речь?
  2. Что объединяет оба высказывания?
  3. Как вы понимаете выражения: «небо хмурится над Балканами», «мы заперты… в Гибралтаре», «мы скованы, с трудом шевелимся, не можем дышать»?

  1. О каком историческом процессе идет речь?
  2. Что объединяет оба высказывания?
  3. Как вы понимаете выражения: «небо хмурится над Балканами», «мы заперты… в Гибралтаре», «мы скованы, с трудом шевелимся, не можем дышать»?


САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тема урока: Италия: время реформ и колониальных захватов

Данный урок является четвертым в главе «Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества», он тесно связан с предыдущей темой «Франция. Третья республика», так как углубляет знания учащихся по главе. Поэтому неслучайно выбран тип урока – комбинированный.

Специфика урока заключается в том, что новая тема содержит большой теоретический и терминологический материал, изучение которого невозможно без работы с систематизирующей таблицей.

Урок проводился в 8-б классе, учащиеся которого имеют средние учебные возможности. При планировании урока была сделана опора на знания учащимися материала предыдущего урока и знания по изучаемым в курсе всеобщей истории темам, тесно связанным с темой данного урока (например, тема « Италия. От раздробленной к единой»)

Цели урока:

  1. Образовательная: познакомить с особенностями экономического, политического и внешнеполитического развития Италии во второй половине XIX в.
  2. Развивающая: формировать навыки самостоятельной работы с текстом, поиска информации, систематизации материала, умений делать выводы, прослеживать причинно-следственные связи, характеризовать понятия и явления, приводить примеры.
  3. Воспитательная: способствовать формированию гражданского мышления, осознания опасности националистической пропаганды.

Цели поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.

На уроке применялись различные формы и методы учебной деятельности: эмоциональное вступительное слово учителя, эвристическая беседа, мультимедийная демонстрация на протяжении всего урока, анализ исторических документов, синтезирование выводов на основе наводящих вопросов, проблемное изложение вопросов, интегрирование с материалом предыдущих тем, фронтальная беседа по домашнему заданию.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, наглядность, доступность.

На уроке использовались компьютерные, здоровьесберегающие технологии

Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока.

Структура урока построена с использованием элементов развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации, систематизация и обобщение знаний, рефлексия, домашнее задание творческого характера.

На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.

Урок состоял из 7 этапов, логически связанных между собой:

Структурно урок выдержан.

Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.

При подготовке данного урока большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения и работе с документальным материалом.

Урок содержит большой объем информации, которую очень удобно систематизировать в таблицу, что и было сделано. В дальнейшем эта таблица будет использована на уроке обобщения главы «Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества».

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы.

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении курса всеобщей истории.

Активность класса можно оценить как хорошую. Считаю, что урок цели достиг.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Экономическое развитие России во второй половине 18в."

Тема урока:«Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека». Тип урока:интегрированный.Образовательные технологии:ИОСО  (индивидуально-ориентированная система обучения)  И...

Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века

Структура российского общества во второй половине XIX века:◦Сословия◦КлассыОсобенности экономического развития во второй половине XIX века◦Развитие сельского хозяйства◦Развитие промышленности◦Же...

Конспект урока по истории в 7 классе по теме " Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины Второй"

Конспект урока  по истории России в 7 классе по теме "Экономическое развитие России  во второй половинеXVIII  в. Эпоха Екатерины  Второй". Даная методическая разработка содержит по...

Урок «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века»

Урок истории по теме "Экономическое развитие России во второй половине XVIII века"  7 класс. Цель: изучение особенностей экономического развития России во второй половине XVIII  века, о новы...

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

Вторая половина 18 века ярко показывает, что крепостное право тормазит развитие России....

Статья "Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в."

Статья "Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в."...