Мастер класс для учителей по теме Декабристы
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Полная разработка мастер класса для учителей истории по теме Декабристы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_kontrol.docx | 47.66 КБ |
gruppa_1_prichiny.docx | 24.17 КБ |
gruppa_2_izvestnye_dekabristy.docx | 31.64 КБ |
gruppa_3_programmnye_dokumenty.docx | 27.48 КБ |
gruppa_4_sud_sledstvie_prigovor.docx | 25.48 КБ |
gruppy.docx | 13.13 КБ |
dekabristy.docx | 15.42 КБ |
anekdot.docx | 14.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Последовательность портретов на карточках меняется
Ф.И.О. | Образ | Необходимые данные |
Форма для выдачи учащимся № 4
Дата | Соедините дату и событие | Содержание |
19 ноября 1825 | Возникновение Северного общества | |
1821 – 1822 | Николаю I присягнули Государственный совет и Сенат | |
13 декабря 1825 | Восстание декабристов на Сенатской площади | |
14 декабря 1825 | Казнь К.Ф. Рылеева, П.И. Пестеля, С.И. Муравьева – Апостола, М.П. Бестужева – Рюмина, П.Г. Каховского | |
13 июля 1826 | Смерть Александра I | |
29 декабря 1825 – 3 января 1826 | Восстание Черниговского полка |
Форма для выдачи учащимся № 5
Понятие/термин | Содержание |
Династический кризис | |
Декабристы | |
Северное общество | |
Южное общество | |
Союз благоденствия |
Форма для выдачи учащимся № 6
Понятие/термин | Содержание |
19 ноября 1825 г. умер император и самодержец всероссийский Александр I Благословенный. Его наследником был брат Константин Павлович, но Константин не хотел царствовать. Возник династический кризис, которым воспользовались тайные общества и подняли восстание. | |
участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания. | |
декабристское общество, образовавшееся в Петербурге после роспуска «Союза благоденствия». Его члены подняли известное восстание 14 декабря 1825 года | |
участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания | |
тайная организация декабристов в 1818-21. Основан в Москве на базе «Союза спасения». |
25 задание из ЕГЭ по истории
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов
истории России:
1) 1019–1054 гг.; 2) 1815-1825; 3) 1917–1922 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),
относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана
с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание
исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей
в этих событиях (явлениях, процессах);
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших
между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода
истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте
одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе
изложения необходимо корректно использовать исторические термины,
понятия, относящиеся к данному периоду.
Предварительный просмотр:
Документ 1
Из воспоминаний Н. Муравьева-Карского: «Как водится в молодые лета, мы судили о многом, и я, не ставя преград воображению своему, возбужденному чтением Contrat Social («Общественный договор» - Н. С.) Руссо, мысленно начертывал себе всякие предположения в будущем. Думал и выдумал следующее: удалиться через пять лет на какой-нибудь остров, населенный дикими, взять с собой надежных товарищей, образовать жителей острова и составить новую республику, для чего товарищи мои обязывались быть мне помощниками».
Запись в студенческом дневнике Н. Тургенева о лекции профессора Л. А. Цветаева: «Цветаев говорил о преступлениях разного рода и между прочим сказал, что нигде в иных случаях не оказывают более призрения к простому народу, как у нас в России. (Хотя мне и больно, очень больно было слушать это, однако должно согласиться, что бедные простолюдины нигде так не притесняемы, как у нас.) Цветаев приводил в пример, что многие молокососы (так говорил он), скачущие в каретах, позволяют (приказывают даже, прибавлю я) своим форейторам бить (ненаказанно, говорит Цветаев) бедных простолюдинов на улицах, несмотря на то, что полицейские чиновники стоят сами на улицах».
Документ 2
Из воспоминаний М. Муравьева-Апостола: «<...> Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь, ради любви к отечеству было сердечным побуждением. Наши чувства были чужды эгоизма. Бог свидетель этому».
М. Фонвизин: «Великие события Отечественной войны, оставя в душе глубокие впечатления, произвели во мне какое-то беспокойное желание деятельности».
Из «Записок» И. Д. Якушкина:
Война 1812 года пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании. <...>
Пребывание целый год в Германии и потом несколько месяцев в Париже не могло не изменить воззрения хоть сколько-нибудь мыслящей русской молодежи: при такой огромной обстановке каждый из нас сколько-нибудь вырос. <...>
В 14-м году существование молодежи в Петербурге было томительно. В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на 100 лет вперед.
Документ 3
Из дневника Н. Тургенева:
<...> Вчера, при закате солнца, приехал я в Тургенево. <...> Я не нашел здесь веселых лиц ни на мужиках, ни на бабах, ни на девках. <.. .>
Сегодня я был у обедни. Ничто меня не веселило, потому что я не замечал на крестьянах и на дворовых людях вида благоденствия. Я беспрестанно думаю об улучшении порядка, здесь существующего...
Разговаривая с крестьянами, я замечаю также, или мне так кажется, что смертность между ними велика. <...>
Жизнь нашего крестьянина весьма трудна. Три дня в неделю в течение всего года он работает на господина. Я иногда удивляюсь, и с некоторою жалостью, ограниченности познаний крестьян касательно всего, что происходит за околицею. Пусть подумают после сего о средствах распространения идей и вообще образованности.
<...> Я начинаю не уставать, но отчаиваться в совершенном успехе моих намерений и желаний. Иногда невольно желаю и надеюсь на общее освобождение крепостных крестьян. <...>
Из записок И. Якушкина:
Крепостное же состояние у нас обозначалось на каждом шагу отвратительными своими последствиями. Беспрестанно доходили до меня слухи о неистовых поступках помещиков, моих соседей. Ближайший из них - Жигалов, имевший всего 60 душ, разъезжал в коляске и имел огромную стаю гончих и борзых собак; зато крестьяне его умирали почти с голоду и часто, ушедши тайком с полевой работы, приходили ко мне и моим крестьянам просить милостыню. <...>
Из показаний декабриста Я. М. Андреевича на следствии: Я роптал на бога и царя, и в сем ожесточении старался исследовать источник всего неистовства, коим терзают моих соотечественников, - еще в то время, когда не знал ни о каких обществах... Скажите, чего достойны сии воины, спасшие столицу и отечество от врага-грабителя, который попирал святыню? Так они, а никто другой спас Россию. И это был долг их, они клялись престолу и отечеству и твердо выполнили оную клятву. А такое ли возмездие получили за свою храбрость? Нет, увеличилось после того еще более угнетение.
Документ 4
Из «Записок» А. И. Кошелева:
<...> Смутно вспоминаю я о либеральных толках, бывших в 1818-1820 годах, особенно между военными, возвратившимися из Франции после событий 1812-1815 годов; но очень положительно и ясно сохранились в моей памяти жалобы на слабость императора Александра I в его отношениях к Меттерниху и Аракчееву. И старики, и люди зрелого возраста, и в особенности молодежь - словом, чуть-чуть не все беспрестанно и без умолку осуждали действия правительства, и одни опасались революции, а другие пламенно ее желали и на нее полагали все надежды. Неудовольствие было сильное и всеобщее. <...>
А. Бестужев - о России после 1812 года:
Солдаты роптали на истому ученьями, чисткою, караулами; офицеры - на скудость жалованья и непомерную строгость. Матросы - на черную работу, удвоенную по злоупотреблению, морские офицеры - на бездействие. Люди с дарованиями жаловались, что им заграждают дорогу по службе, требуя лишь безмолвной покорности; ученые - на то, что им не дают учить, молодежь - на препятствия в учении. Словом, во всех углах виделись недовольные лица, на улицах пожимали плечами, везде шептались - все говорили: к чему это приведет? Все элементы были в брожении. Одно лишь правительство беззаботно дремало над вулканом; одни судебные места блаженствовали, ибо только для них в Россия была обетованною землею. Лихоимство их взошло до неслыханной степени бесстыдства...
Из показаний П. Каховского на следствии:
Мы не составлялись в обществе, но совершенно готовые в него лишь соединялись. Начало и корень общества должно искать в духе времени и положении, в котором мы находимся. Смело говорю, что из тысячи молодых людей не найдется и ста человек, которые бы не пылали страстью к свободе.
Документ 5
П. И. Пестель о формировании своих революционных взглядов (из показаний на следствии):
<...> Происшествия 1812, 13, 14 и 15 годов, равно как предшествовавших и последовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных, и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же <...> Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать <...> Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах. <.. .>
Из показаний С. И. Муравьева-Апостола на следствии о революционных настроениях в России и предпосылках создания декабристских тайных обществ:
Трехлетняя война, освободившая Европу от ига Наполеонова; последствия оной, введение представительного правления в некоторые Государства; сочинения политические, беспрестанно являющиеся в сию эпоху и читаемые с жадностию молодежью; дух времени, наконец, обративший умы к наблюдению законов внутреннего устройства Государства, - вот источники революционных мнений в России. Молодые люди, занимавшиеся сими предметами, вскоре восчувствовали желание видеть в отечестве своем представительное устройство, сообщили друг другу свои мнения, соединились единством желаний, - и вот зародыш Тайного общества политического.
Вопросы для работы по документам:
- Каковы были причины зарождения движения декабристов?
- Почему, на ваш взгляд, их деятельность носила тайный характер?
- Что повлияло на формирование взглядов будущих декабристов?
- Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроениями русского общества в целом?
- Можно ли назвать декабристов «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от общества своего времени?
__________________________________________________________
Какие ответы должны последовать:
Главными причинами движения декабристов являются:
- Война 1812 г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество;
- Заграничные походы русской армии 1813 – 1815 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств;
- Чтение сочинений мыслителей эпохи Просвещения;
- Российская действительность (крепостное право, военные поселения);
- Революционные события в Западной Европе)
Предварительный просмотр:
Никита Михайлович Муравьёв (19 июля 1795 года, Санкт-Петербург — 10 мая апреля 1843 года, с. Урик Иркутской губ.) — один из главных идеологов движения декабристов, офицер, член ложи «Трёх добродетелей», капитан Гвардейского Генерального штаба.
Сын писателя и публициста Михаила Никитича Муравьёва и Екатерины Фёдоровны (урождённой баронессы Колокольцовой). Получил отличное домашнее образование. Позднее поступил на физико-математическое отделение Московского университета. В начале войны 1812 года убежал из дома в действующую армию. Официально зачислен в армию прапорщиком свиты по квартирмейской части в июле 1813 года. Прошёл всю кампанию 1813 — 1814 года. Участник сражений при Дрездене и Лейпциге. 1 августа 1814 года переведён в Генеральный штаб. Участвовал в военных действиях против Наполеона I, возвратившегося с о. Эльбы (прикомандирован к дежурному генералу главного штаба русских войск в Вене А. А. Закревскому). В июне 1815 года в свите офицеров Генерального штаба приезжает в Париж. Здесь Муравьёв познакомился с Бенжаменом Констаном, Анри Грегуаром, аббатом Сиверсом.
По возвращении в Россию, Муравьёв вместе с будущими декабристами слушал курс политэкономии профессора К. Германа и самостоятельно изучал литературу по экономике, праву, истории. В 1816 году принял активное участие в создании Союза спасения. Один из основателей Союза благоденствия (1818). Вместе с С. Трубецким и А. Н. Муравьёвым участвовал в создании устава Союза благоденствия — «Зелёной книги». В январе 1820 года на Петербургском совещании Союза высказался за установление республиканского правления путём военного восстания. Выходит в отставку в начале 1820 года. Уезжает на юг России вместе с М. С. Луниным и встречается там с Пестелем.
После формального роспуска Союза благоденствия (1821 год) Муравьёв инициирует создание новой организации — Северного общества, его влияние в 1821—1823 гг. в обществе было чрезвычайно велико. В то же время Муравьёв не терял связи с Пестелем — руководителем Южного общества. Пестель ввёл Муравьёва в руководящий орган Южного тайного общества — Директорию.
В декабре 1821 года возобновляется служба Муравьёва в Генеральном штабе, он принят туда в чине поручика. Зимой этого года, находясь вместе с гвардией в Минске, Муравьёв разработал первый вариант конституции. В нём наряду с уничтожением крепостного права, феодального строя, рекрутчины и военных поселений появляются идеи сохранения монархии, ограниченной в действии конституцией, устанавливался высокий имущественный ценз, освобождение крестьян было безземельным, сохранялось помещичье землевладение. В последующих вариантах Конституции Муравьёв снизил имущественный ценз, оговорил условия наделения крестьян землёй.
В декабре 1825 года Муравьёва не было в Петербурге: взяв отпуск по семейным обстоятельствам, он уехал с женой в орловское имение Чернышёвых Тагино. Имя Муравьёва, как одного из руководителей тайного общества, было названо в доносе Майбороды. Арестован в с. Тагино 20 декабря 1825 года. После допроса 5 января 1826 года представил Тайному комитету «Историческое обозрение хода Общества». Осуждён по I разряду. По конфирмации 10 июля 1826 года приговорён к каторжным работам сроком на 20 лет, 22 августа 1826 года срок каторги сокращён до 15 лет. Отправлен в Сибирь 10 декабря 1826 года.
Отбывал наказание с 28 января 1827 года в Читинском остроге, с сентября 1830 года — в Петровском заводе. В Петровском заводе читал курс лекций по истории России и военной истории. Активный участник Малой артели. В ноябре 1832 года срок был сокращён до 10 лет. Из Петровского завода отбыл на поселение в с. Урик Иркутского округа. На поселении вместе с братом занимался сельским хозяйством. Построил мельницу. Есть сведения, что в Сибири Муравьёв писал политические сочинения и мемуары, но после ареста Лунина в 1841 году всё уничтожил.
Трубецкой Сергей Петрович (1790— 1860), декабрист.
Родился 29 августа 1790 г. в Москве в знатной дворянской семье. С 1808 г. служил в лейб-гвардии Семёновском полку. Принимал участие в Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походах русской армии (1813—1814 гг.), обратил на себя внимание своей храбростью.
После возвращения из походов Трубецкой вступил в масонскую ложу «Трёх добродетелей», а позже стал одним из основателей-первых тайных обществ декабристов — Союза спасения и Союза благоденствия. Им написан проект второй части устава Союза благоденствия, который не одобрили другие члены общества, и проект уничтожен.
Трубецкой стал одним из основателей и руководителей Северного общества декабристов (вместе с Н. Муравьёвым и Е. Оболенским). Взгляды его отличались умеренностью — Трубецкой считал наилучшим для России государственным строем конституционную монархию.
Он был сторонником освобождения крестьян с предоставлением им небольших земельных наделов. В переговорах с Южным обществом декабристов Трубецкой под нажимом К. Ф. Рылеева дал от имени Северного общества согласие на совместное выступление летом 1826 г. Когда же после смерти Александра I восстание решено было начать немедленно, Трубецкой был назначен диктатором (руководителем) выступления. Однако на Сенатскую площадь князь не явился, поскольку считал восстание неподготовленным.
В ночь с 14 на 15 декабря Трубецкого арестовали. Верховный уголовный суд приговорил его к смертной казни, заменённой каторгой в Забайкалье, куда за ним последовала жена.
С 1839 г. супруги жили на поселении близ Иркутска. В 1854 г. Е. И. Трубецкая умерла. В 1856 г. декабрист был амнистирован Александром II.
Умер 4 декабря 1860 г. в Москве.
Оставил «Записки», опубликованные только в 1905 г.
Па́вел Ива́нович Пе́стель (24 июня 1793, Москва — 13 июля 1826, Санкт-Петербург) — руководитель Южного общества декабристов. Происходит из немецкого семейства Пестелей, поселившегося в России в конце XVII века. Отец — Иван Борисович Пестель (1765—1843). Мать — Елизавета Ивановна Крок (1766—1836). Семья исповедовала лютеранство. Первый ребёнок в семье при крещении получил имя Пауль Бурхард. Получив начальное домашнее образование, в 1805—1809 учился в Дрездене. В 1810 вернулся в Россию, обучался в Пажеском корпусе, который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску, и был определён прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк. Участвуя в Отечественной войне, отличился в Бородинском сражении (1812); был тяжело ранен и награждён золотой шпагой за храбрость. По выздоровлении поступил в адъютанты к графу Витгенштейну. В кампаниях 1813—1814 годов участвовал в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге (награжден орденом св. Владимира 4 ст. с бантом и австрийским Леопольда 3 ст.), отличился при переправе через Рейн (награжден баденским орденом Карла Фридриха), в боях при Бар-сюр-Об и Труа (награжден орденом св. Анны 2 ст.), также отмечен прусским орденом «За заслуги». Позже вместе с графом Витгенштейном проживал в Тульчине, откуда ездил в Бессарабию для собирания сведений о возмущении греков против турок и для переговоров с господарем Молдавии (1821). В 1822 году он был переведён полковником в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк и в течение года привёл его в порядок. Сам Александр I, осматривая его в сентябре 1823 года, выразился: «Превосходно, точно гвардия», и пожаловал Пестелю 3000 десятин земли. Участвовал с 1816 года в масонских ложах. Позднее был принят в «Союз спасения», составил для него устав, в 1818 году стал членом Коренной управы «Союза благоденствия», а в 1821 году, после его самоликвидации возглавил «Южное тайное общество». Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова (о чём единогласно свидетельствуют почти все его современники), Пестель скоро встал во главе общества. Силой своего красноречия он убедил в 1825 году и петербургское общество действовать в духе Южного.
Выражением его взглядов была составленная им «Русская Правда»; этот проект, написанный в республиканском духе, можно считать вместе с проектом Н. Муравьёва главными выражениями идей тайного общества, хотя ни тот, ни другой не имели никакой обязательности для членов общества. Сам Пестель, по словам Ивана Якушкина, при составлении «Русской Правды» имел в виду только подготовиться к деятельности в земской думе. Важнейшей стороной «Русской Правды» являлись размышления Пестеля о внутреннем устройстве России, политическом и экономическом, которые Николай Тургенев называл «социалистическими теориями». Следственная комиссия построила свои обвинения против Пестеля и некоторых других именно на «Русской Правде». Из сохранившихся писем Пестеля видно, что он отличался нежной заботливостью по отношению к родителям. Незадолго до 14 декабря 1825 года он был арестован на дороге в Тульчин и после 6-месячного заключения в Петропавловской крепости приговорён к четвертованию, заменённому повешением, что и было исполнено 13 (25) июля 1826 г. В своём последнем перед казнью письме от 1 мая 1826 года из Петропавловской крепости к родителям Пестель писал: «Я должен был раньше понимать, что необходимо полагаться на Провидение, а не пытаться принять участие в том, что не является прямой нашей обязанностью в положении, в которое Бог нас поставил, и не стремиться выйти из своего круга. Я чувствовал это уже в 1825 году, но было слишком поздно!». По свидетельству одного офицера, перед казнью Пестель сказал такие пророческие слова: «Что посеял, то и взойти должно и взойдёт впоследствии непременно». Сохранилось следующее воспоминание протоиерея Мысловского, присутствовавшего на казни декабристов, о Пестеле: «Пестель в половине пятого, идя на казнь и увидя виселицу, с большим присутствием духа произнёс следующие слова: "Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали тела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно бы было нас и расстрелять"».
Рылеев Кондратий Фёдорович (1795— 1826), поэт-декабрист.
Родился 29 сентября 1795 г. в селе Батове Петербургской губернии. Происходил из бедной дворянской семьи. Мать, защищая сына от деспотичного отца, в 1801 г. отдала его на обучение в 1-й Кадетский корпус. Из корпуса он был выпущен в январе 1814 г. артиллерийским офицером, принял участие в Заграничных походах русской армии 1813—1814 гг. и в 1818 г. вышел в отставку в чине подпоручика.
В 1819 г. Рылеев переехал в Петербург, где сблизился с просвещённым столичным кругом и стал членом масонской ложи «Пламенеющая звезда». В 1821 г. он поступил на службу в палату уголовного суда и вскоре снискал репутацию неподкупного человека. В 1824 г. перешёл в канцелярию Российско-Американской компании.
В Петербурге Рылеев начал литературную деятельность публикуя в журналах свои статьи и стихи. Известность ему принесло стихотворение «К временщику», обличавшее всесильного царского фаворита А. А. Аракчеева.
В 1821—1823 гг. Рылеев создал цикл исторических песен «Думы» («Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин» и др.); в 1823—1825 гг. издавал литературный альманах «Полярная звезда». Относительно своего таланта он не обольщался, заявляя: «Я — не поэт, я — гражданин». В 1823 г. Рылеев был принят в тайное Северное общество, причём сразу причислен к разряду «убеждённых»; с конца 1824 г. входил в состав директории этой организации и фактически возглавлял её.
По взглядам он был республиканцем, вопрос о судьбе императорской семьи предлагал решить компромиссно — вывезти её за рубеж.
Участие в заговоре сочетал с бурной столичной жизнью: в 1824 г., защищая честь сестры, был ранен на дуэли, в 1825 г. в другой дуэли участвовал как секундант. Накануне восстания 14 декабря 1825 г. квартира заболевшего ангиной Рылеева на Мойке стала штабом мятежников; в день восстания он вышел на Сенатскую площадь, но, будучи штатским, не смог повлиять на его ход. Той же ночью Рылеева арестовали и поместили в Алексеевский равелин, где он продолжал писать стихи, накалывая буквы иглой на кленовых листьях.
В числе пяти наиболее активных заговорщиков Рылеева приговорили к смертной казни; после неудачной первой попытки был повешен вторично 25 июля 1826 г. в Петербурге.
Бестужев-Рюмин Михаил Павлович (1801-1826 гг.).
Представитель старинного дворянского рода, декабрист, участник Южного общества, один из руководителей Васильковской управы и восстания Черниговского полка, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин родился в селе Кудрешки, в семье надворного советника. Получая домашнее образование, будущий декабрист учился сначала у своей матери, женщины образованной и начитанной, а впоследствии для Михаила стали нанимать учителей-иностранцев.
Уехав в Москву, молодой Бестужев-Рюмин слушал лекции лучших университетских профессоров, готовился к карьере дипломата, изучая право и политическую экономию, иностранные языки и литературу. В 1818 году получил аттестат Комитета испытаний при Московском университете с оценками «хорошо» и «очень хорошо», который давал право на дальнейшие повышения при поступлении на службу по гражданской части. Однако Бестужев-Рюмин избрал военное поприще.
Семнадцатилетним юношей он поступает юнкером в лейб-гвардии Кавалергардский полк, через год, в 1819 году получает звание эстандарт-юнкера и переходит в Семеновский полк в марте 1820 года, где был произведен в подпрапорщики. Однако за причастность к восстанию солдат Семеновского полка в октябре 1820 г. при его расформировании в числе других Бестужев-Рюмин был переведен из гвардии в Полтавский пехотный полк, где получил чин прапорщика. В 1821 году был назначен батальонным адъютантом, переименован в фронтовые адъютанты в 1822, а звание подпоручика получил в 1824 году.
Знакомство с П.И.Пестелем и дружба с С.Муравьевым-Апостолом определили дальнейшую судьбу Бестужева-Рюмина. В 1823 году он вступает в Южное общество декабристов, став одним из его руководителей. С именем М.П.Бестужев-Рюмин были связаны все важнейшие события деятельности Южного общества. Он стал участником всех съездов общества, неоднократно выполнял ответственные поручения П.И. Пестеля. Вместе с С.И. Муравьевым-Апостолом возглавил Васильковскую управу, был "главным связующим звеном между заговорщиками", вел агитационную работу среди солдат, первым установил связь с Польским патриотическим обществом, в1825 добился слияния Общества соединённых славян с Южным обществом.
После получения известия о разгроме декабристов в Санкт-Петербурге, 29 декабря 1825г. С.И. Муравьев-Апостол и М.П.Бестужев-Рюмин возглавили восстание Черниговского полка. В их "Воззвании к народу" резко осуждалось самодержавие и говорилось о необходимости установления народного правления. 3 января 1826г. правительственные войска подавили восстание на юге. М.П.Бестужев-Рюмин и С.И. Муравьев-Апостол были захвачены на поле боя с оружием в руках. 10 июля 1826 г. царский суд приговорил их к смертной казни. 13 июля, пятеро декабристов - П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский - казнены на кронверке Петропаловской крепости.
Иван Иванович Пущин —декабрист.
Иван Пущин родился 15 мая (4 мая по старому стилю) 1798 года в Москве. Его отец был сенатором. Учился в Царскосельском лицее вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным, который называл Ивана Ивановича своим первым и бесценным другом.
По окончании лицея в 1817 году Пущин стал офицером гвардейской конной артиллерии. В 1823 ушёл в отставку, с декабря 1823 стал судьей Московского надворного суда. В 1816 — 1817 годах входил в политический кружок «Священная артель» (преддекабристская организация).
Летом 1817 И. Пущин был принят в «Союз спасения». В начале 1818 вошёл в «Союз благоденствия», а позднее — в Северное общество декабристов. В 1823 организовал Петербургскую управу, а в 1825 (совместно с Евгением Петровичем Оболенским) — Московскую управу Северного общества.
Иван Иванович участвовал в подготовке восстания на Сенатской площади 14 декабря, и был арестован 16 декабря. Приговорён к смертной казни, замененной 20 годами каторги в Туринске и Ялуторовске. С 1839 года жил на поселении. После амнистии 1856 из-за болезни получил разрешение вернуться в Петербург.
Иван Пущин умер 15 апреля (3 апреля по ст.ст.) 1859 года в селе Марьино бывшего Бронницкого уезда; похоронен в Бронницах.
Вопросы по работе с биографиями:
- Что общего вы заметили в биографиях этих людей?
- Можно ли про всех них сказать: «Мы все дети 1812 года»? Аргументируйте свой ответ.
- Как вы думаете, почему движение декабристов зародилось именно в дворянской среде?
- Какие декабристские организации упоминаются в биографиях этих людей? Перечислите их, назовите годы создания.
Предварительный просмотр:
Основные программные документы декабристов: «Конституция» Н. Муравьева, «Русская Правда» П. Пестеля
Документ I
Из «Конституции государственного завета» П. И. Пестеля:
<...> 4) Весь российский народ составляет одно сословие - гражданское, все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие - гражданское. <...>
Правительство разделяется на верховную власть и государственное правление.
<...> Верховная власть разделяется на законодательную и верховно исполни
тельную. Первая поручается Народному Вечу, вторая -Державной думе. Сверх все
го нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов.
Народная веча состоит из народных представителей, выбранных народом на 5
лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами. <...> Народ
ная веча есть одно целое<...> Вся законодательная власть в ней обретается. <...>
Никто не может распустить Народной вечи. Она представляет волю в государстве,
душу народа.
Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет. Ежегод
но один из Думы выходит и заменяется другим выбором. <...>
Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назна
чаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном ни в исполни
тельном порядке. <...> Народная веча препровождает к нему на утверждение свои
законы. Собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы,
дабы во всем соблюдено законное <...>
Документ 2
Из «Русской правды» П. И. Пестеля:
Россия есть государство единое и неразделимое. <...> Государства бывают или неразделимые, или федеративные. Неразделимыми называются те, в коих в:е части или области, государство составляющие, одну общую Верховную Власть, один образ правления, одни законы имеют и признают и в коих ни одна область не имеет право частно для себя издавать законы и постановления.
Федеративными же называются те государства, в которых области, хотя и пря-знают общую над собой Верховную Власть и обязываются совокупно действовать во всех сношениях внешних, но при всем том право свое сохраняют законы делать и постановления издавать для собственного своего внутреннего гражданского и политического образования и устраивать свое правление по частному своему усмотрг-нию. <...>
Что же в особенности касается до России ...стоит только вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное государство составлено. ... ежели сию разнородность еще более усилить через федеративное образование государства, то легко предвидеть можно, что сии разнородные области скоро от коренной России тогда отложатся <...> А посему <...> постановляется коренным законом Российского государства, что всякая мысль о федеративном для него устройстве отвергается совершенно, яко пагубнейший вред и величайшее зло.
Вследствие всего здесь сказанного объявляется Российское государстно ...единым и неразделимым...
Все должны быть перед законом равны. <...> Все люди в государстве имект одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые, и все имеют равнье обязанности нести все тягости, нераздельные с государственным устроением. Из сего явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом совершенно равны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство всех перед законом, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничтоженным. <...>
Дворянство. <...> Обладать другими людьми, как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей пользы прибыли, выгоды, а иногда и прихоти, есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской, противное, наконец, заповедной воле всевышнего <...> И потому не может долее в России существовать позволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми. <...>
Военные поселяне. <...> Одна из первейших обязанностей Временного верховного правления состоит в уничтожении военных поселений и в освобождении от ужасного сего ига всех селений, ныне к оным принадлежащих. <...>
<...> человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать; следовательно, земля есть собственность всего рода человеческого, и никто не должен быть от сего обладания ни прямым ни косвенным образом исключен. <...> Законы политические должны утверждать и обеспечивать законы духовные и естественные, а не нарушать оные. <...> Наперед надо помышлять о доставлении всем людям необходимого для жития, а потом уже о приобретении изобилия. <...>
<...> средства (для этого - Н. С.) состоят в разделении земель <...> на две половины <...> Одна половина получит наименование земли общественной, другая -земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную его собственность составлять. Она ни продана, ни заложена быть не может. Она будет предначначена для доставления необходимого всем гражданам без изъятия и будет подлежать обладанию всех и каждого. Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной что им угодно. Сии земли, будучи предназначены для образования частной собственности, служить будут к доставлению изобилия. <...>
Документ 3. Из «Конституции» Н. Муравьева
Вступление
Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ: что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка. Нельзя допустить основанием Правительства произвол одного человека; невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой. <...> Ставя себя выше законов, государи забыли, что они в таком случае вне законов, вне человечества! ... Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ Русской заслуживает и то и другое.
Но какой образ правления ему приличен? ... Федеральное или Союзное правление одно разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие народа и свободу граждан. <...>
О состоянии, личных правах и обязанностях русских
<.. .> 10. Все русские равны пред законом. <.. .>
13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди. <...>
23. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно.
24. Земли помещиков остаются за ними. <...>
Военные поселения немедленно, уничтожаются. <...>
Разделение людей на 14 классов отменяется. <...> Названия и сословия одно
дворцев, мещан, дворян, именитых граждан заменяются все названием гражданина
или русского.
О народном вече
59. Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты народных представителей, облечено всею законодательною властию. <...>
О власти, преимуществах народного веча и составлении законов <...> 88. Всякий проект закона прочитается три раза в каждой палате.
Всякое предложение получившее согласие Думы и Палаты представителей,
должно еще быть представлено императору, чтобы получить силу закона. Если им
ператор одобряет предложение, то подписывает оное; если не одобряет, то отсылает
с своими замечаниями в ту палату, в которую оно сначала поступило <...>
Ежели император по прошествии 10 дней ... не возвратит представленного
ему проекта, то оный получает силу закона. <...>
О верховной исполнительной власти
<...> 101. Император есть: верховный чиновник Российского правительства.
2) Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть...
Вопросы для работы по документам:
В процессе работы с программами заполнить сравнительную таблицу, в которой ответить на следующие вопросы:
- Государственное устройство России
- О собственности и землевладении
- Крепостное право и военные поселения
Программа | Государственное устройство России | О собственности и землевладении | Крепостное право и военные поселения |
Конституция Никиты Муравьева | |||
«Русская Правда» Павла Пестеля |
1. Что нового вы узнали из этих документов об отношении их авторов к своей стране и народу?
2. Предположите, как бы отреагировало русское общество, если бы программные документы были опубликованы в печати.
3. Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях?
4. Какой вариант программного документа был более революционным? Докажите словами текста.
Предварительный просмотр:
Документ 1
Из воспоминаний Н. В. Басаргина:
<...> Мы так еще были молоды, что приговор наш к двадцатилетней каторжной работе в сибирских рудниках не сделал на нас большого впечатления. Правду сказать, он так был несообразен с нашею виновностью, представлял такое несправедливое к нам ожесточение, что как-то возвышал нас даже в собственных наших глазах. С другой стороны, он так отдалял нас от прошедшего, от прежнего быта, от всего, что было дорого нам в жизни, что необходимо вызвал в каждом из нас все силы нравственные, всю душевную твердость для перенесения с достоинством этого перехода. Я теперь уверен, что если бы правительство вместо того, чтобы осудить нас так жестоко, употребило бы меру наказания более кроткую, оно бы лучше достигло своей цели, и мы бы больше почувствовали ее, даже, может быть, больше бы сожалели о той доле значения в обществе и преимуществе прежнего нашего положения, которое теряли. Лишив же нас всего и вдруг поставив на самую низкую, отверженную ступень общественной лестницы, оно давало нам право смотреть на себя как на очистительные жертвы будущего преобразования России; одним словом, из самых простых и обыкновенных людей делало политических страдальцев за свои мнения, этим самым возбуждало всеобщее к нам участие, а на себя принимало роль ожесточенного, неумолимого гонителя. <...>
Император Николай показал в нашем деле такое противу нас ожесточение, такое нечеловсколюбивое понятие о самодержавной власти, а вместе с тем и такое опасение к либеральным идеям, ко всему, что имело тень оппозиции против правительства, что можно было наперед предугадать всю последующую его политику, весь ход его царствования. <...>
Мне кажется, что в неумеренной строгости, с которой он поступил с нами, у него была мысль восстановить в глазах подданных своих и особенно в высшем классе значение государя и его верховной власти, которая могла ослабнуть от случавшихся так часто заговоров в протекшее столетие русской жизни.
Вопросы к тексту:
- На основе текста и привлекая исторические знания, вспомните, как были наказаны участники выступления декабристов.
- Как считает автор для чего это было сделано?
Документ 2
Из воспоминаний А. В. Поджио:
...возможно ли вообразить себе, сотня судей без допросов, без суда засудила более сотни молодых людей на самые позорные и лютые казни! Зачем нас свели, поставили лицом к лицу к этим судьям-истуканам, не подавшим ни одного не только голоса человеческого, но и малейшего признака хотя бы животного зверства! Пропитанные духом лучших учителей права, в особенности я, поклонник моего любимого Руссо <...> могли ли мы не смутиться и в полном смысле слова не возмутиться при таком заявленном презрении к правам защиты всякого обвиненного! <...>
И так суд не состоялся в виде даже русского законоведения: мы не были допрошены, выслушаны, не требованы к оправданию, к защите, дозволенной, указанной законом. Верховный уголовный суд счел такой способ действия обременительным для людей, столь озабоченных государственными делами, и нашел гораздо удобнее положиться на указания Следственной комиссии и принять их в неизменное руководство. Вполне освещенные указаниями Комиссии, чересчур убежденные ее доводами и выводами, вперед направленные к непременному обвинению всех нас, судьи эти не могли и не должны были требовать от нас ни дополнений, ни объяснений, ни оправданий. Для них в этих тысячах показаний, вызванных под гнетом стольких вероломных и понудительных влияний, в этих показаниях, говорю я, столько ясности, столько юридической, строго разобранной истины, что следовало только подвести итоги приговоров и казней! <...>
...приговоры так сходны были, как по содержанию, свойству и числу преступлений, сходны между собой, что трудно уяснить себе, каким образом преступники обозначались номерами и почему первый не сделался пятым или двенадцатым; так точно почему 12-й не зачислялся пятым или же первым? <...>
Вопросы к тексту:
- Имели ли участники выступлений на судебную защиту в современном понимании слова?
- Привлекая текст документа и знания по истории назовите, на какое количество разрядов делились приговоренные?
- Как были изменены приговоры в последний момент?
Документ 3
Высочайший манифест 13 июля 1826 г.
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ
МЫ, НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ,
ИМПЕРАТОР и САМОДЕРЖЕЦ
ВСЕРОССИЙСКИЙ,
И прочая, и прочая, и прочая.
Верховный Уголовный Суд, Манифестом 1-го Июня сего года составленный для суждения Государственных преступников, совершил вверенное ему дело. Приговоры его, на силе законов основанные, смягчив, сколько долг правосудия и Государственная безопасность дозволяли, обращены НАМИ к надлежащему исполнению, и изданы во всеобщее известие. (…) Обращав последний взор на сии горестные происшествия, обязанностию СЕБЕ вменяем: на том самом месте, где в первый раз, тому ровно семь месяцев, среди мгновенного мятежа, явилась пред НАМИ тайна зла долголетнего, совершить последний долг воспоминания, как жертву очистительную за кровь Русскую, за веру, ЦАРЯ и Отечество, на сем самом месте пролиянную, и вместе с тем принести Всевышнему торжественную мольбу благодарения. МЫ зрели благотворную Его десницу, как она расторгла завесу, указала зло, помогла НАМ истребить его собственным его оружием — туча мятежа взошла как бы для того, чтобы потушить умыслы бунта.
Не в свойствах, не во нравах Русских был сей умысел. Составленный горстию извергов, он заразил ближайшее их сообщество, сердца развратные и мечтательность дерзновенную; но в десять лет злонамеренных усилий не проник, не мог проникнуть далее. — Сердце России для него было и всегда будет неприступно. Не, посрамится имя Русское изменою Престолу и Отечеству. Напротив, МЫ видели при сем самом случае новые опыты приверженности; видели, как отцы не щадили преступных детей своих, родственники отвергали и приводили к Суду подозреваемых; видели все состояния соединившимися в одной мысли, в одном желании: суда и казни преступникам.
Но усилия злонамеренных, хотя и в тесных пределах заключенные, тем не менее были деятельны. Язва была глубока и по самой сокровенности ее опасна. Мысль, что главным ее предметом, первою целию умыслов была жизнь АЛЕКСАНДРА Благословенного, поражала вместе ужасом, омерзением и прискорбием. Другие соображения тревожили и утомляли внимание: надлежало в самых необходимых изысканиях, по крайней возможности, щадить, не коснуться, не оскорбить напрасным подозрением невинность. Тот же Промысел, Коему благоугодно было при самом начале Царствования НАШЕГО, среди бесчисленных забот и попечении, поставить НАС на сем пути скорбном и многотрудном, дал НАМ крепость и силу совершить его.
Следственная Комиссия в течение пяти месяцев неусыпных трудов деятельностию, разборчивостию, беспристрастием, мерами кроткого убеждения привела самых ожесточенных к смягчению, возбудила их совесть, обратила к добровольному и чистосердечному признанию. Верховный Уголовный Суд, объяв дело во всем пространстве Государственной его важности, отличив со тщанием все его виды и постепенности, положил оному конец законный. (…)
В Царском Селе, 13 Июля 1826.
Вопросы для работы с документом:
- Как оценивает Николай I восстание декабристов?
- Согласны ли вы с этой оценкой?
- Чем на ваш взгляд, она объясняется?
- Что в манифесте Николая I названо « главным предметом и первой целью умыслов» декабристов?
Из императорского Манифеста
«Божией милостию, мы, ________, император и самодержец всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая, объявляем всем верным нашим подданным. Печальное происшествие, омрачившее 14-й день сего месяца, день обнародования манифеста о восшествии нашем на престол, известно уже в его подробностях из первого публичного о нем объявления. Тогда, как все государственные сословия, все чины военные и гражданские, народ и войска единодушно приносили нам присягу верности и в храмах Божиих призывали на царствование наше благословение небесное, горсть непокорных дерзнула противостать общей присяге, закону , власти и убеждениям. Надлежало употребить силу, чтоб рассеять и образумить сие скопище. По первому обозрению обстоятельств, следствием уже обнаруженных, два рода людей составляли сие скопище: одни – заблудшие, умыслу не причастные, другие- злоумышленные их руководители. Чего желали заблудшие? Быть верными данной ими присяге. Всеми средствами обольщения они были уверены, что защищают престол, и в сем уверении не могли они внимать никаким другим убеждениям. Чего желали злоумышленники? Священные имена преданности, присяги, законности, само имя цесаревича и великого князя Константина Павловича было токмо предлогом их вероломства; они желали и искали, пользуясь мгновением, исполнить злобные замыслы: ниспровергнуть престол и отечественные законы, изменить порядок государственный, ввести безначалие. Ни делом, ни намерением не участвовали в сих злодеяниях заблудившиеся роты нижних чинов, невольно в сию пропасть завлеченные. Удостоверяясь в сем самым строгим изысканием, я считаю первым действием правосудия и первым себе утешением объявить их невинными. Но тоже самое правосудие запрещает щадить преступников. Они, быв обличены следствием и судом, восприимут каждый по делам своим заслуженное наказание. Всех сил благотворных последствий мы имеем право ожидать и надеяться от единодушной приверженности к нам и престолу нашему всех состояний. В сем самом горестном происшествии мы с удовольствием и признательностью зрели от обывателей столицы любовь и усердие, от войск готовность и стремление по первому знаку государя своего карать непокорных, от начальников их преданность непоколебимую, на высоком чувстве чести и любви к нам утвержденную».
Вопросы к тексту:
- Укажите месяц и год написания данного Манифеста. Назовите пропущенное в тексте имя императора. Укажите город, в котором происходили описываемые в тексте события.
- Какие цели, по мнению императора, преследовали упомянутые в тексте «злоумышленники»? Укажите три названные в тексте цели.
- Под каким названием известны в истории упомянутые в тексте «злоумышленники»? Привлекая исторические знания, назовите любые две причины возникновения общественного движения, представителями которого они были.
Предварительный просмотр:
Группа №1
Группа №2
Группа №3
Группа №4
Предварительный просмотр:
Первые декабристские организации возникли еще в 1816 году. Первые русские революционеры — декабристы — были борцами против крепостного права и самодержавия. Во имя этой цели они выступили с оружием в руках 14 декабря 1825 г.— в Петербурге на Сенатской площади. По месяцу восстания — декабрю — они и называются декабристами.
Молодые дворяне — декабристы — сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию, опоре царизма. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным, хотели уничтожить царизм, самодержавие и свои привилегии. Известными декабристами были П. Пестель и Н. Муравьев, которые разработали программные документы своих организаций «Русскую правду» и «Конституцию».
Смена феодального строя буржуазным явилась важным этапом в истории человечества. Революционное разрушение отжившего феодального строя и установление новой системы буржуазно-демократических отношений были повсюду в то время основными задачами революционных движений. В России также назрела необходимость ликвидации старого, отжившего феодально-крепостного строя. Движение декабристов и было первым проявлением этой назревшей борьбы. Выступление декабристов является одним из слагаемых во всемирно-историческом процессе революционной борьбы против обветшалого феодально-крепостного строя.
Рассматривая вопрос о том могло ли восстание декабристов иметь шансы на успех, следует отметить, что, безусловно, могли, но для достижения это цели требовались решительность и смелость, высокий уровень организованности и ответственности за порученное дело, а главное — на всех этапах восстания нужна была наступательность действий, то есть необходимо было овладеть искусством восстания.
Даже такой сильный шанс, как владение инициативой на первых порах, когда правительственная сторона вынуждена была лишь отвечать на действия мятежников, не был использован. В результате из наступательной силы они превратились в обороняющуюся. Это обошлось дорого.
Главной причиной неудачи восстания декабристов было то, что руководители восстания действовали нерешительно, потеряли время, а также упустили инициативу. Декабристы "простояли" революцию. Между тем, шансы на совершение революции были очень велики. У Николая не было достаточно сил, чтобы активно противостоять восставшим.
Укажем еще на один фактор, решающим образом предопределивший неуспех восстания,— отсутствие на площади народа в качестве составной части движения. В планах тайного общества главная роль отводилась военной силе — народные массы осознанно были исключены из числа участников восстания.
Предварительный просмотр:
Расскажу вам старый анекдот. 1917 год. Октябрь. Революция.
Уже очень пожилая внучка одного декабриста, спрашивает свою служанку:
- Что там за шум?
Служанка:
- Революция.
- Чего они хотят?
- Чтобы не было богатых.
- Странно. Мой дед хотел, чтобы не было бедных.
Чего же хотели декабристы? А действительно ли анекдот отразил их стремления? Давайте попробуем разобраться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс для учителей английского языка по теме "Подарки"
На мастер–классе представлен опыт работы и методические рекомендации по проведению урока английского языка по теме “Подарки». Цель данного мастер-класса– представление приемов, создающих ...
Мастер класс для учителей физики по теме Колебания и волны
В период преобразования нашего общества одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления учащихся. При этом нужно учитывать одно хорошо известное обстоятельство: се...
Мастер-класс для учителей начальной школы на тему: "Применение коррекционных приемов при изучении гласных букв на уроках обучения грамоте"
В работе даны советы, которые помогут учителям начальной школы избежать дисграфических и орфографических ошибок у первоклассников при обучении грамоте....
Мастер-класс для учителей района на тему "Композиция с элементами дизайна"
Мастер-класс для учителей района на тему "Композиция с элементами дизайна"...
Мастер-класс для учителей по теме "Целеполагание на уроках английского языка в условиях ФГОС".
Существует много приемов целеполагания. На данном мастер-классе я показала один из приемов, который называется "Незаконченное предложение". Файл содержит методическую разработку мастер-класс...
Мастер-класс для учителей: Урок в рамках системно - деятельностного подхода по теме «Культура речи учителя»
Цель мастер-класса - демонстрация урока, соответствующего требованиям ФГОС; информирование педагогов о нормах грамотной речи учителя....
Мастер-класс для учителей на тему «Использование проблемно-поисковых технологий на уроках французского языка».
Цель мастер-класса: показать, как можно использовать проблемно-поисковые методы на уроках французского языка....