Подпрограмма внеклассной и внеурочной работы 5-9 классы Бахтина
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Бахтина Елена Борисовна

Авторская подпрограмма внеклассной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников

«Гражданином быть обязан»

 Подпрограмма внеклассной и внеурочной  работы по истории и обществознанию с учащимися 5-9 классов

  «Россия – наш дом»

Автор: Бахтина Елена Борисовна

Должность: учитель истории и обществознания

Учебное заведение: МБОУ СОШ 5 города Воронежа

Воронеж-2013

Содержание подпрограммы

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность темы
  2. Цель и задачи
  3. Принципы и формы реализации
  1.   Основная часть
  1. Этапы реализации. Паспорт подпрограммы
  2. Мероприятия и направления подпрограммы
  3. Диагностика личностного роста учащихся
  1.   Материальная база
  1. Используемая литература
  2. Ресурсы интернета
  3. Кабинет информационных технологий

Паспорт подпрограммы  

Наименование подпрограммы  

Подпрограмма гражданско-патриотического воспитания

«Россия – наш дом»

Основание для разработки подпрограммы

подпрограмма разработана в соответствии с  основными направлениями воспитания   учащихся  школы, отраженных в программе школы

Заказчик

Администрация МБОУ СОШ 5 имени К. Феоктистова

Разработчик подпрограммы

Бахтина Елена Борисовна

Цели подпрограммы

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, обладающего духовно-моральными качествами и ценностями в условиях современного мира

Задачи подпрограммы

  • Воспитание электоральной культуры и гражданственности
  • Воспитание патриотизма
  • Воспитание терпимости и уважительного отношения к другим нациям и народам

Сроки реализации

2013 -2014  учебный год

Исполнитель основных мероприятий подпрограммы

  • Педагогический коллектив школы № 5
  • Родительский коллектив школы № 5
  • Ученический коллектив школы № 5
  • 5 классы  
  • 6- 8 классы
  • 9 классы

Ожидаемые результаты

  • Достижение более высокого показателя  уровня электоральной культуры учащихся
  • Формирование патриотического и гражданского сознания и самопознания, коммуникативной толерантности
  • Возрождение и обновление национальных традиций
  • Развитие личности ребенка формирование плюрализма  мнений

Подпрограмма гражданско-патриотического воспитания

«Россия – наш дом»

Нет опаснее человека,

которому чуждо человеческое,

  который  равнодушен к судьбам родной страны,  

к судьбам  ближнего .                                            

 М. Е. Салтыков – Щедрин

Пояснительная записка

В настоящее время Россия вновь переживает один из непростых исторических периодов.   И главная опасность, подстерегающая наше общество сегодня даже не в катастрофическом развале экономики, а в разрушении нравственных основ личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, в силу этого у многих россиян искажены представления о доброте, милосердии,  справедливости, гражданственности и патриотизме.   Современную молодежь России отличают низкий уровень электоральной культуры и гражданственности, эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.

В силу этого на современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма — культурной, национальной, духовной и иной любви к Родине, служение Отечеству — являются важнейшими  условиями возрождения России.

Патриотизм и гражданственность  образуют фундамент общества и государства, становятся опорой их жизнеспособности и необходимым условием эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Сегодня воспитание гражданина — это воспитание созидателя, человека, стремящегося к сотрудничеству ради процветания Отечества, ради позитивного поступательного движения гражданского общества, человека, личностным качеством которого, характеризующим гражданскую воспитанность, является толерантность (уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, различных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности). Все это объясняет то, что гражданско-патриотическое воспитание является в настоящее время приоритетным направлением образовательной политики государства.

Реалией последних лет стала настоятельная необходимость в формировании и совершенствовании системы гражданско-патриотического образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях.

На неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма,  как основы консолидации общества и укрепления государства» указывается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

В регионах России осуществляется поиск оптимальных форм реализации гражданско-патриотического воспитания в ОУ, происходит апробация различных его моделей. В этом процессе активно участвуют и преподаватели общественных дисциплин МБОУ школы 5 г. Воронежа.

Основные принципы построения подпрограммы внеклассной работы по истории Россия – наш дом:

  • принцип вариативности
  • принцип сотрудничества
  • принцип толерантности
  • принцип самодеятельности
  • принцип созидательного творчества
  • принцип гуманизма
  • принцип коллективного взаимодействия

Пространство деятельности подпрограммы

Подпрограмма является долгосрочной и рассчитана на период 2012-2020гг.Она будет реализовываться на базе МБОУ СОШ 5 г. Воронежа . Участники программы -  ученики  5-9 классов ,представители педагогического и родительского коллективов, правоохранительных органов, государственных структур , общественных организаций. Календарно-тематическое планирование воспитательной работы в рамках реализации подпрограммы предполагает ежегодное обновление с учетом преемственности направлений.

Направления деятельности программы:

«Я – россиянин!»

Задачи блока:

  • Воспитание гражданского  сознания и самопознания.
  • Воспитывать политическую  и гражданскую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну
  • Воспитывать готовность защищать свободу и независимость своей страны
  • Знакомство с государственной символикой РФ
  • Формирование знаний о этнической карте РФ  и толерантного отношения к людям другой национальности
  • Формирование знаний о религиозных  конфессиях  РФ и толерантного отношения к людям иной религии
  • Уважение чести и достоинства других национальностей
  • Осознание  национальной самоидентичности и самосознания

«Моя малая Родина»

Задачи блока:

  • Развивать общественную активность учащихся.
  • Воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность трудовым и общественным традициям старшего поколения
  • Формирование знаний о культурно - исторических диаспорах края и толерантного отношения к представителям иных этносов
  • Воспитывать познавательный интерес к историческому прошлому страны, гражданскую ответственность за настоящее и будущее России в призме историческое краеведение

«Я – гражданин»

Задачи блока:

  • Развитие у школьников ключевых компетенций гражданина
  • Формирование знаний по  законодательству РФ, связанных с правовым статусом гражданина
  • Привитие культуры электорального поведения
  • Осознание ценностей демократического общества, прав и свобод человека и гражданина

«Обязан. Имею право»

Задачи блока:

  • Развитие правосознания
  • Формирование активного социального поведения
  • Привитие осознанного восприятия своих гражданских прав и обязанностей
  • От познания - к действию
  • Активный интерес к историческому прошлому России и, в частности,
  • истории парламентаризма
  • Формирование, в игровой форме, навыков избирательной деятельности.

Формы работы с учащимися в процессе реализации программы

  • Классные часы, беседы, «круглые» столы, встречи,  деловые и ролевые игры гражданско-патриотического направления
  • Разнообразные виды творческой деятельности детей
  • Проведение совместных общешкольных праздников, соревнований, конкурсов.
  • Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной аппаратуры
  • Экскурсии по местам боевой славы
  • Работа в школьном музее
  • Участие в научно-практических конференциях
  • Участие в областных, общероссийских и международных конкурсах по гражданско-правовому и патриотическому направлению  

  • Тематические  и творческие вечера, концертные программы гражданско-патриотического направления
  • Организация выставок творческих работ на патриотическую тему
  • Элективы Живое право в 9-х классах  и «Азбука гражданина» в 7-х классах
  • Внеурочная работа по ФГОС по курсу обществознание в 5-х классах

Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы

  • Родительские собрания
  • Лектории
  • Часы общения
  • «Круглые» столы
  • Устные журналы
  • День открытых дверей
  • Диспуты
  • Анкетирование и тестирование

Механизм реализации программы

Подпрограмма имеет пять  блоков, которые чередуются в течение учебного года, реализуются в течение месяца и имеют определённую направленность. В начале каждого месяца  во всех классах школы  проводится  классный час, который по своей форме и содержанию соответствует возрастным особенностям учащихся и является  введением в данную тему. В течение месяца в  возрастных подгруппах проходят мероприятия по данному направлению. Завершается тематический блок ключевым общешкольным мероприятием.

Методы диагностики личного роста учащихся

анкетирование, наблюдение, собеседование

Период, класс

Тема блока

Идея блока

Ключевое мероприятие

Сентябрь

9-е

 7 -8 классы

5-е  классы

5-9-е классы

Я - россиянин

 Воспитание гордости за славное прошлое Отечества

Беседа с элементами дискуссии на тему Роль Сталинградской битвы в истории Второй Мировой войны

Просмотр кинофильма Сталинград

Подготовка устной газеты

Сталинградская битва

Проекты

Мое имя

Моя родословная

Наш семейный альбом

Радиогазета И помнит мир спасенный

Октябрь

9-е  классы

5-9-е классы

5-9-е классы

5-е классы

Моя малая Родина

Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение истории  края

Посещение выставки воронежских художников в художественной галерее НЕФА

Участие в школьном конкурсе на лучшую исследовательскую работу по краеведению.

Подготовка к областной краеведческой конференции.

 

Выставка лучших работ в библиотеке школы.

Проведение школьного тура

 Олимпиады по краеведению,  подготовка к участию в областной Олимпиаде

Посещение музея археологии ВГПУ

Конкурс презентаций Мой город

Геральдика Воронежа.

Конкурс докладов.

Проект Этносы воронежского края

Русские и их традиции и обычаи

Казачество Дона

Армянская культурно- историческая диаспора

Ноябрь

9-е класс

6-8 –е классы

5-е классы

Я – россиянин!

Воспитания гражданского сознания и самопознания.  

Круглый стол с участием студентов гуманитарного факультета ВГПУ Смутное время

Викторина, посвященная Дню Народного Единства  «От Руси к России»

Конкурс семейных презентаций  на темы «Государственная символика РФ» и «Символы России» . Проект «Грузинская диаспора в России  и Воронежском крае»

Декабрь

9 – е классы

5-е классы

5-9 –е классы

5-9 – е классы

5 – е классы

Я – гражданин

Моя малая Родина

Формирование гражданской компетентности

Формирование интереса к истории своего края

Формирование интереса

 истории этносов

России

Конкурс сочинений на тему «Моя  Конституция»

Проект  «Конституция и мои права».

Выпуск газеты, посвященной двадцатилетию Конституции РФ. Проект «

Украинская диаспора в России и Воронежском крае»

Участие в Международном конкурсе « Товарищ, верь, посвященном движению декабристов

Конкурс исторических сочинений

Участие в областном конкурсе по истории православия

Экскурсия в православный храм

Проект « Золотые правила православной этики» . Проект «Корейская диаспора в истории России и Воронежского края»

Январь

5-9 –е классы

5-е классы

Моя малая Родина

 

Формирование  чувства патриотизма и гражданственности

Участие в конкурсе на лучшую стенгазету, посвященную освобождению Воронежа от немецко-фашистских захватчиков

Участие в школьной научно-практической конференции

Проект  «Улицы моего города, названные в честь защитников Воронежа».

Проект «Белорусская диаспора и ее роль в истории России и Воронежского края»

 

Февраль

5- 9 – е классы

9-8 классы

7 –6- е  классы

7-е классы

5-е классы

Обязан. Имею право.

Воспитания готовности защищать свободу и независимость своей страны. Чествование защитников Отечества

.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами интернационалистами

Дискуссия с участием представителей общественности, райвоенкомата «Служба в армии – обязанность или необходимость?»

Проект «Я  бы в армию пошел»

Игра «Петровская регата»

Проект «История вооруженных сил России в истории моей семьи».

Посещение концерта Воронежского хора

Март

5-е классы

7- 9 -е классы

Я - россиянин

Обязан. Имею право.

Воспитание лучших нравственных качеств. Изучение истории семьи и своей  родословной

.

Проект  «7Я»,

Экскурсия в армянскую воскресную школу

Конкурс на лучшее национальное блюдо

 

 Правовая игра «Знаешь ли ты закон ?»

 

Апрель

5-е- 6-е классы

7-9-е классы

5-е-9-е классы

5-е классы

Моя малая Родина

Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение истории родного города

Экскурсия в музей КБХ -Мехзавода

Экскурсия в музей ВАСО

Конкурс Воронеж космический

Проект «Еврейская культурно-историческая диаспора в Воронеже».

Игра «Мировые религии».

Май

5-е-6-е классы

7-е классы

5-е классы

5-9 –е классы

Я – россиянин!

Воспитания чувства гордости за историческое прошлое страны. Чествование ветеранов ВОВ

Проект «Майский букет»

(выращивание комнатных растений,  вручение их в качестве подарков ветеранам).

Игра, посвященная Дню Славянской письменности и культуры «Славянская мозаика».  

Игра «Что? Где? Когда?» (Знаешь ли ты этносы России?).

Научно-практическая конференция  «Ветви одного дерева».

Издание лучших работ

Экскурсия в Музей Диорама

Викторина «Никто не забыт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система внеклассной и внеурочной работы по математике

Важнейшей задачей учителя математики является пробуждение в детях любознательности, пытливости, развитие устойчивого интереса к математике. Достичь положительных результатов в решении данной задачи уч...

внеурочная работа в 5 классе

Планирование внеурочной деятельности в 5 классе....

«Внеклассная и внеурочная работа по физической культуре в условиях модернизации образования»

Сегодня смело можно сказать, что ИКТ и информационные технологии   являются в современном образовании одной из главных средств, методик для повышения мотивации обучающих, качества образовани...

Внеклассная работа по физике " ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"

quot; ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"...

Внеклассная и внеурочная работа как средство популяризации знаний по историко-культурному наследию Ульяновской области.

Данная статья рассказывает об опыте работы учителей по популяризации знаний по культурно- нравственному наследию как во время  урочной так и во  внеурочной деятельности...