Подпрограмма внеклассной и внеурочной работы 5-9 классы Бахтина
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Авторская подпрограмма внеклассной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подпрограмма внеклассной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников
«Гражданином быть обязан»
Подпрограмма внеклассной и внеурочной работы по истории и обществознанию с учащимися 5-9 классов
«Россия – наш дом»
Автор: Бахтина Елена Борисовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ 5 города Воронежа
Воронеж-2013
Содержание подпрограммы
- Пояснительная записка
- Актуальность темы
- Цель и задачи
- Принципы и формы реализации
- Основная часть
- Этапы реализации. Паспорт подпрограммы
- Мероприятия и направления подпрограммы
- Диагностика личностного роста учащихся
- Материальная база
- Используемая литература
- Ресурсы интернета
- Кабинет информационных технологий
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы | Подпрограмма гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом» |
Основание для разработки подпрограммы | подпрограмма разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы, отраженных в программе школы |
Заказчик | Администрация МБОУ СОШ 5 имени К. Феоктистова |
Разработчик подпрограммы | Бахтина Елена Борисовна |
Цели подпрограммы | Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, обладающего духовно-моральными качествами и ценностями в условиях современного мира |
Задачи подпрограммы |
|
Сроки реализации | 2013 -2014 учебный год |
Исполнитель основных мероприятий подпрограммы |
|
Ожидаемые результаты |
|
Подпрограмма гражданско-патриотического воспитания
«Россия – наш дом»
Нет опаснее человека,
которому чуждо человеческое,
который равнодушен к судьбам родной страны,
к судьбам ближнего .
М. Е. Салтыков – Щедрин
Пояснительная записка
В настоящее время Россия вновь переживает один из непростых исторических периодов. И главная опасность, подстерегающая наше общество сегодня даже не в катастрофическом развале экономики, а в разрушении нравственных основ личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, в силу этого у многих россиян искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современную молодежь России отличают низкий уровень электоральной культуры и гражданственности, эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.
В силу этого на современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма — культурной, национальной, духовной и иной любви к Родине, служение Отечеству — являются важнейшими условиями возрождения России.
Патриотизм и гражданственность образуют фундамент общества и государства, становятся опорой их жизнеспособности и необходимым условием эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
Сегодня воспитание гражданина — это воспитание созидателя, человека, стремящегося к сотрудничеству ради процветания Отечества, ради позитивного поступательного движения гражданского общества, человека, личностным качеством которого, характеризующим гражданскую воспитанность, является толерантность (уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, различных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности). Все это объясняет то, что гражданско-патриотическое воспитание является в настоящее время приоритетным направлением образовательной политики государства.
Реалией последних лет стала настоятельная необходимость в формировании и совершенствовании системы гражданско-патриотического образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях.
На неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма, как основы консолидации общества и укрепления государства» указывается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
В регионах России осуществляется поиск оптимальных форм реализации гражданско-патриотического воспитания в ОУ, происходит апробация различных его моделей. В этом процессе активно участвуют и преподаватели общественных дисциплин МБОУ школы 5 г. Воронежа.
Основные принципы построения подпрограммы внеклассной работы по истории Россия – наш дом:
- принцип вариативности
- принцип сотрудничества
- принцип толерантности
- принцип самодеятельности
- принцип созидательного творчества
- принцип гуманизма
- принцип коллективного взаимодействия
Пространство деятельности подпрограммы
Подпрограмма является долгосрочной и рассчитана на период 2012-2020гг.Она будет реализовываться на базе МБОУ СОШ 5 г. Воронежа . Участники программы - ученики 5-9 классов ,представители педагогического и родительского коллективов, правоохранительных органов, государственных структур , общественных организаций. Календарно-тематическое планирование воспитательной работы в рамках реализации подпрограммы предполагает ежегодное обновление с учетом преемственности направлений.
Направления деятельности программы:
«Я – россиянин!»
Задачи блока:
- Воспитание гражданского сознания и самопознания.
- Воспитывать политическую и гражданскую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну
- Воспитывать готовность защищать свободу и независимость своей страны
- Знакомство с государственной символикой РФ
- Формирование знаний о этнической карте РФ и толерантного отношения к людям другой национальности
- Формирование знаний о религиозных конфессиях РФ и толерантного отношения к людям иной религии
- Уважение чести и достоинства других национальностей
- Осознание национальной самоидентичности и самосознания
«Моя малая Родина»
Задачи блока:
- Развивать общественную активность учащихся.
- Воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность трудовым и общественным традициям старшего поколения
- Формирование знаний о культурно - исторических диаспорах края и толерантного отношения к представителям иных этносов
- Воспитывать познавательный интерес к историческому прошлому страны, гражданскую ответственность за настоящее и будущее России в призме историческое краеведение
«Я – гражданин»
Задачи блока:
- Развитие у школьников ключевых компетенций гражданина
- Формирование знаний по законодательству РФ, связанных с правовым статусом гражданина
- Привитие культуры электорального поведения
- Осознание ценностей демократического общества, прав и свобод человека и гражданина
«Обязан. Имею право»
Задачи блока:
- Развитие правосознания
- Формирование активного социального поведения
- Привитие осознанного восприятия своих гражданских прав и обязанностей
- От познания - к действию
- Активный интерес к историческому прошлому России и, в частности,
- истории парламентаризма
- Формирование, в игровой форме, навыков избирательной деятельности.
Формы работы с учащимися в процессе реализации программы
- Классные часы, беседы, «круглые» столы, встречи, деловые и ролевые игры гражданско-патриотического направления
- Разнообразные виды творческой деятельности детей
- Проведение совместных общешкольных праздников, соревнований, конкурсов.
- Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной аппаратуры
- Экскурсии по местам боевой славы
- Работа в школьном музее
- Участие в научно-практических конференциях
- Участие в областных, общероссийских и международных конкурсах по гражданско-правовому и патриотическому направлению
- Тематические и творческие вечера, концертные программы гражданско-патриотического направления
- Организация выставок творческих работ на патриотическую тему
- Элективы Живое право в 9-х классах и «Азбука гражданина» в 7-х классах
- Внеурочная работа по ФГОС по курсу обществознание в 5-х классах
Формы работы с родителями учащихся в процессе реализации программы
- Родительские собрания
- Лектории
- Часы общения
- «Круглые» столы
- Устные журналы
- День открытых дверей
- Диспуты
- Анкетирование и тестирование
Механизм реализации программы
Подпрограмма имеет пять блоков, которые чередуются в течение учебного года, реализуются в течение месяца и имеют определённую направленность. В начале каждого месяца во всех классах школы проводится классный час, который по своей форме и содержанию соответствует возрастным особенностям учащихся и является введением в данную тему. В течение месяца в возрастных подгруппах проходят мероприятия по данному направлению. Завершается тематический блок ключевым общешкольным мероприятием.
Методы диагностики личного роста учащихся
анкетирование, наблюдение, собеседование
Период, класс | Тема блока | Идея блока | Ключевое мероприятие |
Сентябрь 9-е 7 -8 классы 5-е классы 5-9-е классы | Я - россиянин | Воспитание гордости за славное прошлое Отечества | Беседа с элементами дискуссии на тему Роль Сталинградской битвы в истории Второй Мировой войны Просмотр кинофильма Сталинград Подготовка устной газеты Сталинградская битва Проекты Мое имя Моя родословная Наш семейный альбом Радиогазета И помнит мир спасенный |
Октябрь 9-е классы 5-9-е классы 5-9-е классы 5-е классы | Моя малая Родина | Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение истории края | Посещение выставки воронежских художников в художественной галерее НЕФА Участие в школьном конкурсе на лучшую исследовательскую работу по краеведению. Подготовка к областной краеведческой конференции.
Выставка лучших работ в библиотеке школы. Проведение школьного тура Олимпиады по краеведению, подготовка к участию в областной Олимпиаде Посещение музея археологии ВГПУ Конкурс презентаций Мой город Геральдика Воронежа. Конкурс докладов. Проект Этносы воронежского края Русские и их традиции и обычаи Казачество Дона Армянская культурно- историческая диаспора |
Ноябрь 9-е класс 6-8 –е классы 5-е классы | Я – россиянин! | Воспитания гражданского сознания и самопознания. | Круглый стол с участием студентов гуманитарного факультета ВГПУ Смутное время Викторина, посвященная Дню Народного Единства «От Руси к России» Конкурс семейных презентаций на темы «Государственная символика РФ» и «Символы России» . Проект «Грузинская диаспора в России и Воронежском крае» |
Декабрь 9 – е классы 5-е классы 5-9 –е классы 5-9 – е классы 5 – е классы | Я – гражданин Моя малая Родина | Формирование гражданской компетентности Формирование интереса к истории своего края Формирование интереса истории этносов России | Конкурс сочинений на тему «Моя Конституция» Проект «Конституция и мои права». Выпуск газеты, посвященной двадцатилетию Конституции РФ. Проект « Украинская диаспора в России и Воронежском крае» Участие в Международном конкурсе « Товарищ, верь, посвященном движению декабристов Конкурс исторических сочинений Участие в областном конкурсе по истории православия Экскурсия в православный храм Проект « Золотые правила православной этики» . Проект «Корейская диаспора в истории России и Воронежского края» |
Январь 5-9 –е классы 5-е классы | Моя малая Родина
| Формирование чувства патриотизма и гражданственности | Участие в конкурсе на лучшую стенгазету, посвященную освобождению Воронежа от немецко-фашистских захватчиков Участие в школьной научно-практической конференции Проект «Улицы моего города, названные в честь защитников Воронежа». Проект «Белорусская диаспора и ее роль в истории России и Воронежского края»
|
Февраль 5- 9 – е классы 9-8 классы 7 –6- е классы 7-е классы 5-е классы | Обязан. Имею право. | Воспитания готовности защищать свободу и независимость своей страны. Чествование защитников Отечества . | Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами интернационалистами Дискуссия с участием представителей общественности, райвоенкомата «Служба в армии – обязанность или необходимость?» Проект «Я бы в армию пошел» Игра «Петровская регата» Проект «История вооруженных сил России в истории моей семьи». Посещение концерта Воронежского хора |
Март 5-е классы 7- 9 -е классы | Я - россиянин Обязан. Имею право. | Воспитание лучших нравственных качеств. Изучение истории семьи и своей родословной . | Проект «7Я», Экскурсия в армянскую воскресную школу Конкурс на лучшее национальное блюдо
Правовая игра «Знаешь ли ты закон ?»
|
Апрель 5-е- 6-е классы 7-9-е классы 5-е-9-е классы 5-е классы | Моя малая Родина | Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение истории родного города | Экскурсия в музей КБХ -Мехзавода Экскурсия в музей ВАСО Конкурс Воронеж космический Проект «Еврейская культурно-историческая диаспора в Воронеже». Игра «Мировые религии». |
Май 5-е-6-е классы 7-е классы 5-е классы 5-9 –е классы | Я – россиянин! | Воспитания чувства гордости за историческое прошлое страны. Чествование ветеранов ВОВ | Проект «Майский букет» (выращивание комнатных растений, вручение их в качестве подарков ветеранам). Игра, посвященная Дню Славянской письменности и культуры «Славянская мозаика». Игра «Что? Где? Когда?» (Знаешь ли ты этносы России?). Научно-практическая конференция «Ветви одного дерева». Издание лучших работ Экскурсия в Музей Диорама Викторина «Никто не забыт» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система внеклассной и внеурочной работы по математике
Важнейшей задачей учителя математики является пробуждение в детях любознательности, пытливости, развитие устойчивого интереса к математике. Достичь положительных результатов в решении данной задачи уч...
внеурочная работа в 5 классе
Планирование внеурочной деятельности в 5 классе....
«Внеклассная и внеурочная работа по физической культуре в условиях модернизации образования»
Сегодня смело можно сказать, что ИКТ и информационные технологии являются в современном образовании одной из главных средств, методик для повышения мотивации обучающих, качества образовани...
Внеклассная работа по физике " ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"
quot; ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"...
План внеурочной работы в пятых классах
план ВР в пятом классе....
План внеурочной работы в шестых классах
План ВР в шестых классах....
Внеклассная и внеурочная работа как средство популяризации знаний по историко-культурному наследию Ульяновской области.
Данная статья рассказывает об опыте работы учителей по популяризации знаний по культурно- нравственному наследию как во время урочной так и во внеурочной деятельности...