Урок истории
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Макаренкова Надежда Владимировна

Урок для 5 класса, связь современного и античного театров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект29.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Сценарий урока

Учитель: Макаренкова Н.В.

 Предмет: история

Класс: 5 Д

Тема: «В афинском театре»

 Урок-изучение нового материала.

 Цель урока:  расширить знания о возникновении, развитии и устройстве греческого театра.

Задачи урока:

 расширить представление об истории древнегреческого театра; уметь объяснять понятия: театр, скене, орхестра, трагедия, комедия;

обучать работе с учебной информацией, работать с таблицей, представлять результаты своей деятельности в форме мини-сочинения;

воспитывать уважение к  культуре, традициям  древнего мира.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся смогут: давать определения основным понятиям темы; сформировать умение анализировать, систематизировать учебную информацию.

метапредметные: обучающиеся смогут: планировать работу в группах для выполнения задачи; овладеть навыками смыслового чтения текстов,  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, овладеть логическими действиями сравнения, анализа,  обобщения.

личностные: обучающиеся смогут: развить навыки общения, приобщиться к культуре.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, раздаточный материал, учебник, рт  Г.И.Годера.

                                                              Ход урока:

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1. Мотивация

Деление на 4 группы

Показ  видеоролика « Поведение в театре»

Беседа по вопросам:

-Что вы увидели?

-Были ли вы в театре? - Какие вы знаете театры?

Каждый берет листочек, где написано имя драматурга и занимают соответст.места(

Просмотр  видеоролика.

Ответы детей на поставленные вопросы.

- сцена, театры, кукольные, театр драмы, театр теней и т.д.

Проектор, ПК.

2.Актуализация и выявление затруднений

Беседа по вопросам:

-Какие ассоциации связаны со словом театр?

Родиной театра считается Д.Греция.

Минисценка( уч-ся) сопровождается рассказом учителя

- Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле, окруженный толпой сатиров. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново.

В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города, и останавливались где-нибудь на площади. Вперёд выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа о Дионисе, то самого бога, то одного из сатиров. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, были первыми театральными представлениями. Впоследствии для ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма.

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Учитель уточняет тему урока: «В театре Диониса».

 

Ответы детей:

- артист, сцена, грим, костюмы, афиша и т.д.

Смотрят и слушают

- Где находится театр, как  его найти, как он выглядит, кто работает в театре.

Обучающиеся  слушают, смотрят презентацию.

Предлагают тему урока: «Театр в Древней Греции».

Проектор, ПК

3.Выявление места и причины затруднений

   - Сегодня на уроке мы узнаем  о древнегреческом театре.

  Для начала надо выяснить, что означает слово «театр»?

 Как устроен ? Вы узнаете, прочитав стр.186 и заполните задание в рт 39

На доске схема, какая группа выполнит быстрее , заполнит схему на доске

-

  Ученики предлагают свои ответы.

В учебнике находят определение и выписывают его в тетрадь.

Обучающие дополняют рассказ учителя информацией, данной в учебнике.

Читают и заполняют задание в рт

Театр – место для зрелищ,

Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине, на которой выступали хор и актеры.

Схене – место, где прикрепляли декорации, хранились маски и костюмы.

 

Выполняют задание , один человек выполняет на доске

Учебник (стр. 185), тетрадь.

ПК, проектор, учебник, тетрадь.

  Организация самостоятельного изучающего чтения по теме: «Театральные представления, актеры»

- поговорим о самих представлениях: где и когда они проходили? Кто на них приходил? Кто был участниками представлений?

Показ слайдов № 15,16.

- Маски. Почему актеры надевали маски? Черты лица актеров были плохо видны издали, поэтому актеры надевали маски большие, раскрашенные, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актеров становилось ясно, кого он изображают.  

 

Ответы учеников:

Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских их масках, В особой обуви на толстой подошве, чтобы казаться выше ростом. Меняя костюмы и маски, актеры играли по  нескольку ролей в каждом спектакле.  Театральные представления устраивались не ежедневно, а лишь несколько раз в году.  

Обучающие слушают

 

Учебник (стр. 186-187)

ПК, проектор

4. Самостоятельная работа в группах

1. Задание по группам ( нарисовать маски разных жанров)

2.подумайте! По какому признаку вы распределились ? Кто они?

 Дети рисуют ,показывают работы, указав жанр

По именам, драматурги

 

6. Первичное закрепление

Работа с текстом

Задание « Найди ошибки»

Работа в группах

Найдите ошибки и опишите их.        
Один учитель в шутку рассказывал на уроке:
«Говорят, что Аспасия, жена стратега Перикла, в молодости любила исполнять роль Антигоны в афинском театре, с большим успехом выступала она и в других трагедиях.
Афинянам нравилась игра Аспасии. Завершив свои дневные дела, каждый вечер спешили они в театр, чтобы успеть к началу представления. Однажды раньше всех пришли подруги Аспасии. Заплатив за билеты, они сели в первом ряду около самой орхестры. Сделали они это для того, чтобы хорошо видеть лицо Аспасии во время театрального действия. Из первого ряда можно было рассмотреть все движения лица актрисы, передающие душевные переживания Антигоны. Однако пошел сильный дождь, сквозь дырявую крышу театр залило водой, и представление пришлось прервать. Аспасия была так огорчена, что больше никогда не выступала в афинском театре».
Ученики не приняли всерьез этот рассказ и обнаружили в нем не менее шести ошибок. Сколько ошибок найдете вы?

Ответы учеников:

 1. Во времена молодости Аспасии трагедии Софокла «Антигона» не существовало;
2. Женщины не принимали участия в театральных постановках — актерами были только мужчины;
3. Театральные представления давались не ежедневно, а лишь несколько раз в году;
4. Театральные представления шли в светлое время суток и начинались рано утром;
5. Первый ряд предназначался только для почетных гостей: стратегов, жрецов, олимпиоников;
6. «Платными» были все остальные (кроме первого ряда) места;
7. Лицо актера видеть было невозможно, так как роли исполнялись в масках;
8. Древнегреческий театр не имел крыши

Раздаточный материал

7.Самостоятельная работа, самопроверка по эталону

Групповая работа по заполнению  таблицы в тетради. Используя текст учебника, иллюстрации сравните по вопросам древнегреческий  и современный театры.

Вопросы  для сравнения:

  1. Где проходило представление?
  2. Вместимость

3. Как часто проходят представления?

4. Начало представления

5. Билеты

6. Занавес.

7. Кто играет в представлении?

8.Кто может быть зрителем?

9. Как награждают актеров?

10.  Кто исполняет мужские и женские роли?

11.  Какие представления устраиваются?

Заполнение таблицы в тетради.

Ответы учеников.

Древнегреческий театр:

  1. В особом здании под открытым небом.
  2. До 17. Тыс. зрителей

3. Несколько раз в году.

3. До 17 тыс. зрителей.

4. С утра и до захода солнца.

5. Из свинца или обожжённой глины (места в театре были не пронумерованы и поэтому места занимали с ночи)

6.нет

7. Профессиональные актеры

8. Любой, купивший билет (беднякам выдавались деньги для покупки билетов), в основном мужчины – граждане.

9. Корзина с инжиром и амфора с оливковым маслом, аплодисменты.

10. Мужчины (в представлении участвовало не более трех актеров).

11. Трагедии и комедии.

Современный театр:

1. В особом закрытом здании.

2. До 1тыс. человек.

3. Постоянно

4. Детские представления с 11 часов, взрослые – вечером.

5. Из бумаги (есть нумерация ряда и места)

6. Есть занавес.

7. Профессиональные актеры

8. Любой, купивший билет.

9.Апплодисменты, цветы, театральные премии.

10. Мужчины и женщины (число актеров не ограничено).

11. Самые разные

Используют текст параграфа, иллюстрации в учебнике, заранее заготовленные карточки с вопросами.

9. Рефлексия

Что узнал о театре?

Что понравилось на уроке?

Что хотел бы узнать?

Ответы учеников

10. Домашнее задание

Параграф 39, написать сочинение «Один день в древнегреческом театре»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.

Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....