Юрченко Е.Ф. Авторская разработка. Исторический лекторий. День народного единства.
классный час по истории по теме

Юрченко Елена Фёдоровна

Исторический лекторий. День народного единства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskiy_lektoriy._den_narodnogo_edinstva.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЧЕСКИЙ

ЛЕКТОРИЙ


Авторская разработка.

Юрченко Е.Ф, учитель истории и обществоведения

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

ТЕМА:

«4 НОЯБРЯ - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»


ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.

Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Средь славных дат, прославивших Отчество,
Есть праздник воли, мужества и силы.
Святая вера, храбрость,
Человечество от темных сил
Когда-то защитили.

Повергнут враг, покрыты славой воины!
О славном прошлом помнить все должны.
Их памяти должны мы быть достойны.
Мы — россияне, русичей сыны.

Страна моя! Я верю, что бесчинства,
Раздоров, войн проходят времена.
И праздник всенародного единства
Тебя прославит, укрепит, страна!

Слайд № _______.

Ребята, сегодня мы погрузимся в историю нашей страны, поговорим о событиях, которым более 400 лет. Итак, на нашем календаре начало XVII (17) века. Событиям, о которых пойдёт речь, посвящен праздник, который у нас в стране отмечается ежегодно 4 ноября.  Может кто- то знает, что это за праздник? (4 ноября- День народного единства)


Слайд № _______.

День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение, объявив 4 ноября государственным праздником.  Этот праздник так и называется – День народного единства.

Слайд № _______.

В Москве на Красной площади стоит памятник. На нём надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия. В лето 1818 года.»

- Кто такой Минин и Пожарский и за что благодарна им Россия – вот об этом наш рассказ.

Давайте углубимся в историю событий конца 16 – начала 7 века.

Слайд № _______.

В 1584 году в Москве умер царь Иван IV (4), прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время – время частой смены правителей, трудным экономическим положением страны. Это было время, когда, воспользовавшись трудностями России, на неё двинулись интервенты – поляки и шведы.

Это было время, когда на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII (17) столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания. В 1601 году в стране случился неурожай, повторился он и в последующие два года. Повсюду начались голод и мор. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек.


Слайд № _______.

В стране назревало недовольство. Во всем обвиняли царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти сына Ивана Грозного – царя Фёдора.

Слайд № _______.

 Всем этим и воспользовались поляки. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за выжившего сына Ивана Грозного Дмитрия. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве. В истории он известен как Лжедмитрий I.

Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. Все это не могло не вызвать взрыв возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца.

Слайд № _______.

Заговор по свержению Лжедмитрия 1 возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царем. Но Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы, тоже был немалым обманщиком.

Слайд № _______.

В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. Ему удалось захватить власть более, чем в двадцати русских городах. Но вскоре он был убит.


Слайд № _______.

Власть в стране после его смерти перешла к временному боярскому правительству из семи бояр. За спиной народных масс бояре сговорились с интервентами о передаче московского престола польскому королевичу Владиславу.

Слайд № _______.

Под покровом ночи 8 тысяч вражеских солдат тайно заняли Кремль.

Слайд № _______.

Войска польской шляхты хозяйничали на русской земле. Не отставали от них и шведские интервенты. Они захватили Новгород и ближние к нему города и сёла. Дым пожарищ стлался по русской земле, заброшенные поля заросли сорняком. Спасаясь от насилия, крестьяне бежали в леса. Под угрозой находилось само существование независимой России.

Слайд № _______.

Поляки хозяйничали в русской земле. Но зрели уже силы народные. Собирали свои ополчения Рязань, Суздаль, Кострома, Нижний Новгород и другие русские города. Народная рать двинулась на освобождение Москвы.

Узнав об этом, москвичи воспрянули духом. 19 марта 1611 года в городе вспыхнуло восстание. Два дня шли кровопролитные бои. В самых опасных местах сражались ратники воеводы Дмитрия Пожарского.

Слайд № _______.

Укрывшись в каменном Кремле, враги подожгли Москву. Деревянный город запылал, как гигантский костёр. Восстание было потоплено в огне, крови и слезах. Слишком поздно подошли к Москве ополченцы, не поспели.


Слайд № _______.

1 октября 1611 года на базарной площади по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Ребята! Перед вами репродукция художника Маковского «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году»

Он зовёт их в новое  ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев.

Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч человек.

Слайд № _______.

Перед вами карта, где показан путь ополченцев.. С чудотворной иконой Казанской Божией матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай – город и изгнать поляков из Москвы. Мало кто знает, что в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской Божией Матери – 4 ноября был объявлен государственным праздником. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Ополчение Минина и Пожарского - единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство, понять, что только сплотившись можно спасти страну. Сила народа – в единстве. Особенно в минуту грозной опасности, которая нависала над нашей страной много – много раз.

Как здорово понять, что мы — едины!
Что все мы вместе, оттого сильны!
И дружбой нашей мы непобедимы!
Ее крепить и множить мы должны!
И праздник — День народного единства —
Пусть станет дорог и понятен всем!
Мы призываем всех объединиться,
Забыть про распри и обиды насовсем!

Слайд № _______.

20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И.П.Мартоса).

Слайд № _______.

На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами). На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей.

Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами. Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале.

Слайд № _______.

Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч.

На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».


Слайд № _______.

Мало кому известно, что в городе Нижнем Новгороде находится точная копия памятника Минину и Пожарскому, но только немного уменьшенная.

Изначально, в 1818 году, памятник хотели установить в Нижнем Новгороде, поскольку отсюда князь Дмитрий Пожарский поднял народное ополчение и выступил на Москву. Однако по предложению Александра Iпамятник героям был установлен в Москве.

Слайд № _______.

Тридцать лет губило Русь Смутное время. Ослабевшую от раздоров страну пытались захватить враги. Но нашлись мудрые головы и храбрые сердца: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собрав ополчение, спасли Русь от гибели.

Итак, ребята, мы теперь знаем, что Москва была освобождена 4 ноября 1812 года. Поэтому именно этот день является Днём народного единства и отмечается как государственный праздник.

Пусть летят от сердца к сердцу поздравления
В этот день четвёртый ноября!
Наша сила – в дружбе, в единении!
И об этом забывать никак нельзя!
Пусть страна живет и процветает
Как одна большая дружная семья!
С днем народного единства, россияне,
Счастья вам и радости, друзья!


Просмотр фильма.

-О каком празднике говорится в нашем фильме?

- Что произошло 4 ноября?

-Почему же днем празднования народного единства, примирения и согласия была выбрана дата 4 ноября?

– Кто призвал простой народ встать на защиту Родины и собрать для этого деньги?

– Кого поставили во главе ополчения?

-Почему ополчению Минина и Пожарского удалось одолеть поляков?

-Как благодарная Россия увековечила имена своих сынов, спасших ее в Смутное время?

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День воинской славы России. День народного единства.

Методическая разработка классного часа патриотического направления для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся с историей праздника;  подчеркнуть значимость событий 1612...

Сценарий внеклассного мероприятия «День воинской славы России — День народного единства».

Внеклассное мероприятие посвященное периоду Смутного времени и освобождению Москвы...

Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "

Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....

Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "

Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....

Методическая разработка исторического диктанта, посвященного Дню народного единства

Методическая разработка исторического диктанта, посвященного Дню народного единства  Актуальность темы. История возникновения праздника День народного единства восходит к 4 ноября 1612 года,...