Итегрированный урок истории и литературы «Проблема выбора на войне». Авторы: Баландина М.Б., Яшников Д.В.
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Баландина Марина Борисовна
учитель русского языка и литературы
Яшников Дмитрий Владимирович
учитель истории
МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорска
Итегрированный урок истории и литературы
«Проблема выбора на войне»
Пояснительная записка
Данная тема рассматривается на уроках истории в ходе изучения раздела «Вторая мировая война» и на уроках литературы в разделе «Литература ХХ века».
Тип урока: интегрированный урок истории и литературы в 9 классе
Цель: путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста определить причины предательства и героизма на войне; дать оценку предательству.
Задачи: умение вести работу с историческим документом; умение анализировать художественный текст, производит сопоставительный анализ; умение обобщать делать вывод; формирование понятия героизма и коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны; развитие монологической речи учащихся.
Форма урока:
· чередование фронтальной работы с классом, индивидуальной работы, групповой, самостоятельной работы в контексте системно-деятельностного подхода.
Методы обучения:
· объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Оборудование урока: мультимидийное оборудование, исторические документы, текст повести В.Быкова «Сотников».
Ход урока:
Учитель истории: Как вы понимаете, что такое выбор, нравственный? Ваши ассоциации?
Составление кластера
А бывают ли безвыходные ситуации, когда невозможно принять решение?
Я предлагаю вам поразмышлять над таким высказыванием: «Безвыходных ситуаций не бывает, бывают ситуации, когда выход – это смерть». (В ходе размышления учащиеся выходят на проблему предательства).
Доклады учащихся:
1. Причины и формы коллаборационизма в годы второй мировой войны.
2. Причины и формы движения сопротивления в годы второй мировой войны.
Работа с документом Е.И. Журавлев «Судебные и внесудебные наказания коллаборационистов в СССР в период Великой Отечественной войны и послевоенное время». Задание: Соответствовала ли степень наказания соврешенному преступлению? Почему наказание было таким суровым?
Предлагается создать кластер:
последствия
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() |
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
![]() | |||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||
причины
Учитель литературы: Почему люди, выросшие в одной стране, воспитанные на одних идеалах, делали разный выбор? Сейчас мы проанализируем повесть В. Быкова «Сотников» и постараемся понять, в чем истоки предательства и героизма.
· Сообщение учащихся «Биография В. Быкова»
· Сообщение учащихся «История написания повести «Сотников»»
Учитель литературы: Расскажите сюжет (Учащиеся кратко рассказывают сюжет).
Действительно очень кратко вы пересказали сюжет повести. События охватывают всего несколько суток. Значит, для автора важно что-то другое. А что?
Сам автор определяет это так: «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» На эти вопросы попытаемся ответить и мы с вами.
Работа по группам
1 группа
1. Как формируется первое представление о героях? Найти в тексте детали портрета, диалоги, которые формируют наше первое представление о героях
2. Сопоставьте Сотникова и Рыбака. Чем отличаются они друг от друга? Как попали в партизаны? Как в мелочах проявляется разность их жизненной позиции?
3. Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций двух товарищей? На чьей стороне здесь автор?
4. Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями (5,6 главы)? Детали предметной изобразительности: подробности действий, отношений, переживаний
Заполнить таблицу
Параметры | Сотников | Рыбак |
Портрет, физическое состояние | Физически нездоров | Полон жизненных сил |
Социальное происхождение | Интеллигент, до войны работал учителем | Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду |
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями | Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков. | Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью |
Как оказался в партизанском отряде | По идейным соображениям; после того как трижды совершал попытки выйти из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях | Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство |
Склонность к компромиссам
| К компромиссам не склонен вообще. Прекрасно понимает законы войны: если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жёсткие условия | Готов идти на компромисс с врагом. Он терпимее к старосте Петру, служащему немцам. Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях. |
Отношение к товарищу
| Стреляет, задерживая врага и давая возможность товарищу уйти | Хочет уйти, но возвращается, боясь объяснений в отряде |
2 группа
1. Какую роль играют эпизоды прошлого
Рыбак: Воспоминания о Зосе. Спасение коня и людей (глава 15)
Сотников: Первый фронтовой бой. Предательство женщины. Побег из плена. История с револьвером. Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой некогда оказался Сотников (гл. 8)?
Эти эпизоды помогаю лучше понять характер героев. Мы видим, что в Рыбаке нет жизненного стержня. Совершая смелый поступок в юности, Рыбак делает это напоказ, он герой в деревни. Сотников уже в детстве понял , что за все нужно отвечать. Поэтому он идет прямо по жизни, не ищет компромиссов и оправданмий. Сцена допроса русского полковника прекрасно иллюстрирует авторский идеал нравственного максимализма: невозможны уступки злу во имя добра. Раз вступив на путь измены, впоследствии с него не свернешь. Отказ полковника от любых компромиссов с врагом стал его последней победой, которая автору вовсе не кажется бесполезной, ведь случайным свидетелем ее оказался Сотников и его товарищи по концлагерю, да и немец опешил, был побежден силой духа русского человека. Именно здесь прозвучала мысль автора о том, что духовная победа над врагом не менее значительна, чем его физический разгром.
3 группа
1. Как ведет себя Демчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака. Почему Петр пошел в лесиновские старосты? Как он ведет себя после ареста?
2. Как изображены в повести полицаи — Стась, Будила, Портнов? Как характеризует Стася его речь?
Даже чувство своей невиновности и страх за детей не способны пересилить в Демчихе ненависть к полицаям, переступившим границы человеческого закона. Характерно, что женщина ни разу не упрекнула партизан в своей трагедии, понимая, что ответственность за нее целиком ложится на плечи палачей — такой уровень духовной свободы оказывается недоступным сильному и отчаянному Рыбаку, винящему Сотникова в своих бедах. Особое внимание уделяет Быков невыносимости нравственного бремени тех людей, которые вынуждены подчиняться своим врагам, вести двойную жизнь: староста Петр, несмотря на то что пошел в услужение к немцам по просьбе односельчан и, видимо, партизанского подполья, тем не менее не снимает с себя вины за этот поступок, а попав в застенок, не пытается обманом или мольбами смягчить свою участь. Более того, Петр пытается облегчить участь девочке-еврейке, обреченной на мучительную смерть, утишить мучения жестоко избитого Сотникова. Его судьба — пример невозможности нормального существования человека «между двух огней» — путь, выбранный Рыбаком.
В. Быков не жалеет черных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми. Недаром, по сообщению Петра, Портнов до войны «против Бога, бывало, по деревням агитировал. Да так складно...», на столе же самого Петра в свое время Рыбак и Сотников обнаружили Библию. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются» и т. п. Характерна и речь Стася: он предал даже родной язык, разговаривая на варварской смеси белорусского с немецким («Яволь в подвал! Биттэ прошу!»).
4 группа
1. Какой путь к своему спасению выбирает Рыбак? Как характеризует его поступок в детстве, когда он спас девочек и коня от падения в овраг? Почему, по мысли Быкова, человеку в ситуации нравственного выбора мало быть находчивым и смелым?
2. Как ведет себя Сотников накануне смерти? Почему отказывается от предложения Рыбака попытаться обмануть полицейских? Как характеризует его история с отцовским пистолетом? Проанализируйте сон Сотникова: как он связан с нравственной идеей повести? Какой смысл приобретает образ мальчика в буденовке, наблюдающего за казнью?
3. Почему Сотников подумал про приготовленную им петлю: «Одна на двоих»? Как вы понимаете финал повести?
Всегда находящий выход из любого положения Рыбак пытается перехитрить врага, не понимая, что, встав на подобный путь, он неминуемо придет к предательству, потому что уже поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Он медленно уступает врагу, отказавшись сначала думать о спасении Демчихи, потом Сотникова, а потом и собственной души. Введя эпизод со смелым поступком Рыбака в юности, писатель еще раз хочет подчеркнуть, что отвага и находчивость еще не свидетельствуют о силе духа, так же как сила духа не сводится к ним. Оказавшись в безвыходной ситуации. Рыбак перед лицом неминуемой смерти струсил и тем обнаружил границы своего бесстрашия, звериную жизнь предпочтя человеческой смерти.
В отличие от Рыбака Сотников не только пытается взять на себя вину других и тем спасти их, — для него важно достойно умереть. Личная этика Сотникова очень близка христианской — положить душу «за други своя», не пытаясь купить себе мольбами или предательством недостойную жизнь.
Нравственный выбор
Сотников | Рыбак |
Любую цену за возможность выжить не принимает. | Ради жизни способен пойти на предательство |
Финал повести перекликается с библейским сюжетом. Сотников, подобно Христу, старается взять на себя вину. А Рыбак оказывается Иудой. Духовно Рыбак погибает в тот же момент, что и Сотников. Но Сотников в сознании, в памяти людей остается героем. Неслучайно В. Быков вводит эпизод с мальчиком, которые смотрит на Сотникова. И Сотников для него такой же пример стойкости и силы духа, как полковник для Сотникова.
Учитель литературы: Вернемся к высказыванию, над которым мы рассуждали в начале урока «Безвыходных ситуаций не бывает, бывают ситуации, когда выход – это смерть». Почему Рыбак совершил предательство? Он оказался в безвыходной ситуации? Так в чем же причины предательства и героизма? (В. Быков показывает, что не физическая сила определят суть человека. Причина предательства Рыбака – ущербность души. Идейная зрелость, высокая духовность позволяют Сотникову найти единое достойное решение в жестоких обстоятельствах).
Рефлексия:
Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия?
Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы). По каким критериям?
Домашнее задание:
составление ПОПС-формулы:
П – позиция
О – объяснение
П – пример
С – следствие
ответить на вопрос: «В чем заключает идея повести В. Быкова «Сотников»»
Продолжить предложения:
Я считаю, что…..
Потому что…..
Я могу это доказать примером…..
Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…..
Литература:
1. Агеносов В. В., Безносов Э. Л. Русская литература ХХ века.11 класс. Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа, 2010 г.
2. Адамович А. А. Торжество человека. - Вопросы литературы, 1973, № 5, стр. 116.
3. Антифашисткое сопротивление в Европе.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: encyclopedia.mil.ru.
4. Журавлев Е.И. Судебные и внесудебные наказания коллаборационистов в СССР в период Великой Отечественной войны и послевоенное время //Научные ведомости. – 2013. – № 22. – Выпуск 28.
5. Зелянина О. Ю. Урок-размышление по литературе в 10-м классе по повести В.Быкова "Сотников". Тема: "Цена жизни..." - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/616885/
6. Семиряга М.И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. – М., 2000. – С.53.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 367.58 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/20/picture-883422-1492676165.jpg)
Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/14/picture-939087-1502675748.jpg)
Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы на тему: « Неизвестные страницы Великой Отечественной войны»
Цель урока: Формирование познавательной самостоятельности и активности через осмысление событий Великой отечественной войны.Задачи:Показать своеобразие русской истории, музыки, культуры и литера...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого бинарного урока по истории и литературе, посвященного Великой Отечественной войне, по теме: «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»
Открытый бинарный урок был разработан и проведен совместно с преподавателем ОГСЭ дисциплин Татьяной Сергеевной Рудневой. По мнению преподавателей и представителей администрации колледжа, посетивших эт...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/14/picture-464055-1405293429.jpg)
Интегрированный урок истории и литературы в 11 классе «В огне гражданской войны…»
Представленный урок способствует формированию универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин: истории и литературы....
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...
Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс
Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. Демокрит...
Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс
Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна. Демокрит...