Дворцовые перевороты
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Конспект урока истории по теме: «Дворцовые перевороты» 7 класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- Выявить причины дворцовых переворотов в России.
Задачи урока:
- Охарактеризовать участников дворцовых переворотов.
- Сформировать представление об эпохе дворцовых переворотов.
- Развитие умений сравнивать исторические явления, работать с историческими документами. закрепить умение работы с таблицей и схемой в процессе самостоятельной работы школьников
- Способствовать воспитанию уважения к прошлому страны.
Оборудование: мультипроектор, компьютер, портреты Екатерины I, Петра II, Анны Ивановны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, схема «Правители Российского государства из династии Романовых от Михаила Федоровича до Павла I (1613 - 1801) в качестве раздаточного материала, презентация
Основные понятия: «дворцовый переворот», «конституционная монархия», «Верховный тайный совет», «верховники», «кондиции»
Основные даты:
1725 – 1727 – правление Екатерины I
1727-1730 – правление Петра II
1730 – 1740 – правление Анны Иоанновны
1740 - 1741 – правление Ивана VI Антоновича
1741 – 1761 – Елизаветы Петровны
1761 – 1762 - правление Петра III
1762 – начало царствования Екатерины II
Используемые технологии: технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения
Методы: проблемный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvortsovye_perevoroty.pptx | 1.01 МБ |
konspekt_na_urok_istorii.docx | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Екатерина I
А.Д.Меншиков
Петр II
Анна Иоанновна
Эрнст Иоганн Бирон
Анна Леопольдовна
Елизавета Петровна
Петр III
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории по теме: «Дворцовые перевороты» 7 класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- Выявить причины дворцовых переворотов в России.
Задачи урока:
- Охарактеризовать участников дворцовых переворотов.
- Сформировать представление об эпохе дворцовых переворотов.
- Развитие умений сравнивать исторические явления, работать с историческими документами. закрепить умение работы с таблицей и схемой в процессе самостоятельной работы школьников
- Способствовать воспитанию уважения к прошлому страны.
Оборудование: мультипроектор, компьютер, портреты Екатерины I, Петра II, Анны Ивановны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, схема «Правители Российского государства из династии Романовых от Михаила Федоровича до Павла I (1613 - 1801) в качестве раздаточного материала, презентация
Основные понятия: «дворцовый переворот», «конституционная монархия», «Верховный тайный совет», «верховники», «кондиции»
Основные даты:
1725 – 1727 – правление Екатерины I
1727-1730 – правление Петра II
1730 – 1740 – правление Анны Иоанновны
1740 - 1741 – правление Ивана VI Антоновича
1741 – 1761 – Елизаветы Петровны
1761 – 1762 - правление Петра III
1762 – начало царствования Екатерины II
Используемые технологии: технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения
Методы: проблемный
- Проверка домашнего задания.
Заполните таблицу
Дата | Реформа | Итоги |
1719-1722 | Налоговая реформа | Введение подушной подати |
1700,1701,1721 | Церковная реформа | Уничтожение патриаршества, Духовная коллегия(Синод). Подчинение духовенства светской власти |
1714 | Указ о единонаследии | Установлен порядок наследования |
1700-1725 | Военные реформы | Рекрутские наборы, Воинский устав, военные школы. |
1708 | Областная реформа | Создавались губернии, централизация власти. |
1718-1721 | Реформа государственного управления | Учреждено 10 коллегий |
1704 | Денежная реформа | Основная денежная единица-копейка |
1697,1719,1722 | Судебная реформа | Образованы Сенат, Юстиц-коллегия. Приговор основывался на конкретных статьях закона |
- Установите соответствие: Название коллегии – глава коллегии
Коллегии: а) Иностранных дел
б) Камер-коллегия
в) Юстиц-коллегия
г) Коммерц-коллегия
д) Военная коллегия
е) Адмиралтейств-коллегия
ж) главный магистрат
Главы коллегий: а) Ф.М. Апраксин
б) А.Д. Меншиков
в) Д.М. Голицын
г) Ю.Ю. Трубецкой
д) Г.И. Кошелев
е) А.Л. Плещеев
ж) Г.И. Головкин
з) А.А. Матвеев
- Кем являются названные «Птенцы гнезда Петрова»
Александр Данилович Меншиков – генерал-фельдмаршал, светлейший князь, ближайший сподвижник Петра.
Федор Матвеевич Апраксин – генерал-адмирал, один из создателей русского флота.
Гавриил Иванович Головкин – граф, первый канцлер Российской империи, первый кабинет министр.
Петр Андреевич Толстой – граф, действительный тайный советник.
Дмитрий Михайлович Голицын – князь, действительный тайный советник .
Андрей Иванович Остерман – граф, вице-канцлер Российской империи.
Ход урока.
В процессе изучения нового материала, основные данные записываются в таблицу:
Дата | Правитель(фаворит) | Родство с Петром Великим | Результаты правления |
1725-1727 | Екатерина I (А.Д.Меншиков) | жена | Создание Верховного тайного совета, Сокращена подушная подать, Облегчена служба дворянам |
1727-1730 | Петр II( А.Д.Меншиков, Долгорукие, Остерман) | внук | Отмена монополий. |
1730-1740 | Анна Иоановна (Бирон) | племянница | Роспуск Верховного тайного Совета, Воссоздание Тайной Канцелярии. |
1740-1741 | Иван IV (Анна Леопольдовна-регент) | Сын племянницы Анны Иоановны | Арест Бирона |
1741-1761 | Елизавета Петровна (Алексей Разумовский) | дочь | Сокращение подушной подати, ограничение крепостного труда, поддержка армии и флота, стабилизация жизни страны, подъем в развитии промышленности |
1761-1762 | Петр III | внук | Уничтожена тайная канцелярия, Манифест о вольности дворянской(1762г) |
Причиной дворцовых переворотов стал Указ Петра I 1722 года, согласно которому старые способы занятия престола по завещанию или избранию собора – отменялись. Новое правило – по личному императорскому назначению.
Фактически, первый переворот произошел в день смерти Петра. На смертном одре в 1725 году Петр I не успел назначить себе наследника. Появилось 2 группировки: одна, во главе с Меншиковым, хотела воздвигнуть на престол Екатерину, другая настаивала на внуке Петра Великого – Петре Алексеевиче, которому в то время было 9 лет. Меншиков, вместе с Толстым и Апраксиным указывали на Екатерину, как на будущую императрицу России. В противовес им, Долгорукие и Голицыны, пророчили престол Петру, сыну погибшего царевича Алексея. Спор мог затянуться на долгое время, но Александр Данилович заранее построил перед дворцом гвардейские полка в поддержку Екатерины. Таким образом, гвардейские полки, во главе с Александром Даниловичем Меншиковым, открыли новую страницу своей истории.
Екатерина I(Марта Скавронская) была домработницей пастора(кухаркой). Вскоре она стала любовницей Петра, а затем и женой.
Как государственный деятель Екатерина из себя ничего не представляла. По сути, время ее правление-это время правления Меншикова. Время ее правления-2 с половиной года с 1725 по 1727 гг. Особенно никаких изменений не произошло, но:
- Создание Верховного тайного Совета. В него вошли по сути все «птенцы гнезда Петрова». Верховный тайный совет решал все важные государственные дела, под формальным председательством императрицы, фактически подчиняющийся Меншикову. Свою власть потерял Сенат.
- Подушный налог был снижен.
Несмотря на то, что никакими гос.делами императрица не занималась, народ любил ее за простоту и доброту.
Меншиков, который был главным фаворитом императрицы, уже распланировал свое будущее. Он уговорил Екатерину написать завещание, по которому она передавала престол Петру Алексеевичу и согласно которому тот обязательно должен был жениться на дочери Меншикова. Тем самым Меншиков переметнулся в клан сторонников Петра II, воспользовавшись болезнью Екатерины он подписал у нее обвинительный указ, и все его бывшие сторонники во лаве с графом Толстым были отправлены в ссылку.
Екатерина скончалась вечером 6 мая 1727 года. Согласно завещанию, в случае бездетной кончины Петра преемницей становилась Анна Петровна и ее потомки, затем Елизавета Петровна и ее потомки и после этого сестра Петра II Наталья Алексеевна.
Петр II был слишком молод, чтобы править самостоятельно и поэтому вновь Меншиков оказался во главе государства. Он не делал ничего нового и в целом продолжал свою политики екатерининских времен. Меншиков всячески пытался оградить юного императора от любого общения с теми, кто мог бы пойти против Меншикова в вопросе престолонаследия и управления страной. Меншиков даже увез его в свой дом на Васильевском острове. Вскоре произошло обручение Петра с дочерью Меншикова Марией. Стоит отметить, что политика в социальной и экономической сферах смягчились, крепостным прощались их давние недоимки, каторжным даровали свободу и тд.
Петр II не был увлечен государственными делами, больше охотой. Он мог проводить на охоте по несколько недель подряд. У него был стольник Иван Долгорукий, ним он охотился и вскоре подружился. Под влиянием Долгоруких Петр стал отдаляться от Меншикова. Так же тут оказала влияние Елизавета Петровна. Петр II был в нее влюблен.
Петр стал довольно грубо обходиться с Меншиковым. Вдобавок ко всему Меншиков заболел. Он доверил все воспитание Петра Остерману, что было его огромной ошибкой. У Петра уже был новый фаворит – Иван Долгорукий. Пока Меншиков болел, император переехал обратно в Летний дворец, дал указание гвардии слушаться только его. А следующий день Меншиков был объявлен в казнокрадстве и гос.измене. Вместе со всей своей семье был отправлен в ссылку в свой родной город Березов. 11 сентября Меншикову дано приказание ехать со всем семейством под конвоем в свое поместье Раненбург.
12 сентября Меншиков отправился в обозе с родственниками, также с ними была толпа прислуги, и провожал его отряд в 120 человек гвардии. Громадная толпа пришла посмотреть на падшего царя, который днем ранее был самодержавным властителем России.
Теперь власть по большей части принадлежала Долгоруким. А новой невестой Петра стала Екатерина Долгорукова. Но за 2 дня до свадьбы Петр умер от черной оспы. Он также не оставил после себя наследника. Иван Долгорукий попытался спасти свою семью, подделав завещание Петра, в котором наследником стала Екатерина Долгорукова, но Верховный тайный совет не принял этого-наследник должен был быть из дома Романовых.
Снова встал вопрос о преемнике, Верховный тайный совет взялся решить это. Голицын напомнил, что существует еще линия Ивана Алексеевича, у которого была дочь, Герцогиня Курляндская. Перед тем как предложить престол Анне, были составлены специальные условия (кондиции). Анна Иоанновна согласилась.
Верховники поехали к будущей императрице, чтобы передать кондиции. Вслед за ними отправились 3 гонца(от Ягужинского, от Остермана, от Феофана Прокоповича). Гонцы известили ее о замысле верховников. А.И. подписала кондиции.
В Москве во время коронации кондиции она порвала и провозгласила себя самодержавной императрицей.
Первоначально ей было сложно,у нее не было своей «партии». Сначала большое влияние играл Остерман, позже императрица пригласила ко двору Эрнста Бирона, Карла Левенвольде и Бурхарта Миниха.
В итоге немецкая партия взяла верх, хотя в итоге они рассорились и при дворе остался лишь Бирон.
Манифестом 4 марта 1730 года Анна объявила о роспуске верховного тайного совета и восстановлении власти правительствующего сената.
Время правления Анны Иоанновны называют бироновщиной. Это было связано с тем, что Анна постоянно боялась заговоров, поэтому во время ее правления свыше 20 тысяч человек были сосланы в Сибирь и на Камчатку, также казнили многих вельмож: Долгоруких. Все злоупотребления властью в 19 веке приписывали именно немцам, которых было довольно много при русском дворе. Поэтому это время было названо бироновщиной. Хотя если изучать архивные материалы, то роль Бирона в казнях, репрессиях и тд не подтверждена.
Анна назначила себе преемника, сына своей племянницы Анны Леопольдовны и Антона Ульриха: Иоанна Антоновича. Анна Иоанновна скончалась 17 октября 1740 года.
Регентом Иоанна по завещанию стал Бирон. Но изначально у него с родителями наследника возникли недоразумения. Анне Леопольдовне свою помощь предложил Христофор Миних. В ночь на 9 ноября 1740 года он арестовал Бирона вместе с его женой. Бирону были выдвинуты обвинения по захвату регентства, небрежном отношении к здоровью покойной императрицы, желанию завладеть российским престолом. Регентом стала Анна Леопольдовна. При ней гос.делами заведовал Миних, после Остерман и Головкин.
В 1741 г.начал готовиться новый дворцовый переворот. Руководителями были Елизавета Петровна и лейб-медик Лесток. Елизавета пользовалась большой популярностью Преображенского полка. Гвардия надеялась на то, что после ареста Бирона именно она взойдет на престол и теперь только ждала приказа.
Анну Леопольдовну неоднократно предупреждали о намерениях Елизаветы. В ночь 25 ноября 1741г. Елизавета приехала в казармы преображенского полка и обратилась к гвардии со словами «вы знаете чья я дочь. Ступайте за мной». Гвардейцы поклялись умереть за цесаревну. Далее они двинулись в Зимний дворец и арестовали Анну и Антона Ульриха. Вместе с сыном их посадили в сани и увезли из дворца. Уже утром был готов манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета вступила на престол.
В свое царствование Елизавета в основном продолжала политику своего отца. Была восстановлена роль Сената, Главный магистрат. Были основаны первые русские банки – Дворянский, Купеческий, Медный. Права дворянства расширялись.
Впервые за сотни лет была отменена смертная казнь. Но распространяется практика жестоких телесных наказаний. Для правления абсолютных монархов 18 был характерен фаворитизм. В последний период царствования лизавета тоже меньше занималась гос.управлением, передоверив его Шуваловым и Воронцовым.
Курс Елизаветы был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма.Эпоха просвещеия-открыт Московский университет.
Домашнее задание: доклады – Меншиков, Остерман, Бирон.+ (внешняя политика в период дворцовых переворотов).
На протяжении всего времени своего правления Петр I проводил активную внутреннюю и внешнюю политику, создавая современное государство. Немало усилий он приложил к тому, чтобы сохранить созданное, желая обеспечить преемственность и стабильность дальнейшего развития политической системы страны в целом.
Чем можно объяснить, что после его смерти начинается противоречивая «эпоха дворцовых переворотов», в рамках которой России пришлось пережить период политической нестабильности и унизительное для национального достоинства время «бироновщины»? приведите не менее трех объяснений.
Параграф 15, 1,2,3 вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории "Дворцовые перевороты"
Презентация поможет при проведении урока истории в 7 класса по теме "Дворцовые перевороты"...
Дворцовые перевороты
Презентация по истории России по теме: "Дворцовые перевороты". В презентации отражены причины дворцовых переворотов в России, а так же исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов....
тест "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"
Проверочный тест по истории России "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"...
Эпоха дворцовых переворотов
Это мероприятие разрабатывалось к аттестации на 12 разряд. Основной посыл в том, чтобы облегчить запоминание довольно запутанного материала. Чередование правителей на троне показывается "в лицах".Мину...
Дворцовые перевороты
Конспект урока по истории для 7 класса...
Разработка урока и методические рекомендации учителю по теме: "Дворцовые перевороты"
Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, так как школьник получает доступ к любой информации и точка...
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...