Конспект интерактивного занятия по теме «История России, СССР в лицах»
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Матус_Анастасия_Валерьевна

Тема занятия "Реформы и реформаторы начала XX века".

На данном занятии учащиеся рассматривают двух великих реформаторов С.Ю. Витте и П.А. Столыпина в сравнительной характеристики. Учаться выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интерактивного занятия  по теме

«История России, СССР в лицах»

Тема: «Реформы и реформаторы начала XX века».

(Сравнительная характеристика С.Ю. Витте и П.А. Столыпина).

Время проведения занятия 1 час 20 минут

После данного занятия обучающийся сможет:

В области знаний -        сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное;

В области умений и навыков -  продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения

.

Форма проведения: занятие– презентация, практическая работа. Предусмотрена работа в группах.

Учащиеся получают предварительное задание: познакомиться с биографиями С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, их деятельностью и подготовить презентации (или сообщения) по следующим вопросам:

  1. Детство и юность реформаторов.
  2. Начало деятельности.
  3. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина: цели, направления, результаты.
  4. В чём трагедия и успех С.Ю. Витте и П.А. Столыпина?

Ход занятия

  1. Организационный момент.. (10 минут)

Преподаватель: Двум известным и важным личностям, таким, как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин, была предначертана роль великих реформаторов, способных поставить Россию в один ряд с ведущими европейскими державами и США. Они были высоко профессиональными политиками, которые смотрели далеко в перспективу, были полны энергии и неутомимы в своих стремлениях во все вникнуть самим, везде побывать, все увидеть своими глазами.

Поэтому их реформы затрагивали буквально все сферы общественного развития России: финансы, тяжелую промышленность, общественный порядок, образование, аграрный сектор экономики, крестьянскую общину и многое другое. «Меня вынесла наверх волна» событий - вероятно на один миг! - писал П. А. Столыпин в письме Л. Н. Толстому. - Я хочу все же этот миг использовать по мере :моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей Родины, которую люблю, как любили ее в старину».

Во второй половине XIX - начале XX вв. в русском обществе постоянно жили надежды на то, что правительством будут сделаны дальнейшие шаги в коренном переустройстве государственного строя! России. От души приветствуя реформу отмены крепостного права», либерально настроенные деятели тешили себя мечтой об учреждении на земской основе всероссийского представительного органа, что было бы реальным движением от самодержавной монархии к конструкционной. Однако эти надежды оказались иллюзией.

Знавший положение России в начале XX в. едва ли не лучше всех в стране, С. Ю. Витте писал: «Российская империя чрезвычайно богата природой, хотя значение этого богатства в довольно серьезной степени умаляется неумеренностью климата во многих ее частях. Она весьма слаба капиталами, накопленными ценностями главным образом потому, что она создана непрерывными войнами... Она может быть сильна трудом физическим по числу жителей и интеллектуальным, так как русский человек даровитый, здравый и богобоязненный».

Что хотели сказать своему Отечеству эти два великих реформатора? Какое значение для России имели их реформы? В чем была их трагедия? На эти и многие другие вопросы вы попытаемся ответить в ходе нашего занятия.

  1. Выступления групп учащихся.

Преподаватель: А начнём мы своё знакомство с Сергея Юльевича Витте.

Каждая группа студентов, представляет презентацию по ранее полученному заданию.

Важно: во время выступлений своих одногруппников остальные студенты слушают их и готовят вопросы по предложенной презентации.

  • Группа 1 - презентация по вопросу «Детство и юность С.Ю. Витте».

Преподаватель : Сейчас мы познакомимся с Петром Аркадьевичем Столыпиным.

  • Группа 2 - презентация по вопросу «Детство и юность С.Ю. Витте».

Далее выступают студенты по вопросам:

  • Группа 3 - презентация по вопросу «Начало деятельности С.Ю. Витте и П.А. Столыпина».
  • Группа 4 - презентация по вопросу «Реформы С.Ю. Витте : цели, направления, результаты».
  • Группа 5 – презентация по вопросу «Реформы П.А. Столыпина: цели, направления, результаты».

По ходу выступления каждой группы учащиеся заполняют таблицу:

Детство и юность реформаторов.

Общее:

  •      
  •      
  •      

Различное

С.Ю. Витте

П.А. Столыпин

  •    
  •    
  •    
  •    
  •    
  •  
  •    
  •    
  •    
  •  

Начало деятельности

Общее:

  •      
  •      
  •      

Различное

С.Ю. Витте

П.А. Столыпин

  •  
  •    
  •    
  •  
  •    
  •    
  •    

Реформы

Общее:

  •      
  •      

Различное

С.Ю. Витте

П.А. Столыпин

  •  
  •    
  •    
  •  
  •    
  •    

После выступления всех групп учащиеся вместе с преподавателем проверяют таблицу.

Подведение итогов занятия

Преподаватель: Мы познакомились с судьбами  и реформами известных реформаторов начала XX века. Подумайте и ответьте на вопрос: «В чём трагедия и успех С.Ю. Витте и П.А. Столыпина?»

Обобщение материалов занятия по теме «Реформы и реформаторы начала XX века».

(Сравнительная характеристика С.Ю. Витте и П.А. Столыпина).

Преподаватель: О государственных деятелях судят не по их замыслу, а по воплощенным делам.

С. Ю. Витте во многом достиг своих целей, но все равно не был по достоинству оценен своими современниками. П. А. Столыпин так и не воплотил свои мечты и поиски, и, вероятно, и не мог воплотить их. Трагедия этих людей была в том, что в итоге они были отвергнуты властью, не приняты обществом, так как по своему профессионализму были намного выше власти, а власть этого не прощает.

И только после смерти величие этих непростых политиков и их огромная роль в истории Российской империи стали очевидны для потомков.

К следующему занятию учащимся можно предложить подготовить материал по теме: «Современники и историки о С.Ю. Витте и П.А. Столыпине»

Учитель может построить занятие по-иному варианту.

Ход занятия (II вариант)

  1. Организационный момент..

Учитель: Двум известным и важным личностям, таким, как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин, была предначертана роль великих реформаторов, способных поставить Россию в один ряд с ведущими европейскими державами и США. Они были высоко профессиональными политиками, которые смотрели далеко в перспективу, были полны энергии и неутомимы в своих стремлениях во все вникнуть самим, везде побывать, все увидеть своими глазами.

Поэтому их реформы затрагивали буквально все сферы общественного развития России: финансы, тяжелую промышленность, общественный порядок, образование, аграрный сектор экономики, крестьянскую общину и многое другое. «Меня вынесла наверх волна» событий - вероятно на один миг! - писал П. А. Столыпин в письме Л. Н. Толстому. - Я хочу все же этот миг использовать по мере :моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей Родины, которую люблю, как любили ее в старину».

Во второй половине XIX - начале XX вв. в русском обществе постоянно жили надежды на то, что правительством будут сделаны дальнейшие шаги в коренном переустройстве государственного строя! России. От души приветствуя реформу отмены крепостного права», либерально настроенные деятели тешили себя мечтой об учреждении на земской основе всероссийского представительного органа, что было бы реальным движением от самодержавной монархии к конструкционной. Однако эти надежды оказались иллюзией.

Знавший положение России в начале XX в. едва ли не лучше всех в стране, С. Ю. Витте писал: «Российская империя чрезвычайно богата природой, хотя значение этого богатства в довольно серьезной степени умаляется неумеренностью климата во многих ее частях. Она весьма слаба капиталами, накопленными ценностями главным образом потому, что она создана непрерывными войнами... Она может быть сильна трудом физическим по числу жителей и интеллектуальным, так как русский человек даровитый, здравый и богобоязненный».

Что хотели сказать своему Отечеству эти два великих реформатора? Какое значение для России имели их реформы? В чем была их трагедия? На эти и многие другие вопросы вы попытаемся ответить в ходе нашего занятия.

  1. Выступления групп учащихся.

Учитель: А начнём мы своё знакомство с Сергея Юльевича Витте.

Каждая группа учащихся, представляет презентацию по ранее полученному заданию.

Важно: во время выступлений своих одноклассников остальные учащиеся слушают их и готовят вопросы по предложенной презентации.

  • Группа 1 - презентация по вопросу «Детство и юность С.Ю. Витте».

Учитель: Сейчас мы познакомимся с Петром Аркадьевичем Столыпиным.

  • Группа 2 - презентация по вопросу «Детство и юность С.Ю. Витте».

Далее выступают учащиеся по вопросам:

  • Группа 3 - презентация по вопросу «Начало деятельности С.Ю. Витте и П.А. Столыпина».
  • Группа 4 - презентация по вопросу «Реформы С.Ю. Витте : цели, направления, результаты».
  • Группа 5 – презентация по вопросу «Реформы П.А. Столыпина: цели, направления, результаты».

Учитель: Мы познакомились с судьбами  и реформами известных реформаторов начала XX века. Подумайте и ответьте на вопрос: «В чём трагедия и успех С.Ю. Витте и П.А. Столыпина?»

Ответы учащихся.

После выступления учащимся можно предложить работу по теме: «Современники и историки о С.Ю. Витте и П.А. Столыпине».

Сергей  Юльевич  Витте

Многие современники оставили свои воспоминания о графе  С. Ю. Витте как реформаторе и человеке. Вот некоторые из отзывов о  нем и его деятельности.

Известный историк и политик П.Н. Милюков:

«Это был редкий русский самородок — со всеми достоинствами  этого типа и с большими его недостатками. Конечно, он стоял головой  выше всей той правящей верхушки, сквозь которую ему приходилось пробивать свой собственный путь к действию. А действовать — это  была главная потребность его натуры».

Директор департамента полиции в начале XX в. АЛ. Лопухин.

«Бюрократический Петербург хорошо знал С.Ю. Витте и характеризовал его так: большой ум, крайнее невежество, беспринципность и  карьеризм...».

Известный публицист, экономист П.Б. Струве:

«Витте был, несомненно, гениальным государственным деятелем,  как бы ни оценивать его нравственную личность, его образованность  и даже результаты его деятельности. Он был по своей натуре беспринципен и безыдеен...»

Знаменитый юрист А.Ф. Кони:

«Будучи в то время, по приемам и горизонтам, единственным действительно государственным человеком, в бесцветное и роковое царствование, он дал возможность многим недругам указывать на него  как на простого чиновника-карьериста, готового на уступки для сохранения сомнительного блеска фиктивной власти».

1. Почему авторов этих высказываний, как и многих других, так привлекала личность С.Ю. Витте?

2. Вспомните, что было главным в его деятельности.

3. Как авторы высказываний оценивают личность Витте? Что общего в их оценках, чем они различаются?

4. Какие противоречивые черты личности реформатора отмечают  авторы?

5. Как вы считаете, насколько допустимо для государственного деятеля расхождение деловых и нравственных качеств?

Петр  Аркадьевич  Столыпин

Характер и итоги аграрной реформы П.А. Столыпина оценивались современниками и оцениваются сегодняшними учеными, публицистами неоднозначно. Вот некоторые из этих оценок.

Экономист и политик П.Б. Струве:

«Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина... этой  политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни.  И – сдвиг  поистине революционный и по существу, и формально».

В.И. Ленин:

«...[Столыпин] пытался в старые мехи влить новое вино, старое  самодержавие переделать в буржуазную монархию, и крах столыпинской политики есть крах царизма на этом... последнем мыслимом   для  царизма пути».

П.Л. Бразель (русский историк, публицист):

«В короткий срок сибирское земледелие достигло полного расцвета, позволившего ввозить в Европейскую Россию и вывозить за  границу большое количество сельских продуктов, особенно масла и яиц».

Л.Н. Толстой:

«...[Столыпин] начал насилием бороться с насилием, что привело  только к разрастанию его масштабов, и приступил к проведению такой  земельной политики, которая имеет в виду не умиротворение,  а  утверждение земельного насилия».

А.Я. Аврех (советский историк):

«С вершины сегодняшнего исторического опыта теперь особенно  хорошо ясна причина коренная, главная банкротства Столыпина.  Органический порок его курса, обрекавший его на неминуемый провал, состоял в том, что он хотел осуществить свои реформы без демократии и вопреки ей».

1. Сравните эти оценки. Чем они отличаются?

2. Как вы думаете, в чем причины этих различий?

3. Что общее можно уловить в этих высказываниях?

4. С какими из приведенных оценок вы могли бы согласиться? Почему?

Учитель: О государственных деятелях судят не по их замыслу, а по воплощенным делам.

С. Ю. Витте во многом достиг своих целей, но все равно не был по достоинству оценен своими современниками. П. А. Столыпин так и не воплотил свои мечты и поиски, и, вероятно, и не мог воплотить их. Трагедия этих людей была в том, что в итоге они были отвергнуты властью, не приняты обществом, так как по своему профессионализму были намного выше власти, а власть этого не прощает.

И только после смерти величие этих непростых политиков и их огромная роль в истории Российской империи стали очевидны для потомков.

К следующему занятию: Сравните личности и деятельность С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Что было общим, а что различным. Ответ заполнить в виде таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "История США"

Одним из основных методов в преподавании иностранных языков является компетентностный подход, ориентация детей не только на усвоение знаний, но и на развитие его личности, его познавательных спо...

план-конспект урока по теме "История открытия и исследования Африки"

Цель:   познакомить с историей открытия материка и его исследованием.Задачи: развивать интерес к другим континентам; продолжать формировать умения обобщать материалы и делать выводы; заполнять та...

Конспект экскурсии по теме "История Российских наград"

Проводя экскурсию по данной теме можно использовать материал презентации "История Российских наград"...

Конспект урока на тему: История государственных символов 6 класс

Цели:·        Способствовать усвоению учащимися понятий «герб»,  «флаг»,  «гимн». Проследить преемственность символики российских герба, флага и гимна в ра...

Конспект урока по теме "История развития земной коры". 8- класс

Конспект урока  по теме "История развития земной коры". 8 класс...

План-конспект открытого урока. Тема "История Конституции РФ"

Подробный план учебного занятия по Праву....