СССР в Великой Отечественной и Второй мировой войнах.
тест по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию один из тематических тестов для подготовки школьников к ЕГЭ
Тема: СССР в Великой Отечественной и Второй мировой войнах.
Часть 1
Ответом к заданиям этой части (1-19) является слово(словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например:НиколайВторой).
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) Курская битва
2) начало Сталинградской битвы
3) нападение японской авиации на американские корабли в Перл-Харбор
Ответ:
2.Установите соответствие между событиями и годами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СОБЫТИЯ | ДАТЫ |
А) Начало наступления КА под Сталинградом Б) танковое сражение под Прохоровкой В) парад Победы на Красной площади Г) начало операции Багратион | 1)12 июля 1943 г. 2) 24 июня 1945 г. 3) 19 ноября 1942 г. 4) 23 июня 1944 г. 5) 6 ноября 1943 г. 6) 23 августа 1943 г. |
Ответ:
А | Б | В | Г |
3. Ниже приведен печень событий. Все они, за исключениемдвух относятся к начальному этапу Великой Отечественной войны
1) Смоленское сражение, 2)оборона Брестской крепости, 3)создание ГКО, 4)Битва за Днепр,
5)битва за Москву, 6) провыв блокады Ленинграда
Найдите и напишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому
периоду.
Ответ:_____________________________________
4. Запишите термин, о котором идет речь
Перемещение в глубокий тыл промышленного оборудования, сырья, различных материальных и культурных ценностей, населения
Ответ:_______________________________
5.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям) К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
А) перевод экономики на военные рельсы Б)формирование антигитлеровской коалиции В) начало коренного перелома в Великой Отечественной войне Г) разгром Японии |
4) указ о режиме рабочего времени 5) разгром немецких войск под Сталинградом 6) освобождение Харькова |
Ответ:
А | Б | В | Г |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие их характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А | «Польское командование отдало приказ не оказывать сопротивление советским войскам, но отдельные столкновения все же были. В сводке Генштаба Красной Армии от 17 сентября отмечалось, что части Красной Армии успешно наступали, «отбрасывая слабые передовые части и резервы польской армии». |
Б | «Сражение завершилось... Впервые с начала Второй мировой войны германские войска вынуждены были перейти к обороне на своем главном направлении, в результате чего Ставка ВГК выиграла время для совершенствования стратегической обороны... Советские войска проявили небывалую стойкость и массовый героизм». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ:
1) в результате описанных событий к территории СССР были присоединены территории западной Украины и Западной Белоруссии
2) описанные события происходили летом 1942 года
3) во время сражения, о котором идет речь впервые в КА появились гвардейские части
4) руководителем Ставки ВГК был Г.К. Жуков
5) описанные события происходили в самом начале Второй мировой войны
6) главным направлением в этот период для германских войск было направление на Москву
Ответ:
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7.Какие три из перечисленных событий произошли во время Великой Отечественной войны? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Брусиловский прорыв 4) битва при Лесной
2) сражение под Прохоровкой 5) оборона Шипки
3) Висло-Одерская операция 6) операция «Уран»
Ответ:
8.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый нижесписок пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенногобуквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) ______________ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.
Б) Первый таран в ночном воздушном бою произвёл советский лётчик____________, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.
В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражениеу ________________.
Пропущенные элементы:
1) Ялтинская (Крымская) 2) Н.Ф. Гастелло
3) станция Прохоровка 4) Тегеранская
5) В.В. Талалихин 6) разъездДубосеково
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
А | Б | В |
8.1.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый нижесписок пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенногобуквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А)План «молниеносной» войны Германии против СССР назывался_________________
Б) Трижды удостоен звания Героя Советского Союза_____________________________
В) Во время_____________________ был совершен подвиг героев-панфиловцев
Пропущенные элементы:
1) «Цитадель» 2) К.К. Рокоссовский
3) Московская битва 4) летчик И.Н. Кожедуб
5) «Барбаросса» 6) Сталинградская битва
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
А | Б | В |
8.2.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый нижесписок пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенногобуквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А)_____________________ закрыл телом амбразуру пулеметного дзота.
Б) В результате_____________________________ были созданы условия для освобождения Правобережной Украины
В) Молодежная антифашистская организация, действовавшая в городе Краснодон, называлась____________
Пропущенные элементы:
1) «Союз Спартака» 2) А. Матросов
3) Сталинградская битва 4) Е. Пичугин
5) «Молодая гвардия» 6) Корсунь-Шевченковская операция
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
А | Б | В |
9. Установите соответствие между именами военных деятелей и их характеристиками:
ВОЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) Г.К. Жуков Б) И.В. Сталин В) П.К. Пономаренко Г) А.М. Василевский | 1) Руководитель Центрального штаба партизанского движения 2) Председатель Государственного комитета обороны 3) Командующий Западным фронтом осенью 1941 г 4) Руководитель службы СМЕРШ (смерть шпионам) 5) Начальник Генерального штаба 6) Командующий 1-м Украинским фронтом |
Ответ:
А | Б | В | Г |
10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите фамилию человека, о котором идет речь.
«Узнал я [его] на Халхин-Голе. Провел он там блестящую операцию по разгрому японских самураев, после чего получил в командование округ, которым успешно командовал. Война застала его в должности начальника Генерального штаба Красной Армии... Настоящий полководческий талант проявился у него, когда он занял свое место там, где ему и надлежало быть, т.е. в войсках. Первое, что мне стало известно, это его деятельность под Ленинградом».
Ответ:_______________________________
11. Заполните ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
События | Даты | Участник (-и) |
Наступательная операция «Багратион» | _________________(А) | И.Х.Баграмян,, И.Д.Черняховский |
Сталинградская битва | _________________(Б) | ____________________________(В) |
______________________(Г) | Август-декабрь 1943 г. | Г.К. Жуков, К.К.Рокоссовский,И.С.Конев |
Битва за Москву | _________________(Д) | _____________________________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) М.А.Егоров, М.В.Кантария 2) Сентябрь 1941г. – январь 1942 г.
3) Я.Ф.Павлов 4) Битва на Курской дуге
5) Битва за Днепр 6) Июнь-август 1944 г.
7) Июль 1942 г. – февраль 1943 г. 8) И.В. Панфилов
9) Май 1942 г.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
12.Прочитайте отрывок из воспоминаний известного военачальника.
«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И. В. Сталину следующий план действий: первое — активной обороной продолжать изматывать противника, второе — приступить к подготовке контрнаступления, чтобы нанести противнику... такой удар, который бы резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу.
Ориентировочный расчет показал, что раньше середины ноября подготовить необходимые силы и средства для контрнаступления будет невозможно... У нас завершалась подготовка крупных стратегических резервов, имевших новейшее оружие и новейшую боевую технику. К ноябрю у Ставки должны были быть механизированные и танковые соединения, вооруженные известными всему миру танками Т-34, что позволяло нам ставить своим войскам более серьезные задачи.
К тому же наши командные кадры за первый период войны многому научились, многое переосмыслили и, пройдя тяжелую школу борьбы с сильным врагом, стали мастерами оперативного искусства, в полной мере освоили способы и методы боевых действий в любой обстановке.
Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в оборой. И самое главное — их солдаты, да и многие офицеры не хотели умирать за чуждые им интересы на далеких полях России...
Положение противника усугублялось еще и тем, что... у него очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»
Используя отрывок, выберите в приведенном ниже списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) описанные события произошли в 1942 г.
2) речь идет о битве под Москвой
3) советское контрнаступление, о котором идет речь, началось 19 ноября
4) план советского командования назывался «Багратион»
5) намеченная операция завершилась пленением главнокомандующего немецкой армией
6) во время этой операции впервые были применены советские танки Т-34.
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задания 13 - 16
13. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ:________________________________________________
14. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в районе которого произошло соединение войск двух фронтов Красной армии.
Ответ:________________________________________________
15.Укажите название периода в ходе войны, начало которому положили события, обозначенные на схеме.
Ответ:________________________________________________
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г.
2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны.
3) На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран».
4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К. Рокоссовский.
5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2 млн немецких солдат.
6) События, обозначенные на схеме стрелками, начались в ноябре 1942 г.
Ответ
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
А) « Василий Теркин» Б) «Жди меня» В) «Родина-мать зовет» Г) «Ленинградская симфония» | 1) автор И. Таидзе 2) автор Д. Шостакович 3) стихотворение, написанное К. Симоновым 4) произведение посвящено обороне Смоленска 5) Автор произведения в период «Оттепели» возглавлял журнал «Новый мир». 6) автор С. Прокофьев |
Ответ:
А | Б | В | Г |
Рассмотрите изображение и выполните задания 18 – 19
18.Какие суждения о картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная карикатура создана в первой половине 1930-х гг.
2) В момент, когда произошло событие, которому посвящена карикатура, СССР вёл войну с Финляндией.
3) Карикатура была создана в СССР и опубликована в печати в тот же год, когда произошло событие, которому она посвящена.
4) Карикатура посвящена нарушению международного договора одной из стран.
5) Событие, которому посвящена карикатура, означало начало Великой Отечественной войны.
Ответ:
19. Укажите изображение объекта, возведённого в период руководства СССР политического деятеля, при котором произошли события, отражённые на карикатуре. В ответе запишите цифру, которой это изображение обозначено.
Ответ:____________________
Часть 2
Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20 - 22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний историка Е. В. Гутновой.
«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей площадью... Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня... слёзы радости текли из глаз...
Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что... выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях... разгромить... В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы... бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов... В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев... Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».
20. Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание.
21. Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений.
22. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.
23.В августе 1939г. в Москве проходили переговоры между военными миссиями СССР, Великобритании и Франции. Переговоры имели огромное значение для будущего Европы. Но противоречия между сторонами привели к провалу переговоров. Назовите не менее двух причин, по которым переговоры провалились.Назовите одно последствие провала переговоров для международной обстановки.
23.1.В июне 1941 г. фашистская Германия нанесла нашей стране страшный, казалось бы сокрушительный, удар. За первые дни войны было уничтожено много советской военной техники, враг продвинулся вглубь территории страны на сотни километров, многие части Красной Армии оказались в окружении. Реализуя «блицкриг», враг рвался к столице нашей Родины - Москве.
Приведите не менее трех причин, по которым фашистская Германия смогла причинить столь значимый урон СССР в первые дни войны..
23.2. В период Великой Отечественной войны в результате операции на Курской дуге Красной Армией были разгромлены крупные силы противника. Каковы причины победы Красной Армии под Курском? Назовите две причины. Назовите одно последствие этого события.
23.3. В сентябре 1941 г. И.В.Сталин в беседе с американским государственным деятелем У.А. Гарриманом сказал: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию... Может быть, будет сражаться за Россию». Неожиданное признание И.В. Сталина было признаком существенного пересмотра идейных основ партийно-политической работы в армии и стране. Почему в политике руководства страны произошел поворот, который получил название «идеологического нэпа»? Приведите не менее двух фактических подтверждений произошедшего поворота.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Заключения пакта требовала международная обстановка того времени. Его заключение позволило оттянуть начало войны для СССР и лучше к ней подготовиться»
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающие данную точку зрения, и два аргумента опровергающих ее. Укажите, какие из приведенных вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие ее опровергают.
24.1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Победа в войне была достигнута за счет превосходства советской системы, патриотического подъема и высокого военного потенциала советской армии.»
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающие данную точку зрения, и два аргумента опровергающих ее. Укажите, какие из приведенных вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие ее опровергают.
24.2.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Участие в войне против СССР на стороне фашистской Германии так называемых «малых государств» Европы (Венгрии Румынии, Болгарии, Финляндии): было вызвано политикой самого СССР»
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающие данную точку зрения, и два аргумента опровергающих ее. Укажите, какие из приведенных вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие ее опровергают.
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.; 2) 19 ноября 1942 г.; - конец 1943 г.; 3) 1944 -9 мая 1945г.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по теме:Вторая Мировая война и Великая Отечественная война
Данный материал может быть использован в качестве проверки знаний после изучения представленной темы....
Дипломатия в годы Великой Отечественной войны: Тегеран – Ялта – Потсдам. «Третий фронт» Второй мировой войны
Проблемная конференция по вопросам о роли советской дипломатии в победе над фашизмом и использованием ИКТ-технологий....
эссе "Итоги и уроки Великой Отечественной и Второй мировой войны"
Из всех испытаний, которые выпадали, на судьбу человечества наибольшие страдания несли с собой войны. Война есть самое страшное, что довелось пережить человечеству. За последние 5000 лет, как по...
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Чем дальше от нас события Второй Мировой войны, тем меньше мы ее помним и знаем. Забыть прошлое, значит, потерять преемственность поколений. Сегодня задача патриотического воспитания молодежи ст...
Контрольный тест по теме: "Великая Отечественная и Вторая мировая война"
тестовые задания...
тест:Материалы для подготовки к ЕГЭ по темам: «Внешняя политика до Второй мировой войны », «Великая Отечественная война», « СССР во Второй мировой войне».
Тест разработан для 9, 11 классов для подготовки сдачи ЕГЭ и ГИА....
Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»
Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...