Внеклассное мероприятие по истории России, посвящённое развитию образования в СССР в 1920-30-х гг.
учебно-методический материал по истории (9, 10, 11 класс) на тему
Сценарий внеклассного мероприятия по истории России для учащихся 9-11 классов. Мероприятие посвящено истории развития образования в СССР в 20-30-е гг. 20 века. Фрагменты предлагаемого материала можно использовать и на уроках истории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vechera.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»
Мероприятие для учащихся 9-11 классов. Посвящено истории развития образования в СССР в 20-30-е гг. 20 века. Место проведения: актовый зал школы.
Действующие лица: представитель наркомпроса, 1-й комсомолец, 2-й комсомолец, учитель 1930-х гг., учитель 1920-х гг., 1-й историк начала 21 века, 2-й историк начала 21 века, агитбригада в составе пяти человек, ученики Ваня, Петя и Коля.
Оборудование: запись песен «Широка страна моя родная», «Интернационал», транспарант «Да здравствует новая азбука – лозунгофикация!»
Представитель наркомпроса: | Ленин сказал: «Безграмотный человек стоит вне политики, школа вне жизни, вне политики, есть ложь!» Школа должна готовить строителей коммунизма! Всё население от 8 до 50 лет обязано обучаться грамоте под угрозой уголовного наказания. В Советской России принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения» и создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. |
1-й комсомолец: | Школа должна готовить НОЧей и УСКОМЧЕЛов! |
Ученики: | А кто это? |
2-й комсомолец: | Это научно-организованный человек и усовершенствованный коммунистический человек |
Ученики: | Всё равно ничего непонятно |
1-й комсомолец: | Что же здесь неясно? Школа – это фабрика-завод ученичества. Она будет выпускать новых людей. Даже имена у них будут другие, коммунистические. Вот вас, например, как зовут? |
Ученики: | Ваня, Петя, Коля. |
1-й комсомолец: | Это устаревшие, старорежимные имена. У людей коммунистического будущего и имена будут соответствующие – Лемарк (Ленин, Маркс), Даздраперма (Да здравствует 1-е мая), Совмила (советская милиция), Элена (Электрификация, индустриализация) |
Звучит «Интернационал». Под его звуки на сцену выходит комсомольская агитбригада.
- Стар - убивать!
На пепельницы черепа!
А нам,
Не только новое строя,
фантазировать,
а ещё и издинамитить старое.
Пустые головы
к книжкам
для веса
нагрузив,
пошёл за профессорами профессор.
Их молодая встретила орава,
и дулами браунингов в провал
рухнуло римское право.
- Старая царская азбука нам не подойдёт
Да здравствует новая азбука – лозунгофикация!
«А» - Активным Элементом будь
А газ закрыть не позабудь!
«Б» - Безусловно непролетарского происхождения
Тот, кто враг советской власти
Без совести зазрения
«В» - Ведро помойное не уберёшь –
В спину революции лишний нож!
Ну, а там дальше:
«К» - Контрреволюция в том зарыта
Кто плохо поступит, и думает, всё шито-крыто!
«П» - Прикройте дверь – и она не дует
Под прикрывшего сознательного индивидуя
«У» - Уборку на кухне ослабить –
Уклон белогвардейский в квартирном масштабе!
- Наши руки всему
научатся
Все загадки по нитке
вытянем
Коммунизм у нас
получится
Многоцветный и
удивительный
Знаем – скажут
Потомки в будущем:
«Эти жили совсем
не буднично!»
Глянут в книжицы
полузабытые –
Нас увидят
и позавидуют
Учитель 20-х гг. 20 века | Я пришла работать в школу в 1921 году. Это было удивительное время. Перед педагогами была поставлена задача: воспитать всесторонне развитую личность, способную стать мыслящим творцом истории. Экзамены, уроки, задания на дом отменялись, так же как парты и форма. Детям была предоставлена полная свобода в организации учебных, музыкальных, спортивных занятий, театров, журналов. Присутствие учителя сводилось к минимуму, чтобы не стеснять ищущих свой путь детей. Даже слово учитель отменялось, вместо него вводилось слово «шкраб», т.е. «школьный работник» |
Звучит песня «Нам нет преград ни в море, ни на суше» | |
Учитель 30-х гг. 20 века | Меня в числе 100 комсомольских работников по решению ЦК ВКП(б) в 1931 году отправили в школу для её идеологического укрепления. В этом году в методах преподавания в школе произошёл поворот на 180 градусов. Были возвращены уроки, оценки, твёрдое расписание, дисциплина, система наказаний вплоть до исключения. Все эксперименты в образовании объявлялись преступлением. Были определены новые цели воспитания – формирование уважения к авторитетам. Причём авторитетом наделялись партия и государство. Детям нужно внушать, что интересы коллектива и государства выше интересов семьи и личности. |
Звучит песня Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная» | |
Представитель наркомпроса | Накануне революции 73% населения страны не умело читать и писать. Считалось, что для достижения всеобщей грамотности мужчин потребуется 180 лет, а женщин – 280 лет Но было сделано невозможное. К 1939 году грамотность населения составила 87,4 %. С 1933 по 1937 год в стране открылось более 20 тыс. новых школ, т.е. столько же, сколько в царской России за 200 лет! К 1933 году завершился переход к обязательному 4-х классному образованию, а к 1937 году обязательным стало 7-летнее образование. |
Звучит песня «Наш паровоз вперёд летит!» («Песня о встречном») | |
1-й историк начала 21 века | Да, было сделано невозможное! Но уровень полученного образования был намного ниже дореволюционного. Оно было не только сокращено до минимально необходимого, но и крайне идеологизировано. В результате у учащихся формировалось линейное мышление, препятствовавшее развитию творческой, самостоятельно мыслящей личности. Всё, что не отвечало целям государства, считалось вредным и запрещалось: «теория Эйнштейна – образец загнивания буржуазной физики», «кибернетика и генетика – «продажные девки империализма». Отвергались науки, рассматривающие ту или иную форму неопределённости: квантовая физика, теория вероятностей, статистика, социология. |
2-й историк начала 21 века | Но 1930-е годы имели огромное значение для развития образования в России. Были переработаны школьные программы, созданы новые стабильные учебники на русском языке и языках народов СССР. В создании школьных учебников участвовали писатели, поэты, крупные учёные: Маршак, Барто, Панкратова, Вавилова. Большой вклад в организацию народного просвещения и развития педагогики внесли Крупская, Макаренко, Шацкий. В сознании учеников утверждалось новое понимание ценности человека в обществе: не предприимчивый делец, наживший себе состояние любыми средствами, а трудящийся человек, отдающий свои силы на благо народа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по истории России - КВН "Пётр Великий", 7 класс
Цели мероприятия: 1. Обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об исторической вехе царствования Петра Великого. 2. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордости за ге...
Внеклассное мероприятие по истории " Россия есть Россия" для учащихся 9-10 классов.
Разработка мероприятия может быть использована для внеклассного мероприятия по истории, для классного часа , для клубного занятия....
Внеклассное мероприятие по истории России "Вновь юность, май и сорок пятый"
Мини-спектакль, который можно использовать в 9-х и 11-х классах при изучении темы Великая Отечественная война.Также можно использовать при подготовке семинара учителей истории....
Внеклассное мероприятие по истории России для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида. Игра "Поле чудес".
Внеклассное мероприятие по истории России для учащихся коррекционной школы 8 вида "Поле чудес"....
Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…»
Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…», Игорь Олегович Насаев, учитель истории МБОУ «Лицей № 21» г. Курска...
Внеклассное мероприятие по истории России КВН «Пётр Великий» 7 класс
Внеклассное мероприятие по истории России КВН «Пётр Великий» 7 класс...
Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»
Внеклассное мероприятие по истории России. Интеллектуальная игра «По следам истории России с древнейших времён до середины XIX века»Разработанное мероприятие предназначается для проведения...