Власть и общество при Иване Грозном
презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

Староверкина Наталья Ивановна

Презентация к учебнику История России 10 класс А.А.Данилов, М.Ю.Брандт, соответствует логике изложения авторами учебника

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vlast_i_obshchestvo_pri_ivane_groznom.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Проверим домашнее задание

Слайд 3

Вопрос 01. Как изменился характер княжеской власти в Московском государстве во второй половине XV в.? Великокняжеская власть укрепилась после освобождения от власти Большой Орды ещё больше. Стало оформляться российское самодержавие. Со времён Ивана III правитель Москвы стал именовать себя царём (что означает «цезарь»), то есть присвоил себе титул, которым на Руси до того называли Византийского императора и считали наивысшим в мире. Стала формироваться концепция «Москва – третий Рим». Возможно, именно по византийскому образцу московское самодержавие начинало всё больше походить на восточную деспотию. Видимо, также по византийскому образцу, великий князь начал сам назначать своего преемника (по назначению Ивана III в 1502 году вместо Дмитрия таковым стал Василий (будущий Василий III)).

Слайд 4

Вопрос 02. Дайте характеристику центральным органам власти Московского государства во второй половине XV в. Во второй половине XV века управление хозяйством великого князя (а по умолчанию и всего государства) осуществляли «дворец» и «казна». Дворец, возглавляемый дворецким, первоначально ведал землями великого князя. Затем дворецкие стали рассматривать земельные споры, вершили суд. С присоединением новых территорий там появились местные дворцы, а из Москвы управление ими стал осуществлять Большой дворец. Казна, возглавляемая казначеем, контролировала взимание государственных налогов, таможенных сборов, выполнение ряда повинностей, а также занималась вопросами внешней политики. В казне хранились государственная печать и государственный архив. Также великие князья давали поручения по решению текущих дел определённым боярам, при которых постепенно стал формироваться свой административный аппарат – «избы». Из них постепенно развивались регулярные приказы. Должностные лица действовали в соответствии с волей и даже настроением великого князя, но также и в соответствии с Судебником 1497 года (который стал основой законодательства страны).

Слайд 5

Вопрос 03. Как осуществлялось управление на местах в Московском государстве во второй половине XV в.? Московское государство делилось на уезды, станы и волости, которые управлялись соответственно наместниками и волостелями. Должностные лица получали земли в «кормление» в качестве награды за службу великому князю, то есть пользовались их доходами, но, а реальную власть передавали своим доверенным лицам – тиунам.

Слайд 6

Вопрос 04. Какую роль в системе управления Московского государства во второй половине XV в. играла Боярская дума? Как изменилось положение удельных князей? Удельные князья теряли свои уделы и становились служивыми князьями при государе (фактически боярами). Со временем начала действовать система местничества, то есть должности получали в зависимости не от древности рода, а от того, какие должности именно на московской службе получали предки, то есть фактически от древности превращения из удельного князя в служивого. Боярская дума была совещательным органом при государе. Одновременно членство в этом органе было признаком высокого положения в обществе и в системе управления (что стало особо важным при системе местничества), потому что назначались туда самые доверенные люди лишь из высших слоёв боярства.

Слайд 7

Вопрос 05. Какими правами наделяла население Белозерская уставная грамота? В этой грамоте закреплялось право белозерцев жаловаться великому князю на наместников и их помощников. Устанавливалось «смесное» (совместное) судебное разбирательство: наместничий суд был правомочен только при присутствии представителей местных общин (это же положение было закреплено и Судебником 1497 г.). Специальная статья запрещала наместникам вмешиваться в дела общины.

Слайд 8

Вопрос 06. Какие обстоятельства позволяли московским князьям присваивать себе общинные земли? Московские правители объявили себя верховными собственниками присоединённых к Московскому княжеству территорий и в условиях покорения новых земель, военного превосходства над ними, могли утвердить это право.

Слайд 9

Вопрос 07. Как изменилось положение крестьян во второй половине XV в.? В условиях перехода общинных земель в собственность правителя крестьяне, которые её обрабатывали все стали платить оброк или выполнять барщину (но в пользу не непосредственно государя, а людей, которым государь предавал земли). Кроме того началось закрепление крестьян на земле (закрепощение): уходить к другому хозяину можно было только в течении 14 дней в году (неделя до и неделя после Юрьева дня), предварительно уплатив значительную сумма «пожилого».

Слайд 10

Власть и общество при Иване Грозном

Слайд 11

После смерти Василия III проблема соотношения «новых», самодержавных и «старых», общинных принципов управления страной еще более обострилась. В период боярского правления в 30-40-е гг. XVI в. была фактически развалена центральная власть Василий III (годы правления 1505-1533)

Слайд 12

16 января 1547 г. – 16-летний Иван IV по инициативе митрополита Макария официально венчался на царство Вскоре после коронации Ивана в Москве вспыхнуло восстание . Восставшие выдвигали свои требования на вече и действовали «миром» - «общиной».

Слайд 13

Избранная рада А.Ф.Адашев Священник Сильвестр Митрополит Макарий А.М.Курбский Инициировали реформы

Слайд 14

Заполните таблицу «Реформы Избранной рады» Реформы, укрепляющие центральную власть Реформы, расширяющие местное самоуправление

Слайд 15

Заполните таблицу «Реформы Избранной рады» Реформы, укрепляющие центральную власть Реформы, расширяющие местное самоуправление Собор примирения 1549 г. 1550 г. – Судебник Создание приказов 1551 г. – Церковный (Стоглавый) собор 1550 г. – военная реформа 1556 г. – «Уложение о службе» 1556 г. – реформы местного самоуправления (губная, земская)

Слайд 16

Собор примирения 1549 г. Важным событием стал созыв в феврале 1549 г. так называемого Собора примирения. На Собор, помимо Боярской думы и Освященного собора из высшего духовенства, были приглашены воеводы, дети боярские и высший слой дворянства. Цель Собора – устранение противоречий внутри господствующего слоя – определялась уже его составом.

Слайд 17

Реформы Избранной рады 1550 г. – Судебник 1) подтверждалось право перехода крестьян только в Юрьев день, увеличились размеры «пожилого» 2) впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих 3) Сборник законов наделял Боярскую думу правом высшего законодательного органа при царе, т.к. все законы должны были проходить порядок боярского приговора (утверждение)

Слайд 18

Реформы Избранной рады В годы правления Избранной рады завершилось создание системы центральных органов управления – приказов.

Слайд 19

Реформы Избранной рады 1551 г. – Церковный (Стоглавый) собор; руководил митрополит Макарий, активное участие в работе принимал Иван IV В соответствии с решениями собора произошло первое серьезное ограничение имущественных прав церкви – ей запрещалось покупать и получать в дар земли без разрешения царя

Слайд 20

Реформы Избранной рады 1550 г. – военная реформа 1) была создана «избранная тысяча» - ядро поместного ополчения, непосредственно подчиненное царю 2) стали создаваться стрелецкие полки

Слайд 21

Реформы Избранной рады 1556 г. – «Уложение о службе» С каждых 100 четвертей земли на службу в войско должен был являться один вооруженный конный воин. Если земли было 200 четвертей, то ее владелец должен был привести с собой еще одного вооруженного человека.

Слайд 22

1556 г. – реформы местного самоуправления (губная, земская) Губная реформа: в тех уездах, где преобладало дворянское землевладение, губные дела должны были решать выборные губные старосты из числа детей боярских. Земская реформа: в областях с преобладанием черносошного крестьянства, земские дела должны были решать выборные земские старосты. Выборные органы наделялись широкими полномочиями . Теперь они, а не наместники вершили суд, следили за соблюдением законов и порядка, осуществляли сбор податей, причём осуществляли свою деятельность бесплатно. В некоторых губерниях отменили кормления . Реформы Избранной рады

Слайд 23

Опричнина (1565-1572 гг.): дискуссионные проблемы С.М.Соловьев С.Ф.Платонов А.А.Зимин А.Г.Кузьмин Ознакомьтесь с позициями ученых-историков по данному вопросу стр.218-220 А.П.Павлов Р.Г.Скрынников

Слайд 24

Опричнина (1565-1572 гг.): дискуссионные проблемы С.М.Соловьев рассматривал опричнину сквозь призму своей концепции постепенного перехода от родовых отношений к государственным. Борьба Ивана Грозного с боярством , которая являлась носителем родовых начал, имела, по мысли Соловьева, позитивное значение , поскольку она ускоряла победу начал государственных С.М.Соловьев

Слайд 25

Опричнина (1565-1572 гг.): дискуссионные проблемы С.Ф.Платонов главный смысл опричнины видел в борьбе государственной власти, опиравшейся на «служилый класс» (дворян-помещиков), против могущественной княжеско-боярской знати, потомков удельных князей. Важнейшим результатом опричнины был разгром родового княжеско-боярского землевладения, являвшегося основой политического могущества феодальной знати. С.Ф.Платонов

Слайд 26

Опричнина (1565-1572 гг.): дискуссионные проблемы В то же время известный историк А.А.Зимин высказал мнение о том, что опричнина была нацелена не на бояр , как таковых, а на уничтожение последних «форпостов» раздробленности – Старицкого удела и новгородских «вольностей», а также независимости и экономического могущества церкви. А.А.Зимин

Слайд 27

Опричнина (1565-1572 гг.): дискуссионные проблемы В.Б.Кобрин Опричнина рассматривается В.Б. Кобриным как форсированная централизация , предпринятая без достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому вылившаяся в массовый террор. Это не антибоярская политика, а конфликт внутри господствующего сословия (Иван IV спровоцировал конфликт между боярами и дворянами, натравив их друг на друга).

Слайд 28

Опричнина (1565-1572 гг.): дискуссионные проблемы А.Г.Кузьмин считает опричнину восстанием «Власти» против «Земли». А.Г.Кузьмин

Слайд 29

Опричнина (1565-1572 гг.): дискуссионные проблемы А.П.Павлов видит главную роль опричнины в том что в этот период «центральная монархическая власть смогла значительно возвыситься над обществом, поставить его под свой жесткий контроль… Опричнина окончательно повернула российскую государственность на самодержавный путь развития, обеспечив победу самодержавных начал над началами сословного представительства». А.П.Павлов

Слайд 30

Опричнина (1565-1572 гг.): дискуссионные проблемы Р.Г.Скрынников также подчеркивает, что «опричнина явилась первым в русской истории воплощением самодержавия как системы неограниченного царского правления». Р.Г.Скрынников

Слайд 31

Закрепление пройденного на уроке

Слайд 32

Вопрос 01. Вспомните причины московского восстания 1547 г. Каковы его особенности? Причины были в борьбе боярских группировок, в которой были использованы народные масса. В этом году в Москве было много пожаров, в которых погибло много людей. Слухи обвиняли в этом Глинских (слухи распускали их соперники при дворе). Особенностью восстания можно считать то, что оно прекратилась в результате не суровых мер правительства, а уговоров молодого царя, а только после окончания волнений были наказаны зачинщики (или люди, таковыми объявленные).

Слайд 33

Вопрос 02. Каково значение принятия царского титула Иваном IV? Принятие этого титула означало начало самостоятельного правления Ивана IV, прекращения всевластия боярских группировок.

Слайд 34

Вопрос 03. Каковы были основные цели реформ 50-х гг. XVI в.? 1) Централизация власти. 2) Построение общественных институтов.

Слайд 35

Вопрос 04. Какие изменения произошли в органах центральной власти, в армии, в местном управлении в результате реформ 50-х гг. XVI в.? 1) Приказы оформились в единую систему управления. 2) На время военных действий ограничивалось местничество, особенно в назначении командующих. 3) Ядром поместного ополчения стала «избранная тысяча», которая подчинялась непосредственно царю. 4) Создавались стрелецкие полки, чем делался шаг к регулярной армии. 5) Упорядочивался порядок призыва на военную службу (его регулировало «Уложение о службе»). 6) В некоторых уездах были отменены кормления. 7) На местах создавались выборные органы управления с широкими полномочиями. 8) В некоторые пограничные города наоборот посылались назначенные правительством воеводы со всей полнотой власти.

Слайд 36

Вопрос 05. Вспомните, каковы итоги царствования Ивана Грозного. Итоги: 1) прекращение феодальной усобицы; 2) реформы Ивана Грозного, укрепившие систему государственного управления и вооружённые силы; 3) значительное расширение государства на Восток; 4) поражение в Ливонской войне, следовательно, в попытке получить выход к Балтийскому морю; 5) голод и эпидемии, из-за которых многие русские земли обезлюдели; 6) опричнина и вызванные ею массовое кровопролитие не улучшили демографическую ситуацию; 7) намечавшийся династический кризис, вызванный самим царём: своего сына Ивана и неродившегося внука он убил собственноручно, другой его сын Фёдор на момент смерти своего отца был женат уже девять лет бездетно.

Слайд 37

Домашнее задание Параграф 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку по истории "Иван Грозный"

Путешествие во времена Ивана Грозного. Полный обзор его правления. "Посланник Бога или раб дьявола"....

Иван Грозный

Презентация, подготовленная учащимися по теме "Правление Ивана Грозного"....

Иван Грозный

контрольная работа по истории в 6 классе "Правление Ивана Грозного"...

Русская Православная Церковь и Иван Грозный в период Избранной Рады.

Данный материал может быть использован  на уроках посвящённых истории РПЦ в России....

Иван Грозный (презентация)

Презентацию можно использовать в 8 классе на уроках при изучении эпохи Ивана Грозного...

Методическая разработка урока в 7классе «Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»

В ходе дискуссии, организованной на  уроке учащиеся определяют  роль Ивана Грозного  в истории страны,учатся аргументированно высказывать своё мнение,анализировать информацию,  дел...

Презентация к уроку " Иван Грозный " 6 класс

Презентация  к уроку " Иван Грозный " 6 класс...