зачетная работа "Россия во второй половине XIX в." 8 класс
тест по истории (8, 11 класс) по теме

Блохина Ирина Васильевна

Данная работа позволяет выявить степень сформированности  знаний и умений по истории России второй половины XIX века. Работа включает в себя задания на умения работать с различными видами источников (текстами, иллюстративным материалом, картами)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachetnaya_rabota_rossiya_vtoroy_poloviny_xix_v.docx435.61 КБ

Предварительный просмотр:

Зачетная работа «Россия второй половины XIX в.»

  1. Из сочинения историка.

«В тяжёлую и скорбную годину император… вступил на прародительский трон.

Все государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направление своего

царствования. И ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твердое слово… В

Высочайшем манифесте говорилось о роли самодержавной власти, которую «необходимо

утверждать т охранять для блага народного и всяких на неё поползновений».

Сведущих лиц из числа земцев пригласили на совещание о понижении выкупных

платежей. Последствием работ этого совещания было чрезвычайно важное для крестьян

высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей.

Государь горячо любил всё своё родное: русскую речь, песню, одежду. Твердое

управление императора повысило благосостояние русского народа. Уничтожена была

подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов. Хотя Россия и не вела

за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было

высокое, и с нею все считались.

Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи

коренной России с дальними окраинами. По его повелению была построена Закаспийская

железная дорога. Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный

императором и начатый при нём, - великая Сибирская железная дорога – соединил

Европейскую Россию с Дальним Востоком».

1. Назовите имя императора, о деятельности которого идет речь. Укажите

хронологические рамки его царствования.

2. Укажите не менее трёх мер, которые были проведены в этот период для решения

крестьянского вопроса.

  1. Уже долгое время до крестьян доходили слухи, что в их судьбе должны произойти существенные изменения. И вот в конце февраля крестьян собрали у церкви, чтобы зачитать указ императора. Указ вызвал возмущение крестьян: не того они ждали от царя. Они понимали, что теперь помещики им не хозяева, но вот условия, на которых крестьяне получали свободу, их возмутили.

1) Укажите год, когда происходили описанные события.

2) Назовите императора, правившего в тот период.

3) Укажите не менее двух условий получения свободы, которые могли вызвать возмущение крестьян.

  1. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения.

Из сочинения историка.

 «Царём стал сын убитого императора. Воспринимавший многие действия своего отца как недопустимый либерализм и мягкость, Александр III провёл серию мероприятий законодательного характера, имевших целью ослабить воздействие буржуазных реформ на русское общество. В области внешней политики царствование Александра III характеризуется почти полным отсутствием войн: только в самом его начале относительно небольшие по числу задействованных сил (сравнительно с войнами в Европе) боевые действия велись в Средней Азии — в Туркмении. В Европе произошёл поворот от традиции предыдущего царя, считавшего основой стабильности "Союз трёх императоров": русского, германского и австро-венгерского, в сторону сближения с Францией. Экономика страны интенсивно развивалась. Тяжёлая промышленность преодолела кризис пореформенной эпохи и набирала темпы. Страна покрылась сетью железных дорог, что само по себе стимулировало промышленное развитие. В 80-е гг. в России завершился промышленный переворот. Наиболее развитой, как и в период предыдущего царствования, продолжает оставаться текстильная отрасль. Появляются новые промышленные области: Донбасс, Кривой Рог, Баку. Бурное развитие промышленности привело к существенным изменениям в социальной структуре населения. Для царствования Александра III характерна твёрдость в проведении избранного курса, жёсткость по отношению к недовольным. Стремление придерживаться прорусского направления выражалось даже во внешнем облике императора: он носил одежду, напоминавшую русский национальный костюм, аналогичную форму он ввёл в армии».

  1. Изучите документы и ответьте на поставленные вопросы:
  1. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о каком императоре идёт речь.

«Самой главной заслугой <Императора> перед Отечеством является то, что за все годы его царствования Россия не вела войн. <Император> доныне остаётся единственным правителем нашего государства, при котором не было ни одной войны. Кому-то это может показаться несущественным. Кто-то будет снова говорить об «откате назад» и о «контрреформах», но все остальные деяния <Императора> меркнут в сравнении с этим, главным, неоспоримым и поистине бесценным успехом государя. Тот, кто на своём опыте знает, что такое война, пусть даже самая справедливая и освободительная, с этим согласится. Мир – счастье любого государства, любого человека, независимо от его убеждений. И император, давший России этот мир, за что и получил своё прозвание «Миротворец», заслуживает самой светлой памяти у потомков».

  1. Прочтите отрывок А. И. Герцена из статьи в «Колоколе» 1858 года и назовите императора, о правлении которого идет речь.

«Его имя отныне принадлежит истории; если бы его царствование завтра окончилось, если бы он пал под ударами каких-нибудь крамольных олигархов, бунтующих защитников барщины и розог, - все равно. Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!»

      с.  Рассмотрите источник. Назовите организацию, о которой идёт речь.

«Нужна организация. Что должно стоять на ее знамени? …, то есть возвращение народу того, что ему по праву принадлежит, и … созвание Земского собора, который должен перестроить всю нашу государственную жизнь на новых … началах».

  1. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите фамилию террориста, о котором идёт речь.

«1 марта 1881 года государь проезжал по Екатерининскому каналу. Родные и близкие, словно предчувствуя беду, просили его в этот день не покидать дворец, но он ответил, что согласно предсказанию гадалки, умрёт только после седьмого покушения - так что, если покушение состоится, оно будет только шестым. Народоволец Н. И. Рысаков швырнул бомбу в царский экипаж. Оглушительный взрыв убил и ранил нескольких человек. Император не пострадал, он вышел из кареты и направился к раненым, чтобы ободрить их. Тут к самодержцу почти вплотную подошёл ещё один террорист -<Фамилия террориста>, и бросил новую бомбу между собой и царём. По легенде, бомба была закамуфлирована под пасхальный кулич. От взрыва-<Фамилия террориста> погиб на месте, а смертельно раненный государь упал. Истекавшего кровью, его отвезли в Зимний дворец. Там в три с половиной часа дня император скончался».

  1. Составь свой список имён выдающихся деятелей второй половины XIX в.  (не менее 5), которых должен знать каждый образованный человек, и кратко аргументируйте свой выбор.
  2.  Составьте таблицу, отметив  черты феодального и капиталистического  строя, сосуществовавшие в России во второй половине XIX в

1. Сохранение отработочной системы

2. Открытие Госбанка

3. Выкупные платежи

4. Освобождение крестьян

5. Строительство железных дорог

6. Завершение промышленного переворота

7. Сохранение крестьянской общины

8. Рост городов

9. Сохранение помещичьего землевладения

10. Увеличение торгового оборота

  1. Рассмотрите изображение.

Участником событий, увековеченных В.И. Шервудом в памятнике, фрагмент которого Вы видите, былhttp://hist.oge.sdamgia.ru/get_file?id=128

 1) М. И. Кутузов       2) П. С. Нахимов        

 3) М. Д. Скобелев     4) А. В. Суворов

  1. Напишите имя российского императора, к годам правления которого относится данная война. Укажите хронологические рамки этой войны. Укажите номер, под которым указан город, где будет заключен мирный договор. Назовите условия этого договораhttp://hist.ege.sdamgia.ru/get_file?id=12338

  1. В исторической литературе название мероприятий правительства императора Александра III по пересмотру итогов реформ 60—70-х гг. XIX в. получило название «контрреформы». Однако есть точка зрения, что мероприятия внутренней политики Александра III являлись в значительной мере продолжением реформ 1860—1870-х гг.  Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту точку зрения.

.

  1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Народническое движение 1870-х — начала 1880-х гг.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с народническим движением 1870 — начала 1880-х гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа №4. Россия во второй половине XVIII в. 7 класс

Данная контрольная работа по истории России рассчитана на два варианта, по з задания в каждом из них, - для учащихся 7 класса....

Тест по теме: «Европейские державы во второй половине XIX века» 8 класс

Тест по теме: «Европейские державы во второй половине XIX века» 8 класс...

Контрольная работа по теме "История России во второй половине 19 века", 8 класс

Контрольная работа представлена в двух вариантах, задания разного типа и  уровня сложности...

Технологическая карта урока истории "Внешняя политика России во второй половине XVI века" 7 класс

к  учебнику  История России. 7 класс. Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева...

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. 8 класс ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.  8 класс ИСТОРИЯ...