Становление абсолютизма в России
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Ягодина Елена Игнатьевна

Становление абсолютизма в России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka2.docx887.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории России (7 класс)

Тема урока: Становление абсолютизма в России

Цели урока:

  • подвести учащихся к пониманию того, что становление абсолютизма произошло при Алексее Михайловиче Романове;
  • сформировать представление учащихся об особенностях деятельности Приказа тайных дел и о его роли в становлении абсолютизма в России;
  • развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, делать выводы.

Задачи:  

  • Образовательные: сформировать у учащихся образное представление о особенностях политического развития страны при правлении Алексея Михайловича Романова;
  • Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений: вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; делать выводы; выполнять проблемные задания; развивать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять данные и факты, строить рассказ на основе нескольких источников, способствовать развитию у школьников интереса к истории.
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся  уважение к историческому прошлому нашего народа.
  • Тип урока: повторительно – обобщающий
  • Форма урока: урок – практикум.

Новые термины и даты: Приказ Тайных дел, 1654 г.- образование Приказа тайных дел, последний созыв Земского собора -  1653 год.

Ход урока.

1.Активизация мыслительной деятельности на уроке (решение кроссворда, ключевым словом которого является абсолютизм)

  1.  Эпоха кризиса государственности в России, которая сопровождалась народными выступлениями, мятежами, правлениями самозванцев, польской и шведской интервенциями и разорением страны.
  2. Имя царя сменившего на царском престоле Федора Ивановича
  3. Костромской крестьянин, который завел польский отряд в непроходимые болота тем самым, сохранив жизнь русского царя
  4. Феодалы, владеющие вотчинами
  5. Имя первого царя из династии Романовых
  6. Куда бежали беглые крестьяне от помещиков
  7. Под каким названием вошел в историю России ХVII век?
  8. С чьим именем в России связывают церковную реформу 1653-1655 г.?
  9. Новое сословие России в ХVII веке
  10. Новое сословие России в ХVII веке

2. Фронтальная беседа: Что такое абсолютизм? Каковы его основные признаки?

Записи в тетради:

Абсолютизм-форма правления, при которой верховная власть в стране целиком принадлежит главе государства.

На основе фронтальной беседы выясняются основные черты абсолютной монархии и записываются в тетрадь в виде таблицы:

Основные черты абсолютной монархии

1. Максимальное сосредоточение власти в руках одной личности.

2. Ликвидация или падение роли сословно-представительских органов

3. Наличие эффективной системы управления

4. Создание сильной регулярной армии

3. Формулирование проблемы урока:

Учитель приводит слова отечественных историков и современников о правлении царя Алексея Михайловича, обучающиеся формулируют проблему урока.

А) В.О.Ключевский так описывает личность царя и время его правления:

    «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, — но только не на троне» . Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым , мало способным «что либо отстаивать или проводить».

Б) «Царь был неспособен к управлению»

Н.И. Костомаров

В) «Царь имеет не только полнейшее право издавать и отменять законы, заключать и нарушать союзы и мирные договоры, назначать и удалять чиновников, уменьшать и увеличивать налоги, но располагает вполне жизнью и смертью своих подданных и их имуществом, так что может, если захочет, отнять у них все состояние и жизнь, не объясняя причин сих действий».

Рейтенфельс (дипломат,автор записок «О московитских делах»)

Г) «Царь не ограничен во власти».

Саммюэль Коллинс (английский доктор при дворе Алексея Михайловича)

Д) Сравните высказывания самого монарха:

1. «Бог благословил и предал нам, государю, править и рассуждать люди своя на востоке и на западе и на юге и на севере вправду»

2. «Лучше слезами, усердием и низостью (смирением) перед Богом промысел чинить, чем силой и славой (надменностью)» 

Проблема урока:

Многие историки связывают становление самодержавия в России с именем Алексея Михайловича Романова, как вы думаете, правомерно ли это утверждение?

4. Решение поставленной перед нами проблемой:

Обратимся к учебнику на стр. 54-55, оцените деятельность Боярской думы и Земского собора, какие выводы можно сделать?

А) ребята выясняли, в начале XVII века в условиях социальных потрясений, иностранных вторжений, ослабления государственной власти значение Земских соборов сильно возросло. В этих условиях центральная власть остро нуждалась в поддержке «всей земли», чтобы после страшного разорения побыстрее «землю устроить».

Земские соборы при Михаиле Фёдоровиче созывали часто, чуть ли не ежегодно. По мере укрепления царской власти они собирались всё реже, да и лишь для того, чтобы утвердить уже подготовленные царём проекты, а не для обсуждения планов развития страны, как прежде.

Последний Земский собор был созван в 1653 году. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а на бюрократию и армию.

Запись в тетрадь: 

Основные черты абсолютной монархии

Правление Алексея Михайловича (1645-1675)

1. Максимальное сосредоточение власти в руках одной личности.

2. Ликвидация или падение роли сословно-представительских органов

прекращение созыва Земских соборов (последний полноценный собор 1653 года)

3. Наличие эффективной системы управления

4. Создание сильной регулярной армии

Б) Дума решала наиболее важные  вопросы – войны и мира, утверждение законов, введение новых налогов. Руководил её работой сам царь, либо назначенный им боярин. В состав Думы входила не только родовая знать, но и представители незнатных родов.

Постепенно роль Боярской думы уменьшается. Наряду с ней существует при царе так называемая «ближняя» или «тайная дума». В неё царь включал не всех бояр, а лишь некоторых по своему личному усмотрению, иногда и не членов «большой» Думы.

Запись в тетрадь: 

Основные черты абсолютной монархии

Правление Алексея Михайловича (1645-1675)

1. Максимальное сосредоточение власти в руках одной личности.

уменьшение роли боярской  Думы во второй половине XVII века

2. Ликвидация или падение роли сословно-представительских органов

прекращение созыва Земских соборов (последний полноценный собор 1653 года)

3. Наличие эффективной системы управления

4. Создание сильной регулярной армии

Учитель: Действительно, во период правления Алексея Михайловича утратила свою ведущую роль Боярская дума и приобрела большее значение в управлении страной Ближняя дума, созданная Алексеем Михайловичем в 1654 году (Приказ тайных дел).Давайте обратимся к историческим документам и определим какую роль играл Приказ тайных дел при дворе Алексея Михайловича.

Изучение документов:

  1. Особое положение Приказа
  2. Функции Приказа (Приложение №1)

Изучив, документы можно ли сделать вывод, что деятельность Приказа Тайных дел является еще одним подтверждением возросшей роли царя в государстве?

Основные черты абсолютной монархии

Правление Алексея Михайловича (1645-1675)

1. Максимальное сосредоточение власти в руках одной личности.

уменьшение роли боярской  Думы во второй половине XVII века

2. Ликвидация или падение роли сословно-представительских органов

прекращение созыва Земских соборов (последний полноценный собор 1653 года)

3. Наличие эффективной системы управления

Наделение Приказа тайных дел особыми полномочиями при Алексее Михайловиче

4. Создание сильной регулярной армии

В) Проверка домашнего задания: представление презентации на тему «Царское войско при царе Алексее Михайловиче». Прослушав сообщение, обучающиеся делают записи в тетради:

Основные черты абсолютной монархии

Правление Алексея Михайловича (1645-1675)

1. Максимальное сосредоточение власти в руках одной личности.

уменьшение роли боярской  Думы во второй половине XVII века

2. Ликвидация или падение роли сословно-представительских органов

прекращение созыва Земских соборов (последний полноценный собор 1653 года)

3. Наличие эффективной системы управления

Наделение Приказа тайных дел особыми полномочиями при Алексее Михайловиче

4. Создание сильной регулярной армии

Начала формироваться профессиональная армия

5. Делаем вывод о возрастающей роли царя в государстве и учитель предлагает составить синквейн на тему «Абсолютизм». Если обучающиеся согласны с тем, что время правления Алексея Михайловича можно считать временем абсолютной монархии то в выводе синквейна предлагается написать имя царя, если нет, то закончить синквейн термином «монарх».

6. Беседа с обучающимися и заслушивание синквейнов, мнений. Пример:

Абсолютизм

Неограниченный, властный

Распоряжается, управляет, принимает решения

Форма правления

Монарх Алексей Михайлович

Рефлексия:   (2мин)

Первые признаки абсолютизма в 17 веке: …………………………………………………………

Новый орган государственного управления, созданный царем ………………………………….

 Выставление оценок за урок. (3 мин)

Домашнее задание: §6, вопросы

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

«Особое место среди приказов занимал функционировавший в  1654-1675 годах Приказ тайных дел. Его штат в конце 1654 или в начале 1655 года  получил определённую организацию, он являлся личной канцелярией царя, органа, позволяющего царю в разрешении важнейших государственных  вопросов обходиться без Боярской думы «приказ устроен при царе для того, чтобы его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали».     

 Если разбираться в предпосылках образования Приказа, то стоит обратиться к обзору исторических событий. В ответ на неизбежное при укреплении государства усиление государственного гнёта, возникало множество народных восстаний и выступлений, особенно в правление второго царя династии, Алексея Михайловича. Угрозы государственному порядку были многократно усилены церковными смутами и распрями, вызванными реформами Никона. Нестабильность породила потребность в создании и усилении государственного аппарата репрессий и подавления инакомыслия, а также в выделении государственных преступлений среди общегражданских и уголовных.

Известно, что для работы в Приказе тайных дел отбирались только наиболее проверенные и способные, хорошо грамотные и сообразительные подьячие из других приказов. Некоторые из них проходили даже специальную школу обучения, созданную при Спасском монастыре. Выполнявшие сложные и щекотливые поручения подьячие Приказа тайных дел оплачивались выше служащих других приказов. Они кормились во дворце и получали значительные суммы на дорожные и всякие иные расходы. Подьячие Тайного Приказа сопровождали царя в его походах. Иногда подьячим поручались работы, выходившие за рамки их обычных обязанностей.

Когда нужно было доставить особенно важное, секретное письмо иностранному правителю, собственному послу или воеводе, царь посылал его не с обычным гонцом, а с одним из подьячих Приказа тайных дел.

- Каковы предпосылки создания Приказа тайных дел?

- Докажите, опираясь на текст документа, что Приказ тайных дел имел особое положение среди других приказов того времени?

Функции Приказа тайных дел

Первый отдел компетенции

Второй отдел компетенции

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Приказ ведал личной перепиской царя;

Приказ ведал имениями царя и хозяйственными постройками;

Приказ ведал промышленными заведениями царя;

В ведение Приказа находились Аптекарский, Гранатный и Потешный дворы;

Приказ ведал торговыми делами царя;

Приказ ведал Малой Товарной Палаткой;

Приказ ведал сыском руды и залежей;

Приказ ведал раздачей церковных книг;

Приказ ведал  делами Савинского монастыря;

Приказ ведал делами царской благотворительности;

Приказ принимал активное участие в придворной жизни;

Ведал кассой царя;

Приказ ведал Записным приказом;

Приказ Тайных дел ведал 200 сокольников и кречетников, больше 3000 соколов, кречетов, ястребов и до 100000 голубиных гнезд для корма и выучки охотничьих птиц.

Ведал Приказ тайных дел и личными прихотями царя и его семейства

Приказ ведал челобитными, поступающими на имя царя;

Приказ ведал началом надзора за должностными лицами;

Приказ принимал участие в непосредственном царском руководстве рассмотрения челобитных и доносов;

Вопрос классу: Рассмотрев таблицу, сделайте вывод об особенностях исполняемых Приказом функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление абсолютизма в России

Урок посвящён закреплению причин установления абсолютизма в России в XVII в....

Становление масонства в России.

Масонство всегда  представляло собой тайную страницу как зарубежной, так и отечественной истории. Безусловно, масоны внесли свой заметный вклад в развитие общественного движения и культурного нас...

"Становление самодержавия в России"

Конспект урока по истории...

Раздаточный материал к уроку истории (11 класс) "Становление многопартийности в России в начале 20 века"

Работа  с предложенным материалом, позволит школьникам заполнить таблицу "Содержание программ основных партий России в начале 20 века"...

«Становление парламентаризма в России»

Интегрированный урок по Истории и Обществознанию в 11 классе по теме «Становление парламентаризма в России»....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по дисциплинам «История» и «Английский язык» Тема: Абсолютизм в России и Англии в XVI веке

Данный интегрированный урок разработан в соответствии с концепцией модернизации Российского образования. Урок соответствует требованиям Федерального компонента ФГОС по дисциплинам История и Иностранны...

Становление абсолютизма

На протяжении всего 17 века происходил процесс усиления царской власти.В этот период в России шло становление абсолютизма....