"Узникам фашистских лагерей посвящается..."
классный час по истории на тему

Анна Степановна Решетникова

Бухенвальдский Набат

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Это возродилась и окрепла
В медном гуле праведная кровь.
Это жертвы ожили из пепла
И восстали вновь,
И восстали вновь,
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!
И восстали, и восстали,
И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся
В шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят,
С нами говорят.
Слышите громовые раскаты?
Это не гроза, не ураган.
Это вихрем атомным объятый
Стонет океан, Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.
Это стонет, это стонет
Тихий океан.

Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздаётся в Бухенвальде
Колокольный звон,
Колокольный звон.
Звон плывёт, плывёт
Над всей землёю,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир,
Берегите, берегите,
Берегите мир!
Берегите, берегите,
Берегите мир!

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.73 МБ
Microsoft Office document icon stsenariy.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лагеря смерти памяти мертвых…


Предварительный просмотр:

Слайд 2 - Свечи

Если будете там, поклонитесь пониже…

Прикоснитесь к песку, поздоровайтесь с чахлой травой…

Я видал только раз – и уж больше его не увижу,

Этот маленький ад, обнесенный колючей стеной.

Слайд 3 – виды лагерей

В начале правления нацистов по всей территории Германии начали строиться лагеря. Эти лагеря имели большее сходство с тюрьмами, где находились противники нацистского режима. Концлагеря стали местами вне закона и были недоступны для внешнего мира. Даже в случае пожара пожарные команды не имели права въезжать на территорию лагеря.

С 1936 по 1938 год из-за растущего числа заключённых стали строиться новые лагеря. Также изменился состав заключённых. Если до 1936 года это были в основном политические заключённые, то теперь в заключение попадали асоциальные элементы: бездомные и не желавшие работать.

С начала Второй мировой войны и где-то до середины 1941 года в лагеря стали направляться заключенные из покорённых стран: французы, поляки, бельгийцы и т. д. Среди этих заключённых было большое число евреев и цыган.

С 1942 года усилилось преследование евреев и советских военнопленных. В это время в лагерях находились от 2,5 до 3 миллионов человек.

Всего в рейхе содержалось в лагерях и тюрьмах 18 млн. человек и 11 млн. было уничтожено.

Слайд 4 - колючка

Концлагеря – огромные комбинаты смерти. Люди жили, если это можно назвать жизнью, в бараках. Лагерь был обнесен двумя рядами колючей проволоки. Через эти проволочные заграждения проходил ток высокого напряжения. По всему периметру были расположены большие вышки, на которых постоянно находились часовые с пулеметами. Сверх этого использовали немецких овчарок.

Слайд 5 - вещи

Типичная последовательность действий, производимых в лагерях.

Ограбление заключенных в лагере было возведено в систему. Миллионы людей, привозимых из разных стран в концлагерь Освенцим, в первый же час их пребывания подвергались организованному ограблению. Все вещи: чемоданы, одежда, постельные принадлежности, вплоть до нательного белья и обуви, забирались эсэсовцами в специально построенные и оборудованные склады и направлялись в Германию. Часть трудоспособных людей, которая оставалась на каторжных работах, вместо своих вещей получала арестантскую полосатую одежду. На территории Освенцимского лагеря имелось 35 специальных складов для сортировки и упаковки вещей и одежды.

Слайд 6 - вагоны

Отбор на немедленное уничтожение на выходе из вагонов; немедленная отправка отобранных для уничтожения в газовые камеры. В первую очередь отбирали женщин, детей, стариков и нетрудоспособных.

Слайд 7 - женщины и дети под автоматами

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

Слайд 8 – перед расстрелом

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных… Мутный дождь

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Слайд 9 – девочка

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Слайд 10 – расстрел матери и дитя

Все понял, понял все малютка.

-Спрячь, мамочка меня! Не надо умирать!

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

Слайд 11 – смерть детей

-Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

Слайд 12 - расстрелянные

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Слайд 13 - татуировки

Оставшимся предстояла татуировка номера, каторжный труд, голод. Тех, кто заболевал или просто ослабевал от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.

Слайд 14 – у вагонов

Опишем один из таких эшелонов, привезший из Львова 6700 человек. При высадке на станции их уже поджидали эсэсовцы. Вот описание:

«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания; всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки… Ценные вещи и деньги сдают в окошко с надписью: „Драгоценности“. Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля …Потом начинается марш…

На кожевенном заводе Освенцимского лагеря 7 марта 1945 г. Комиссией были обнаружены 293 тюка запакованных женских волос общим весом 7 тысяч килограммов. Экспертная комиссия установила, что волосы срезаны со 140 тысяч женщин,

Человеческие волосы перерабатываются в промышленный войлок и пряжу.

Слайд 15 - лагерь

«Оставь надежду, сюда входящий!»

Гласила надпись, проволока, бараки,

Витает смерть, запах дурманящий,

Кидаются, натаскано собаки.

Слайд 16 - колонна

Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки, все голые, как мать родила, идут толпой.  Большинство знает хорошо, какая судьба им уготована. Ужасная, все проникающая вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам—и уже видят непредотвратимое.

Слайд 17 – газовая камера

Они медленно… но все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти. Газовые камеры немцы назвали «банями особого назначения». На входной двери этой «бани» было написано «Для дезинфекции», а на выходной — «Вход в баню». Таким образом, люди, предназначенные для уничтожения, ничего не подозревая, заходили в помещение «Для дезинфекции», раздевались и оттуда загонялись в «баню особого назначения», то есть в газовую камеру, где они истреблялись ядовитым веществом «циклоном».

Слайд 18 - уничтоженные

Эсэсовцы вталкивают людей внутрь. — "Наполнить до отказа!"— следует команда. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек… Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми и зимой… Но дизель не действует. Проходит 50 минут… 70 минут… А люди в камере стоят. Слышен их плачь… Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы, — это видно через глазок… Через 28 минут некоторые ещё живы… Спустя 32 минуты мертвы все… С другой стороны еврейские рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы — им некуда упасть.

Слайд 19 - золото

 С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии. Две дюжины рабочих заняты тем, что обследуют полость рта убитых, открывая её с помощью железных крюков. Приказ: «с золотыми зубами—налево, без золота—направо».

Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на конвейер

Слайд 20 – рисунк-фото

В Освенциме на 12 тысяч заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья: весной умывались и пили из луж.

Повсюду в бараках можно было видеть крыс, которые объедали трупы и даже набрасывались на умиравших, у коих не было сил с ними справиться. Больные и раненые не получали никакой медицинской помощи и были обречены на вымирание, особенно от эпидемий тифа, дизентерии.

Слайд 21 – барак женский

Попадавший в лагерь утрачивал все связи с внешним миром и все признаки своей индивидуальности: он лишался имени, социального положения, профессии, имущества, даже волос. С того момента, как он входил в ворота лагеря, он становился номером. Заключенный не имел никаких прав; не мог кому-либо жаловаться; не существовало никаких обязательных правил, доступных его пониманию, кроме обязанности безоговорочно подчиняться приказам начальства.

Слайд 22 –барак мужской

День узника состоял из торопливого подъема на рассвете, утренней поверки, выхода на работу и работы, продолжавшейся 11–12 часов при постоянном надзоре и понуканиях, в большинстве случаев под открытым небом при любой погоде. После возвращения узников в лагерь производилась повторная тщательная проверка, удостоверявшая, что ни один из нескольких тысяч узников не исчез. Узнику предоставлялись короткие перерывы для принятия скудной пищи, которая лишь разжигала его постоянный голод, и короткие часы сна. Голодный паек узников в годы войны становился все более скудным. Кусок хлеба и жидкая похлебка из гнилых овощей единожды в день – вот и весь рацион. Кормили настолько скудно, что организм сначала сжигал собственный жир, а потом и протеин, то есть переваривал собственное тело. Оставались только кожа да кости.

Слайд 23 -узники

Малейшее подлинное или мнимое нарушение лагерных правил влекло за собой жестокое наказание: не менее 25 ударов, удары по половым органам, погружение головы в воду (вплоть до удушья), а очень часто — смертную казнь через повешение, производившуюся в присутствии всех узников лагеря. В разных лагерях применялись в соответствии с местной инициативой и другие виды пыток. Условия жизни в концентрационных лагерях и лагерях уничтожения были рассчитаны на то, чтобы притупить чувства, терроризировать узников и лишить их человеческого облика. В концентрационных лагерях господствовали страх и голод. Многие узники кончали жизнь самоубийством, бросаясь на лагерную проволоку, по которой проходил электрический ток.

Слайд 24 – узники истощенные

В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключенных искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операциях на здоровых людях. Распространенным явлением была кастрация мужчин и стерилизация женщин, в особенности молодых, сопровождавшаяся изъятием яичников.

По воспоминаниям Давида Сурес из Греции:

Примерно в июле 1943 года меня и со мной еще десять человек греков записали в какой-то список и направили в Биркенау. Там всех нас раздели и подвергли стерилизации рентгеновскими лучами. Через один месяц после стерилизации нас вызвали в центральное отделение лагеря, где всем стерилизованным была произведена операция - кастрация

Слайд 25 – дети - опыты

Врачи СС производили ампутации костей и вырезали мышцы с целью трансплантации; они удаляли внутренние органы и вводили в тела людей ткани, пораженные раком. Жертвы опытов, которые не погибали немедленно, умирали впоследствии в муках и при полном отсутствии ухода. Некоторые из них выжили, но остались калеками.

У детей брали кровь для раненных немецких солдат.

Слайд 26 - умирающие

Пытки, истязания и расстрелы в Яновском лагере совершались немцами под музыку. Обычно во двор, в центр лагеря, выводили оркестрантов. Это были заключенные музыканты. Стоя сомкнутым кругом, под вопли и крики истязаемых жертв играли они по несколько часов кряду одну и ту же мелодию — «Танго смерти» - так называли ее заключенные. Кто ее написал? Кто-то из заключенных композиторов. Родившись в лагере, она там и осталась вместе с расстрелянными оркестрантами

Слайд 27 - крематорий

Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать...

Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный, смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть.

Слайд 28 - печи

Люди мира на минуту встаньте!

Слушайте! Слышите? Гудит со всех сторон.

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон, погребальный звон.

Слайд 29 – сожжение трупов

"Печами дьявола" звали поляки печи крематория на Майданеке и "фабрикой смерти" - лагерь.

В 1941 году в лагере Аушвиц был выстроен для сжигания трупов умерщвленных людей первый крематорий с тремя печами. В Яновском лагере на фабрике смерти были организованы специальные 10-дневные курсы по сжиганию трупов, на которых занималось 12 человек. Преподавателем курсов был комендант сжигания полковник Шаллок, который на месте, где выкапывали и сжигали трупы, рассказывал, как практически это производить, разъяснял устройство машины по размолу костей, Шаллок объяснял, как разровнять яму, просеять пепел и посадить деревья на этом месте, как рассыпать и прятать пепел. Такие курсы были на протяжении длительного времени.

Слайд 30 - телега

Не забудьте, как мы не забудем

Что над дымом людским птичьи стаи летят стороной,

Что сжигали людей и что люди построили – люди!
Этот маленький ад, обнесенный колючей стеной…

Слайд 31 - повешение

Кроме расстрелов, в Яновском лагере применялись разные пытки, а именно: вокруг лагеря было проволочное заграждение в два ряда, расстояние между рядами — 1 метр 20 см, куда забрасывали человека на несколько суток, откуда он сам не мог выйти и там умирал от голода и холода. Но прежде чем забрасывать, его избивали до полусмерти, вешали за шею, ноги и руки, а потом пускали собак, которые разрывали человека.

Ставили человека вместо мишени и производили учебную стрельбу. Давали заключенному в руки стакан и производили учебную стрельбу, если попадали в стакан, то его оставляли живым, а если в руку, то тут же расстреливали и при этом заявляли, что «вы к труду не способны, подлежите расстрелу».

Слайд 32 – убитая девочка

Шеренга тает: «Шнель, вперед, быстрей!»

Узник упал: «Ты помоги мне, мама!»

Здесь только скот и больше нет людей,

Прикладом бьют, развернутая рана.

Слайд 33 – дети

В адских условиях концентрационных лагерей и лагерей смерти были многочисленные случаи проявления солидарности, взаимопомощи и доброй воли. Узники несли своих обессиленных и больных товарищей на место работы, спасая их этим от неминуемой расправы. Для больных крали и приносили пищу и лекарства, несмотря на то, что подобные действия влекли за собой смерть всех участвовавших.

Слайд 34 – трупы

Иногда люди, привезенные в лагерь, отказывались выходить из вагонов. Их расстреливали на месте. Бежать было чрезвычайно трудно и опасно; лишь отдельным беглецам удалось спастись.

Слайд 35 – взгляд заключенного

Несмотря на строгий надзор, изоляцию от внешнего мира, коллективную ответственность за неподчинение и постоянный террор, господствовавшие в лагерях, здесь имели место случаи организованного сопротивления.

Слайд 36 – убийство командира

В лагере Бухенвальд узники во главе с интернациональным политическим центром подняли в конце Второй мировой войны (апрель 1945 г.) восстание, приведшее к ликвидации лагеря. Лишь 500 тысяч узников концентрационных лагерей из тех, кто был предназначен к уничтожению, остались в живых после краха рейха. Точные данные о числе жертв отсутствуют, однако многие отчеты и документы подтверждают, что в концентрационных лагерях было убито четыре миллиона евреев.

Слайд 37 – пепел

Отгремели канонады. В мире – тишина.

На большой земле, однажды, кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить…

Только не забыть бы это! Только б не забыть…

Слайд 38 - памятник

Минута молчания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Об этом нельзя забывать». Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей).

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской  школе является формирование патриотизма и культуры  межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в...

Мероприятие, посвященное дню памяти узников фашистских концлагерей

11 апреля ежегодно отмечается, как день памяти и скорби узников фашистских концлагерей. Данный конспект разработан для изучения материала как в индивидуальной, так и групповой форме, что позволяет усп...

Мероприятие, посвященное дню памяти узников фашистских концлагерей

11 апреля ежегодно отмечается, как день памяти и скорби узников фашистских концлагерей. Данный конспект разработан для изучения материала как в индивидуальной, так и групповой форме, что позволяет усп...

Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. … этот маленький ад, обнесённый колючей проволокой…

Вот уже 70 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельз...

Презентация к общешкольному мероприятию, посвященному Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей.

 Колючая проволока концлагерей перечеркнула детство тысяч детей. Вместо конфет - блины из гнилой картошки и мерзлые клубни. Вместо беззаботности детских лет - постоянный, леденящий с...

Сценарий внеклассного мероприятия «11 апреля - День освобождения узников фашистских концлагерей»

Сценарий внеклассного мероприятия  «11 апреля - День освобождения узников фашистских концлагерей» для учащихся 9-11 классов....