Rейс "Реформы Александра III"
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (8, 10 класс) на тему
Предмет: история
Ситуация
После убийства императора Александра II на престол вступил его сын - Александр III (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр III, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.
Вопрос - задание: Ряд исследователей придерживается мнения, что мероприятия внутренней политики Александра III являлись в значительной мере продолжением реформ 1860-1870 – х гг. Ознакомьтесь с предложенными материалами, подберите аргументы «за» и «против», подтверждающие и опровергающие данную точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_aleksandr_iii.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс
Предмет: история
Ситуация
После убийства императора Александра II на престол вступил его сын - Александр III (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр III, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.
Вопрос - задание: Ряд исследователей придерживается мнения, что мероприятия внутренней политики Александра III являлись в значительной мере продолжением реформ 1860-1870 – х гг. Ознакомьтесь с предложенными материалами, подберите аргументы «за» и «против», подтверждающие и опровергающие данную точку зрения.
Материалы для выполнения кейса:
1. Энциклопедия «Вокруг света»
Александр III вступил на престол в условиях «террористической войны», объявленной народовольцами императору, и подготовки конституции. 13 марта, 1 марта по старому стилю 1881 года народовольцы совершили седьмое по счету покушение на жизнь Александра II, которое окончилось смертельным ранением императора, и Александр III стал новым императором. Утром того же дня, 13 марта, 1 марта по старому стилю 1881 года, за несколько часов до покушения Александр II принимал министра внутренних дел М. Т. Лорис-Меликова, который представил императору проект конституции. Император одобрил проект и назначил заседание Совета министров на 4 марта (по ст. ст.). Заседание состоялось лишь 8 марта (по ст. ст.), но Александр III не принял проект.
11 мая, 29 апреля по старому стилю 1881 года был обнародован "Манифест о незыблемости самодержавия", составленный К. П. Победоносцевым и одобренный Александром III. Этот документ провозглашал отказ императора от дальнейших реформ. Ставка делалась на "веру в силу и истину самодержавной власти". Манифест вызвал отставку либерально настроенных министров, в частности, великого князя Константина Николаевича, М. Т. Лорис-Меликова, Д. А. Милютина, А. А. Абазы. Новое окружение Александра III составили сторонники "чистого самодержавия" обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д. А. Толстой, публицист М. Н. Катков. С 1889 года в окружении императора появился С. Ю. Витте, который до этого момента был членом правления Юго-Западных железных дорог и своим выдвижением обязан лично Александру III. С. Ю. Витте был назначен директором департамента железных дорог Министерства финансов, в августе 1892 года занял пост министра финансов. Благодаря С. Ю. Витте была проведена денежная реформа: после введения золотого обеспечения рубля российская валюта получила независимую котировку на мировых биржах, что обеспечило приток иностранных инвестиций в страну.
Назначение С. Ю. Витте обозначило поворот в кадровой политике: это было первое привлечение успешного менеджера на министерскую должность; до тех пор подобные места могли занимать только высокопоставленные чиновники.
2. Железнодорожный бум
Во второй половине 1880-х годов XIX века был достигнут наивысший уровень прироста мировой железнодорожной сети в истории. За десять лет, с 1880 по 1890 г., железнодорожная сеть выросла на 245 тыс. км., достигнув 617,3 тыс. км. Железнодорожные капиталовложения в мировую сеть за этот пятилетний период составили около 2 млрд фунтов стерлингов, достигнув общей суммы 7 млрд фунтов стерлингов. По темпам и абсолютному приросту железных дорог впереди шли США, где гигантский размах железнодорожного строительства стимулировал интенсивный рост промышленного производства средств производства.
Соловьева А. М. Железнодорожный транспорт
России во второй половине ХІХ в. — М., 1975. — 148—149.)
3. Из «Манифеста Александра III о незыблемости самодержавия. 29 апреля 1881 г.»
«В бозе почивший родитель Наш, приняв от Бога самодержавную власть на благо вверенного ему народа, пребыл верен до смерти принятому им обету и кровию запечатлел великое свое служение… благостию и кротостью совершил он величайшее дело своего царствования – освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян-владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в царстве суд, и подданных своих, коих всех без различия сделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местного управления и общественного хозяйства
.… посреди великой Нашей скорби глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело правления в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать, и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений.
Да ободрятся же пораженные смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих отечество и преданных из рода в род наследственной царской власти.
Посвящая себя великому нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить нам и государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действия учреждений, дарованных России благодателем ее, возлюбленным Нашим родителем».
Хрестоматия по истории России / сост. : А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М. : Проспект, 2006. – С. 306.
4. Из «Циркуляра о переменах в составе учеников гимназий и прогимназий. 18 июня 1887 г.»
«Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и через то, как показывает многолетний опыт, приводить их к пренебрежению своих родителей, к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежного, по самой природе вещей, неравенства имущественных положений».
Сверх того, если бы между принятыми уже учениками впоследствии оказались такие, которые вследствие домашней обстановки своих родителей или родственников оказывают вредное влияние на своих товарищей, то таких следует увольнять из гимназии или прогимназии.
Хрестоматия по истории России / сост. : А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М. : Проспект, 2006. – С. 308-309.
5. КУХАРКИНЫ ДЕТИ
Первоисточник — печально знаменитый в свое время циркуляр (1887) российского министра просвещения Ивана Давидовича Делянова (1818— 1897). Этим циркуляром, одобренным императором Александром III и получившим в обществе ироническое название «о кухаркиных детях» (хотя как раз они там и не упоминались), предписывалось учебному начальству допускать в гимназии и прогимназии только обеспеченных детей, то есть «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство о правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства».
И далее в циркуляре пояснялось, что «при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат» (Рождественский С.В. Исторический очерк деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1909).
Иносказательно — о детях из бедных, социально незащищенных семей.
6. Из «Указа о выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам крестьянами. 28 декабря 1881 г.»
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Автор-составитель Вадим Серов
«Император Александр II, освобождая бывших помещичьих крестьян от крепостной зависимости и установляя обязательные, в смысле переходной меры, поземельные отношения их к помещикам имел в виду, что отношения сии должны со временем прекратиться посредством выкупа крестьянами своих наделов в собственность, содействием или без содействия правительства… по наибольшей части помещичьих имений крестьяне уже перешли в разряд крестьян-собственников, и временно-обязанных крестьян числится ныне сравнительно немного. Дальнейшее оставление сих последних в обязательных отношениях к помещикам, препятствуя прочному устройству как крестьянской, так и помещичьей поземельной собственности, было бы сопряжено с важными неудобствами, в сознании коих дворянство некоторых губерний в последнее время само ходатайствовало о переводе всех временно-обязанных крестьян на выкуп в виде общей правительственной меры.
Считая, по завету и примеру незабвенного родителя Нашего, священным долгом своим заботиться о благосостоянии Наших верноподданных всякого звания и состояния и следуя его благим предначертаниям о возможно лучшем устройстве крестьянского населения, повелеваем:
- Остающихся еще в обязательных отношениях к помещикам бывших помещичьих крестьян в губерниях, состоящих на Великороссийском и Малороссийском местных положениях, перевести на выкуп и причислить к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 г.
- До перевода временно-обязанных крестьян на выкуп… крестьяне сии должны состоять к помещикам в тех же отношениях, в коих находятся к ним ныне; выкуп же крестьянами наделов в собственность может до того времени производиться на существовавших доселе основаниях».
Хрестоматия по истории России / сост. : А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина. – М. : Проспект, 2006. – С. 307– 308.
7. Начало рабочего законодательства
В 1882 году запрещен труд детей младше 12 лет. Рабочий день детей ограничен 8 часами (вместо прежних 12-15 часов). Для надзора за исполнением закона введена специальная фабричная инспекция.
В 1885 году запрещен ночной труд для женщин и несовершеннолетних.
В 1886 году вышел закон о взаимоотношениях предпринимателей и рабочих. Он ограничивал размер штрафов, а все штрафные деньги поступали теперь в специальный фонд, идущий на выплату пособий самим рабочим. Введены специальные расчетные книжки, в которых оговаривались условия найма рабочего. Вместе с тем предусмотрена суровая ответственность рабочих за участие в стачках.
Россия стала первой в мире страной, где осуществлялся контроль за условиями труда рабочих.
Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХIХ век.- М.,2008. – с.209-210
8. Положение к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия
(выдержки)
II. Правила о положении усиленной охраны
В местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обязанности по охранению государственного порядка и общественной безопасности возлагаются на Генерал-Губернаторов, <...> а в губерниях, им не подведомственных, – на Губернаторов и Градоначальников.
В пределах этих местностей упомянутые начальствующие лица могут:
издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности. <...>
устанавливать за нарушение таковых обязательных постановлений взыскания, не превышающие трехмесячного ареста или денежного штрафа в 500 рублей.
Генерал-Губернаторам, а в местностях, им не подчиненных, – Губернаторам и Градоначальникам предоставляется также:
разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных или обязательных постановлений. <...>
воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания;
делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышленных заведений как срочно, так и на все время объявленного положения усиленной охраны, - и
воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны.
От Генерал-Губернаторов, а в губерниях, им не подчиненных, – от Министра внутренних дел, зависит: а) передавать на рассмотрение Военного Суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотренных, когда они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия, для суждения их по законам военного времени и б) требовать рассмотрения при закрытых дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка.
Утверждение всех приговоров Военного Суда, по делам сего рода, принадлежит Генерал-Губернаторам, а в местностях, им не подчиненных, – Командующим войсками, в военном округе расположенными. <...>
ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/656b5d5b-2342-45b4-9b6f-de796f85ebec/%5BIS8IR_4-27%5D_%5BTS_06%5D.html)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация, посвященая Александру Невскому
Данная презентация была выполнена для сопровождения беседы с учащимися 5 класса на классном часе....
Учебный фильм "Фермерский дворец императора Александра II в парке "Александрия"".
http://www.dailymotion.com/video/xjluy3_yyyyyyyyyy-yyyyyy-yyyyyyyyyy-ii-y-yyyyy-yyyyyyyyyyy_travelЯ предлагаю Вашему вниманию снятый мной учебный фильм. Дворец открылся после реставрации только в этом...
тест "От Александра 1 до Александра 2"
Проверочный тест по истории России "От Александра 1 до Александра 2". 8 класс...
«Александро-Невская лавра как исторический памятник Св.блг.кн. Александру Невскому. Образовательное путешествие с использованием принципа «méthode naturelle».
Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ря...
Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского "Посвящение Александру Невскому".
Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского написана на стихи собственного сочинения....
Самостоятельная работа по истории на тему "Экономическое и общественное развитие в годы правления Александра III. Национальная политика Александра III" (8 класс)
Самостоятельная работа имеет 4 части (базовый уровень) Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы. Часть 4. Допишите... В профильном уровне работа представленна т...
Князь Александр Невский- Великое имя России «к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»
Князь Александр Невский- Великое имя России«к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»...