Программа спецкурса "Роль личности в истории"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Программа спецкурса по истории России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_v_istorii_rossii.docx | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЛИЧНОСТЬ И ИСТОРИЯ РОССИИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
...История в некотором смысле есть священная книга народов:
главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности;
скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству;
дополнение настоящего и пример будущего...
Н. М. Карамзин. 1815 г.
Чтобы полнее понять то, почему мы живем так, а не иначе, почему мы евроазиаты с самобытным, индивидуальным путем развития, что в развитии нашей страны закономерно и, повторяясь, является жизненно важным для нашего народа, в чем гордость и слава, гражданственность и гражданский долг, мало окинуть мглу веков, мы должны видеть эпоху, жизнь того времени, сопереживать её, тогда мы немного познаем историю. Нельзя прибавлять, нельзя вымышлять, необходимо точно передавать текстовые документы, учить самоанализу и сопоставлению точек зрения, воспитывать уважение к предкам, воспитывать нравственность и добродетель.
Основными целями курса являются:
– развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;
– формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;
– воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;
– восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
– знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими развитие общества;
– формирование исторической грамотности на современном международном уровне;
– развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
Главной прерогативой современного образования является воспитание человека активного, самостоятельного, способного принимать осмысленные решения и нести за них ответственность.
Интегрированный характер исторического образования позволяет формировать с опорой на другие школьные предметы целостную картину мира, что обеспечивает его особую мировоззренческую роль в системе профильного образования.
Задачами курса являются:
1) повышение интереса к историческим закономерностям;
2) формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности;
3) умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;
4) воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;
Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
Содержание программ предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.
В процессе обучения происходит формирование следующих умений:
– анализ и сопоставление фактов;
– оформление письменных сообщений;
– анализ документов;
– поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
– поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
– поиск признания найденного решения окружающими;
– выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
– умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).
Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы в проведении элективного курса:
– исследовательская работа ( выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
– планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
– анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
– переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение;
– лекции с последующим опросом;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы;
– семинары;
– практические занятия;
– конференции;
– заседания круглых столов;
– «мозговой штурм»;
– анализ альтернативных ситуаций;
– работа в группах, парах, индивидуально;
– выполнение работ по заданному алгоритму;
– творческие работы;
– защита проектов.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:
– видеть проблему;
– сформулировать проблему;
– выдвинуть гипотезу;
– составить план решения проблемы, задачи;
– делать обобщения и выводы;
– систематизировать материал;
– составить план по теме;
– делать прогноз;
– анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);
– оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
– использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.
Так как в этом курсе используются альтернативные подходы к оценке проблем прошлого и неоднозначные этические оценки личностей и хода событий, обсуждение этих вопросов на уроках невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, формировать собственное отношение, оценки персонажей и фактов.
Курс рассчитан 33 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( 33 ЧАСА)
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | Форма контроля | Дата |
1 | 2 | 3 | 7 | |
1 | Введение | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, опорный конспект | |
2 | Великие Рюриковичи | 22 | ||
2.1 | Киевская Русь | 5 | ||
2.1.1 | Рюрик, Синеус, Трувор – легендарные варяги | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, хронологическая таблица, анализ текстов документа | |
2.1.2 | Олег – победитель греков | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, хронологическая таблица, анализ текстов документа | |
2.1.3 | Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав | 2 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, хронологическая таблица, анализ текстов документа | |
2.1.4 | Дела великого князя Владимира – Красно Солнышко, в крещении Василий | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, хронологическая таблица, анализ текстов документа | |
2.2 | Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца…» | 10 | ||
2.2.1 | Борис и Глеб – великие святые церкви. Святополк | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
2.2.2 | Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
2.2.3 | Владимир Мономах | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
2.2.4 | Юрий Долгорукий | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
2.2.5 | Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, анализ документов | |
2.2.6 | Мстиславы Храбрые – пример незлобия в мире и ужасных битвах | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
2.2.7 | Святой Александр Невский | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
2.2.8 | Великий князь Михаил Ярославович – Отечестволюбец и Юрий – князь Московский | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
2.2.9 | Иван Данилович Калита | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
2.2.10 | Дмитрий Иванович Донской | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
2.3 | Русь неделимая, единая, долговечная… | 7 | ||
2.3.1 | Самодержцы земли Русской | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, опорный конспект | |
2.3.2 | Иван Васильевич, князь и самодержец | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
2.3.3 | Князь Василий Иванович, великий государь | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
2.3.4 | Государь Иван Васильевич – Грозный, Удивительный | 2 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
2.3.5 | Государь князь Федор – достойный счастья. Борис Годунов | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
2.3.6 | Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
3 | Великие Романовы | 9 | ||
3.1 | Путь к абсолютизму | 4 | ||
3.1.1 | Державный сын и светоносец во тьме… Государь Михаил Федорович | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, анализ различных точек зрения | |
3.1.2 | Алексей Михайлович – «царь-Солнце» | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
3.1.3 | Федор Тишайший. Царевна Софья | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
3.1.4 | Царь Петр Алексеевич – Великий | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера | |
3.2 | Эпоха дворцовых переворотов | 3 | ||
3.2.1. | Екатерина I. Воцарение Петра II. Правление Анны Иоанновны | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного характера, проблемные задания версионного характера | |
3.2.2 | Елизавета Петровна и Петр III | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного и версионного характера | |
3.2.3 | Екатерина II. Павел I и Александр I | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного и версионного характера | |
3.3 | Эпоха самодержавных преобразований | 2 | ||
3.3.1 | Николай I – жандарм Европы и Александр II – Освободитель | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного и версионного характера | |
3.3.2 | Александр III и Николай II | 1 | Тест на аналогию и образные задания преобразовательного и версионного характера | |
4 | Итоговое занятие | 1 | Проанализировать различные точки зрения, определиться с собственным отношением к личностям, проблемные задания версионного характера |
.
ПРОГРАММА КУРСА
1. Введение (1 час).
Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории России. Иван IV, Петр I, Екатерина II, Александр II – их влияние на судьбы России. Разные оценки и подходы Российской историографии к данным политическим и государственным деятелям.
2. Великие Рюриковичи (22 часа).
2.1. Киевская Русь (5 часов).
2.1.1. Рюрик, Синеус, Трувор – легендарные варяги.
Легендарное призвание варягов с Рюриком. Норманская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры норманистов с их противниками об основании Древнерусского государства.
2.1.2. Олег – победитель греков.
Олег – основатель государства Киевская Русь, противник проникновения христианства на Русь. Внешняя политика, войны с Византией.
2.1.3. Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав.
Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию. Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Урон и погосты. Ольга – первая христианка на Руси. Святослав – полководец и дипломат.
2.1.4. Дела великого князя Владимира – Красно Солнышко, в крещении Василий.
Успешные походы на запад, походы на вятичей, радимичей, волжских булгар. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной религии.
2.2. Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца…» (10 часов).
2.2.1. Борис и Глеб – великие святые церкви. Святополк.
Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава.
2.2.2. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый.
Война Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда».
2.2.3. Владимир Мономах.
Правление Владимира Мономаха.
«Уставы» Владимира Мономаха. Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира Мономаха на половцев. «Поучение Владимира Мономаха».
2.2.4. Юрий Долгорукий.
Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве.
2.2.5. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.
Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви Покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое Гнездо – «политика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель».
2.2.6. Мстиславы Храбрые – пример незлобия в мире и ужасных битвах.
Правление великого князя Мстислава, князя, знаменитого подвигами славными. Поход против ордена Меченосцев.
2.2.7. Святой Александр Невский.
Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского.
2.2.8. Великий князь Михаил Ярославович – Отечестволюбец и Юрий – князь Московский.
Соперничество Михаила Ярославовича Тверского и князя Юрия Данилович Московского.
2.2.9. Иван Данилович Калита.
Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нем общественную безопасность и тишину… дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Подавление восстания в Твери, строительство Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества.
2.2.10. Дмитрий Иванович Донской.
Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва.
2.3. Русь неделимая, единая, долговечная… (7 часов).
2.3.1. Самодержцы земли Русской.
Самодержавная власть. Условия создания Московского государства.
2.3.2. Иван Васильевич, князь и самодержец.
Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Война с Казанским царством. Битва на реке Шелони. Брак с С. Палеолог. Присоединение Ростовской, Новгородской, Тверской, Вятской земель. Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник Ивана».
2.3.3. Князь Василий Иванович, великий государь.
Окончание процесса политического и территориального объединения русских земель. Появление идеи – «Москва – третий Рим».
2.3.4. Государь Иван Васильевич – Грозный, Удивительный.
Борьба боярских группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. – венчание Ивана на царство. Деятельность Избранной рады – реформы. Созыв Земского собора, «Судебник Ивана», военная реформа, стрельцы. Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных лет. Храм Василий Блаженного. Внешнеполитическая деятельность.
2.3.5. Государь князь Федор – достойный счастья. Борис Годунов.
Второй сын Иван IV – болезненный и нерешительный – передача власти шурину царя – Борису Годунову. Строительство городов, гаваней, утверждение Всероссийского патриаршества.
2.3.6. Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского.
Венчание Лжедмитрия на царствие под именем Дмитрий I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский заговор против Лжедмитрия I.
3. Великие Романовы (9 часов).
3.1. Путь к абсолютизму (4 часа).
3.1.1. Державный сын и светоносец во тьме… Государь Михаил Федорович.
«Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности». Управление страной с помощью отца – патриарха Филарета. Формирование первых полков иноземного строя. Первая рукописная газета «Куранты». Полки иноземного строя.
3.1.2. Алексей Михайлович – «царь-Солнце».
Правительство боярской знати во главе с Морозовым. Соборное уложение, Новоторговый устав. С Полоцкий; экспедиция Семена Дежнева, Хабарова. Соляной и Медный бунты. Составление завещания.
3.1.3. Федор Тишайший. Царевна Софья.
Поворот на Запад. Принятие первого государственного бюджета. Отмена местничества; публичные сожжения разрядных книг.
Регентство царевны Софьи.
3.1.4. Царь Петр Алексеевич – Великий.
Потешные полки. Основание славяно-греко-латинской академии. Стрелецкий бунт. Летоисчисление от рождества Христова. Газета «Ведомости». Основание Санкт-Петербурга. Введение гражданского шрифта. Учреждение Сената, ассамблей, коллегий. Кунсткамера. Академия наук.
3.2. Эпоха дворцовых переворотов (3 часа).
3.2.1. Екатерина I. Воцарение Петра II. Правление Анны Иоанновны.
Учреждение Верховного тайного совета. Внук Петра Великого. Ссылка А. Д. Меншикова. Смерть 14-летнего Петра от оспы. Правление Анны Иоанновны – «это был грубый вызов русскому чувству национальной чести».
3.2.2. Елизавета Петровна и Петр III.
«Ни одно царствования до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания» (В. О. Ключеский).
Петр III – «он не был злым, но его ограниченность – недостаток воспитания… Из него вышел бы хороший прусский капрал, но не государь великой империи» (Е. Данекова). «Манифест о вольности дворянской».
3.2.3. Екатерина II. Павел I и Александр I.
«Екатерина II умела на только сообразовывать дела своего царствования с запросами времени, но обставлять их пышной декоративной обстановкой и помпезным блеском, с ловким подчеркиванием материнских своих забот о подданных».
Правление Павла I – время радикальной реакции. Он не считал себя обязанным уважать права своих подданных.
Правление Александра I. «Александровская эпоха завершилась, как и началась, насилием». Негласный комитет. Учреждение министерств, организация гимназий. Указ о вольных хлебопашцах. Военные поселения. Указы Сперанского. «Сфинкс – неразгаданный до гроба» (А. С. Пушкин).
3.3. Эпоха самодержавных преобразований (2 часа).
3.3.1. Николай I – жандарм Европы и Александр II – Освободитель.
Создание бюрократической системы. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Указ об «обязанных крестьянах».
Николай I – умный и расчетливый политик.
Александр II. Отмена крепостного права и либеральные реформы.
3.3.2. Александр III и Николай II.
Контрреформы Александра III.
Царствование Николая II. «На рубеже веков у царской власти была лишь одно насущная политическая задача – во чтобы то ни стало сохранить самодержавие» (Н. Верт).
Итоговое занятие (1 час).
Литература:
1. Богданович М. И. История царствования императора Александра I и Россия в его время. – СПб., 1869–1871. – Т. 1–6.
2. Бутромеев, В. Чтения и рассказы по истории России // Роман-газета. – 1994.
3. Валишевский, К. Вокруг трона. – Волгоград, 1990.
4. Вандаль, А. Наполеон и Александр I. – Ростов н/Д, 1995. – Т. 1–3.
5. История Отечества с древнейшего времени до наших дней: энциклопедический словарь / сост. Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина, А. С. Орешников, О. В. Сухарева.
6. История Отечества: справочник школьника. – М.: Филологическое общество «Слово», 1994.
7. Ключевский, В. О. Курс русской истории: сочинение: в 9 т. – М.: Мысль, 1987.
8. Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. – М., 1989.
9. Николай Михайлович, великий князь. Император Александр I. – СПб., 1912. – Т. 1–2.
10. Пашков, Б. Г. Русь. Россия. Российская империя: хроника правлений и событий (862–1917 гг.). – М., 1977.
11. Предтеченский, А. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. – М.; Л., 1957.
12. Пресняков, А. Е. Российские самодержцы. – М., 1990.
13. Пчелов, Е. В. Рюриковичи: история династии. – М., 2004.
14. Сафонов, М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. – Л., 1988.
16. Триста лет царствования дома Романовых. – М.: Информ-Эко, 1990.
15. Сахаров, А. Н. Александр I // Российские самодержцы
(1801–1917). – М., 1993.
17. Троицкий, Н. А. Александр I и Наполеон. – М., 1994.
18. Шильдер, Н. К. Император Александр I. Его жизнь и царствование. – СПб., 1904–1905. – Т. 1–4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по истории "Исторические личности" для 10-11 класса
Программа разработана для 10-11 класса. КТП материала предусматривает основные вопросы, касающиеся основных личностей создающих исторический путь нашей цивилизации....
Артемова Ю.С. Программа элективного курса "Роль личности в истории" для обучающихся 11 классов
Цель элективного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения и...
Урок-презентация для 10 кл. на тему: "Личность в истории и обществе. Роль социализации и образования в становлении личности"
Урок-презентацию "Личность в истории и обществе. Роль социализации и воспитания в становлении личности" можно использовать для проведения урока в 10 классе и для повторения в 11 классе при подго...
Программа элективного курса "Роль личности в истории"
История никогда не была безликой. Связь отдельной эпохи с конкретным человеком, его судьбой , была , есть и будет всегда. Скупые строки учебника не дают понимание мотивов и сущности деятельности лично...
Программа элективного курса «Никто на земле не проходит бесследно» (роль личности в истории)
Основой данного курса является попытка найти истину в решении проблемы «роль личности в истории» на примере политических и военных деятелей на протяжении всей истории Российского государст...
Программа дополнительного объединения по истории 11 кл. "Личность в истории русской культуры"
Отличительные особенности предлагаемой программы: - программа построена по хронологическому и тематическому принципам; - программа ориентирована на закрепление, си...
Программа элективного курса по истории "Исторические личности" для 10-11 класса
Программа разработана для 10-11 класса. КТП материала предусматривает основные вопросы, касающиеся основных личностей, создающих исторический путь нашей цивилизации....