Урок "реформы Ивана Грозного
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Технологическая карта урока "Реформы Ивана Грозного". 10 класс, профиль. "История России" с древнейших времен до к. XIX века. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prihodchenko1.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное образовательное учреждение
«Кривомузгинская средняя общеобразовательная школа имени М.З. Петрова»
История России
«Реформы Ивана Грозного»
10 класс
учитель истории и обществознания
Приходченко Галина Николаевна
2016 год
Технологическая карта урока
Класс 10
Предмет История России
Учебник «История России» с древнейших времен до к. XIX А.Н. Сахаров, В.И. Буганов М., Просвещение. (профильный уровень)
Урок по теме «Реформы Ивана Грозного»
Тема урока | «Реформы Ивана Грозного» | ||||
Планируемый результат | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
1) Углубить знания по истории России 16 века, сформировать представление об эпохе Ивана Грозного, осознать ее противоречивость;
| Научиться 1.навыкам поиска и анализа информации в разных источниках (как печатных, так и Интернет); 2навыкам анализа, сравнения, синтеза, обобщения, исследования; 3)решению проблемных задач; 4) пониманию друг друга (эмпатия) и позитивного общения; 5)характеристике и объективной оценке исторической личности. | 1) Воспитание толерантного отношения к собственной истории; | |||
Основные термины и понятия | Реформы Избранной рады, сословная монархия, стоглавый собор | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД Что делать? (сделать?) | ||
Погружение в тему урока | Объявляет тему урока, просит представить исторические портреты современников Ивана Грозного | Представляют портреты современников Ивана Грозного по группам Митрополит Макарий, Сильвестр (1 группа) Алексей Адашев, Малюта Скуратов(2 группа), князь Андрей Курбский, Иван Грозный (3 группа) | Дают собственную оценку исторических деятелей эпохи Ивана Грозного. (Р, К, Л) Осуществляют расширенный поиск информации (П) | ||
Создание проблемной ситуации | Давайте познакомимся, с двумя точками зрения: «Иван Грозный – тиран и диктатор» Толстой А.Н. А теперь познакомимся еще с одной точкой зрения: «Иван Грозный – прогрессивный исторический деятель, мудрый правитель, выражающий интересы народных масс» Сталин И.В. Сравните эти два факта. Что вас удивляет? Какой у вас возникает вопрос? | Дети подтверждают эту точку зрения, т.к. больше помнят яркие примеры истории (картина С. Иванов «Земский собор при Иване IV», В.Васнецов «Иван Грозный») и примеры жестокости Ивана Грозного (картина. И Репин «Иван Грозный убивает сына Ивана» Скорее всего, обучающиеся не могут припомнить ни одной реформы | Приложение 1 Изучают картину С.Иванова «Земский собор», В.Васнецова «Иван Грозный», И Репина «Иван Грозный убивает сына Ивана» и осуществляют сравнение. (П, К) | ||
Формулировка проблемы | «Иван Грозный: тиран или реформатор» | ||||
Выдвижение версий | Почему стали возможны такие высказывания? | 1.Иван Грозный в своей политике прибегал к жестоким методам 2.Жестоко расправлялся с единомышленниками и своей семьей 3.Иван Грозный сделал преобразования, которые изменили весь следующий ход истории. 4.Реформы были необходимы для укрепления сословно – представительской монархии. | Выдвигают версии (Р, К) | ||
Актуализация | Что мы уже знаем по этой проблеме? | -Иван IV был венчан на царство -В детстве остался без родителей -ввел опричнину - был жестоким правителем -провел ряд реформ, укрепивших сословно – представительную монархию | Актуализируют свои знания (Р,К,П) Ставить проблему, аргументировать ее актуальность (П, К) | ||
Составление плана | Что мы с вами должны выявить, что бы решить эту проблему? | План 1.Рассмотрим личность Ивана IV. 2.Выясним, какие реформы были проведены Иваном Грозным. 3. Изучим документы эпохи Ивана Грозного | Составляют план работы над проблемой (П) Планируют пути достижения цели(Р) Устанавливать причинно – следственные связи (П) | ||
Поиск решения | 1Работа в парах (понятия) | 1.Работа над понятиями (Реформы Избранной рады, сословная монархия, Стоглавый собор) | 1.Давать определения понятиям, умение пользоваться справочной литературой, ресурсами интернета. (П) | ||
1. Работа в группах с документами о личности И. Грозного. | 1.Чтение документов. (Приложение 2) 2.Делают выводы о личности И. Грозного (Предприимчивый, образованный, собранный, жестокий, жадный) | 1.Учиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения (П) 2.Уметь доказывать свою точку зрения, корректировать свое мнение, выслушивая аргументы партнера.(К) | |||
1.Работа в группах со схемами по реформам Ивана Грозного -205 -206 по тексту учебника составьте таблицу «Органы власти (сословно – представительная монархия) - с.206 по тексту учебника составьте таблицу «Церковная реформа» - с.207 по тексту учебника составьте таблицу «Реформа местного управления» | 1. Работа в группах по своим страницам учебника и схемам. | 1.Уметь объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования (П) 2.Уметь учитывать разные мнения и интересы, уметь обосновывать собственную позицию. (К) | |||
1.Просмотр фрагмента видео -Что вы можете сказать о реформаторской деятельности И.Грозного? -Действительно ли они были нужны государству? -Реформы вводились по согласию всего населения России? -Проводимые реформы принесли пользу всему населению страны? (крестьянству, духовенству, дворянству) | Отвечают на вопросы учителя | 1.Уметь объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования (П) 2.Уметь учитывать разные мнения и интересы, уметь обосновывать собственную позицию. (К) | |||
Выражение решения проблемы | 1.Свой вывод по проблеме (Иван Грозный был великим реформатором. Он сумел жесткими методами изменить сложившуюся ситуацию в стране, укрепить государство). | 1.Иван Грозный был реформатором, который укрепил своими реформами государство. | Делать выводы на основе аргументов (П) Готовность принять личность Ивана Грозного как реформатора XVIв., выражать личное отношения к его деятельности. (Л) | ||
Рефлексия | Учитель: В процессе работы на уроке мы с вами пришли к определенным выводам. «Иван Грозный тиран или реформатор»? | В процессе работы на уроке, мы 1.Рассмотрели личность Ивана IV. 2.Выяснили, какие реформы были проведены Иваном Грозным. 3. Изучили документы эпохи Ивана Грозного и пришли к выводу, что Иван Грозный был реформатором. | Делать выводы на основе аргументов (П) Владеть основами коммуникативной рефлексии. (К) | ||
Задания для этапа «Применение нового знания | п. 26, составить таблицу «Внешняя политика Ивана Грозного» |
Приложение1
С. Иванов «Земский собор при Иване IV»
В. Васнецов «Иван Грозный»
И.Репин «Иван Грозный убивает сына Ивана»
Приложение 2
О боярском правлении. Из переписки Ивана Грозного с князем Курбским.
Когда же… родительница наша…. Переселилась из земного царства в небесное, остались мы с покойным братом Георгием круглыми сиротами. Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя, об нас, государях своих, заботиться не стали, бросились добывать богатство и славу и нападали при этом друг на друга.
И чего только они не натворили! Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца, перебили! Дворцы, села и имения наших дядей взяли себе и водворились в них! Казну нашей матери перенесли в Большую казну. Тем временем князья Василий и Иван Шуйские самовольно заняли при мне первые места и стали вместо царя, тех же, кто больше всех изменял нашему отцу и матери, выпустили из заточения и привлекли на свою сторону… Нас же с покойным братом Георгием, начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище! Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавочке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит… Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом, - говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе и наковали из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние.
Какое отношение к боярской верхушке и почему сформировалось у царя в детстве?
Михалон Литвин об управлении Ивана Грозного.
Он в такой трезвости держит своих людей, что ни в чем не уступает татарам, рабом которых некогда был; и он оберегает свободу не мягким сукном, не сверкающим золотом, но железом; и он держит своих людей во всеоружии, укрепляет крепости постоянной охраной; он не выпрашивает мира, а отвечает на силу силой.
Даже и в повседневных делах блещет хитроумие этого варвара. Ведь он настолько ничем не брезгует, что продает мякину, сено и солому. На пирах же его используются большие золотые и серебряные чаши, называемые соломенными, то есть отлитые на выручку от сена и мякины. Осмотрительное распределение должностей приносит еще и ту выгоду, что те, кого он посылает защищать границы земель, исполнять общественные дела, а также отправлять зарубежные посольства, выполняют все эти поручения не на полученные от князя средства, а на собственный счет. И если только все будет выполнено по приказу и повелению его, то в качестве вознаграждения они получают от него не наличные деньги, но отдельные из уже упомянутых префектур.
Какие личные качества Ивана Грозного упоминаются в данном отрывке?
Н.М. Карамзин об Иване IV. «Предания веков».
Так, Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова, чтобы бесстыдно раболепствовать гнуснейшим похотям. Имея редкую память, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, нашего отечества, чтобы нелепо толковать их в пользу тиранства; хвалиться твердостию и властию над собою, умея громко смеяться в часы страха и беспокойства внутреннего; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты; хвалился, наконец, глубокою мудростью истребляя знаменитые роды, будто бы опасные для царской власти, - возводя на их степень роды новые, подлые и губительною рукою касаясь самых будущих времен; ибо туча доносителей, клеветников, кромешников, им образованных, как туча гладоносных насекомых, исчезнув, оставила злое семя в народе; и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново…
В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими: но имя Иоанново блистало на судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских.
Заполните схему
- с.205 -206 по тексту учебника составьте таблицу «Органы власти (сословно – представительная монархия)
- с.206 по тексту учебника составьте таблицу «Церковная реформа»
с.207 по тексту учебника составьте таблицу «Реформа местного управления»
- с.206 по тексту учебника составьте таблицу «Церковная реформа»
с.207 по тексту учебника составьте таблицу «Реформа местного управления»
- с.205 -206 по тексту учебника составьте таблицу «Органы власти (сословно – представительная монархия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внешняя политика Ивана Грозного"
Презентация к уроку "Внешняя политика Ивана Грозного"предназначена для использования при изучениии Отечественной истории в 6 классе.Данная презентация является информационной поддержкой учи...
Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного
Порезентация к урокуц историии для 6 и 10 класса, содержит задания....
Правление Ивана Грозного(внутренняя политика)
Показать завершающую стадию образования русского государства; охарактеризовать государство доставшееся Ивану Грозному; сформировать представление о первом этапе его царствования и о реформах Изб...
Образ Ивана Грозного в литературе и живописи. Урок внеклассного чтения в 7 классе
Урок предполагает использование целого ряда художественных произведений: М.Ю. Лермонтов "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.М. Каразин "История госуда...
Россия в эпоху Ивана Грозного.
Презентация к уроку....
Урок истории России в 6 классе по теме "Правление Ивана Грозного"
Урок-обобщение по теме "Правление Ивана Грозного " позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить их к восприятию дальнейшего материала....
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....