Исследовательская работа "Священные животные Древнего Египта".
проект по истории (5 класс) на тему

Вакина Светлана Андреевна

Исследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-issledovatelskaya_rabota._svirin_kopiya.doc716.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Священные животные Древнего Египта».

                                        Автор работы: Свирин Егор Дмитриевич, 5 «А» класс

                                        МОУ СОШ № 75

                                        Научный руководитель: Вакина Светлана Андреевна,

                                        МОУ СОШ № 75, учитель истории и обществознания

Черноголовка, 2014

Введение.

        О истории Египта и его религии написано много книг, снято много фильмов как документальных, так и художественных. Но для нас, россиян  она по-прежнему остается загадочной и привлекательной. Так на уроках истории в этом учебном году мы изучали древний Египет. Мне дали задание, подготовить небольшое сообщение и презентацию о священных животных. Тема очень заинтересовала меня и увлекла. Тогда мы со Светланой Андреевной и  решили провести ее более глубокое исследование.

       Цель исследовательской работы:                                                                                    сбор, изучение, анализ информации из различных источников  о священных животных древнего Египта                                                                                          

    Задачи:

  1. собрать и изучить  информацию;
  2. выяснить причины появления культа животных в Египте;
  3. определить, какие животные и почему считались священными;
  4. выяснить, одинаково ли почитаемыми были священные животные на всей территории Древнего Египта;
  5. узнать сохранился ли в наше время этот культ  в Египте

Предмет исследования – религия Древнего  Египта

Объект исследования – священные животные Египта

Актуальность:  на уроке истории в 5 классе по теме «Религия Древних египтян» мы много узнали о богах, но информации о священных животных в учебнике содержится очень мало, полученные нами дополнительные сведения  не только расширят мой кругозор, но и заинтересуют, увлекут  многих моих сверстников, будут полезны и учителям  истории, искусства                                                                                                                  Методы исследования:                                                                                                             исследование печатных источников информации, изучение документальных и художественных киноматериалов, Интернет ресурсов

Перспективы исследовательской работы:                                                                  

привлечь внимание не только сверстников, но и взрослых людей  к  истории, культуре Древнего Египта, заинтересовать путем публикации  на различных сайтах, выступлениях на классных часах, уроках мировой художественной культуры, в детских летних лагерях

Обзор и анализ литературных источников по теме исследования.

        Изучая научную литературу по теме, я пришел к выводу, что она все содержит лишь отдельные сведения, а  большого исследования темы не проводилось. Так, например, в энциклопедии «Кошки» Афонькина С.Ю. и  «Энциклопедии животных » Бернара содержится описание животного и информация о том, в какой стране и как долго это животное считалось священным. А вот почему, в каких областях государства или во всем государстве сведений нет. Даже в «Египтологии» в разделе «Религия» информации по нашей теме очень мало. Поэтому мы вынуждены были искать информацию в документальных фильмах и Интернете.

Основная часть.

Раздел I. Причины появления культа животных.                                                                                                        

       Религия древнего Египта была собранием различных культов, которые подверглись  многочисленным изменениям. Начало культа животных относится в Египте к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению  животного. Обитатели  Африки  всегда поклонялись хищным зверям своих пустынь; там человек чувствовал себя несравненно ниже этих зверей, потому что они обладали силой, проворством и ловкостью в более высокой степени (Гордон МакЛеллан. «Священные животные»).

       Конкретная географическая среда, в которой обитали египтяне, фауна, игравшая многообразную роль в их жизни, были существенным фактором возникновения веры в таинственную связь между человеком животными и растениями (тотемизм). Все это со временем и привело к превращению в культ животных.

       Появление культа животных в древнем Египте сводилось к тому, чтобы удовлетворять земные потребности этих как бы оживленных присутствием в них невидимого бога изображений (т. е. обеспечить божеству еду, питье, одеяние и т. д.), а также воздавать им божественные почести. Иначе говоря, служение культу состояло в основном в аккуратном выполнении разных обрядов, угодных и, как полагали египтяне, необходимых божеству, но вовсе не в следовании каким-либо этическим нормам.

       Следует отметить также, что некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим – в отдельных частях страны, наконец, третьим – только в какой-то одной местности.

Раздел II. Священные животные Египта.

       Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота. Во времена I династии существовал культ быка Аписа (приложение 1).

      Апис был одним из божеств столицы Египта Мемфиса. Чтобы быка признали священным, он должен был обладать определенными характеристиками, которые могли знать только жрецы. По смерти Аписа, жрецы после длительного поста начинали поиски нового Аписа, у которого на лбу должен был присутствовать белый треугольник, на шее - пятно, напоминавшее орла, и другое пятно в форме растущей луны - на боку. В Мемфисе Апис жил в загоне перед храмом Птаха - творца Вселенной;  там он принимал подношения от поклоняющихся ему и давал пророчества.  Апис рассматривается как оракул бога Пта и, наконец, объединяется с богом Осирисом, являя божество Апис-Осирис. Так именуется умерший Апис в знак того, что после смерти, как и все прочие умершие, он превратился в Осириса. Сохранилось много бронзовых статуэток Аписа с солнечным диском между рогами.   До XIX династии каждый бык имел свою особую гробницу. Затем Рамсес II приказал хоронить их в общем некрополе – Серапеуме, который открыл в 1851 году в Саккара французский археолог Огюст Мариэтт. Серапеум – это широкая, длинная подземная галерея с погребальными камерами. Там мумии священных быков были помещены в монолитные саркофаги из розового гранита, известняка или базальта, достигавшие 4 метров в высоту и весившие до 70 тонн.

       Апис не единственный обожествленный бык. В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису. Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Замечательно, что практиковался тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей. Быки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. Приобретение в частном порядке и тем более убиение быка с признаками, которые могли рассматриваться как священные, строго карались уже во времена Нового царства. Один из жрецов бога Амона времени XXII династии ставит себе в заслугу то, что он спасал от убоя быков такой масти.

Ибисы.

       В благодарность за помощь, которую оказывали некоторые птицы земледельцам, древние египтяне считали их также священными. В Саккаре, есть некрополь священных птиц - ибисов. Ибисы должны были иметь голые, матово-черные голову и шею, синевато-серые лапы, великолепное белое оперение с отдельными сине-черными перьями на крыльях. Живой ибис был посвящен богу Тоту - греческому Гермесу, после смерти его мумифицировали и укладывали в глиняный сосуд (приложение 3).

Соколы.

       Сокол (или ястреб) с распростертыми крыльями был символом неба и потому считался божественным. Такое представление имело место уже во времена I династии. С соколом (или ястребом) было связано множество разнообразных мифологических и религиозных представлений, сокол (ястреб) был воплощением не только бога Хора, но и некоторых других богов, например бога Монту. Наконец, он олицетворял фараона. Культ этого воздушного хищника был особенно популярен в поздние времена; за убийство птицы виновный мог поплатиться жизнью (приложение 2).

Коршун.

       Коршун почитался в Верхнем Египте, в Эль-Кабе. Богиня-коршун считалась покровительницей Верхнего Египта. В Корнаке также почитался коршун, воплощавший здесь богиню Мут, жену бога Амона.

Крокодилы.

       В Фивах существовал особый культ крокодила, который жил там, прирученный, украшенный золотыми серьгами и кольцами, принимая от всех знаки почитания и благоговения (приложение 5). Однако, как утверждает Геродот, не во всех городах Египта крокодил был священным животным. Так, например, в городе Элефантине и его окрестностях мясо крокодила даже употребляли в пищу (Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история).

Кошки.

       В египетской религии важная роль отводилась кошке, которая называлась "мяу", звукоподражательным словом, перешедшим во все языки; от него же происходит глагол "мяукать". Кошка, посвященная богине Бастет, олицетворяла благодатное солнечное тепло (приложение 4). Ее культ особенно процветал в Нижнем Египте. Очень интересно отметить, что еще в XIX в. н.э. в Верхнем Египте было распространено поверье, что в кошек вселяются духи джинна.   Город Бубастис (сегодняшний Зигазиг), где воздвигнут храм богини Бастет, был назван в ее честь. Кошка считалась настолько священным животным, что даже случайное ее убийство вело к смертной казни. Огромное количество забальзамированных мумий кошек было найдено в Бени-Хасане. Культ кошек в Египте продолжался более дух тысячелетий и официально был отменен лишь в 390 г. до н.э. До этого времени вывоз кошек из страны был запрещен (Афонькин С.Ю. Кошки. СПб. 2007 г.).

Лев.

      К обожествленным животным относился и лев. Культ его восходит к глубочайшей древности. Львы почитались в Верхнем и в Нижнем Египте. В греко-римское время в Египте было несколько пунктов, носивших название Леонтополис. Одним из известных в Нижнем Египте мест культа льва был расположенный к северо-востоку от Гелиополя город, известный в данное время как Тель-эль-Яхудиа. Были в Нижнем Египте и другие центры львиного культа. Однако в основном центры культа льва, точнее, львицы находились в Верхнем Египте и располагались преимущественно при начале вади, уходящих в пустыню, где древнейшие охотники и водители караванов встречались с грозным хищником и поэтому считали необходимым его умилостивить. Поклонялись не менее чем 32 богам и 33 богиням в облике льва. Особенно известны были богиня Сехмет (букв. «могучая») в Мемфисе и богиня Пахт в Спеос Артемидосе. Нельзя умолчать и о сфинксе с туловищем льва и с головой либо сокола, либо барана. Были сфинксы и с человеческими головами – изображения царей (приложение 6).

Культ барана.

       В ряде местностей процветал культ барана, связанного со многими божествами. Так, на острове Элефантина баран был воплощением местного бога Хнума, также и в Эсне, где тоже почитался бог Хнум, и в других городах. Близ Фаюма, в Среднем Египте, в городе Гераклеополе, баран был воплощением местного бога Харшефа, а в Мендесе культ барана мог даже соперничать с культом Аписа. Здесь баран был земным воплощением души бога Осириса. Воздавались почести барану и в Фивах – фиванского бога Амона нередко изображали бараном с загнутыми книзу рогами (у других обожествленных животных рога разведены в стороны).

Культ животных из семейства собачьих.

        Культ собачьих в Египте необычайно богат и многообразен. Греки пытались различать местного бога Ассиута, которого египтяне звали Упуаут (букв. «открыватель путей», подразумевается – в потусторонний мир), и бога мертвых Анубиса. Египтяне, никогда не отличавшиеся точностью в своих зоологических определениях, называли ассиутского бога «верхнеегипетским шакалом». В египетской иконографии этих богов надо отметить следующее различие: Упуаут стоит на особой подставке, тогда как Анубис лежит на брюхе с поднятой головой (как и подобный ему собачеголовый бог из Абидоса – Хен-тиментиу). Изображения богов окрашивались в черный цвет. Такая окраска никак не связана с тем, что Упуаут, Анубис, Хентиментиу – умершие боги, и объясняется исключительно редкостью черной масти этих животных в Египте. Наиболее популярным был бог Анубис, защитник и покровитель умерших. Его культ процветал в ряде мест Верхнего и Нижнего Египта, в особенности в Кинополе.

Культ змеи.

       В виде змеи предстает богиня земного плодородия Рененутет. От времени Аменхотепа II сохранилась статуя человека, поклоняющегося Рененутет в облике змеи. В фиванском некрополе поклонялись богине Мертсегер (букв. «любящая молчание») также в облике змеи. При входе во многие храмы, ставились стелы с изображениями змей, охраняющих храм. Крупные змеи типа удавов упоминаются и изображаются в разных религиозных текстах. Наряду с этим змеи нередко олицетворяли темные силы зла, в победоносное единоборство с которыми вступали благие божества, и в первую очередь бог солнца Ра. В облике змеи представал демон темноты Небедж и пр.

Культ скарабея.

        Ни с каким определенным местным культом не было связано в исторические времена поклонение скарабею. Это насекомое во все времена истории Египта играло огромную роль в религии и мифологии; оно было олицетворением жизни, самовозрождения.

Культ рыбы.

       О культах рыбы античные ученые приводят довольно противоречивые сведения. По свидетельству александрийского епископа Афанасия (293-373), с культом рыб дело обстояло так: «Рыбу, которую, в одном месте чтут, в другом вылавливают и употребляют в пищу». По сообщению Элиана, в римское время в Бубасте было священное озеро, в котором разводили и кормили сомов. От позднего времени сохранились амулеты в виде рыб и даже небольшие гробики для умерших рыб.

Культы ряда других животных.

       Гиппопотам был обожествлен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также в Фаюме и Оксиринхе. В Оксиринхе был храм богини Таурт, изображавшейся в виде гиппопотама. Этой богине поклонялись и в других местах, например в Фивах. В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина хранятся деревянные дверцы наоса из фиванского некрополя времени Нового царства с молитвами богине Таурт.

        Обожествлена была и лягушка. Она играла большую роль в религиозных представлениях в Гермополе, а также в Антиное, где олицетворяла богиню Хекат.

        Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах. Облик скорпиона могла принимать и богиня Исида. В районе современного Старого Каира поклонялись богу Сепду в образе многоножки. Из других обожествленных животных можно упомянуть антилопу, местом культа которой был Комир (между Эсне и Гиераконполем), – богиню Анукет. Близ Бени-Хасана обожествлена была белая антилопа.

Ритуально нечистые животные.

       Безобидная нильская черепаха упоминается в религиозных и мифологических текстах как существо, враждебное солнечному богу Ра. Во времена Нового царства этот антагонизм зафиксирован формулой: «Да живет Ра, да сгинет черепаха». Участь черепахи разделяла свинья – она считалась ритуально нечистым животным.

Заключение.

       В результате исследования мы пришли к выводу, что культ животных в Египте основан на первобытных верованиях плен, населявших Африку. Огромное влияние на него оказала географическая среда и занятия людей.      В отдельных районах Египта мы увидели поклонение одним и тем же животным (например, льва или крокодила). Объясняется это двумя причинами: во-первых, распространением  в разных ее частях представителей данного вида фауны и флоры; во-вторых, переселением египтян из одного района в другой  в ходе длительного и мучительного процесса объединения Египта в одно государство. Так же мы выяснили, что культ животных связан и с представлением египтян о загробной жизни. В «Книге мертвых» имеется ряд глав, повествующих о превращении умершего в обожествленных животных или растения. Например, в цветок лотоса, феникса, журавля, овна, крокодила.

       История религий говорит о том, что развитие человеческого общества приводит к тому, что люди постепенно отказываются от культа животных. В Египте же мы наблюдаем явление противоположное: тотемизм не исчезает, а превращается в подлинный культ животных, который, в свою очередь, развивается и крепнет, достигая полного расцвета в греко-римские времена, когда Египет навсегда теряет политическую независимость. В некоторых областях современного Египта до сих пор почитают священных животных. Только в разных районах - разные животные. Одними из самых популярных культов  остаются культ кошки, быка и ибиса.

   

Список литературы и использованных источников.

Афонькин С.Ю. Кошки. СПб: «БКК», 2007 г.                                                  

 Гордон Мак Леллан. «Священные животные». Издательство,  Диля 2006г.

Египтология. Издательство, Махаон. 2012 г.

Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. Москва «Аванта +» 2000 г

Де Веттер Бернар. «Энциклопедия животных ». Издательство, Лабиринт.                            

http://egypt.web-3.ru/information/ancientegypt/animals/

http://blogs.privet.ru/community/drewni_egipet/40278074

http://great-egypt.ru/religia/nemnogo-slov-o-svyashhennyih-zhivotnyih-2

http://myfhology.info/mythoweek/23a.html       

 Приложение.

Приложение 1                                                   Приложение 2                    

Священный бык Апис                                      Сокол                                                      

http://egypt.web-3.ru/data/html/1747/2.jpg       http://great-egypt.ru/wp-content/uploads/2012/01/%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB.jpg

                                                         

Приложение 3                                                   Приложение 4

      Культ ибиса                                                        Кошка         

  http://stat11.privet.ru/lr/080576efb8490bb3f959cef98c543867             08055470bd9591bf19140cf6a3378dd4

 Приложение 5                                                         Приложение 6                

 Культ крокодила                                                        Культ льва    

http://great-egypt.ru/wp-content/uploads/2012/01/%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BB.jpg                        http://egypt.web-3.ru/data/html/1747/8.jpg                   

                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках  Изо    3 четверти 5 класса   «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского )  о  понимании ...

« Украшения в жизни древних обществ, роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Данный материал будет предложен  вниманию учащимся 5 классов в 3 четверти, тема которой посвящена изучению роли декоративного искусства в жизни общества и каждого человека....

Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....

Разработка урока «Священные животные в Древнем Египте»

В данном уроке рассматривается знакомство с культурой и искусством разных народов способствует всестороннему эмоционально-чувственному и интеллектуальному развитию пятиклассника, формирует его художес...

Разработка урока «Священные животные в Древнем Египте» 2 урок

Знакомство с культурой и искусством разных народов способствует всестороннему эмоционально-чувственному и интеллектуальному развитию пятиклассника, формирует его художественный способ познания мира, в...

Разработка урока ИЗО 6 класс "Священное животное Древнего Египта"

«СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В УКРАШЕНИЯХ И ПРЕДМЕТАХ БЫТА»....

План-конспект урока. «Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта».5 кл.

Таинственный и загадочный Древний Египет, как много тайн он еще хранит. Давайте узнаем некоторые из них.Цели урока:—         познакомить учащихся с ролью ...