Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Щедрина Елена Егоровна

 Интегрированный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2 часа в неделю43.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
  2. Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 24 января 2012 г. № 39. "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4.  Приказ Министерства Образования и Науки РФ от  31 марта 2014  г. №253  « Об утверждении федерального перечня    учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

 - освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

 - формирование исторического мышления

- способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Особенности предмета истории, изучаемого на уровне среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их интегрированное изучение, на основе проблемно-хронологического подхода. Приоритет отдается учебному материалу, связанному с воспитательными и развивающими задачами, важными с точки зрения социализации школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков

Содержание предмета.

История как наука.

 История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.

Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 24.01.2012 N 39)

Всеобщая история

Древнейшая стадия истории человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция.   Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

         Цивилизации Древнего мира и Средневековья

Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации древности. Мифическая картина мира.

Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.      Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира.  Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.

         Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV - XV вв.

Новое время: эпоха модернизации.

         Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира, изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации.   Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.

От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII - XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализма. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.

 Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.

  Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

          Эволюция системы международных отношений  в конце XV – середине  XIX вв.

История России

История России - часть всемирной истории. Народы и древнейшие государства на территории России.

 Переход от присваивающего к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов.  Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

         Русь в IX - начале XII вв.

Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения.  Княжеские усобицы. .    

        Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока.  Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.  Русь и Степь. Идея единства Русской земли.

         Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие Включение  русских земель в систему управления Монгольской империи . Золотая Орда. Роль монгольского  завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения.  Роль городов в объединительном процессе.  

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси .Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения Русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.  

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной церкви.  

 Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.  Российское государство во второй половине XV - XVII вв.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. « Москва-третий Рим».Роль церкви в государственном строительстве.  Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.

Смута. Пресечение правящей династии. . Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.

 Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.

         Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV - XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Россия в XVIII - середине XIX вв.

 Петровские преобразования.  Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества.   Реформы государственной системы в первой половине XIX в.

Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

 Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

         Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г.  Имперская внешняя политика. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX

  Россия во второй половине XIX - начале XX вв.

Реформы 1860-х - 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие , сословный строй и модернизационные процессы.   Политика контрреформ.  

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема раздела.

Количество часов

Контрольные работы

1

Введение.

1

2

 История Древнего мира

6

3

История средних веков

8

1

4

Русь в IX –XII веках

5

5

Русь в XIII – XV веках

6

6

 Россия в  XVI  веке

1

7

 Россия в  XVII веке

5

1

8

 Новое время

13

1

9

 Россия в конце  XVII- XVIII в.

8

10

 Россия в первой половине XIX  века.

5

1

11.

Россия в  второй  половине XIX  века

11

2

Итого

69

6

Требования к уровню подготовки выпускников

.В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:

 - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

 - периодизацию всемирной и отечественной истории;

 - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

 - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

 - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

 - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

 - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

 - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

 - использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

 - осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643).

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

      1.А.Н. Сахаров , В.И.Буганов  История России . 2 части. М.-2009 г.

      2. Атлас  по  истории Древнего мира.

  3. Атлас по  истории средних веков.

  4.Атлас по Истории России с древнейших времён до конца XVIII  века.

  5. Атлас по Истории России  XIX.

  6.В.В. Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах.

  7. О.Г. Веряскина, Е.Г.Губанова, С.И.Мумикова. Тетрадь-тренажер.

 

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

Содержание урока

Дата

план

Дата

факт

1.

(Ви)* История как наука. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.

02.09.

2.

(Ви)Древнейшая стадия истории человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция.   Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

07.09.

3.

(Ви) Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения.

Архаичные цивилизации древности. Мифическая картина мира.

09.09.

4-5

(Ви) Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций..

Варна, ведизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, «осевое время»

14.09.

16.09.

6-7

(Ви) Античные цивилизации Средиземноморья.

Античность, полис, классическое рабство, демократия, олигархия, охлократия. Патриции, плебеи, республика, плебесцит.

 21.09.

23.09.

8

(Ви) Формирование научной формы мышления в античном обществе.      

Эллинизм, эллинистическая монархия, тирания

28.09.

9

(Ви) Возникновение религиозной картины мира

Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.

30.09.

10

(Ви) Возникновение исламской цивилизации.

 Народа Аравийского полуострова, кочевники-бедуины.

05.10.

11

( Ви)Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Ислам, Мухаммед, Коран, шариат.

07.10.

12-13

(Ви) Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития.

Православие и католицизм .

12.10.

14.10.

14

(Ви) Кризис европейского средневекового общества в XIV - XV вв.

 

19.10.

15

 Контрольное тестирование  по теме «Страны Запада и Востока в древность и Средневековье» .  

21.10.

16

История России - часть всемирной истории. Народы и древнейшие государства на территории России

Переход от присваивающего к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов.  Праславяне.

26.10.

17

Восточнославянские племенные союзы и соседи.

Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

28.10.

18

Русь в IX - начале XII вв

Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения.  Княжеские усобицы.

09.11.

19

Христианская культура и языческие традиции

Контакты с культурами Запада и Востока.  Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

11.11.

20

Причины распада Древнерусского государства

Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.  Русь и Степь. Идея единства Русской земли.

16.11.

21

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Экспансия с Запада.

Включение  русских земель в систему управления Монгольской империи . Золотая Орда. Роль монгольского  завоевания в истории Руси. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

18.11.

22

Восстановление экономики русских земель

Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.  

23.11.

23

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.

Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения Русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.  

25.11.

24

Великое княжество Московское в системе международных отношений.

Принятие Ордой ислама. Автокефалия. Русской Православной церкви.  

30.11.

25

Культурное развитие русских земель и княжеств

Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

02.12.

26

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.

Свержение золотоордынского ига. « Москва-третий Рим».Роль церкви в государственном строительстве.  Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.

07.12.

27

Установление царской власти.

Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.

09.12.

28

Смута.

Пресечение правящей династии. . Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.

14.12.

29

Восстановление самодержавия.

Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права.  

16.12.

30

Новые явления в экономике

Начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.

21.12.

31

Формирование национального самосознания.

Развитие культуры народов России в XV - XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

23.12.

32

Контрольное тестирование по теме «Россия с древних времён до XVII века».

28.12.

33

(Ви) Новое время: эпоха модернизации.

Возрождение (ренессанс), гуманизм, утопия, маньеризм

11.01.

.

34

(Ви) Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

 Капитализм, биржа,старый порядок, трехполье, огораживания, мануфактура

13.01.

35

(Ви) Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

Формирование нового пространственного восприятия мира, изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации.   Торговый и мануфактурный капитализм.

18.01.

36

 (Ви) Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.

Реформация, индульгенции, лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, контрреформация

20.01.

37

(Ви) От сословно-представительных монархий к абсолютизму

Изменение в идеологических и правовых основах государственности.

25.01.

38

(Ви) Буржуазные революции XVII - XIX вв.

Нидерланды, революция, гёзы, Альба, Долгий парламент, Кромвель, пуритане.

27.01.

39

(Ви) Идеология Просвещения и конституционализма.

Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.

01.02.

40

(Ви) Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. 

Промышленный переворот.

03.02.

41

(Ви) Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в..

Основные классы  нового общества.

08.02.

42

(Ви) . Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Черты индустриального общества.

10.02.

43

(Ви) Мировосприятие человека индустриального общества

Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.

15.02.

44

 ( Ви)Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Колония, метрополия, баланс сил, динамическая война. Эволюция системы международных отношений  в конце XV – середине  XIX вв.

17.02.

 

45

(Ви) Контрольное тестирование по теме: «Новое время: эпоха модернизации».

24.02.

46

Петровские преобразования.

Немецкая слобода, Великое посольство, стрелецкий бунт Сенат, коллегии, император.

27.02.

47

Провозглашение империи.

рекрутский набор, регулярная армия,

29.02.

48

Абсолютизм

 Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации.

02.03.

49

Россия в период дворцовых  переворотов.

Верховный тайный совет, кондиции, кабинет министров, бироновщина,

05.03.

50

Упрочение сословного общества.  

просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, жалованные грамоты,

09.03.

51

Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений.

Начало промышленного переворота.

14.03.

52

Русское Просвещение.

«Золотой век» русской культуры

16.03.

53

Движение декабристов.

Северное и Южное общества, Конституция и Русская Правда, суд над декабристами.

21.03.

54

Консерваторы. Славянофилы и западники

Русский утопический социализм,

23.03.

55

Превращение России в мировую державу в XVIII в

Русско-турецкие войны.

04.04.

56-57

Отечественная война 1812 г

Континентальная блокада, Великая армия, Отечественная война, маневр, партизанское движение,

06.04.

11.04.

58

Имперская внешняя политика

 Кавказ, мюридизм, Шамиль.

13.04.

59

Крымская война.

Восточный вопрос, Синопское сражение, оборона Севастополя, герои войны.

18.04.

60

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX

Особенности развития культуры и её достижения.

20.04.

61-62

Реформы 1860-х - 1870-х гг.

Рабочее законодательство, земство, мировой суд, коронный суд, апелляция, всеобщая воинская повинность

25.04.

27.04.

63

Отмена крепостного права.

Выкупные операции, выкупные платежи, надел, отрезки, временнообязанные

04.05.

64

Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве.

Сохранение остатков крепостничества, Отработка, община, рабочий вопрос

11.05.

65

Самодержавие , сословный строй и модернизационные процессы.  

Сословный строй Российской империи в конце XIX  века.

16.05.

66

Политика контрреформ.  

Контрреформы, промышленный подъем

18.05.

67-68

 Контрольное тестирование по теме «Россия в XVIII -  XIX вв.»

23.05.

25.05.

69

 Итоговое тестирование  по теме :      « Россия  и мир с древнейших времён до конца XIXвека»

30.05.

*ВИ – Всеобщая история

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...