Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
- Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 24 января 2012 г. № 39. "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
- Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления
- способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Особенности предмета истории, изучаемого на уровне среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их интегрированное изучение, на основе проблемно-хронологического подхода. Приоритет отдается учебному материалу, связанному с воспитательными и развивающими задачами, важными с точки зрения социализации школьников, приобретения ими общественно значимых знаний, умений, навыков
Содержание предмета.
История как наука.
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.
Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 24.01.2012 N 39)
Всеобщая история
Древнейшая стадия истории человечества
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации древности. Мифическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV - XV вв.
Новое время: эпоха модернизации.
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира, изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII - XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализма. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.
Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв.
История России
История России - часть всемирной истории. Народы и древнейшие государства на территории России.
Переход от присваивающего к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
Русь в IX - начале XII вв.
Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. .
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие Включение русских земель в систему управления Монгольской империи . Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси .Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения Русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Российское государство во второй половине XV - XVII вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. « Москва-третий Рим».Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.
Смута. Пресечение правящей династии. . Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV - XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Россия в XVIII - середине XIX вв.
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX
Россия во второй половине XIX - начале XX вв.
Реформы 1860-х - 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие , сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема раздела. | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Введение. | 1 | |
2 | История Древнего мира | 6 | |
3 | История средних веков | 8 | 1 |
4 | Русь в IX –XII веках | 5 | |
5 | Русь в XIII – XV веках | 6 | |
6 | Россия в XVI веке | 1 | |
7 | Россия в XVII веке | 5 | 1 |
8 | Новое время | 13 | 1 |
9 | Россия в конце XVII- XVIII в. | 8 | |
10 | Россия в первой половине XIX века. | 5 | 1 |
11. | Россия в второй половине XIX века | 11 | 2 |
Итого | 69 | 6 |
Требования к уровню подготовки выпускников
.В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.А.Н. Сахаров , В.И.Буганов История России . 2 части. М.-2009 г.
2. Атлас по истории Древнего мира.
3. Атлас по истории средних веков.
4.Атлас по Истории России с древнейших времён до конца XVIII века.
5. Атлас по Истории России XIX.
6.В.В. Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах.
7. О.Г. Веряскина, Е.Г.Губанова, С.И.Мумикова. Тетрадь-тренажер.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Содержание урока | Дата план | Дата факт | |
1. | (Ви)* История как наука. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. | История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. | 02.09. | ||
2. | (Ви)Древнейшая стадия истории человечества | Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. | 07.09. | ||
3. | (Ви) Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. | Архаичные цивилизации древности. Мифическая картина мира. | 09.09. | ||
4-5 | (Ви) Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций.. | Варна, ведизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, «осевое время» | 14.09. 16.09. | ||
6-7 | (Ви) Античные цивилизации Средиземноморья. | Античность, полис, классическое рабство, демократия, олигархия, охлократия. Патриции, плебеи, республика, плебесцит. | 21.09. 23.09. | ||
8 | (Ви) Формирование научной формы мышления в античном обществе. | Эллинизм, эллинистическая монархия, тирания | 28.09. | ||
9 | (Ви) Возникновение религиозной картины мира | Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе. | 30.09. | ||
10 | (Ви) Возникновение исламской цивилизации. | Народа Аравийского полуострова, кочевники-бедуины. | 05.10. | ||
11 | ( Ви)Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. | Ислам, Мухаммед, Коран, шариат. | 07.10. | ||
12-13 | (Ви) Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. | Православие и католицизм . | 12.10. 14.10. | ||
14 | (Ви) Кризис европейского средневекового общества в XIV - XV вв. |
| 19.10. | ||
15 | Контрольное тестирование по теме «Страны Запада и Востока в древность и Средневековье» . | 21.10. | |||
16 | История России - часть всемирной истории. Народы и древнейшие государства на территории России | Переход от присваивающего к производящему. Оседлое и кочевое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. | 26.10. | ||
17 | Восточнославянские племенные союзы и соседи. | Занятия, общественный строй и верования восточных славян. | 28.10. | ||
18 | Русь в IX - начале XII вв | Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. | 09.11. | ||
19 | Христианская культура и языческие традиции | Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. | 11.11. | ||
20 | Причины распада Древнерусского государства | Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли. | 16.11. | ||
21 | Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. | Включение русских земель в систему управления Монгольской империи . Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. | 18.11. | ||
22 | Восстановление экономики русских земель | Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. | 23.11. | ||
23 | Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. | Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения Русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания. | 25.11. | ||
24 | Великое княжество Московское в системе международных отношений. | Принятие Ордой ислама. Автокефалия. Русской Православной церкви. | 30.11. | ||
25 | Культурное развитие русских земель и княжеств | Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. | 02.12. | ||
26 | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. | Свержение золотоордынского ига. « Москва-третий Рим».Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов. | 07.12. | ||
27 | Установление царской власти. | Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в. | 09.12. | ||
28 | Смута. | Пресечение правящей династии. . Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. | 14.12. | ||
29 | Восстановление самодержавия. | Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. | 16.12. | ||
30 | Новые явления в экономике | Начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в. | 21.12. | ||
31 | Формирование национального самосознания. | Развитие культуры народов России в XV - XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. | 23.12. | ||
32 | Контрольное тестирование по теме «Россия с древних времён до XVII века». | 28.12. | |||
33 | (Ви) Новое время: эпоха модернизации. | Возрождение (ренессанс), гуманизм, утопия, маньеризм | 11.01. | ||
. | |||||
34 | (Ви) Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. | Капитализм, биржа,старый порядок, трехполье, огораживания, мануфактура | 13.01. | ||
35 | (Ви) Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. | Формирование нового пространственного восприятия мира, изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. | 18.01. | ||
36 | (Ви) Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. | Реформация, индульгенции, лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, контрреформация | 20.01. | ||
37 | (Ви) От сословно-представительных монархий к абсолютизму | Изменение в идеологических и правовых основах государственности. | 25.01. | ||
38 | (Ви) Буржуазные революции XVII - XIX вв. | Нидерланды, революция, гёзы, Альба, Долгий парламент, Кромвель, пуритане. | 27.01. | ||
39 | (Ви) Идеология Просвещения и конституционализма. | Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества. | 01.02. | ||
40 | (Ви) Технический прогресс в XVIII - середине XIX вв. | Промышленный переворот. | 03.02. | ||
41 | (Ви) Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.. | Основные классы нового общества. | 08.02. | ||
42 | (Ви) . Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. | Черты индустриального общества. | 10.02. | ||
43 | (Ви) Мировосприятие человека индустриального общества | Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени. | 15.02. | ||
44 | ( Ви)Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. | Колония, метрополия, баланс сил, динамическая война. Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. | 17.02. | ||
| |||||
45 | (Ви) Контрольное тестирование по теме: «Новое время: эпоха модернизации». | 24.02. | |||
46 | Петровские преобразования. | Немецкая слобода, Великое посольство, стрелецкий бунт Сенат, коллегии, император. | 27.02. | ||
47 | Провозглашение империи. | рекрутский набор, регулярная армия, | 29.02. | ||
48 | Абсолютизм | Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. | 02.03. | ||
49 | Россия в период дворцовых переворотов. | Верховный тайный совет, кондиции, кабинет министров, бироновщина, | 05.03. | ||
50 | Упрочение сословного общества. | просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, жалованные грамоты, | 09.03. | ||
51 | Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. | Начало промышленного переворота. | 14.03. | ||
52 | Русское Просвещение. | «Золотой век» русской культуры | 16.03. | ||
53 | Движение декабристов. | Северное и Южное общества, Конституция и Русская Правда, суд над декабристами. | 21.03. | ||
54 | Консерваторы. Славянофилы и западники | Русский утопический социализм, | 23.03. | ||
55 | Превращение России в мировую державу в XVIII в | Русско-турецкие войны. | 04.04. | ||
56-57 | Отечественная война 1812 г | Континентальная блокада, Великая армия, Отечественная война, маневр, партизанское движение, | 06.04. 11.04. | ||
58 | Имперская внешняя политика | Кавказ, мюридизм, Шамиль. | 13.04. | ||
59 | Крымская война. | Восточный вопрос, Синопское сражение, оборона Севастополя, герои войны. | 18.04. | ||
60 | Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX | Особенности развития культуры и её достижения. | 20.04. | ||
61-62 | Реформы 1860-х - 1870-х гг. | Рабочее законодательство, земство, мировой суд, коронный суд, апелляция, всеобщая воинская повинность | 25.04. 27.04. | ||
63 | Отмена крепостного права. | Выкупные операции, выкупные платежи, надел, отрезки, временнообязанные | 04.05. | ||
64 | Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. | Сохранение остатков крепостничества, Отработка, община, рабочий вопрос | 11.05. | ||
65 | Самодержавие , сословный строй и модернизационные процессы. | Сословный строй Российской империи в конце XIX века. | 16.05. | ||
66 | Политика контрреформ. | Контрреформы, промышленный подъем | 18.05. | ||
67-68 | Контрольное тестирование по теме «Россия в XVIII - XIX вв.» | 23.05. 25.05. | |||
69 | Итоговое тестирование по теме : « Россия и мир с древнейших времён до конца XIXвека» | 30.05. |
*ВИ – Всеобщая история
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...