Задание 25 ЕГЭ история 1682-1725 гг
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему

Галемская Наталья Валерьевна

Историческое сочинение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1682-1725_petr_1.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Петр I Великий (1682-1725)

Основные направления деятельности:

1. Азовские походы с целью обеспечения выхода в Азовское море (1695,1696)

2. «Великое посольство» в Европу (1697-1698) с целью ознакомления с жизнью в Европе и поиск союзников для войны с Османской империей

3. Северная война России со Швецией (1700-1721), Прутский поход (война с Османской империей), Каспийский поход (1722-1723)

4. Военная реформа.

5. Реорганизация системы управления государством. Создание Правительствующего Сената. Создание коллегий. Издание «Устава о наследии престола». Издание «Табели о рангах». Создание новой системы территориального деления страны (губер-нии, провинции, дистрикты)

6. Реформирование финансовой и податной системы для обеспечения нужд и потребностей воюющего государства. Введение подушной подати

7. Законодательная деятельность по консолидации дворянского сословия. (Указ «О единонаследии»)

8. Церковная реформа (Создание Святейшего Правительствующего Синода, учреждение должности обер-прокурора Святейшего Синода и издание «Духовного регламента»)

9. Учреждение гильдий и цехов, увеличение числа и развитие вотчинных и посессионных мануфактур

10. Начало европеизации России в бытовой сфере и культурно-духовной сфере

Итоги:

1. Временное утверждение России на Азовском море (до 1711 г.)

2. Создание (1699) и деятельность Северного союза (Дания, Саксония (Речь Посполитая), Россия, Пруссия (с 1714 г.),обеспечившего победу России в Северной войне

3. Победа России в Северной войне. Закрепление за Россией Прибалтики (Лифляндия, Эстляндия, Курляндия) и приобретение Россией выхода в Балтийское море. Приобретение территорий на Каспии. Превращение России в империю

4. Создание регулярной армии и флота. Создание современного русского офицерского корпуса. Формирование рекрутской системы формирования русской армии и повышения её мобильности. Создание правовой базы для функционирования регулярной армии и флота («Устав воинский», «Устав морской»)

5. Формирование «регулярного государства». Превращение воли правящего монарха в основу преемственности власти. Окончательное становление неограниченной самодержавной власти (приобретение российским самодержавием черт европейского абсолютизма). Превращение выслуги военных и гражданских чинов в способ продвижения по службе

6. Улучшение собираемости налогов. Модернизация налоговой системы страны. (В этой связи усиление личной зависимости крепостных крестьян от помещиков). Введение в стране новой денежной системы «Рубль-Гривенник-Копейка»

7. Консолидация дворянского сословия и его превращение в опору государства

8. Установление полного контроля государства над Церковью

9. Создание отечественной базы военной и гражданской промышленности.

10. Усиление эксплуатации основных слоев населения. Углубление религиозного и культурного раскола страны

 

*Сравните оценки, которые давали государственной деятельности Петра I западники и славянофилы.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех

различий).

ОТВЕТ:

1.Могут быть названы следующие общие характеристики:

- Петр I- крупнейший государственный деятель России XVIII в, одна из наиболее ярких фигур в отечественной

истории.

- Петр I- царь-реформатор, с именем которого связано проведение масштабных преобразований, охвативших

все сферы жизни российского общества.

- при Петре I была решена важнейшая внешнеполитическая задача- Россия получила выход в Балтийское

море.

2.Различия:

Западники:

- реформы Петра I – поворотный пункт отечественной истории, благодаря которому Россия движется по

европейскому пути развития.

- заложены основы светской культуры и образования.

- за минимально короткий срок Петр I вывел Россию на новый уровень развития, превратив ее в мощную

державу.

- во всех сферах жизни российского общества были достигнуты крупные успехи.

Славянофилы:

- реформы Петра Iзаставили Россию свернуть с «истинного пути развития»: насильственно были разрушены

традиционные порядки, уклад жизни россиян.

- насильственное насаждение западной культуры в ущерб национальной самобытности.

- усиление крепостнических порядков и деспотическая власть- вот главный результат реформ Петра I

1).Назовите не менее трех направлений проведенных Петром I преобразований. Приведите не менее

трех примеров преобразований в сфере государственного управления.

ОТВЕТ:

Могут быть названы направления проведенных Петром I преобразований: государственно-административные,

социально-экономические, военные, церковные, в сфере культуры и быта.

Могут быть приведены примеры преобразований в сфере государственного управления:

1.упразднение Боярской думы;

2.учреждение Сената;

3.создание коллегий вместо упраздненной приказной системы;

4.образование губерний;

5.упразднение патриаршества и создание Святейшего Синода;

6.изменения порядка престолонаследия;

7.создание новых органов управлении на местах.

2).В каких сферах жизни общества Петром I были проведены преобразования в первой четверти XVIII

в.? Назовите не менее трех сфер. Назовите основные реформы в области государственного

управления (не менее трех).

ОТВЕТ:

1.Могут быть указаны сферы жизни общества:

Политическая (государственное управление), финансовая, военная, социальная, культуры и духовной жизни;

бытовая.

2.В области государственного управления могут быть названы реформы:

Учреждение коллегий, учреждение Сената и Синода, проведение губернской реформы, учреждение городских

магистратов, принятие «Указа о престолонаследии», введение «Табеля о рангах», провозглашение России

империей и др.

3).Назовите причины реформ системы государственного управления в первой четверти XVIII в.( не

менее двух причин). Какие новые органы управления были созданы в указанный период? (назовите не

менее трех таких органов).

ОТВЕТ:

1.Причины реформ: чтобы лучше собирать налоги, необходима была централизованная система управления и

система контроля; максимальная централизация управления и усиление личной власти монарха(для победы в

Северной войне).

2.Новые органы управления: 1711г.-создание Сената; 1717-1721 гг.- создание коллегий; 1721 г.- создание

Синода;

4).Какие изменения произошли в положении социальных групп российского общества в первой

четверти XVIIIв.? Назовите не менее трех изменений. Укажите не менее трех законодательных актов

социальной политики Петра I.

ОТВЕТ:

1.В 1714 г. издан Указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской

вотчиной. Указ ознаменовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс(дворяне)

2.В 1722 г.издание Табели о рангах, разделивший военную, гражданскую и придворную службу. Так

господствующий слой укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей

других сословий.

3.1718-1724 гг.- подушная перепись мужского населения.(население России составляло 15 млн.чел., 3% -

жители городов.

4.1721 г. был создан Главный магистрат(горожане подразделялись на отдельные категории, оставались

сословными группами феодального общества).

5.1724 г.- указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без их письменного

разрешения(положено начало паспортной системе в России).

5).Сравните положение дворян-помещиков и бояр-вотчинников. Запишите ответ в форме таблицы.

ОТВЕТ:

Общее: и бояре, и дворяне были землевладельцами, на землях которых работали крестьяне; они были

служилыми людьми «по отечеству» и должны были служить в царском войске.

Различия: бояре: владели вотчинами- крупными наследственными земельными владениями. Занимали

руководящие посты в государстве. Дворяне: владели сравнительно небольшими поместьями, которые

получали от царя за службу. В случае прекращения службы дворяне теряли поместья. Они не могли

продавать, дарить или передавать по наследству свои поместья. Могли занимать некоторые важные

должности.

6).Ниже приведены две точки зрения на значение преобразований Петра I:

1.Славянофилы в середине XIX в. Резко отрицательно оценили преобразования Петра I , возложив на

них ответственность за всесилие бюрократии и ужасы крепостничества.

2.Многие исследователи считают, что преобразования Петра I были подготовлены всем

предшествующим развитием, они способствовали преодолению отставания России от развитых

стран, превращению ее в великую европейскую державу.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не

менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную

вами точку зрения.

ОТВЕТ:

При выборе первой точки зрения:

- в правление Петра в России окончательно сложился абсолютизм, неразрывно связанный с формированием

бюрократии, бюрократического аппарата управления страной.

- при проведении преобразований усилилось крепостничество, несвобода всех сословий, в том числе

дворянства.

- одним из последствий реформ Петра I стал культурный раскол российского общества на европеизированную

элиту и массу населения, чуждого новым европейским ценностям.

- основным методом проведения преобразований было насилие, применявшееся в отношении всех слоев

общества, опора на карательную мощь государства.

При выборе второй точки зрения:

- реформы Петра I опирались на те изменения во всех сферах жизни страны, которые произошли в середине и

второй половине XVII в. В царствование его отца Алексея Михайловича.

- в результате Петровских преобразований был сделан значительный шаг в развитии экономики

(мануфактуры, политика протекционизма, развитие национального производства и др.). государственного

управления (провозглашение империи, коллегии, Сенат и др.).

- российская культура обогатилась новейшими для того времени достижениями европейской науки, искусства,

образования (открытие школ. Издание первой печатной газеты, создание Академии наук и др.).

- петровские преобразования в области военного дела создали армию, которая сумела завоевать выход к

Балтийскому морю и превратить Россию в одну из сильнейших держав.

Преобразования Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием, они способствовали преодолению отставания России от разных стран Европы, превращению её в великую европейскую державу. Реформы Петра I опирались на те изменения во всех сферах жизни страны, которые произошли в середине и второй половине XVII в. в годы царствования его отца Алексея Михайловича; 2. петровские преобразования в области военного дела создали армию, которая сумела завоевать выход к Балтийскому морю и превратить Россию в одну из сильнейших держав Европы; 3. в результате Петровских преобразований был сделан значительный шаг в развитии государственного управления (Сенат, коллегии, провозглашение империи и др.), экономики (мануфактуры, развитие национального производства, политика протекционизма и т.д.) 4. благодаря реформам Петра I российская культура обогатилась новейшими для XVIII в. достижениями европейской науки, образования, искусства. (открытие школ, издание первой печатной газеты, создание Академии наук и т.д.)

Значение преобразований эпохи Петра I имеет резко отрицательный характер, поскольку на реформы Петра I возлагается вся ответственность за всесилие бюрократии и ужасы крепостничества. Основным методом проведения преобразований было насилие, применявшееся в отношении всех слоев общества, опора на карательную мощь государства; 2. в годы правления Петра I в России окончательно сложился абсолютизм, неразрывно связанный с формированием бюрократии (бюрократического аппарата управления государством); 3. при проведении реформ усилилось крепостничество, а также несвобода всех сословий, в том числе дворянства; 4. последствием реформ Петра I был культурный раскол российского общества на европеизированную элиту и массу населения, которой новые европейские ценности были чуждыми.

Резкие приемы проведения реформ ничем не оправданы, многие

реформы были бесплодны, носили негативный характер, способствовали формированию в общественном

развитии противоречий, чреватых мощным взрывом. Аргументы.

1.Петр разрушил традиционные национальные устои;

2.Заимствование западного образа жизни было выборочным, поверхностным, различия между Россией и

странами Запада в политическом и социально-экономическом строе сохранялись и даже углубились;

3.Стана понесла в ходе реформ огромные людские и материальные потери;

4.Петр не провел самую важную реформу: не отменил крепостное право, усиливается эксплуатация

собственного населения традиционными методами;

5.Были свернуты капиталистические тенденции в экономике;

6.Производство, основанное на государственном принуждении, сохраняет экстенсивный феодальный

характер;

7.Происходит огосударствление общественной жизни. Формируется система тотального контроля царя за

населением, усиливается самодержавие, централизация и бюрократизация управления, регламентируется не

только государственная жизнь, но и личная, государство противопоставляется обществу;

8.Культурное обособление образованного меньшинства от большинства, хранившего верность заветам

старины, петровские преобразования нанесли урон культуре, прервалась традиция, без которой культура жить

не может.

Аргументы для оценки, изложенной в задании: В исторической науке существует мнение, что жестокие меры проведения петровских реформ

оправдываются их прогрессивным характером.

1.реформы ускорили развитие России. Привлекли к экономическому подъему;

2.реформы в области культуры (в частности поездки на учебу за границу) способствовали приобщению

россиян к достижениям западной культуры;

3.выход России к берегам Балтийского моря способствовал развитию промышленности, торговли. Повышению

обороноспособности и международного авторитета страны;

4.создание армии и флота способствовало усилению обороноспособности страны.

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности

Результаты

Усиление царской власти.

Дальнейшая централизация власти. Контроль царя за всеми сферами жизни.1721- царь стал называться императором, что значительно повысило его роль в стране .1722-Указ о престолонаследии: император сам назначал наследника , исходя из интересов государства.

Совершенствование системы  государственного и местного управления.

1.Реформы центрального управления: вместо Боярской думы  сначала создана Ближняя канцелярия , а затем в 1711 созданПравительствующий Сенат; вместо 44 приказов- 11 ( затем 14) коллегий  в 1717-1721;1720- Генеральный регламент, документ, закреплявший  принципы коллегиальности и определявший функции коллегий.

  1. Реформы местного управления: создание Ратуши в Москве и земских избв городах в 1699-1700; административная реформа 1708-1710, по ней страна разделена на 8 губерний, во главе — губернатор. С 1719-трёхзвенная система местной власти: уезд-провинция- губерния.(1 привинция = 5 дистриктам,с нем. Районам, так с 1719 назывались уезды, с 1727- возвращено название уездов).

1714-появление фискалов — чиновников, осуществляющих  контроль за деятельностью учреждений и лиц в финансовой и судебной деятельности.

1718-учреждена Тайная канцелярия (политический сыск).

1720- создан Главный магистрат, главное учреждение над магистратами других городов (это органы самоуправления в городах)

Формирование бюрократического аппарата, способного решить поставленные задачи.

1714- Указ « О единонаследии», по которому имение предавалось в наследство старшему сыну. Остальные должны служить стране.1722- Табель о рангах, позволяющий поддерживать талантливых людей из разных сословий. По нему 8 ранг давал право на потомственное дворянство.Появление коллегий, административное деление страны значительно увеличило бюрократический аппарат.

Ухудшение положения крестьян.

Насильственная работа на предприятиях (приписные и посессионные крестьяне).1724- запрет крестьянам уходить на заработки без разрешения помещиков.Вводилась паспортная система.Крестьяне без  паспорта не имели права удаляться далее 30 вёрст, а получить их не было возможности, так как выдавали паспорта порой за 100 км.Итогом стали многочисленные выступления народа, наиболее значительные: Астраханское восстание  в 1705-1706 и восстание  под  предводительством К.Булавина в 1708-1709 г.

Проведение церковной реформы.

1721- создание Синода, руководящего церковью.  Ликвидация патриаршества, во главе Синода — светский человек, обер-прокурор.

Укрепление обороноспособности и военной мощи страны, проведение военной реформы.

1696- создание военно-морского флота.1705- создание регулярной армии. Введение рекрутских наборов. Пожизненная служба крестьян-рекрутов.1725- сознание одновременно нерегулярной армии.Появление многих учебных заведений, готовящих офицеров армии ( 1701-первая артиллерийская школа в Москве , 1712- в Петербурге,  1698-первое мореходное училище в Азове. 1701- в Москве школа навигационных  и математических наук, где готовили кадры для армии, и др).Для дворян служба становилась пожизненной.1716- «Устав воинский», о порядках в армии. Особенно морально – нравственных качествах солдат и офицеров.1718-1722-« Устав морской» и « Регламент адмиралтейский».1707- в Москве появился первый военный госпиталь.

Совершенствование финансовой системы.

Накопление золотого запаса страны.1704- денежная реформа. Уменьшение содержания драгоценных металлов в монетах. Появились медные деньги.1711-денежная реформа, чеканка золотых, серебряных и медных монет.1718-1724-перпись населения, введение нового вида налога- подушной подати.

Дальнейшее развитие промышленности

Создавались новые промышленные центры, новые отрасли( судостроение, стеклоделие, производство бумаги).1699-первый на Урале железоделательный завод Виниуса.
Создавались государственные металлургические заводы на Урале-1723-1725-казённые медеплавильные заводы .1700-начало разработок Нерчинских рудников1716-железоделательный завод Демидовых в Тагиле.1723-1725-казённые медеплавильные заводы на УралеПоощрялось частное предпринимательство.1719- указ о передаче убыточных государственных предприятий в частные руки.

Поддержка отечественной торговли.

Проводилась политика меркантилизма и протекционизма,1703-в Санкт-Петербурге появилась первая биржа купцов.1721- торговый устав1724- первый протекционистский таможенный тариф.Строились каналы и пути сообщения, позволяющие активно вести торговлю.

Начинается формироваться государственная политика в области образования, способствующая его дальнейшему развитию.

Формируется система профессионального образования.Однако в учебные заведения, где обучались будущие офицеры, могли поступать только дети дворян.Обучение для дворян стало обязательным. Без диплома об образовании священники не могли дать право заключать брак.Усиление светских начал в образовании.1696- Указ о посылке за границу дворянских детей для учёбы.

Поддержка научных открытий, создание условий для научной деятельности в России.

Подготовлено открытие Академии наук России. Однако Пётр не успел сделать этого, открыта Академия в год смерти императора – в 1725 году – Екатериной 1.1699-открытие сподвижником Петра 1 П. Брюсом навигацкой школы- там изучалась астрономия.1702- на Сухаревской башне оборудована первая в России обсерватория1700- составлена Брюсом первая в России карта звёздного неба. А с 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.1703- выпуск « Арифметики» Л.Магницкого , эту книгу М.Ломоносов назовёт « вратами учёности».1712-1725- А.Мартов первым в мире изобрёл и построил токарный станок.1724- первая  русская подводная лодка( механик Никонов)С 1722- начался сбор материалов по истории России.

Дальнейшее открытие месторождений полезных ископаемых и их переработка

1700- создана горноразведочная служба, цель которой — поиск полезных ископаемых.1703- на Урале крестьянином Шиловым было открыто меднорудное месторождение.1714-в Петрозаводске были открыты минеральные воды мастером Рябовым.На юге России месторождение каменного угля в начале 20-хг. открыл рудознатец Григорий Капустин. Тогда же бурый уголь найден в Подмосковье.

Дальнейшее развитие культуры.

Насильственное насаждение образа жизни по западному образцу.1700-перход на новое летосчисление.1708- введение гражданского, более облегчённого шрифта.1719- создание первого музея- Кунсткамеры.1702- выходит первая печатная периодическая газета « Ведомости».1702- начало массового приобщения к театру( открыт в Москве общедоступный театр)1714- открыта первая публичная библиотека.1717- появился свод правил поведения за столом и других общественных местах – « Юности честное зерцало».1718- начали организовываться ассамблеи- светские балы, встречи, приобщение дворян к европейскому образу жизни высшего света, впервые приглашались женщины.

Новаторство в архитектуре: впервые Санкт-Петербург строится по плану, появились дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.

Расцвет живописи, особенно портретной ( А.Матвеев, И.Никитин)

2. Внешняя политика

Направления деятельности

Результаты

Южное направление.Цель : добиться выхода к Чёрному морю, присоединить территории.

1695-первый Азовский поход, неудачный, так как не было флота.1696-второй Азовский поход.  Удачный. За зиму был создан  флот. Взят Азов, построена крепость Таганрог.1697-1698- Великое посольство в Европу с целью найти союзников для борьбы против Турции. Не решило задач. В состав посольства входило 250 человек, среди них Лефорт, Головин, Возницын; Пётр I под именем урядника Петра Михайлова.1699-Карловицкий конгресс, подписан мир с Турцией на два года.1700-Константинопольскиое перемирие на 30 лет.1710-1713- русско-турецкая война. Турция требует возвращения Азова.1711-Прутский поход. Русская армия окружена турками на реке Прут, около Ясс. Ясское перемирие, по которому Россия уходит из Молдавии, возвращает Азов, уничтожает Азовский флот, крепость Таганрог и другие.1724- Константинопольский договор с Турцией. Россия признала завоевания Турции в Закавказье, а Турция- завоевания России в Прикаспии.

Северное направление.Цель: добиться выхода к Балтийскому морю, присоединить территории.

1699-Севрный союз ( Россия, Дания, Саксония)1700-1721- Северная война со Швецией.Ноябрь 1700- поражение под Нарвой.1702-Взятие Миренбурга и Нотебурга( Шлиссельбурга)1703-взятие Ниеншанца1704-взятие Навры и Дерпта1706-Альтранштадтский мир между Швецией и Польшей, по которой Польша разрывала отношения с Россией и обязалась помогать Швеции.28 сентября 1708 — сражение у деревни Лесной, крупная победа России.27 июня 1709- Полтавская битва. Победа России.

1710-взятие Риги, Выборга, Ревеля.

1710- первая морская победа — Гангутскийбой.

1718-1719-Аландский конгресс ,по которому Швеция и Россия хотели завершить войну. Однако смерть Карла 12 и приход к власти новых лиц не позволили подписать мирный договор, хотя он был значительно мягче для шведов, чем Ништадский мир.

1720-Гренгамский бой, победа России.

1721- Ништадский мир со Швецией. По нему Россия закрепилась на Балтийском море от Выборга до Риги( это часть Карелии, Ингрия,  Эстляндия — Эстония,  Лифляндия- Латвия, за западные территории Россия выплатила 1.5 млн. рублей. Финляндия возвращалась в состав Швеции.

Южное направление.Цель — закрепление на берегах Каспийского моря.

1722-1723 – русско-персидская война.Персия признала право России на западное и южное побережье Каспийского моря.1722-каспийский (персидский) поход Петра 1. Взят Дербент.1723- поход возобновлён , завоёваны южное и западное побережье Каспийского моря( Баку, Решт, Сальян)1723-Петербурсгкий договор с Персией, по которому Россия закрепляет за собой завоёванные территории.

Восточное направление: стремление обеспечить торговый путь с Индией,

1716-1717- экспедиция князя А.Бековича- Черкасского в Среднюю Азию( Хивинский поход). Неудачный, гибель князя. Завершение похода. Восточное направление не очень интересовало Петра, так как главное для него было — добиться выхода к Балтийскому и Чёрному морям.

Например, М. Щербатов полагал, что без Петра Россия прошла бы такой путь за двести лет, а Карамзин считал, что царь за двадцать пять лет сделал то, что другие бы не сделали и за шесть веков. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/163535/spodvijniki-petra-spisok-blijayshie-spodvijniki-petra


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Виды и формы домашнего задания по истории"

Выступление на педагогическом совете. февраль 2010 год. Тема: Виды и формы домашнего задания""...

Тестовые задания по истории «История России XV-XVII вв»

Тест на проверку знаний исторических понятий и терминов История России XV-XVII вв.Инструкция к тесту. Тест содержит 12 вопросов.При выполнении заданий теста внимательно простите вопрос, отм...

ЕГЭ история. 25 задание по истории.

Разбор 25 задания (опираясь на критерии). Также прилагается презентация к этому заданию. Задание является новым, впервые появилось в  2016 году....

Элективный курс по истории для 11 класс "Технология выполнения тематических заданий по истории России при подготовке к ЕГЭ"

     Программа элективного курса призвана сделать данную подготовку более системной и эффективной. Использование образцов контрольных измерительных материалов (КИМов) позвол...

Задания по истории 7 класс. История нового времени

задания по терминам , датам и личностям . МОгут быть использованны на уррках истории Нового времени...

Олимпиадные задания по истории (школьный этап) по истории для 8 класса

Предложенный вариант включает в себя разнообразный вид заданий, позволивший определить степень сформированности знаний о у обучающихся по данному предмету....

Ответы на задания по истории банка ФИПИ раздел "Новая история" (9 класс ОГЭ)

Данная разработка содержит ответы на тестовые задания по истории из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ (9 класс) раздел "Новая история".  Материал может быть полезен как учителям, так и...